ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЯ ИНОВЕЩАНИЯ XX ВЕКА 7
1.1. Классификация функций иновещания 7
1.2. История становления международного иновещания 9
1.3. Иновещание во время «холодной войны» 15
1.4. История становления отечественного иновешания 18
Выводы к Главе 1 24
ГЛАВА 2. МОДЕРНИЗАЦИЯ РУССКОЙ СЛУЖБЫ РАДИО
«СПУТНИК»: ФОРМАТ И ФУНКЦИИ 26
2.1. Программно-тематическая структура русской службы радио
«Спутник» 26
2.2. Функциональная структура русской службы новостей радио
«Спутник» 35
2.3. Портрет ведущих журналистов русскоязычного радио
«Спутник» 39
2.4. Проект с элементами иновещания на студенческом радио «БЕЛый
ГУсь» 43
Выводы к Главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования заключается в том, что в стране международное вещание становится важной частью системы национальных СМИ. Разъяснение и поддержка государственной политики — миссия международного радиовещания. Изначально иновещание было заряжено высокой идеей защиты интересов страны и создание положительного имиджа.
Международное вещание всегда было интересно аудитории, которая хотела получить информацию о событиях в конкретной стране «из первых рук». Для слушателей интересна альтернативная информация с палитрой мнений.
Благодаря иновещанию можно обратиться к радиослушателям за рубежом, влиять на общественное мнение людей в других странах, стараться поддерживать связь со своими соотечественниками за рубежом.
Актуальность также подтверждается исторический опытом. Он показывает, что иновещание может служить интересам международного сотрудничества, но в других обстоятельствах оно может стать фактором, дестабилизирующим международную ситуацию. Главной составляющей западных стран во время «холодной войны» были программы, адресованные аудитории в СССР. Ядром их содержания были программы о негативных явлениях внешней и внутренней политики государств советского блока. Поэтому в 1948 году согласно решению руководства Сталина, началось глушение программ «Г олоса Америка» и ВВС на СССР.
Современная практика показывает, что факторы, ослабляющие международную ситуацию, актуальны и сегодня. Например, 29 мая 2018 года на сайте «РИА Новости» опубликовали информацию: «Центр американо¬украинских отношений в США отказал в аккредитации агентства «Спутник».
Согласно официальному сайту центра, рабочая группа США — Украина неправительственных экспертов из двух стран. Основная задача группы — следить за развитием отношений между США и Украиной, а также предлагает способы их улучшения.
Киев неоднократно ограничивал работу российских СМИ в стране. В марте 2015 года была приостановлена аккредитация при органах госвласти Украины 115 российских СМИ. Напоминаю, что на Украине запрещена трансляция основных российских телеканалов.»
В квалификационной выпускной работе хотим выяснить, как изменились функции международного вещания с начала существования на примере русскоязычной радиостанции «Спутник».
Научную проблему выпускной квалификационной работы можно сформулировать в виде следующих вопросов: каковы тематические, жанровые, функциональные особенности русскоязычного радио «Спутник».
Степень научной разработанности проблемы. Интерес к классификациям функций журналистики был заложен в исследованиях В.В. Ворошиловой, Е.П. Прохорова, С.Г. Корконосенко, Ю.В. Клюева, В.В. Смирнова и пр. О международном иновещание писали: А.П. Короченский, С.Э Петрова, А.А. Шерель и пр. Отечественное иновещание изучали: А.И. Акопов, Л.Д. Болотова, С.В. Беляев и пр. Интерес к современному иновещанию был заложен в исследованиях В.А. Колодкина, А.А. Колмыкова, А.В. Бубикина и пр.
Роли ведущего в радиоэфире, типологическим признакам, речевой деятельности, психологическим особенностям образа ведущего в программе посвящены работы Ю.Б. Левитана, Н.В. Рождественской, Н.А. Толстовой, И.Н. Тхагушева, Я.А. Пономарёва, В.А. Астафьевой, Б.И Додонова, Т.М. Горяевой и пр.
