Объект исследования - ООО «АлтайГАЗавтосервис» (г. Барнаул). Это официальный дилер группы компаний «ГАЗ» в Барнауле и Алтайском крае.
Проведен анализ экономической деятельности за 2018-2020 годы.
Сделана оценка продвижения товаров и услуг в социальных сетях.
Предложена стратегия продвижения товаров и услуг в социальных сетях.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования стратегии продвижения в социальных сетях 7
1.1 Основные подходы к исследованию продвижения товаров и услуг 7
1.2 Особенности стратегии продвижения товаров и услуг в социальных сетях 15
Глава 2. Модель продвижения товаров и услуг ООО «АлтайГАЗавтосервис» в социальных сетях 24
2.1 Общая характеристика деятельности организации ООО «АлтайГАЗавтосервис» 24
2.2 Оценка продвижения товаров и услуг ООО «АлтайГАЗавтосервис» в социальных сетях 32
2.3 Стратегия продвижения товаров и услуг ООО «АлтайГАЗавтосервис» в социальных сетях 49
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение 1 71
Приложение 2 72
Приложение 3 73
Приложение 4 74
Приложение 5 75
Приложение 6 78
Более того, жесткая конкурентная борьба за экономические ресурсы в условиях затяжного кризиса, с одной стороны, и чрезвычайно быстрое развитие информационных технологий, обеспечивающих мгновенную передачу и получение практически неограниченного объема необходимых данных, с другой, а также повышение роли трудовых ресурсов в производственном процессе привели к росту значимости стратегического управления маркетингом вообще и продвижением в частности на основе системного подхода. Его внедрение и развитие позволяет своевременно предотвращать возникновение кризисных ситуаций, смягчать их негативные последствия и с максимальной выгодой использовать открывающиеся перед фирмой возможности.
Однако основная проблема состоит в том, что публикации по стратегическому продвижению товаров и услуг в соцсетях, во-первых, немногочисленны, а во-вторых, характеризуются, как правило, практической, прикладной направленностью, рекомендации и решения здесь в большей степени являются ситуативными, а понятийный аппарат допускает использование терминов «социальные медиа» и «социальные сети» для обозначения как одного и того же, так и совершенно разных явлений. Кроме того, наблюдается недостаточное внимание исследователей к вопросам продвижения посредством социальных сетей отдельных категорий товаров и услуг.
Теоретическую основу настоящего исследования составляют труды целого ряда отечественных и зарубежных авторов. Так, например, в работах И.Л. Акулич, М.И. Белявцева и Л.М. Иваненко, И.С. Березина, О.Н. Верховцевой, Е.В. Нагамовой и Е.А. Качагина, С.В. Захарова, Б.Ю. Сербиновского и В.И. Павленко, И.В. Ильичевой, И.В. Киреева, Ф. Котлера, А.Н. Панкрухина, Н.Д. Эриашвили и др. рассмотрены общие вопросы организации маркетинговой деятельности на предприятии с акцентом на актуальные направления современного маркетинга как науки. Последовательно и планомерно здесь раскрывается содержание различных составляющих маркетингового комплекса компаний, работающих в сфере товаров и услуг. И. Ансофф, Д.В. Арутюнова, Б.Н. Кузык и Ю.В. Яковец, М. Портер и др. анализируют особенности управленческой деятельностью на предприятии с точки зрения стратегического подхода. А.Г. Голова, В.Г. Елиферов, Ж.-Ж. Ламбен, В.В. Репин и др. в своих работах аккумулируюи информацию по управлению продажами в рамках ориентированного на рынок менеджмента с четкой регламентацией всех протекающих на предприятии бизнес-процессов. С.Н. Апенько, М.В. Сигова и др. основное внимание фокусируют на формировании клиентоориентированной модели развития бизнеса. В свою очередь, труды К.А. Аксеновой, А.В. Карягиной, Р.И. Мокшанцева, А.Н. Мудрова, Н.В. Ткаченко и др. посвящены проблемам теории и практики рекламы. И.С. Карабанова и Н.И. Решетько рассматривают конкретные особенности и проблемы организации рекламных и PR-кампаний как средства оптимизации деятельности фирмы. Д.Р. Амирова и О.И. Запорожец, К.Я. Ветцель, Г.З. Ефимова, И.В. Игнатьева и И.И Зедгенизова, А. Файзулина и др. в своих исследованиях освещают вопросы продвижения и рекламы онлайн, в том числе и прежде всего в социальных сетях.
