Развитие ответственности у студентов, склонных к зависимости Выпускная квалификационная работа
|
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ
СТУДЕНТОВ 7
1.1. Основные подходы к изучению ответственности в психологии
1.2. Психологические особенности зависимости у студентов 14
1.3. Особенности развития и психологическая структура
ответственности студентов, склонных к зависимости 30
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ
СТУДЕНТОВ 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей
ответственности у склонных к зависимости студентов 44
2.3. Психокоррекционная программа развития ответственности у студентов, склонных к зависимости и оценка ее эффективности
52
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ
СТУДЕНТОВ 7
1.1. Основные подходы к изучению ответственности в психологии
1.2. Психологические особенности зависимости у студентов 14
1.3. Особенности развития и психологическая структура
ответственности студентов, склонных к зависимости 30
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ
СТУДЕНТОВ 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей
ответственности у склонных к зависимости студентов 44
2.3. Психокоррекционная программа развития ответственности у студентов, склонных к зависимости и оценка ее эффективности
52
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения
В настоящее время общество предъявляет высокие запросы к тому, какой должна быть личность, к таким её свойствам, как активность, самостоятельность и ответственность. Не всем, однако, удается соответствовать этим требованиям времени.
Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является аддиктивное (или зависимое) поведение, когда жизнь человека, его состояние и поведение начинают жестко зависеть от различных внешних факторов (наркотиков, алкоголя, еды, работы, секса, азартных и компьютерных игр и др.).
Существуют продуктивные способы саморегуляции, позволяющие достичь соответствия стандартам и ожиданиям общества, при этом не саморазрушаясь, а напротив, эффективно разрешая многие внутриличностные противоречия, способствуя укреплению личности и ее росту. К одним из таких эффекивных форм саморегуляции личности относится ответственность, которая определяет эффективность ее жизнедеятельности, позволяет ощущать собственную значимость, самоутверждаться, самореализовываться в любых условиях. В связи с этим исследование особенностей ответственности, определение ее социальных и личностных детерминант имеет особую теоретическую и практическую значимость.
Изучением феномена ответственности занимались следующие исследователи: К.А. Абульханова-Славская, М.М. Бахтин, А.В. Брушлинский, Р. Косолапов, С.Ф. Одуев, Э.И. Рудковский, В.В. Ильин, А.Г. Спиркин, М.Ф. Цветаева. Ответственность - это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Чувство ответственности является сложным феноменом, характеризующим личностную и социальную зрелость человека. Особую теоретическую и практическую значимость имеет исследование особенностей ответственности, определение ее социальных и личностных детерминант. Несмотря на активизацию в последнее время интереса к исследованию феномена ответственности, в психологической науке до сих пор существует терминологическая неопределенность соответствующего понятийного аппарата; не выработана единая точка зрения на содержание и структуру данного феномена; недостаточно изучены механизмы и факторы формирования, развития и функционирования данной личностной черты.
В психологической науке также мало разработанной является проблема ответственности студентов вуза, особенно это касается склонных к зависимости студентов. В аспекте широкого распространения зависимости и склонности к ней у студенческой молодежи изучение проблемы ответственности у склонных к зависимости студентов становится особенно актуальной.
Проблема исследования: Каковы особенности ответственности у склонных к зависимости студентов в связи с возможностью профилактики и психокоррекции данной склонности?
Цель исследования: выявить особенности ответственности у студентов, склонных к различным видам зависимости, в связи с возможностью профилактики и психокоррекции данной склонности.
Объект исследования: ответственность как личностная черта студентов.
Предмет исследования: особенности ответственности у склонных к зависимости студентов.
Гипотеза: Чем ниже у студентов вуза склонность к зависимости, тем более выражены такие типы ответственности, как «Самопожертвование», «Принципиальность»; тем менее развиты все типы ответственности. Психокоррекционная работа по развитию ответственности способствует снижению склонности к зависимости студентов, а именно телевизионной зависимости и зависимости от курения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических основ проблемы развития ответственности у склонных к зависимости студентов.
2. Выявить особенности ответственности у склонных к зависимости студентов.
3. Разработать систему профилактической и психокоррекционной работы по развитию ответственности и, как следствие, снижению склонности к зависимости студентов вуза.
