СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНОВЕЩАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАДИО «СПУТНИК»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЯ ИНОВЕЩАНИЯ XX ВЕКА 7
1.1. Классификация функций иновещания 7
1.2. История становления международного иновещания 9
1.3. Иновещание во время «холодной войны» 15
1.4. История становления отечественного иновешания 18
Выводы к Главе 1 24
ГЛАВА 2. МОДЕРНИЗАЦИЯ РУССКОЙ СЛУЖБЫ РАДИО
«СПУТНИК»: ФОРМАТ И ФУНКЦИИ 26
2.1. Программно-тематическая структура русской службы радио
«Спутник» 26
2.2. Функциональная структура русской службы новостей радио
«Спутник» 35
2.3. Портрет ведущих журналистов русскоязычного радио
«Спутник» 39
2.4. Проект с элементами иновещания на студенческом радио «БЕЛый
ГУсь» 43
Выводы к Главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЯ ИНОВЕЩАНИЯ XX ВЕКА 7
1.1. Классификация функций иновещания 7
1.2. История становления международного иновещания 9
1.3. Иновещание во время «холодной войны» 15
1.4. История становления отечественного иновешания 18
Выводы к Главе 1 24
ГЛАВА 2. МОДЕРНИЗАЦИЯ РУССКОЙ СЛУЖБЫ РАДИО
«СПУТНИК»: ФОРМАТ И ФУНКЦИИ 26
2.1. Программно-тематическая структура русской службы радио
«Спутник» 26
2.2. Функциональная структура русской службы новостей радио
«Спутник» 35
2.3. Портрет ведущих журналистов русскоязычного радио
«Спутник» 39
2.4. Проект с элементами иновещания на студенческом радио «БЕЛый
ГУсь» 43
Выводы к Главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования заключается в том, что в стране международное вещание становится важной частью системы национальных СМИ. Разъяснение и поддержка государственной политики — миссия международного радиовещания. Изначально иновещание было заряжено высокой идеей защиты интересов страны и создание положительного имиджа.
Международное вещание всегда было интересно аудитории, которая хотела получить информацию о событиях в конкретной стране «из первых рук». Для слушателей интересна альтернативная информация с палитрой мнений.
Благодаря иновещанию можно обратиться к радиослушателям за рубежом, влиять на общественное мнение людей в других странах, стараться поддерживать связь со своими соотечественниками за рубежом.
Актуальность также подтверждается исторический опытом. Он показывает, что иновещание может служить интересам международного сотрудничества, но в других обстоятельствах оно может стать фактором, дестабилизирующим международную ситуацию. Главной составляющей западных стран во время «холодной войны» были программы, адресованные аудитории в СССР. Ядром их содержания были программы о негативных явлениях внешней и внутренней политики государств советского блока. Поэтому в 1948 году согласно решению руководства Сталина, началось глушение программ «Г олоса Америка» и ВВС на СССР.
Современная практика показывает, что факторы, ослабляющие международную ситуацию, актуальны и сегодня. Например, 29 мая 2018 года на сайте «РИА Новости» опубликовали информацию: «Центр американо¬украинских отношений в США отказал в аккредитации агентства «Спутник».
Согласно официальному сайту центра, рабочая группа США — Украина неправительственных экспертов из двух стран. Основная задача группы — следить за развитием отношений между США и Украиной, а также предлагает способы их улучшения.
Киев неоднократно ограничивал работу российских СМИ в стране. В марте 2015 года была приостановлена аккредитация при органах госвласти Украины 115 российских СМИ. Напоминаю, что на Украине запрещена трансляция основных российских телеканалов.»
В квалификационной выпускной работе хотим выяснить, как изменились функции международного вещания с начала существования на примере русскоязычной радиостанции «Спутник».
Научную проблему выпускной квалификационной работы можно сформулировать в виде следующих вопросов: каковы тематические, жанровые, функциональные особенности русскоязычного радио «Спутник».
Степень научной разработанности проблемы. Интерес к классификациям функций журналистики был заложен в исследованиях В.В. Ворошиловой, Е.П. Прохорова, С.Г. Корконосенко, Ю.В. Клюева, В.В. Смирнова и пр. О международном иновещание писали: А.П. Короченский, С.Э Петрова, А.А. Шерель и пр. Отечественное иновещание изучали: А.И. Акопов, Л.Д. Болотова, С.В. Беляев и пр. Интерес к современному иновещанию был заложен в исследованиях В.А. Колодкина, А.А. Колмыкова, А.В. Бубикина и пр.
