Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ ПРОФИЛИ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА

Работа №72004

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
360
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УСТРАНЕНИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ ПРОФИЛИ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА
1.1. Традиционный и морфологический принципы русской орфографии в контексте возникновения дизорфографии 7
1.2. Влияние профилей латеральной организации мозга на овладение устной и письменной речью 16
1.3. Современное состояние коррекционной работы по устранению дизорфографии 24
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРОФИЛЯМИ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА
2.1. Изучение проявлений дизорфографии у младших школьников с общим
недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга 32
2.2. Разработка направлений логопедической работы по устранению
дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с различными профилями латеральной организации мозга 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 65


Успешное овладение орфографическими знаниями, умениями и навыками лежит в основе усвоения учебных программ по различным предметам. Орфографически правильное письмо является важнейшим не только для школьной адаптации, но и в целом для приобщения к языковой культуре. За последние десятилетия заметно возросло число детей, испытывающих трудности в обучении. Одним из проявлений школьной неуспеваемости является стойкое нарушение в усвоении и использовании правил орфографии.
До недавнего времени все случаи нарушений письма, проявляющиеся в большом количестве орфографических ошибок, даже если они носили стойкий характер, рассматривались как неспецифические и не становились предметом логопедического воздействия. Это объяснялось тем, что орфографические ошибки рассматривались как проявление школьной неуспеваемости или некачественного обучения. Преодолевались подобные нарушения, как правило, силами учителей русского языка.
Отметим, что почти все логопеды в своей практике обращали внимание на орфографические ошибки в письме детей и в структуру занятий по преодолению дисграфии включали коррекцию орфографических ошибок. Но в то же время целенаправленная работа по преодолению затруднений детей в усвоении орфографии логопедами не проводилась. В последнее десятилетие появились исследования, относящие стойкое безграмотное письмо к проявлениям общего недоразвития речи. Проблемой стойких орфографических ошибок заинтересовались логопеды, нейропсихологи. Данному нарушению присвоен термин дизорфография.
В настоящее время дизорфография является наименее изученным проявлением нарушений письма. Выявляется большое количество детей, имеющих стойкое тотальное количество именно орфографических ошибок, причём, общих для речевой группы детей.
Исследованию дизорфографии в отечественной науке отведено особое место. Ее исследованием занимались: О.И. Азова, Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова, О.Б. Иншакова, А.А. Назарова, Т.Г. Визель и др.
Р.И. Лалаева и И.В. Прищепова приводят общее определение и раскрывают сущность дизорфографии. Ряд работ по теоретическому и практическому исследованию дизорфографии принадлежит О.И. Азовой, которая отмечает, что основную категорию детей с дизорфографией составляют ученики 3-4 классов школ, в то время как большинство исследований обращается к исследованию дизорфографии на начальных этапах овладения детьми орфографией.
В последнее время активно изучается специфика межполушарного взаимодействия у детей с нарушениями речи, что позволяет прогнозировать особенности дальнейшего развития письменной речи и определять пути эффективной коррекционной помощи.
Вопросы взаимосвязи межполушарной асимметрии с разными сторонами психической деятельности рассматривали в своих работах такие отечественные ученые, как Б.Г. Ананьев, Н.П. Бехтерева, Н.Н. Брагина, В.Л. Деглин, Т.А. Доброхотова, Е.Д. Хомская и др.
Активно изучается вопрос о связи нарушений речи с разной выраженностью латеральных признаков (Т.В. Гудкова, Е.И. Николаева). Имеются также исследования, которые подтверждают взаимосвязь между особенностями профиля латеральной организации (ПЛО) и нарушениями письменной речи (М.М. Безруких, Г.М. Вартапетова, О.Б. Иншакова и др.).
Однако взаимосвязь ПЛО и дизорфографии остается недостаточно изученным вопросом, поэтому выбранную нами тему «Направления логопедической работы по устранению дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи, имеющих разные профили латеральной организации мозга», можно рассматривать как актуальную.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по устранению дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи, имеющих разные профили латеральной организации мозга.
Цель работы - определить направления логопедической работы по устранению дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи с разными профилями латеральной организации мозга.
Объектом исследования являются проявления дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи, имеющих разные профили латеральной организации мозга.
Предмет исследования - направления логопедической работы по устранению дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи, имеющих разные профили латеральной организации мозга.
Гипотеза исследования: младшие школьники с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в процессе формирования орфографических навыков, что проявляется в различной степени дизорфографии; при определении направлений логопедической работы по устранению дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи необходимо учитывать их профили латеральной организации мозга.
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа лингвистической, психолого-педагогической литературы обосновать проблему устранения дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи, имеющими разные профили латеральной организации мозга.
2. Выявить особенности проявления дизорфографических ошибок у младших школьников с общим недоразвитием речи в зависимости от их профиля латеральной организации мозга.
3. Определить направления логопедической работы по устранению дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи, имеющими разные профили латеральной организации мозга.
