Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ
СТУДЕНТОВ 7
1.1. Основные подходы к изучению ответственности в психологии
1.2. Психологические особенности зависимости у студентов 14
1.3. Особенности развития и психологическая структура
ответственности студентов, склонных к зависимости 30
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ
СТУДЕНТОВ 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей
ответственности у склонных к зависимости студентов 44
2.3. Психокоррекционная программа развития ответственности у студентов, склонных к зависимости и оценка ее эффективности
52
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения
В настоящее время общество предъявляет высокие запросы к тому, какой должна быть личность, к таким её свойствам, как активность, самостоятельность и ответственность. Не всем, однако, удается соответствовать этим требованиям времени.
Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является аддиктивное (или зависимое) поведение, когда жизнь человека, его состояние и поведение начинают жестко зависеть от различных внешних факторов (наркотиков, алкоголя, еды, работы, секса, азартных и компьютерных игр и др.).
Существуют продуктивные способы саморегуляции, позволяющие достичь соответствия стандартам и ожиданиям общества, при этом не саморазрушаясь, а напротив, эффективно разрешая многие внутриличностные противоречия, способствуя укреплению личности и ее росту. К одним из таких эффекивных форм саморегуляции личности относится ответственность, которая определяет эффективность ее жизнедеятельности, позволяет ощущать собственную значимость, самоутверждаться, самореализовываться в любых условиях. В связи с этим исследование особенностей ответственности, определение ее социальных и личностных детерминант имеет особую теоретическую и практическую значимость.
Изучением феномена ответственности занимались следующие исследователи: К.А. Абульханова-Славская, М.М. Бахтин, А.В. Брушлинский, Р. Косолапов, С.Ф. Одуев, Э.И. Рудковский, В.В. Ильин, А.Г. Спиркин, М.Ф. Цветаева. Ответственность - это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Чувство ответственности является сложным феноменом, характеризующим личностную и социальную зрелость человека. Особую теоретическую и практическую значимость имеет исследование особенностей ответственности, определение ее социальных и личностных детерминант. Несмотря на активизацию в последнее время интереса к исследованию феномена ответственности, в психологической науке до сих пор существует терминологическая неопределенность соответствующего понятийного аппарата; не выработана единая точка зрения на содержание и структуру данного феномена; недостаточно изучены механизмы и факторы формирования, развития и функционирования данной личностной черты.
В психологической науке также мало разработанной является проблема ответственности студентов вуза, особенно это касается склонных к зависимости студентов. В аспекте широкого распространения зависимости и склонности к ней у студенческой молодежи изучение проблемы ответственности у склонных к зависимости студентов становится особенно актуальной.
Проблема исследования: Каковы особенности ответственности у склонных к зависимости студентов в связи с возможностью профилактики и психокоррекции данной склонности?
Цель исследования: выявить особенности ответственности у студентов, склонных к различным видам зависимости, в связи с возможностью профилактики и психокоррекции данной склонности.
Объект исследования: ответственность как личностная черта студентов.
Предмет исследования: особенности ответственности у склонных к зависимости студентов.
Гипотеза: Чем ниже у студентов вуза склонность к зависимости, тем более выражены такие типы ответственности, как «Самопожертвование», «Принципиальность»; тем менее развиты все типы ответственности. Психокоррекционная работа по развитию ответственности способствует снижению склонности к зависимости студентов, а именно телевизионной зависимости и зависимости от курения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических основ проблемы развития ответственности у склонных к зависимости студентов.
2. Выявить особенности ответственности у склонных к зависимости студентов.
3. Разработать систему профилактической и психокоррекционной работы по развитию ответственности и, как следствие, снижению склонности к зависимости студентов вуза.
