ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СТРУКТУРНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРНИКА «ХРОНИКИ ТЕКУЧЕГО ОБЩЕСТВА» 7
1.1 Жанровый и структурный анализ текста 7
1.2 Основные темы, проблематика и стилистические особенности
публицистики Умберто Эко 18
1.3 Система лейтмотивов и значимых образов 41
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
МЕЖТЕКСТОВЫХ СВЯЗЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ 51
2.1 Сравнительный анализ не вошедших в сборник статей 51
2.2 Ретроспекции и параллели в художественном творчестве У. Эко на
примере романа «Нулевой номер» 61
Заключение 79
Список источников и литературы 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
За последние годы интерес к публицистическому творчеству Умберто Эко существенно вырос. Это обусловливается большим количеством переводов статей и эссе писателя из ведущих итальянских изданий, а также рядом опубликованных работ, среди которых особое место уделяется проблемам современного «текучего» общества, кризису государства, политики, личных и общественных ценностей, системы образования и, конечно, действиям СМИ. Как в художественных, так и публицистических произведениях автор предлагает читателю критически переосмыслить происходящие в мире и обществе изменения и вместе обозначить пути их решения. Злободневная тематика и острота конфликтов, затронутых в посмертно изданном сборнике «Заклятие Сатаны. Хроники текучего общества» только подтверждают актуальность данного исследования.
Сложность всестороннего и тщательного анализа трудов Умберто Эко заключается в его многоплановой деятельности, которая совмещает в себе области семиотики, медиевистики, философии культуры, эстетики, литературоведения, теории массовых коммуникаций, публицистики и, несомненно, изыскания в художественном творчестве. Среди публицистических трудов Умберто Эко выделяются первый сборник избранных статей из журнала «L’Espresso» «Картонки Минервы» 2000 г., «Полный назад! “Горячие войны” и популизм в СМИ» 2007 г., а также 9 сборников эссе, очерков и статей, недавно опубликованных редакцией «Слово». К настоящему моменту на русском языке написано несколько научных статей, диссертаций и монографий, посвящённых Эко-семиотику и Эко-постмодернисту, однако только единицы затрагивают непосредственно материалы его публицистических работ. Поэтому целесообразно обратиться к иностранным источникам, среди которых можно выделить обширные статьи профессора Университета Торонто Рокко Капоцци, коллеги и друга Умберто Эко, специализирующегося на современной итальянской литературе. Именно он постарался объяснить читателям важность «последнего дара» Эко-гражданина и посвятил отдельную статью аналитическому разбору романа «Нулевой номер». Кроме того, отдельного внимания заслуживает интервью У. Эко с Крисом Уоллесом для американского журнала «Interview», в котором писатель разъясняет ключевые моменты своего последнего романа.
Поскольку для критического анализа публицистических заметок У. Эко и их взаимодействия с художественным творчеством автора в качестве примера требуется непосредственный текст, специально для данного научного исследования нами были переведены две научные статьи профессора Рокко Капоцци, опубликованные в журнале «Italica», который посвящён всем аспектам итальянского языка, литературы и культуры [см. Приложение 5, 6]. Также переведено интервью писателя с Крисом Уоллесом, поскольку оно содержит авторские суждения, необходимые для наиболее полного понимания творческого замысла автора и аналитического разбора романа «Нулевой номер» во II главе данной работы [см. Приложение 4]. В качестве иллюстрации основных гипотез, выдвигаемых при анализе публицистических текстов У. Эко мы перевели три заметки, ранее не опубликованные и не переведённые на русский язык. Две из них принадлежат Умберто Эко (рубрика «Картонки Минервы») и одна — Эудженио Скальфари (рубрика «Выдувное стекло», так же журнала «L’Espresso»). Последняя была выбрана, поскольку она предваряет по содержанию и смыслу тематику бустины У. Эко «Лабиринты и Минотавры» [см. Приложение 1, 2, 3].
