ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В ЗАПАДНОАФРИКАНСКОМ РЕГИОНЕ 1950-Е ГГ. - СОВРЕМЕННОСТЬ
|
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика дипломатии Французской Республики на территории Западной Африки в постколониальный период 12
1.1 Изменение геополитического положения Франции вследствие распада колониальной системы (1950е - 1960е гг) 12
1.2. Совместные региональные соглашения стран Западной Африки и Франции 16
Глава 2. Особенности «патерналистической политики» Франции по отношению к бывшим владениям в Африке 22
2.1. Концепция политики помощи странам третьего мира: французская роль
«моста и адвоката» 22
2.2. Место Африки в «расширенной зоне безопасности» Жоржа Помпиду...29
2.3. Идеи создания международной организации Валери Жискар д’Эстена..32
Глава 3. Изменения во внешнеполитическом курсе Франции на африканском направлении на рубеже веков 39
3.1. Неоколониальные черты политики Франции в годы президентства
Франсуа Миттерана (1981-1995) 39
3.2. Пересмотр французской политики в Западноафриканском регионе Жаком
Шираком: итоги и перспективы 43
Заключение 49
Библиография
Глава 1. Общая характеристика дипломатии Французской Республики на территории Западной Африки в постколониальный период 12
1.1 Изменение геополитического положения Франции вследствие распада колониальной системы (1950е - 1960е гг) 12
1.2. Совместные региональные соглашения стран Западной Африки и Франции 16
Глава 2. Особенности «патерналистической политики» Франции по отношению к бывшим владениям в Африке 22
2.1. Концепция политики помощи странам третьего мира: французская роль
«моста и адвоката» 22
2.2. Место Африки в «расширенной зоне безопасности» Жоржа Помпиду...29
2.3. Идеи создания международной организации Валери Жискар д’Эстена..32
Глава 3. Изменения во внешнеполитическом курсе Франции на африканском направлении на рубеже веков 39
3.1. Неоколониальные черты политики Франции в годы президентства
Франсуа Миттерана (1981-1995) 39
3.2. Пересмотр французской политики в Западноафриканском регионе Жаком
Шираком: итоги и перспективы 43
Заключение 49
Библиография
Актуальность темы исследования. Регион Западной Африки начал привлекать исследователей в области истории, экономики, культурологии, политологии, международных отношений, демографии, экологии и охраны природы сравнительно недавно. До середины ХХ века этот регион был самой малоизученной и неразвитой частью Французской Республики. С поднятием духа национально-освободительного движения ситуация в регионе начала меняться, и на мировую вышли новые, молодые и свободные страны, многие из которых только учатся строить свою государственность.
Этот регион поистине уникален исторически, культурно и религиозно. В наше время темпы демографического роста африканских стран стремительно увеличивается, и ученые с беспокойством следят за развитием этого континента, и за его проблемами: нищетой, безработицей, плохой медициной, неразвитой системой образования, болезнями и т.д. Страны Севера приняли решение оказывать посильную помощь странам Африки для поднятия уровня жизни ее населения. Одной из первых откликнулась Французская Республика, избравшая политику «преемственности и диалога» в 1950-х годах.
Отметим, что политика Франции в западноафриканском регионе не носила последовательный, четко очерченный характер. Со сменой главных руководителей страны менялись и приоритеты, и цели, и методы ведения внешней политики на африканском направлении. Возникали новые военные доктрины; изменялось даже место Франции как актора международных отношений на мировой арене. Каждый президент внес свой вклад в развитие французско-африканских отношений, и проследить за дипломатическими вехами в их развитии, достоинствами и недостатками тех или иных политических решений, довольно интересно. К тому же, никто из наших соотечественников не рассматривал политику Франции в этом направлении с точки зрения влияния её лидеров. Именно в этом состоит новизна нашего исследования.
Нами была предпринята попытка проследить основные вехи французской дипломатии в Западноафриканском регионе. Были исследованы подходы различных политических деятелей к месту и роли Африки в национальных интересах Французской Республики. Удалось проанализировать внешнеполитические устремления пяти президентов Франции, их взгляды, идеи, подходы и методы ведения политики на африканском направлении. Был проведен сравнительный анализ, определены итоги и перспективы данного вектора международных отношений.
Наш опыт может быть полезен при изучении дипломатии других европейских государств на Африканском континенте, а также при изучении современного этапа развития международных связей Мали, Нигера, Сенегала, Гамбии, Нигерии и других стран Африки с Францией. В целом, при изучении модели взаимоотношений развитых и развивающихся стран. Также интерес представляет отношение общественности к «патерналистической» политике Парижа в этом регионе и внутренние противоречия между западноафриканскими государствами. Необходимо отметить научную полезность исследования внешнеполитических устремлений разных правителей Французской Республики. Подобный опыт можно применить при изучении места и роли президентов Шарля де Голля, Жоржа Помпиду, Валери Жискар д’Эстена, Франсуа Миттерана и Жака Ширака в успехах и поражениях Парижа на международной арене, включая средиземноморское, европейское и трансатлантическое направление внешней политики.