4. Выявить эффективность программы профилактики и психкоррекции у студентов вуза склонности к зависимости и развития у них ответственности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции отечественных и зарубежных учёных, в которых раскрываются психологические основы ответственности (М.М. Бахтин, В.В. Ильин, А. Бейн, Н.Н. Семененко и др.), проблемы зависимости (Л.В. Грузд, В.Н. Корченов, И.Б. Олехнович и др.), работы А.Ю. Егорова, Л.Р. Бакироваи др., посвященные изучению вопросов склонности к зависимости студентов вуза, а так же исследования ответственности студентов Л.И. Дементий, В.В. Пшеничная и др.
Методы исследования:
теоретические методы (анализ литературных источников);
эмпирические методы (наблюдение, опрос в виде тестирования и беседы, формирующий эксперимент);
методы количественной и качественной обработки данных;
методы математической статистики (критерий Стьюдента); интерпретационные методы.
Методики: методика диагностики склонности к 13 видам зависимости (Г.В. Лозовой); опросник ДУМЭОЛП (диагностика уровня морально-этической ответственности личности); опросник диагностики личностного симптомокомплекса ответственности (ОДЛСО) и оценка его психометрических характеристик (И.А. Кочарян).
Эмпирическая база исследования: Белгородский государственный национальный исследовательский университет НИУ БелГУ. В исследовании приняло участие 170 студентов 2, 3, 4 и 5 курсов факультета психологии и института управления (25 юношей, 145 девушек).
Ответственность - это интегративное качество индивида, проявляющееся в его способности принимать обоснованные решения в сфере своей деятельности, проявлять настойчивость и добросовестность в их реализации и готовности отвечать за их результаты и последствия.
Ответственность следует рассматривать как стойкое личностное свойство. Составляя жизненные планы, человек обычно взвешивает, посильна ли ему эта цель или нужно надеяться на внешние силы, на других людей. Поэтому, один индивид может выступать хозяином своей судьбы, а другой «плывет по воле волн», то есть одна личность принимает на себя ответственность, а другая — уходит от нее.
Ответственным личностям свойственно наличие позитивных качеств, начиная от пунктуальности, точности, послушности и заканчивая нравственными, гражданскими чертами, такими как честность, справедливость, принципиальность и т.д. Данные качества лежат в основе политической, юридической, моральной, профессиональной, социальной и других видов ответственности. На их формирование и должна быть направлена воспитательная работа.
Студентам вузов, склонным к зависимости, присущи специфические личностные детерминанты социального поведения, такие как неустойчивое эмоциональное состояние, тревожность, зависимость от мнения социума и высокая зависимость от объектазависимости, что служит одной из психологических причин формирования зависимого поведения. У них проявляются сложности с самоконтролем, им труднее преодолевать жизненные преграды.
У студентов с высокой склонностью к зависимости оказывается деформированной структура ценностных ориентаций, что выражается в несоответствии ценностей, отражающих их представления о том, как стоит поступать (уровень нормативных идеалов) и ценностей, определяющих то
поведение, которое студенты обычно демонстрируют (уровень
индивидуальных приоритетов), а также снижена значимость таких ценностей, как безопасность, достижение, самостоятельность, универсализм, добросердечность и конформность. В деятельности снижается оптимистическая, познавательная, трудовая и альтруистическая мотивации при повышении мотивации к рисковому поведению.
С возрастанием склонности к зависимости значительно снижается учебная мотивация. Оценка своих профессиональных знаний и умений утрачивает адекватность. У студентов с высокой склонностью к зависимости веществ недостаточно сформированы социальные и профессиональные компетенции.
В результате эмпирического исследования нами было выявлено, что в группе у респондентов с низкой склонностью к зависимости обнаруживаются высокие показатели по шкале «Уровень морально-этической ответственности», а также у них доминируют такие типы ответственности, как «Самоутверждение» и «Самопожертвование».
По шкале «уровень морально-этической ответственности» у респондентов с высокой и средней склонностью к зависимости обнаруживаются низкие показатели. В группе студентов с высокой и средней склонностью к зависимости обнаружены высокие показатели по шкале «Этичность», по сравнению с группой студентов, у которых склонность к зависимости не выявлена.
