ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЙ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Развитие звукопроизношения в онтогенезе 7
1.2.Особенности звукопроизношения старших дошкольников со стертой формой дизартрии 14
1.3. Анализ методических подходов к коррекции звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ 31
2.1. Изучение состояния звукопроизношения у дошкольников со стертой
формой дизартрии 31
2.2. Методические рекомендации по коррекции звукопроизношения
дошкольников с со стертой формой дизартрии 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дизартрические расстройства - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции (И.Б. Карелина, Л.В. Ло¬патина, Г.Г. Гуцман, О.В. Правдина, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, И.И. Панченко, Э.Я. Сизова, Э.К. Макарова, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева). В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является отклонение минимальных дизартрических расстройств у старших дошкольников. Эти нарушения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей (Т.Б. Филичева, И.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Г.В. Гуровец, СИ. Маевская, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, Е.Ф. Соботович, Т.В. Туманова).
Накоплен большой теоретический материал по проблемам этиологии, симптоматики разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых нарушений при минимальных дизартрических расстройствах (Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, Э.Я. Сизова, Э.К. Макарова, Е.Ф. Соботович и др.).
Многие авторы отмечают, что количество детей со стертой формой дизартрии в последние годы значительно возросло. Поэтому проблема изучения особенностей звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии в настоящее время является очень актуальной. Исследованиями в данной области занимались такие известные авторы, как Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, Л. С. Волкова, О. В. Правдина, Л. В. Лопатина и др.
Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Методике преодоления речевых расстройств посвящены работы таких специалистов как Е.А. Пожиленко, Т. Б., Филичева, Т. В. Туманова, С.Е.Большакова, Р.И. Лалаева, Н.А. Чевелева и, конечно же, классиков логопедии М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Л.С. Волковой.
Исследователи отмечали, что своевременная коррекция звукопроизношения у детей со стертой дизартрией, особенно в дошкольном возрасте, залог успешного освоения грамоты и чтения: грамматически правильная речь возможна только при правильном восприятии и воспроизведении звукового состава слова, и дети, страдающие стертой дизартрией, не получившие специализированной помощи в дошкольном возрасте, могут испытывать впоследствии затруднения при освоении навыков письма и чтения.
В связи с тем, что коррекция звукопроизношения при стёртой дизартрии проходит достаточно сложно, требует длительности и систематичности, необходим поиск путей оптимизации коррекционно- педагогической работы. В связи с этим выбранную нами тему выпускной квалифицированной работы «Коррекционно-педагогическая работа по преодолению звукопроизношения у до-школьников со стертой формой дизартрии» следует считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии.
Цель исследования: определить педагогические условия оптимизации коррекционно-педагогической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии.
Объект исследования: состояние звукопроизношения у старших дошкольников со стертой формой дизартрии.
Предмет исследования: педагогические условия эффективной коррекционно-педагогической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему исследования.
2. Изучить особенности звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии.
3. Разработать методические рекомендации по совершенствованию коррекционно-педагогической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии.
Гипотеза исследования. Коррекционно-педагогическая работа по пре-одолению звукопроизношения у старших дошкольников со стертой формой дизартрии будет более эффективной при соблюдении следующих условий: включение в комплекс занятий двигательной активности; опора на зрительные, тактильные, кинестетические анализаторы; повышение мотивации к занятиям по коррекции звукопроизношения средствами компьютерных технологий и игровой деятельности; включение в коррекционную деятельность родителей.
Теоретико-методологическую базу исследования составили положения о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова); современные научные знания о закономерностях развития фонетической (фонематической) системы языка (А.Н. Гвоздев, В.Б. Касевич, В.К. Орфинская, С.Н. Цейтлин, Н.Х. Швачкин, P.O. Якобсон и др.); и механизмах произношения (В.И. Бельтюков, Е.Н. Винарская, Н.И. Жинкин, Ю.И. Кузь-мин, Н.И. Лепская, JI.A. Чистович и др.); теоретико-методологический анализ проблемы формирования звукопроизношения у детей с дизартрией (Г.В. Бабина, JI.B. Лопатина, Р.И. Мартынова, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, Э.Я. Сизова и др.); коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития (Т.В. Волосовец, С.Н. Шаховская и др.); системный подход к анализу фонетических средств языка, фонологической системы детей со стертой дизартрией как синтетической (непрерывной) и аналитической (дискретной) структур, представляющих единое целое (В.И. Бельтюков); концептуальные положения о фонетических и фонологических единицах
6 звуковой системы языка (Р.И. Аванесов, В.А. Богородицкий, Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова, З.Н. Джапаридзе, Л.Р. Зиндер, В.Б. Касевич и Е.М. Шабельникова, М.И. Матусевич, Т.М. Николаева, М.В. Панов, А.А. Потебня, Н.Д. Све- тозарова, Н.А. Федянина, А.К. Цеплитис, Л.В. Щерба, Р. Якобсон, Г. Фант, М. Халле и др.); теория уровневой организации движений (Н.А.Бернштейн); со-временные представления о структуре дефекта, в частности, речевого (Л.С. Волкова, Л.С. Выготский, Р.И Лалаева, А.Р Лурия, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Л.С. Цветкова).
