ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ 9
1.1. Маркетинговая деятельность в дошкольном
образовательном учреждении 9
1.2. Образовательная услуга как объект маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.15
1.3. Условия управления маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСЛОВИЙ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 38
2.1. Анализ состояния маркетинговой деятельности в
дошкольном образовательном учреждении 38
2.2. Апробация условий управления маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении 49
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по управлению маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 79
Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что дошкольное образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, стало представлять собой услугу нематериального характера. За достаточно короткий период времени в России создался рынок образовательных услуг, предложение которых за последние пять-семь лет сделало большой скачок: во многих случаях предложение даже превышает спрос. Поэтому в системе дошкольного образования стали актуальными такие явления, как менеджмент, маркетинг, маркетинговая деятельность.
До недавнего времени система образования и коммерческая деятельность рассматривались обществом как несовместимые категории. Поэтому в сфере образования маркетинговые и рыночные инструменты управления используются еще в недостаточной степени. Однако, проблема актуальности применения маркетинга в области образования вызывает огромный интерес.
В настоящее время отмечается развитие маркетинговой деятельности в системе дошкольного образования, которое обусловлено приоритетами государственной политики в сфере дошкольного образования (сохранение социальных гарантий на получение детьми качественных образовательных услуг; предоставление субъектам образовательного процесса свободы выбора образовательной организации, образовательных программ, индивидуального образовательного маршрута), изменением демографической ситуации в стране (увеличение демографического роста увеличивает спрос на дошкольные организации, потому большинство руководителей стремится к активному использованию маркетинговых мероприятий для привлечения родителей детей дошкольного возраста), снижение государственных объемов финансирования образовательных организаций вынуждает администрацию дошкольных учреждений привлекать дополнительные источники финансирования, поскольку возможности федерального и региональных бюджетов достаточно ограничены.
Общими вопросами маркетинговой деятельности занимались
А.С. Баталов, М.А. Баранник, Е.Л. Богатырева, Н.П. Ващекин, Е.П. Голубков, П. Дойль, Ф. Котлер, Э. Райс, Дж. Траут, Т.А. Тультаев и др. Проблема организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении отражена в работах С.А. Езоповой, Н.В. Ребриковой, Е.И. Скрипак, О.А. Шальновой, Н.Н. Шаховской, Л.И. Фалюшиной и др.
В ракурсе дошкольных образовательных организаций маркетинговая деятельность является стимулом для непрерывного развития, если рассматривать его как вид профессиональной деятельности педагогического коллектива, который содействует конкурентоспособности деловой структуры, путем выявления образовательных запросов потребителей и организации исследований и разработок для удовлетворения этих запросов.
Исследование процесса управления дошкольным образованием показало, что сегодня дошкольные учреждения перешли на научные основы управления, но, к сожалению, вопросам управления маркетинговой деятельностью в дошкольной организации уделяется недостаточно внимания.
Проблема управления образовательным процессом является одной из самых сложных в теории и практике образования. Проблематике управления посвящены работы В.С. Лазарева, М.М. Поташника и др. Технологии управления разработаны в трудах М.В. Кларина, Г.И. Кузнецова и др. Значительный вклад в разработку проблемы управления качеством обучения внесли работы А.В. Беляева, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, М.М. Поташника и др. Теоретические и методологические аспекты управления образованием исследовали К.Ю. Белая, П.И. Третьяков, Л.И. Фалюшина, Т.И. Шамова, Е.Н. Шиянов и др., Различные уровни управления педагогическими системами изучали Ю.А. Конаржевский, А.А. Орлов, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.
На основе научной литературы мы выявили, что проблема управления маркетинговой деятельностью в дошкольной образовательной организации в настоящее время является малоизученной.
На основании вышеизложенных положений мы сформулировали тему исследования «Управление маркетинговой деятельностью в дошкольном учреждении».
