Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление общественно-философских взглядов А. А. Григорьева (опыт историко-психологической биографии)

Работа №7178

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы211стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
713
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
Глава 1. Первая печаль (1822 - 1838) 21
Глава 2. Западня тщеславия (1838 - 1843) 40
Глава 3. Блуждания (1844 - 1850) 63
Глава 4. Своя пристань (1850 - 1857) 85
Глава 5. Небеззаботные скитания (1857 - 1864) 107
Заключение 165
Примечания 174
Источники и литература 186



Аполлон Григорьев - фигура слабо изученная. Хотя проблема поставлена давно: он самый яркий из разночинцев - недемократов. Его судьба вообще нетипична для поколения интеллигентов шестидесятых годов. «В интеллигентский лубок, - пишет о Григорьеве Александр Блок, - он не попадает; слишком своеобычен; в жизни его трудно выискать черты интеллигентских «житий»; пострадал он, но не от «правительства» (не взирая на все свое свободолюбие), а от себя самого; за границу бегал, - тоже по собственной воле; терпел голод и лишения, но не за «идеи» (в кавычках); умер, как все, но не оттого, что был «честен» (в кавычках); был, наконец, и «критиком», но при этом сам обладал даром художественного творчества и понимания; и решительно никогда не склонялся к тому, что «сапоги выше Шекспира», как это принято делать (прямо или косвенно) в русской критике». Явно проступающее раздражение Блока на левых - тоже характерно: вокруг Григорьева слишком много публицистики, эмоций, мало анализа. Он говорит, что «в судьбе Григорьева, сколь она ни человечна (в дурном смысле слова), все-таки вздрагивают отсветы Мировой Души. Душа Григорьева связана с «глубинами», хоть и не столь прочно и не столь очевидно, как душа Достоевского и душа Владимира Соловьева... Григорьев слышал, хотя и смутно, далекий зов; он был действительно одолеваем бесами; он говорил о каких-то чудесах, и тоска и восторги его были связаны не с одною его маленькой, пьяной человеческой душой»2.
Анализ обходит памятью таких людей, чтобы лишний раз не компрометировать себя.
Практически до начала XX века большинство авторов было уверен¬но: Григорьев «создавал философское самоуглубление в бесплодное искание того, чего нет»3. Без сомнения он - натура пылкая, честная, но запутавшаяся в себе самом. Его естество «заключало в себе много неопределенного, неясного, трудно-удовлетворяемого и потому склонного к религиозному мистицизму, отворачивающемуся от всего реального и за то тем легче отдающемуся трудно удовлетворяемому идеализму, переходящему в мечтательность. Ему надо было перебороть себя, стать человеком действия, открыть в себе «политическую жилку», но он пошел другим путем - и утратил для общества всякое значение. Более того, он не смог даже четко сформулировать свои чудаковатые идеи: всем понятно, что он «последний могикан того злополучного направления, которое породило славянофильство, не сделавшее для живого русского духа ничего действительно полезного», но когда речь заходит о его конкретных идеях - выходит что-то «вроде фотографий духов теперешних спиритов»5(6, 48, 49, 66, 67, 121, 123, 130, 145, 146, 147, 151, 152, 218).
«Каковы бы ни были высокие достоинства ваших личностей, - ответил Д. Писарев на воспоминания Н. Страхова о Григорьеве, - во всяком случае достоверно то, что ваши идеи негодны для общества»6.
