Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Читатель как носитель художественных смыслов произведения (на примере восприятия творчества Джона Фаулза в России

Работа №71975

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы118
Год сдачи2016
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
238
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Герменевтика как инструмент читательского восприятия в контексте творчества Джона Фаулза 7
1.1 Герменевтика как наука. Герменевтический анализ текста 7
1.2. Культурная атмосфера восприятия творчества Джона Фаулза 20
2. Интерактивный формат прочтения как новый способ восприятия художественного произведения 38
2.1. Анализ восприятия творчества Джона Фаулза у двух групп респондентов . 38
2.2. Квест-комната как новый формат прочтения художественного произведения45
2.3. Авторский курс занятий по творчеству Джона Фаулза для
среднеобразовательных учреждений 49
Глава III. Бизнес-план квест-комнаты «Коллекционер бабочек» по мотивам
произведения Джона Фаулза «Коллекционер» 68
Список использованной литературы 97
ПРИЛОЖЕНИЕ А 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 106
ПРИЛОЖЕНИЕ В 112
ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Исследование восприятия художественного текста подразумевает учет всех сопутствующих этому восприятию факторов - таких, как историческая эпоха, в которой живёт читатель, уровень его интеллектуального и эстетического развития, его личностные особенности, наконец, смыслы, которые он готов «вчитать» в произведение.
В XXI веке можно проследить тенденцию к интерактивности, к сокращению дистанции между «воспринимающим» и «воспринимаемым». Так, например, популярностью стали пользоваться фильмы с эффектом съемки на любительскую камеру, чтобы зритель в большей степени мог погрузиться в атмосферу и стать главным героем происходящего; открываются 5D кинотеатры, где, помимо видеоряда, присутствуют запахи, совпадающие с картинкой на экране, кресла, имитирующие движения. Недавно были разработаны очки «Окулюс», предназначенные для видеоигр, в которых горизонт видения игрока охватывает 360 градусов, следовательно, происходит полный процесс погружения в игровую реальность.
В нашей работе мы рассматриваем вопрос о сокращении дистанции между читателем и литературным произведением с помощью адаптации художественного текста (в этом качестве выступает роман Дж. Фаулза «Коллекционер») к одной из форм интерактивного действия, а именно к квест-комнате.
Актуальность работы состоит в том, чтобы показать, как новые интерактивные методы прочтения текста могут работать в образовательном процессе, практикоориентированность - в том, чтобы помочь сделать этот процесс более увлекательным и плодотворным.
Целью работы является создание интерактивного образовательного проекта в формате «квест-комнаты» по мотивам романа Джона Фаулза «Коллекционер».
Для достижения указанной выше цели необходимо решить ряд задач:
• обратиться к опыту герменевтики как инструменту исследования читательского восприятия;
• охарактеризовать культурную атмосферу, в которой воспринимались произведения Фаулза разными поколениями читателей;
• дать краткую характеристику творчества Джона Фаулза;
• с помощью метода анкетирования проанализировать восприятие творчества Джона Фаулза в России у двух групп респондентов;
• сделать филологический анализ романа Дж. Фаулза «Коллекционер», тем самым обосновывая его возможность быть адаптированным к формату квест-комнаты;
• разработать и реализовать авторский курс занятий по творчеству Дж. Фаулза и постмодернизму в рамках среднеобразовательных учреждений;
• предложить новый формат прочтения текста, разработать проект адаптации романа «Коллекционер» к формату квест-комнаты.
Объектом исследования в данной работе будет являться читатель романа Дж. Фаулза, предметом - способность читателя быть носителем художественных смыслов, вырабатываемых в контакте читателя и текста.