Однако, перечисленные труды не дают отличительных характеристик понятиям «международное вещание» и «иновещание». Изучив теоретическую базу, мы поняли, что эти термины не являются словами синонимами. Они используются в разных контекстах. Это подчёркивает значимость рассматриваемой темы, которая указывает на то, что нужно детально изучить историю создания иновещания.
Цель дипломной работы - проследить процесс трансформации отечественного иновещания, а также выявить специфику и определить программно-тематические особенности структуры программ русской службы радио «Спутник».
Данная цель предопределила порядок решения следующих задач:
• дать определение терминами «иновещания» и «международное вещание»;
• изучить трансформацию функций зарубежного и отечественного иновещания;
• познакомиться с историей зарождения и развития русскоязычного иновещания;
• описать классификацию функций современного международного вещания на примере русскоязычного радио «Спутник»;
• определить программно-тематическую направленность русской службы радио «Спутник»;
• описать портрет ведущих журналистов русскоязычного радио «Спутник»;
• определить отношения к современному иновещанию старших курсов факультета журналистики НИУ «БелГУ»;
• создать проекта с элементы иновещания на студенческом радио «БЕЛый ГУсь.
Объектом исследования является русскоязычная служба новостей радио «Спутник».
Предмет анализа — функциональные особенности, а также программно-тематическая структура русскоязычной службы новостей радио «Спутник».
Методологическую базу данного исследования составили методы наблюдения, описания обобщения, анкетирование, классификация, а также функциональный метод. В ходе исследования также было проведено экспертное интервью с ведущими международными журналистами русскоязычного радио «Спутник», кроме того была разработана программа авторского социологического исследования и проведено анкетирование среди студентов факультета журналистики НИУ «БелГУ» (всего было опрошено 35 студентов).
Теоретическую базу исследования составили труды авторов в области: 1) Функции иновещания (В.В. Ворошилова, Е.П. Прохоров, Ю.В. Клюев, В.В. Смирнов и др.); 2) международного иновещания (А.П. Короченский, С.Э Петрова, А.А. Шерель и т.д.); 3) отечественного иновещания (А.И. Акопов, Л.Д. Болотова, С.В. Беляев и т.д.); 4) современное иновещание (В.А.
Колодкина, А.А. Колмыкова, А.В. Бубикина и т.д.) 5) речевая деятельность и психологические особенности образа ведущего в программе (Ю.Б. Левитана, Н.В. Рождественской, Н.А. Толстовой и др.).
Эмпирическую базу составили выпуски новостей и программы русскоязычного радио «Спутник» с ноября 2017 по июнь 2018 гг. В ходе работы был проведен анализ более 70 информационно-аналитических программ.
Для того чтобы получить актуальную международную информацию слушатели обращались к иновещанию. Оно служило интересам мирового сотрудничества и создавала имидж вещающей страны.
В первой главе мы познакомились с двумя основными подходами функций иновещания, на примере концепций профессоров журналистики: С.Г. Корконосенко и Е.П.Прохорова.
Далее мы раскрыли ключевые понятия — «иновещание» и «международное вещание». С нашей точки зрения, это не слова синонимы, как говорят другие учёные, а слова с разными контекстными значениями.
Своё начало иновещание международных радиостанций берёт в 1924 году на конференции в Вашингтоне. В Советском союзе аудитория могла услышать иностранное радио на русском языке только в 1937 году на волнах «Пражского» радио. Основными функциями иновещания зарубежных радиостанция являются: информационная, пропагандистская, воспитательная и интегративная.
Наши исследования показали, что в разгар «холодной войны» были созданы десятки новых международных радиостанций и происходило увеличение общей продолжительности программ.
Мы познакомились с историей развития отечественного иновещанием, которое началось в 1927 г. на «Московском радио». А через три года радиопрограммы вещались на 58 языках.