Теоретико-методологическая основа исследования. В своем
исследовании мы опираемся на ряд концептуальных положений. Исследования в области изучения дизорфографии, определение и сущность этого нарушения (Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова, О.И. Азова, А.Н. Корнев). Исследования в области связи общего недоразвития речи с трудностями в овладении орфографией (И.К. Колповская; Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова,
И.В. Прищепова; И.Н. Садовниковаи др.). Исследования межполушарной асимметрии, и ее влияние на познавательные способности человека (Н.П. Бехтерева, Н.Н. Брагина, В.Л. Деглин, Т.А. Доброхотова, В.И. Голод, Е.Д. Хомская). Исследования, посвященные изучению влияния профилей латеральной организации мозга на овладение устной и письменной речью (Г.М. Вартапетова, О.Б. Иншакова, М.М. Безруких).
В работе используются следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение лингвистической, психолингвистической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности (анализ детских
письменных работ), тестирование на определение индивидуальных профилей латеральной организации мозга; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Белгорода.
Структура исследования: ВКР работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературы по теме исследования показал, что в последние годы, в отечественной специальной педагогики и психологии, активно изучается учет специфики межполушарного взаимодействия у детей с нарушениями речи, который позволяет прогнозировать особенности дальнейшего развития письменной речи, и возможности оказания более эффективной коррекционной помощи.
Имеются исследования, которые подтверждают взаимосвязь между особенностями профиля латеральной организации (ПЛО) и нарушениями письменной речи.
В процессе нашего исследования мы выявили, что все обследуемые дети имеют дизорфографию. Наибольшее количество детей было с легкой степенью выраженности дизорфографии, чуть меньше с тяжелой и небольшое количество детей со средней степенью выраженности дизорфографии.
Анализ проведенного нами исследования позволил выделить группы и виды профилей латеральной организации мозга младших школьников с ОНР.
Так, в группе детей с ОНР было выявлено преобладание «абсолютных правшей» и «смешанных профилей», в меньшей степени было выявлено «абсолютных левшей», «преимущественных левшей» и «преимущественных правшей».
Наибольшее количество дизорфографических ошибок допускают дети с профилями ЛЛЛЛ, у всех этих детей была выявлена тяжелая степень выраженности дизорфографии, а наименьшее количество дизорфографических ошибок допускают дети с профилями ПППП, ПППЛ, у них наблюдалась легкая или средняя степень выраженности дизорфографии.
Установить взаимосвязь между различными ПЛО и типами дизорфографических ошибок у младших школьников с ОНР сложно, так как почти все дети допускали ошибки написания безударной гласной в корне, написания в слове проверяемых парных согласных, были ошибки написания словарных слов и др., поэтому такая взаимосвязь требует более глубокого изучения, но из полученных нами результатов в ходе исследования взаимоотношения между ПЛО и характером дизорфографических ошибок, мы можем сказать, что однозначно от всех отличаются дети с профилем ПППП: они имеют легкую степень выраженности дизорфографии, преобладающее количество орфографических ошибок они допустили в словах, регулируемых морфологическим принципом письма. Из традиционного принципа правописания дети с этим профилем допустили ошибки только в словарных словах. Исходя из этого, в коррекционную работу с детьми с указанным профилем необходимо включать направления работы, посвященные отработке орфограмм, регулируемых морфологическим принципом письма, а также (в меньшей степени) отработке навыка правописания словарных слов, регулируемых традиционным принципом правописания.
У обучающихся с профилем латеральной организации ЛЛЛЛ была выявлена тяжелая степень дизорфографии. Дети этой группы допустили большое количество ошибок регулируемых как морфологическим, так и традиционным принципом правописания. Поэтому коррекционная работа по устранению дизорфографии с детьми этой группы должна в полном объеме включать в себя все направления работы как над орфограммами, регулируемыми морфологическим, так и традиционным принципами правописания. Для этой группы детей должна проводиться более интенсивная работа по указанным направлениям.
У остальных детей, имеющих профили ПЛПЛ, ЛПЛП и др., наблюдаются разные степени выраженности дизорфографии, от легкой степени до тяжелой, особенности ошибок не имеют определенную закономерность, у них в равной степени нарушается как усвоение традиционного принципа, так и морфологического принципа правописания. Для таких детей используются все те же направления работы по формированию орфографических навыков на
60 основе морфологического принципа письма, но плюс ко всему добавляются направления для формирования традиционного принципа правописания.
Организованная таким образом коррекционно-педагогическая работа с детьми младшего школьного возраста с ОНР, на наш взгляд, будет способствовать более эффективному устранению дизорфографии.



1. Азова, О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников [Текст]: дис. ...кан. пед. наук: 13.00.03 / О. И. Азова. - М., 2006. - 391 с.
2. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в овладении детьми чтением и письмом [Текст] / Б. Г. Ананьев// Учебно-воспитательная работа в первом классе школы и развитие детей. Известия АПН РСФСР, 1955. Вып. 70.
3. Белякова, Л.И. Особенности профиля латеральной организации (ПЛО) учащихся начальных классов массовой школы с зеркальными ошибками письма // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст]: Учебное пособие / Л.И. Белякова, О.Б. Иншакова, Н.Л. Немцова / Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой.- М., Воронеж, 2001.