В ходе работы проверялась гипотеза о том, что интерактивный формат прочтения является не только новым видом чтения, но и чрезвычайно эффективным его видом. Мы предполагаем, что «дорога» к рождению смыслов через интерактивный формат будет короче, так как в любом произведении читатель всегда ищет смысл. Смеем предположить, что смысл, заложенный в произведении, находится в нас самих: только мы как читатели можем вычленить из текста то, что нам важно, то, что мы смогли заметить, потому что это уже есть в нас. Смысл раскрывается именно в контакте с воссозданной действительностью, будь то кинематографическое произведение или литературный текст. Следовательно, источник смысла в значительной степени - сам читатель. Как следствие, происходит интериоризация (перемещение) смысла в воссозданную действительность. Получается, чтобы произведение оказалось в нас, мы, в свою очередь, должны оказаться в нём, следовательно, происходит стимуляция внешних факторов восприятия.
Методы исследования, использованные в ходе работы, включают в себя:
• метод контент-анализа (анкетирование), который позволит выявить существенные различия между восприятием творчества Джона Фаулза двух групп респондентов;
• сравнительный метод;
• культурологический подход, использованный для описания исторических эпох, оказывающих влияние на восприятие произведения читателем;
• филологический анализ текста, позволяющий детально изучить произведение Джона Фаулза «Коллекционер», которое является основой для интерактивного проекта в формате квест-комнаты.
Методическая новизна работы заключается в том, что ранее не предпринимались попытки совмещения образовательного процесса и интерактивного формата прочтения в виде феномена квест-комнат.
Далее приведем положения, выносящиеся на защиту:
1. Человек одновременно является потребителем и производителем культуры. Для того, чтобы человек был окружен культурной средой, он сам должен воспроизводить культуру внутри и вокруг себя. В нашем случае читатель оказывается творцом текста;
2. Проект, представленный в работе, является интерактивным форматом прочтения текста; он подразумевает помещение читателя внутрь самого текста, своего рода интериоризацию читателя текстом. Таким образом, сокращается дистанция между воспринимающим и воспринимаемым;
3. В разных культурных ситуациях читатели вкладывают в художественное произведение разный смысл;
4. Мы приблизились к такой культурной ситуации, когда Джон Фаулз стал «ближе» современному поколению читателей, что может свидетельствовать о том, что открывается перспектива изучения этого писателя;
5. На примере образовательной программы мы выяснили, что произведения Джона Фаулза можно адаптировать под формат специальных занятий по литературе в рамках школьной программы.
Работа состоит из трёх частей. Первая часть является теоретической и представляет собой описание герменевтики как науки, её главной задачи и методов герменевтического анализа. Эволюция герменевтики показана через краткий обзор научных мыслей девяти учёных, занимавшихся теоретическими аспектами герменевтики. Также в первой части присутствует краткий обзор исторических эпох, непосредственно связанных с анализом анкет респондентов и произведениями Джона Фаулза. В заключительной части первой главы представлен обзор творчества Джона Фаулза и источников исследования его работ.
Вторая часть представляет собой проведённый анализ анкет респондентов и обоснование актуальности такого формата, как интерактивность. Кроме того, во второй главе присутствует разработанный авторский курс по зарубежной литературе, включающий в себя занятия, посвящённые творчеству Джона Фаулза.
Третья часть работы представляет собой проект (бизнес-план) квест-комнаты по мотивам романа Дж. Фаулза «Коллекционер», которая в свою очередь, является одним из способов интерактивного формата прочтения текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный мир всё больше и больше тяготеет к формату интерактивности, к сокращению дистанции между воспринимающим и воспринимаемым. Наверное, уже не осталось ни одной сферы жизни, которую бы не затронул интерактивный формат. Открываются кинотеатры с эффектом 5D, музеи с «ожившими полотнами» великих художников, съемка фильмов «от первого лица» становится всё популярнее. Поэтому логично, что нужно подстраиваться под современную действительность и адаптировать, например, литературные произведения к интерактивным формам. В своей работе мы представили один из таких вариантов.