Анализ научных исследований и педагогической практики по проблеме исследования позволил выявить противоречие между необходимостью развития системы образовательных услуг дошкольного учреждения и недостаточной разработкой условий управления маркетинговой
деятельностью в дошкольном учреждении.
Данное противоречие позволило определить проблему исследования, которая заключается в выявлении и обосновании условий управления маркетинговой деятельностью в дошкольном учреждении. Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: маркетинговая деятельность в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - условия управления маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: управление маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным при следующих организационных условиях:
- организация маркетинговых исследований в дошкольном образовательном учреждении в аспекте взаимодействия социальных институтов детства (семья, детский сад, школа);
- формирование позитивного имиджа дошкольного образовательного учреждения;
- создание маркетинговых коммуникаций в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, основные направления, этапы и функции маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
2. Рассмотреть образовательную услугу как объект маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
3. Выявить и научно обосновать условия управления маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
4. Провести экспериментальную работу по апробации условий управления маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении и проверить ее эффективность.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции и общие положения маркетинговой деятельности (А.С. Баталов, М.А. Баранник, Н.П. Ващекин, П. Дойль, Ф. Котлер, Э. Райс, Дж. Траут, Т.А. Тультаев и др.); организация и планирование маркетинговой деятельности в дошкольных образовательных организациях (С.А. Езопова, Н.В. Ребрикова, Е.И. Скрипак, Л.И. Фалюшина, О.А. Шальнова,
Н.Н. Шаховская и др.).
Научная новизна исследования заключается в выявлении и обосновании условий эффективного процесса управления маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
Теоретическая значимость исследования состоит научном обосновании условий эффективного процесса управления маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
Практическая значимость исследования состоит в разработке информационно-методического обеспечения эффективного процесса управления маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении. Результаты и основные положения исследования могут использоваться в дошкольной образовательной организации в процессе проектирования эффективного процесса управления маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
Для решения задач и проверки гипотезы нами использованы методы исследования:
- теоретические (анализ научной литературы);
- эмпирические (анкетирование, педагогический эксперимент);
- количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента.
Этапы исследования:
Первый этап (май 2015 г. - сентябрь 2016 г.) - теоретико-аналитический: изучение научной литературы по проблеме маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении; определение понятийно-категориального и научного аппарата (объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и методы); обобщение научного материала по проблеме магистерской диссертации: систематизация и теоретическое осмысление.
Второй этап (октябрь 2016 г. - ноябрь 2017 г.) - экспериментальный: констатирующий этап педагогического эксперимента - анализ маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении, определение диагностического инструментария, организация и проведение диагностического исследования; формирующий этап педагогического эксперимента - проверка гипотезы исследования; контрольный этап педагогического эксперимента - сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (декабрь 2017 г. - январь 2018 г.) - заключительный: анализ результатов исследования, систематизация полученных результатов, уточнение выводов исследования, публикация основных идей и положений исследования, оформление и защита магистерской диссертации, определение дальнейших перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения магистерской диссертации представлены на XII Международной научно-практической конференции «Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации» (20 декабря 2017 г., г. Пенза) и IX
Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации» (15 января 2018 г., г. Пенза); результаты исследования отражены в двух публикациях, имеющих статус РИНЦ. Результаты исследования прошли апробацию и внедрены в практику работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 64 г. Белгорода.
Структура магистерской диссертации включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Содержание магистерской диссертации.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая и теоретическая основа, рассматриваются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся сведения об апробации результатов исследования.
В первой главе рассмотрены сущность, основные направления, этапы и функции маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении, рассмотрены образовательные услуги как объект маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении, обосновываются условия управления маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
Во второй главе дан анализ состояния маркетинговой деятельности в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида № 64 г. Белгорода, представлены результаты апробации условий управления маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении, проведен анализ результатов экспериментальной работы.
В заключении даются общие выводы исследования, в которых подтверждается гипотеза исследования.
Приложение содержит иллюстративный и методический материал.
