Введение 2
Глава 1. «Господствующая» идеология режима Токугава и социально-исторический контекст 10
Социально-исторический контекст 11
Сюсигакуха (японское чжусианство) как «господствующая» идеология. 21
Сюсигакуха ЖЖЖЖ (японское чжусианство) 23
Глава 2. «Оппозиционные» течения эпохи Токугава 39
Оёмэйгакуха ШВДЖЖ (сторонники и последователи учения Ван
Янмина) 39
Когакуха (школа древней науки) 49
Кокугакуха (школа национальной науки) 57
Митогакуха (школа Мито) 64
Ёгакуха (школа западных наук) 68
Заключение 81
Список используемых источников и литературы 84
Приложение
Эпоха правления императора Мэйдзи мэйдзи тэнно ^ й ^ Ж (Муцухито) является одним из интереснейших периодов в истории Японии. Этот период (1868-1912 гг.) сопровождался многочисленными реформами во всех сферах жизни японского общества. В 1868 году произошло событие, которое явилось символом становления новой Японии. К власти пришли император Муцухито и его сторонники, пришедшие на смену потерявшему доверие населения режиму сёгуната Токугава. В традиционной историографии этот период обозначается как Мэйдзи исин ВД'/иЖ^ (1868¬1889 гг.) , что можно переводить как «реставрация Мэйдзи» или «обновление Мэйдзи».
Новое японское правительство реализовало комплекс мер, направленных на ускоренное развитие страны и ее выход из сложившегося политического и экономического кризиса, провело административную, правительственную, военную, земельную реформы, ряд преобразований в социальной сфере и др. Во многом именно эти меры обеспечили Японии быстрый и устойчивый экономический рост на долгие годы вперед.
Наблюдая с высоты сегодняшней исторической перспективы, можно с уверенностью сказать, что благодаря переменам, произошедшим в то время, Япония стала полноправным игроком на мировой политической арене, догнав развитые западные страны по основным экономическим показателям и набрав политический вес. Япония в это время пробует свои военные силы и в результате выигрывает в двух войнах: японо-китайской (1894-1895 гг.) и русско-японской (1904-1905 гг.).
Страна Ямато распространяет свое влияние над Кореей , которая оказывается в сфере японских геополитических интересов, и становится лидером в восточноазиатском регионе. В конце эпохи Мэйдзи Япония входит в число мировых держав наряду с США, Великобританией, Францией, Германией и Россией. С Японией начинают считаться.
Для того, чтобы понять, чем обусловлен такой успех островного государства, необходимо проанализировать процессы, которые происходили в японском обществе до реставрации и во времена правления императора Мэйдзи. В том числе разобраться, какие изменения происходили на идеологическом фронте японской культуры в эпоху Мэйдзи, и в предшествующую ей - эпоху сёгуната Токугава (иначе ее называют периодом Эдо). Мы предполагаем, что именно во времена правления Токугава сформировались философские и идеологические предпосылки, которые способствовали свершению реставрации Мэйдзи и определили внутреннюю и внешнюю политику и дальнейшее стремительное развитие Японии. С одной стороны, такая политика в определенные периода истории проводилась в формах крайне националистических. И в данный момент мы вновь можем наблюдать отзвуки той идеологии и той политики . С другой стороны, несомненен тот факт, что Япония благодаря наличию этих предпосылок дважды совершила огромный рывок в
экономическом и социальном плане: первый раз - в период правления Мэйдзи (1868-1912), второй - в период восстановления после поражения во Второй Мировой войне (1947-1990).
Актуальность данной работы обусловлена прежде всего стратегическими задачами, которые в настоящее время стоят перед российским государством, в том числе в связи с принятой в 2014 году правительством РФ программой развития Дальнего Востока . Среди этих задач можно обозначить: 1) необходимость обеспечения безопасности границ государства и дальневосточного региона в частности; 2) необходимость сохранения экономической стабильности государства и поиска новых путей для экономического роста, необходимого для выполнения государством социальных обязательств перед своими гражданами; 3) необходимость формулирования новой адекватной потребностям российского гражданского общества идеологии, отвечающей на современные цивилизационные вызовы; 4) необходимость сохранения равноправного и цивилизованного диалога между Россией и Японией по вопросам двустороннего сотрудничества, которое возможно только при условии культурного взаимопонимания с упором на дипломатию «мягкой силы»; 5) прочие задачи, отвечающие интересам России конкретно в азиатском регионе.