Для преобразования в формат интерактивности мы провели исследование читательского восприятия на примере творчества Джона Фаулза в нескольких аспектах:
• обратились к опыту герменевтики как инструменту исследования читательского восприятия;
• исследовали культурную атмосферу, в которой читались и воспринимались произведения автора.
Далее мы провели диагностические исследование на примере двух возрастных групп респондентов и пришли к выводам:
• существуют различия в восприятии творчества Джона Фаулза у двух групп респондентов;
• каждая группа респондентов выбрала разные идеи и мотивы в творчестве писателя;
• творчество этого автора сейчас пользуется большей популярностью, чем в конце прошлого века.
Далее мы составили авторский курс занятий по зарубежной литературе для старших классов учреждений среднего образования и показали пути изучения литературного произведения, не входящего в основную школьную программу по литературе. Курс занятий включает в себя уроки с использованием критического мышления, проблемных групповых дискуссий, игровых технологий и case-методов. Все занятия по роману Джона Фаулза «Коллекционер» предполагают именно активную работу ученика с текстом, а не пассивное слушание лекций.
По первоначальной гипотезе исследования предполагалось, что интерактивный формат освоения художественного текста является одним из наиболее эффективных способов прочтения. По результатам исследования, полученным в ходе работы, можно утверждать, что гипотеза оказалась верна.
Итогом нашей работы стал проект квест-комнаты «Коллекционер бабочек» по мотивам романа Джона Фаулза «Коллекционер». Проект представляет собой линейную квестовую игру, действие которой разворачивается «внутри» романа. Игроки становятся жертвами, запертыми в доме маньяка Клегга, и их главная задача - выбраться из игрового помещения за определённое время. Достоинства литературного квеста «Коллекционер бабочек»:
• сюжетная линия, совпадающая с сюжетом романа;
• детально проработанный дизайн игровых помещений;
• отсылки к оригинальному произведению.
Таким образом, можно сказать, что квест «Коллекционер бабочек» является не только развлекательной игрой, но и имеет в себе образовательный потенциал. Игру можно использовать в целях приобщения к творчеству автора.



1. Аминева Е.С. Концепция «новой» героини в произведениях викторианских писателей и романе Дж. Фаулза «Женщина французского лейтенанта» // The Way of Science: international scientific journal. - Volgograd. - 2015. - № 1 (11).
2. Аминева Е. С. Традиция викторианской литературы в творчестве Джона Фаулза: дис. канд. филол. наук/ Е.С. Аминева: -Екатеринбург, 2011.
3. Арнольд И. В. Герменевтика эпиграфа, 1998.
4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994.
5. Барт Ролан. Нулевая степень письма: пер. с фр. М.: Академ. проект,
2008.
6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М., Худож. лит., 1975.
7. Борев А. М. Эстетика. — М., «Феникс» 2004.
8. Боффа Д. От СССР к России. - М., 1996.
9. Вдовина И. С. Поль Рикёр: феноменолого-герменевтическая
методология анализа произведений искусства // Теория художественной культуры. — Вып. 10. — М., 2006.
10. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988.
11. Годованная Э.Г. Философско-эстетические доминанты русского и европейского постмодернизма и творчество Джона Фаулза: дис. канд. филол. наук/ Э. Г. Годованная. Краснодар, 2004.
12. Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991. М., 2002.
13. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 2. — М.: ДИК, 2001.
14. Дайс Е. Джон Фаулз и мистериальная традиция. — М.: Клуб Касталия, 2011.
15. Демченко Г.Ю. О художественной герменевтике// Успехи современного естествознания. - 2009. - № 10.
16. Дильтей В. Герменевтика и теория литературы / Под ред. А.В. Михайлова и Н.С. Плотникова / Пер. с нем. под ред. В.В. Бибихина и Н.С. Плотникова. — Научное издание. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.
17. Дьяков А. В. Мишель Фуко и его время. — СПб.: Алетейя, 2010.
18. Ерофеев H.A. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских. 1825-1853 гг. М., 1982.
