Научно - методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации
|
Нормативные ссылки 6
Определения, обозначения и сокращения 7
Введение 9
1 Теоретические основы проблемы научно - методического сопровождения
педагогической деятельности
1.1 Научно - методическое сопровождение педагогической деятельности
как объект научных исследований
1.2 Сущность научно - методического сопровождения 21
1.3 Структура, содержание и способы научно - методического
сопровождения
2 Научно-методическое сопровождение в системе управления деятельностью
образовательной организации
2.1 Научно - методическое сопровождение как инструмент управления профессиональным развитием педагогов
2.2 Особенности научно-методического сопровождения педагогической деятельности в условиях ДОО
3 Разработка и апробация программы научно - методического сопровождения
педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации
3.1 База и методы исследования 47
3.2 Разработка и апробация программы научно - методического
сопровождения деятельности воспитателя в условиях ДОО
Заключение 81
Список использованных источников 85
Приложение А Анкета Восприимчивость педагогов к новшествам 91
Приложение Б Анкета Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств
Приложение В Анкета Барьеры, препятствующие освоению инноваций
Приложение Г Анкета - тест Самооценка готовности педагога к профессиональной самореализации
Определения, обозначения и сокращения 7
Введение 9
1 Теоретические основы проблемы научно - методического сопровождения
педагогической деятельности
1.1 Научно - методическое сопровождение педагогической деятельности
как объект научных исследований
1.2 Сущность научно - методического сопровождения 21
1.3 Структура, содержание и способы научно - методического
сопровождения
2 Научно-методическое сопровождение в системе управления деятельностью
образовательной организации
2.1 Научно - методическое сопровождение как инструмент управления профессиональным развитием педагогов
2.2 Особенности научно-методического сопровождения педагогической деятельности в условиях ДОО
3 Разработка и апробация программы научно - методического сопровождения
педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации
3.1 База и методы исследования 47
3.2 Разработка и апробация программы научно - методического
сопровождения деятельности воспитателя в условиях ДОО
Заключение 81
Список использованных источников 85
Приложение А Анкета Восприимчивость педагогов к новшествам 91
Приложение Б Анкета Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств
Приложение В Анкета Барьеры, препятствующие освоению инноваций
Приложение Г Анкета - тест Самооценка готовности педагога к профессиональной самореализации
Актуальность проблемы исследования обусловлена потребностью современного общества в высококвалифицированном педагоге - воспитателе, который обеспечит качественное образование детям в современном быстро изменяющемся мире.
На рубеже ХХ - XXI века парадигма «образование на всю жизнь» видоизменилась и превратилась в парадигму «образование через всю жизнь» [1].
Модернизация дошкольного образования требует от воспитателя смены целевых установок и приоритетов процесса обучения и воспитания детей. Меняется выбор форм и средств обучения. Становится все труднее ориентироваться в решении профессиональных задач. Понимая необходимость в повышении своей профессиональной компетентности, воспитатель ограничивается изменениями лишь отдельных методов обучения. Педагог не готов к активному построению собственного профессионального саморазвития [20].
Курсы повышения квалификации, которые дает АО ИОО, как правило, не обеспечивают профессионального роста педагогов, а лишь наполняют знания предметно - ориентированным содержанием. Методическая система работы в рамках ДОО так же не позволяет в полной мере решать задачи, поставленные перед системой образования обществом. Она ориентирована в основном на результат педагогической деятельности - на повышение показателей качества образования, повышение квалификационной категории, но не на отношение педагога к своей профессиональной деятельности. В настоящее время стала очевидной необходимость в научно - методическом сопровождении деятельности, которое обеспечит эффективное совершенствование профессионального опыта в более короткие сроки.
Проблема научно - методического сопровождения рассматривается в качестве приоритетной области в федеральном законе «Об образовании в Российской федерации». В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы выделена самостоятельная соответствующая подпрограмма, а само сочетание «научно-методический» встречается более 50 раз (в качестве определения для понятий «сопровождение», «ресурсы», «мероприятие» и т. д.). На федеральном уровне поставлена проблема разработки и осуществления актуальных и перспективных направлений, форм научно-методического сопровождения как одного из условий модернизации отечественной системы образования.