Принимая во внимание перечисленные задачи, нам кажется очевидной необходимость изучения японского философского наследия эпохи Токугава ввиду практической значимости, содержащего в себе идеи, которые: во-первых, могут быть использованы при выстраивании русско- японского культурного сотрудничества и дипломатии «мягкой силы»; во- вторых, могут служить в качестве рабочего материала для заполнения ценностного и идеологического вакуума, образовавшегося после падения Советского Союза, и, как следствие, для формулирования российской государственной идеологии и решения многих частных и прикладных задач (преимущественно образовательной и культурной политики); в-третьих, позволят избежать ошибок, допущенных Японией при выстраивании государственной идеологии в период Мэйдзи и последующие периоды Тайсё (1912-1926) и Сёва до окончания Второй мировой войны (1926-1945). Если Российская Федерация имеет устойчивое намерение войти в качестве равноправного партнера в дальневосточное и тихоокеанское сотрудничество, необходимо как можно быстрее проводить экспертные исследования по истории, культуре и экономике восточноазиатских стран, в том числе, Японии.
Кроме того, мы считаем, что полученные нами результаты могут быть использованы в других научных и философских исследованиях компаративистского характера.
Научная новизна настоящей работы обусловлена двумя факторами. Во-первых, в современном российском японоведении до сих пор не было проведено обобщающего историко-философского исследования, отвечающего нынешнему состоянию науки и посвященного конкретному рассмотрению указанной в теме проблемы философских предпосылок реставрации Мэйдзи. Во-вторых, новая попытка артикуляции философских и идеологических предпосылок, повлиявших на совершение реставрации Мэйдзи, может помочь выявлению и определению, анализу и объяснению общих закономерностей социальных, экономических и политических процессов, происходящих в японском обществе в принципе и, в частности, происходивших в японском обществе периода Токугава (1603-1867), с учетом современного состояния науки.
Несмотря на то, что русскоязычных работ, посвященных изучению периодов Токугава и Мэйдзи, довольно много, большинство из них в лучшем случае лишь отчасти затрагивают рассматриваемую нами проблему. Основными трудами, которые мы использовали в данной работе, по большей части являются работы авторов отечественной школы японоведения: Е. В. Верисоцкой, А. Л. Гальперина, Л. Б. Кареловой, Н. Ф. Лещенко, А. Н. Мещерякова, Ю. Д. Михайловой, А. Ф. Прасола, Я. Б. Радуль-Затуловского, В. В. Совастеева и других . Среди работ перечисленных авторов лишь работа Я. Б. Радуль-Затуловского «Конфуцианство и его распространение в Японии» (1947) полностью отвечает исследовательскому запросу заявленной темы в части содержательного и хронологического аспектов, охватывая все философские течения периода Токугава, что позволяет нам выявить философские предпосылки реставрации Мэйдзи. Однако ввиду давности работы и некоторой, на наш взгляд, политической ангажированности ее автора мы пользовались ей крайне осторожно.
Помимо работ отечественных авторов мы принимали во внимание исследования западных (Т. де Бари, В. Бут, Ч. Данн, К. Кирквуд, Р. Теймс, Л. Фредерик и др.), японских (Бито Масахидэ, Нагата Хироси, Тэцуо Надзита, и др.) и китайских (Чжан Куньцзян) авторов, а также данные энциклопедий, справочников и интернет-источников, приведенных в указанной библиографии. Отметим, что работа японского историка философия Нагата Хироси «История философской мысли Японии» (пер. с яп., 1991) - еще один труд, который был взят в качестве опорного при написании данного исследования по причине того, что в нем содержится довольно много ссылок на японские первоисточники. Другими вторичными источниками являются переводы на русский язык сочинений Исиды Байгана «Беседы горожанина и селянина» и «Рассуждения о бережливом управлении домом», выполненные Л. Б. Кареловой, «Лунь юй» в переводе В. А. Кривцова, переводы выдержек из сочинений японских философов в труде «Источники японской традиции» («Sources of Japanese Tradition») под редакцией известного востоковеда Теодора де Бари. В целом степень разработанности темы можно охарактеризовать как удовлетворительную.
Объектом исследования мы будем считать философские течения периода Токугава.
Предметом исследования являются философские предпосылки, выявленные в философских течениях периода Токугава и повлиявшие прямо или косвенно на реставрацию Мэйдзи.
Целью исследования является выявление и анализ философских предпосылок, повлиявших на реставрацию Мэйдзи в Японии.
