Введение 3
Глава 1. Трансформация образа принцессы Дианы в XX в 5
1.1. Категория образа в исследовательской литературе 5
1.2. Образ принцессы Дианы в общественном сознании британцев 12
Глава 2. Подходы к освещению жизни общественных деятелей в британской прессе 24
2.1. Особенности качественных и массовых изданий Великобритании 24
2.2. Подходы к освещению жизни общественно значимых фигур в
британских СМИ 35
Глава 3. Анализ публикаций о принцессе Диане в изданиях “The Times”, “Financial Times” и некоторых массовых изданиях 47
3.1. Образ в “The Times” 47
3.2. Образ в “Financial Times” 51
3.3. Образ в массовой прессе 55
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 1. Тексты качественных изданий 64
Приложение 2. Тексты массовых изданий 67
Актуальность исследования. В связи с тем, что сегодняшнее функционирование медиа во всем мире неразрывно связано с созданием образа (человека, явления и т.д.) в сознании аудитории, представляется важным выяснить особенности этого процесса. Осмысление проблемы на примере широко известных ньюсмейкеров представляет особый интерес. Освещение их жизни и деятельности создает уникальную медиаисторию, которая, в свою очередь, не только вызывает постоянный интерес публики, но и, закрепляясь за ними, составляет образ, по сути - вторую биографию. Такой персоной для Великобритании стала принцесса Диана Уэльская, являвшаяся не только принцессой, но и народным символом Соединенного Королевства, чему во многом способствовало постоянное внимание к ней средств массовой информации. Выбор именно этой личности обусловлен не только феноменальной популярностью принцессы, но также и культурной спецификой страны, во многом определяемой монархическими традициями.
В работе предпринимается попытка описать создание образа принцессы Дианы, выявить отношение британского народа к данной фигуре и тем самым восполнить пробел исследований по данной проблематике.
Цель исследования - изучить особенности образа принцессы Дианы в британских СМИ.
Для достижения поставленной цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
- проанализировать трансформацию образа принцессы Дианы в XX в.;
- выявить основные подходы к освещению жизни и деятельности общественно значимых фигур в британских СМИ;
- проанализировать особенности освещения жизни и деятельности принцессы Дианы в СМИ Великобритании
Объектом исследования являются публикации о принцессе Диане в британских газетах “The Times ”, “Financial Times” и некоторых массовых изданиях.
Предметом исследования является специфика освещения жизни и деятельности принцессы Дианы в газетах “The Times”, “Financial Times” и некоторых массовых изданиях.
Теоретико-методической базой исследования стали труды по теории журналистики Л. Е. Кройчика, М. Н. Кима, С. Г. Корконосенко, К. Спаркса и П. Бромхеда, методические пособия по истории западной журналистики Ю. М. Лучинского, В. С. Соколова и С. М. Виноградовой, учебники и статьи по теории коммуникации А. Г. Блудовой, Д. П. Гавры, Д. Маккуэйла и А. Тэна а также работы Я. Г. Синицыной, Г. Я. Солганика и Г. А. Орлова, посвященные лингвистическим аспектам британских медиа.
В основе работы лежат принципы методов содержательного и количественного анализа, автор обращается к оценке языковых особенностей текста и проявления авторской позиции.
Эмпирической базой исследования послужили материалы газет “The Times ”, “Financial Times” и частично некоторых массовых изданий.
Хронологические рамки исследования: январь - август 1997 г. Выбор обусловлен тем, что именно это время было пиком благотворительной активности принцессы Дианы. Внимание британского народа к ее фигуре в данный период было очень сильно: СМИ освещали как общественную, так и частную жизнь принцессы.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения
В настоящей работе была сделана попытка выяснить, в чем заключалась специфика формирования медиаобраза публичных персон- ньюсмейкеров, как именно освещение их жизни и деятельности создавало медиаисторию, которая вызывала интерес у читательской аудитории и составляла важную часть тотального образа в общественном сознании. В частности, речь шла об образе принцессы Дианы Уэльской.
В теоретической части было выявлено, что на формирование образа влияли как определенные ключевые моменты биографии принцессы, личная история и открытый стиль общения, так и ее активная социальная и гуманитарная деятельность, постоянно освещаемая британскими средствами массовой информации. Безусловное влияние на процесс оказали и монархические традиции Великобритании, повлиявшие на формирование позитивного отношения британцев к принцессе. Однако наиболее веским среди названных факторов является освещение жизни и деятельности принцессы Дианы в британских медиа - как массовых, так и качественных СМИ.
В ходе исследования были выявлены особенности публикаций об известных общественных деятелях в разных типах британских изданий, после чего эти суждения подтверждены анализом эмпирического материала. Были проанализированы тексты качественных газет “The Times”, “Financial Times”, а также частично тексты некоторых массовых изданий. Был сделан вывод о том, что качественные издания, в целом, стремились к созданию положительного образа представителя королевской семьи, близкого и понятного британцам благодаря достаточно широкому выбору тем. Однако в них не идеализировалась личность Дианы: в освещении прослеживалось стремление к объективности. В то же время образ в массовой прессе был более эмоциональным в силу интереса авторов преимущественно к частной жизни принцессы.
Итак, медиаобраз принцессы Уэльской в проанализированных изданиях можно охарактеризовать как позитивный, складывавшийся из ее безусловной открытости публике. Поэтому вполне справедливо считать признание британским народом принцессы Дианы и феномен «народной» принцессы отнюдь не случайными.
1. Антонова. Т. В. Дух Мильтона в России// Открытая политика. 1996. Вып. 11/12. С. 76-81
2. Арнольд. И. В. Стилистика английского языка // [s.a.] URL:
http://bugabooks.com/book/256-stilistika-sovremennyj-anglijskij-yazyk/2-
annotaciya.html
3. Блудова. А. Г. Имидж политика в массовой коммуникации// Вестник Южно-Уральского государственного ун-та. 2006. Вып. 3, С.107-110.