Важные функции международного отечественного радио - объективная и всесторонняя информация о важнейших событиях страны, также анализ происходящих процессов, отражение разных точек зрения, взглядов, различных политических платформ, создание в программах многостороннего образа России.
Далее по ходу исследования мы выяснили, что основными функциями русскоязычного радио «Спутник» являются: информационная, интегративная,
коммуникативная, образовательная.
С помощью классификации типов ведущих мы составили портреты журналистов русскоязычного радио «Спутник». К типу «ведущий- информатор» мы отнесли автора и ведущего информационной программы «Русская летопись» - Владимира Бычкова , «ведущий-собеседник» - автор и ведущий программы «Мастера» - Диану Берлин и ведущая программы «КомпАс» - Татьяну Галаванова , «ведущий-наставник» - автор и ведущий программ «Визави с миром» и «Теория заблуждений» - Армена Гаспарян.
На факультете журналистики мы провели исследование «Отношение студентов старших курсов факультета журналистики НИУ «БелГУ к международному вещанию» среди старших курсов факультета журналистики «НИУ БелГУ». В нём приняли участие 35 человек. Выяснилось, что лишь 8% постоянно слушают радио, а больше они предпочитают интернет- журналистику. Считают, что оно как СМИ с каждым днем уходит на задний план и становится менее востребованным. Респонденты не интересуются иновещанием и плохо знают историю появления и развития иновещания.
Результаты опроса показала, что международное иновещание не популярно среди молодёжи. Поэтому мы решили создать проект «Круглосуточное интернет-вещание на студенческом радио «БЕЛый ГУсь» с элементами международного контента» с целью поддержание актуальности данной темы.
Мы думаем, что университетское радио может стать своеобразным проводником в студенческой жизни, площадкой, которая объединяет иностранных студентов, где можно обмениваться мнениями, решать проблемы, определять свои дальнейшие жизненные ориентиры. Поэтому мы хотим добавить выпуски на иностранных языках, так как в нашем университете учатся более 2,8 тысяч иностранных студентов из 91 страны мира. Одним из приоритетных направлений университета является
интернационализация - интеграция международного аспекта во все сферы деятельности.
Во второй главе мы познакомились с программно-тематической направленностью русскоязычной радиостанции «Спутник». По результатам типологического анализа, мы пришли к выводу, что это круглосуточная государственная радиостанция, для русскоговорящей аудитории с высшим образованием, с ярко выраженной гражданской позицией, занимающихся бизнесом и управлением. Это радиостанция с универсально-тематической моделью, использующей информационные, аналитические и документально¬художественные жанры. В новостных блоках присутствует информация о самых ярких событиях мира и страны чаще всего в области экономики, политики, науки, медицины и культуры. Программы радио «Спутник» можно разделить на две группы: информационные и аналитические. Больше эфирное время занимают анализирующие программы.
Таким образом, в течение долгого времени на отечественном иновещание доминировал страноведческий принцип подачи материалов в конкретной стране, то есть вещание было направлено непосредственно в страну и шло на языке этой страны. Однако от этого подхода постепенно начали отказываться и переходить к созданию планетарных и региональных служб, готовящих передачи на различных языках.
Сегодня радио «Спутник» систематически расширяет
корреспондентскую сеть в зарубежных странах, также обогащает тематическую направленность программ и дополняют место распространение: радио можно не только слушать, но и параллельно смотреть прямые эфиры из студии в социальных сетях.
1. Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистки: история, теория, практика (публикации разных лет) [Текст] / А.И. Акопов - Ростов-на-Дону: НПК «Гефест», 2002. - 108 с.
2. Акопов А.И. Периодические издания [Текст] : учеб.- метод. пособие / А.И. Акопов. - Издательство ООО МП «Книга» - Ростов-на-Дону: Издательство ООО МП «Книга», 1999. - 92 с.