Высоко оценивая научно-практический вклад названных и других исследователей, а также полученные ими результаты, необходимо отметить, что состояние и степень разработанности теоретико-прикладных аспектов подготовки и проведения мероприятий по продвижению товаров и услуг в социальных сетях не всегда соответствуют требованиям современного уровня развития маркетинга в рамках стратегического управления его организацией.
Объектом исследования является стратегия продвижения товаров и услуг.
Предмет исследования – особенности стратегии продвижения товаров и услуг ООО «АлтайГАЗавтосервис» в социальных сетях.
Целью исследования является разработка стратегии продвижения товаров и услуг ООО «АлтайГАЗавтосервис» в социальных сетях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить основные подходы исследования продвижения товаров и услуг;
выявить особенности стратегии продвижения товаров и услуг в социальных сетях;
проанализировать деятельность ООО «АлтайГАЗавтосервис»;
осуществить оценку продвижения товаров и услуг ООО «АлтайГАЗавтосервис» в социальных сетях
разработать стратегию продвижения товаров и услуг ООО «АлтайГАЗавтосервис» в социальных сетях.
В качестве основных методов исследования использовались системный и логический подходы, описание, сравнение, анализ, синтез, анкетирование.
Гипотезу исследования можно сформулировать в виде предположения о том, что правильно организованная стратегия продвижения товаров и услуг в социальных сетях является эффективным средством повышения доходности и прибыльности бизнеса.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в области стратегического управления маркетинговой деятельностью организации расширяются знания не только о продвижении продукции оффлайн, но и о путях и условиях его организации онлайн, прежде всего, в набирающих все большую популярность, а, значит, и больший охват социальных сетях.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в управленческой деятельности ООО «АлтайГАЗавтосервис» и других организаций.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обозначены актуальность, научная основа, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, его теоретическая и практическая значимость. В первой главе представлены теоретико-методологические основы исследования стратегии продвижения в социальных сетях. Во второй главе рассмотрена модель продвижения товаров и услуг ООО «АлтайГАЗавтосервис» в социальных сетях. Здесь же представлены пути совершенствования данного направления деятельности ООО «АлтайГАЗавтосервис», которое должно получить свое развитие с опорой на принципы стратегического менеджмента. В заключении подведены основные итоги исследования.
В современной научной литературе большое внимание уделяется вопросам применения различных маркетинговых инструментов и, прежде всего, продвижения, которое напрямую связано практически со всеми прочими элементами маркетинга и применяется для обеспечения популярности продуктов, реализуемых через персональную продажу, рекламу, прямой маркетинг, стимулирование сбыта, паблисити и т. д.
В зависимости от методов, форм и способов организации продвижения товаров и услуг фирмы могут использоваться различные каналы маркетинговых коммуникаций, в том числе многочисленные интернет-площадки, а именно:
онлайн-СМИ (интернет-СМИ) и сетевые представительства оффлайн-СМИ;
сервисы подкастинга (интернет-радио);
стриминговые (потоковые) сервисы – интернет-телевидение, интернет-вещание и т. д.;
мобильное телевидение;
социальные медиа и др.
Понятие «социальные медиа» связано непосредственно с новыми цифровыми технологиями и объединяет собой все информационные ресурсы, на базе которых возможно осуществление социального сетевого взаимодействия. Сложившаяся в настоящее время сетевая структура способна принимать разнообразные формы, среди которых выделяются два наиболее распространенных типа социальных медиа:
собственно социальные сети – «Facebook», «Instagram», «OK», «ВКонтакте» и др.;
блоги.