Методы исследования в работе применялись следующие методы:
- теоретические: (изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: анализ продуктов речи детей, качественный анализ полученных результатов;
-количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования. Исследование проводилось в МБДОУ «комбинированного вида» № 52, МБДОУ «компенсирующего вида № 56» на базе старших групп для детей со стертой формой дизартрии.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Проблема изучения особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии в настоящее время является очень актуальной в силу большой распространенности данного нарушения у детей. Изучением данной проблемы занимались многие отечественные исследователи: Е. Ф. Архипова, Л. И. Белякова, Е. Н. Винарская, В. А. Киселева, О. В. Правдина, Н. Н. Волоскова и др.
Дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны ре-чи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Общими клиническими признаками дизартрии являются: 1) нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, которые имеют различный характер в зависимости от локализации поражения мозга; 2) ограничения подвижности артикуляционных мышц в результате параличей и парезов. Ограничение подвижности артикуляционной мускулатуры приводит к нарушениям звукопроизношения.
Стертая дизартрия - это сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи. Эта форма дизартрии по мнению многих исследователей является одним из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи детей.
Многие авторы, изучающие проблему звукопроизношения при стертой дизартрии, указывают, что для всех детей характерны полиморфные нарушения звукопроизношения. У детей с этой патологией наблюдаются многочисленные и разнообразные нарушения произносительной стороны речи, выражающиеся в искажении, смешении, замене и пропусках различных звуков. Таким образом, нарушения звукопроизношения являются ведущими в структуре дефекта при стертой дизартрии.
В картине стертой формы дизартрии на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко задерживается.
Приоритетные направления и формы работы в рамках коррекции звукопроизношения дошкольников со стертой формой дизартрии, это использование игровой формы проведения занятий, игровых упражнений. Все это будет способствовать более эффективному развитию фонематического восприятия старших дошкольников, так как игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
В процессе исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось проведение диагностики состояния звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Комплекс задач данного этапа эксперимента включал подбор методик диагностики состояния звукопроизношения у старших дошкольников со стертой формой дизартрии, проведение диагностики состояния звукопроизношения старших дошкольников со стертой формой дизартрии, выявление характера нарушения произношения звуков.
Решение этой задачи осуществлялось как на индивидуальных, так и групповых занятиях в ходе коррекционной работы.
В процессе организации работы по коррекции звукопроизношения нами использовались следующие виды работ:
- включение родителей в процесс коррекции звукопроизношения у детей;
- на занятиях использовалась двигательная активность путем включения в учебный процесс различных подвижных игр;
- работа проводилась с опорой на все анализаторы: на тактильные (пальчиковые игры), кинестетические (использование подвижных игр), зрительные (использование наглядного материала);
- в работу также были включены компьютерные технологии (использование компьютерных игр с сайта «Мерсибо»).
Таким образом, реализация указанных выше методических рекомендаций будет способствовать получению следующих результатов:
- у детей будет интенсивно формироваться мелка моторика;
- будут совершенствоваться динамические движения артикуляционного аппарата, появятся плавные переключения от одного движения к другому;
- будут формироваться навыки элементарного звукового анализа и улучшится состояние фонематического слуха;
- речевая динамика у детей со стертой формой дизартрии будет позитивной.
1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст ]/ Е. Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008. - 289 с.
2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста: учебное пособие для студентов пед. Вузов [Текст ]/Е.Ф. Архипова . - М.: АСТ : Астрель, 2007. - 224 с.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов[Текст ]/Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 232 с.
4. Бадалян, Л. О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. [Текст ]/Л.О. бадалян. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 190 с.