С другой стороны, выступления сторонников Аполлона Григорьева часто выглядят не только необъективными, но и просто нелепыми (3, 4, 5, 30, 71, 72, 73, 94, 141, 164, 165, 188, 197). Апологетическая традиция, заложенная Страховым, говорит, что Григорьев был «зрячее других», что «его письма читались в редакции «Времени» вслух для общего назидания», что сочинения критика «представляют целые громады мыслей» и что они дают «неистощимую пищу» . А один из его восторженных последователей
- Д. Аверкиев - пишет даже о его особенной «конгениальности», чутье по-зволяющем проникать в самую сущность общественных вопросов. «Ему надо было живьем прочувствовать, полюбить всею душою и всем сердцем, постигнуть не букву, а самую суть дела»8. В конце концов он провозглашает, что метод Григорьева единственно возможный для научной критики «О Григорьеве не написано ни одной обстоятельной книги; не только биографической канвы, но и ученой биографии Григорьева не существует.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Что было главным в жизни Аполлона Григорьева? Нам кажется, что страдание. Он страдал в детстве от домашнего догматизма, деспотической опеки и одиночества. Он страдал в университете от комплекса неполно¬ценности перед более родовитыми или более талантливыми товарищами. Он страдал после университета от жестокой черной меланхолии и невозможности реализоваться как в науке, так и на службе или в литературе. Он страдал от неудачного брака, не сложившихся отношений с отцом и от общественного порицания своего пьянства. Он страдал, когда распался кружок «Москвитянина». Он страдал от того, что не мог открыть свой журнал и полностью высказать обществу свои взгляды, наивно полагая, что обществу они могут быть полезны. Он страдал, когда это общество смеялось над тем, что ему все же удавалось высказать. Он страдал от физиологических и психологических последствий алкоголизма. Он страдал в Москве, Петербурге, Венеции, Флоренции, Париже, Берлине, Твери и Оренбурге. Хорошо, что он не долго жил.
Можно сказать, что страдание было его проводником по жизни. Он полюбил дворню, когда скрывался среди нее от родительского глаза; он стал лучшим учеником-гегельянцем на юридическом факультете, потому что этого требовало его израненное самолюбие; он вернулся к истокам и начал «жить по душе», потому что не мог терпеть душевные муки, рож¬денные тем миром, который он для себя построил; он создал систему «органического» мировосприятия и жил в ней, как на острове, среди кипящего моря отчаяния.
Благодаря этому, его взгляды очень гуманистичны - в этом их не-преходящее значение, хотя его судьба интереснее того, что он написал.
Его идеи слабо структурированы; они оригинальны, но мутны и утопичны. Главное, может быть, что мы выяснили для себя, - так это то, что какое ни возьми понятие в григорьевской системе, оно, в конечном
счете, основывается на субъективном принятии или отвержении. Григорьев - автор, которого почти невозможно объективизировать. И этот вывод важен, потому что показывает, что нельзя придавать его идеям объективное наполнение. Его идеи - это только его правда. В этом смысле некорректно, например, приводя цитату: «Пушкин - наше все», говорить, что Григорьев одним из первых осознал место поэта (в том смысле, как принято это понимать, а именно такой смысл навязывают ему) в русской литературе. То, что вкладывал в эти слова Григорьев, и в голову не придет ни тогдашним, ни теперешним ценителям поэзии. И надо сказать, что он заслуженно остался не понятым: объективно, разобраться в нем очень сложно. Но не надо из этого делать образ оплеванного пророка, в том смысле, что его взгляды (конкретные оценки и суждения) могут быть созвучны очень немногим - только не надо этих немногих называть «избранными».



1. Аполлон Александрович Григорьев. Материалы к биографии. Пг., 1917.
2. Григорьев А.А. Сочинения. М.,1990. Т.1,2.
3. Григорьев А.А. Полное собрание сочинений и писем. Пг.,1918. Т.1.
4. Григорьев А.А. Сочинения Аполлона Григорьева. СПб.,1876. Т.1.
5. Григорьев А.А. Воспоминания. М.,1988.
6. Григорьев А.А. Воспоминания. М.,1930.
7. Григорьев А.А. Письма. М.,1999.
8. Григорьев А.А. Избранные произведения. Л.,1959.
9. Григорьев А.А. Одиссея последнего романтика. М.,1988.
10. Григорьев А.А. Собрание сочинений. М., 1915 - 1916. Вып. 1 - 10.
11. Григорьев А.А. Об элементах драмы в нынешнем русском обществе // Репертуар и пантеон. 1845. № 4, 8.
12. Григорьев А.А. Петербургские театры в 1845-м году // Там же. 1846.№ 5.
13. Григорьев А.А. Александринский театр // Там же. № 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
14. Григорьев А.А. Немецкий спектакль // Там же. № 7.
15. Григорьев А.А. Русская драма и русская сцена // Там же. № 9, 10, 11, 12.
16. Григорьев А.А. Лючия // Там же. № 9.
17. Григорьев А.А. Петербургский сборник, изданный Н.Некрасовым // Ведо¬мости санктпетербургской городской полиции. 1846. № 33.