Объект исследования: внешняя политика Французской Республики в 1950-е гг. ХХ века - начале XXI века.
Предмет исследования: особенности дипломатии Франции в Западно-африканском регионе в периоды президентства Шарля де Голля, Жоржа Помпиду, Валери Жискар д’Эстена, Франсуа Миттерана и Жака Ширака; сравнение места западноафриканских стран в политике разных французских лидеров.
Цель: основываясь на документальных верифицированных источниках, проанализировать дипломатию Французской Республики и определить основные ее черты в Западноафриканском регионе в период президентства разных французских лидеров.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
— охарактеризовать взаимоотношения Франции со странами Западной Африки после краха колониальной системы;
— обозначить интересы обеих сторон в сотрудничестве;
— проанализировать основные этапы политики помощи странам «третьего мира» в данном регионе;
— определить роль Африки в «расширенной зоне безопасности» Жоржа Помпиду;
— проанализировать внешнеполитические концепции Жискар д’Эстена, связанные с африканским направлением;
— обозначить неоколониальные черты внешней политики Франсуа Миттерана;
— определить место Африки в годы президентства Жака Ширака.
Хронологическими рамками нашего исследования был выбран период от начала процесса деколонизации с приходом к власти генерала Шарля де Голля (1960-е гг) до окончания второго президентского срока Жака Ширака (2007 г.). Под термином «современность» в названии выпускной квалификационной работы понимается начало XXI века; более поздние сроки не были рассмотрены вследствие отсутствия сформировавшихся взглядов и экспертных оценок по данной теме.
Географические рамки нашего исследования - Пятая Французская Республика и Западноафриканский регион.
Анализ использованной литературы. Западноафриканская проблематика встала на повестке дня многих ученых лишь в середине 70 -х годов прошлого века. Одной из самых ранних работ на тему распада колониальной системы в Африке является книга В.Я. Васильевой 1, в которой указываются основные причины и возможные итоги деколонизации. У известного советского историка, исследователя Франции П.П. Черкасова есть несколько работ на тему французской дипломатии в этот период, отличающихся глубиной и комплексностью. Политику Франции в Западной Африке исследовали также Н.П. Подгорнова , Е.Н. Афанасьева, В.С. Шилов. В работе были использованы материалы книги члена Французской академии А. Моруа в переводе на русский язык. Взаимоотношения отдельных Западноафриканских стран с Французской Республикой и между собой исследовали в своих работах В.Р. Филиппов, Э.Т. Дикко (в соавторстве), А.А. Омар и другие.
Особенностями в области региональной интеграции занимались такие исследователи, как З.С. Соколова и М.М. Авсенев. В этой же области Н.Н. Цветкова рассматривала взаимное сотрудничество стран в рамках ЭКОВАС. Известными исследователями Алжира, его истории, экономики, внутренней и внешней политики являются Р.Г. Ланда, А.М. Васильев, Д.В. Шмелев, Е.М. Богучарский. Из зарубежных авторов следует упомянуть работы Р. Masson, С. Patillo, L. Kamara, В. Hauteville, М. Willis.
Большую роль в становлении Французской дипломатии в данном регионе сыграл лидер Франции Шарль де Голль. Его личность, характер и поступки исследовали многие историки, политологии, психологи. В частности, М.Ц. Арзаканян сравнивала Шарля де Голля с маршалом Советского союза Михаилом Тухачевским. Она же в соавторстве с А.О. Чубарьяном написала полную биографию лидера Франции. Исследователями деятельности Ш. Де Голля также являются Н.Н. Молчанов, А. Ландау, М.О. Мирович и другие.
Исследованиями дипломатии эпохи Жоржа Помпиду занималось несколько выдающихся ученых нашего времени. Выделим совместную работу Т.В. Зверевой и Е.А. Осипова, которая уделяет внимание каждому аспекту внешней политики этого деятеля. Евгений Александрович Осипов исследовал материалы французских архивов и опубликовал несколько книг по вопросам деятельности Жоржа Помпиду. Публикации на эту тему есть также у Соколова В.Г. и Новикова Г.Н.. Из иностранных авторов работа опирается на мемуары Жака Фоккарта и Жана Моурица, знавших президента лично.
