Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития внимания у футболистов в процессе их деятельности 5
1.1. Внимание как научная проблема в спортивной
психологии 5
1.2. Характеристика тренировочной и
соревновательной деятельности футболистов
подростков 10
1.3. Особенности внимания у футболистов в процессе их ориентировочно-игровой деятельности 14
1.4. Свойства внимания как основа ориентировочноигровой деятельности футболистов 16
Глава 2 Организация, этапы, методы и методика
измерения показателей 23
2.1. Организация и этапы исследования 23
2.2. Методы и методика измерения показателей 25
2.3. Комплекс упражнений и игр, направленных на
развитие внимания при проведении
педагогического эксперимента 28
Глава 3 Анализ результатов исследования 31
3.1. Исследование развития внимания у футболистов подростков в процессе тренировочной и соревновательной деятельности
31
3.2. Развитие показателей концентрации внимания в процессе тренировочной деятельности 34
3.3 Анализ развития переключения внимания у
футболистов подростков в процессе
тренировочной деятельности 38
Выводы 41
Практические рекомендации 43
Литература 46
Приложения 51
О популярности футбола в России сказано много. Все спортивные игры отличаются специфическим составом деятельности, и трудно для них найти аналог в обычной или даже спортивной жизни. Отличительными особенностями современного футбола являются возросшая интенсивность игры, и жесткая атлетическая борьба по всему полю.
С тактической точки зрения футбол - это противоборство двух, как правило, равночисленных групп спортсменов, старающихся в организованном усилии преодолеть друг друга при помощи условно принятого комплекса приемов и средств борьбы на ограниченном пространстве и в ограниченное время.
Актуальность. Теория и практика футбола многогранна и находится в постоянном развитии. Изучению организации тренировочного процесса, специальной физической подготовленности футболистов посвящены труды
С.Н. Андреева, Э.Г. Алиева, Ю.В. Верхошанского, Л.П. Матвеева и других.
Как показал анализ литературы, на тренировках больше всего времени уделяется развитию технико-тактических способностей детей.
В свою очередь развитие тактической деятельности напрямую зависит от развития свойств внимания у футболистов подростков.
Гипотеза исследования: нами предполагалась, что целенаправленные занятия футболом являются эффективным средством развития внимания у подростков, если на них систематически используются упражнения и игры, направленные на развитие внимания.
Исходя из этого, мы определили цель исследования.
Цель: изучить развитие внимания у футболистов подростков в процессе их ориентировочно-игровой деятельности.
Объект: процесс развития внимания у футболистов подростков.
Предмет: занятия футболом, как средство развития внимания.
В соответствии с гипотезой, целью, объектом и предметом
исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
данному вопросу.
2. Выявить уровень устойчивости, переключения и концентрации внимания подростков, занимающихся футболом.
3. Разработать и апробировать комплекс упражнений и игр на учебно¬тренировочных занятиях, способствующих развитию внимания у футболистов
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведённое исследование позволяет выявить возможности влияния учебно¬тренировочных занятий как средство развития внимания у футболистов подростков..
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования комплекса упражнений и игр предложенных нами в дальнейшей работе по развитию внимания на тренировках футболистами подростками..
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• метод анализа научно-методической литературы;
• метод педагогического наблюдения;
• опрос и беседы с ведущими тренерами ДЮСШ области;
• педагогический эксперимент, включающий в себя определения уровня развития отдельных свойств внимания.
• Тестирование с использованием методик: «Кольца Ландольта», «Таблицы Шульте» и буквенной таблицы «Бурдона-Анфимова»;
• методы математической статистики;
• анализ и интерпретация полученных данных.
1. Свойства внимания - это основа ориентировочной и игровой деятельности игроков разных ролей. Проявление признаков внимания подростков разных ролей проявляется по-разному.
2. С точки зрения концентрации внимания - факторы концентрации, точности и производительности проявляются следующим образом:
- у злоумышленников и полузащитников есть слабые индикаторы внимания, соответственно 94,7 и 93,25%. Это естественно, поскольку их игра связана с большим переключением и распределением внимания;
- у защитников 98,6%, потому что защитник должен принимать активное участие во всех игровых ситуациях: при получении регистрации, безопасности, игре в обороне, а также дополнять игру полузащитника, обеспечивая условия для игры нападавшие.
По коэффициенту точности: выявляется строгая закономерность:
- коэффициенты точности улучшаются от нападавших до защитников - форвардов - 0,97, полузащитников - 0,975 и защитников - 0,98 конв. единицы
По шкале оценок это хорошие коэффициенты точности. И действительно, самая точная и безошибочная игра типична для защитников и полузащитников. Игра атакующих во многом объясняется тем, насколько качественно они обеспечиваются передачами полузащитников и защитников.
В соответствии с коэффициентом производительности наивысший уровень для нападавших составлял 1232 члена. Это указывает на то, что злоумышленники могут выполнять большую работу, чем полузащитники (1064 обычных игрока) и защитники (1190 условных единиц), при этом допускается относительно меньшее количество ошибок.