Теоретико-методологическим принципом в исследовании можно считать акцент на выявлении и анализе этико-политического идейного содержания философских течений эпохи Токугава. Основным методом, используемым в нашей работе, будет метод историко-философского анализа. В качестве рабочей модели мы взяли условную дихотомическую политическую модель «власть-оппозиция», другими словами, рассматриваются философские течения с позиций официальной и маргинальной идеологий. Предполагается, что таким образом, учитывая социально-исторический контекст эпохи Токугава, будет легче выявить идейное содержание философский течений.
Основными задачами нашего исследования в таком случае становятся:
• определение социально-исторического контекста эпохи Токугава;
• рассмотрение японского чжусианства (сюсигакуха) в качестве
«господствующей» идеологии и выявление в нем идей, способствующих стабилизации или разрушению существовавшего политического режима сёгуната;
• рассмотрение «оппозиционных» философских течений (по порядку: оёмэйгакуха, когакуха, кокугакуха, митогакуха, ёгакуха) и выявление в них идей, способствующих стабилизации или разрушению существовавшего политического режима сёгуната;
• выявление на основании решений предыдущих задач
философских предпосылок, повлиявших на свершение реставрации Мэйдзи.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложения.
В первой главе рассматривается социально-исторический контекст периода Эдо, анализируются основные социально-политические категории, социально-экономические процессы, а также рассматривается школа японского чжусианства (сюсигакуха), основные представители и идейное содержание школы.
Во второй главе рассматриваются пять «оппозиционных» философских течений (оёмэйгакуха - сторонники и последователи Ван Янмина, когакуха - школа древней науки, кокугакуха - школа национальной науки, митогакуха - школа Мито, ёгакуха - школа натурфилософии и западных наук), основные представители и идейное содержание школ.
После каждой главы делаются выводы. В заключении совершаются необходимые обобщения, подтверждается гипотеза.
Техническое оформление текста
В настоящей работе при написании западных и русских имен мы придерживались принятого в отечественной академической литературе порядка: инициалы - фамилия (в библиографии порядок в соответствии с ГОСТ). При написании японских имен мы соблюдали порядок, принятый в Японии: на первом месте фамилия, на втором - имя. Вопреки принятому в японоведческой литературе правилу, что японские имена и фамилии не склоняются , мы в некоторых случаях позволяли себе писать японские фамилии и имена со склонением, руководствуясь правилами русского языка, стремлением к удобочитаемости и желанием не допустить у читателя понимания неверного контекста. К тому же, работая со многими текстами отечественных японоведов, мы находили варианты написания и со склонением японских имен и фамилий. Японские термины и географические названия не склоняются, за исключением немногих слов, вошедших в русский литературный язык (сёгун, сёгунат, ронин, самурай и др.). Значимые в нашей работе японские и китайские термины мы выделяли курсивом и давали рядом (либо в сносках) их японское или китайское написание в иероглифике (кандзи Ж А или ханьцзы Ц Ц соответственно). В немногочисленных корейских обозначениях (имен и названий) используется корейская азбука - хангыль ^^, а также корейский вариант китайской иероглифики - ханча ЖГ. В некоторых случаях написание в японских и китайских иероглифах может несущественно отличаться.
В результате события реставрации, окончательно закончившегося провозглашением Указа о реставрации Императорского правления от 3 января 1868 года, к власти приходят сторонники императора и создают новое правительство.
Определив социально-исторический контекст эпохи Токугава, мы можем утверждать, что событие реставрации было обусловлено ослаблением прежнего военно-феодального режима.
Этому ослаблению и, в конечном итоге, падению режима способствовал ряд взаимосвязанных экономических (бюджетный дефицит правительства, стагнация экономики, рост торгово-ростовщического, торгово-промышленного капитала и пр.), социальных (развитие капиталистических отношений, усиление влияния городских сословий, обеднение военного сословия и пр.), политических (рост протестных настроений, внешнеполитическая угроза, оформление движения «Сонно дзёи», рост националистических настроений, централизация страны и пр.) и других факторов.
К таким факторам также относятся и идейные компоненты, обнаруженные во всех рассмотренных нами философских течениях эпохи Токугава.