Немало ученых выбирали объектом своего исследования жизнь и деятельность Жискара д’Эстена, третьего президента, имеющего большое влияние и в наше время. Среди таких необходимо назвать работы А. Русио, Жан-Клод Кальяра и Арне Жаккета, французских публицистов- исследователей. Работу А.В. Барсуковой, которая также изучала идейные взгляды данного политика, отличает глубина понимания проблемы и многоаспектность. Во время написания выпускной квалификационной работы было использовано исследование Зинчука К.Н. по вопросам военной доктрины Жискара д’Эстена.
Изучением внешней политики Франсуа Миттерана занимались такие выдающиеся исследователи, как Т.С. Денисова и С.К. Балмасов. Военные кампании в Буркина-Фасо изучали А. Фигуэрдего, Адамова Е.Д. (в соавторстве) и В. Шапинов. Итогами работы на президентском посту Жака Ширака занимались А. Лэнг и Балабанов М.А. в соавторстве с Коноваловым И.П.
Несмотря на вышеперечисленные работы, исследуемая проблема пока не является широко обсуждаемой и дискуссионной в рамках отечественных и зарубежных исследований ученых-международников и политологов. Не хватает комплексных, систематизированных работ.
Анализ источников. Для написания данной работы были использованы ряд источников и документов. В частности, была проанализирована Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятая на 15-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1960 года, инициатором которой выступил Советский Союз. За год до этого был образован политико-экономический Совет согласия 5 государств, устав которого был выбран как вспомогательный источник, помогающий определить устремления западноафриканских стран в регионе.
С целью анализа региональных взаимоотношений африканских стран были рассмотрены материалы Конференции ООН по торговле и развитию. Важную информацию дала стенограмма министерского форума Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) и доклад Министерства иностранных дел Республики Беларусь по вопросам этой организации.
Большой пласт информации для понимания внешнеполитических устремлений Франции в Африке дал информационный отчет, представленный Комиссией по делам внешней политики под названием «Политика Франции в Африке» (Rapport d’information depose par la commission des Affaires etrangeres, « La politique de la France en Afrique»). Были приняты во внимание отчеты Министерства иностранных дел, в частности, в рамках политики помощи в целях развития Африканских государств («1’Aide publique au Developpement»). Одними из источников стал Устав и материалы саммитов Международной организации Франкофонии4849. Важным документом является также доклад миссии Совета Безопасности ООН в Западной Африке
В отдельную группу вошли программные документы президентов Французской Республики: Шарля де Голля, Жоржа Помпиду, Валери Жискар д’Эстена, Франсуа Миттерана и Жака Ширака. Именно они дали возможность определить место Африки во внешней политике разных французских лидеров, найти общее и различное.
При написании ВКР были использованы материалы сайта Министерства обороны Франции. Было переведено большое количество документов и материалов прессы с французского языка. Среди последних стоит выделить такие журналы, как «Notes et etudes documentaires» и «Le monde diplomatique», в которых представлены тексты различных межгосударственных документов и соглашений и аналитические статьи видных французских журналистов. Ценным историческим источником стали еженедельные журналы «L'Express», «Le Nouvel observateur»; газеты «Le Monde» и «Le Figaro». Наконец, широкий пласт источников представляют собой мемуары, воспоминания и дневники политических и общественных деятелей, участвовавших во время описываемых событий.
Методология исследования. Наше исследование базируется на принципах системности, достоверности и объективности. В качестве основных инструментов методологии были выбраны анализ, синтез, дедукция и индукция в рамках общенаучной базы, и специализированные методы познания действительности для исследования политических, экономических и исторических процессов. Среди последних следует выделить повествовательно-описательный метод, сравнительный анализ, хронологический, метод системного анализа и социологический.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Этот регион поистине уникален исторически, культурно и религиозно. В наше время темпы демографического роста африканских стран стремительно увеличивается, и ученые с беспокойством следят за развитием этого континента, и за его проблемами: нищетой, безработицей, плохой медициной, неразвитой системой образования, болезнями и т.д. Страны Севера приняли решение оказывать посильную помощь странам Африки для поднятия уровня жизни ее населения. Одной из первых откликнулась Французская Республика, избравшая политику «преемственности и диалога» в 1950-х годах.
Отметим, что политика Франции в западноафриканском регионе не носила последовательный, четко очерченный характер. Со сменой главных руководителей страны менялись и приоритеты, и цели, и методы ведения внешней политики на африканском направлении. Возникали новые военные доктрины; изменялось даже место Франции как актора международных отношений на мировой арене. Каждый президент внес свой вклад в развитие французско-африканских отношений, и проследить за дипломатическими вехами в их развитии, достоинствами и недостатками тех или иных политических решений, довольно интересно. К тому же, никто из наших соотечественников не рассматривал политику Франции в этом направлении с точки зрения влияния её лидеров. Именно в этом состоит новизна нашего исследования.