3. Акопов А.И. Типологические признаки сетевых изданий [Текст] / А.И. Акопов - ООО «Терра» - Ростов-на-Дону: 2002. - 311-317 с.
4. Алексеев, П.В. Философия журналистики [Текст]: учеб. пособие / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М. : ТЕИС, 1996. - 504 с.
5. Альтшуллер Г.С. Структура талантливого мышления [Т екст] / Г.С. Альтшуллер - М., 1979. - 66-72 с.
6. Андрукович П. Звукозапись и молодой слушатель музыки [Текст] / П. Головинский, Г. Головинский - М., 1985- 90-110 с.
7. Барабаш, Н. Как Завоевать Доверие Аудитории И Стать Классным
Радиоведущим (телеведущим, шоуменом или тем, кем вы сами захотите) / Н. Барабаш [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //samlib .ru/b/barabash_n/ipk-titlenew.shtml.
8. Беляев С.В Государственное и независимое вещание [Текст] / С.В. Беляев, В.И. Коробицын - М.: Пласт., 1995. - 179 с.
9. Беляев С.В. Радио новой России [Текст] / С.В. Беляев - М.:ТВ- Рейтинг - Останкино., 1995. - 13 с.
10. Болотова Л.Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века: новые реалии и старые проблемы [Текст] /Л.Д. Болотова - М.: Аспект Пресс, 2005. - 147-161 с.
11. Борисов В. Г. Юный радиолюбитель [Текст] / В. Г. Борисов — М.: Радио и связь, 1992. — 409 с.
12. Брацыло С. Особенности формирования программных концепций отечественного ТВ [Текст] / С. Брацело — М., 2000. — 7- 17 с.
13. Бубукин А. В. Эфирные тайны [Текст] / А.В. Бубукин— Новосибирск: FM-реклама, 2003. - 148 с.
14. Бурдянд. В. А. Советская радиотехника и электросвязь в датах [Текст] / В. А. Бурдянд, В. Е. Володарская, А. В. Яроцкий А. В. - М.: Связь, 1975. - 189 с.
15. Ворошилов В. В.. Журналистика [Текст] / В.В. Ворошив — СПб.:Изд-во Михайлова В.А.,2000. - 200 с.
16. Глейзер М. Радио и телевидение в СССР [Текст] / М. Глайзер - М.: Госкомитет СМ СССР по радиовещанию и телевидению, 1965. - 230 с.
17. Горяева Т.М. Радио России: Политический контроль советского радиовещания в 1920-1930 годах [Текст] / Т.М. Горяева - М., 2000. -154
18. Добчинский А.А. Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества [Текст] / А.А. Добчинский - М.: 1996. - 32 с.
19. Додонов Б.И. Эмоциональные характеристики личности и художественная одаренность [Текст] / Б.И. Додонов - Л., 1983. - 205-210 с.
20. Дранков Н.В. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта. //Художественное творчество [Текст] / Н.В. Дранков - Л., 1983. - 123-139 с.
21. Дуков Е. Грампластинка в музыкальной жизни (социально-культурный аспект функционирования) [Текст] / Е. Дуков - М., 1985. - 6-22 с.
22. Евстафьев, В.А. Что, Где и Как рекламировать [Текст] / В.А. Евстафьев, В.Н. Ясонов. - Спб.: Питер, 2005. - 432 с.
23. Исправникова А. Французское радио: процесс децентрализации. // В Диапазоне современности [Текст] / А. Исправникова - М., 1985. - 255-274 с.
24. Калмыков А.А. Интернет-журналистика [Текст] / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 383 с
25. Карелина В. Коммерциализация английского радио [Текст] / В. Карелина - М., 1985. —238-255 с.
26. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения [Текст] / М.Н. Ким - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001. —55 с.
27. Клен Н. Ди-джей: Один на один с микрофоном [Текст] / Н. Клен- М.: Cosmopolitan, 1996. -111-114 с.