4. Выявить эффективность программы профилактики и психкоррекции у студентов вуза склонности к зависимости и развития у них ответственности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции отечественных и зарубежных учёных, в которых раскрываются психологические основы ответственности (М.М. Бахтин, В.В. Ильин, А. Бейн, Н.Н. Семененко и др.), проблемы зависимости (Л.В. Грузд, В.Н. Корченов, И.Б. Олехнович и др.), работы А.Ю. Егорова, Л.Р. Бакироваи др., посвященные изучению вопросов склонности к зависимости студентов вуза, а так же исследования ответственности студентов Л.И. Дементий, В.В. Пшеничная и др.
Методы исследования:
теоретические методы (анализ литературных источников);
эмпирические методы (наблюдение, опрос в виде тестирования и беседы, формирующий эксперимент);
методы количественной и качественной обработки данных;
методы математической статистики (критерий Стьюдента); интерпретационные методы.
Методики: методика диагностики склонности к 13 видам зависимости (Г.В. Лозовой); опросник ДУМЭОЛП (диагностика уровня морально-этической ответственности личности); опросник диагностики личностного симптомокомплекса ответственности (ОДЛСО) и оценка его психометрических характеристик (И.А. Кочарян).
Эмпирическая база исследования: Белгородский государственный национальный исследовательский университет НИУ БелГУ. В исследовании приняло участие 170 студентов 2, 3, 4 и 5 курсов факультета психологии и института управления (25 юношей, 145 девушек).
Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является аддиктивное (или зависимое) поведение, когда жизнь человека, его состояние и поведение начинают жестко зависеть от различных внешних факторов (наркотиков, алкоголя, еды, работы, секса, азартных и компьютерных игр и др.).
Существуют продуктивные способы саморегуляции, позволяющие достичь соответствия стандартам и ожиданиям общества, при этом не саморазрушаясь, а напротив, эффективно разрешая многие внутриличностные противоречия, способствуя укреплению личности и ее росту. К одним из таких эффекивных форм саморегуляции личности относится ответственность, которая определяет эффективность ее жизнедеятельности, позволяет ощущать собственную значимость, самоутверждаться, самореализовываться в любых условиях. В связи с этим исследование особенностей ответственности, определение ее социальных и личностных детерминант имеет особую теоретическую и практическую значимость.
Изучением феномена ответственности занимались следующие исследователи: К.А. Абульханова-Славская, М.М. Бахтин, А.В. Брушлинский, Р. Косолапов, С.Ф. Одуев, Э.И. Рудковский, В.В. Ильин, А.Г. Спиркин, М.Ф. Цветаева. Ответственность - это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Чувство ответственности является сложным феноменом, характеризующим личностную и социальную зрелость человека. Особую теоретическую и практическую значимость имеет исследование особенностей ответственности, определение ее социальных и личностных детерминант. Несмотря на активизацию в последнее время интереса к исследованию феномена ответственности, в психологической науке до сих пор существует терминологическая неопределенность соответствующего понятийного аппарата; не выработана единая точка зрения на содержание и структуру данного феномена; недостаточно изучены механизмы и факторы формирования, развития и функционирования данной личностной черты.
В психологической науке также мало разработанной является проблема ответственности студентов вуза, особенно это касается склонных к зависимости студентов. В аспекте широкого распространения зависимости и склонности к ней у студенческой молодежи изучение проблемы ответственности у склонных к зависимости студентов становится особенно актуальной.
Проблема исследования: Каковы особенности ответственности у склонных к зависимости студентов в связи с возможностью профилактики и психокоррекции данной склонности?
Цель исследования: выявить особенности ответственности у студентов, склонных к различным видам зависимости, в связи с возможностью профилактики и психокоррекции данной склонности.
Объект исследования: ответственность как личностная черта студентов.
Предмет исследования: особенности ответственности у склонных к зависимости студентов.
Гипотеза: Чем ниже у студентов вуза склонность к зависимости, тем более выражены такие типы ответственности, как «Самопожертвование», «Принципиальность»; тем менее развиты все типы ответственности. Психокоррекционная работа по развитию ответственности способствует снижению склонности к зависимости студентов, а именно телевизионной зависимости и зависимости от курения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических основ проблемы развития ответственности у склонных к зависимости студентов.
2. Выявить особенности ответственности у склонных к зависимости студентов.
3. Разработать систему профилактической и психокоррекционной работы по развитию ответственности и, как следствие, снижению склонности к зависимости студентов вуза.