Нами была предпринята попытка проследить основные вехи французской дипломатии в Западноафриканском регионе. Были исследованы подходы различных политических деятелей к месту и роли Африки в национальных интересах Французской Республики. Удалось проанализировать внешнеполитические устремления пяти президентов Франции, их взгляды, идеи, подходы и методы ведения политики на африканском направлении. Был проведен сравнительный анализ, определены итоги и перспективы данного вектора международных отношений.
Наш опыт может быть полезен при изучении дипломатии других европейских государств на Африканском континенте, а также при изучении современного этапа развития международных связей Мали, Нигера, Сенегала, Гамбии, Нигерии и других стран Африки с Францией. В целом, при изучении модели взаимоотношений развитых и развивающихся стран. Также интерес представляет отношение общественности к «патерналистической» политике Парижа в этом регионе и внутренние противоречия между западноафриканскими государствами. Необходимо отметить научную полезность исследования внешнеполитических устремлений разных правителей Французской Республики. Подобный опыт можно применить при изучении места и роли президентов Шарля де Голля, Жоржа Помпиду, Валери Жискар д’Эстена, Франсуа Миттерана и Жака Ширака в успехах и поражениях Парижа на международной арене, включая средиземноморское, европейское и трансатлантическое направление внешней политики.
Объект исследования: внешняя политика Французской Республики в 1950-е гг. ХХ века - начале XXI века.
Предмет исследования: особенности дипломатии Франции в Западно-африканском регионе в периоды президентства Шарля де Голля, Жоржа Помпиду, Валери Жискар д’Эстена, Франсуа Миттерана и Жака Ширака; сравнение места западноафриканских стран в политике разных французских лидеров.
Цель: основываясь на документальных верифицированных источниках, проанализировать дипломатию Французской Республики и определить основные ее черты в Западноафриканском регионе в период президентства разных французских лидеров.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
— охарактеризовать взаимоотношения Франции со странами Западной Африки после краха колониальной системы;
— обозначить интересы обеих сторон в сотрудничестве;
— проанализировать основные этапы политики помощи странам «третьего мира» в данном регионе;
— определить роль Африки в «расширенной зоне безопасности» Жоржа Помпиду;
— проанализировать внешнеполитические концепции Жискар д’Эстена, связанные с африканским направлением;
— обозначить неоколониальные черты внешней политики Франсуа Миттерана;
— определить место Африки в годы президентства Жака Ширака.
Хронологическими рамками нашего исследования был выбран период от начала процесса деколонизации с приходом к власти генерала Шарля де Голля (1960-е гг) до окончания второго президентского срока Жака Ширака (2007 г.). Под термином «современность» в названии выпускной квалификационной работы понимается начало XXI века; более поздние сроки не были рассмотрены вследствие отсутствия сформировавшихся взглядов и экспертных оценок по данной теме.
Географические рамки нашего исследования - Пятая Французская Республика и Западноафриканский регион.
Анализ использованной литературы. Западноафриканская проблематика встала на повестке дня многих ученых лишь в середине 70 -х годов прошлого века. Одной из самых ранних работ на тему распада колониальной системы в Африке является книга В.Я. Васильевой 1, в которой указываются основные причины и возможные итоги деколонизации. У известного советского историка, исследователя Франции П.П. Черкасова есть несколько работ на тему французской дипломатии в этот период, отличающихся глубиной и комплексностью. Политику Франции в Западной Африке исследовали также Н.П. Подгорнова , Е.Н. Афанасьева, В.С. Шилов. В работе были использованы материалы книги члена Французской академии А. Моруа в переводе на русский язык. Взаимоотношения отдельных Западноафриканских стран с Французской Республикой и между собой исследовали в своих работах В.Р. Филиппов, Э.Т. Дикко (в соавторстве), А.А. Омар и другие.
Особенностями в области региональной интеграции занимались такие исследователи, как З.С. Соколова и М.М. Авсенев. В этой же области Н.Н. Цветкова рассматривала взаимное сотрудничество стран в рамках ЭКОВАС. Известными исследователями Алжира, его истории, экономики, внутренней и внешней политики являются Р.Г. Ланда, А.М. Васильев, Д.В. Шмелев, Е.М. Богучарский. Из зарубежных авторов следует упомянуть работы Р. Masson, С. Patillo, L. Kamara, В. Hauteville, М. Willis.
Большую роль в становлении Французской дипломатии в данном регионе сыграл лидер Франции Шарль де Голль. Его личность, характер и поступки исследовали многие историки, политологии, психологи. В частности, М.Ц. Арзаканян сравнивала Шарля де Голля с маршалом Советского союза Михаилом Тухачевским. Она же в соавторстве с А.О. Чубарьяном написала полную биографию лидера Франции. Исследователями деятельности Ш. Де Голля также являются Н.Н. Молчанов, А. Ландау, М.О. Мирович и другие.