В господствующей идеологии - японском чжусианстве (сюсигакуха) - обнаруживается теория «великого долга и разделения людей по именам» дайги мэйбун ^^^ ^, в соответствии с которой каждый человек выполняет определенную функцию, обусловленную его социальным статусом. На основании этого принципа осуществлялась легитимация власти сёгуната Токугава. Политика в идеологической и образовательной сфере, проводимая ортодоксальными чжусианцами, способствовала изоляции Японии от внешнего мира, что с одной стороны обеспечивало стабильность режима, с другой его хрупкость перед любой внешней угрозой. Также в чжусианстве (у учеников Ямадзаки Ансая) мы обнаруживаем идею «почитания императора», которая стала одним из компонентов уже упоминаемого нами политического движения «Сонно дзёи». У Муро Кюсо обнаруживаем разработку общественного договора. Выявленные идеи подтверждают внутреннюю противоречивость господствующей идеологии.
При рассмотрении «оппозиционных» философских течений мы выявили идеи, в основном способствовавшие разрушению политического режима сёгуната, среди которых напрямую или косвенно повлияли на реставрацию Мэйдзи следующие (по школам):
• акцентуация на проблематике человека (оёмэйгакуха (в том числе школа Исиды Байгана) - следствие: протестные движения (Осио Хэйхатиро);
• концепция «бережливости» (школа Исиды Байгана) - следствие: формирование идеологии городского сословия, противостоящего правящему классу;
• концепция «срединности» Японии (когакуха (Ямага Соко)) -
следствие: зарождение японизма, отрицание господствующего прокитайского культурного влияния;
• концепция «японского сердца» (кокугакуха) и связанной с ней идеей «почитания императора» - следствие: отрицание господствующей прокитайской чжусианской идеологии, зарождение японизма;
• концепция «моно-но аварэ» (кокугакуха) - следствие: естественная (гедонистическая) мораль, противостоящая догматической чжусианской морали;
• концепция «кокутай» («тело нации») и связанная с ней идея «изгнания варваров» (кокугакуха, митогакуха) - следствие: допущение сёгунатом нарушения принципа «кокутай» воспринялось большинством населения как национальный позор и способствовало усугублению политического кризиса режима сёгуната;
• идеи скорейшей модернизации, идеи заимствования западных знаний, техники и технологий и идеи просветительства (школа западных наук) - следствие: разрушение традиционной сословно-иерархической системы и политического режима сёгуната.
Таким образом, гипотеза о том, что сформировавшиеся в эпоху Токугава философские и идеологические предпосылки способствовали свершению реставрации Мэйдзи верна.
Помимо этого, мы считаем, что указанные в нашей работе философские и идейные предпосылки определили будущую внутреннюю и внешнюю политику Японии. Проверка этой гипотезы требует отдельного историко-философского исследования. Исследование историко-философского характера может определяться хронологическими рамками, включающими период правления Мэйдзи (1868-1912).
В заключение отметим, что пример Японии еще раз подтверждает необходимость изучения философских течений прошлого и тех идей, которые ими разрабатывались. С помощью этих знаний мы можем полнее объяснять прошлое, правильнее действовать в настоящем и точнее прогнозировать будущее.
1. Исида Байган. «Беседы горожанина и селянина». Пер. Л. Б. Кареловой // Учение Исиды Байгана о постижении «сердца» и становление трудовой этики в Японии / Л.Б. Карелова; Ин-т философии РАН. - М.: Вост. лит., 2007. - 318 с.
2. Исида Байган. «Рассуждения о бережливом управлении домом». Пер. Л. Б. Кареловой // Учение Исиды Байгана о постижении «сердца» и становление трудовой этики в Японии / Л.Б. Карелова; Ин-т философии РАН. - М.: Вост. лит., 2007. - 318 с.
3. «Лунь юй». Пер. В. А. Кривцова. Древнекитайская философия, Т.1. М.,1972.
4. Sources of Japanese Tradition: volume 2, 1600 to 2000 / Comp. by Wm. Theodore de Bary. N. Y.: Columbia University Press, 2000. - 2nd ed.
Литература:
1. Анарина Н. Г. История японского театра. Древность и средневековье: сквозь века в XXI столетие. - М.: Наталис, 2008. - 336 с.
2. Боги, святилища, обряды Японии: Энциклопедия синто / Под ред. И.С. Смирнова; отв. ред. А.Н. Мещеряков; отв. секр. В.А. Федянина. - М.: РГГУ, 2010. - 310 с. - (Orientalia et Classica).
3. Верисоцкая Е. В. Некоторые вопросы теории цивилизаций в исторической мысли России и Японии XVIII в. // Известия Восточного института . 1996. № 3. С.70-89.
4. Верисоцкая Е. В. Об особенностях развития национальных культур России и Японии в XVII-XIX вв.: религиозно-нравственные аспекты (постановка проблемы) // Известия Восточного института . 1997. № 5.
