ГЕНДЕР КАК ОБЛАСТЬ-ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВ В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНОЧНОЙ КАТЕГОРИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Проблема гендера и способов его выражения в современном немецкоязычном дискурсе 6
1.1. Проблема гендера как социальной категории и её отражение в
лингвистике 6
1.2. Проблема гендера в современном немецкоязычном дискурсе 13
Выводы по ГЛАВЕ I 18
ГЛАВА II. Оценочные категоризации в немецком языке 20
2.1. Понятие оценочной категоризации 20
2.2. Специфика и особенности выражения оценки в немецком языке 23
2.3. Роль гендера при формировании оценочных суждений в немецком
языке 30
Выводы по ГЛАВЕ II 36
ГЛАВА III. Роль гендера в формировании концепта «Schonheit» в немецкоязычном художественном дискурсе 38
3.1. Гендерные представления о красоте человека в современном
немецкоязычном сообществе 38
3.2. Гендерная специфика при репрезентации концепта «Schonheit» в
художественном дискурсе 43
Выводы по ГЛАВЕ III 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ГЛАВА I. Проблема гендера и способов его выражения в современном немецкоязычном дискурсе 6
1.1. Проблема гендера как социальной категории и её отражение в
лингвистике 6
1.2. Проблема гендера в современном немецкоязычном дискурсе 13
Выводы по ГЛАВЕ I 18
ГЛАВА II. Оценочные категоризации в немецком языке 20
2.1. Понятие оценочной категоризации 20
2.2. Специфика и особенности выражения оценки в немецком языке 23
2.3. Роль гендера при формировании оценочных суждений в немецком
языке 30
Выводы по ГЛАВЕ II 36
ГЛАВА III. Роль гендера в формировании концепта «Schonheit» в немецкоязычном художественном дискурсе 38
3.1. Гендерные представления о красоте человека в современном
немецкоязычном сообществе 38
3.2. Гендерная специфика при репрезентации концепта «Schonheit» в
художественном дискурсе 43
Выводы по ГЛАВЕ III 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Актуальность. Процесс оценки является сложным и многоплановым явлением, так как он неразрывно связан с мыслительными процессами человека. Объект оценки должен быть не только воспринят, но и пропущен через призму существующих в обществе аксиологических установок, а также сопоставлен с личными представлениями человека. В результате такой обработки человек упорядочивает свои суждения об объекте, определяя его в те или иные рубрики своего сознания, и классифицирует его в системе категорий. Репрезентация результатов процесса оценки возможна лишь в речевой деятельности посредством определённых языковых средств. Выбор языковых средств при формировании смыслов зависит от целого ряда факторов: от отношения оценивающего к предмету оценки, от условий речевой ситуации, от особенностей данного языка и др.
В современной лингвистике прослеживается склонность к антропоцентризму, различные языковые явления рассматриваются с позиции взаимосвязи понятий «язык» и «человек». Оценочная категоризация, с этой точки зрения, вызывает большой интерес, так как, во-первых, природа оценки соответствует природе человека, а во-вторых, человек сам очень часто является объектом оценки. Определяя, какие факторы играют существенную роль при оценке тех или иных качеств человека, выясняется, что формирование оценочных суждений зачастую строится на гендерных стереотипах, закрепившихся в языке. С гендерной позиции, наличие или отсутствие одних и тех же признаков может по-разному трактоваться для представителей разных полов. Таким образом, вопросы гендера играют важную роль при формировании оценочных суждений.
Вопросами оценочной категоризации и гендерной лингвистики по отдельности занимались многие исследователи. Самостоятельно рассматривались механизмы формирования оценки с точки зрения лингвистики, философии и психологии. Вопросы гендерной идентичности и распределения гендерных ролей также интересовали многих социологов, психологов, культурологов и лингвистов. Однако вопрос о роли гендера при формировании смыслов в процессе оценочной категоризации является недостаточно разработанным, что и определяет актуальность нашего исследования.
Объектом исследования является гендер и его роль в процессе оценочной категоризации.
Предметом исследования являются языковые средства выражения оценочной категоризации и влияние гендера на формирование смыслов.
Цель настоящей работы заключается в определении механизмов выбора языковых средств при формировании смыслов в процессе оценочной категоризации под влиянием гендерных стереотипов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Определить, как социальная категория «гендер» отражается в лингвистике и какую роль это явление играет в современном немецком языке.