28. Клюев, Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии [Текст] учеб. пособие / Ю.В. Клюев - СПб.: Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций» СПбГУ, 2015. — 151 с.
29. Колодкин В.А. Радиовещание в Интернете: принципы
функционирования, типология и структура сайтов [Текст] / В.А. Колодкин - Воронеж. 2005. - 183 с
30. Конев Е. Ф.. Международная журналистика [Текст] учеб. пособие /Е.Ф. Конев — М.: БГУ,2002. — 70 с.
31. Корконосенко С. Г. Социология журналистики [Текст] / С.Г. Корконосенко М.: Аспект Пресс, 2004. —45 с.
32. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста [Текст] уч. пособие / С.Г. Корконосенко- М.: Аспект Пресс, 2001. -287 с.
33. Короченский А. П. История мировой журналистики[Текст] /А.П. Короченский, Е.А. Корнилов, А.Г. Беспалова - М.:Издательский центр «МарТ», 2003. -54 с.
34. Левитан Ю. Б. Диктор у микрофона [Текст] / Ю.Б. Левитан - М., 1983. —60 с.
35. Маккой Квинси Вещание без помех [Текст] / Маккой Квинси - М.: Мир. 2000. - 36-37 с.
36. Мари М. Звук.// Информационный сборник [Текст] /М. Мари - М., 1986. - 129-132 с.
37. Мейлах Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования [Текст] / Б.С. Мейлах - Л., 1980. - 5-24 с.
38. Национальная политическая энциклопедия [Электронный ресурс].
- Режим доступа: [Электронный документ] // Режим доступа: http://politike.ru/
39. Панарин, И.Н. СМИ, Пропаганда и Информационные войны /
И.Н. Панарин И.Н. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //lib .rus .ec/b/358612/read
40. Петрова С.Э. Итальянское радио: от государственной монополии к частному вещанию [Текст] / С.Э. Петров - М., 1985. -274-288 с.
41. Пономарев Я. А. Психология в системе комплексных исследований творчества [Текст] / Я.А. Пономорёв - Л., 1980. - 24-32 с.
42. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики [Текст] учеб. пособие / Е.П. Прохоров — М.: Аспект Пресс. 2003. - 90-102 с.
43. Рождественская Н.В. Творческая одаренность и свойства личности [Текст] / Н.В. Рождественская - Л., 1980. -57-68 с.
44. Ружников В.Н. Российское радиовещание в условиях рынка вещание [Текст] / В.Н. Ружников - М. 2002. - С. 154.
45. Смирнов В.В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм [Текст] учеб. пособие / В.В. Смирнов - М.: Аспект Пресс, 2002. - 203 с.
46. Сухарева В. Битва за эфир. Появление музыкально¬
развлекательного радио в России [Текст] / В. Сухарёв - М.: Элиткомстар. 2008. - 223 с.
47. Толстова Н.А. Внимание, включаю микрофон! [Текст] / Н.А. Толстова - М., 1972. - 75-76 с.
48. Тхагушев И.Н. Ориентация на личностное восприятие [Текст] / И.Н. Тхагушева - М.,1985. - 53-75 с
49. Федеральный закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991. - 28 с.
50. Шерель А.А. Организация эмоционально среды радиосообщения [Текст] / А.А. Шерел - М.: Издательство Моск. Ун-та. 1981. - 211-220 с.
51. Шерель А.А. Пересечение параллельных прямых [Текст] / А.А. Шерель - М.: Журналист N2. 1996. - 25-26 с.
52. Шереля А.А. Международное радиовещание Барабаш Д.С., Болотова Л.Д. Радиожурналистика Международное радиовещание [Текст] / А.А. Шерель, А.А.,Барабаш , Д.С.,Болотова - М., Издательство Московского университета, 2000. -79 с.
53. Юсупов Р. Российский музыкальный ежегодник [Текст] / Р. Юсупов - М., 1997. - 135-141