Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения склонности к эмоциональному выгоранию у сотрудников полиции с разным уровнем саморегуляции 8
1.1. Проблема эмоционального выгорания в психологии 8
1.2. Понятие саморегуляции в психологической науке 20
1.3. Роль саморегуляции в профилактике склонности к
эмоциональному выгоранию у сотрудников полиции 30
Глава 2. Экспериментальное исследование склонности к эмоциональному выгоранию у сотрудников полиции с разным уровнем саморегуляции 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального
исследования 43
2.3. Программа психокоррекции саморегуляции и оценка ее 54
эффективности
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложения
Актуальность исследования. В связи с изменением социально-экономических условий и усложнением информационных процессов в нашей стране все большую актуальность приобретают исследования, посвященные негативным последствиям процессов эмоционального выгорания у представителей различных профессий, прежде всего, работающих в системе «человек-человек». Особенно актуальными они являются для сотрудников полиции. Умение выработать конструктивное отношение к служебным ситуациям и сведение к минимуму негативного влияния последствий, по нашему мнению, должны составлять одно из профессионально важных качеств. Базироваться они должны на представлениях человека о своих ресурсах и на более общем умении управлять ими, проектируя основные направления своей профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность сотрудников органов полиции вне зависимости от того, чем представлены их должностные обязанности и что им приходится выполнять на своем рабочем месте, относится к категории видов профессиональной деятельности с очень высокой моральной ответственностью за сохранение здоровья и жизни как одного человека, социальной группы, так и общества в целом.
Как отмечает Г.И. Уразаева, в настоящее время на этапе существенного изменения социальной структуры нашего общества процессы по его преобразованию, характеризуются весьма спорными результатами: с одной стороны, улучшается качество жизни людей, а с другой - усложняются общение и деятельность. Изменяются и частично обесцениваются моральные и нравственные ценностные ориентиры, постоянно повышается конкуренция на рынке труда, различные социально-психологические дистрессы становятся повседневными явлениями нашей жизни. В состоянии нарастающего эмоционального напряжения значительно повышаются
требования, которые социум предъявляет к личности и профессионализму сотрудников полиции, чья деятельность непосредственно реализуется в системе отношений «человек-человек».
Профессиональные обязанности современных полицейских предъявляют к их личности постоянно растущие требования, в том числе к ее моральной благонадежности и эмоциональной устойчивости. При этом, их профессиональные обязанности зачастую выполняются в крайне экстремальных условиях и отличаются эмоционально насыщенным характером содержания. Далеко не каждому сотруднику полиции оказывается посильным адаптироваться к непрекращающемуся росту требований и необходимости достаточно эффективно выполнять свои профессиональные обязанности и возможные социальные роли в затрудненных ситуациях профессионального общения, поэтому увеличивается возможность возникновения и развития неблагоприятных психофизических и, что наиболее ценно с точки зрения нашего исследования, негативных эмоциональных состояний. Одним из наиболее неблагоприятных эмоциональных состояний, устойчивых и
прогрессирующих во времени, а также влияющих на формирование эмоционального выгорания, но зачастую неподконтрольных сознанию самого профессионала является снижение уровня саморегуляции (Б. Перлман, Е.А. Хартман, А.В. Сухинин и др.).
Феномен (или синдром) эмоционального выгорания выражается в состоянии психического и физического истощения, связанного с интенсивным межличностным общением сотрудников правоохранительных органов при работе с людьми, характеризующимся когнитивной сложностью и эмоциональной насыщенностью.
Данная работа выполнена в русле концепции саморегуляции деятельности человека, в рамках которой исследованы общие закономерности регуляторных процессов, психологические механизмы саморегуляции деятельности, возрастные и индивидуальные различия саморегуляции (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, Н.В. Бякова, С.В. Истомина, Ю.С. Жуйков, Н.О. Сипачев, Е.М. Коноз, Р.Р. Сагиев, В.Г. Пушкин и др.)
Теоретический анализ показал недостаточную научную разработанность вопроса связи уровня осознанной саморегуляции сотрудников полиции и эмоционального выгорания.
Проблема исследования: возможно ли снизить склонность к эмоциональному выгоранию у сотрудников полиции, повышая уровень их саморегуляции?
Цель исследования: выявить склонность к эмоциональному
выгоранию у сотрудников полиции с разным уровнем саморегуляции.
Объект исследования: склонность к эмоциональному выгоранию у сотрудников полиции.
Предмет исследования: склонность к эмоциональному выгоранию у сотрудников полиции с разным уровнем саморегуляции.
Гипотеза: низкий уровень саморегуляции у сотрудников полиции выступает как фактор их предрасположенности к эмоциональному выгоранию. Система мероприятий по формированию навыков саморегуляции у сотрудников полиции способствует снижению эмоционального выгорания.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический анализ изучения склонности к эмоциональному выгоранию у сотрудников полиции с разным уровнем саморегуляции.
2. Выявить склонность к эмоциональному выгоранию у сотрудников полиции с разным уровнем саморегуляции.
3. Разработать, внедрить и выявить эффективность программы по совершенствованию навыков саморегуляции у сотрудников полиции.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции отечественных и зарубежных учёных, в которых раскрываются научные основы психологии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.), проблемы психических состояний (В.П. Зинченко, М.И. Дьяченко, В.Е. Орел, Л.А. Кандыбович, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Б.Ф. Ломов), концепции саморегуляции личности и деятельности, разрабатываемая в трудах О.А. Конопкина, А.К. Осницкого, В.И. Моросановой и А.Д. Ишкова, концептуальная модель регуляторного опыта человека, представленная в исследованиях А.К. Осницкого, труды Е.А. Климова, В.А. Бодрова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и др., по изучению проблемы профессионального развития человека.