С.187-212.
5. Гальперин А. Л. Очерки социально-политической истории Японии в период позднего феодализма. - М.: ИВЛ, 1963. - 200 с.
6. Данн Ч. Традиционная Япония. Быт, религия, культура / Пер. с англ. О. Д. Сидоровой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. - 222 с.
7. История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века / Гл. редкол.: Р.Б. Рыбаков (пред.) и др.; [Отв. ред. Л.Б. Алаев, К.З. Ашрафян]. - М.: Вост. лит., 2002. - 716 с.
8. История Востока. В 6 т. Т. 3. Восток на рубеже средневековья и нового времени XVI-XVIII вв. / Отв. ред. Л.Б. Алаев и др. - М.: Вост. лит., 2000. - 696 с.
9. История Востока. В 6 т. Т. 4. Восток в новое время (конец XVIII - начало XX в.): Кн. 1 / Отв. ред. Л.Б. Алаев и др. - М.: Вост. лит., 2004.
- 608 с.
10. История Востока. В 6 т. Т. 4. Восток в новое время (конец XVIII - начало XX в.) : Кн. 2 / Отв. ред. Л.Б. Алаев и др. - М.: Вост. лит., 2005.
- 574 с.
11. Карелова Л. Б. Учение Исиды Байгана о постижении «сердца» и становление трудовой этики в Японии / Л.Б. Карелова; Ин-т философии РАН. - М. : Вост.лит, 2007. - 318 с.
12. Кирквуд К. П. Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия. М., ГРВЛ изд-ва «Наука», 1988. - 303 с.
13. Кобец В. Н. Фукудзава Юкити: мировоззрение и деятельность // Из истории общественной мысли Японии XVII-XIX вв. - М.: Наука, 1990.
- С. 130-159.
14. Кобзев А. И. Философия китайского неоконфуцианства / А. И. Кобзев. M: Вост. лит., 2002. - 606 с.
15. Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи. М.: Наука, 1966. - 520 с.
16. Крупянко М. И., Арешидзе Л. Г. Японский национализм: идеология и политика. М.: Международные отношения, 2012. 408 с.
17. Крупянко М. И., Арешидзе Л. Г. Японский национализм и его влияние на безопасность России на Дальнем Востоке // Восточная аналитика .
2011. №2. С.141-157.
18. Курбанов С.О. Корея под протекторатом Японии (1905-1910) // Курс лекций по истории Кореи. - Спб.: Издательство СпбГУ, 2002. - 626 с.
19. Лещенко Н. Ф. Япония в эпоху Токугава. - М.: Крафт+, 2010. - 352 с.
20. Маранджян К. Г. Конфуцианское учение в интерпретации Огю Сорай. // Из истории общественной мысли Японии XVII - XIX века. М., 1990. С. 28-73.
21. Маранджян К. Г. О влиянии учения Сюнь-цзы на японского мыслителя Огю Сорай // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Часть 1. - М., 1982. С. 113-117.
22. Матвеенко В. А. Специфика японского понимания истины (макото) и феномен истинного сердца (магокоро) // Ойкумена, 2012. № 3. - С. 145-150.
23. Мещеряков А. Н. Император Мэйдзи и его Япония. - М.: Наталис, 2009. - 950 с.
24. Михайлова Ю. Д. Мотоори Норинага и “школа национальных наук” // Из истории общественной мысли Японии XVII-XVIII вв. - 1990. - С. 73-116.
25. Михайлова Ю. Д. Некоторые тенденции развития социально-политической мысли Японии в период Токугава (1603-1867) // Япония: идеология, культура, литература. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. - 197 с. (Сборник статей под общ. ред. Косолапова Б.Е.). С. 40-47.
26. Нагата Хироси. История философской мысли Японии: Пер. с яп. / Общ. ред. и вступ. ст. Ю. В. Козловского. - М.: Прогресс, 1991.
27. Прасол А. Ф. Становление образования в Японии (VIII-XIX века). Владивосток: Дальнаука, 2001, - 391 с.
28. Радуль-Затуловский Я. Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. - М.-Л.: АН ССР, 1947. - 451 с.
29. Совастеев В. В. Очерки истории Японии. От Токугава Иэясу до Хасимото Рютаро. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2008. - 296 с.
30. Теймс Р. Япония. История страны (Биографии великих стран), 2009.