18. Григорьев А.А. Новый Емеля, или превращения. Роман А.Ф.Вельтмана // Финский вестник. 1846. Т.УШ.
19. Григорьев А.А. Слова и речи синодального члена Филарета, митрополита московского // Там же.
20. Григорьев А.А. Руководство к познанию законов. Сочинение графа Спе¬ранского // Там же. Т.1Х.
21. Григорьев А.А. Правила высшего красноречия. Сочинение Михаила Спе¬ранского // Там же.
22. Григорьев А.А. О подражании Христу, четыре книги Фомы Кемпийского // Там же.
23. Григорьев А.А. Петербургский сборник // Там же.
24. Григорьев А.А. Новая библиотека для воспитания, изданная Петром Ред- киным // Московский городской листок. 1847. № 33.
25. Григорьев А.А. Концерт Сальвини // Там же. № 34.
26. Григорьев А.А. Библиографическое известие. Серый армяк, или исполнен¬ное обещание. Повесть для детей // Там же. № 36.
27. Григорьев А.А. Ответ на замечание С.П.Шевырева // Там же. № 43.
28. Григорьев А.А. Обозрение журнальных явлений за январь и февраль // Там же. № 51, 52.
29. Григорьев А.А. Обозрение газет за январь 1847 года // Там же. № 52.

201
30. Григорьев А.А. Сын рыбака - Михаил Васильевич Ломоносов. Повесть для детей // Там же.
31. Григорьев А.А. Гоголь и его последняя книга // Там же. № 56, 62, 63, 64.
32. Григорьев А.А. Концерт г. Миллера // Там же. № 58.
33. Григорьев А.А. Живые картины г. Пино // Там же. № 61.
34. Григорьев А.А. Обозрение журналов за март 1847 года // Там же. № 66, 67,
68, 69, 74, 75.
35. Григорьев А.А. Концерт Берлиоза // Там же. № 76.
36. Григорьев А.А. Музей современной иностранной литературы // Там же.№
80.
37. Григорьев А.А. Петербургский сборник для детей // Там же. № 81.
38. Григорьев А.А. Путешественник (Южный берег Крыма) Н.Сементовского // Там же. № 83.
39. Григорьев А.А. Москва и Петербург. Заметки зеваки // Там же. № 88.
40. Григорьев А.А. Новый руководитель русско-французско-английско- немецкий // Там же.
41. Григорьев А.А. Путеводитель от Москвы до Петербурга и обратно // Там же. № 89.
42. Григорьев А.А. Взгляд на современное положение уголовного судопроиз¬водства, сочинение П.Дегая // Там же. № 94.
43. Григорьев А.А. Руководство для молодых людей, назначающих себя к тор¬говым делам // Там же. № 99.
44. Григорьев А.А. Обозрение журналов за апрель // Там же. № 116.
45. Григорьев А.А. Дон-Жуан, поэма лорда Байрона // Там же. № 117.
46. Григорьев А.А. Обозрение русских журналов // Там же. № 118, 119.
47. Григорьев А.А. Обозрение газет и журналов за апрель // Там же. № 126.
48. Григорьев А.А. Московский литературный и ученый сборник на 1847 год // Там же. № 127, 128, 129, 130, 131.
49. Григорьев А.А. Указание законов Российской империи для купечества // Там же. № 127.
50. Григорьев А.А. Обозрение журналов за май, июнь и июль месяцы // Там же. № 183.
51. Григорьев А.А. Живописная энциклопедия, общеполезное чтение // Там же. № 270.
52. Григорьев А.А. Опыт о народном богатстве или о началах политической экономии. Сочинение А.Бутовского // Там же.
53. Григорьев А.А. Отелло на Песках // Там же. № 272.
54. Григорьев А.А. Приключения, подчерпнутые из моря житейского. Соло- мея. Соч. А.Ф.Вельтмана // Отечественные записки. 1849. № 6.
55. Григорьев А.А. Заметки о Московском театре // Там же. № 7, 8, 9, 11, 12.
56. Григорьев А.А. Русская литература в 1849 году // Там же. 1850. № 1.
57. Григорьев А.А. Стихотворения А.Фета // Там же. № 2.
58. Григорьев А.А. Заметки о Московском театре // Там же. № 3, 4, 6, 9.

202
59. Григорьев А.А. Причуды. Комедия П.Н.Менщикова // Москвитянин. 1850. № 17.