2. Изучить специфику оценочной категоризации и определить особенности выражения оценки в немецком языке.
3. Установить роль гендера при формировании оценочных суждений в немецком языке.
4. Изучить влияние гендера на формирование смыслов в процессе оценочной категоризации в немецком художественном дискурсе (на примере концепта «Schonheit»).
В качестве теоретической базы выступают исследования вопросов оценочной категоризации М.А. Арской, Н.Н. Болдырева, Е.В. Дзюбы, О.А. Дормидонтовой, Н.М. Зайнулиной, Г.И. Иваниной, Т.В. Куклиной, Е.С. Семухиной и др.; а также положения гендерной лингвистики, разработанные в трудах И.Б. Васильевой, В.М. Войченко, И.С. Кона, Л.А. Кремер, И.Г. Серовой, М.А. Шаманской, А. Hornscheidt, М. Schipper и др.
Фактическим материалом для исследования послужили примеры, полученные методом сплошной выборки из художественных произведений немецких писателей, а именно: «Die Vermessung der Welt» (D. Kehlmann), «Der Vorleser» (B. Schlink), «Das Parfum» (P. Suskind) и др.; данные немецкоязычных словарей; информационные ресурсы сети Интернет.
В рамках исследования применялся комплекс методов, включающий метод сплошной выборки, анализ словарных дефиниций и концептуальный анализ.
Апробация работы. В рамках студенческой конференции был сделан доклад по теме «Роль словообразовательных элементов в формировании эмоциональных оценок мужских и женских образов».
В современной лингвистике прослеживается склонность к антропоцентризму, различные языковые явления рассматриваются с позиции взаимосвязи понятий «язык» и «человек». Оценочная категоризация, с этой точки зрения, вызывает большой интерес, так как, во-первых, природа оценки соответствует природе человека, а во-вторых, человек сам очень часто является объектом оценки. Определяя, какие факторы играют существенную роль при оценке тех или иных качеств человека, выясняется, что формирование оценочных суждений зачастую строится на гендерных стереотипах, закрепившихся в языке. С гендерной позиции, наличие или отсутствие одних и тех же признаков может по-разному трактоваться для представителей разных полов. Таким образом, вопросы гендера играют важную роль при формировании оценочных суждений.
Вопросами оценочной категоризации и гендерной лингвистики по отдельности занимались многие исследователи. Самостоятельно рассматривались механизмы формирования оценки с точки зрения лингвистики, философии и психологии. Вопросы гендерной идентичности и распределения гендерных ролей также интересовали многих социологов, психологов, культурологов и лингвистов. Однако вопрос о роли гендера при формировании смыслов в процессе оценочной категоризации является недостаточно разработанным, что и определяет актуальность нашего исследования.
Объектом исследования является гендер и его роль в процессе оценочной категоризации.
Предметом исследования являются языковые средства выражения оценочной категоризации и влияние гендера на формирование смыслов.
Цель настоящей работы заключается в определении механизмов выбора языковых средств при формировании смыслов в процессе оценочной категоризации под влиянием гендерных стереотипов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Определить, как социальная категория «гендер» отражается в лингвистике и какую роль это явление играет в современном немецком языке.
2. Изучить специфику оценочной категоризации и определить особенности выражения оценки в немецком языке.
3. Установить роль гендера при формировании оценочных суждений в немецком языке.
4. Изучить влияние гендера на формирование смыслов в процессе оценочной категоризации в немецком художественном дискурсе (на примере концепта «Schonheit»).
В качестве теоретической базы выступают исследования вопросов оценочной категоризации М.А. Арской, Н.Н. Болдырева, Е.В. Дзюбы, О.А. Дормидонтовой, Н.М. Зайнулиной, Г.И. Иваниной, Т.В. Куклиной, Е.С. Семухиной и др.; а также положения гендерной лингвистики, разработанные в трудах И.Б. Васильевой, В.М. Войченко, И.С. Кона, Л.А. Кремер, И.Г. Серовой, М.А. Шаманской, А. Hornscheidt, М. Schipper и др.
Фактическим материалом для исследования послужили примеры, полученные методом сплошной выборки из художественных произведений немецких писателей, а именно: «Die Vermessung der Welt» (D. Kehlmann), «Der Vorleser» (B. Schlink), «Das Parfum» (P. Suskind) и др.; данные немецкоязычных словарей; информационные ресурсы сети Интернет.