4. Безруких, М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома [Текст] / М.М. Безруких.- М.: Изд-во "Вентана-Граф", 2005. - 230 с.
5. Бехтерева, Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической
деятельности человека [Электронный ресурс]: режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/699997/
6. Будук-оол, Л.К. Функциональная асимметрия мозга и обучение: этнические особенности [Текст]: монография / Л.К. Будук-оол, М.В. Назын- оол. - М: Издательский дом Академии Естествознания, 2010. - 143 с.
7. Блум, Ф. Мозг, разум и поведение [Электронный ресурс]: режим доступа: http://fanread.ru/book/10760879/?page=7
8. Брагина, Н.Н. Функциональные асимметрии человека [Электронный ресурс]: режим доступа: http://oddandeven.narod.ru/FunctionalAsymmetryOfHuma
9. Вартапетова, Г.М. Особенности освоения чтения и письма младшими школьниками с разной латеральной организацией [Текст] / Г.М. Вартапетова // Сибирский учитель. - 2001. - №3. - С. 13.
10. Вартапетова, Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.М. Вартапетова - Екатеринбург, 2002.
11. Визель ,Т.Г. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы. // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы [Текст]: материалы 1-й Международной конференции Российской ассоциации дислексии /Т.Г. Визель, Е.Д. Дмитрова. - М., 2004.
12. Вильдавский, В.Ю. Экспериментальное исследование мануальной асимметрии детей и подростков [Текст] / В.Ю. Вильдавский, М.Г. Князева // Новые исследования по возрастной физиологии. - 1987. - № 2.
13. Голод, В.И. Особенности функциональной асимметрии мозга в речевых процессах у детей школьного возраста при недоразвитии речи [Текст]/
B. И. Голод // Дефектология. - 1983. - № 5.
14. Голод, В.И. Функциональная асимметрия мозга у детей с нарушением речевого развития [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / В.И. Голод -М., 1984.
15. Деглин, В.Л. Функциональная асимметрия мозга человека
[Электронный ресурс]: режим доступа:
http://metaphor.nsu.ru/misc/num1/num1_deglin. htm
16. Зенков, Л.П. Специализация полушарий по типу организации памяти [Текст] / Л.П. Зенков, Л.Г. Попов // Асимметрия мозга и памяти. Пущино. 2007.
C. 22-30.
17. Иншакова, О.Б. Методика выявления дизорфографии у младших школьников [Текст] / О.Б. Иншакова, А.А. Назарова. - М.: В.Секачев, 2013.-72с.
18. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А. Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2003. - 330 с.
19. Колповская, И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма
[Электронный ресурс]: режим доступа:
http: //www.studfiles. ru/preview/5799932/page: 26/
20. Лалаева, Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей// Сб. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы [Текст]: материалы 1 межд. конференции Российской ассоциации дислексии. - М., МСГИ, 2004. -296 с.
21. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001.-224 с.
22. Леутин, В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и
действительность [Текст] / В.П. Леутин, Е.И. Николаева. СПб.: Речь, 2008.- 368 с.
23. Николаева, Е.И. Влияние выраженности латеральных признаков на тяжесть речевых проблем у дошкольников [Текст] / Е.И. Николаева, Т.В. Гудкова // Ученые записки СПГМУ им. акад. И. П. Павлова. - 2007. - Т.14.- №4.
24. Парамонова, Л.Г. Как предупредить школьную неуспеваемость по русскому языку [Текст] / Л.Г. Парамонова // Дети с проблемами в развитии. Научно-практический журнал. - СПб., 2004, № 1.
25. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников [Текст]: Учебно-метод. пособие / И.В. Прищепова. - СПБ.: КАРО, 2006 - с.62.
26. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у
младших школьников [Электронный ресурс]: режим доступа:
http: //pedlib .ru/Books/1/0317/1-0317-1.shtml
27. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в
детском возрасте [Текст] / А.В. Семенович. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002. - 232 с.
28. Сергиенко, Е.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга [Текст] / Е.А. Сергиенко, А.В. Дозорцева. - М., Научный мир. 2004.
29. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения [Текст] / А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.
30. Спрингер, С. Левый мозг, правый, мозг [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/399158/
31. Фишман, М. Н. Интегрированная деятельность мозга детей в норме
и патологии [Электронный ресурс]: режим доступа: http://cerebral-
asymmetry. narod.ru/Fishman.pdf
32. Хомская, Е.Д. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия [Электронный ресурс]: режим доступа: http: //yanko .lib.ru/books/psycho/homskaya=neuropsychology=ann.htm
33. Хомская, Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий
[Электронный ресурс]: режим доступа:
http: //yanko .lib.ru/books/psycho/homskaya=neuropsychology=ann.htm
34. Щерба, Л.В. Основные принципы орфографии и их социальное значение [Текст] / Л.В.Щерба // Избранные работы по русскому языку.- М.: Аспект Пресс, 2007. - С.45-49.
35. Яковлев, С.Б. Симптоматика аграмматической дисграфии у школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: Проблемы детской речи / С.Б. Яковлев.- Материалы Всероссийской конференции.Санкт-Петербург, 24 - 26 ноября 1999. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - С. 42 - 46.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