Согласно данной программе, научно-методическое сопровождение включает разработку соответствующих материалов (нормативных, правовых, научно-методических), мониторинг хода реализации и информационное сопровождение, а также продвижение основных идей развития образования для получения поддержки и вовлечения экспертов и широкой общественности.
При внедрении профессионального Стандарта педагога и ФГОС учёными делается акцент на научный компонент сопровождения, что подчеркивает значимость готовности педагогов решать профессиональные задачи на основе научных достижений, а не на основе собственной интуиции, приобретенного опыта, методом «проб и ошибок».
Научно - методическое сопровождение окажет помощь педагогу в овладении новым педагогическим мышлением, готовностью решать сложные задачи в системе образования и в повышении педагогического мастерства, в обретении способности к непрерывному характеру обучения и профессионального совершенствования.
НМС базируется на побуждении педагога к самоизменению личности.
Понятие личность педагога, его развитие и саморазвитие, профессиональный рост многоаспектны. Исследования идут по многим направлениям.
Раскрытие понятия «личность» - «как сложной, саморазвивающейся системы способствовало обратиться к психологическим теориям личности», - это А.Маслоу, К.Р. Роджерс, Э. Фомина.
Бердяев Н.А., считал «понимание личности как задача самого человека».
Мамардашвили М.К., как «особое состояние жизни».
Как «продукт самостроительства», - Ильенков Э.В..
«Идея становления и саморазвития личности через свободный и ответственный выбор реализации собственной сущности», - Батищев Г.С., Франкл С.Л..
«Идея развития личности как творца своей жизни, свободной к субъектной деятельности», - Кьеркегор С., Фромм Э., Яспер К..
Как путь «восхождения к себе лучшему», - С.Л.Р убинштейн.
Эти идеи способствуют пониманию, что профессиональный рост педагога может успешно осуществляться в рамках саморазвития, которое влечёт за собой самоизменение по отношению к себе и к миру.
Анализируя различные подходы ученых к определению саморазвития личности, таких как М.М. Бахтин, Н.А.Бердяев, В.С. Библер, Э.Н. Гусинский, В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили и др, можно определить саморазвитие как совокупность сознательных усилий человека по самопроектированию и самотворчеству.
Исследования О.Б. Даутовой, А.А. Деркача, Е.О. Галицких, Э.Ф. Зеера, М.В. Левит, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, М.М. Поташника, В.А. Сластёнина определили, что «профессионально-личностное развитие педагога как динамический, целенаправленный, осознанный процесс качественных личностных преобразований, выводящий педагога на новый уровень саморазвития, самореализации и субъектный опыт профессиональной деятельности» [31].
Профессионально-личностное развитие педагогов в современных условиях осуществления профессиональной деятельности требует сопровождения.
В отечественной науке феномен сопровождения получил развитие в работах М.Р. Битяновой, О.С. Газмана, Л.М. Митиной, как «объект самостоятельной сферы педагогической деятельности, порожденной новой системой образования».
В изменяющемся мире сильно повысился спрос на творческого и квалифицированного педагога, способного к постоянному профессиональному совершенствованию, умеющего выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста.
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации компетентными квалифицированными кадрами. Необходимым стало дополнительное обучение педагогов, повышение квалификации, переподготовка и т.д.
Педагог в современных условиях это исследователь, обладающий научным психолого - педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, потребностью в профессиональном самовоспитании.
Таким образом, социальная значимость и недостаточная теоретическая изученность данной проблемы определили тему диссертационного исследования «Научно - методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации».
Проблема исследования заключается в поиске теоретического обоснования и научно - методического обеспечения организации сопровождения профессиональной деятельности воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - изучить условия научно - методического сопровождения педагогической деятельности воспитателя как возможность профессионального развития в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - научно - методическое сопровождение педагогической деятельности.