Исследованиями дипломатии эпохи Жоржа Помпиду занималось несколько выдающихся ученых нашего времени. Выделим совместную работу Т.В. Зверевой и Е.А. Осипова, которая уделяет внимание каждому аспекту внешней политики этого деятеля. Евгений Александрович Осипов исследовал материалы французских архивов и опубликовал несколько книг по вопросам деятельности Жоржа Помпиду. Публикации на эту тему есть также у Соколова В.Г. и Новикова Г.Н.. Из иностранных авторов работа опирается на мемуары Жака Фоккарта и Жана Моурица, знавших президента лично.
Немало ученых выбирали объектом своего исследования жизнь и деятельность Жискара д’Эстена, третьего президента, имеющего большое влияние и в наше время. Среди таких необходимо назвать работы А. Русио, Жан-Клод Кальяра и Арне Жаккета, французских публицистов- исследователей. Работу А.В. Барсуковой, которая также изучала идейные взгляды данного политика, отличает глубина понимания проблемы и многоаспектность. Во время написания выпускной квалификационной работы было использовано исследование Зинчука К.Н. по вопросам военной доктрины Жискара д’Эстена.
Изучением внешней политики Франсуа Миттерана занимались такие выдающиеся исследователи, как Т.С. Денисова и С.К. Балмасов. Военные кампании в Буркина-Фасо изучали А. Фигуэрдего, Адамова Е.Д. (в соавторстве) и В. Шапинов. Итогами работы на президентском посту Жака Ширака занимались А. Лэнг и Балабанов М.А. в соавторстве с Коноваловым И.П.
Несмотря на вышеперечисленные работы, исследуемая проблема пока не является широко обсуждаемой и дискуссионной в рамках отечественных и зарубежных исследований ученых-международников и политологов. Не хватает комплексных, систематизированных работ.
Анализ источников. Для написания данной работы были использованы ряд источников и документов. В частности, была проанализирована Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятая на 15-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1960 года, инициатором которой выступил Советский Союз. За год до этого был образован политико-экономический Совет согласия 5 государств, устав которого был выбран как вспомогательный источник, помогающий определить устремления западноафриканских стран в регионе.
С целью анализа региональных взаимоотношений африканских стран были рассмотрены материалы Конференции ООН по торговле и развитию. Важную информацию дала стенограмма министерского форума Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) и доклад Министерства иностранных дел Республики Беларусь по вопросам этой организации.
Большой пласт информации для понимания внешнеполитических устремлений Франции в Африке дал информационный отчет, представленный Комиссией по делам внешней политики под названием «Политика Франции в Африке» (Rapport d’information depose par la commission des Affaires etrangeres, « La politique de la France en Afrique»). Были приняты во внимание отчеты Министерства иностранных дел, в частности, в рамках политики помощи в целях развития Африканских государств («1’Aide publique au Developpement»). Одними из источников стал Устав и материалы саммитов Международной организации Франкофонии4849. Важным документом является также доклад миссии Совета Безопасности ООН в Западной Африке
В отдельную группу вошли программные документы президентов Французской Республики: Шарля де Голля, Жоржа Помпиду, Валери Жискар д’Эстена, Франсуа Миттерана и Жака Ширака. Именно они дали возможность определить место Африки во внешней политике разных французских лидеров, найти общее и различное.
При написании ВКР были использованы материалы сайта Министерства обороны Франции. Было переведено большое количество документов и материалов прессы с французского языка. Среди последних стоит выделить такие журналы, как «Notes et etudes documentaires» и «Le monde diplomatique», в которых представлены тексты различных межгосударственных документов и соглашений и аналитические статьи видных французских журналистов. Ценным историческим источником стали еженедельные журналы «L'Express», «Le Nouvel observateur»; газеты «Le Monde» и «Le Figaro». Наконец, широкий пласт источников представляют собой мемуары, воспоминания и дневники политических и общественных деятелей, участвовавших во время описываемых событий.
Методология исследования. Наше исследование базируется на принципах системности, достоверности и объективности. В качестве основных инструментов методологии были выбраны анализ, синтез, дедукция и индукция в рамках общенаучной базы, и специализированные методы познания действительности для исследования политических, экономических и исторических процессов. Среди последних следует выделить повествовательно-описательный метод, сравнительный анализ, хронологический, метод системного анализа и социологический.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Подводя итоги, необходимо отметить, что дипломатия Французской Республики в регионе Западной Африки была и остается подвижным, живым, стратегически спланированным процессом с множеством нюансов. Внешняя политика Парижа всегда отличалась стремлением к независимости и к «восстановлению величия Франции» с помощью экономической, культурной и научной экспансии. При этом, Франции не удалось сохранить максимум влияния на территории своих бывших колоний - просто потому, что после Второй мировой войны у нее не хватило средств и сил на удержание стремившихся на волю зависимых государств.
