Введение 5
Глава I. Методологические основы коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка» 17
1.1. Общенаучные принципы и подходы исследования и их конкретизация в дидактике и методике обучения иностранным языкам 17
1.1.1. Основные закономерности приобретения фонетических знаний 17
1.1.2. Принципы системности и развития как общенаучные принципы исследования. К вопросу интеграции процесса обучения общеамериканскому произношению в систему обучения американскому варианту английского языка 27
1.2. Частные и специфические принципы обучения студентов релевантным особенностям произношения американского варианта английского языка 46
1.2.1. Дидактические принципы обучения общеамериканскому произношению. Социокультурный подход в обучении педагогически значимым особенностям произношения американского английского 46
1.2.2. Методические принципы обучения американскому произношению 59
1.3. Лингвистические основы коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогически значимым особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик 66
3
1.4. Психологические основы обучения студентов произношению американского варианта английского языка 73
1.5. Взаимосвязанное обучение общеамериканскому произношению и основным видам речевой деятельности 81
Глава II. Технология коммуникативно-ориентированного обучения
студентов педагогически значимым особенностям общеамериканского
произношения на основе просодических характеристик в рамках
спецкурса «Американский вариант английского языка» 89
2.1. Номенклатура педагогически значимых произносительных навыков и умений общения на американском английском 89
2.2. К вопросу отбора средств обучения студентов общеамериканскому произношению 108
2.3. Учебная модель коммуникативно-ориентированного обучения студентов американскому произношению на основе просодических характеристик в рамках спецкурса по вариантологии 116
2.4. Приемы обучения студентов релевантным особенностям общеамериканского произношения на спецкурсе 124
2.4.1. Первый этап обучения студентов произношению американского варианта английского языка 124
2.4.2. Второй этап обучения студентов произносительным особенностям американского английского 132
2.5. Ход и результаты опытного обучения студентов педагогически значимым особенностям американского произношения на спецкурсе «Американский вариант английского языка 136
2.5.1. Учебная модель и апробация методики обучения школьников общеамериканскому произношению на факультативе «Американский вариант английского языка» в общеобразовательной школе 153
4
Заключение 164
Библиография 170
Приложение - Тесты, используемые в ходе опытного обучения студентов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка» 193
Настоящая диссертация посвящена проблеме обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка». При этом под релевантными фонетическими особенностями понимаются педагогически значимые, вариативные признаки общеамериканского произношения, выявленные в сопоставлении с британской произносительной нормой1.
Актуальность исследования объясняется следующими причинами:
Во-первых, недостаточной разработкой методологических основ обучения студентов педагогических вузов иноязычному произношению. Как известно, методология предполагает обращение к способам исследования и принципам организации теоретической и практической деятельности. Способы исследования направлены, с одной стороны, на закономерности приобретения знаний посредством изучения абстрактных и конкретных характеристик действительности; с другой стороны, - на рассмотрение общих и частных свойств системного объекта, тем самым определяются пути его анализа: либо от общего к частному (дедуктивный метод), либо, наоборот, от частного к общему (индуктивный метод) (Спиркин А.Г., 1988; Коршунов А.М., Мантатов В.В., 1988; Философия, 1996; Философия, 1989).
Каждая отрасль науки под терминами «абстрактное» и «конкретное», «общее» и «частное» понимает присущие данной области
1 Общеамериканское произношение, или General American (далее GA), - норма реализации в речи фонологического уровня американского английского (далее АЕ) в западных регионах США. Британская произносительная норма, или Received Pronunciation (далее RP), - норма реализации в речи фонологического уровня британского варианта
6
изучения понятия. В лингвистических исследованиях фонетико-фонологического уровня языка категория «абстрактное» очерчивает фонологические, системно-структурные особенности языка, категория «конкретное» - фонетические, или речевые (Расторгуева, Т.А., 1989; Шахбагова Д.А., 1992). Рассмотрение просодических характеристик, в том числе интонации как общего коммуникативно значимого свойства высказывания и средства его оформления, а звуков - как частных минимальных единиц фонетико-фонологического уровня, позволяет нам применять дедуктивный и индуктивный (от интонации к артикуляции звуков и наоборот) способы приобретения произносительных знаний, навыков и умений (Швачкин Н.Х., 1948; Выготский Л.С.,1956; Артемов В.А., 1961; Леонтьев А.А., 1969; Цховребадзе Н.Т., 1979; Торсуева И.Г., 1979; Витт Н.В., 1981; Галочкина М.Е., 1985; Леонтьев А.А., 1965; Halliday М.А.К., 1967; Бельтюков В.И., 1974; Крутецкий В.А., 1986; Сохин Ф.А., 1989; Болтенкова И.Э., 1990).