Роли ведущего в радиоэфире, типологическим признакам, речевой деятельности, психологическим особенностям образа ведущего в программе посвящены работы Ю.Б. Левитана, Н.В. Рождественской, Н.А. Толстовой, И.Н. Тхагушева, Я.А. Пономарёва, В.А. Астафьевой, Б.И Додонова, Т.М. Горяевой и пр.
Однако, перечисленные труды не дают отличительных характеристик понятиям «международное вещание» и «иновещание». Изучив теоретическую базу, мы поняли, что эти термины не являются словами синонимами. Они используются в разных контекстах. Это подчёркивает значимость рассматриваемой темы, которая указывает на то, что нужно детально изучить историю создания иновещания.
Цель дипломной работы - проследить процесс трансформации отечественного иновещания, а также выявить специфику и определить программно-тематические особенности структуры программ русской службы радио «Спутник».
Данная цель предопределила порядок решения следующих задач:
• дать определение терминами «иновещания» и «международное вещание»;
• изучить трансформацию функций зарубежного и отечественного иновещания;
• познакомиться с историей зарождения и развития русскоязычного иновещания;
• описать классификацию функций современного международного вещания на примере русскоязычного радио «Спутник»;
• определить программно-тематическую направленность русской службы радио «Спутник»;
• описать портрет ведущих журналистов русскоязычного радио «Спутник»;
• определить отношения к современному иновещанию старших курсов факультета журналистики НИУ «БелГУ»;
• создать проекта с элементы иновещания на студенческом радио «БЕЛый ГУсь.
Объектом исследования является русскоязычная служба новостей радио «Спутник».
Предмет анализа — функциональные особенности, а также программно-тематическая структура русскоязычной службы новостей радио «Спутник».
Методологическую базу данного исследования составили методы наблюдения, описания обобщения, анкетирование, классификация, а также функциональный метод. В ходе исследования также было проведено экспертное интервью с ведущими международными журналистами русскоязычного радио «Спутник», кроме того была разработана программа авторского социологического исследования и проведено анкетирование среди студентов факультета журналистики НИУ «БелГУ» (всего было опрошено 35 студентов).
Теоретическую базу исследования составили труды авторов в области: 1) Функции иновещания (В.В. Ворошилова, Е.П. Прохоров, Ю.В. Клюев, В.В. Смирнов и др.); 2) международного иновещания (А.П. Короченский, С.Э Петрова, А.А. Шерель и т.д.); 3) отечественного иновещания (А.И. Акопов, Л.Д. Болотова, С.В. Беляев и т.д.); 4) современное иновещание (В.А.
Колодкина, А.А. Колмыкова, А.В. Бубикина и т.д.) 5) речевая деятельность и психологические особенности образа ведущего в программе (Ю.Б. Левитана, Н.В. Рождественской, Н.А. Толстовой и др.).
Эмпирическую базу составили выпуски новостей и программы русскоязычного радио «Спутник» с ноября 2017 по июнь 2018 гг. В ходе работы был проведен анализ более 70 информационно-аналитических программ.
Международное вещание всегда было интересно аудитории, которая хотела получить информацию о событиях в конкретной стране «из первых рук». Для слушателей интересна альтернативная информация с палитрой мнений.
Благодаря иновещанию можно обратиться к радиослушателям за рубежом, влиять на общественное мнение людей в других странах, стараться поддерживать связь со своими соотечественниками за рубежом.
Актуальность также подтверждается исторический опытом. Он показывает, что иновещание может служить интересам международного сотрудничества, но в других обстоятельствах оно может стать фактором, дестабилизирующим международную ситуацию. Главной составляющей западных стран во время «холодной войны» были программы, адресованные аудитории в СССР. Ядром их содержания были программы о негативных явлениях внешней и внутренней политики государств советского блока. Поэтому в 1948 году согласно решению руководства Сталина, началось глушение программ «Г олоса Америка» и ВВС на СССР.
Современная практика показывает, что факторы, ослабляющие международную ситуацию, актуальны и сегодня. Например, 29 мая 2018 года на сайте «РИА Новости» опубликовали информацию: «Центр американо¬украинских отношений в США отказал в аккредитации агентства «Спутник».
Согласно официальному сайту центра, рабочая группа США — Украина неправительственных экспертов из двух стран. Основная задача группы — следить за развитием отношений между США и Украиной, а также предлагает способы их улучшения.