Объектом данного исследования является жанровое, стилистическое и тематическое многообразие публицистики У. Эко. Предмет исследования — сборник «Заклятие Сатаны» и остальные оригинальные тексты, опубликованные в журнале «L’Espresso» c 2000 по 2016 гг. Ввиду масштабности материалов для анализа были выбраны статьи 2013-2016 гг., опубликованные на сайте журнала «L’Espresso» в колонке «La Bustina di Minerva» раздела «Opinioni» . Перевод некоторых из них находится на странице интернет-портала «ИноСМИ» , что также учитывалось при разборе отдельных заметок. Большинство переведённых материалов имеют общественно-политическую актуальность и затрагивают важные проблемы современного мира, в то время как заметки, оставшиеся непереведёнными, касаются культурологических и лингвистических проблем.
Цель работы состоит в проведении комплексного анализа конкретно выбранного публицистического материала и выявлении композиционно-тематических закономерностей творчества У. Эко в условиях постмодернистских механизмов языковой интертекстуальности.
В соответствии с выбранной целью можно поставить следующие задачи :
1. проанализировать содержание и идейное своеобразие текстов;
2. определить методологические принципы публицистических изысканий У. Эко и выделить особенности используемых художественных приёмов и языка;
3. изучить основные межтекстовые взаимодействия и аллюзии на примере последнего романа писателя «Нулевой номер».
В основе методологии данного исследования находится аналитический метод, включающий в себя мотивный и интертекстуальный анализ, а также метод компаративистики, устанавливающий внутренние взаимосвязи на границах национальных культур. Установление проблематики в границах выявленных тем находится в первой главе данной работы, включающей также мотивно-структурный анализ публицистики У. Эко, вторая же целиком посвящена не вошедшим в сборник заметкам и поиску интертекстуальных аллюзий на примере художественного текста.
Основными источниками для исследования послужили многочисленные романы, лекции, научные работы, эссе, дневники и заметки самого У. Эко, а также книги и статьи: А. Р. Усмановой, Ю. Лотмана, Ю. Н. Галатенко, Е. В. Костюкович, Д. Ребеккини, В. М. Толмачёва и др. Кроме того, в ходе анализа был задействован широкий спектр литературы, на которую опирался сам У. Эко, выстраивая идейную структуру каждого текста. Среди них наиболее важны работы Маршалла Маклюэна, Жана Бодрийяра и Эудженио Скальфари.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Практическая значимость работы заключается в тематическом, структурном, мотивном, интертекстуальном и семантическом исследовании публицистики У. Эко. Использование комплексного аналитического подхода позволило обнаружить новые межтекстовые связи и выявить преобладающее влияние публицистического дискурса на позднее художественное творчество автора. Новизна данной работы будет полезна для всех, кто изучает публицистическое творчество У. Эко и современную итальянскую литературу в вузах, а впервые переведённые на русский язык оригинальные тексты как самого писателя, так и исследующих его деятельность людей, могут поспособствовать дальнейшему плодотворному изучению межтекстовых взаимосвязей в произведениях У. Эко.
Публицистические произведения занимают основополагающее место во всём творчестве Умберто Эко. С конца 1950-х гг. и до наших дней У. Эко сотрудничал, являясь автором, редактором и основателем, с крупнейшими газетами и журналами не только Италии, но и всего мира: журналы «L’Espresso», «Alfabeta», «Quindici», «Golem L’indispensabile», «Versus», «Il Verri», газеты «Corriere della Sera», «La Stampa», «La Repubblica», «Il Manifesto» — Италия; газеты «El Pais», «El Mundo», «La Vanguardia», журнал «El Semanal», онлайн- издание «Rebelion» — Испания; газета «Le Figaro», журнал «L’OBS» — Франция; газета «El Espectador» — Колумбия; газета «La Nacion Chile» — Чили; газета «La Cronica» — Мексика; газета «Frankfurter Rundschau» — Германия.
В данной работе были рассмотрены статьи, опубликованные в журнале «L’Espresso» и вошедшие впоследствии в сборник «Заклятие Сатаны. Хроники текучего общества», который был составлен и отредактирован самим автором в конце 2015 - начале 2016 гг. При анализе критических заметок была выявлена превалирующая тематика сборника, определяемая как социально-политическая, что отвечает замыслу автора и леволиберальной направленности журнала. В иерархии жанровой классификации статьи Умберто Эко были отнесены к жанру новостной заметки, главной особенностью которой стал авторский акцент на личностном комментарии события и теоретическом дискурсе. Такой классификации также отвечает и функциональность заметок У. Эко, включающих в себя информирование, исследование и художественно-образное осмысление.
