Введение 3
Глава 1. Развитие инвестиционной привлекательности образовательной организации в условиях социально-экономических трансформаций 9
1.1 Понятие и система оценки инвестиционной привлекательности
образовательной организации 9
1.2 Направления и способы развития инвестиционной
привлекательности образовательной организации 16
1.3 Виды, методы и этапы фандрайзинга как инструмента развития
инвестиционной привлекательности образовательной организации 24
Глава 2. Стратегии фандрайзинговой деятельность современного вуза 40
2.1 Изучение содержания и эффективности фандрайзинговой
деятельности ведущих вузов Новосибирска 40
2.2 Модель фандрайзинговой деятельности ФГБОУ ВО «НГПУ» 58
2.3 Предложения по стратегии развития фандрайзинговой деятельности ФГБОУ ВО «НГПУ»
Заключение 80
Библиографический список 83
Приложение А. Мониторинг показателей эффективности вузов за 2019 год
Рост инвестиционной привлекательности образовательных организаций является одним из приоритетных направлений их развития. Привлечение инвестиций позволяет совершенствовать ресурсную базу, внедрять инновационные технологии в образовательный процесс, обеспечивать сохранение и развитие человеческого капитала организации, повышать ее конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, что, в свою очередь, способствует новому росту ее инвестиционного потенциала.
В современных условиях многие проблемы в этой области у организаций, оказывающих образовательные услуги, остаются нерешенными и требуют разработки новых подходов и методов. На теоретическом уровне ощущается недостаток концептуальных обобщений, отсутствует единство в понимании сущности и задач, единообразие в применении способов оценки и механизмов развития инвестиционной привлекательности и, в частности, определения границ, морфологии и эффективных инструментов фандрайзинговой деятельности в условиях инновационного образовательного пространства. Лакуны в теории порождают проблемы в области практики: здесь сегодня не сформирована референтная модель развития инвестиционной привлекательности образовательной организации, существуют сложности в сравнении имеющихся практик. Вторая проблема связана с отсутствием четких критериев оценки инвестиционной привлекательности образовательной организации. Кроме того, в современном обществе существует устойчивый стереотип: образование принято рассматривать в качестве, главным образом, затратной сферы, что мешает эффективному развитию этого инновационного направления деятельности организации.
Финансирование образовательных организаций всегда лимитировано, особенно в условиях социально-экономического кризиса. Длительное недофинансирование в эту сферу может привести к серьезным последствиям в области развития человеческого капитала, повышения конкурентоспособности организации; недостаток финансирования отрицательно влияет в целом на социальный прогресс и стабильность. Научные исследования и разработки, направленные на улучшение предоставляемых образовательных услуг, внедрение и реализация на образовательном рынке современных технологий, требуют значительных финансовых вложений. Для претворения в жизнь инноваций предполагается проведение организационных, научных, технологических, коммерческих мероприятий, которые позволят повысить качество образовательных услуг и инвестиционную привлекательность образовательных организаций.
Для эффективного функционирования в современных экономических условиях в высших учебных заведениях требуется усиление роли маркетинга, модификация системы управления вузом, создание производства наукоемкой продукции, технологии и услуг специалистов. Все эти задачи на современном этапе развития высшего образования предполагают внесение изменений в инфраструктуру и менеджмент образовательной организации. Однако существуют лишь отдельные практики реализации этой деятельности, требующие анализа.
Финансирование некоммерческого сектора возможно увеличить, в том числе посредством деятельности, получившей название «фандрайзинг». Сегодня его главным направлением в условиях образовательных организаций и, в частности, вузов считается организация участия в конкурсах финансируемых проектов, что представляется нам достаточно узкой трактовкой. Победы организаций в конкурсах различного уровня и направленностей обеспечивают приток средств на развитие и, вместе с тем, способствуют дальнейшему развитию инвестиционной привлекательности образовательных учреждений. Но сегодня, к сожалению, нет эталонной стратегии фандрайзинговой деятельности образовательной организации, отсутствует единая информационная база данных об источниках финансирования; в организациях мало квалифицированных специалистов, способных провести серьезный мониторинг ситуации и приоритетов развития, грамотно выстроить это направление деятельности вуза на всех ее этапах.
