Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Работа №71862

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы153
Год сдачи2020
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
553
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 8
1. ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ 11
1.1. Понятие цифровизации и цифровой
трансформации 12
1.1.1. Понятие цифровизации 12
1.1.2. Понятие цифровой трансформации 15
1.1.3. Выводы по подразделу 20
1.2. Современное состоянии цифровизации 21
1.2.1. Современное состояние цифровизации в мире....22
1.2.2. Современное состояние цифровизации в России. 30
1.2.3. Выводу по подразделу 43
1.3. Выводы по разделу 46
2. ЭТАПЫ И КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА
ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 49
2.1. Этапы цифровизации предприятия 49
2.1.1. Этап информатизации 50
2.1.2. Этап связанности 50
2.1.3. Этап наглядности 51
2.1.4. Этап проницаемости 52
2.1.5. Этап предсказуемости 53
2.1.6. Этап самокоррекции 53
2.2. Ключевые аспекты цифровизации
предприятия 54
2.2.1. Управление корпоративной информацией 55
2.2.2. Цифровое моделирование и оптимизация бизнес-
процессов 56
2.2.3. Конвергенция цифрового и физических миров....56
2.2.4. Корпоративная инновационная система 57
2.2.5. Управление интеллектуальной собственностью. .57
2.2.6. Цифровой реверс-инжиниринг 58
2.2.7. Аддитивное производство и быстрое
прототипирование 58
2.2.8. Энергоэффективность и экологичность 58
2.2.9. Автоматизированные рабочие места и сбор данных
от средств производства 59
2.2.10. Производственная система 59
2.2.11. Цифровое управление логистикой 59
2.2.12. Трансфер технологий 60
2.2.13. Кросс-отраслевая кооперация 60
2.2.14. Учебные производственные центры и
партнерство с образовательными платформами 61
2.2.15. Эффективное управление проектами 61
2.3. Выводы по разделу 62
3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 68
3.1. Методика оценки уровня цифровизации
предприятия 68
3.1.1. Краткая характеристика уровней цифровизации
предприятия 70
3.1.2. Уровни цифровизации ключевых аспектов
предприятия 72
3.1.2. Алгоритм определения уровня цифровизации 84
3.2. Оценка уровня цифровизации предприятия на
примере ООО «ЭВС» 85
3.2.1. Краткая характеристика компании 85
3.2.2. Проведение оценки уровня цифровизации
компании «ЭВС» 86
3.2.3. Анализ результатов исследования 88
3.3. Выводы по разделу 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Опросный лист 104

Цифровые технологии повсеместно и стремительно изменяют обыденные формы и методы ведения бизнеса. Изменяется бизнес не только отдельных компаний - изменяются отрасли, сектора экономик различных регионов и даже целых стран. Цифровизация начинает выходить далеко за рамки изменений непосредственно в технологиях и бизнесе - они становятся весомым как макроэкономическим, так и политическим фактором.
В течение текущей технико-экономической волны, значительной частью которой является активный процесс цифровизации национальной экономики, Россия оказалось среди отстающих стран. Положительным моментом такого отставания является возможность принимать во внимание и использовать опыт стран- лидеров по части формирования и становления цифровой экономики. Эффект от внедрения цифровых технологий в различные аспекты современной экономической деятельности можно выразить не столько в количественном увеличении производительности труда, сколько в эффективных качественных изменениях в существующих бизнес- моделях компаний, способов ведения бизнеса, его управляемости и гибкости. По мере расширения сферы применения цифровых технологий в различных отраслях экономики, произойдет скачкообразный переход ключевых показателей экономической эффективности их применения на новый, более высокий уровень. И именно сейчас мировая экономика стоит на пороге такого скачка.