Поскольку сборник сформирован исходя из концепции «текучего» общества, по терминологии Зигмунта Баумана — идейного предшественника У. Эко, заметки посвящены, главным образом, актуальным проблемам нашего времени. Конфликты и противоречия нынешней эпохи, её кризисы и парадоксы раскрываются в остросоциальных проблемах, среди которых можно увидеть кризис медиапространства и политической системы, технологизацию общества,
признаки национальной нетерпимости, а также характерные для всего творчества У. Эко потерю исторической памяти и невозможность утверждения истины в контексте современной культуры.
Были рассмотрены особенности публицистической речи У. Эко, стилистика текста и субъективно-афористическая форма языка новостных заметок. Так как первоисточником являются страницы журнала, композиционная структура была сопоставлена с оригинальным текстом. В ходе исследования осмыслена как традиционная форма заметки (заголовок — лид — текст), так и выявлены новые принципы, которым подчинены bustin’ы У. Эко: интенциональность, самореферентность, использование межтекстовых связей, наподобие принципа комплементарности, эссеизация и увеличение интенсивности конфликта в заключительной части заметки.
Чтобы произвести наиболее полный обзор текстов сборника, были изучены статьи, напечатанные на страницах журнала «L’Espresso» с 2013 по 2016 гг. включительно. После распределения материалов по тематическим разделам, обнаружилось многообразие культурологических, лингвистических и библиофильских заметок, большинство из которых не вошли в состав книги ввиду узкой специализации и специфичности тем. Таким образом, была доказана общественно-политическая установка представленного сборника. Также были сопоставлены особенности переводов статей и выявлены композиционные, смысловые и фактические неточности в процессе редактирования и выпуска книги.
Учитывая специфику художественного творчества писателя, воплощающего его теоретические разработки по постмодернизму, семиотике, интерпретации и сверхинтерпретации, массовой культуре и коммуникативным стратегиям между автором и читателем, были проанализированы структурные особенности публицистики У. Эко. Так, структурообразующим фактором стал принцип ризомы, введённый в философию 1976 г. Ж. Делёзом и Ф. Гваттари, в соответствии с которым не только художественные, но и публицистические тексты У. Эко становятся многоплановыми и метанарративными. Сам автор для характеристики отсутствия семантической центрации текста предложил метафору символического лабиринта, посвятив его разбору одну из последних заметок, не вошедшую в сборник, но опубликованную на сайте журнала «L’Espresso» [см. Приложение 1].
Ризоморфность художественного мышления выявлена и в проникновении публицистических текстов в художественное пространство творчества У. Эко. Так, последний роман У. Эко «Нулевой номер», внешне композиционно структурализованный, является семантически противоположным понятию традиционной структуры. Поскольку ризоматические связи могут возникать внутри пространства всего творчества автора, роман «Нулевой номер » был рассмотрен с точки зрения влияния публицистических изысканий У. Эко на его художественный текст. Основываясь на работах Рокко Капоцци, исследовавшего нарративные стратегии романа, были выявлены многочисленные параллели и автобиографические аллюзии с целым рядом как заметок рубрики «Картонки Минервы», так и многих публицистических работ У. Эко, в том числе и ранних, 60-х гг.
Таким образом, можно говорить о синкретизме и взаимопроникновении литературы и публицистики в позднем творчестве Умберто Эко, который, используя новые нарративные методы, возвращается к тематике своих ранних работ с целью побудить читателей найти новые ответы на давно поставленные вопросы.
1. Бакшин, В. В. Основы журналистики: учебное пособие. — М.: Изд-во «Флинта», 2016. — 55 с.
2. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Изд-во «Э», 2017. — 640 с.
3. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров // Собр. соч. — М.: Русские словари, 1996. — Т. 5: Работы 1940-1960 гг. — С. 159-206.
4. Бодрийяр, Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было. — М.: РИПОЛ классик, 2019. — 224 с.
5. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / Вступ. ст. И. К. Горского; Сост., коммент. В. В. Мочаловой. — М.: Высшая школа, 1989. — 406 с.
6. Галатенко, Ю. Н. Перевод романа У. Эко «Numero Zero» на русский язык: «интерпретация и сверхинтерпретация» // Перевод как средство взаимодействия культур. — 2015. — № 1. — С. 73-84.