Выше обозначенные проблемы свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения этой динамичной области управления образованием.
Объект - инвестиционная привлекательность образовательной организации.
Предмет - фандрайзинговая деятельность как инструмент развития инвестиционной привлекательности вуза.
Цель данной работы - разработка модели фандрайзинговой деятельности вуза как инструмента развития его инвестиционной привлекательности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологическую и нормативно-правовую базы исследования инвестиционной привлекательности и фандрайзинга образовательной организации.
2. Определить объем и содержание понятий «инвестиционная привлекательность» и «фандрайзинг».
3. Выявить факторы и способы развития инвестиционной привлекательности образовательной организации.
4. Исследовать инструменты фандрайзинга, используемые в сфере образования.
5. Осуществить анализ эффективности фандрайзинговой деятельности ведущих вузов Новосибирска.
6. Создать модель фандрайзинговой деятельности как инструмента развития инвестиционной привлекательности ФГБОУ ВО «НГПУ».
7. Разработать предложения по стратегии фандрайзинговой деятельности ФГБОУ ВО «НГПУ».
Гипотеза исследования: фандрайзинг образовательной организации будет способствовать росту ее инвестиционной привлекательности если:
• разработаны инструменты фандрайзинга;
• сформированы критерии оценки инвестиционной привлекательности и качества фандрайзинговой деятельности образовательной организации.
Методологической основой исследования явились работы российских и зарубежных ученых, нормативно-правовые документы различных уровней. Некоторые теоретические вопросы, в частности, дефиниции и структуру фандрайзинга описали в своих трудах Арзамасцев А.А., Артемьева Т. В., Бадылевич Л.В., Бодунген А., Даушев Д.А., Дятликов К.Ю., Зусман Ю.А., Иванова Н.В.. Вопросы создания фондов целевого капитала затронуты в работах Дегтяревой Д.А., Иванова О.И. Грищенко А.В.. В статьях Беловой Е.Н., Дегтярева Д.А., Джариани Н.В., Козина А.Л., Стельмах А.В. говорится об управленческих компетенциях по созданию системы фандрайзинговой деятельности.
Ценными в аспекте изучения проблем фандрайзинга и развития инвестиционной привлекательности также являются некоторые актуальные положения образовательных организаций, которые были нами проанализированы.
Фандрайзинговая деятельность образовательных организаций определяется также содержанием следующих проанализированных и используемых нами нормативно-правовых документов: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № 217 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043¬р «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года», распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. № 911-р «О Плане мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации».
Применение в высших учебных заведениях технологий фандрайзинга как инструмента привлечения дополнительных средств из бюджетных и внебюджетных источников в последнее время становится очень актуальным и требует обстоятельного изучения. В ходе исследования применялись системно-деятельностный, аксиологический, компетентностный подходы и следующие методы:
1) метод анализа документов (для извлечения информации из источников, образующих нормативно-правовую базу фандрайзинговой деятельности вузов);
2) количественные методы (для сопоставления и регистрации количественно измеряемых характеристик и показателей фандрайзинговой деятельности вузов);
3) качественные методы - глубинные интервью и экспертные опросы (для изучения содержания фандрайзинговой деятельности вузов);
4) сравнительно-сопоставительный анализ (для сравнения структуры и содержания фандрайзинговой деятельности вузов);
5) метод моделирования (для создания абстрактной модели фандрайзинговой деятельности ФГБОУ ВО «НГПУ»).
База исследования: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет».