Киев неоднократно ограничивал работу российских СМИ в стране. В марте 2015 года была приостановлена аккредитация при органах госвласти Украины 115 российских СМИ. Напоминаю, что на Украине запрещена трансляция основных российских телеканалов.»
В квалификационной выпускной работе хотим выяснить, как изменились функции международного вещания с начала существования на примере русскоязычной радиостанции «Спутник».
Научную проблему выпускной квалификационной работы можно сформулировать в виде следующих вопросов: каковы тематические, жанровые, функциональные особенности русскоязычного радио «Спутник».
Степень научной разработанности проблемы. Интерес к классификациям функций журналистики был заложен в исследованиях В.В. Ворошиловой, Е.П. Прохорова, С.Г. Корконосенко, Ю.В. Клюева, В.В. Смирнова и пр. О международном иновещание писали: А.П. Короченский, С.Э Петрова, А.А. Шерель и пр. Отечественное иновещание изучали: А.И. Акопов, Л.Д. Болотова, С.В. Беляев и пр. Интерес к современному иновещанию был заложен в исследованиях В.А. Колодкина, А.А. Колмыкова, А.В. Бубикина и пр.
Роли ведущего в радиоэфире, типологическим признакам, речевой деятельности, психологическим особенностям образа ведущего в программе посвящены работы Ю.Б. Левитана, Н.В. Рождественской, Н.А. Толстовой, И.Н. Тхагушева, Я.А. Пономарёва, В.А. Астафьевой, Б.И Додонова, Т.М. Горяевой и пр.
Однако, перечисленные труды не дают отличительных характеристик понятиям «международное вещание» и «иновещание». Изучив теоретическую базу, мы поняли, что эти термины не являются словами синонимами. Они используются в разных контекстах. Это подчёркивает значимость рассматриваемой темы, которая указывает на то, что нужно детально изучить историю создания иновещания.
Цель дипломной работы - проследить процесс трансформации отечественного иновещания, а также выявить специфику и определить программно-тематические особенности структуры программ русской службы радио «Спутник».
Данная цель предопределила порядок решения следующих задач:
• дать определение терминами «иновещания» и «международное вещание»;
• изучить трансформацию функций зарубежного и отечественного иновещания;
• познакомиться с историей зарождения и развития русскоязычного иновещания;
• описать классификацию функций современного международного вещания на примере русскоязычного радио «Спутник»;
• определить программно-тематическую направленность русской службы радио «Спутник»;
• описать портрет ведущих журналистов русскоязычного радио «Спутник»;
• определить отношения к современному иновещанию старших курсов факультета журналистики НИУ «БелГУ»;
• создать проекта с элементы иновещания на студенческом радио «БЕЛый ГУсь.
Объектом исследования является русскоязычная служба новостей радио «Спутник».
Предмет анализа — функциональные особенности, а также программно-тематическая структура русскоязычной службы новостей радио «Спутник».
Методологическую базу данного исследования составили методы наблюдения, описания обобщения, анкетирование, классификация, а также функциональный метод. В ходе исследования также было проведено экспертное интервью с ведущими международными журналистами русскоязычного радио «Спутник», кроме того была разработана программа авторского социологического исследования и проведено анкетирование среди студентов факультета журналистики НИУ «БелГУ» (всего было опрошено 35 студентов).
Теоретическую базу исследования составили труды авторов в области: 1) Функции иновещания (В.В. Ворошилова, Е.П. Прохоров, Ю.В. Клюев, В.В. Смирнов и др.); 2) международного иновещания (А.П. Короченский, С.Э Петрова, А.А. Шерель и т.д.); 3) отечественного иновещания (А.И. Акопов, Л.Д. Болотова, С.В. Беляев и т.д.); 4) современное иновещание (В.А.
Колодкина, А.А. Колмыкова, А.В. Бубикина и т.д.) 5) речевая деятельность и психологические особенности образа ведущего в программе (Ю.Б. Левитана, Н.В. Рождественской, Н.А. Толстовой и др.).
Эмпирическую базу составили выпуски новостей и программы русскоязычного радио «Спутник» с ноября 2017 по июнь 2018 гг. В ходе работы был проведен анализ более 70 информационно-аналитических программ.
Для того чтобы получить актуальную международную информацию слушатели обращались к иновещанию. Оно служило интересам мирового сотрудничества и создавала имидж вещающей страны.