Общенаучные принципы, положенные в основу любой работы, служат обоснованием для выбора частных принципов, на которых базируются специфические. В свою очередь, принципы реализуются в соответствующих подходах как совокупности способов исследования (Спиркин А.Г., 1988). Методическая литература достаточно полно представляет как принципы, так и подходы обучения иностранным языкам (Шамов А.Н., 1999; Казначеева Е.В., 2000; Корочкина М.Г., 2000; Лупач И.Я., 2000; Чуксина О.В., 2000; Нистратова Е.В., 2000; Морозова О.Н., 2000). Однако взаимосвязь подходов на основе общенаучных принципов исследования в методике обучения иностранным языкам остается недостаточно изученной.
английского языка (далее BE) в британском ареале его функционирования (Шахбагова Д.А., 1992, с. 20-26)
7
Во-вторых. перспективной является разработка методики коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса по вариантологии. В условиях глобализации всех сторон жизни американский английский получил достаточно широкое распространение в качестве средства общения людей разных стран, благодаря чему он стал объектом лингвистических исследований. Так, обращаясь к теории константности/вариативности как отражению философских понятий устойчивости и изменчивости, в лингвистике уделяется внимание выявлению различий между американским и британским вариантами английского языка и, соответственно, между GA и RP (Швейцер А.Д.,1963, Шагбагова Д.А.1982, Фесенко Е.А., 1984 и др.). Использование американского английского для осуществления межкультурной коммуникации отразилось на потребности общества в обучении специалистов, владеющих американским вариантом английского языка. Это повлекло внесение определенных изменений относительно требований к подготовке студентов вузов и школьников по дисциплине «Английский язык».
В большом количестве специальных работ рассматривается обучение студентов иностранному языку в педагогических вузах (Овчинников B.C., 1981; Погосян Э.А., 1982; Куренкова Т.П., 1983; Ткаченко Т.Н., 2000), анализируются приемы формирования профессионально-значимых навыков и умений студентов в процессе обучения основным видам речевой деятельности, а также фонетическому, лексическому, грамматическому аспектам речи (Андреева И.П., 1982; Бобырь С.А., 1990; Леонтьева Т.П., 1988; Никульшина Н.Л., 1999); при этом процесс овладения фонетической стороной речи привлекает к себе особое внимание многих исследователей (Ерофеева Н.М., 1982; Журавлева
8
П.Д., 1983; Веренинова Ж.Б., 1994; Хомицкая А.Н, 1999). В рамках данного направления анализируется процесс совершенствования фонетических навыков и умений студентов языковых вузов при овладении британским английским. Однако коммуникативно-ориентированное обучение студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка», взаимосвязанное с основными видами речевой деятельности (говорением, аудированием, чтением, письмом), остается малоизученным. Исходя из вышесказанного, видна необходимость в создании методики коммуникативно-ориентированного, профессионально-направленного обучения студентов педагогических вузов релевантным произносительным особенностям американского английского на основе просодических характеристик в рамках спецкурса по вариантологии.
B-трегьих, актуальность проведения настоящего исследования определяется целесообразностью рассмотрения вопроса поэтапности и учета временной последовательности усвоения абстрактных и конкретных явлений фонетико-фонологической системы языка, что предполагает выделение этапов обучения, а также общих и частных свойств фонетико-фонологического уровня в процессе овладения общеамериканским произношением. Так, в практике обучения иноязычной фонетике традиционной является тенденция опережающего формирования частных единиц фонетико-фонологического уровня языка. Вместе с тем представляется, что должен быть и другой путь обучения, соответствующий развитию слухопроизносительных навыков и умений в онтогенезе (Климов Н.Д., 1978; Серегина Т.И., 1991; Болтенкова И.Э., 1990). Однако речь должна идти не столько о приоритете общего или частного при овладении иноязычным произношением, сколько о том, как их взаимодействие отражается на дальнейшем процессе овладения
9
фонетикой иностранного языка. В то же время обучение абстрактным и конкретным фонетическим явлениям во многом способствует развитию иноязычной коммуникативной способности. Поэтому своевременным является рассмотрение вопроса поэтапности и учета временной последовательности при коммуникативно-ориентированном обучении студентов как абстрактным и конкретным явлениям, так и общим и частным свойствам фонетико-фонологической системы языка в процессе овладения педагогически значимыми особенностями американского произношения.
Настоящая диссертация посвящена концептуальному обоснованию и разработке технологии коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в сопоставлении с британской произносительной нормой в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка».