4. Выявить эффективность программы профилактики и психкоррекции у студентов вуза склонности к зависимости и развития у них ответственности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции отечественных и зарубежных учёных, в которых раскрываются психологические основы ответственности (М.М. Бахтин, В.В. Ильин, А. Бейн, Н.Н. Семененко и др.), проблемы зависимости (Л.В. Грузд, В.Н. Корченов, И.Б. Олехнович и др.), работы А.Ю. Егорова, Л.Р. Бакироваи др., посвященные изучению вопросов склонности к зависимости студентов вуза, а так же исследования ответственности студентов Л.И. Дементий, В.В. Пшеничная и др.
Методы исследования:
теоретические методы (анализ литературных источников);
эмпирические методы (наблюдение, опрос в виде тестирования и беседы, формирующий эксперимент);
методы количественной и качественной обработки данных;
методы математической статистики (критерий Стьюдента); интерпретационные методы.
Методики: методика диагностики склонности к 13 видам зависимости (Г.В. Лозовой); опросник ДУМЭОЛП (диагностика уровня морально-этической ответственности личности); опросник диагностики личностного симптомокомплекса ответственности (ОДЛСО) и оценка его психометрических характеристик (И.А. Кочарян).
Эмпирическая база исследования: Белгородский государственный национальный исследовательский университет НИУ БелГУ. В исследовании приняло участие 170 студентов 2, 3, 4 и 5 курсов факультета психологии и института управления (25 юношей, 145 девушек).
Ответственность - это интегративное качество индивида, проявляющееся в его способности принимать обоснованные решения в сфере своей деятельности, проявлять настойчивость и добросовестность в их реализации и готовности отвечать за их результаты и последствия.
Ответственность следует рассматривать как стойкое личностное свойство. Составляя жизненные планы, человек обычно взвешивает, посильна ли ему эта цель или нужно надеяться на внешние силы, на других людей. Поэтому, один индивид может выступать хозяином своей судьбы, а другой «плывет по воле волн», то есть одна личность принимает на себя ответственность, а другая — уходит от нее.
Ответственным личностям свойственно наличие позитивных качеств, начиная от пунктуальности, точности, послушности и заканчивая нравственными, гражданскими чертами, такими как честность, справедливость, принципиальность и т.д. Данные качества лежат в основе политической, юридической, моральной, профессиональной, социальной и других видов ответственности. На их формирование и должна быть направлена воспитательная работа.
Студентам вузов, склонным к зависимости, присущи специфические личностные детерминанты социального поведения, такие как неустойчивое эмоциональное состояние, тревожность, зависимость от мнения социума и высокая зависимость от объектазависимости, что служит одной из психологических причин формирования зависимого поведения. У них проявляются сложности с самоконтролем, им труднее преодолевать жизненные преграды.
У студентов с высокой склонностью к зависимости оказывается деформированной структура ценностных ориентаций, что выражается в несоответствии ценностей, отражающих их представления о том, как стоит поступать (уровень нормативных идеалов) и ценностей, определяющих то
поведение, которое студенты обычно демонстрируют (уровень
индивидуальных приоритетов), а также снижена значимость таких ценностей, как безопасность, достижение, самостоятельность, универсализм, добросердечность и конформность. В деятельности снижается оптимистическая, познавательная, трудовая и альтруистическая мотивации при повышении мотивации к рисковому поведению.
С возрастанием склонности к зависимости значительно снижается учебная мотивация. Оценка своих профессиональных знаний и умений утрачивает адекватность. У студентов с высокой склонностью к зависимости веществ недостаточно сформированы социальные и профессиональные компетенции.
В результате эмпирического исследования нами было выявлено, что в группе у респондентов с низкой склонностью к зависимости обнаруживаются высокие показатели по шкале «Уровень морально-этической ответственности», а также у них доминируют такие типы ответственности, как «Самоутверждение» и «Самопожертвование».
По шкале «уровень морально-этической ответственности» у респондентов с высокой и средней склонностью к зависимости обнаруживаются низкие показатели. В группе студентов с высокой и средней склонностью к зависимости обнаружены высокие показатели по шкале «Этичность», по сравнению с группой студентов, у которых склонность к зависимости не выявлена.
Нами была разработана и внедрена в практику психокоррекционная программа «Развитие ответственности у студентов склонных к зависимости». Цель программы - развитие ответственности у студентов склонных к зависимости.
Результаты повторного тестирования уровня морально-этической ответственности показали, что 11% студентов имеют низкий уровень морально¬этической ответственности, а 89% респондентов имеют средний уровень морально-этической ответственности.
В ходе статистического анализа данных опросника диагностики личностного симптомокомплекса ответственности (ОДЛСО) мы подтвердили наличии статистически значимых различий у респондентов по шкалам «принципиальность», «нормативность».