Активный процесс формирования и становления цифровой экономики неразрывно связано с такими понятиями, как цифровая трансформация и цифровизация, речь о которых пойдет в первом разделе данной работы. Но как определить, насколько цифровой является компания? Или даже насколько цифровой являются определенные аспекты ее деятельности? Именно на такие вопросы можно найти ответ в данной работе. Разработка эффективной и универсальной методики оценки уровня цифровизации предприятия является крайне актуальной проблемой в условиях цифровой трансформации и цифровизации предприятий. На сегодняшний день не существует единой и общепринятой методики по определению уровня цифровизации отдельно взятого предприятия.
Целью данной работы является создание эффективной и универсальной методики оценки текущего уровня цифровизации предприятия и отдельных его аспектов деятельности, подходящую для любого производственного предприятия любой отрасли и национальной принадлежности.
Эта цель достигается решением следующих задач:
- формирование определения понятия «цифровая экономика»;
- формирование определений таких понятий, как «оцифровка», «цифровизация» и «цифровая трансформация», а также определения различий между ними;
- анализ текущего состояния процесса
цифровизации в различных странах;
- анализ текущего состояния процесса
цифровизации в России;
- определение этапов процесса цифровизации предприятия;
- формирование перечня ключевых аспектов современного предприятия;
- создание методики оценки текущего уровня цифровизации предприятия;
- проведение оценки текущего уровня цифровизации ООО «ЭВС».
В первом разделе работы представлено углубленный анализ процессов цифровизации и цифровой трансформации. Так как эти процессы являются частями большого процесса становления цифровой экономики, то прежде всего было сформировано авторское определение понятия «цифровая экономика», которое в наиболее полной мере смогло бы отразить все аспекты как экономической, так и социальной составляющей этого понятия.
Затем были сформированы авторские определения терминов «оцифровка», «цифровизация» и «цифровая трансформация», являющихся
системообразующими аспектами для цифровой экономики, а также определены различия между этими терминами с приведением примеров.
Заканчивается первый раздел анализом текущего состояния процесса цифровизации в различных странах мира, а также в России. Также были приведены примеры и описаны различные программы поддержки процесса цифровизации.
Во втором разделе данной работы автором были определены и описаны этапы цифровизации предприятия. Эти этапы отличаются своей направленностью на поддержание процесса принятия управленческих решений с помощью инструментов и методов, появляющихся вследствие поэтапного внедрения цифровых технологий в деятельность организации.
Также в рамках второго раздела был составлен перечень ключевых аспектов процесса цифровизации предприятия. Отличительной особенностью этого перечня является авторское разделение всех ключевых аспектов на три категории: технологии проектирования, технология производства, технологии управления.
В третьем разделе работы была спроектирована авторская методика определения текущего уровня цифровизации как предприятия в целом, так и его отдельных ключевых аспектов деятельности. Были определены и описаны различные уровни цифровизации для каждого из ключевых аспектов современного производственного предприятия, также
подразумевающий подробный анализ всех ступеней процесса цифровизации относительного каждого из ключевых аспектов.
Исходя из этого анализа был сформирован опросный лист для оцениваемой организации, состоящий из вопросов, ответы на которые дают возможность определения текущего уровня цифровизации каждого из ключевых аспектов.
Далее были описаны используемые в авторской методике формулы для определения итогового уровня цифровизации предприятия.
В заключении с помощью разработанной методики была произведена оценка текущего уровня цифровизации ООО «ЭВС».
Результаты данного исследования представлены и опубликованы в работах таких конференций, как «Неделя науки СПбПУ» [1,2], «VII Международная научно-практическая конференция «Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект» [3] и «Кластеризация цифровой экономики: глобальные вызовы» [4].

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На протяжении последних нескольких лет мы все чаще и чаще слышим суждение о том, что современная экономика находится на пороге очередного этапа своего исторического развития и следующим ее этапом будет формирование, становление и развитие цифровой экономики. При этом четкого и единого понимания, что же собой представляет цифровая экономика, у научного сообщества не имеется. Поэтому обязательной частью данной работы было формирование авторского определения понятия «цифровая экономика», которое в наиболее полной мере смогло бы описать этот термин.