3. В индикаторах переключения внимания выявляются следующие закономерности. Несомненным преимуществом являются полузащитники - 24,95 секунды. потому что чрезвычайно важным качеством внимания полузащитников является его пластичность для быстрого переключения внимания с одной ситуации на другую. Отсутствие пластичности внимания - это его отрицательное качество, приводящее к многочисленным ошибкам
4. Предлагаемая экспериментальная методика позволяет повысить концентрацию внимания - факторов внимания и производительности во всех экспериментальных группах нападающих, полузащитников и защитников на значительно значительном уровне (p <0,05). Аналогичная картина наблюдается в смещении внимания. Следует особо отметить, что в контрольной группе и у защитников также значительно значимые различия обнаруживаются при p <0,05. Это связано с тем, что защитники должны выполнять все разнообразные функции: принимать передачи, играть в безопасности и выполнять переводы, выполнять штрафы и удары по воротам.
5. Механизмы конкурентной активности в футболе включают одновременные процессы восприятия, мышления и двигательной активности. Результаты этой деятельности выражаются в конкретных технических и тактических действиях, выбранных игроком, с учетом всех условий конкретной ситуации. С помощью этих действий решаются тактические задачи, стоящие перед ним, на основе:
- восприятие, наблюдение, внимание как умственные процессы, обеспечение ориентации игроков в сложных условиях игровых ситуаций;
- мышление, память, идеи и воображение как процессы, посредством которых на основе сигналов, полученных от органов чувств из внешней среды, принимается решение в данной ситуации;
1. Ананьев Б.Г. Воспитывать внимание школьника. /.B.G. Ананьев-М .: APN РСФСР, 1986. - 51 с.
2. Андреев С.Н., Алиев Е.Г., Левин В.С. Примерная программа спортивного обучения для Молодежной и спортивной школы. / S.N. Андреев Е.Г. Алиев В.С. Левин - М .: Советский спорт, 2010, 58 с.
3. Акрамов Р.И. Исследование методов отбора перспективных молодых футболистов. Текст: Реферат. дис. Канд. PED. Наук / Акрамов Р.И.-М., 1977.¬29 с.
4. Андреев С.Н. Организационные проблемы подготовки спортивных резервов в футболе Текст: автореф. Канд. , дис. PED. Наук / С. Н. Андреев. Омск, 1988. - 19 с.
5. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивных мероприятиях Текст. / Батурин Н.А., Омск, 1988. - 50 с.
6. Бойко Е.И. Время реакции человека. / Е. И. Бойко - М.: Медицина 1994, - 439 с.
7. Бойченко Б.Ф. Возрастная динамика физических качеств и технических и тактических навыков в связи с совершенствованием системы отбора молодых игроков. - Автореферат. дис. , Канд. PED. Наук / Б. Ф. Бойченко. - Киев, 1986. - 22 с.
8. Бруннер Е.Ю. Лучше супервариантов: методы диагностики и психокоррекции / Е.Ю. Бруннер - психология внимания; Оценочные тесты; Разработка игровых упражнений. Серия: Психологическая мастерская. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 317 с.
9. Бриль, М. С. Отбор в спортивных играх. - / M. S. Bril. М.: ФиС, 1980.- 127 с.
10. Волков Л.В. Теория спортивного отбора: способность, одаренность, талант Текст. / Л. В. Волков. K .: Veja, 1997. - 128 с.
11. Гагаева Г.М. Психология футбола Текст. / Г. М. Гагаева. М .: Fis- 1969.-216 с.
12. Гальперин П.Я. К проблеме внимания Текст. /П. Ya. Гальперин Читатель психологии: Уч. позиция для студентов пед. in-tov / comp. В. В. Мироненко; Издание А. В. Петровский. 2-е изд., Пересмотрено. и дополнительные. -M.: Просвещение, 1987. - С. 169 - 174.
13. Гарсалла Н. Совершенствование и оценка психологической подготовленности молодых игроков Текст. / Гарсалла Набиль // Теория и практика Phys. культура. - 2006. №6. - С. 11 - 20.
14. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Л. Психология внимания. Читатель в психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романов. - М., 2000, 374 с.
15. Добринин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания. / Н. Ф. Добрынин - В книге. Психологическая наука СССР. I, APN РСФСР. М.: 1979, P. 207-220.
16. Железняк Ю.Д. Спортивные игры: улучшение спортивного мастерства. Учебник для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., / Ю.Д. Железняк. - Москва: Академия, 2010. - 400 с.
17. Зайцев А.А. Динамика физической и технической готовности молодых футболистов 11-12 лет различных типов соматических типов и вариантов развития. Текст.: Автореферат автора. дис. , Канд. PED. Наук / Зайцев А.А. МОГИФК. - Малаховка, 1994. - 18 с. «Москва: физическое воспитание и спорт, 1977. - 176 с.
18. Идашкин Ю.В., Конопкин О.Л. Как преодолеть рассеянность. I.Y. Идашкин, О.Л.Конопкин - М.: Знание, 1992. - 32 с.