Нами была разработана и внедрена в практику психокоррекционная программа «Развитие ответственности у студентов склонных к зависимости». Цель программы - развитие ответственности у студентов склонных к зависимости.
Результаты повторного тестирования уровня морально-этической ответственности показали, что 11% студентов имеют низкий уровень морально¬этической ответственности, а 89% респондентов имеют средний уровень морально-этической ответственности.
В ходе статистического анализа данных опросника диагностики личностного симптомокомплекса ответственности (ОДЛСО) мы подтвердили наличии статистически значимых различий у респондентов по шкалам «принципиальность», «нормативность».
Таким образом, в проведенном исследовании все задачи решены, гипотеза подтверждена: чем ниже у студентов вуза склонность к зависимости, тем более выражены такие типы ответственности, как «Самопожертвование», «Принципиальность»; тем менее развиты все типы ответственности. Психокоррекционная работа по развитию ответственности способствует снижению склонности к зависимости студентов, а именно телевизионной зависимости и зависимости от курения.
Таким образом, результаты всех диагностических методик подтверждают эффективность разработанной и проведенной психокоррекционной работы.
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980.- 335 с.
2. Агеев, B.C. Атрибуция ответственности за успех или неудачу группы в межгрупповом взаимодействии / B. C. Агеев // Вопросы психологии. -
1982. - № 6. - С. 101-106.
3. Аршакуни, Л.В. Психологическое сопровождение личностного роста и духовно-нравственного оздоровления студентов / Л.В. Аршакуни.- М.: Перо, 2016.- 236 с.
4. Бакиров, Л.Р. Синдром интернет-зависимого поведения при пограничных психических расстройствах среди учащейся молодежи / Л.Р. Бакиров. - М.:Дрофа,- 2016.- 215 с.
5. Бахтин, М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники: Ежегодник .- 1986. - С. 80-160.
6. Бейн, А. Эмоции и воля/ А. Бейн.- СПб., 1865.
7. Березин, Ф.Б. Психология и психофизиологическая адаптация человека./Ф.Б. Березин.- Л.: Наука, 1998.- 178с.
8. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001.- 511 с.
9. Бондарев, Н.В. Психическая дезадаптация лиц, вовлеченных в религиозные культы / Н.В. Бондарев // Ананьевские чтения. -2006. - С. 335-336.
10. Борисов, И.Ю. Кое-что о рокерах. / И.Ю.Борисов // По неписаным законам улицы. Ярославль: «Юридическая литература».- 1989.-С. 239-251.
11. Борисов, И.Ю. Псы войны. / И.Ю.Борисов. - М.: «Альтернатива», 1997.¬138 с.
12. Брушлинский, A.B. О взаимосвязи природного и социального в
психологическом развитии человека./ А.В. Брушлинский // Проблема генетической психофизиологии человека. - 1978.- С. 11-21.
13. Вострокнутов, Н.В. Профилактика и реабилитация несовершеннолетних с психическими расстройствами и криминальной активностью / Н.В. Вострокнутов. - М. : РИО ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 2004.- 84 с.
14. Горбачева, В. А. Основы профессионально-педагогической деятельности преподавателей вузов культуры и искусств: Монография / В. А. Горбачева. - М. : Издат. Дом МГУКИ, 2008. - C. 36 - 38.
15. Грузд, Л.В. Психологические факторы и механизмы формирования алкогольной и наркотической зависимости / Л. В. Грузд // Актуальные проблемы психологии на современном этапе общественного развития. - 2003.- 464с.
16. Дементий, Л.И. К вопросу об ответственности у студентов вуза / Л.И. Дементий // Усиление роли самостоятельной работы студентов в деле коренного повышения качества подготовки специалистов: Тезисы докладов Всесоюзн. научн. конф. -1988. -С. 52-55.