Цифровая экономика - это экономика, базирующаяся на активном использовании информационно-коммуникационных технологий,
главным ключевым фактором и конкретным преимуществом которой является информация в цифровом виде, а также цифровые технологии по передаче, обработке и анализу этой информации.
Неотъемлемой частью процесса формирования и становления цифровой экономики являются процессы оцифровки, цифровизации и цифровой трансформации. Это очень похожие между собой процессы, которые трудно различить и очень легко спутать. Одной из задач данной работы также являлось формирование определений терминов «оцифровка», «цифровизация» и «цифровая трансформация».
Оцифровка - это процесс перевода аналоговых данных в цифровой вид. Яркий пример - переход от бумажного анкетирования к электронному.
Цифровизация - это процесс активного внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий (так называемых цифровых технологий) в уже существующие бизнес-процессы с целью повышения их эффективности и снижения издержек.
Цифровая трансформация - процесс трансформации бизнеса путем глубоких преобразований и фундаментальных переосмыслений бизнес-стратегий, моделей, процессов, операций, продуктов, целей и прочего с помощью активного использования цифровых технологий с целью поиска новых возможностей для создания и увеличения добавленной стоимости продуктов и услуг компании.
По состоянию на 2020 год, цифровая экономика - это уже не просто какая-то прогнозируемая абстрактная концепция или формат национальных и общемировой экономики, реализация которой в определённой степени возможна или нет. Уже сейчас цифровая экономика является реальным состоянием прогресса мировой экономической системы и этот факт является признанным многими странами как с развитой, так и с развивающейся экономической системой.
Однако процесс трансформации национальных экономик в формат цифровой экономики попросту невозможен без активного и эффективного участия со стороны как государства, так и заинтересованных частных инвесторов и отдельных предприятий. Для этого создаются и реализуются различные стратегии и программы как на государственном уровне, так и на уровне отдельно взятых секторов и отраслей национальных экономик. При этом существуют даже международные программы, в реализации которых участвуют страны-участники одной экономической зоны, например, страны Европейского союза, участвующие в программе Horizon 2020. Однако экономики различных стран находятся на разных этапах процесса формирования цифровой экономики в своих регионах. Но при этом, все программы, направленные на поддержку процесса формирования цифровой экономики в участвующих странах, задаются общими целями, а именно:
- развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики;
- рост конкурентоспособности национальной продукции как на внутреннем, так и на международных рынках с помощью применения современных цифровых технологий и решений;
- развитие цифровой инфраструктуры;
- укрепление информационной безопасности;
- защита государственных интересов от киберугроз;
- создание нормативной базы, регулирующей отношения в условиях цифровой экономики;
- развитие цифровых кадров и их цифровых компетенций;
- повышение доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике;
- повышение уровня цифровой грамотности населения;
- повышение благосостояния и качества жизни населения.
Но несмотря на общую направленность всех программ по поддержке процесса становления цифровой экономики, национальные программы разных стран все равно имеют между собой отличия, вызванные рядом причин, таких как:
- текущий уровень цифровизации национальной экономики;
- текущее состояние цифровой инфраструктуры страны;
- уровень цифровой грамотности населения;
- привычный экономический уклад;
- национальные особенности менталитета.
Процесс цифровизации предприятия можно разделить на шесть основных этапов. Эти этапы отличаются своей направленностью на поддержание процесса принятия управленческих решений с помощью инструментов и методов, появляющихся вследствие поэтапного внедрения цифровых технологий в деятельность организации.
Этапами процесса цифровизации предприятия являются:
1. Этап информатизации, характеризующийся использованием различных информационно-коммуникационных технологий в рамках организации без какой-либо взаимосвязи между собой.
2. Этап связанности, характеризующийся появление взаимосвязанных элементов этих информационно-коммуникационных технологий.