Практическая значимость исследования заключается в разработке модели и актуальных инструментов фандрайзинга, которые могут найти применение в управлении процессами развития инвестиционного потенциала вуза; материалы и выводы диссертационного исследования могут использоваться с той же целью и в системе общего и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений
В условиях модернизации высшего образования конкурентоспособность вуза, его инвестиционная привлекательность на рынке образовательных услуг испытывают ряд преобразований, связанных, в том числе с изменениями в законодательстве Российской Федерации. Приоритетным направлением деятельности вузов становится применение различных способов для повышения инвестиционной привлекательности, одним из которых является фандрайзинг.
Формирование навыков фандрайзинговой культуры в образовательных организациях высшей школы требует нового подхода к формулированию компетенций педагогических работников, в том числе управленческого аппарата. Поэтому нами была поставлена цель, связанная с разработкой модели фандрайзинговой деятельности вуза как инструмента развития его инвестиционной привлекательности.
Исследовательская работа строилась на примере Новосибирского государственного педагогического университета. В ходе исследования решены поставленные задачи, полученные данные, позволяют подвести итоги.
В соответствии с целью определено содержание понятий «инвестиционная привлекательность», «фандрайзинг», «эндаумент-фонд», «благотворительная деятельность», «профессиональный фандрайзер». Рассмотрены факторы, определены критерии, влияющие на инвестиционную привлекательность образовательной организации. В ходе выполнения исследования нами были рассмотрены различные системы оценивания инвестиционной привлекательности. Были изучены этапы, виды, ресурсы, инструменты, методы и приемы фандрайзинга.
Основываясь на результаты мониторинга, проведенного Национальным исследовательским университетом высшей школы экономики по приоритетным профессиональным направлениям, результаты рейтинговых оценок фандрайзинговой деятельности ведущих вузов Новосибирска, а также результаты опроса студентов-первокурсников Новосибирского государственного педагогического университета, мы определили три ведущих вуза Новосибирска. Для сравнения результатов эффективности фандрайзинговой деятельности мы рассмотрели модели развития фандрайзинга Новосибирского государственного технического университета, Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств, Новосибирского государственного педагогического университета.
Нами был разработан алгоритм исследования, в ходе которого мы изучили локальные документы вузов, в которых отражены основные моменты фандрайзинговой деятельности. Эффективность фандрайзинговой деятельности рассматривали, используя такие маркеры, как образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность и кадровый состав, так как они, согласно рейтингам, образуют инвестиционную привлекательность. Рассмотрели организационную структуру и содержание фандрайзинговой деятельности в университете. На основе проведенных наблюдений и имеющихся документов мы реконструировали модель фандрайзинговой деятельности, провели SWOT-анализ, определили сильные и слабые стороны фандрайзинговой деятельности, внешние возможности и угрозы. Дополнили организационную структуру фандрайзинговой деятельности, по нашему мнению, важными структурными элементами и связями, которые не отражены в локальных документах: связи по взаимодействию между подразделениями, научными центрами, лабораториями, общественными организациями.
Мы выяснили, что в университете созданы условия для развития фандрайзинговой деятельности, достаточно эффективно ведется работа по информированию и методической поддержке научно-исследовательской и проектной деятельности. Материально-техническая база, электронные ресурсы, интеллектуальный ресурс позволяют выполнять НИР и НИОКР, увеличивать объем привлеченных средств. На основе полученных данных мы разработали модель фандрайзинговой деятельности НГПУ. Мы считаем, что в условиях, когда к образованию предъявляются все новые и новые требования, развитие данного направления становится все более актуальным. Для более эффективного развития фандрайзинговой деятельности важно иметь квалифицированных сотрудников в области привлечения финансовых средств и активизировать взаимодействие между структурными подразделениями вуза. Также мы предлагаем рассмотреть возможность обучения фандрайзингу, что качественно повлияет на культуру ведения фандрайзинговой деятельности, создать в вузе целевой фонд (эндаумент) как важный инструмент результативного участия в солидных конкурсах и закупках. Многогранный подход к использованию инструментов развития инвестиционной привлекательности позволяет построить стратегию развития фандрайзинговой деятельности вуза и обеспечить эффективность и видимость на региональном и международном уровне.