60. Григорьев А.А. Современник в 1850 году // Там же. 1851. № 2, 3.
61. Григорьев А.А. Пантеон и репертуар русской сцены 1850 год //Там же.№ 4.
62. Григорьев А.А. Современник // Там же. № 5, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 17, 19, 20,
22, 24.
63. Григорьев А.А. Жизнь и смерть короля Ричарда третьего. Драма
В.Шекспира // Там же.
64. Григорьев А.А. Библиотека для чтения 1850 год // Там же. № 6.
65. Григорьев А.А. Пантеон и репертуар русской сцены // Там же. № 6, 11, 14,
16, 19, 20, 23.
66. Григорьев А.А. Галерея польских писателей. Будник, повесть И.Крашевского // Там же. № 7.
67. Григорьев А.А. Сотрудники, или чужим добром не наживешься. Послови¬ца В. Соллогуба // Там же.
68. Григорьев А.А. Комета, учено-литературный альманах, изданный
Н.Щепкиным // Там же. № 9, 10.
69. Григорьев А.А. Первое апреля. Е.Тур. Антонина. Е.Тур // Там же. № 11.
70. Григорьев А.А. Разговор на большой дороге И.С.Тургенева // Там же.
71. Григорьев А.А. Сцены из обыкновенной жизни. Сочинение Ф.Корфа // Там же. № 12.
72. Григорьев А.А. Летопись московского театра // Там же. № 13, 15, 18, 21.
73. Григорьев А.А. Легенда о Монтрозе. Исторический роман Вальтера Скотта // Там же. № 14.
74. Григорьев А.А. Галерея польских писателей. Осторожней с огнем, повесть И.Крашевского // Там же. № 19, 20.
75. Григорьев А.А. Ярмарка тщеславия Теккерея // Там же.
76. Григорьев А.А. Статья Проспера Мериме о Гоголе // Там же. № 24.
77. Григорьев А.А. Предуведомление к переводу «В. Местера» Гете // Там же.
1852. № 1.
78. Григорьев А.А. Библиотека для чтения // Там же. № 3, 5, 8, 9, 17, 20, 21, 22,
24.
79. Григорьев А.А. Пантеон // Там же. № 6, 9, 16, 17, 21.
80. Григорьев А.А. Летопись Московского театра // Там же. № 8.
81. Григорьев А.А. Современные лирики, романисты и драматурги. Альфред де Мюссе // Там же. № 12.
82. ГригорьевА.А. Драмы А.де Мюссе // Там же. № 13.
83. Григорьев А.А. Повести А.де Мюссе // Там же. № 14.
84. Григорьев А.А. Галерея польских писателей. Коллокация, повесть г. Кор- женевского // Там же. № 17.
85. Григорьев А.А. Летопись московского театра // Там же. № 18, 19.
86. Григорьев А.А. Обозрение иностранной журналистики // Там же. № 22.
87. Григорьев А.А. Библиотека для чтения // Там же. 1853. № 3, 5, 7, 12.

203
88. Григорьев А.А. Некролог. И.Т. Кокорев // Там же. № 12.
89. Григорьев А.А. Пантеон. Взгляд на прошлый 1853 год журнала // Там же. №5.
90. Григорьев А.А. Древние грамоты и акты Рязанского края, собранные А.Н.Пискаревым // Там же. № 6.
91. Григорьев А.А. Взгляд на «Библиотеку для чтения» в прошлом году // Там же.
92. Григорьев А.А. Библиотека для чтения // Там же. № 8, 17.
93. Григорьев А.А. Проспер Мериме // Там же. № 11.
94. Григорьев А.А. Русские народные песни // Там же. № 15.
95. Григорьев А.А. Историческое значение царствования Алексея Михайлови¬ча. Сочинение П.Медовикова // Там же. № 23.
96. Григорьев А.А. О комедиях Островского и их значении в литературе и на сцене. Статья I // Там же. 1855. № 3.
97. Григорьев А.А. О комедиях Островского и их значении в литературе и на сцене. Статья II // Ежегодник петроградских гос. театров. Сезон 1918 - 1919. Пг., 1922.
98. Григорьев А.А. Библиотека для чтения // Москвитянин. 1855. № 3, 4.
99. Григорьев А.А. Зурна. Закавказский альманах // Там же. № 13, 14.