3. Этап наглядности, характеризующийся появление различных данных в цифровом формате.
4. Этап проницаемости, характеризующийся использованием цифровых данных для анализа уже произошедших событий, выявления первопричин, взаимосвязей и закономерностей.
5. Этап предсказуемости, характеризующийся прогнозированием будущих событий на основе исторических данных и принятия управленческих решений в текущий момент времени.
6. Этап самокоррекции, характеризующийся появлением некоторых автоматизированных решений с целью принятия наиболее эффективного управленческого решения в наиболее сжатые сроки.
Также в рамках этой работы автором был составлен перечень ключевых аспектов процесса цифровизации предприятия. Отличительной особенностью этого перечня является разделение всех ключевых аспектов на три категории: технологии проектирования, технология производства, технологии управления.
Этими ключевыми аспектами являются:
1. Управление корпоративной информацией.
2. Цифровое моделирование и оптимизация бизнес-процессов.
3. Конвергенция цифрового и физических миров.
4. Корпоративная инновационная система.
5. Управление интеллектуальной собственностью.
6. Цифровой реверс-инжиниринг.
7. Аддитивное производство и быстрое прототипирование.
8. Энергоэффективность и экологичность.
9. Автоматизированные рабочие места и сбор данных от средств производства.
10. Производственная система.
11. Цифровое управление логистикой.
12. Трансфер технологий.
13. Кросс-отраслевая кооперация.
14. Учебные производственные центры и партнерство с образовательными платформами.
15. Эффективное управление проектами.
Подобная классификация ключевых аспектов производственных предприятий позволяет определять, насколько в организации развиты основные категории технологий современного производственного предприятия: технологии проектирования, технология производства и технологии управления, являющиеся наиболее значимыми непосредственно для производственных предприятий.
В разработанной методике было выделено пять уровней цифровизации производственного предприятия, таких как:
1. Хаотичный.
2. Первичный.
3. Управляемый.
4. Интегрируемый.
5. Оптимизированный.
Каждый из этих уровней отличается различным набором цифровых технологий, относящихся к основным категориям технологий современного
производственного предприятия, а также различным уровнем их цифрового развития.
Последующее описание уровней цифровизации для каждого из ключевых аспектов современного производственного предприятия подразумевает подробный анализ всех ступеней процесса цифровизации относительного каждого из ключевых аспектов. Такой анализ включает в себя описание текущего состояния, используемых технологий и реализуемых проектов на каждом из уровней цифровизации.
Исходя из этого анализа был сформирован опросный лист для оцениваемой организации, состоящий из вопросов, ответы на которые дают возможность определения текущего уровня цифровизации каждого из ключевых аспектов. Разработанный опросный лист является первым этапом оценки текущего уровня цифровизации предприятия в предлагаемой автором методике.
Следующим этапом является применение разработанных и описанных автором формул для определения сначала текущего уровня цифровизации каждого из ключевых аспектов современного производственного предприятия, а затем и итогового уровня цифровизации предприятия.
Разработанная методика оценки уровня цифровизации может быть использована в следующих целях:
1. Определение текущего уровня цифровизации для любого производственного предприятия, вне зависимости от вида деятельности, сектора экономики, национальной принадлежности, масштабов компании и прочих факторов.
2. Проведение комплексной оценки текущего уровня цифровизации предприятия в целом и отдельных его ключевых аспектов деятельности.
3. Определенный текущий уровень цифровизации как предприятия в целом, так и отдельных его ключевых аспектов деятельности, дает возможность определять стратегические цели и задачи по более углубленному развитию цифровых технологий на предприятии, заключающемуся в повышении уровня цифровизации отдельных ключевых аспектов и, как следствие, предприятия в целом.
4. Разработанную методику оценки уровня цифровизации можно применять в качестве одного из инструментов оценки текущего уровня развития предприятия. Эта методика также дает возможность проектирования траектории развития организации и формирования тактического и стратегического целеполагания организации.