5. Беккер, К. П. Логопедия[Текст ]/К.П. Беккер, М. Совак. - М., 2011. - 340 с.
6. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия[Текст ]/Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 311 с.
7. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей со стертой формой дизартрии III уровня [Текст ]/ О.М. Вершинина// Логопед. - 2004. - № 1. - С.34-40
8. Винарская, Е. Н. Дизартрия[Текст ]/Е.Н. Винарская. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 211 с.
9. Волкова, Л. С. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» [Текст ] / Под ред. Л. С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой. - М.: Просвещение, 2009. - 322 с.
10. Волкова, Л.С. Обучение и воспитание детей со стертой формой дизартрии[Текст]/Л.С. Волкова// Логопедия. - М.: Гуманитарный изд. ценр ВЛАДОС, 2004. - С. 513 - 524.
11. Волкова, Л.С. Хрестоматия по логопедии. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений[Текст ]/ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 390 с.
12. Вологодина, Н.Г. Домашний логопед[Текст ]/Н.Г. Вологодина. - Ростов н/Д.: Феникс,2006. - 281 с.
13. Воробьева, Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика[Текст]/Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. - 311 с.
14. Выготский, Л.С. Основы дефектологии[Текст ]/Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2007. - 411 с.
15. Галкина, В.Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушении речи/В.Б. Галкина, Н.Ю. Хомутова//Дефектология. - 1999. - №3. - С. 21-24
16. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи[Текст ]/А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-пресс, 2007. - 108 с.
17. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у
дошкольников: Методическое пособие[Текст ]/Г.Г. Голубева. - СПб.:
Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2010. - 185 с.
18. Детская патопсихология: Хрестоматия [Текст]/ Сост. Н.Л. Бело-польская. 2-е изд., испр.М., «Когито-Центр», 2001. - 351с.
19. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление нарушения речи у дошкольников: Кн. для логопеда[Текст]/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, 2003. - 394 с.
20. Игнатьева, С.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в речевом развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст]/С.А. Игнатьева, Ю.А. Блинков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2004. - 304с.
21. Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов[Текст ]/В.А. Киселева. - М.: Школьная пресса, 2007. - 211 с.
22. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии [Текст] /И.Б. Карелина// Дефектология.- 1996.- №5.-С.10-13.
23. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие [Текст]/ Л.В. Лопатина, Серебрякова Н.В. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.
24. Мастюкова, Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. - М., 2007. - 378 с.
25. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст]/М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 275 с.
26. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех [Текст ]/Л.Г. Парамонова. - СПб.: Питер, 2004. - 544 с.
27. Пискунов А.М. Проектная деятельность как метод взаимодействия
учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Электронный ресурс]/А.М. Пискунов. - Режим доступа: http://nsportal.
ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2015/01/06/proektnaya-deyatelnost- kak-metod
28. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст ]/М.А. Поваляева. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 290 с.
29. Порожняя, О.А. Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Электронный
61 ресурс]/О.А. Порожняя. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola
/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/01/06/proektnaya-deyatelnost-kak-metod
30. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми[Текст ]/В.И. Селиверстов.- М.: ВЛАДОС, 2004 - 344 с.
31. Трошин, О.В. Логопсихология: Учебное пособие[Текст ]/О.В. Трошин, Е.В. Жулина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 266 с.
32. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика[Текст ]/О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: Астрель, 2007. - 183 с.
33. Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием [Текст ]/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 185 с.
34. Федосова, О.Ю. Логопедия[Текст ]/О.Ю. Федосова. - Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 322 с.
35. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей[Текст ]/М.Е. Хватцев. - М.: Аквариум, СПб.: Дельта,2006.-384с.
36. Четвертушкина, Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет: учеб. пособие[Текст ]/ Н.С. Четвертушкина. - М., 2014. - 165 с.
37. Чикунова, Э.А. Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у детей с особыми образовательными потребностями при подготовке к школе [Электронный ресурс]/Э.А. Чикунова. - Режим доступа: https://edu.tatar.ru/upload/images/files
38. Шарова, Т.Ф. Логопедическая игра: «Гласные звуки и буквы» [Текст ]/Т.Ф. Шарова// Коррекционная педагогика. - 2014. - № 1 (январь- февраль). - С. 94-96.
39. Шашкина, Г.Р. И др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений[Текст ]/Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зинина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 311 с.
40. Шичанина, О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков[Текст ]/О.В. Шичанина//Логопед. - 2005. - № 5. - С. 16-18.