19. Жлутенко Н. Ю. Психологические романы Айрис Мердок и Джона Фаулза // Жлутенко Н.Ю. Английский психологический роман XX века. - К: 1988.
20. Зиннатуллина З.Р. Художественная концепция национального в творчестве Джона Фаулза (на материале романов «Женщина французского лейтенанта», Дэниел Мартин», «Червь»): дис. канд. филол. наук / Зиннатуллина З.Р. - Казань, 2012.
21. Кабанова И. В. О творческом методе Джона Фаулза в романе «Маг» // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX XX вв. Иваново, 1983.
22. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. М., 2001
23. Ковалевский М.М. История Великобритании // Англия и англичане. М, 2004.
24. Кривцун О. Психология искусства. М. Издательство Литературного института им. А.М.Горького. 2000.
25. Кустарев А. Виктория! Виктория! Королева, которая точно знала, чего хочет и что думает народ // Новое время. 2001. № 5.
26. Лопханова, Н. И. Проблема понимания и интерпретации в герменевтике Г. Г. Гадамера и культурно-исторической теории языка Л. С. Выготского: Автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Лопханова, Нина Ивановна; Соврем. гуманит. ин-т. — М., 2003.
27. Маньковская Н. Б. Феномен постмодернизма. Художественно-
эстетический ракурс. М.-СПб., 2009.
28. Михайлов, И. А. Понятия «жизнь» и «история» в немецкой философии конца XIX — начала XX века: Граф Йорк фон Вартенбург, В. Дильтей и ранний Хайдеггер: Дис. ... канд. филос. наук. — М., 1996.
29. Михайлов. А. А. Избранное. Историческая поэтика и герменевтика. — СПб, 2006.
30. Мостобай, Т. Ф. "Женщина французского лейтенанта" Дж. Фаулза как первый английский историографический метароман [Текст] / Т. Ф. Мостобай // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. A, Гуманитарные науки. - 2010. - N 1.
31. Мотрошилова Н. В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. — М.: Феноменология — Герменевтика, 2003.
32. Павлова A.A. Греция в прозе Джона Фаулза: дис. канд. филол. наук/ A.A. Павлова. Москва, 2010.
33. Павловская A.B. Англия и англичане. М., 2004.
34. Парамонов Б. По поводу Фаулза // Звезда. 1999. № 12.
35. Пашис А.В. Джон Фаулз о способах отображения пейзажа в фотографии. // ФОТО Сибирский успех. 2003. - № 2.
36. Пугач, В. Е. О содержании школьного литературного образования/ В. Е. Пугач // Педагогика. - 2016. - № 2.
37. Рикёр, П. Время и рассказ / Пер. Т. В. Славко. — М.; СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН: Культурная инициатива: Университетская книга, 2000.
38. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / Пер. с фр. И. С. Вдовина. — М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2005.
39. Рубинштейн, С. Л. = Основы общей психологии - Издательство: Питер,
2002.
40. Савельева И. М., Полетаев А. В. Становление исторического метода: Ранке, Маркс, Дройзен / «Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории». Вып. 18. — М.: УРСС, 2007.
41. Ситник Л. А. Проза Дж. Фаулза в контексте постмодернизма - Улан-Удэ,
2009.
42. Солодовиик К.Б. Моделирование действительности в раннем романном творчестве (1960-1970-е гг.) Дж. Фаулза: дис. канд. филол. наук/ К.Б. Солодовник. Екатеринбург, 2006.
43. Терновая Т.Ю. Постмодернизм как культурно-исторический диалог (на материале произведений Джона Фаулза)// Культура народов Причерноморья. - 2005. - №57., Т.2.
44. Тисельтон Э. Г ерменевтика. Черкассы, 2011.
45. Трушков В.В. Общество и отечественная политическая культура. XX век. М., 2001.
46. Фадеева Л.А. Образ викторианской эпохи в коллективной памяти англичан // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М„ 1999. № 1.