5. С использованием разработанной методики современные производственные компании получают возможность обеспечивать выпуск продукции с требуемым заказчиком уровнем качества и существенно сниженными, относительно компаний с традиционными средствами производства, временем выхода продукции на рынок и различными издержками.
6. Разработанная методика дает возможность определить уровень цифрового развития по каждому из пятнадцати ключевых аспектов современного производственного предприятия. Определение местоположения организации в генезисе цифрового производства дает возможность определять цели развития организации, утверждать программу их достижения и управлять проектом развития компании современными методами эффективного управления проектами, основываясь на простых и измеримых метриках.
Стоит отметить, что достижение наивысшего уровня цифровизации (оптимизированный уровень) по всем ключевым аспектам деятельности производственного предприятия и, как следствие, достижение наивысшего уровня цифровизации предприятия в целом, не должно являться конечной целью организации. Руководство каждой компании, в зависимости от ее стратегического плана, миссии, видения, установленных целей и задач, само принимает управленческое решение и определяет свой наиболее эффективный уровень цифровизации как предприятия в целом, так и отдельных его ключевых аспектов, исходя из определенного оптимального баланса между необходимыми затратами на достижение этого уровня цифровизации и преимуществами, которые возникнут в случае достижения этого уровня. Исходя из этого, компания формирует собственную матрицу целевых уровней цифровизации по ключевым аспектам деятельности современного производственного предприятия.
С помощью разработанной методики было выявлено, что текущим уровнем цифровизации исследуемой компании ООО «ЭВС» является первичный уровень.
Ключевыми аспектами, с наивысшим уровнем цифровизации в компании, являются такие аспекты, как «цифровое управление логистикой», «производственная система», «корпоративная инновационная система» и «управление интеллектуальной собственностью».
Ключевыми аспектами с низким уровнем цифровизации в компании, являются такие аспекты, как «цифровое моделирование и оптимизация бизнес- процессов», «конвергенция цифрового и физических миров», «цифровой реверс-инжиниринг», «аддитивное производство и быстрое прототипирование» и «автоматизированные рабочие места и сбор данных от средств производства».
Исходя из осинового вида деятельности ООО «ЭВС», компании можно посоветовать принять следующие управленческие решения:
- оптимизировать свои бизнес-процессы путем их формализации и представления в цифровом виде;
- увеличить количество автоматизированных бизнес-процессов и уровень автоматизации уже имеющихся;
- в проектировочной деятельности применять технологии облачных вычислений и хранилищ данных;
- с помощью цифровых производственных технологий наладить процесс быстрого прототипирвоания, что позволит значительно снизить время предоставления продукции заказчику;
- запустить процесс трансфера технологий и активно участвовать в различных кросс-отраслевых кооперациях.



1. Разоренова Е.Ю., Бурлака Д.С., Бабкин А.В. Разработка предложений по формированию цифровой модели виртуального горного предприятия [Текст] // XLVII «НЕДЕЛЯ НАУКИ СПбПУ» Современные проблемы экономики, управления и торговли (ИПМЭиТ) Часть 2. СПб.:2018.
2. Бурлака Д.С., Абушова Е.Е. Внедрение Internet of Things как фактор перехода к новым бизнес-моделям [Текст] // XLVIII «НЕДЕЛЯ НАУКИ СПбПУ» Современные проблемы экономики, управления и торговли (ИПМЭиТ) Часть 1. СПб.:2019.
3. Бурлака Д.С., Абушова Е.Е. The global economic crisis as one of the development factors of the digital economy [Текст] // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект». СПб.:2019.
4. Бурлака Д.С., Абушова Е.Е. Определение этапов процесса цифровизации промышленного предприятия [Текст] // Сборник трудов II Национальной научно-практической конференции с зарубежным участием «Кластеризация цифровой экономики: глобальные вызовы», 18-20 июня 2020г., Санкт- Петербург. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020.