Что касается регионального уровня взаимоотношений Французской республики со странами Западной Африки, то он основан главным образом на влиянии в экономической сфере. Самым крупным объектом французских капиталовложений является разработка месторождений нефти в зоне Гвинейского залива. Стоит добавить, что с середины 80-х гг. ситуация претерпела некоторые изменения. Вследствие ухудшения финансово - экономической конъектуры западноафриканских стран, Франция постепенно теряет роль регионального гегемона. Тем не менее, Париж все также остается посредником между африканскими франкофонами и Западом. Для более слаженного обеспечения французского экономического присутствия Париж выработал ряд модернистских направлений, реализуемых вместе с теми, которые он активно использует уже не одно десятилетие. В первую очередь, правительство Франции предоставляет льготы предпринимателям, которые развивают отношения в африканском регионе. Введена также система займов строгого целевого характера, направленная на поддержку частного бизнеса в Африке. Франция также активно содействует интеграционным процессам в регионе, подтверждением чему является основание союзов различного характера среди стран-франкофонов.
Отметим также, что французская политика помощи странам третьего мира была не комплексной и видоизменялась в зависимости от личности президента. Наиболее заметной для африканского континента фигурой стал Шарль де Голль, первый президент Пятой Французской Республики, подаривший значительные права и свободы угнетенным народам и начавший политику экономической помощи странам региона. Несмотря на все разногласия, французский народ привык признавать Африку «своим младшим братом», а видные деятели бывшей колонии часто проходили обучение именно во Франции. Именно поэтому сложилась французская политическая модель помощи Африки.
В то же время, характер взаимоотношений между странами Африки и Францией оставался патерналистическим. Последняя добровольно взяла на себя контроль за многими ресурсами бывшей колонии, из-за чего народы Африки почувствовали свое неравное положение по отношению к остальному миру. Африканские страны того периода не обладали полным суверенитетом, не могли самостоятельно решать вопросы политического и экономического характера, оценивать последствия предпринятых ранее действий и решений. В финансовом плане они также оказались в зависимом положении: многие из них решили остаться в зоне французского франка (в 1964 году таких было 14 стран). Денежная эмиссия осуществлялась в столице Франции Париже. Добавим также, что в условиях нового времени французский франк привязали к евро.
Таким образом, политика Елисейского дворца во времена правления президента Шарля де Голля была независимой, активной и успешной. Благодаря талантливому и ответственному руководителю Париж в условиях деколонизации смог остаться авторитетным игроком в африканском регионе, играя роль «моста и адвоката» для молодых западноафриканских стран. Если рассматривать аспект с точки зрения африканских государств, эта политика не привела к улучшению условий жизни африканского народа и увеличила отставание юга.
Во времена правления Жоржа Помпиду продолжало развиваться западноафриканское направление внешней политики. Политик продолжил курс Шарля де Голля на тесное сотрудничество с молодыми независимыми странами Африки. Франция пошла путем, отличным от Португалии и Великобритании, выстраивая новую систему неформального патронажа и опеки над своими бывшими колониями с помощью укрепления политических, экономических, военных и культурных взаимоотношений. В результате сформировалась система государств-клиентов, названных так из-за их сильной зависимости от Парижа.
Если говорить о результатах западноафриканской политики Жоржа Помпиду, можно сделать вывод, что она была достаточно успешной и стратегически продуманной. Президент проводил очень миролюбивую, спокойную политику в Западноафриканском регионе, считая его одной из главных сфер французских интересов согласно занимаемого места в «расширенной зоне безопасности». Основой крепких отношений между бывшей метрополией и ее колониями президент считал тесные исторически сложившиеся политические, экономические, культурные и языковые взаимосвязи.
Политику следующего президента Жискара д’Эстена называют «тьермондизмом», от французского «tiers monde» - «третий мир». Она обуславливала необходимость постоянной всесторонней вовлеченности, выполнения обязательств и взятие ответственности за французские подмандатные территории, а также помощь в развитии бывших колоний. В рамках этой политики были проведены несколько дипломатических встреч по вектору «Север-Юг», инициированных Францией. В странах Северной и Экваториальной Африки Франция проводила политику оказания гуманитарной помощи, развивала систему образования и франкоязычную культуру. Отметим также, что президент Жискар д’Эстен лично побывал во всех молодых африканских государствах; лидеры многих из них учились в Париже и бывали на встречах с президентом в столице.
