ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДОСУГ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 21
1.1. Основное содержание и функции досуга: историко-социологический аспект 21
1.2. Досуг как фактор и сфера социализации молодежи 50
2. ТРАНСФОРМАЦИИ В СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 73
2.1. Современная социокультурная ситуация в сфере молодежного досуга 73
2.2. Общая характеристика и типология досуговых стратегий
молодежи 100
2.3. Культура досуга молодежи и проблемы регулирования
свободного времени 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ
Рассматриваемая в данной работе проблема не случайно стала предметом социологического изучения. Произошедшие в последние годы в России радикальные изменения всех сторон жизни общества во многом явились причиной возникновения целого ряда острых проблем, среди которых и проблемы молодежи.
Одной из сфер ее жизнедеятельности, где наиболее ярко проявляются последствия этих трансформаций, является досуг. В его пространстве видны изменения всей системы ценностных ориентаций в связи с падением уровня общей культуры, разрушением традиционных норм и ценностей, распространением элементов упрощенной массовой культуры. В сложившихся условиях молодые люди утрачивают определенность в выборе линии нормативного поведения, и, даже зная нормы и правила, не всегда следуют им. «Размываются» устойчивые жизненные ориентиры молодежи, снижается уровень культуры ее досуга.
Подобная ситуация характеризуется рядом негативных моментов, таких, как настроения бессмысленности существования, криминализация досуга, проявляющиеся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании, о чем свидетельствует статистика МВД [227, С.108]. Эти обстоятельства и заставляют задуматься над состоянием духовной культуры молодежи в целом и культуры ее досуга в частности.
Противоречивость ценностных ориентаций в современной социокультурной ситуации ведет к тому, что молодые люди утрачивают способность противостоять воздействию негативных тенденций, сформировавшихся в системе молодежного досуга. В связи с этим особенно актуальным представляется изучение новых потребностей и ценностей, формирующихся в пространстве досуга, отдельных досуговых видов, определение роли и места досуга в жизни современной российской молодежи.
Вся совокупность проблем, проявляющихся в пространстве досуга, характеризует тенденции его трансформаций, которые тоже требуют своего научного осмысления.
4
Вместе с тем, исследование проблем досуга продиктовано и практическими потребностями, поскольку негативные проявления в данной сфере во многом обусловлены неорганизованностью досуга, невысоким уровнем его культуры и культуры самой молодежи.
Прояснение процессов, происходящих в сфере досуга российской молодежи, будет способствовать выработке более эффективных и адекватных современному этапу развития общества методов работы с молодежью, что также обусловливает актуальность настоящего исследования.
Изучение досуговой сферы жизнедеятельности молодежи в нашей стране имеет меньшую историю, чем за рубежом. Прежде всего это объясняется спецификой становления и развития в отечественной науке такой отрасли социологического знания, как социология досуга, обусловленной особенностями исторического развития государства.
Сравнительный анализ работ, посвященных вопросам свободного времени, показал, что в зарубежных научных школах данное направление разрабатывается значительно больше. История изучения проблем отдыха за рубежом исчисляется не одним десятилетием. Западными учеными были не только проведены многочисленные и разнообразные исследования, но и созданы на их основе интересные теоретические обобщения, предложены методологические макроконцепции, дающие базу для дальнейших поисков.
Одна из первых работ зарубежных исследователей, посвященных досугу (Т. Веблен «Теория праздного класса»), была опубликована еще в 1899 г. [37]. В своей книге Т. Веблен критикует праздный класс (который тесно связан с бизнесом) за его роль в поощрении расточительного потребления. Ради того, чтобы произвести впечатление на остальную часть общества, праздный класс впадает в «демонстративный досуг» (непродуктивную трату времени) и «демонстративное потребление» (трату на товары больших денег, чем они стоят). Это влияет на представителей прочих социальных классов, и они, прямо или косвенно, пытаются подражать праздному классу. В результате формируется общество, растрачивающее время и деньги. В работе Т. Веблена крайне важно то, что, в отличие от большинства социологических работ того времени, «Теория праздного класса» главное внимание уделяет не производству, а потреблению. Таким образом, этот труд предвосхитил сегодняшний сдвиг социальной теории от производства к потреблению.
В пространстве молодежного досуга произошли значительные качественные изменения. В целом тенденции его трансформаций можно характеризовать потерей приоритетов творчества и духовного развития, смещением акцентов на развлечение и пустое времяпрепровождение. В сфере досуга утрачены позиции традиционных нравственных и культурных ценностей, преобладают пассивность и потребительство. Вместе с тем обнаруживаются и положительные тенденции, связанные с формированием и распространением новых досуговых видов, раскрывающих возможности интересного времяпрепровождения.
Иными словами, меняется не просто избирательность в отношении существующих досуговых занятий, а формируются новые по своему содержанию, качеству виды досуговой деятельности - проявляются новые практики в сфере досуга. Ярким примером этого выступает Интернет.
Однако последнее только отчасти характеризует изменения структуры досуга молодежи, поскольку наряду с появлением новых видов ее досуговой деятельности, меняется характер и содержание видов, существовавших ранее. Именно поэтому современные досуговые занятия молодежи (посещение дискотек, чтение и др.) обладают особенностями, заметно отличающими их от традиционных видов.