Предмет исследования - научно - методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования - научно - методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной
образовательной организации возможно, если:
- определена сущность научно - методического сопровождения, как инструмента управления профессиональным развитием педагогов, что наиболее полно отвечает потребностям современного педагога и позволяет эффективно решать приоритетные задачи дошкольной образовательной организации;
- определено и реализовано содержание научно - методического сопровождения как управляемое специально организованное продуктивное взаимодействие субъектов, направленное на профессиональное развитие воспитателей;
- дано экспериментальное обоснование управления профессиональным развитием педагогов средствами научно - методического сопровождения воспитателя.
Задачи исследования:
1 Изучить научно - методическое сопровождение педагогической деятельности как объект научного исследования.
2 Определить сущность научно - методического сопровождения
педагогической деятельности воспитателя.
3 Изучить структуру, содержание и способы научно методического сопровождения.
4 Выявить возможности научно - методического сопровождения как инструмента управления профессиональным развитием педагогов.
5 Представить особенности научно-методического сопровождения педагогической деятельности в условиях ДОО.
6 Разработать и апробировать программу научно - методического сопровождения педагогической деятельности воспитателя в условии дошкольной образовательной организации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1 Теоретические: изучение научной литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых актов, систематизация, анализ, сравнение, отбор методов исследования и оценивания компетенций.
2 Эмпирические: опытно - поисковая работа, опрос, эксперимент.
3 Статистические: математическая обработка полученных в ходе
исследования данных.
Теоретико - методологическую основу исследования составили работы:
- составляют общероссийские законодательные и нормативные акты, материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет, материалы научно - практических конференций в области управления профессиональным развитием педагога в профессиональных достижениях, труды отечественных ученых:
- изучения феномена сопровождения, как самостоятельной сферы педагогической деятельности (М.Р. Битянова, О.С. Газман, Л.М. Митина, Г.И. Симанова, Е.И. Казакова и А.П. Тряпицина Л.Н. Бережнова, О.С. Газман , Л.Г. Тарита и др.);
- изучение феномена научно - методического сопровождения (В.И. Гончарова, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, Е.И. Казакова, Е.С. Заир-Бек, М.М. Поташник, О.Г. Прикот и др.);
- изучение управлением в образовательной организации профессиональным развитием педагога (В.А Сластенин, М.М. Поташника, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер и др.).
База исследования: «МБОУ СШ№93» (дошкольное отделение), которое является структурным подразделение школы - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Средняя школа №93» г. Архангельска Организация и этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь 2017 - май 2018 гг.) проводится поиск и теоретический анализ научной литературы по изучения вопроса научно - методического сопровождения деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации, описание понятия «научно-методическое сопровождение». Рассмотрение особенностей профессионального развития педагога в условиях ДОО. Формулировка темы и гипотезы, определены объект, предмет, цель и основные задачи.
На втором этапе (июнь 2018 - август 2019 гг.) уточнение теоретической позиции исследователя, анализ условий, способствующих научно - методическому сопровождению педагогической деятельности воспитателя в дошкольной образовательной организации, экспериментальная проверка гипотезы, и анализ результатов эксперимента.
На третьем этапе исследования (сентябрь 2019 - декабрь 2019 гг.) качественная и количественная обработка полученных результатов, их обобщение и систематизация, формулировка выводов, литературное оформление магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в выявлении комплекса условий, при которых научно - методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации будет содействовать перестройке педагогического сознания воспитателей и приведет к освоению новых личностно - профессиональных позиций.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней научно - методическое сопровождение рассматривается с позиции управления профессиональным развитием педагога в профессиональных достижениях.
Практическая значимость: научно-методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателя является средством удовлетворения актуальных профессиональных потребностей педагога и образовательной организации и обеспечения условий для включения педагога в творческий поиск.