17. Дементий, Л.И. Динамика формирования образа «Я» профессионала у студентов вуза / Л.И. Дементий // Психология и научно-технический прогресс: Тезисы докладов VII съезда Общества психологов СССР.-1989. - С. 109-110.
18. Дементий, Л.И. Типология ответственности личности / Л.И. Дементий // Гуманистические проблемы психологической теории. - 1995. - С. 204-213.
19. Дементий, Л.И. Личностные основания реализации ответственности / Л.И. Дементий // Материалы научной конференции «Современное общество». - 1999.-С. 206-208.
20. Дементий, Л.И. Типология ответственности личности / Л.И. Дементий // Актуальные проблемы психологии: Сб. научных трудов. -2000. - С. 5-19.
21. Дементий, Л.И. Ответственность как социальная и личностная ценность / Л.И. Дементий // Материалы Всероссийской научной конференции «Идейное наследие В.С. Соловьева и проблемы наступающего века». - 2000. - С. 197-202.
22. Дементий, Л.И Ответственность, и индивидуальность: постановка и исследование проблемы / Л.И. Дементий // Теоретические и эмпирические исследования активности личности.- 2001. - С. 25-35.
23. Дементий, Л.И. Ответственность: типология и личностные основания: Монография. / Л.И. Дементий. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2001.- 192 с.
24. Дементий, Л.И. Ответственность как ресурс личности: Монография. / Л.И. Дементий. - М.: Информ-Знание, 2005.- 188 с.
25. Дорофеев, Е.Д. Внутригрупповая ответственность при разных формах собственности / Е.Д. Дорофеев // Психология личности и группы в изменяющемся обществе.- 1994. - С. 72-74.
26. Дудко, Т.Н. Формирование зависимости от азартных игр у молодежи и лиц зрелого возраста / Т.Н. Дудко, Л.А. Котельникова. - М.: Перо, 2005.¬270 с.
27. Егоров, А.Ю. Алкоголизация и алкоголизм в подростково-молодежной среде: личностные особенности, клинические проявления, половые различия. Вопросы психического здоровья детей и подростков / А.Ю. Егоров.- М.: Перо, 2003.- 286 с.
28. Ильин, В.В. Догматизм теории дефицит ответственности. Философия и некоторые уроки прошлого /В.В. Ильин // Коммунист. - 1988. — №12. — С. 60-72.
29. Ильин, Е.П. Психология воли. / Е.П. Ильин.- С-Пб.: Питер, 2009.- 114с.
30. Климова, К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет /К.А. Климова. - М.: Просвещение, 1967.- 115 с.
31. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение / Ц. П. Короленко//Обозрение психиатрии имедицинской психологи.- 1991 - №1.- С. 8-15.
32. Корченов, В.И. Пьянство, алкоголизм, наркомания: причины и следствия /В.И. Корченов. - М.: РГМУ, 1997. -230 с.
33. Косолапов, Р.С чего начинается личность/ Р.С. Косолапов. - С-Пб.: Питер, 1984.- 118 с.
34. Лазаренко, Д.В. Психолого-педагогическая профилактика склонности к аддиктивному поведению студентов вуза/ Д.В. Лазаренко.-М.: Дрофа, 2016.- 201 с.
35. Мизирене, Р.В. Психологическая зависимость от еды./Р.В. Мизирене.- М.: Перо, 2005. -150 с.
36. Морозкина, Т.В. Формирование внутренней ответственности./Т.В.
Морозкина.-М.: Москва, 1984.- 209 с.
37. Москаленко, В.Д. Когда любви слишком много./В.Д. Москаленко. -М.: Дрофа,2002.- 222 с.
38. Муздыбаев, К. Психология ответственности./К. Муздыбаев.- Л.:Наука,
1983. - 240 с.