В процессе моделирования системы коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогических вузов произношению GA решены следующие задачи:
- обоснован выбор общенаучных, частных и специфических принципов и подходов исследования;
- выявлен перечень произносительных навыков и умений, необходимый для общения на американском английском;
- проанализирована интеграция процесса овладения особенностями американского произношения в систему коммуникативно-ориентированного обучения студентов американскому варианту английского языка;
- представлена учебная модель обучения студентов педагогически значимым произносительным особенностям американского английского;
охарактеризованы приемы обучения студентов общеамериканскому произношению;
проверена в ходе опытного обучения рациональность предлагаемой методики овладения студентами релевантными особенностями общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка».
165
Итак, методологической основой настоящей работы является взаимосвязь общенаучных, дидактических и методических подходов на основе взаимосвязи общенаучных, дидактических и методических принципов исследования.
Общенаучные способы исследования, являясь компонентами подходов исследования, предполагают обращение к закономерностям познания и к анализу фонетико-фонологического уровня языковой системы. Основной закономерностью приобретения знаний является путь познания фонетико-фонологического уровня языка от абстрактных явлений к конкретным. Под фонологическими особенностями понимаются абстрактные явления фонетико-фонологической системы, под фонетическими - конкретные явления. Овладение иноязычным произношением предполагает овладение фонологическими и фонетическими особенностями. Анализ фонетико-фонологической системы языка происходит посредством обращения к общим и частным ее свойствам. Просодические характеристики, в частности интонация, рассматриваются как общее коммуникативно значимое свойство высказывания, звуки - как частные минимальные единицы фонетико- фонологического уровня языка. Способы исследования фонетико- фонологического уровня языка от общего к частному предопределяют обратные способы исследования. Дальнейшее изучение фонетико- фонологического уровня языка предполагает взаимодействие прямого и обратного алгоритмов. При обучении произношению GA на основе просодических характеристик следует исходить из взаимосвязи общенаучных, частных и специфических подходов, а именно: системного, социокультурного и коммуникативного. На основе общенаучных принципов системности и развития обучение АЕ представляет развивающуюся систему, в которую, в соответствии с системным подходом, интегрируется процесс обучения общеамериканскому
166
произношению. Системно-деятельностный подход основное внимание уделяет обучению релевантным особенностям GA в процессе в процессе речевого взаимодействия людей. Социокультурный подход в обучении общеамериканскому произношению направлен на овладение социокультурными особенностями произношения GA. При обучении произношению GA на основе просодических характеристик следует обращать внимание на социальную значимость интонации и обучать типу произношения, которым обладает образованная часть населения. Коммуникативный подход призван научить понимать естественную речь носителей GA и общаться на американском английском.
Выделение двух этапов обучения студентов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик имеет лингвистическое обоснование. Первый этап обучения произношению GA предусматривает в основном овладение фонологическими и нормативными особенностями фонетико- фонологического уровня американского английского, второй - фонетическими. Овладение социокультурными особенностями произношения GA происходит на двух этапах обучения. В работе делается вывод, что поэтапное формирование фонологических и фонетических навыков и умений GA во взаимосвязи с обучением основным видам речевой деятельности предполагает овладение общеамериканским произношением и обеспечивает развитие иноязычной коммуникативной способности у студентов.
1. Агашкова Е.Б., Ахлибинский Б.В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии, 1998. - №7. - С. 170.
2. Азаров Ю.П. Теоретические проблемы воспитателя современной общеобразовательной школы: Дис. ... док. пед. наук. - М., 1973. - 361 с.
3. Алексеев Л.В., Панин В.В. Философия: Учебник для вузов. - М.: Теис, 1996. - 504 с.
4. Алхазишвили А.А. Основы владения устной иноязычной речью. - М.,
1988. - 125 с.
5. Ананьев Б.Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоения знаний // Вестник высшей школы, 1972. - № 7. - С. 17-26.
6. Андреева И.П. Профессионально-направленное совершенствование диалогической речи студентов старших курсов языковых педагогических вузов: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Л., 1982. - 16с.
7. Антипова А.М., Торсуева Е.И. Сущность нейтральной интонации в современном английском языке // Учен, записки / МГПИИЯ им. М. Тореза. - М., 1971.-Т. 63. - С. 185-190.
8. Антипова А.Н. Система английской речевой интонации. - М.: Высшая школа, 1979. - 130 с.
9. Аракин В.Д. Сопоставительная типология скандинавских языков. - М.: Высшая школа, 1984. - 133 с.