В современных социально-экономических условиях одна из важнейших проблем сферы образования - предоставление широким слоям населения качественного и доступного образования. Поэтому существует необходимость организации в дошкольных образовательных учреждениях маркетинговой деятельности, направленной на проведения маркетинговых исследований, анализ маркетинговой среды и поведения потребителей на рынке образования, как нормативной базы регулирования экономических отношений. Проблема развития маркетинговой деятельности в системе дошкольного образования является актуальной в научном и практическом аспектах.
Нами в процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи.
Мы изучили проблему маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении и уточнили, что под маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении мы понимаем деятельность, направленную на изучение спроса и оказание населению качественных образовательных услуг, направленных на удовлетворение потребностей, как детей и их родителей, и педагогического коллектива. Основной целью маркетинговой деятельности дошкольного образовательного учреждения является оказание образовательных услуг. Мы рассматриваем образовательную услугу как целенаправленную деятельность, характеризуемую взаимодействием субъектов образовательного процесса и направленную на удовлетворение образовательных потребностей личности.
В исследовании нами раскрыты особенности образовательной услуги как объекта маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Мы уточнили, что в соответствии с Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными. Классификация образовательных услуг позволит учесть специфику образовательной услуги, определить статус публичных или частных возмездных отношений, в оказании данного вида услуг.
Нами были выявлены и научно обоснованы условия управления маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении: организация службы по связи с общественностью, определение основных направлений ее деятельности и создание маркетинговых коммуникаций в дошкольной образовательной организации.
Мы провели экспериментальную работу по апробации условий управления маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении и проверили ее эффективность. Для достижения цели констатирующего этапа исследовательской работы - выявить основные проблемы маркетинговой деятельности в дошкольной образовательной организации - мы проанализировали состояние маркетинговой деятельности в дошкольной образовательной организации и выявили трудности, связанные с проблемой организации образовательных услуг в дошкольном учреждении. На формирующем этапе педагогического эксперимента, который имел своей целью апробацию условий управления маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 64 г. Белгород, мы организовали маркетинговую службу по связи с общественностью, определить основные направления ее деятельности и создали маркетинговые коммуникации в дошкольном образовательном учреждении. На контрольном этапе исследовательской работы с целью выявления эффективности управления маркетинговой деятельности в дошкольной образовательной организации мы провели анализ представленных результатов по организации маркетинговой деятельности в дошкольной образовательной организации, выявили трудности в организации маркетинговой деятельности в дошкольной образовательной организации и
составили методические рекомендации по организации позиционирования образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, нами была доказана гипотеза исследования, заключающаяся в том, что процесс управления маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении будет наиболее эффективным при следующих организационных условиях:
- организация маркетинговых исследований в дошкольном образовательном учреждении в аспекте взаимодействия социальных институтов детства (семья, детский сад, школа);
- формирование позитивного имиджа дошкольного образовательного учреждения;
- создание маркетинговых коммуникаций в дошкольном образовательном учреждении.
Дальнейшее изучение проблемы может быть связано с более глубоким исследованием закономерностей, принципов и условий развития маркетинговой деятельности в контексте социокультурной ситуации.
1. Абдуллина С.В. Образовательные услуги: общие понятия //
Науковведение. - 2013. - №2. - С. 2-11.
2. Амбрер Т. - Практический маркетинг. - СПб., 1999 - 197 с.
3. Антонова С.В., Убоженко И.В. Актуальность маркетинговой деятельности
в дошкольной образовательной организации // Научный альманах. - 2016. - №4-2 (18) // Электронный ресурс. Режим доступа:
htth: //www. ucom.ru/doc/na.2016.04.02.029.pdf
4. Афанасьев В., Черкасов В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг. - №6. -1999. - С.70-77.