39. Нагирнер, И.И. Формирование стрессоустойчивости студентов вуза в учебной деятельности / И.И. Нагирнер.- Саратов, 2016.- 252 с.
40. Недбайло, П.Е. Применение советских правовых норм / П.Е. Недбайло.- М.: Госюриздат, 1960.- 511 с.
41.Одуев, С.Ф. Социалистическое сознание: реальность и иллюзии / С.Ф. Одуев. // Философия науки. - 1991. - №2. - С. 17-26.
42.Одуев, С.Ф. Социалистическое общество: свобода и ответственность / С.Ф. Одуев. // Философские науки.- 1985- № 7. - С. 7-14.
43.Олехнович, И. Б. Зависимая личность в современном российском обществе: формирование, проявление, социальная адаптация/И.Б.
Олехнович.- Ростов-на-Дону, 2015.- 154 с.
44. Пакина, А.Ю. Личностно ориентированный подход к профилактике зависимости /А.Ю. Пакина // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. -2003.
45. Пил, С. Любовь и зависимость/ С. Пил, А. Бродски.- М.: Дрофа, 2005.-269 с.
46. Погорова, Р.И. Становление социально-психологической зрелости
студентов-психологов / Р.И. Погорова.- Кострома, 2015. - 113 с.
47. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко. - М.: Педагогика- Пресс, 1999.- 440 с.
48. Пшеничная, В.В. Формирование ответственности как общей компетенции студентов в системе среднего профессионального образования/ В.В. Пшеничная. - М.: Дрофа, 2014.- 160 с.
49. Рудковский, Э.И. Свобода и ответственность личности / Э.И. Рудковский. - Минск : Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1979.- 152 с.
50. Сельченок, К.В. Психология зависимости./ К.В. Сельченок.- Минск, 2005.-596 с.
51. Семененко, Н.Н. Становление профессиональной ответственности у курсантов военных училищ Сухопутных войск/ Н.Н. Семененко .- М., 1998. -225 с.
52. Сидорова, Т.Н. Исследование особенностей когнитивного и поведенческого компонентов социальной ответственности/Т.Н. Сидорова // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников.- 1987. - С.51-54.
53. Сидорова, Т.А. Особенности адаптивных реакций у студентов в условиях городской среды/ Т.А. Сидорова.- Омск, 2015.- 130 с.
54. Славина, Л.С. Задачи индивидуального подхода при перевоспитании / Л.С. Славина// Вопросы психологии.- 1975. - № 3. - С. 156-161.
55. Славина, Л.С. Изучение недисциплинированных школьников и индивидуальный подход в работе с ними / Л.С. Славина.- М.: Институт практической психологии, 1998.- 161 с.
56. Слободской, А.Л. Управление компетенциями/ А.Л. Слободской, Я.Я. Клементовичус, О.Д. Смирнова. - СПб.: СПбГУЭФ, 2003.- 75 с.
57. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание./А.Г. Спиркин.- М.: Москва, 1972.- 303 с.
58. Старшенбаум, Г.В. Психология и психотерапия зависимостей./ Г.В. Старшенбаум -М.: Дрофа, 2006.- 280 с.
59. Сухинская, Л.А. Возложение ответственности за успехи и неудачи в группах различного уровня развития/Л.А. Сухинская // Вопросы психологии. - 1978. -№ 2. - С. 35-42.
60. Тен, Н.М. Формирование ответственного отношения подростков / Н.М. Тен // Психологические проблемы общественно-полезной деятельности подростков.- 1980. - С. 21-22.
61. Шаповаленко, А.А. Психологическая суверенность личности в интернет- среде/ А.А. Шаповаленко.- М.: Аввалон, 2016.- 207 с.
62. Словарь современного русского литературного языка в 17 томах. Том 17. Х - Я /под ред. К.С. Горбачевича. - С-Пб.: Наука, 2014
63. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. /Э. Эриксон.- М., 1996.- 344 с.