7. Галатенко, Ю. Н. «Я» и мой двойник в романах У. Эко. На примере романов «Остров накануне» и «Баудолино». — Саарбрюккене: Изд-во Lambert Academic Publishing, 2011. — 133 с.
8. Гаспаров, Б. М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования. — М.: Новое литературное обозрение, 1996. — 352 с.
9. Гинак, Е. С. Пространственно-временная организация романа У. Эко «Нулевой номер» // Романия: языковое и культурное наследие. — 2019. — C. 148-157.
10. Делёз, Ж., Гваттари, Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Ж. Делёз, Ф. Гваттари. — М.: Астрель, 2010. — 895 с.
11. Дмитровский, А. Л. Жанры журналистики // Учёные записки Орловского государственного университета. — 2014. — № 4 (60). — С. 149-157.
12. Дмитровский, А. Л. Жанр эссе: к проблеме теории // Челябинский гуманитарий. — 2013. — № 3 (24). — С. 37-51.
13. Ерохина, Л. А. Категория автора в творчестве Умберто Эко: дис. канд. филол. наук: 10. 01. 03 / Ерохина Любовь Алексеевна. — М.: МИГУ, 2012. — 185 с.
14. Коваленко, Ю. С., Чернухин, А. Ю. Иоэтика постмодернизма в романе У. Эко «Нулевой номер» // Научные исследования и разработки в эпоху глобализации. — 2016. — С. 31-35.
15. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика: учебное пособие. — М.: Изд-во Московского университета, 2008. — 180 с.
16. Кройчик, Л. Е. Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие. — Спб.: Общество «Знание», 2000. — 280 с.
17. Кучменко, М. А. Принцип ризомы как структурообразующий фактор постмодернистского текста // Вестник АГУ. — 2014. — № 4 (149). — С. 119-122.
18. Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста: учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 224 с.
19. Ломоносов, М. В. Полное собрание сочинений, Т.3. — М.: Академия наук, 1952. — 604 с.
20. Лотман, Ю. М. Выход из лабиринта // У. Эко. Имя розы. — Спб.: Симпозиум, 2000. — С. 650-669.
21. Маклюэн, М. Г. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. — Киев: Ника-центр, 2003. — 432 с.
22. Маклюэн, М. Г. Понимание медиа: Внешние расширения человека. — М.: Кучково поле, 2018. — 464 с.
23. Мирошниченко, А. А. Как написать пресс-релиз: практическое пособие. — М.: Книжный мир, 2010. — 128 с.
24. Монтень, М. Опыты: в 3 кн. (Т. 1: Кн. I и II; Т. 2: Кн. III) / М. Монтень; пер. с фр. А. С. Бобовича, Ф. А. Коган-Бернштейн, Н. Я. Рыковой. — М.: 1997.
25. Мурейко, Л. В. Реальность масс-медиа в концепции операционного
конструктивизма: критический анализ // Вестник МГОУ. Серия:
Философские науки. — 2018. — № 4. — С. 26-37.
26.Оруэлл, Дж. Эссе. Статьи. Рецензии. — Пермь: Изд-во КАПИК, 1992, II т.— С. 236-256.
27. Пак, Е. М. Конвергенция жанров сетевой журналистики // Вестник СПбГУ.— 2012. — № 2 (9) — С. 268-276.
28. Пронина, Н. Ю. Скрипторий Умберто Эко: знак и значение // Известия Саратовского университета. — 2010. — № 3 (10). — С. 30-34.
29. Ребеккини, Д. Умберто Эко на рубеже веков : от теории к практике // Новое литературное обозрение. — 2006. —№ 80. — С. 291-318.
30. Солганик, Г. Я. Язык современной публицистики: сборник статей. — М.: Флинта: Наука, 2007. —232 с.
31. Сухович, Е. В. Иерархия, сеть и ризома: сравнительный анализ // Вестник ВолГУ. — 2011. — № 3 (15). — С. 80-84.
32. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика: учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 334 с.
33. Труфанова, Е. О. Информационное перенасыщение: ключевые проблемы // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. — 2019. — №1 (16). — С. 4 -21.
34. Усманова, А. Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. — Мн.: «Пропилеи», 2000. — 200 с.