Апробация результатов исследования:
- выступление на педагогическом совете в МБОУ СШ№93 29.10.2018г. с темой: «Научно - методическое сопровождение как важная составляющая деятельности педагога»;
- круглый стол «Самообразование - одна из форм повышения профессиональной компетентности педагога».
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
На рубеже ХХ - XXI века парадигма «образование на всю жизнь» видоизменилась и превратилась в парадигму «образование через всю жизнь» [1].
Модернизация дошкольного образования требует от воспитателя смены целевых установок и приоритетов процесса обучения и воспитания детей. Меняется выбор форм и средств обучения. Становится все труднее ориентироваться в решении профессиональных задач. Понимая необходимость в повышении своей профессиональной компетентности, воспитатель ограничивается изменениями лишь отдельных методов обучения. Педагог не готов к активному построению собственного профессионального саморазвития [20].
Курсы повышения квалификации, которые дает АО ИОО, как правило, не обеспечивают профессионального роста педагогов, а лишь наполняют знания предметно - ориентированным содержанием. Методическая система работы в рамках ДОО так же не позволяет в полной мере решать задачи, поставленные перед системой образования обществом. Она ориентирована в основном на результат педагогической деятельности - на повышение показателей качества образования, повышение квалификационной категории, но не на отношение педагога к своей профессиональной деятельности. В настоящее время стала очевидной необходимость в научно - методическом сопровождении деятельности, которое обеспечит эффективное совершенствование профессионального опыта в более короткие сроки.
Проблема научно - методического сопровождения рассматривается в качестве приоритетной области в федеральном законе «Об образовании в Российской федерации». В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы выделена самостоятельная соответствующая подпрограмма, а само сочетание «научно-методический» встречается более 50 раз (в качестве определения для понятий «сопровождение», «ресурсы», «мероприятие» и т. д.). На федеральном уровне поставлена проблема разработки и осуществления актуальных и перспективных направлений, форм научно-методического сопровождения как одного из условий модернизации отечественной системы образования.
Согласно данной программе, научно-методическое сопровождение включает разработку соответствующих материалов (нормативных, правовых, научно-методических), мониторинг хода реализации и информационное сопровождение, а также продвижение основных идей развития образования для получения поддержки и вовлечения экспертов и широкой общественности.
При внедрении профессионального Стандарта педагога и ФГОС учёными делается акцент на научный компонент сопровождения, что подчеркивает значимость готовности педагогов решать профессиональные задачи на основе научных достижений, а не на основе собственной интуиции, приобретенного опыта, методом «проб и ошибок».
Научно - методическое сопровождение окажет помощь педагогу в овладении новым педагогическим мышлением, готовностью решать сложные задачи в системе образования и в повышении педагогического мастерства, в обретении способности к непрерывному характеру обучения и профессионального совершенствования.
НМС базируется на побуждении педагога к самоизменению личности.
Понятие личность педагога, его развитие и саморазвитие, профессиональный рост многоаспектны. Исследования идут по многим направлениям.
Раскрытие понятия «личность» - «как сложной, саморазвивающейся системы способствовало обратиться к психологическим теориям личности», - это А.Маслоу, К.Р. Роджерс, Э. Фомина.
Бердяев Н.А., считал «понимание личности как задача самого человека».
Мамардашвили М.К., как «особое состояние жизни».
Как «продукт самостроительства», - Ильенков Э.В..
«Идея становления и саморазвития личности через свободный и ответственный выбор реализации собственной сущности», - Батищев Г.С., Франкл С.Л..
«Идея развития личности как творца своей жизни, свободной к субъектной деятельности», - Кьеркегор С., Фромм Э., Яспер К..
Как путь «восхождения к себе лучшему», - С.Л.Р убинштейн.
Эти идеи способствуют пониманию, что профессиональный рост педагога может успешно осуществляться в рамках саморазвития, которое влечёт за собой самоизменение по отношению к себе и к миру.