В первой главе мы познакомились с двумя основными подходами функций иновещания, на примере концепций профессоров журналистики: С.Г. Корконосенко и Е.П.Прохорова.
Далее мы раскрыли ключевые понятия — «иновещание» и «международное вещание». С нашей точки зрения, это не слова синонимы, как говорят другие учёные, а слова с разными контекстными значениями.
Своё начало иновещание международных радиостанций берёт в 1924 году на конференции в Вашингтоне. В Советском союзе аудитория могла услышать иностранное радио на русском языке только в 1937 году на волнах «Пражского» радио. Основными функциями иновещания зарубежных радиостанция являются: информационная, пропагандистская, воспитательная и интегративная.
Наши исследования показали, что в разгар «холодной войны» были созданы десятки новых международных радиостанций и происходило увеличение общей продолжительности программ.
Мы познакомились с историей развития отечественного иновещанием, которое началось в 1927 г. на «Московском радио». А через три года радиопрограммы вещались на 58 языках.
Важные функции международного отечественного радио - объективная и всесторонняя информация о важнейших событиях страны, также анализ происходящих процессов, отражение разных точек зрения, взглядов, различных политических платформ, создание в программах многостороннего образа России.
Далее по ходу исследования мы выяснили, что основными функциями русскоязычного радио «Спутник» являются: информационная, интегративная,
коммуникативная, образовательная.
С помощью классификации типов ведущих мы составили портреты журналистов русскоязычного радио «Спутник». К типу «ведущий- информатор» мы отнесли автора и ведущего информационной программы «Русская летопись» - Владимира Бычкова , «ведущий-собеседник» - автор и ведущий программы «Мастера» - Диану Берлин и ведущая программы «КомпАс» - Татьяну Галаванова , «ведущий-наставник» - автор и ведущий программ «Визави с миром» и «Теория заблуждений» - Армена Гаспарян.
На факультете журналистики мы провели исследование «Отношение студентов старших курсов факультета журналистики НИУ «БелГУ к международному вещанию» среди старших курсов факультета журналистики «НИУ БелГУ». В нём приняли участие 35 человек. Выяснилось, что лишь 8% постоянно слушают радио, а больше они предпочитают интернет- журналистику. Считают, что оно как СМИ с каждым днем уходит на задний план и становится менее востребованным. Респонденты не интересуются иновещанием и плохо знают историю появления и развития иновещания.
Результаты опроса показала, что международное иновещание не популярно среди молодёжи. Поэтому мы решили создать проект «Круглосуточное интернет-вещание на студенческом радио «БЕЛый ГУсь» с элементами международного контента» с целью поддержание актуальности данной темы.
Мы думаем, что университетское радио может стать своеобразным проводником в студенческой жизни, площадкой, которая объединяет иностранных студентов, где можно обмениваться мнениями, решать проблемы, определять свои дальнейшие жизненные ориентиры. Поэтому мы хотим добавить выпуски на иностранных языках, так как в нашем университете учатся более 2,8 тысяч иностранных студентов из 91 страны мира. Одним из приоритетных направлений университета является
интернационализация - интеграция международного аспекта во все сферы деятельности.
Во второй главе мы познакомились с программно-тематической направленностью русскоязычной радиостанции «Спутник». По результатам типологического анализа, мы пришли к выводу, что это круглосуточная государственная радиостанция, для русскоговорящей аудитории с высшим образованием, с ярко выраженной гражданской позицией, занимающихся бизнесом и управлением. Это радиостанция с универсально-тематической моделью, использующей информационные, аналитические и документально¬художественные жанры. В новостных блоках присутствует информация о самых ярких событиях мира и страны чаще всего в области экономики, политики, науки, медицины и культуры. Программы радио «Спутник» можно разделить на две группы: информационные и аналитические. Больше эфирное время занимают анализирующие программы.
Таким образом, в течение долгого времени на отечественном иновещание доминировал страноведческий принцип подачи материалов в конкретной стране, то есть вещание было направлено непосредственно в страну и шло на языке этой страны. Однако от этого подхода постепенно начали отказываться и переходить к созданию планетарных и региональных служб, готовящих передачи на различных языках.
Сегодня радио «Спутник» систематически расширяет
корреспондентскую сеть в зарубежных странах, также обогащает тематическую направленность программ и дополняют место распространение: радио можно не только слушать, но и параллельно смотреть прямые эфиры из студии в социальных сетях.
В первой главе мы познакомились с двумя основными подходами функций иновещания, на примере концепций профессоров журналистики: С.Г. Корконосенко и Е.П.Прохорова.