В рамках исследования применялся комплекс методов, включающий метод сплошной выборки, анализ словарных дефиниций и концептуальный анализ.
Апробация работы. В рамках студенческой конференции был сделан доклад по теме «Роль словообразовательных элементов в формировании эмоциональных оценок мужских и женских образов».
Гендерные исследования в современной лингвистике служат лучшему пониманию и раскрытию взаимосвязи понятий «язык» и «человек». Несмотря на то, что бинарные оппозиции «женщина» и «мужчина» неотделимы друг от друга, их функционирование в языке имеет значительные различия. Здесь речь идёт как и о различиях между так называемым «языком женщин» и «языком мужчин», так и собственно о способах репрезентации концептов «мужчина» и «женщина» в языке.
Чтобы ответить, какую роль играет гендер при формировании смыслов в процессе оценочной категоризации в немецком языке, было важно понять, как гендерные стереотипы влияют на оценочность суждений в отношении представителей обоих полов.
Мы выявили, что для немецкого языка характерна некоторая гендерная асимметрия. Она имеет как чисто лингвистическое проявление (отождествление существительных «человек» и «мужчина», представление о «женском» языке, как об отклонении от «мужской» нормы), так и смыслообразующее. Например, в ряде пословиц закрепилось представление о женщинах как о чём-то «плохом», «неполноценном», «оказывающем дурное воздействие на мужчину». Выявлено, что количество негативно-оценочных высказываний по теме «женщина» преобладает над позитивными как среди авторов-мужчин, так и среди авторов -женщин. В отношении мужчин у авторов-женщин позитивно-оценочные высказывания практически отсутствуют, в то время как среди авторов -мужчин они преобладают над негативными. В отношении с существительным «Mann» чаще всего используются лексемы stark / starkes Geschlecht, graft; в то время как для существительного «Frau» - schon, weiblich, emotional.
Обратившись к художественной литературе как источнику смыслов в процессе оценочной категоризации и взяв за основу концепт «Schonheit», мы пришли к выводу, что оценочные суждения о мужчинах и женщинах в рамках данного концепта формируются неравнозначно. В процессе словарного анализа дефиниции «Schonheit» было выявлено, что одним из основных значений выступает следующее - eine aufierlich schone weibliche Person. Фемининность концепта заложена уже в самой его дефиниции, её существенное преобладание в формировании смыслов при репрезентации концепта «Schonheit» прослеживается во всех анализируемых нами произведениях. Если при формировании мужских образов важную роль играют поведенческие особенности, умение держаться в обществе, то в отношении женщины оценке прежде всего подвергаются её внешние признаки, её привлекательность для представителей противоположенного пола. Для представителей обоих полов важными критериями оценки красоты являются молодость, энергичность, переполненность счастьем. Старость же расценивается негативно, ассоциируется с увяданием, потерей жизненных сил и внешней привлекательности.
Женское тело также может считаться красивым с точки зрения сексуальной привлекательности. Описание внешних характеристик чаще всего содержит в себе информацию о телосложении (dunn / mager, klein / hochgewachsen), о чертах лица (noch zarteste Konturen und geheimste Stellen), о персональных «изюминках» (tiefe Grubchen auf den Wangen). Оценка здесь может проявляться как открыто автором (hubsch, hafilich, schon), так и потенциально, самим читателем на основании соответствия или несоответствия определённых качеств принятым в обществе стандартам красоты. Большую роль в формировании смыслов в обоих случаях играет авторская метафора («sommersprossenubersprenkeltes Gesicht», «sufi wie Nussol»).
Таким образом, гендерные стереотипы оказывают непосредственное влияние на формование смыслов в процессе репрезентации концепта «Schonheit». Образ женщины выступает здесь в качестве концептуального признака, потому описанию и оценке женской внешности уделяется гораздо большее внимание, нежели мужской. Представители обоих полов рассматриваются как с внешней, так и с поведенческой позиций, однако роль данных критериев для мужчин и женщин неодинакова. Относительно женщин выдвигается больший спектр критериев оценки: внешность, запах, язык тела, сексуальность, благочестивость и др. Однако, так как оценка имеет субъективный характер, результаты оценки одного и того же объекта могут быть весьма противоречивыми.
Тем не менее, проводя исследование, мы опирались на художественные произведения исключительно авторов-мужчин. Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в изучении средств выражения оценочной категоризации и влияния гендера на формирование смыслов в произведении также авторов-женщин и в последующем сравнительном анализе механизмов выбора языковых средств у представителей обоих полов.