Французская Республика в те годы использовала максимальное количество методов давления и помощи в Африке - от политических и экономических до идеологических и военных. Не все получилось так, как было задумано, однако в эти годы был сделан большой шаг к укреплению сотрудничества между Францией и странами Западной Африки во многих сферах. На наш взгляд, это политик нового направления, который действовал гораздо более радикальными методами, нежели его предшественники.
Став президентом в 1981 году Франсуа Миттеран посчитал, что раньше Париж был слишком щедр в отношении своих африканских союзников. Повсеместное вливание средств в «дружественные режимы» не оправдало своих целей. В годы президентства Ф. Миттерана главным рычагом давления стал контроль над решениями марионеточной африканской верхушки со стороны спецслужб Франции, а также использование военно -воздушных сил в случае необходимости. Военно-политические действия Парижа оказывали огромное дестабилизирующее влияние на процессы Африканского континента и мира.
Президентские годы Ф. Миттерана стали, пожалуй, самой кровавой и грязной страницей истории французско-африканского сотрудничества. За время своего правления он дважды посылал войска в Чад и Заир, трижды в Руанду, один раз в Габон. Принимали участие французские войска и в гуманитарной интервенции Организации Объединенных Наций в Сомали. Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что скандалы, связанные с действиями французских спецслужб в Западной Африке, а также коррумпированность высших эшелонов власти уменьшили популярность политики «Франсафрик» в бывшей метрополии.
Если говорить в целом о внешней политике Французской Республики в Западной Африке в годы правления Жака Ширака, следует сказать, что он продолжал курс предшественников на потепление франко-африканских отношений, хоть делал это другими методами. Главной целью оставалась защита французских интересов в этом регионе в условиях возрастающего влияния Китая и США. Приоритетными направлениями внешнеполитических действий были формирование позитивного имиджа Франции в мире, активное участие в конструировании многополярной модели мира, усиление Европейского союза и модернизация политики на африканском направлении.
В рамках методов «мягкой силы» для утверждения традиционно - культурной роли Парижа в мире продолжалась активная поддержка движения Франкофонии. Правительство показало твердую решимость уделять большое внимание событиям на западе Африки. Она стала страной №1 по гуманитарной и финансовой помощи, а также в области технической помощи и инвестиций. Примерно 0,5% ВВП Франции уходило на содержание стран третьего мира. Елисейский дворец поддерживал необходимых ему африканских политических деятелей и участвовал во многих военных конфликтах. Вследствие этого, имидж Франции в Африки несколько затуманился, что вынуждает Елисейский дворец в настоящее время искать новые подходы к этому региону.
Что касается регионального уровня взаимоотношений Французской республики со странами Западной Африки, то он основан главным образом на влиянии в экономической сфере. Самым крупным объектом французских капиталовложений является разработка месторождений нефти в зоне Гвинейского залива. Стоит добавить, что с середины 80-х гг. ситуация претерпела некоторые изменения. Вследствие ухудшения финансово - экономической конъектуры западноафриканских стран, Франция постепенно теряет роль регионального гегемона. Тем не менее, Париж все также остается посредником между африканскими франкофонами и Западом. Для более слаженного обеспечения французского экономического присутствия Париж выработал ряд модернистских направлений, реализуемых вместе с теми, которые он активно использует уже не одно десятилетие. В первую очередь, правительство Франции предоставляет льготы предпринимателям, которые развивают отношения в африканском регионе. Введена также система займов строгого целевого характера, направленная на поддержку частного бизнеса в Африке. Франция также активно содействует интеграционным процессам в регионе, подтверждением чему является основание союзов различного характера среди стран-франкофонов.
Отметим также, что французская политика помощи странам третьего мира была не комплексной и видоизменялась в зависимости от личности президента. Наиболее заметной для африканского континента фигурой стал Шарль де Голль, первый президент Пятой Французской Республики, подаривший значительные права и свободы угнетенным народам и начавший политику экономической помощи странам региона. Несмотря на все разногласия, французский народ привык признавать Африку «своим младшим братом», а видные деятели бывшей колонии часто проходили обучение именно во Франции. Именно поэтому сложилась французская политическая модель помощи Африки.
В то же время, характер взаимоотношений между странами Африки и Францией оставался патерналистическим. Последняя добровольно взяла на себя контроль за многими ресурсами бывшей колонии, из-за чего народы Африки почувствовали свое неравное положение по отношению к остальному миру. Африканские страны того периода не обладали полным суверенитетом, не могли самостоятельно решать вопросы политического и экономического характера, оценивать последствия предпринятых ранее действий и решений. В финансовом плане они также оказались в зависимом положении: многие из них решили остаться в зоне французского франка (в 1964 году таких было 14 стран). Денежная эмиссия осуществлялась в столице Франции Париже. Добавим также, что в условиях нового времени французский франк привязали к евро.