Анализируя различные подходы ученых к определению саморазвития личности, таких как М.М. Бахтин, Н.А.Бердяев, В.С. Библер, Э.Н. Гусинский, В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили и др, можно определить саморазвитие как совокупность сознательных усилий человека по самопроектированию и самотворчеству.
Исследования О.Б. Даутовой, А.А. Деркача, Е.О. Галицких, Э.Ф. Зеера, М.В. Левит, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, М.М. Поташника, В.А. Сластёнина определили, что «профессионально-личностное развитие педагога как динамический, целенаправленный, осознанный процесс качественных личностных преобразований, выводящий педагога на новый уровень саморазвития, самореализации и субъектный опыт профессиональной деятельности» [31].
Профессионально-личностное развитие педагогов в современных условиях осуществления профессиональной деятельности требует сопровождения.
В отечественной науке феномен сопровождения получил развитие в работах М.Р. Битяновой, О.С. Газмана, Л.М. Митиной, как «объект самостоятельной сферы педагогической деятельности, порожденной новой системой образования».
В изменяющемся мире сильно повысился спрос на творческого и квалифицированного педагога, способного к постоянному профессиональному совершенствованию, умеющего выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста.
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации компетентными квалифицированными кадрами. Необходимым стало дополнительное обучение педагогов, повышение квалификации, переподготовка и т.д.
Педагог в современных условиях это исследователь, обладающий научным психолого - педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, потребностью в профессиональном самовоспитании.
Таким образом, социальная значимость и недостаточная теоретическая изученность данной проблемы определили тему диссертационного исследования «Научно - методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации».
Проблема исследования заключается в поиске теоретического обоснования и научно - методического обеспечения организации сопровождения профессиональной деятельности воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - изучить условия научно - методического сопровождения педагогической деятельности воспитателя как возможность профессионального развития в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - научно - методическое сопровождение педагогической деятельности.
Предмет исследования - научно - методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования - научно - методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной
образовательной организации возможно, если:
- определена сущность научно - методического сопровождения, как инструмента управления профессиональным развитием педагогов, что наиболее полно отвечает потребностям современного педагога и позволяет эффективно решать приоритетные задачи дошкольной образовательной организации;
- определено и реализовано содержание научно - методического сопровождения как управляемое специально организованное продуктивное взаимодействие субъектов, направленное на профессиональное развитие воспитателей;
- дано экспериментальное обоснование управления профессиональным развитием педагогов средствами научно - методического сопровождения воспитателя.
Задачи исследования:
1 Изучить научно - методическое сопровождение педагогической деятельности как объект научного исследования.
2 Определить сущность научно - методического сопровождения
педагогической деятельности воспитателя.
3 Изучить структуру, содержание и способы научно методического сопровождения.
4 Выявить возможности научно - методического сопровождения как инструмента управления профессиональным развитием педагогов.
5 Представить особенности научно-методического сопровождения педагогической деятельности в условиях ДОО.
6 Разработать и апробировать программу научно - методического сопровождения педагогической деятельности воспитателя в условии дошкольной образовательной организации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1 Теоретические: изучение научной литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых актов, систематизация, анализ, сравнение, отбор методов исследования и оценивания компетенций.
2 Эмпирические: опытно - поисковая работа, опрос, эксперимент.
3 Статистические: математическая обработка полученных в ходе
исследования данных.
Теоретико - методологическую основу исследования составили работы:
- составляют общероссийские законодательные и нормативные акты, материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет, материалы научно - практических конференций в области управления профессиональным развитием педагога в профессиональных достижениях, труды отечественных ученых:
- изучения феномена сопровождения, как самостоятельной сферы педагогической деятельности (М.Р. Битянова, О.С. Газман, Л.М. Митина, Г.И. Симанова, Е.И. Казакова и А.П. Тряпицина Л.Н. Бережнова, О.С. Газман , Л.Г. Тарита и др.);
- изучение феномена научно - методического сопровождения (В.И. Гончарова, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, Е.И. Казакова, Е.С. Заир-Бек, М.М. Поташник, О.Г. Прикот и др.);
- изучение управлением в образовательной организации профессиональным развитием педагога (В.А Сластенин, М.М. Поташника, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер и др.).