Чтобы ответить, какую роль играет гендер при формировании смыслов в процессе оценочной категоризации в немецком языке, было важно понять, как гендерные стереотипы влияют на оценочность суждений в отношении представителей обоих полов.
Мы выявили, что для немецкого языка характерна некоторая гендерная асимметрия. Она имеет как чисто лингвистическое проявление (отождествление существительных «человек» и «мужчина», представление о «женском» языке, как об отклонении от «мужской» нормы), так и смыслообразующее. Например, в ряде пословиц закрепилось представление о женщинах как о чём-то «плохом», «неполноценном», «оказывающем дурное воздействие на мужчину». Выявлено, что количество негативно-оценочных высказываний по теме «женщина» преобладает над позитивными как среди авторов-мужчин, так и среди авторов -женщин. В отношении мужчин у авторов-женщин позитивно-оценочные высказывания практически отсутствуют, в то время как среди авторов -мужчин они преобладают над негативными. В отношении с существительным «Mann» чаще всего используются лексемы stark / starkes Geschlecht, graft; в то время как для существительного «Frau» - schon, weiblich, emotional.
Обратившись к художественной литературе как источнику смыслов в процессе оценочной категоризации и взяв за основу концепт «Schonheit», мы пришли к выводу, что оценочные суждения о мужчинах и женщинах в рамках данного концепта формируются неравнозначно. В процессе словарного анализа дефиниции «Schonheit» было выявлено, что одним из основных значений выступает следующее - eine aufierlich schone weibliche Person. Фемининность концепта заложена уже в самой его дефиниции, её существенное преобладание в формировании смыслов при репрезентации концепта «Schonheit» прослеживается во всех анализируемых нами произведениях. Если при формировании мужских образов важную роль играют поведенческие особенности, умение держаться в обществе, то в отношении женщины оценке прежде всего подвергаются её внешние признаки, её привлекательность для представителей противоположенного пола. Для представителей обоих полов важными критериями оценки красоты являются молодость, энергичность, переполненность счастьем. Старость же расценивается негативно, ассоциируется с увяданием, потерей жизненных сил и внешней привлекательности.
Женское тело также может считаться красивым с точки зрения сексуальной привлекательности. Описание внешних характеристик чаще всего содержит в себе информацию о телосложении (dunn / mager, klein / hochgewachsen), о чертах лица (noch zarteste Konturen und geheimste Stellen), о персональных «изюминках» (tiefe Grubchen auf den Wangen). Оценка здесь может проявляться как открыто автором (hubsch, hafilich, schon), так и потенциально, самим читателем на основании соответствия или несоответствия определённых качеств принятым в обществе стандартам красоты. Большую роль в формировании смыслов в обоих случаях играет авторская метафора («sommersprossenubersprenkeltes Gesicht», «sufi wie Nussol»).
Таким образом, гендерные стереотипы оказывают непосредственное влияние на формование смыслов в процессе репрезентации концепта «Schonheit». Образ женщины выступает здесь в качестве концептуального признака, потому описанию и оценке женской внешности уделяется гораздо большее внимание, нежели мужской. Представители обоих полов рассматриваются как с внешней, так и с поведенческой позиций, однако роль данных критериев для мужчин и женщин неодинакова. Относительно женщин выдвигается больший спектр критериев оценки: внешность, запах, язык тела, сексуальность, благочестивость и др. Однако, так как оценка имеет субъективный характер, результаты оценки одного и того же объекта могут быть весьма противоречивыми.
Тем не менее, проводя исследование, мы опирались на художественные произведения исключительно авторов-мужчин. Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в изучении средств выражения оценочной категоризации и влияния гендера на формирование смыслов в произведении также авторов-женщин и в последующем сравнительном анализе механизмов выбора языковых средств у представителей обоих полов.
Подобные работы
- СТРУКТУРА, СЕМАНТИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАИМЕНОВАНИЙ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ
Диссертации (РГБ), филология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - ОБРАЗ ФИЗИЧЕСКОГО «Я» ЖЕНЩИН В КОНТЕКСТЕ ГЕНДЕРНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В СОЗНАНИИ МУЖЧИНЫ - ЖИТЕЛЯ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН: СОЦИО-ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУРСА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ
ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Воссоздание структуры концепта «Book» (на материале англоязычной прозы)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020