Далее мы раскрыли ключевые понятия — «иновещание» и «международное вещание». С нашей точки зрения, это не слова синонимы, как говорят другие учёные, а слова с разными контекстными значениями.
Своё начало иновещание международных радиостанций берёт в 1924 году на конференции в Вашингтоне. В Советском союзе аудитория могла услышать иностранное радио на русском языке только в 1937 году на волнах «Пражского» радио. Основными функциями иновещания зарубежных радиостанция являются: информационная, пропагандистская, воспитательная и интегративная.
Наши исследования показали, что в разгар «холодной войны» были созданы десятки новых международных радиостанций и происходило увеличение общей продолжительности программ.
Мы познакомились с историей развития отечественного иновещанием, которое началось в 1927 г. на «Московском радио». А через три года радиопрограммы вещались на 58 языках.
Важные функции международного отечественного радио - объективная и всесторонняя информация о важнейших событиях страны, также анализ происходящих процессов, отражение разных точек зрения, взглядов, различных политических платформ, создание в программах многостороннего образа России.
Далее по ходу исследования мы выяснили, что основными функциями русскоязычного радио «Спутник» являются: информационная, интегративная,
коммуникативная, образовательная.
С помощью классификации типов ведущих мы составили портреты журналистов русскоязычного радио «Спутник». К типу «ведущий- информатор» мы отнесли автора и ведущего информационной программы «Русская летопись» - Владимира Бычкова , «ведущий-собеседник» - автор и ведущий программы «Мастера» - Диану Берлин и ведущая программы «КомпАс» - Татьяну Галаванова , «ведущий-наставник» - автор и ведущий программ «Визави с миром» и «Теория заблуждений» - Армена Гаспарян.
На факультете журналистики мы провели исследование «Отношение студентов старших курсов факультета журналистики НИУ «БелГУ к международному вещанию» среди старших курсов факультета журналистики «НИУ БелГУ». В нём приняли участие 35 человек. Выяснилось, что лишь 8% постоянно слушают радио, а больше они предпочитают интернет- журналистику. Считают, что оно как СМИ с каждым днем уходит на задний план и становится менее востребованным. Респонденты не интересуются иновещанием и плохо знают историю появления и развития иновещания.
Результаты опроса показала, что международное иновещание не популярно среди молодёжи. Поэтому мы решили создать проект «Круглосуточное интернет-вещание на студенческом радио «БЕЛый ГУсь» с элементами международного контента» с целью поддержание актуальности данной темы.
Мы думаем, что университетское радио может стать своеобразным проводником в студенческой жизни, площадкой, которая объединяет иностранных студентов, где можно обмениваться мнениями, решать проблемы, определять свои дальнейшие жизненные ориентиры. Поэтому мы хотим добавить выпуски на иностранных языках, так как в нашем университете учатся более 2,8 тысяч иностранных студентов из 91 страны мира. Одним из приоритетных направлений университета является
интернационализация - интеграция международного аспекта во все сферы деятельности.
Во второй главе мы познакомились с программно-тематической направленностью русскоязычной радиостанции «Спутник». По результатам типологического анализа, мы пришли к выводу, что это круглосуточная государственная радиостанция, для русскоговорящей аудитории с высшим образованием, с ярко выраженной гражданской позицией, занимающихся бизнесом и управлением. Это радиостанция с универсально-тематической моделью, использующей информационные, аналитические и документально¬художественные жанры. В новостных блоках присутствует информация о самых ярких событиях мира и страны чаще всего в области экономики, политики, науки, медицины и культуры. Программы радио «Спутник» можно разделить на две группы: информационные и аналитические. Больше эфирное время занимают анализирующие программы.
Таким образом, в течение долгого времени на отечественном иновещание доминировал страноведческий принцип подачи материалов в конкретной стране, то есть вещание было направлено непосредственно в страну и шло на языке этой страны. Однако от этого подхода постепенно начали отказываться и переходить к созданию планетарных и региональных служб, готовящих передачи на различных языках.
Сегодня радио «Спутник» систематически расширяет
корреспондентскую сеть в зарубежных странах, также обогащает тематическую направленность программ и дополняют место распространение: радио можно не только слушать, но и параллельно смотреть прямые эфиры из студии в социальных сетях.
Подобные работы
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ПЕРЕДАЧ
НА РАДИОСТАНЦИИ «МАЯК»
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