Таким образом, политика Елисейского дворца во времена правления президента Шарля де Голля была независимой, активной и успешной. Благодаря талантливому и ответственному руководителю Париж в условиях деколонизации смог остаться авторитетным игроком в африканском регионе, играя роль «моста и адвоката» для молодых западноафриканских стран. Если рассматривать аспект с точки зрения африканских государств, эта политика не привела к улучшению условий жизни африканского народа и увеличила отставание юга.
Во времена правления Жоржа Помпиду продолжало развиваться западноафриканское направление внешней политики. Политик продолжил курс Шарля де Голля на тесное сотрудничество с молодыми независимыми странами Африки. Франция пошла путем, отличным от Португалии и Великобритании, выстраивая новую систему неформального патронажа и опеки над своими бывшими колониями с помощью укрепления политических, экономических, военных и культурных взаимоотношений. В результате сформировалась система государств-клиентов, названных так из-за их сильной зависимости от Парижа.
Если говорить о результатах западноафриканской политики Жоржа Помпиду, можно сделать вывод, что она была достаточно успешной и стратегически продуманной. Президент проводил очень миролюбивую, спокойную политику в Западноафриканском регионе, считая его одной из главных сфер французских интересов согласно занимаемого места в «расширенной зоне безопасности». Основой крепких отношений между бывшей метрополией и ее колониями президент считал тесные исторически сложившиеся политические, экономические, культурные и языковые взаимосвязи.
Политику следующего президента Жискара д’Эстена называют «тьермондизмом», от французского «tiers monde» - «третий мир». Она обуславливала необходимость постоянной всесторонней вовлеченности, выполнения обязательств и взятие ответственности за французские подмандатные территории, а также помощь в развитии бывших колоний. В рамках этой политики были проведены несколько дипломатических встреч по вектору «Север-Юг», инициированных Францией. В странах Северной и Экваториальной Африки Франция проводила политику оказания гуманитарной помощи, развивала систему образования и франкоязычную культуру. Отметим также, что президент Жискар д’Эстен лично побывал во всех молодых африканских государствах; лидеры многих из них учились в Париже и бывали на встречах с президентом в столице.
Французская Республика в те годы использовала максимальное количество методов давления и помощи в Африке - от политических и экономических до идеологических и военных. Не все получилось так, как было задумано, однако в эти годы был сделан большой шаг к укреплению сотрудничества между Францией и странами Западной Африки во многих сферах. На наш взгляд, это политик нового направления, который действовал гораздо более радикальными методами, нежели его предшественники.
Став президентом в 1981 году Франсуа Миттеран посчитал, что раньше Париж был слишком щедр в отношении своих африканских союзников. Повсеместное вливание средств в «дружественные режимы» не оправдало своих целей. В годы президентства Ф. Миттерана главным рычагом давления стал контроль над решениями марионеточной африканской верхушки со стороны спецслужб Франции, а также использование военно -воздушных сил в случае необходимости. Военно-политические действия Парижа оказывали огромное дестабилизирующее влияние на процессы Африканского континента и мира.
Президентские годы Ф. Миттерана стали, пожалуй, самой кровавой и грязной страницей истории французско-африканского сотрудничества. За время своего правления он дважды посылал войска в Чад и Заир, трижды в Руанду, один раз в Габон. Принимали участие французские войска и в гуманитарной интервенции Организации Объединенных Наций в Сомали. Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что скандалы, связанные с действиями французских спецслужб в Западной Африке, а также коррумпированность высших эшелонов власти уменьшили популярность политики «Франсафрик» в бывшей метрополии.
Если говорить в целом о внешней политике Французской Республики в Западной Африке в годы правления Жака Ширака, следует сказать, что он продолжал курс предшественников на потепление франко-африканских отношений, хоть делал это другими методами. Главной целью оставалась защита французских интересов в этом регионе в условиях возрастающего влияния Китая и США. Приоритетными направлениями внешнеполитических действий были формирование позитивного имиджа Франции в мире, активное участие в конструировании многополярной модели мира, усиление Европейского союза и модернизация политики на африканском направлении.
В рамках методов «мягкой силы» для утверждения традиционно - культурной роли Парижа в мире продолжалась активная поддержка движения Франкофонии. Правительство показало твердую решимость уделять большое внимание событиям на западе Африки. Она стала страной №1 по гуманитарной и финансовой помощи, а также в области технической помощи и инвестиций. Примерно 0,5% ВВП Франции уходило на содержание стран третьего мира. Елисейский дворец поддерживал необходимых ему африканских политических деятелей и участвовал во многих военных конфликтах. Вследствие этого, имидж Франции в Африки несколько затуманился, что вынуждает Елисейский дворец в настоящее время искать новые подходы к этому региону.