100. Григорьев А.А. Замечания об отношении современной критики к искус¬ству // Там же.
101. Григорьев А.А. Обозрение наличных литературных деятелей // Там же. № 15, 16.
102. Григорьев А.А. О правде и искренности в искусстве // Русская беседа. 1856. № 3.
103. Григорьев А.А. Письмо к А.В.Дружинину по поводу комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» и ее перевода // Библиотека для чтения. 1857. № 8.
104. Григорьев А.А. Примечания к переводу той же комедии // Там же.
105. Григорьев А.А. Взгляд на историю России, соч. С.Соловьева // Русское слово. 1859. № 1.
106. Григорьев А.А. Народное чтение. История Рязанского княжества, соч. Д.Иловайского // Там же.
107. Григорьев А.А. От редакции // Там же.
108. Григорьев А.А. Утро. Литературный сборник // Там же. № 2.
109. Григорьев А.А. Собрание сочинений Сенковского // Там же. № 3.
110. Григорьев А.А. Библиографический перечень // Там же. № 4.
111. Григорьев А.А. Несколько слов о законах и терминах органической критики // Там же. № 5.
112. Григорьев А.А. Генрих Гейне // Там же.
113. Григорьев А.А. Московское обозрение // Там же. № 8.
114. Григорьев А.А. Русский раскол старообрядства А.Щапова // Там же.

204
115. Григорьев А.А. Беседы с Иваном Ивановичем о современной нашей словесности и о многих других вызывающих на размышление предметах // Сын отечества. 1860. № 6, 7.
116. Григорьев А.А. Русские народные песни с их поэтической и музыкаль¬ной стороны // Отечественные записки. 1860. № 4, 5.
117. Григорьев А.А. Несколько заметок вместо предисловия к комедии Шек¬спира «Сон в летнюю ночь» // Драматический сборник. 1860. № 4.
118. Григорьев А.А. Гаазе в роли Гамлета // Там же.
119. Григорьев А.А. Альфред де Мюссе // Там же. № 5.
120. Григорьев А.А. Об издании журнала «Драматический сборник» в 1861 году // Там же. № 9.
121. Григорьев А.А. Литература и нравственность // Светоч. 1861. № 1.
122. Григорьев А.А. Несколько замечаний о значении и устройстве долговых отделений // Северная пчела. 1861. № 92.
123. Григорьев А.А. Народность и литература // Время. 1861. № 2.
124. Григорьев А.А. Гаванские чиновники Ивана Генслера // Там же.
125. Григорьев А.А. Несколько слов о Ристори // Там же.
126. Григорьев А.А. Западничество в русской литературе. Причины его про-исхождения и силы // Там же. № 3.
127. Григорьев А.А. Знаменитые европейские писатели перед судом русской критики // Там же.
128. Григорьев А.А. Явления нашей литературы, пропущенные нашей кри¬тикой // Там же.
129. Григорьев А.А. О постепенном, но быстром и повсеместном распро¬странении невежества и безграмотности в российской словесности // Там же.
130. Григорьев А.А. Тарас Шевченко // Там же. № 4.
131. Григорьев А.А. Псковитянка, драма Л.Мея // Там же.
132. Григорьев А.А. Взгляд на книги и журнальные статьи, касающиеся ис¬тории русского народного быта // Там же.
133. Григорьев А.А. Белинский и отрицательный взгляд в литературе // Там же.
134. Григорьев А.А. Оппозиция застоя. Черты из истории мракобесия // Там же. № 5.
135. Григорьев А.А. Стихотворения А.С.Хомякова // Там же.
136. Григорьев А.А. Лев Толстой и его сочинения // Там же. 1862. № 1, 9.
137. Григорьев А.А. Стихотворения Н.Некрасова // Там же. № 7.
138. Григорьев А.А. Нигилизм в искусстве // Там же. № 8.
139. Григорьев А.А. Русский театр. Современное состояние драматургии и сцены // Там же. № 9, 10, 11, 12.
140. Григорьев А.А. Лермонтов и его направление // Там же.№ 10, 11, 12.
141. Григорьев А.А. Князь Серебряный Алексея Толстого // Там же. № 12.
142. Григорьев А.А. Северно-русские народоправства во времена удельно-вечевого уклада, соч. Николая Костомарова // Там же. 1863. № 1.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