Подобные изменения обусловливаются не только общей социокультурной ситуацией, которая выступает как фактор формирования досуговых ориентаций современной молодежи. Они детерминированы и таким субъективным фактором, как формирование новых досуговых стратегий молодежи - механизмов удовлетворения потребностей в сфере досуга или через него, способов реализации поставленных целей, в которых молодой человек видит результат своего досугового времяпрепровождения.
Это связано с тем, что ценностные ориентации, интересы, потребности, которые формируются у российской молодежи под влиянием современной социокультурной среды, не могут быть достигнуты посредством таких видов досуговой деятельности, которые еще около 20-ти лет назад были популярны в
161
молодежной среде: чтение художественной литературы, занятия разнообразными промыслами, посещение клубов по интересам.
Именно изменение досуговых стратегий обусловливает трансформацию старых и формирование и распространение новых видов досуговой деятельности, содействуя в достижении молодежью формирующихся у нее в сфере досуга целей.
Выявленные молодежные досуговые стратегии («полезность», «взять от жизни все, или гуляй, пока молодой», «поиск смысла жизни, или поиск путей в будущее», «отдохнуть», «хоть чем-то занять досуг», «уход», «эпатаж», «побег от одиночества», «престижность») свидетельствуют о росте значимости сферы досуга для молодежи. В связи с этим для некоторой ее части, еще не достигшей желаемого, социально значимого статуса, досуг выполняет компенсаторную функцию. Содержание этой функции составляют открывающиеся возможности самоутверждения в досуговом пространстве взамен других сфер жизнедеятельности посредством участия в разнообразных видах досуговой деятельности.
В связи с ростом значимости пространства досуга для современной российской молодежи и, как следствие влияния его составляющих (видов досуговой деятельности, значимых для молодежи, распространяемых и пропагандируемых через них ценностей, образцов поведения), можно говорить о том, что в сфере досуга актуализируется функция социализации молодежи.
Это происходит в условиях кризиса и трансформации таких социальных институтов, как семья и образование, традиционно играющих основную роль в социализации молодого поколения. Эти социальные институты в трансляции ценностных ориентаций, моделей поведения не выдерживают конкуренции распространивших свое влияние на молодежь средств массовой информации. В связи с этим и возрастает роль досуга в качестве фактора и сферы ее социализации.
Трансформация досуга молодежи связана с реализацией нового миропонимания на фоне усложнившихся процессов социализации, а также переориентацией деятельности учреждений культуры в рыночных условиях.
162
Складывающаяся на этом фоне в пространстве досуга социокультурная ситуация приводит к формированию в молодежной среде новых досуговых стратегий, обусловливающих трансформацию старых и формирование и распространение новых видов досуговой деятельности.
Таким образом, нам удалось определить познавательные возможности социологического анализа досуговых стратегий молодежи для объяснения происходящих в сфере ее досуга трансформаций.
В целом, происходящая в сфере досуга социализация молодежи характеризуется процессами стихийности, неуправляемости, что является одной из причин ряда негативных последствий (рост алкоголизма и наркомании, молодежной преступности и пр.). Сложившаяся ситуация требует регулирования свободного времени молодежи с целью формирования более высокого уровня культуры ее досуга.
С этой целью в современных условиях становится необходимой разработка новых принципов и методов работы с молодежью, содействующих регулированию ее свободного времени и досуга. Последнее имеет важное практическое значение, поскольку содействует оптимизации процесса воспитания молодежи, формированию у молодых людей более высокого уровня культуры досуга, определенной «досуговой квалификации».
Одной из задач регулирования свободного времени молодежи является обеспечение реализации целей всех категорий молодежи. Важно сделать реальным доступ молодежи на только к традиционным, но и к альтернативным видам молодежного досуга.
Именно для этого и необходимо знание стратегий, которые молодежь реализует в досуговом пространстве, мотивационной направленности ее досуговой деятельности. Это позволит выработать оптимальную тактику регулирования свободного времени молодежи, что повысит эффективность данного процесса и его влияние на социализацию молодого поколения.
Молодежная политика сегодня должна быть направлена на воспитание самодостаточного, думающего, мобильного, здорового - и физически, и нравственно - поколения, и, конечно, выражать интересы молодежи, быть средством решения ее проблем, среди которых основными, наряду с
163
проблемами образования и трудоустройства, выступают и проблемы организации досуга. Духовное развитие, пропаганда здорового образа жизни, создание необходимых условий для реализации инновационного потенциала молодежи - залог стабильности будущего и процветания страны.
Перспективные разработки в области проведенного исследования, на наш взгляд, должны быть направлены на анализ дальнейших трансформаций, новых тенденций, проявляющихся в сфере досуга молодежи в условиях меняющейся социокультурной ситуации. Это необходимо для выработки действенных механизмов регулирования свободного времени молодежи и формирования адекватных ее потребностям программ социокультурного развития на перспективу.
Не менее интересным и важным представляется исследование соотнесенности досуговых стратегий молодежи с ее жизненными стратегиями, что позволит углубить знания о месте и роли досуговой сферы в жизни современной российской молодежи и оценить возможности пространства досуга в достижении значимых для молодежи жизненных ценностей.
Таким образом, изучение досуга молодежи открывает новые возможности социологической диагностики социокультурных процессов, дает возможность прогнозировать развитие досуговой сферы и содействовать ее совершенствованию.