Таким образом, в проведенном исследовании все задачи решены, гипотеза подтверждена: чем ниже у студентов вуза склонность к зависимости, тем более выражены такие типы ответственности, как «Самопожертвование», «Принципиальность»; тем менее развиты все типы ответственности. Психокоррекционная работа по развитию ответственности способствует снижению склонности к зависимости студентов, а именно телевизионной зависимости и зависимости от курения.
Таким образом, результаты всех диагностических методик подтверждают эффективность разработанной и проведенной психокоррекционной работы.
Ответственность следует рассматривать как стойкое личностное свойство. Составляя жизненные планы, человек обычно взвешивает, посильна ли ему эта цель или нужно надеяться на внешние силы, на других людей. Поэтому, один индивид может выступать хозяином своей судьбы, а другой «плывет по воле волн», то есть одна личность принимает на себя ответственность, а другая — уходит от нее.
Ответственным личностям свойственно наличие позитивных качеств, начиная от пунктуальности, точности, послушности и заканчивая нравственными, гражданскими чертами, такими как честность, справедливость, принципиальность и т.д. Данные качества лежат в основе политической, юридической, моральной, профессиональной, социальной и других видов ответственности. На их формирование и должна быть направлена воспитательная работа.
Студентам вузов, склонным к зависимости, присущи специфические личностные детерминанты социального поведения, такие как неустойчивое эмоциональное состояние, тревожность, зависимость от мнения социума и высокая зависимость от объектазависимости, что служит одной из психологических причин формирования зависимого поведения. У них проявляются сложности с самоконтролем, им труднее преодолевать жизненные преграды.
У студентов с высокой склонностью к зависимости оказывается деформированной структура ценностных ориентаций, что выражается в несоответствии ценностей, отражающих их представления о том, как стоит поступать (уровень нормативных идеалов) и ценностей, определяющих то
поведение, которое студенты обычно демонстрируют (уровень
индивидуальных приоритетов), а также снижена значимость таких ценностей, как безопасность, достижение, самостоятельность, универсализм, добросердечность и конформность. В деятельности снижается оптимистическая, познавательная, трудовая и альтруистическая мотивации при повышении мотивации к рисковому поведению.
С возрастанием склонности к зависимости значительно снижается учебная мотивация. Оценка своих профессиональных знаний и умений утрачивает адекватность. У студентов с высокой склонностью к зависимости веществ недостаточно сформированы социальные и профессиональные компетенции.
В результате эмпирического исследования нами было выявлено, что в группе у респондентов с низкой склонностью к зависимости обнаруживаются высокие показатели по шкале «Уровень морально-этической ответственности», а также у них доминируют такие типы ответственности, как «Самоутверждение» и «Самопожертвование».
По шкале «уровень морально-этической ответственности» у респондентов с высокой и средней склонностью к зависимости обнаруживаются низкие показатели. В группе студентов с высокой и средней склонностью к зависимости обнаружены высокие показатели по шкале «Этичность», по сравнению с группой студентов, у которых склонность к зависимости не выявлена.
Нами была разработана и внедрена в практику психокоррекционная программа «Развитие ответственности у студентов склонных к зависимости». Цель программы - развитие ответственности у студентов склонных к зависимости.
Результаты повторного тестирования уровня морально-этической ответственности показали, что 11% студентов имеют низкий уровень морально¬этической ответственности, а 89% респондентов имеют средний уровень морально-этической ответственности.
В ходе статистического анализа данных опросника диагностики личностного симптомокомплекса ответственности (ОДЛСО) мы подтвердили наличии статистически значимых различий у респондентов по шкалам «принципиальность», «нормативность».
Таким образом, в проведенном исследовании все задачи решены, гипотеза подтверждена: чем ниже у студентов вуза склонность к зависимости, тем более выражены такие типы ответственности, как «Самопожертвование», «Принципиальность»; тем менее развиты все типы ответственности. Психокоррекционная работа по развитию ответственности способствует снижению склонности к зависимости студентов, а именно телевизионной зависимости и зависимости от курения.
Таким образом, результаты всех диагностических методик подтверждают эффективность разработанной и проведенной психокоррекционной работы.
Подобные работы
- Развитие самоотношения у старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ,СКЛОННЫМ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Склонность к зависимому поведению студентов-первокурсников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Профилактика алкогольной зависимости в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СКЛОННОСТИ К
СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У СТУДЕНТОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Предпринимательская деятельность студентов вуза (Южно-Уральский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Личностные свойства левополушарных и правополушарных младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