10. Арзуманян С.В. Эволюция вокалической системы английского языка: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. - М., 1985. - 18 с.
11. Артемов В.А. Курс лекций по психологии. - Харькой: Изд-во Харьк. гос. ун-та, 1958.
12. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1969.
171
13. Артемьева О.А. Активизация познавательной деятельности студентов вуза при обучении иностранному языку на основе учебно-ролевых игр.
- Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1997. - 192 с.
14. Артемьева О.А. Общепедагогические и лингводидактические основы активизации познавательной деятельности студентов вузов при обучении иностранному языку на основе системы учебно-ролевых игр: Автореф. дис. ... док. пед. наук. -С.-Петербург, 1999. - 50 с.
15. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
16. Астафурова Т.Н. Интерактивная компетенция в профессионально¬значимых ситуациях межкультурного общения // Актуальные проблемы преподавания перевода и иностранных языков в лингвистическом вузе. (Тр./ МГЛУ). Вып.423. - М., 1996. - С.93-107.
17. Багрова А.Н. Коммуникативный подход к разработке компьютерных учебных материалов // Технические средства в учебном процессе по иностранному языку в неязыковом вузе. Тр. МГЛУ им. М. Тореза, вып. 405. - М., 1992. - С. 84-93.
18. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. - М., 1979. - 680 с.
19. Белова И.В. Историческое развитие и функционирование английского вокализма: Дис. ...канд. филол. Наук. - Тамбов, 1999.
20. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1977. - 174 с.
21 .Бердичевский А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. - М.: Высшая школа, 1989. - 101 с.
22. Берешвили Н.И., Чтение как средство обучения говорению в неязыковом вузе: Дис. ...канд. пед. наук. - М., 1983. - 241 с.
172
23. Берлин С.А., Вейхман А.С. Обучение английской интонации. ~ М.: Высшая школа, 1973. - 1 17 с.
24. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. - М.: Высшая школа, 1989. - 144 с.
25. Библер B.C. Диалог культур // Вопросы философии, 1993. - №5. - С.75-93.
26. Бим И.Л. Система обучения иностранным языкам в средней школе и учебник как модель ее реализации. - М.: Изд-во МГПИ им. В.И.Ленина,
1974. - 237 с.
27. Бим И.Л. Подходы к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач // Иностранные языки в школе, 1985. - № 5. - С.30-37.
28. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 448 с.
29. Бобырь С.А. Обучение логическому ударению как компонент профессионально-речевой подготовки учителя иностранного языка: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Киев, 1990. - 18 с.
30. Богатырева М.А. К проблеме выделения уровней профессионального владения иностранным языком (по материалам Совета Европы) // Иностранные языки в школе, 1997. - №2. - С.28-33.
31 .Богуславская Г.П. Язык, культура и проблема понимания // Язык и культура. Вторая международная конференция. Тезисы. 4.1. - Киев, 1993. - С.53-54.
32. Болтенкова И.Э. Вводно-фонетический курс: оптимизация последовательности усвоения содержания // Актуальные проблемы методики обучения иностранному языку как специальности. - М., 1990.
- С. 72-80. (МГЛУ. - Вып.350).
173
33. Болтенкова И.Э. К вопросу о сложности/трудности фонетических явлений // Методы и организация обучения иностранному языку в языковом вузе. - М., 1991. - С.94 - 103. (МГЛУ. - Вып. 444).
34. Борисов B.C. Словарь-справочник по методике преподавания иностранного языка. - Коломна, 1999. - 137 с.
35. Буру кина О. А. Проблема культурно детерминированной коннотации в переводе: Дис.... канд. фил. наук - М., 1998. - 280 с.
36. Васильев В.А. и др. Фонетика английского языка (на англ. яз.). - М.: Высшая школа, 1980. - 256 с.
37. Васильев В.А. Теория фонетического строя современного английского языка (в сопоставлении с русским): Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М., 1969.-71 с.
38. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / Под общ. ред. И.И. Фролова. - М.: Политиздат, 1989.
39. Вейзе А.А. Смысловая компрессия текста в учебных целях. - М.: Вышая школа, 1982. - 128 с.
40. Веренинова Ж.Б. Обучение английскому произношению с опорой на специфику фонетических баз изучаемого и родного языков // Иностранные языки в школе,. - 1994. - №5 - С. 10-15.
41. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1990. - 167 с.
42. Визгин В. Знание как мир // Науковедение. 1999. - №2. - С.227-228.
43. Виноградов В.В. Лингвистические аспекты обучения языку. - М.: МГУ, 1976.-Вып. 2.-57 с.