Отсюда социальную сеть можно определить как информационный сетевой ресурс, позволяющий организовывать сообщества пользователей в соответствии с их интересами, местом жительства или учебы, сферой и видом профессиональной деятельности, либо другими признаками.
Главным условием успешного продвижения различных товаров и услуг в социальных сетях является стратегический (системный) подход к маркетинговой деятельности онлайн с организацией маркетинговых исследований и ведением маркетинговой истории, сегментацией рынка и выбором наиболее эффективных маркетинговых коммуникаций для каждого сегмента целевой аудитории. Выполнение перечисленных условий среди прочего сможет обеспечить максимально точную настройку таргетированной рекламы в соцсетях и принести достаточно высокий доход при минимальных вложениях, особенно учитывая тот факт, что интернет-аудитория компаний может увеличиваться ежедневно, поскольку информация в глобальной сети распространяется с огромной скоростью. При условии правильной раскрутки аккаунта в социальных сетях современное предприятие способно добиться не только увеличения прибыли за счет роста продаж, но и увеличения авторитетности за счет адекватного управления своей репутацией.
Результаты проведенного исследования говорят о том, что основными проблемами организации маркетинговой деятельности в ООО «АГАС» являются:
отсутствие системного подхода к ее развитию;
применение остаточного принципа к финансированию и проведению маркетинговых исследований с последующей оценкой эффективности маркетинговых мероприятий как важнейших этапов планирования и реализации любой маркетинговой стратегии;
формирование маркетингового бюджета и, соответственно, планирование маркетинговых затрат, исходя исключительно из наличия свободных денежных средств.
Для продвижения товаров и услуг ООО «АГАС» используется ограниченное число оффлайн- и онлайнисточников, тогда как продвижение в социальных сетях практически полностью отсутствует. Несмотря на то, что у компании есть аккаунты в таких соцсетях, как «Инстаграм» и «ВКонтакте», за ведение которых отвечает специалист по рекламе под руководством начальника отдела маркетинга, они не развиваются должным образом. При этом проведенный в рамках настоящего исследования опрос показал, что большинство клиентов ООО «АГАС» являются активными пользователями социальных сетей и чаще всего ищут информацию об участниках автомобильного рынка в сети «Инстаграм». Сказанное требует разработки рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы и эффективному интернет-продвижению ее услуг.
С учетом данных, полученных в рамках маркетингового исследования, при разработке системы продвижения товаров и услуг ООО «АГАС» в социальных сетях необходимо принять во внимание следующие аспекты:
1. Развивать продвижение товаров и услуг организации на стратегической основе в рамках маркетинговой стратегии «5Р».
2. Активизировать маркетинговую деятельность онлайн, сосредоточившись на продвижении своих услуг в социальной сети «Инстаграм» и «ВКонтакте».
3. При подготовке интернет-материалов акцентировать внимание целевой аудитории на следующих конкурентных преимуществах фирмы:
широкий модельный ряд;
доступные цены (ниже, чем у конкурентов) при наличии сразу нескольких программ лояльности;
большое количество сопутствующих услуг;
высокая репутация бренда «АГАС» и представляемых компанией торговых марок;
высокое качество обслуживания покупателей.
В результате эффективность маркетинговых затрат уже в первый год внедрения разработанного проекта возрастет на 233,6% – с 0,95 руб. до 3,17 руб., что подтверждает его экономическую обоснованность.
1. Айзинова, И.М. Экономика недопотребления / И.М. Айзинова // Проблемы прогнозирования. – 2018. – №3. – С. 71-92.
2. Аксенова, К.А. Реклама и рекламная деятельность / К.А. Аксенова. - М: Приор-издат, 2017. - 96 с.
3. Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. – Мн.: Выш. шк., 2018. – 511 с.
4. Андреев, А.В. Развитие концепции конкурентоспособности предприятия (на примере предприятий пищевой промышленности) / А. В. Андреев // Вестник ПАГС. – 2018. – С. 186-194.
5. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. / И. Ансофф. – СПб.: Питер, 2020. – 416 с.
