Введение 3
1. Теоретические аспекты управления персоналом в гостинице 6
1.1. Характеристика и особенности гостиничных услуг 6
1.2. Персонал и его функции на предприятии 13
1.3. Концепции управления персоналом 21
2. Анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию управления
персоналом ИП Андреева И.Ю., г. Курск 30
2.1. Организационно-экономическая характеристика объекта
исследования 30
2.2. Анализ действующей системы управления и функциональные
обязанности персонала 38
2.3. Рекомендации по совершенствованию управления персоналом в
гостинице 46
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложения
Гостиничный бизнес уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и выгодных отраслей мирового хозяйства. Уровень обслуживания и управления во многих отечественных гостиницах является недостаточным для выхода на мировой гостиничный рынок. Соответственно, появляется потребность в разработке и усовершенствовании систем управления персоналом гостиниц. Одной из основных особенностей гостиничного бизнеса является то, что конкурентоспособность в нем определяется в первую очередь подготовленностью персонала. В гостинице именно персонал является тем аспектом, который оставляет впечатление у клиента - плохое или хорошее. Именно поэтому персонал в индустрии гостеприимства становится главным элементом образования прибыли в организации.
На сегодняшний день, ответственность за руководство трудовыми ресурсами в крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников по подбору и управлению персоналом, обычно в составе штабных служб. Для того чтобы такие профессионально подготовленные работники могли активно содействовать реализации целей организации, им нужны не только знания и компетенция в своей конкретной области, но и осведомленность о нуждах работников организации. Вместе с тем, если руководители не понимают специфики управления трудовыми ресурсами, его механизма, возможностей и недостатков, то они не могут в полной мере добиться поставленных целей организации. Поэтому важно, чтобы все руководители знали и понимали способы и методы управления сотрудниками.
Организация труда персонала признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком спектре: от экономико-статистического до философско-психологического.
Система управления персоналом и организации труда персонала обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использование достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.
Управление персоналом занимает ведущее место в системе управления предприятием. Эта сфера управления обладает специфическими особенностями, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы - аттестация, эксперимент, методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.
Сущность управления персоналом заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального их использования.
На данном этапе человеческие ресурсы организации рассматриваются как наиболее ценный ресурс, а формирование трудоспособного коллектива - как одно из важнейших условий для достижения успеха в бизнесе.
Управление персоналом рассматривает людей как достояние организации, как ресурс, который, как и другие ресурсы, необходимо эффективно использовать для достижения целей предприятия. При таком подходе работники рассматриваются как источник неиспользованных резервов. Именно в данном понимании проблема совершенствования системы управления персоналом является актуальной.
Объектом исследования является ИП Андреева И.Ю., Г. Курск.
Предметом исследования является система управления персоналом на предприятии.
Целью данной работы является исследование особенностей управления персоналом и разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом на примере гостиницы «Аврора» в г. Курске.
Для достижения целей работы были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности гостиничных услуг;
- изучить функции персонала и концепции управления;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- провести анализ действующей системы управления персоналом в данной гостинице;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления персоналом.
Теоретической основной выпускной квалификационной работы являются исследования отечественных и зарубежных ученных, в частности: Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А., Егоршин А. П., Лэнд П. Э и др. Так же использовались сведения открытого доступа: информация органов
государственной статистики, научные статьи.
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности реального применения рекомендаций на практике.
При написании выпускной квалификационной работы использовались методы анализа и сравнения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с подразделами, заключения, списка использованных источников,
приложений.
Гостиничный бизнес уникален в том, что работники гостиницы - это часть гостиничного продукта. Персонал гостиниц должен уметь создавать на предприятии атмосферу гостеприимства, должен быть готовым доброжелательно выполнить просьбу проживающих и в отношении проживающих должен проявить терпение и сдержанность.
Для обеспечения соответствия профессиональных знаний и умений необходима профессиональная подготовка и обучение персонала.
Профессиональная подготовка представляет собой целевое, конкретно направленное обучение, конечная цель которого - обеспечение предприятия достаточным количеством работников, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют целям предприятия. Целенаправленное профессиональное развитие персонала зависит от полноты, точности и актуальности существующей или получаемой информации.
Повышение квалификации - это постоянный процесс обновления знаний.
В связи с выделением гостиничного хозяйства в самостоятельную отрасль вырастает потребность в профессиональных работниках гостиниц. Гостиничный бизнес требует особых навыков и всесторонней профессиональной подготовки.
В целях удовлетворения потребностей современного потребителя гостиничных услуг большое значение придается повышению уровня работы с кадрами.
Целью выпускной квалификационной работы являлось исследование особенностей управления персоналом и разработка мероприятий по его совершенствованию. Для достижения данной цели были изучены теоретические основы и концепции управления персоналом, была рассмотрена организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия и система управления персоналом. При анализе деятельности предприятия было выявлено, что гостиница обладает хорошими конкурентными преимуществами, гостиница является одной из лучших в г. Курске. Система управления персоналом в гостинице достаточно хорошо развита, но из-за отсутствия специалиста по кадрам вся ответственность по вопросам персонала возложена на директора и администратора. Так же, как элемент системы управления персоналом, отсутствует такой аспект, как повышение квалификации, тренинги по улучшению работы, обучение персонала. В кардинальных изменениях система не нуждается, но для повышения эффективности работы персонала и гостиницы необходимо учитывать эти недостающие изменения.