База исследования: «МБОУ СШ№93» (дошкольное отделение), которое является структурным подразделение школы - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Средняя школа №93» г. Архангельска Организация и этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь 2017 - май 2018 гг.) проводится поиск и теоретический анализ научной литературы по изучения вопроса научно - методического сопровождения деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации, описание понятия «научно-методическое сопровождение». Рассмотрение особенностей профессионального развития педагога в условиях ДОО. Формулировка темы и гипотезы, определены объект, предмет, цель и основные задачи.
На втором этапе (июнь 2018 - август 2019 гг.) уточнение теоретической позиции исследователя, анализ условий, способствующих научно - методическому сопровождению педагогической деятельности воспитателя в дошкольной образовательной организации, экспериментальная проверка гипотезы, и анализ результатов эксперимента.
На третьем этапе исследования (сентябрь 2019 - декабрь 2019 гг.) качественная и количественная обработка полученных результатов, их обобщение и систематизация, формулировка выводов, литературное оформление магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в выявлении комплекса условий, при которых научно - методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации будет содействовать перестройке педагогического сознания воспитателей и приведет к освоению новых личностно - профессиональных позиций.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней научно - методическое сопровождение рассматривается с позиции управления профессиональным развитием педагога в профессиональных достижениях.
Практическая значимость: научно-методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателя является средством удовлетворения актуальных профессиональных потребностей педагога и образовательной организации и обеспечения условий для включения педагога в творческий поиск.
Апробация результатов исследования:
- выступление на педагогическом совете в МБОУ СШ№93 29.10.2018г. с темой: «Научно - методическое сопровождение как важная составляющая деятельности педагога»;
- круглый стол «Самообразование - одна из форм повышения профессиональной компетентности педагога».
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Таким образом, в ходе нашего исследования нами было установлено, что проблема сфорсированности трудовых умений в системе непрерывного образования является актуальной в педагогической теории и практике дошкольной образовательной организации, с внедрением ФГОС ДО, Профессионального стандарта, требованием закона «Об образовании в РФ», а так же государственной программы РФ «Развития образования» на 2013-2020 года.
Изучив и проанализировав психолого - педагогическую и методическую литературу теории и практики нам удалось понять и охарактеризовать понятие научно - методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации, которое мы рассматриваем как, созданием условий, оказание поддержки, совместная деятельность субъекта сопровождения и сопровождающего, а так же распространение продуктов своей профессиональной деятельности.
В ходе нашей работы были рассмотрены основные труды отечественных ученых к изучению понятия и сущности научно - методического сопровождения, а также профессионального развития педагога и управление профессиональным развитием:
- изучения феномена сопровождения, как самостоятельной сферы педагогической деятельности (М.Р. Битянова, О.С. Газман, Л.М. Митина, Г.И. Симанова, Е.И. Казакова и А.П. Тряпицина Л.Н. Бережнова, О.С. Газман , Л.Г. Тарита и др.);
- изучение феномена научно - методического сопровождения (В.И. Гончарова, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, Е.И. Казакова, Е.С. Заир-Бек, М.М. Поташник, О.Г. Прикот и др.);
- изучение сущности НМС (Л.Б. Коренева, О.В. Давлятшина, Л.Н. Белотелова, Е.И.Винтер, М.Н. Певзнер, В.А. Новицкая, Л.Н. Белотелова, Р.В. Овчарова, К.С. Шумакова и др.);
- изучение феномена «профессиональное развитие» (В.А. Сластенин, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер и др.)
- изучение управлением в образовательной организации профессиональным развитием педагога (В.А Сластенин, М.М. Поташника, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер и др.).