4. Большой энциклопедический словарь// [s.a] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3 p/217086
5. Брэдфорд С. Диана. Лондон, 2007
6. Бывший секретарь Букингемского дворца Дики Арбитер: «За 80 лет королева ни разу не надела мини-юбку»// Известия. 24.04.2006. URL: http://izvestia.ru/news/313185
7. Гавра. Д. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. СПб, 2011
8. Гавра Д. П. Социология коммуникации// [s.a.] http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2013 4/Gavra 2013 4.pdf
9. Квеско Р Б., Квеско С. Б. Имиджелогия. Томск, 2008
10. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения// [s.a] URL:http://evartist.narod.ru/text/78.htm#з 01
11. Князев А. А. Энциклопедический словарь // [s.a.] URL: http://www.evartist.narod.ru/text16/069.html
12. Корконосенко С. Г. Основы журналистики // [s.a.] URL: http://knigi.link/uchebniki-jurnalistika/kachestvennaya-massovaya-pressa-5062.html
13. Корконосенко С. Г. Теория и практика средств массовой коммуникации. СПб, 2009
14. Кройчек. Л. Е. Система журналистских жанров // [s.a] URL: http://evartist.narod.ru/text5/64.htm
15. Крысько. В. Г.Этнопсихологический словарь._М, 1999
16. Лучинский Ю. М. Очерки истории зарубежной журналистики // [s.a.]
URL:http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Gurn/luch/02.php
17. Общественное сознание // [s.a.] URL:
http://psychology pedagogy.academic.ru/11454/%D0%9E%D0%91%D0%A9%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%95%D0%9D
%D0%9D%D0%9E%D0%95
18. Орлов Г. А. Современная английская речь: Учеб. пособие для вузов по спец. «Англ.яз. и лит-ра». М, 1991
19. Принцесса Диана. Жизнь, рассказанная ею самой. Электронный ресурс // [s.a.]http://www.e-reading.club/bookreader.php/1032992/Diana-
Princessa Diana.Zhizn,rasskazannaya eyu samoy.html
20. Пруцков Г. В. Введение в мировую журналистику// [s.a.] Электронный ресурс. URL:http://evartist.narod.ru/text4/42.htm
21. Савицкий В. А. Игровое моделирование социальной реальности// Медиаскоп. 04.06. 2010. Вып.2. URL:http://www.mediascope.ru/node/570
22. Синицына Я. Г. Прагматические параметры экспрессивности английского газетного текста: Автореф.дис.канд.филол.наук. М, 1993
23. Соколов В. С., Виноградова С.М. Периодическая печать Великобритании// [s.a.] URL:http://www.evartist.narod.ru/text16/070.htm#з 08
24. Солганик Г. Я. Общие особенности языка газеты // Язык средств массовой информации и пропаганды / Под ред. Д.Э.Розенталя. М, 1980
25. Стенограмма интервью леди Дианы для программы BBC «Панорама» // [s.a.] URL:http://soro.narod.ru/Articles/bbc.htm
26. Ушаков. Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка// [s.a] URL:http://www.classes.ru/all-russian/russian- dictionary-Ushakov-term-37476.htm
27. Философская энциклопедия// [s.a] URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc philosophy/4605/%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97
28. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики// [s.a] URL: http://www.evartist.narod.ru/text3/82.htm
29. Bromhead P. Life in Modern Britain. London, 1991
30. Elementary education act 1870 // [s.a.] URL:
http://www.educationengland.org.uk/documents/acts/1870-elementary-education-act.html
31. English Bill of Rights 1689. An Act Declaring the Rights and Liberties of the Subject and Settling the Succession of the Crown// [s.a.] URL:
http://avalon.law.yale.edu/17th century/england.asp
32. How princess Diana crippled the case for land mines. Newsweek special edition. 24.10.2015. URL:http://europe.newsweek.com/princess-diana-diana-william-harry-prince-william-prince-harry-royal-family-335391?rm=eu
34. McLean A. Profile UK. London, 1993
35. Monarchy/Royal family trends - most liked members of the royal family// 19
November 2012. URL:https://www.ipsos-
mori.com/researchpublications/researcharchive/poll.aspx?oItemId=2412&view=wide
36. Monarqiua. La vision de historiador. En fantasma de Lady Di // [s.a.] URL: http://www.elmundo.es/cronica/2002/370/1037617541.html
37. Princess Diana. Biography // [s.a.] URL: http://www.imdb.com/name/nm0697740/bio
38. Queen of hearts// People. 15.09.1997. URL:
http://www.people.com/people/article/0,,20123167,00.html
39. Stepchenkova_S., Eales. J. Destination image as quantified media messages:The effect of news on tourism demand //Journal of Travel Research. 2011. №. 2. С.198-212.
40. Sparks C. The Popular Press and Political Democracy // Culture and Power. A Media, Culture and Society Reader / ed. by P.Scannell. London, 1994
41. Support for monarchy is all the time high// [s.a.] URLhttps://www.ipsos-mori.com/researchpublications/researcharchive/2973/Support-for-monarchy-is-at-all-time-high.aspx
42. Tan A. Mass communication theories and research. London, 1985
43. The house of Windsor from 1952. Diana, Princess of Wales// [s.a.] URL: http://www.royal.gov.uk/HistoryoftheMonarchy/The%20House%20of%20Windsor%20from%201952/DianaPrincessofWales/Childhood.aspx
44. The Writer's Handbook 2000 / ed. by B.Turner. London, 2001
45. Top 200 Newspapers in the world// [s.a.] URL:http://www.4imn.com/top200/