В целях совершенствования сложившейся системы управления персоналом, были предложены следующие мероприятия:
- повысить конкурсные требования к потенциальным работникам;
- практиковать многоуровневые собеседования при приеме на работу в гостиницу;
- найм специалиста по кадрам;
- организация повышения квалификации.
В заключение следует отметить, что внедрение предлагаемых мероприятий и рекомендаций позволит улучшить систему управления персоналом, что напрямую повлияет на результаты деятельности гостиницы, поможет повысить качество предоставляемых услуг и привлечь большее количество клиентов.
Повышение квалификации персонала, более строгий отбор нового персонала ведут к общему уровню увеличения знаний работников, удовлетворенности работников своей работой, что, в свою очередь, ведет к высокому уровню культуры и качества обслуживания гостей.
Привлекая гостей высоким качеством обслуживания и культурой обслуживания, увеличивается загрузка номерного фонда, и соответственно выручка от реализации услуг.
1. Российская Федерация. Государственная Дума. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Текст] Части первая, вторая, третья и четвертая: по состоянию на 31 января. 2016 г : офиц. текст / М-во юстиции Рос. Федерации. - М.: ПРОСПЕКТ, 2016. - 340 с. - (Правовая б-ка).
2. Аванесова, Г. А. Туризм, гостеприимство, сервис [Текст]: Словарь - справочник / Г. А. Аванесова., Под. ред. Л. П. Воронковой. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 367 с.
3. Агамирова, Е. В. Управление персоналом в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе [Текст]: Практикум / Е. В. Агамирова - М.: Дашков и Ко, 2011. - 176 с.
4. Броймер, Основы управления в индустрии гостеприимства - Москва: «Аспект Пресс», 2012. - 155 с.
5. Виноградова, М. В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса [Текст]: Учебное пособие / М. B. Виноградова - М.: Дашков и К, 2007. - 464 с.
6. Волошин Н. И. Правовое регулирование туристской деятельности [Текст]: учебник / Н. И. Волошин - М.: 2011. - 553 с.
7. Гостиница «Аврора» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //avrorakursk.ru/
8. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности [Текст]: учебное пособие / В. Г. Гуляев - М.: Нолидж, 2012- 116 с.
9. Егоршин А. П. Управление персоналом [Текст]: учебник / А. П. Егоршин - Н. Новгород: НИМБ, 2003. - 214 с.
10. Иванцевич Дж.М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом [Текст]: учеб. для вузов / А. А. Лобанов, Иванцевич Дж. М - М.: Дело, 2004. - 378 с.
11. Костяков В. Г. Труд: ресурсы и эффективность использования. [Текст]: материалы для студентов / В. Г. Костяков - М.: Политиздат, 2003. - 91 с.
12. Лэнд П. Э. Менеджмент - искусство управлять. [Текст]: учебное пособие / П. Э. Лэнд - М.: Инфра-М, 2004. - 180 с.
13. Плешин Ю. И. Управление персоналом. [Текст]: учебное пособие / Ю.И. Плешин - СПб.: Питер, 2001. - 316 с.
14. Травин В.В. Основы кадрового менеджмента. [Текст]: учеб. пособие / В. В. Травин - М.: Высшая школа, 2000. - 362 с
15. Рогачев, А. Ф. Повышение конкурентоспособности гостиничного бизнеса в рыночных условиях [Текст]: / А. Ф. Рогачев - Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 5. - 45 с.
16. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма [Текст]: Учеб. пособие. / Н.И. Кабушкин - Мн.: БГЭУ, 2011. - 441 с.
17. Кусков А. С., Гостиничное дело [Текст]: учеб. пособие / А. С. Кусков - «Дашко и Ко» - 2009. - 225 с.
18. Дурович А. П., Копанев А. С. Маркетинг в туризме [Текст]: / А. С. Копанев, А. П. Дурович - Мн.: «Экономпресс», 2011. - 422 с.
19. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм [Текст]: учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Р. Б. Ноздревой. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 443 с.
20. Медлик С., Инграм Х. [Электронный ресурс]: / Инграм Х., Медлик С. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/122656
21. Поляков В. Методы аттестации персонала [Текст]: / В. Поляков -Кадровый вестник, 2002. - 15 с.
22. Сосновый А. П. Методы и средства эффективной мотивации персонала [Текст] / А.П. Сосновый., Управление персоналом. - Москва.: 2008. - №3 - 28 с.
23. Спивак В. А. Организационное поведение и управление [Текст]: учеб. для вузов / В. А. Спивак. - СПб.: Питер, 2010. -318 с.
24. Рыжикова, Т. Н. Анализ деятельности конкурентов [Текст]:
учебное пособие / Т. Н. Рыжикова. - М. : Инфра - М, 2015. - 200 с.
25. Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента
[Текст] / В. А. Дятлова, В. В. Травин - М.: Дело, 2001. - 144 с.