47. Фалев Е. В. Герменевтика Хайдеггера. — СПб.: Алетейя, 2008.
48. Фаулз Дж. Волхв: Роман. / Дж. Фаулз; Пер. с англ. Б.Н. Кузьминского. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003.
49. Фаулз Дж. Любовница французского лейтенанта: Роман / Пер. с англ. М. Беккер и И. Комаровой. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
50. Фаулз, Дж. Коллекционер Текст.: роман / Дж. Фаулз; пер. с англ. И. Бессмертной. -М.: Махаон, 2003.
51. Фрейбергс B.JT. Творческий путь Джона Фаулза: дис. канд. филол. наук/B.Jl. Фрейбергс. Рига, 1986.
52. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в 1981—1982 уч. году / Пер. с фр. А. Г. Погоняйло. - СПб.: Наука, 2007.
53. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003.
54. Хаттон П.Х. История как искусство памяти / Патрик Х. Хаттон = Patrick H. Hutton; Пер. с англ. В.Ю.Быстрова. — СПб.: Фонд "Университет": Владимир Даль,
2003.
55. Хольнева М.А. Особенности художественной мистификации в романе Джона Фаулза «Волхв»: дис. канд. филол. наук. - Н. Новгород, 2006.
56. Храпова, В. В. Композиционный лабиринт романа Джона Фаулза «Коллекционер» Текст. / В.В. Храпова // Материалы Третьей научной конференции. Новосибирск, 2002.
57. Шлейермахер Ф. Герменевтика. — Перевод с немецкого А.Л.Вольского. Научны редактор [Н.О.Гучинская.]— СПб.: «Европейски Дом».2004.
58. Эко У. Роль читателя [Текст] / Умберто Эко. - СПб.: Symposium, 2005.
59. Conradi P. John Fowles / P. Conradi. Lnd. and N.Y., 1982.
60. Fowles J. The Collector. J. Fowles L.: Triad, Panther, 1997.
61. Holmes F. M. The Novel, Illusion and Reality: The Paradox of Omniscience in The French Lieutenant's Woman/ F.M. Holmes // Metafiction. -London: Longman, 1995.
62. Palmer W. I. The fiction of J. Fowles. Tradition, Art, and the Loneliness of Selfhood/ W.I. Palmer. Missouri Press, 1974.
63. Wilson T.M. The Recurrent Green Universe of John Fowles. / T.M. Wilson. Amsterdam-N.Y., 2006.
Описание электронных источников
64. Баева Л. В. Ценности молодёжи «эпохи перемен»: взгляд из России [Эл.
ресурс] Режим доступа: http://asu.edu.ru/images /File/Publikatzii/
Bayeva_tzennosti_Rossiya.pdf (дата обращения 20.12. 2014)
65. Исаева Е. Роман, вызывающий споры (“Женщина французского лейтенанта” Джона Фаулза) [Эл. ресурс] // О книгах и фильмах: [сайт]. - [Б. м.: б. и.],
2010. - Режим доступа: http://elena-isaeva.blogspot.ru/2010/12/blog-post.html(дата обращения 29.11.2015)
66. Моисеев П, Моисеева А. Роман о маньяке как жанр современной
литературы [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://philolog.pspu.ru/
module/magazine/do/mpub_6_133 (дата обращения 18.09.2015)
67. Терновая Т. Ю. Шекспировские мотивы в романе Джона Фаулза
"Коллекционер" // Культура народов Причерноморья. - 2003. - № 44. - С. 57-62; То же [Эл. ресурс]. - Режим доступа:http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/76158/11-Ternovaya.pdf?sequence=1 (дата обращения:
05.04.2016)
68. Официальный сайт компании «ILocked» [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://ilocked.ru(дата обращения: 10.03.2016)
69. Официальный сайт компании «Rabbit Hole» [Эл. ресурс]. Режим доступа:http://norakrolika.ru(дата обращения: 03.03.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