Данная научно-исследовательская работа позволила конкретизировать многогранность исследуемой проблемы и подтвердила справедливость предположений, выдвинутых в гипотезе. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в управлении процессами развития инвестиционного потенциала образовательных организаций, а также при разработке Программы развития фандрайзинга образовательной организации.
1. Акчурина Г.Р. Инвестиционная привлекательность системы образования //
Вестник Саратовского государственного социально-экономического
университета. 2014. № 1. С. 85-88.
2. Александров А.Ю. Повышение конкурентоспособности образовательной организации высшего образования как фактор ее инвестиционной привлекательности // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 4. С. 11 - 14.
3. Арзамасцев А.А., Бадылевич Л.В., Зусман Ю.А. Основы фандрайзинга: учеб. пособие. ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003 .120 с.
4. Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л. Фандрайзинг. Привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования. СПб.: Лань, 2011. 288с.
5. Барежев В.А. Фандрайзинг: привлечение средств на некоммерческую деятельность: монография. СПб. ГУКИ, 2017.
6. Бурменко Т.Д. Сфера услуг в современном обществе: экономика, менеджмент, маркетинг: курс лекций. М.: Кнорус. 2004. 281с.
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс].ИКГ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 05. 07. 2019).
8. Вайнер В.Л. Горячая десятка инструментов российского фандрайзера // Журнал фонда «Стратегия». 2010. № 12. 50 с.
9. Валентин Лозовану, Олга Маноле; коорд: Олга Маноле. К.: Б. и., (Tipogr. «Depol Promo» SRL). Фандрайзинг: руководство для неправительственных организаций/Asoc. Promo-LEX. 2011. 55 с.
10. Гейзер А.А. Проектное управление инвестициями в сфере образовательных услуг // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 2(3). С. 59.
11. Голубева Г.Ф., Спасенников В.В. Оценка инвестиционной привлекательности вузов с использованием показателей научного потенциала // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. № 6. С.47.
12. Гражданский кодекс РФ (часть первая) Ст. 120 Учреждения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/(дата обращения: 05.07.2019).
13. Грищенко А.В. Фонды целевого капитала некоммерческих организаций// Некоммерческие организации в России. 2017. № 2. С.13-16.
14. Даушев Д. Краткое введение в фандрайзинг. Фандрайзинг: истории из российской практики. Сборник кейсов. СПб. ЦРНО, 2012. 169 с.
15. Дегтярева Д.А., Иванов О.И. Современная организация функционирования образовательных фондов целевого капитала//Аудит финансовый анализ. 2009. № 3.с.281-289.
16. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия». 2012. 208 с.
17. Закон об образовании в РФ: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ (ред. от 03.08.2018). [Электронный ресурс]. URL: http: // www/consultant.ru(дата обращения: 15.07.2019).
18. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/ monitoring/2016/_vpo/inst.php?id=176. (дата обращения: 23.09.2019).
19. Кадзов Е. А. Развитие благотворительности и социальной помощи в республике Северная Осетия - Алания: трансформация и инновации: автореф. дис....канд. ист. наук (21.11.13). Владикавказ, 2013. 26 с.
20. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008.
21. Корнеева И. Е. Фандрайзинг в российских некоммерческих организациях: результаты эмпирического исследования // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 4. С.48-66.
22. Корчагин Ю.А. Инвестиционная привлекательность. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 316 с.
23. Куценко Ю. Образовательное право //Учит. газ. 2007. 6 марта. № 9.
24. Майорова Т.В., Майдан Т.Н. Пути совершенствования финансового механизма высшего образования // Современные технологии управления. 2013. № 7. С. 31.
25. Молчанова А.П. Государственно-частное партнерство в образовании: монография / науч. редакторы А.П. Молчанова, А.Я. Лившин. М.: КДУ. 2015. 242 с.
26. Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций
высшего образования. [Электронный ресурс]. URL:
http://indicators.miccedu.ru/indicators/(дата обращения: 23.09.2019).
27. Налоговый кодекс РФ от 05.08.00. № 117 - ФЗ (часть вторая) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ [Электронный ресурс]. URL: http: // www/consultant.ru(дата обращения: 15.07.2019).
28. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/edu/315092890.html (дата обращения: 23.09.2019).
29. Нгуен Тхи Тху Тхыщнг Содержание понятия инвестиционной привлекательности // Научный журнал известия тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 1. С. 91
30. Новосибирский государственный педагогический университет. [сайт]. URL: https://nspu.ru/training/ochnoe/(дата обращения: 13.08.2019).
31. Новосибирский государственный технический университет [сайт]. URL: https://www.nstu.ru/university/info/finance (дата обращения: 13.08.2019).
32. Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и
искусств. [сайт]. URL: http://www.nsuada.ru/nauka/granty-i-konkursy/ (дата
обращения: 13.08.2019).
33. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ (редакции 23.07.2018) [Электронный ресурс]. URL: https: // www/consultant.ru(дата обращения: 15.07.2019)
34. Отчет о самообследовании [Электронный ресурс]. URL:
www.nspu.ru/sveden/document/Othet_o_samoobsledovanii (дата обращения:
20.06.2019).
35. Оценка лучших университетов мира. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/docs/sn/QS_World_University_Rankings/ (дата обращения: 23.09.2019).
36. Постановление Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 № 105-п
«О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL:
http://docs.cntd.ru/document/465728379 (дата обращения: 13.08.2019).
37. Правовые аспекты создания и функционирования эндаумент-фонда образовательных организаций // Правовая мысль в образовании, науке и практике. 2017. № 1. С. 5.
38. Рейтинг лучших университетов мира 2019 - 2020 [Электронный ресурс]. URL: http://crisismir.com/blogi/politika/159-rejting-luchshix-universitetov-mira-2019-2020.html (дата обращения: 23.09.2019).
39. Рейтинг мониторинга эффективности вузов 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://msd-nica.ru/reyting-monitoringa-effektivnosti-vuzov=54&group=0&vuzName(дата обращения: 23.09.2019).
40. Тульчинский Г.Л. Фандрейзинг. Привлечение средств на некоммерческую деятельность. Спб: Справочники Петербурга, 2012. С. 15.
41. Ушаков И.И. Как привлечь инвестиции. Спб: Питер, 2011. 223 с.
42. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» Ст. 9.2. Бюджетное учреждение [Электронный ресурс]. URL: https://www.jurinspection.ru/zakon-o-nekommercheskih-organizaciyah/9.2 (дата обращения: 15.06.2019).
43. Федеральный закон № 7 - ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих
организациях» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995 г.) (действующая редакция от 14.07.2013 г.).
44. Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
45. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и
государственной научно-технической политике» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. № 167. 03.09.1996.
46. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/12175589/(дата обращения: 08.09.19г).
47. Цыганов А.В. Инновационные подходы в моделировании учебного процесса // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2010. № 136. С. 136-143.
48. Шафф Т. Путеводитель по фандрайзингу. Рабочая модель по привлечению спонсоров. М.: Вершина. 2016. 256 с.
49. Юдина М.А., Зотова А.В. Привлечение средств от зарубежных грантодающих организаций. Составление заявок на грант: Методическое пособие для некоммерческих организаций. Ставрополь: Мир. 2001. 65 с.
50. Якимец В. Н. Рынок исследований благотворительности в современной России: Попытка системного осмысления. СПб. 2001. 197 с.
51. Якимец В.Н. Фандрайзинг. М.: Министерство образования РФ,
государственный университет управления, 2013. № 2. С. 139.
52. Якимец В.Н. Фандрайзинг (учебно-методическое пособие). М.: 2002. 112 с.