5. Баранник М.А. Маркетинг образовательных услуг: базовые понятия // Электронный ресурс. Режим доступа: htth://www.ooipkro.nm.ru
6. Барежев В.А. Pr-технологии как одна из составляющих успеха современного образовательного учреждения // Электронный ресурс. Режим доступа: htth://www.upr.1september.ru/2003/22/5.htm
7. Баталов А.С. Маркетинг образовательных услуг // Электронный ресурс. Режим доступа: htth://www. supermarketing.narod.ru
8. Баталова О.С. Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза. -М.: РИОР, 2011. - С. 7-12
9. Блэк. С. Введение в паблик рилейшнз. - Ростов н/Д., 1998. - 545 с.
10. Богатырева Е.Л. Педагогический анализ в управлении ДОУ // Управление ДОУ. - 2005. - № 5 (23). - С 5-11.
11. Богославец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
12. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 358 с.
13. Ващекин Н.П. Маркетинг. - М., 1999. - 120 с.
14. Величкович К.В. Экономическое содержание образовательной услуги сравнительный анализ концептуальных подходов // Вестник БДУ. Сер. 3. -
2007. - №3. - С. 79-84.
15. Волкова М.М., Звездова А.Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 1999. - № 6. - С. 7-13.
16. Гериева А.И. Маркетинговая деятельность в современном дошкольном
образовательном учреждении // Научный альманах. - 2017. - №5. - 1(31) // Электронный ресурс. Режим доступа:
htth: //www. ucom.ru/doc/na.2017.05.01.070.pdf
17. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Финпресс, 2000. - 342 с.
18. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика PDF. - СПб.: Питер, 1999. - 560 с.
19. Домнин В.Н. Брендинг: новые технологии в России. - СПб.: Питер, 2002. - 305 с.
20. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учеб. Пособие для студ. Высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
21. Захарова И.В. Маркетинг образовательных услуг. - Ульяновск: УлГТУ,
2008. - 170 с.
22. Карпов О.А. Коммодификация образования в ракурсе его целей, онтологии и логики культурного движения // Вопросы философии. - 2012. - №10. - С. 85-96.
23. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. - М.: Издательство «ГНОМ и Д». 2004. - 240 с.
24. Качество и конкурентоспособность образовательных услуг как
общественное благо // Режим доступа: http://www.mgu-
consulting.ru/st/ecanom/uslugi.htm
25. Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Сегментация рынка и позиционирование на нем // Электронный ресурс. Режим доступа: htth://www.marketing.spb.ru
26. Кириллина Ю. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России. - № 5. - 2000. - С. 15-23.
27. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб., 1998. - 315 с.
28. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Изд-во Вильямс. 2007. - 656 с.
29. Котляров И. Д. Сущность услуги как экономического блага // Вестник Омского университета. Серия Экономика. - 2012. - № 3. - С. 79-86.
30. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива / Пер. с фр. - СПб.: Наука, 1996. - 243 с.
31. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. - М.: Дело Лтд, 1994.
32. Маркетинг // Под.ред. академ. А.Н. Романова. - М.: «ЮНИТИ», 2007. - 236 с.
33. Моисеев В.А. Паблик рилейшнз: теория и практика. - М.: ООО «ИКФ Омега- Л», 2001. - 205 с.
34. Мур Д. Позиционирование // Электронный ресурс. Режим доступа: htth://www. marketingmix.com
35. Никольский В.С. Коммодификация знания и образования: эссе о ценностях и ценах // Высшее образование в России. - 2010. - №3. - С. 149-152.
36. Панкрухин А. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога //Almamater. - 1997. - № 3. - 305 с.
37. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг //Маркетинг в России и за рубежом. - 1997. - № 7-8. -212 с.
38. Панкрухин А.П. Реклама образовательных услуг // AlmaMater. -1997. - № 8. -С. 8-15.
39. Пищулин С. Современные методы маркетинга в области образования: динамика, перспективы // Электронный ресурс. Режим доступа: htth://www. supermarketing.narod.ru
40. Райс Э., Траут Дж. Новое позиционирование. - СПб.: Питер. 2002 - 234 с.