35. Фёдоров, А. А. Что такое образцовый роман? «Нулевой номер» У. Эко в свете концепции открытого произведения // Вестник Башкирского университета. — 2016. — № 4 (21). — С. 954-963.
36. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность. — М.: Академия, 1995.— 252 с.
37. Хэчжэнь, Ф. Структура «заголовок — подзаголовок — лид — текст»: распределение информации // Известия ВГПУ. Филологические науки. — 2017. — С. 125-128.
38. Цивьян, Т. В. Лингвистические основы балканской модели мира. — М.: Наука, 1990. — 203 с.
39.Чепкасов, А. В. О некоторых аспектах воздействия СМИ на массовое сознание // Вестник НГУ. Серия: история, филология. — 2012. — № 6 (11).
— С. 63-67.
40.Эко, У. Заклятие Сатаны. Хроники текучего общества. — М.: Изд-во АСТ: CORPUS, 2019. — 704 с.
41.Эко, У. Заметки на полях «Имени розы» / Умберто Эко; пер. с итал. Е. Костюкович. — М.: Астрель: CORPUS, 2012. — 160 с.
42.Эко, У. Италия ностра. Итальянцы у себя дома. Кн. 1. — М.: Слово, 2019.— 224 с.
43.Эко, У. Человек без надежды. Итальянцы у себя дома. Кн. 2. — М.: Слово, 2019. — 240 с.
44.Эко, У. Как путешествовать с лососем. — М.: Слово, 2019. — 208 с.
45. Эко, У. Картонки Минервы: Сборник. — М.: Изд-во АСТ: CORPUS, 2015.
— 448 с.
46.Эко, У. Нулевой номер. — М.: Изд-во АСТ: CORPUS, 2016. — 240 с.
47. Эко, У. О зеркалах и другие истории. Реалистическая иллюзия. Кн. I. — М.: Слово, 2020. — 280 с.
48. Эко, У. О зеркалах и другие истории. Между поэзией и прозой. Кн. II. — М.: Слово, 2020. — 240 с.
49.Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — Спб.: Симпозиум, 2006. — 544 с.
50.Эко, У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. — Спб.: Симпозиум, 2007. — 502 с.
51. Эко, У. Чёрный ящик и другие ненужные вещи. Второй краткий дневник: эссе. — М.: Слово, 2019. — 176 с.
52.Эко, У. Шесть прогулок в литературных лесах. — Спб.: Симпозиум, 2014.
— 285 с.
53. Capozzi, R. Umberto Eco: Acute Observer of Our Social and Cultural History // Italica. — 2016. — №1 (93). — P. 5-22.
54. Capozzi, R. Umberto Eco’s «Numero Zero»: A «j’accuse» of Forgeries, Lies, Conspiracies and Bitter Truths // Italica. — 2015. — №1 (92). — P. 222-240.
55. Battista, P. Un eterno capro espiatorio [Электронный ресурс] // Интернет-издание Corriere della Sera. — Режим доступа:
https://www.corriere.it/Primo_Piano/Editoriali/2007/08_Agosto/06/don_gelmi ni_ebrei_capro_espiatorio.shtml?refresh_ce-cp (дата обращения 01.05.2020) — Загл. с экрана.
56.Sacchi, M., Mascheroni, L. Un «Numero (sotto)zero». Eco fotocopia Wikipedia [Электронный ресурс] // Интернет-издание Il Giornale. — Режим доступа: https://www.ilgiornale.it/news/cultura/numero-sottozero-eco-fotocopia- wikipedia-1084647.html(дата обращения 07.05.2020) — Загл. с экрана.
57.Serra, M. Se ritorna il fantasma del complotto anticlericale [Электронный ресурс] // Сайт издательства Giangiacomo Feltrinelli Editore. — Режим доступа: https://www.feltrinellieditore.it/news/2007/08/06/michele-serra-se-
ritorna-il-fantasma-del-complotto-anticlericale-8871/ (дата обращения
01.05.2020) — Загл. с экрана.
58.Wallace, Ch. Umberto Eco [Электронный ресурс] // Интернет-версия журнала Interview. — Режим доступа:
https ://www.interviewmagazine.com/culture/umberto-eco (дата обращения
01.05.2020) — Загл. с экрана.