В этой связи научно - методическое сопровождение педагогов рассматривается как технологический процесс взаимодействия субъектов, преодолевающих профессиональные затруднения посредством специально организованной системы взаимодействия действий и субъектов, мероприятий, педагогических событий, которые ориентированы на переосмысление своего профессионального опыта, изменения личности, развития активной позиции к самообразованию и профессиональному успеху педагогов в образовательной организации.
Тенденции современного общества определяют для образовательной организации ориентированность на непрерывное развитие педагогических кадров. И чтобы избежать влияния разнообразных и случайных факторов, определений путей профессионального развития и самосовершенствования, воспитателю необходимо грамотно выстроенное сопровождение и поддержка со стороны руководства и педагогического коллектива. В этом случае, на наш взгляд, разработка программы научно - методического сопровождения педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации будет необходима для управления процесса педагогического развития и становление воспитателя как профессионала.
Разработка программы научно - методического сопровождения педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации обусловлена современными требованиями к качеству образования, профессиональному развитию воспитателя, готовностью к обучению в течении всей своей профессиональной деятельности для решения поставленных новых задач.
Программа имеет несколько этапов реализации:
1 Этап. Аналитико - диагностический (сентябрь - декабрь 2017г.);
2 Этап. Проектировочный этап (январь - май 2018г.);
3 Этап. Этап реализации индивидуального маршрута (июнь 2018 - август 2019г.;
4 Этап. Контрольно - оценочный этап (сентябрь - декабрь 2019г.).
Цель программы - разработать и внедрить научно - методическое сопровождение в условии дошкольной образовательной организации для профессионально - личностного развития педагогов в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога.
Основными задачами программы:
- проанализировать и выявить затруднения у педагогов;
- создать комфортные условия для реализации педагогического развития;
- реализовать процесс НМС в соответствии с требованиями государства;
- разработать систему диагностики, для определения уровня профессиональных затруднений и развития личностного и профессионального развития.
Реализация программы осуществлялась через:
- разработанный поэтапный план реализации программы;
- составленный календарный план
- разработку и реализация карты индивидуального сопровождения маршрута педагога;
- определение курсов подготовки;
- организованная работа с молодым педагогом;
- организация активных форм непрерывности образования, самообразование педагога.
- обобщение, распространение своего педагогического опыта;
- совершенствование своего педагогического мастерства;
- помощь и сопровождение при аттестации педагога.
В заключении можно сделать вывод, что цель - изучить условия научно - методического сопровождения педагогической деятельности воспитателя как возможность профессионального развития в условиях дошкольной образовательной организации, была достигнута.
Подтверждена гипотеза о том, что научно - методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации возможно, если:
определена сущность научно - методического сопровождения, инструмента управления профессиональным развитием педагогов, что наиболее полно отвечает потребностям современного педагога и позволяет эффективно решать приоритетные задачи дошкольной образовательной организации;
- определено и реализовано содержание научно - методического сопровождения как управляемое специально организованное продуктивное взаимодействие субъектов, направленное на профессиональное развитие воспитателей;
- дано экспериментальное обоснование управления профессиональным развитием педагогов средствами научно - методического сопровождения воспитателя.
Изучив и проанализировав психолого - педагогическую и методическую литературу теории и практики нам удалось понять и охарактеризовать понятие научно - методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации, которое мы рассматриваем как, созданием условий, оказание поддержки, совместная деятельность субъекта сопровождения и сопровождающего, а так же распространение продуктов своей профессиональной деятельности.
В ходе нашей работы были рассмотрены основные труды отечественных ученых к изучению понятия и сущности научно - методического сопровождения, а также профессионального развития педагога и управление профессиональным развитием:
- изучения феномена сопровождения, как самостоятельной сферы педагогической деятельности (М.Р. Битянова, О.С. Газман, Л.М. Митина, Г.И. Симанова, Е.И. Казакова и А.П. Тряпицина Л.Н. Бережнова, О.С. Газман , Л.Г. Тарита и др.);
- изучение феномена научно - методического сопровождения (В.И. Гончарова, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, Е.И. Казакова, Е.С. Заир-Бек, М.М. Поташник, О.Г. Прикот и др.);
- изучение сущности НМС (Л.Б. Коренева, О.В. Давлятшина, Л.Н. Белотелова, Е.И.Винтер, М.Н. Певзнер, В.А. Новицкая, Л.Н. Белотелова, Р.В. Овчарова, К.С. Шумакова и др.);
- изучение феномена «профессиональное развитие» (В.А. Сластенин, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер и др.)