6. Антонова, Н.В. Психология потребительского поведения, рекламы и PR: учебное пособие / Н.В. Антонова, О.И. Патоша. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 325 с.
7. Апенько, С.Н. Клиентоориентированность персонала в концепции маркетинга отношений / С.Н. Апенько, М.Н. Шавровская // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2017. – № 2. – С. 50-56.
8. Арутюнова, Д.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Д.В. Арутюнова. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2019. – 122 с.
9. Белявцев, М.И. Маркетинг: учебное пособие / М.И. Белявцев, Л.М. Иваненко. – М., 2017. – 340 с.
10. Березин, И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение / И.С. Березин. – М.: Вершина, 2018. – 480 с.
11. Беркутова, Т.А. Маркетинговые коммуникации : учебное пособие / Т. А. Беркутова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 254 с.
12. Бовыкин, В.И. Новый маркетинг (маркетинг нововведений): управление предприятиями на уровне высших стандартов. Теория и практика эффективного управления / В.И. Бовыкин. – М.: Экономика, 2017. – 433 с.
13. Братилова, А.В. Психология общества потребления / А.В. Братилова // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2017. – № 14. – С. 335-338.
14. Верховцева, О.Н. Актуальные направления маркетинга как науки / О.Н. Верховцева, Е.В. Нагамова, Е.А. Качагин // Современные технологии маркетинга и менеджмента: сборник научных трудов. – Ульяновск: УлГТУ, 2017. – С. 30-35.
15. Ветцель, К.Я. Социальные медиа и социальные сети: проблемы терминологии и модели взаимодействия пользователей / К.Я. Ветцель // Экономические науки. – 2020. – №09 (99). – С. 139-141.
16. Гаврилова, О. А. Процессный подход как метод антикризисного управления предприятием / О. А. Гаврилова, А. Э. Гнань // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. – 2018. – № 2. – С. 14-24.
17. Голова, А.Г. Управление продажами: учебник / А.Г. Голова. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 280 с.
18. Дементьева, И.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению потребительского поведения / И.Н. Дементьева // Проблемы развития территории. – 2018. – № 1(93). – С. 122-132.
19. Дудакова, И. Маркетинговый аспект региональной инфраструктуры розничной торговли / И. Дудакова // Маркетинг. – 2019. – № 6. – С.76-91.
20. Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы. Регламентация и управление / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 320 с.
21. Журавлев, В.В. Основы стратегического менеджмента: учебное пособие / В.В. Журавлев. – Челябинск: Изд-во НОУВПО РБИУ, 2017. – 160 с.
22. Захаров, С.В. Маркетинг: учебник / С.В. Захаров, Б.Ю. Сербиновский, В.И. Павленко В.И. – М., 2017. – 361 с.
23. Игнатьева, И.В. Маркетинг социальных сетей как инструмент продвижения / И.В. Игнатьева, И.И Зедгенизова // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 7. – С. 125–129.
24. Ильичева, И.В. Маркетинг: учебно-методическое пособие / И.В. Ильичева. – Ульяновск: УлГТУ, 2019. – 229 с.
25. Капран, В.И. Психология и разработка рекламной продукции: учебное пособие для студ. вузов / В.И. Капран, О.В. Капран. – М.: Академия, 2018. – 240 с.
26. Кармалова, Е.Ю. «Неомифологическая» природа современной рекламной коммуникации (к постановке проблемы) / Е.Ю. Кармалова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2017. – Сер. 9. – Вып. 3. – Ч. 2. – С. 346.
27. Карягина, А.В. Креативность рекламной деятельности в России: риски и специфика их правовой регуляции: дисс. канд. соц. н. – Ростов н/Д., 2017. – 215 с.
28. Киреев, И.В. Содержание отдельных составляющих маркетингового комплекса компаний, работающих в сфере товаров и услуг / И.В. Киреев // Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. – № 3. – С. 13-29.
29. Коробейников, В. Психология потребителя: что изменилось за последние годы / В. Коробейников // Управление магазином. – 2018. – № 10. – С. 51-58.
30. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2020. – 944 с.
31. Кузнецов, В. Ф. Связи с общественностью. Теория и практика / В. Ф. Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 300 с.
32. Кузык, Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2018. – 575 с.
33. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.Ж. Ламбен. – СПб.: Питер, 2019. – 800 с.
34. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. – М.: Высшее образование, 2019. – 175 с.
35. Лебедева, О.А. Маркетинговые исследования рынка: учебник / О. А. Лебедева, Н. И. Лыгина. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 192 с.
36. Лукин, И.С. Организация маркетинговых исследований / И.С. Лукин // Территория науки. – 2018. – № 4. – С. 91-94.
37. Мазилкина, Е.И. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие / Е.И. Мазилктна, Г.Г. Паничкина. – М.: Академия, 2019. – Электронная версия. – 277 с.
38. Маркитантов, О.А. Взаимная конфигурация воспроизводства и розничной торговли в системе товародвижения экономики: логистические аспекты конвергенции / О.А. Маркитантов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – №36. – С.50-53
39. Мельников, В.В. Проблема классификации подходов к определению понятия «стратегия» / В.В. Мельников// Проблемы развития современной экономики. – 2018. – № 5. – С. 87-91.
40. Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы / Р.И. Мокшанцев. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское согласие, 2019. – 375 с.
41. Мудров, А.Н. Основы рекламы / А.Н. Мудров. – М.: Инфра-М, 2017. – 397с.
42. Нагапетьянц, Н.А. Прикладной маркетинг: учебное пособие для вузов / Н. А. Нагапетьянц. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 272 с.
43. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2019. – 453 с.
44. Разумовская, А. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога-практика / А. Разумовская, В. Янченко. – М.: Вершина, 2017. – Электронная версия. – 378 с.
45. Романов, А.А. Маркетинговые коммуникации / А.А. Романов, А.В. Панько. – М.: Эксмо, 2018. – 432 с.
46. Румянцева, З.В. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник / З.В. Румянцева. – М.: Инфра-М, 2019. – 308 с.
47. Панкрухин, А.Н. Маркетинг: учебник / А.Н. Панкрухин. – М.: Омега Л, 2019. – 656 с.
48. Сигова, М.В. Формирование клиентоориентированной модели развития предприятий сферы услуг / М.В. Сигова // Журнал правовых и экономических исследований. – 2018. – №3. – С. 185–188.
49. Синяева, И.М. Маркетинговые коммуникации: учебник / Под ред. проф. Л. П. Дашкова. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 304 с.
50. Ткаченко, Н.В. Креативная реклама. Технологии проектирования / Н.В. Ткаченко. – М.: Дашков и К, 2019. – 335 с.
51. Файзулина, А. Маркетинг в социальных сетях / А. Файзулина. – Вестник молодых ученых. – 2020. – №4. – С. 308-312.
52. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка / В. Е. Хруцкий, И. В. Коренева. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 528 с.
53. Шеховцева, Л.С. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Л.С. Шеховцева. – М.: ГРУ, 2019. – 183 с.
54. Эриашвили, Н.Д. Маркетинг: учебное пособие / Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 623 с.
55. Амирова, Д.Р. Социальный медиа-маркетинг как эффективный инструмент продвижения [Электронный ресурс] / Д.Р. Амирова, О.И. Запорожец // Вестник евразийской науки. – 2019. – №2. – Том 11. – Режим доступа: https://esj.today. – Загл. с экрана.
56. Вся статистика интернета на 2020 год – цифры и тренды в мире и в России [Электронный ресурс]. – URL: https://www.webcanape.ru. – Загл. с экрана.
57. Маркетинг социальных сетей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://memosales.ru. – Загл. с экрана.
58. Ефимова, Г.З. Социальные сети как элемент социально-экономического развития постиндустриального общества [Электронный ресурс] / Г.З. Ефимова, Е.В. Зюбан // Интернет-журнал «Науковедение». – 2018. – Т. 7. – №6. – http://naukovedenie.ru. – Загл. с экрана.