31. Фредерик Л. Повседневная жизнь Японии в эпоху Мэйдзи / Пер. с фр. А. Б. Овезовой; Науч. редакция М. В. Демченко. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 310 [10] c.: ил. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества).
32. Япония: идеология, культура, литература. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. - 197 с. (Сборник статей под общ. ред. Косолапова Б.Е.).
33. de Bary W.Th. Introduction // Principle and Practicality : Essays in Neo-Confucianism and Practical Learning. N.Y.: Columbia University Press, 1979.
34. Bito Masahide. Thought and Religion // Cambridge History of Japan, vol. 4., p. 373-424.
35. Boot W. J. The Adoption and Adaptation of Neo-confucianism in Japan: The Role of Fujiwara Seika and Hayashi Razan. Leiden, 1992. 330 p.
36. Earl D. M., Emperor and Nation in Japan, Political Thinkers of the Tokugawa Period, University of Washington Press, 1964. 270 p.
37. Huffman J. L. Modern Japan: An Encyclopedia of History, Culture, and Nationalism. 352 p.
38. McMullen J. Courtier and Confucian in Seventeenth-Century Japan: A Dialogue on the Tale of Genji between Nakanoin Michishige and Kumazawa Banzan // Japan Review, 2009, 21, p. 3-32.
39. Tetsuo Najita. History and nature in eighteenth-century Tokugawa thought // Cambridge History of Japan, vol. 4., p. 596-659.
40. Tucker J. A. Tokugawa Intellectual History and Prewar Ideology: The Case of Inoue Tetsujiro, Yamaga Soko, and the Forty-Seven Ronin // Sino- Japanese Studies. - 2002. - Т. 14. - С. 35-70.
41. Yonemoto Marcia. Mapping Early Modern Japan: Space, Place, and Culture in the Tokugawa Period (1603-1868). 2003.
Справочники:
1. Духовная культура Китая (ДКК): энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с.
2. Japan encyclopedia. Harvard University Press, 2005.
Интернет-ресурсы:
1. Государственная программа «Социально-экономическое развитие
Дальнего Востока и Байкальского региона (2014-2025гг.)». URL: http://minvostokrazvitia.ru/upload/iblock/b0e/gp mvr visual.pdf (дата
обращения: 07.06.2015).
2. Кобзев А. И. Общество и государство в Китае: XLII научная
конференция: Часть. 1 / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. - 395 с. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 6. С. 366-379. [Электронный ресурс] URL:
http://www. synologia.ru/a/%D0%98%D0%B7%D 1 %83%D 1 %87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D0%92%D0%B0%D0%BD%D0%AF%D0%BD%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0 (дата обращения:
07.06.2015).
3. Усиление эксплуатации крестьян. Борьба крестьян и городской
бедноты // История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. (с.422-424) [Электронный ресурс] URL:
http://www.hrono.ru/land/landya/iapon 17 18 10.php(дата обращения: 07.06.2015).
4. Чигиринская О. А. Предсмертные стихи самураев. Фолио, Харьков,
2012. - 59 с. [Электронный ресурс] URL:
http://astro.ins.urfu.ru/sites/default/files/upload files/temp/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D 1 %81 %D0%BC%D0%B5%D 1 %80%D 1 %82%D0%BD%D 1 %8B%D0%B5%20%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B8%D 1 %85%D0%B8%20%D 1 %81 %D0%B0%D0%BC%D 1 %83%D 1 %80%D0%B0%D0%B5%D0%B2.pdf(дата обращения: 07.06.2015).
5. Чжан Куньцзян. Японский янминизм и учение Исиды о постижении
сердца // Научный вестник Цинхуа. № 4 (40), декабрь 2010 г., с. 663¬711 (0;ш^яж^ // жи+#жиж ^дсг
Ж Ж Ж • Л ) Ж 663-711 Ж ), [Электронный ресурс] URL: http://thjcs.web.nthu.edu.tw/ezfiles/662/1662/img/1303/THJCS404-1.pdf(дата обращения: 07.06.2015).
6. Ivanhoe P. J. New Old Foundations for Confucian Ethical Philosophy: Ito Jinsai ]ДЖ C^ (1627 -1705), Dai Zhen (ЖЖ) (1722-1776), and Jeong Yakyong (ТЖЖ ) (1762-1836). 2013. - 45 p. [Электронный ресурс] URL:
http: //www6.cityu. edu.hk/ceacop/kpcp/draft paper/CKJ APA Ivanhoe Mar2013.pdf(дата обращения: 07.06.2015).