5. Everett M. Rogers. Diffusion of Innovations [Текст]. 5th Edition, 2003.
6. Foxconn заменит всех сборщиков на своих
производственных фабриках роботами [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://hightech.fm/2017/01/04/foxconn_automation (дата обращения: 15.01.2020).
7. Five Trends for Manufacturing's Fourth Wave [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goo.gl/yE7X8w (дата обращения: 18.02.2020).
8. Federico Rotini, Yuri Borgianni, Gaetano Cascini. Re-engineering of Products and Processes: How to Achieve Global Success in the Changing Marketplace [Текст]. Springer-Verlag London, 2012.
9. Zude Zhou, Shane (Shengquan) Xie, Dejun Chen. Fundamentals of Digital Manufacturing Science [Текст]. Springer-Verlag London, 2012.
10. Reinventing production at Tesla [Текст]. Manufacturing Leadership Journal, October 2016.
11. Vinesh Raja, Kiran J. Fernandes. Reverse Engineering [Текст] - An Industrial Perspective, 2008.
12. Federico Rotini, Yuri Borgianni, Gaetano Cascini. Re-engineering of Products and Processes: How to Achieve Global Success in the Changing Marketplace [Текст]. Springer-Verlag London, 2012.
13. Гибсон Я., Розен Д., Стакер Б. Технологии аддитивного производства [Текст]. М., 2016.
14. Бхуптани М., Морадпур Ш. RFID-технологии на службе вашего бизнеса [Текст]. М., 2007.
15. Шваб К. Четвертая промышленная революция [Текст]. М., 2016.
16. Портер М., Хеппельман Дж. Революция в конкуренции [Текст]. Harvard Business Review, 2014.
17. Решение YDF внедрено в опытно-промышленную эксплуатацию на ММК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goo.gl/arrcXF (дата обращения: 21.03.2020).
18. От ТехУспеха к национальным чемпионам. Национальный рейтинг быстроразвивающихся высокотехнологичных компаний «ТЕХУСПЕХ-2016» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ratingtechup.ru/images/catalog2016.pdf (дата обращения: 19.02.2020).
19. Krouse J.K. What Every Engineer Should Know About Computer-Aided Design and Computer-Aided Manufacturing: The CAD/CAM Revolution [Текст]. - New York; Basel: Marcel Dekker, 2017.
20. Павлевич А.Л., Староверов Н.Н., Хитрых Д.П. Эффективная платформа прикладных исследований и всестороннего численного моделирования на основе решений ANSYS [Текст] // CADFEM Review. - 2017. - № 04.
21. Блехман И.И., Мышкис А.Д., Пановко Я.Г. Прикладная математика: предмет, логика, особенности подходов [Текст] - Киев: Наукова думка, 1976. 
22. Design with Confidence: CIMdata Commentary. January 29, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cimdata.com/en/resources/complimentary- reports-research/commentaries/item/3 34 5-design-with- confidence-commentary (дата обращения: 08.10.2019).
23. Компьютерный инжиниринг [Текст] // А.И. Боровков, С.Ф. Бурдаков, О.И. Клявин, М.П. Мельнико-ва, А.А. Михайлов, А.С. Немов, В.А. Пальмов, Е.Н. Силина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - 93 с.
24. Бионический дизайн [Текст] // А.И. Боровков, В.М. Марусева, Ю.А. Рябов, Л.А. Щербина. - СПб.: Изд- во Политехн. ун-та, 2015. - 92 с.
25. Department of Energy High-End Computing
Revitalization Act of 2004 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nsf.gov/mps/ast/aaac/p_l_108-
423_doe_high- end_computing_revitalization_act_of_2004.pdf (дата обращения: 08.10.2019).
26. Curns T. Improving ISV Applications to Advance HPC. June 17, 2005 [Электронный ресурс]. Режим [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mgi.gov/sites/default/files/documents/materials _genome_initiative-final.pdf (дата обращения: 28.12.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