19. Ильин Е.П. Психология спорта. / E.P. Ильин - Санкт-Петербург.: Издательский дом Российского государственного педагогического университета. А.И. Герцен. 2008. - 351 с.: Ил
20. Конуров Д.М. Общение физической и тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта. / Д.М.Конуров - Автореферат. дис ... кандидат педагогических наук. наук. - М., 2002.-24с.
21. Коровин В.А. Влияние занятости футболом на воспитание личности подростков / В.А. Коровин Автореферат. Кандидат наук. - Ярославль, 2008, 24 с.
22. Кошбахтиев И.А. Педагогические характеристики индивидуальных тактических действий игроков с мячом и обоснование их улучшения. Текст.: Автореферат автора. дис. , Канд. PED. Наук / Кошбатьев И.А., Л., 1975. - 21 с.
23. Ланге Н.Н. Психология и исследования: закон восприятия теории волевого образования. тип. ПК. Одесса, Воен. / NNLange - 1893. - 296 с.
24. Лисенчук Г.А., Догадайло В., Колотов В. и др. Отбор и прогнозирование достижений как инструмент управления конкурентной деятельностью в футболе // Наука в олимпийском спорте. / Г.А.Лисенчук, В.Догадайло, В.Колотов и др. - 1997.-№1. - с.57 - 63
25. Медведев В.В. Обучение вниманию. / Б. В. Медведев - Спортивные игры, 1980, №2, стр. 12-13.
26. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко А.В., Серова Л.К. - Методы психодиагностики в спорте: Учебное пособие / В.Л. Марищук Ю.М. Блудов А.В. Плахтиенко, Л. К. Серов. - Москва: Просвещение, 1984. - 191 с. ил.
27. Метод «Таблиц Шульте» / Альманах психологических тестов. -M., 1995. - с.112-116.
28. Набатникова М.Я. Развитие научных основ молодежного спорта, Теория. и практичным. физ. Cult./ M.Ya. Набатникова - 1983, № 11, с. 45-47.
29. Омар С. Контроль и оценка скорости и точности решения тактических задач игроками разного возраста и квалификации. Автореферат диссертации. дис. , Канд. PED. / Адель Масуд Омар Сиде. -М., 1983-22 с.
30. Осташев П.В. Прогнозирование способностей футболиста. /П. В. Осташев М.: Физическая культура и спорт, 1982. - 96 с.
31. Puni A.Ts. Роль внимания при непосредственной подготовке спортсмена к выполнению упражнений в соревновании. - В: Психологические вопросы спортивной тренировки. / A.C.Puni - M., 1979, p. 19-23.
32. Пушкин В.Н. оперативное мышление в больших системах. / V.N. Пушкин - М .: Энергия, 1965. - 375 с.
33. Петухов А.В. Футбол. Формирование основ индивидуальных технических и тактических навыков молодых футболистов. Проблемы и решения. Монография / А. В. Петухов. - Москва: советский спорт, 2006. - 232 с.
34. Полискис М.С. Совершенствование тактической готовности молодых футболистов с учетом индивидуальных психологических характеристик. Автореферат диссертации. дис. Канд. PED. Наук: / М.С.Полискис -1977. - 25 секунд.
35. Полискис М.С. Совершенствование технической и тактической подготовки молодых игроков с учетом их личных характеристик / М.В. С. Полискис, Физическая культура. 1997. - № 3. - С. 44 - 45.
36. Рибо Т. Психология внимания. / Т. Рибо - Киев, Харьков: тип. Иогансон, 1987. - 179 с.
37. Родионов А.В. Спортсмен прогнозирует решение. / А. В. Родионов - Москва: Физическая культура и спорт, 1971. - 72 с.
38. Родионов А.В. Психология физической культуры и спорта. Учебник для студентов высших учебных заведений / А.В. Родионов. - М.: Academia 2010.- 368 с.
39. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивные результаты. / А. В. Родионов-М., «Физическая культура и спорт», 1983.- 201 с.
40. Родин М.А. Формирование личности старших подростков в условиях учебного процесса. - / Родин М.А. Физическая культура. - 2003. - № 4. - с. 17-19.
41. Соломонко В.В., Лисенчук Г.А., Соломонко О.В. Футбол. / B.V. Solomonko, G.A. Лисенчук О.В. Соломонко-К.: Олимпийская литература, 1997.- 286 с.
42. Сучилин А.А. О совершенствовании системы подготовки футбольного резерва / Сучилин А.А., Лаптев А.П. Теория и практика. культура. 1983. - N 5. - С. 25-27.
43. Сурков Е.Н. Ожидание в спорте. / E.N. Сурков - Москва: Физическая культура и спорт, 1982. - 144 с.
44. Ушинский К.Д. Избранные педагогические композиции. / К. Д. Ушинский - М .: Учпедгиз, 1954. - 639 с.
45. Ухтомский А.А. Доминирующим является принцип работы нервного центра. - Российский физиологический журнал. / A.A. Ухтомский - Т. IV, вып. 1,2,3, 1993, р. 42-55.