- изучение управлением в образовательной организации профессиональным развитием педагога (В.А Сластенин, М.М. Поташника, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер и др.).
В этой связи научно - методическое сопровождение педагогов рассматривается как технологический процесс взаимодействия субъектов, преодолевающих профессиональные затруднения посредством специально организованной системы взаимодействия действий и субъектов, мероприятий, педагогических событий, которые ориентированы на переосмысление своего профессионального опыта, изменения личности, развития активной позиции к самообразованию и профессиональному успеху педагогов в образовательной организации.
Тенденции современного общества определяют для образовательной организации ориентированность на непрерывное развитие педагогических кадров. И чтобы избежать влияния разнообразных и случайных факторов, определений путей профессионального развития и самосовершенствования, воспитателю необходимо грамотно выстроенное сопровождение и поддержка со стороны руководства и педагогического коллектива. В этом случае, на наш взгляд, разработка программы научно - методического сопровождения педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации будет необходима для управления процесса педагогического развития и становление воспитателя как профессионала.
Разработка программы научно - методического сопровождения педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации обусловлена современными требованиями к качеству образования, профессиональному развитию воспитателя, готовностью к обучению в течении всей своей профессиональной деятельности для решения поставленных новых задач.
Программа имеет несколько этапов реализации:
1 Этап. Аналитико - диагностический (сентябрь - декабрь 2017г.);
2 Этап. Проектировочный этап (январь - май 2018г.);
3 Этап. Этап реализации индивидуального маршрута (июнь 2018 - август 2019г.;
4 Этап. Контрольно - оценочный этап (сентябрь - декабрь 2019г.).
Цель программы - разработать и внедрить научно - методическое сопровождение в условии дошкольной образовательной организации для профессионально - личностного развития педагогов в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога.
Основными задачами программы:
- проанализировать и выявить затруднения у педагогов;
- создать комфортные условия для реализации педагогического развития;
- реализовать процесс НМС в соответствии с требованиями государства;
- разработать систему диагностики, для определения уровня профессиональных затруднений и развития личностного и профессионального развития.
Реализация программы осуществлялась через:
- разработанный поэтапный план реализации программы;
- составленный календарный план
- разработку и реализация карты индивидуального сопровождения маршрута педагога;
- определение курсов подготовки;
- организованная работа с молодым педагогом;
- организация активных форм непрерывности образования, самообразование педагога.
- обобщение, распространение своего педагогического опыта;
- совершенствование своего педагогического мастерства;
- помощь и сопровождение при аттестации педагога.
В заключении можно сделать вывод, что цель - изучить условия научно - методического сопровождения педагогической деятельности воспитателя как возможность профессионального развития в условиях дошкольной образовательной организации, была достигнута.
Подтверждена гипотеза о том, что научно - методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации возможно, если:
определена сущность научно - методического сопровождения, инструмента управления профессиональным развитием педагогов, что наиболее полно отвечает потребностям современного педагога и позволяет эффективно решать приоритетные задачи дошкольной образовательной организации;
- определено и реализовано содержание научно - методического сопровождения как управляемое специально организованное продуктивное взаимодействие субъектов, направленное на профессиональное развитие воспитателей;
- дано экспериментальное обоснование управления профессиональным развитием педагогов средствами научно - методического сопровождения воспитателя.
Подобные работы
- Методическое сопровождение профессиональной деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У РОДИТЕЛЕЙ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Деятельность руководителя по обеспечению качества образования в условиях дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Формы методической работы по повышению удовлетворенности трудом педагогов дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО¬ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2020