41. Ребрикова Н.В., Шальнова О.А. Рынок услуг дошкольного образования: анализ маркетинговой среды // Молодой ученый. - 2017. - №9. -С. 440-445.
42. Романов А.В. Маркетинговые коммуникации. - М.: Эксмо. - 2006. - 258 с.
43. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 1999. - №1. - С. 23-35.
44. Сейдаметова Э.Н. Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый.
- 2016. - №9. - С. 1176-1179.
45. Скрипак Е.И. К вопросу о понятии «образовательная услуга» // Электронный ресурс. Режим доступа: htth://www. history.kemsu.ru
46. Старовойтова Т. А. Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России // Научные записки НГУЭУ (электронный научный журнал).
2009. // Электронный ресурс. Режим доступа:
htth://www.nsuem.ru/science/publications/ science_notes
47. Степанов Е.Н. Диагностика удовлетворенности родителей и педагогов работой образовательного учреждения // Управление ДОУ. - 2002. - №5. - С.10.
48. Стрижов А.А Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - №3. - С. 47-50.
49. Сыроваткина Т. Н. Основы экономики образования. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013.
50. Темпорал П. Эффективный бренд-менеджмент. - СПб.: Изд. дом «Нева».
- 2003. - 254 с.
51. Терещенко Н.Н. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы: Монография. - Красноярск, Краснояр. гос. ун-т, 2005. - 267 с.
52. Траута Дж., Ривкин С. Дифференцируйся или умирай. - СПб., 2002. - 224 с.
53. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. - М., 2007. - 240 с.
54. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием. - М.: Сфера, 2006. - 155 с.
55. Угрюмова Е.М. Понятие платных образовательных услуг и их классификация // Экономическая наука сегодня: теория и практика: материалы
III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 218-223.
56. Фалюшина Л.И. Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования. - М.: АРКТИ, 2005. - 144 с.
57. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ.
- 2-е изд., испр. и доп. - М: АРКТИ, 2003. - 262 с.
58. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ.
- 2-е изд., испр. и доп. - М: АРКТИ, 2003. - 262 с.
59. Фатхутдинов Р.А. Система маркетинга. - М.: «Бизнес-школа Интел- Синтез», 1997. - 312 с.
60. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. - СПб., 2006. - 352 с.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» // Электронный ресурс. Режим доступа: htth://www.:firo.ru/?page_id=11003.
62. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.) // Электронный ресурс. Режим доступа: htth://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
63. Федеральный Закон РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
64. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М., 1993. - 325 с.
65. Хроменков Н.А. Экономика образования / Н.А. Хроменков, Б.Г. Рябушкин. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
66. Хромова К.В. Образовательные услуги и их специфика // Юридические науки и политология. - 2014. - №4. - С. 44-46.
67. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг. - М.: Финансы и статистика. - 2009. - 528 с.
68. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика. - М.: Издательство «Дело». - 2003. - 215 с.
69. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Академия, 2005. - 384 с.
70. Шаховская Н.Н. Условия повышения качества дошкольного образования // Управление ДОУ. -2006. - № 2. - С. 23-35.
71. Шилова Н.И. К вопросу об экономическом содержании, особенностях и классификации образовательных услуг // Экономические науки. - 2014. - №4.
- С. 107-114.
72. Шиян О.А., Воробьева Е.В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №7. - С. 38-49.
73. Шмис Т.Г. Оценка качества дошкольного образования с использованием шкалы ECERS в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №7. - С. 50-53.
74. Щекин Г.В. Теория социального управления: Монография. - К.: МАУП, 1996. - 408 с.
75. Щетинин В.П. Своеобразие российского рынка образовательных услуг // Мировая экономика и международные отношения. - 1997. - №11. - С. 25-34.
76. Юдина Е.Г. Шкалы ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - № 7. - С. 22-27.
77. Юстус Т.И. Как использовать стандарт для настоящих перемен в жизни сада? // Практика управления ДОУ. - 2016. №4 // Электронный ресурс. Режим доступа: htth://www.doy.direktor.ru/archive/2016/4