В работе были применены следующие методы:
1. Организационные: сравнение;
2. Эмпирические: беседа, наблюдение, тесты, измерение;
3. Методы количественной и качественной обработки данных: критерий Манна - Уитни, коэффициент корреляции Спирмена на основе пакета статистических программ «SPSS-19.0».
4. Методы интерпретации: структурное описание.
Методики исследования:
1. Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (MBI) К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой;
2. Методика диагностики умений и свойств саморегуляции деятельности (А.К. Осницкий);
3. Методика «Стиль саморегуляции поведения -98» (В.И. Моросанова).
Практическая значимость работы. Полученные в результате проведенной работы данные могут использоваться для разработки психологических рекомендаций, психопрофилактических мероприятий, в том числе программ, направленных на укрепление и сохранение психического здоровья сотрудников правоохранительных органов, снижения их эмоционального выгорания и совершенствования навыков саморегуляции.
База исследования: отделение МВД России по Алексеевскому району Белгородской области. Выборку составили 50 сотрудников полиции, профессиональный стаж которых составил не менее 10 лет.
В процессе нашего исследования изучалась проблема склонность к эмоциональному выгоранию сотрудников полиции с разным уровнем саморегуляции. В результате проведенного исследования нам удалось реализовать все поставленные задачи. А именно: выполнить теоретический анализ изучения склонности к эмоциональному выгоранию сотрудников полиции с разным уровнем саморегуляции; выявить склонность к эмоциональному выгоранию сотрудников полиции с разным уровнем саморегуляции; разработать, реализовать и определить эффективность программы по совершенствованию навыков саморегуляции у сотрудников полиции; проверить эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию навыков саморегуляции у сотрудников полиции.
Теоретический анализ литературы показал недостаточную разработанность вопроса склонность к эмоциональному выгоранию сотрудников полиции с разным уровнем осознанной саморегуляции.
Ведущие современные ученые (Б. Перлман, Е.А. Хартман, А.В. Сухинин, О.А. Конопкин и т.д.) расходятся во мнениях в вопросах роли саморегуляции личности в формировании склонности к эмоциональному выгоранию. Так в качестве причин возникновения состояния эмоционального напряжения то, что система постоянно функционально предъявляет к личности сотрудника полиции непрерывно растущие требования, в том числе и к его моральной устойчивости и благонадежности. При этом профессиональная деятельность сотрудников полиции практически всегда выполняется в экстремальных условиях и далеко не каждый полицейский может адаптироваться к постоянному росту требований и эффективно выполнять свои профессиональные обязанности в сложных ситуациях общения (с зачастую девиантными или даже делинквентными членами нашего общества), и поэтому возрастает возможность возникновения и развития неблагоприятных психофизических, в том числе и эмоциональных состояний.
При этом, большинство ведущих ученых и психологов - практиков (А.К. Осницкий, Е.А. Климова, В.А. Бодрова, А.К. Маркова, Л.М. Митина и т.д.) едины во мнении о том, что у полицейских «сгоревших» на работе снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда. Эмоциональное (профессиональной) выгорание очень часто начинается незаметно для коллег, близкий и даже самого человека, а впоследствии прогрессирует в виде упущенных возможностей и дорого обходится и самому полицейскому, и системе, в целом.
В результате эмпирического исследования у сотрудников полиции с разным уровнем саморегуляции были выявлены различия в уровне эмоционального выгорания.
Сотрудники полиции с высокими показателями общего уровня саморегуляции демонстрируют осознанность и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев. Они самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большой степени осознанно. При высокой мотивации достижения такие сотрудники полиции способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет, компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче профессионал овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности. В выборке респондентов с высоким уровнем саморегуляции не было выявлено случаев склонности к эмоциональному выгоранию.
В выборке сотрудников полиции с низким уровнем саморегуляции были выявлены случаи склонности к эмоциональному выгоранию. Такие полицейские продемонстрировали несформированность потребности в осознанном планировании и программировании своего поведения, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей.
Корреляционный анализ позволил обнаружить 4 значимые корреляционные связи, 1 положительная (прямая) и 3 отрицательные (обратные). Было установлено, что существует достоверная положительная корреляционная связь между показателем «эмоциональное истощение» и показателем «ошибки самооценивания», то есть, чем выше будут у сотрудников полиции данные показатели эмоционального истощения, тем больше вероятность того, что эти работники будут допускать ошибки в самооценивании и наоборот, чем больше они будут ошибаться в оценке себя, тем больше будет усугубляться состояние эмоционального истощения, т.к. связь двусторонняя. Так же показатель эмоционального выгорания имеет тесную отрицательную корреляционную связь с умениями саморегуляции, «оцениванием результатов» и «самостоятельности». Данный результат говорит нам о том, что чем ниже показатели склонности к эмоциональному истощению, тем меньше вероятность допустить ошибки в оценивании результатов собственных действий, тем выше показатели самостоятельности и способности к саморегуляции у сотрудников правоохранительных органов в целом.
Нами была разработана и внедрена в практику психокоррекционная программа «Психологическая коррекция навыков саморегуляции у сотрудников полиции с разным уровнем эмоционального выгорания», целью которой являлось снижение эмоционального напряжения, обучение различным способам общения (в том числе и невербальным), формирование навыков работы в команде, развитие навыков саморегуляции, самоконтроля и самовоспитания.
Контрольный этап экспериментального исследования показал, что для респондентов экспериментальной группы характерна осознанность и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев. Такие сотрудники полиции более самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большой степени осознанно. У сотрудников полиции из контрольной группы потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения сформирована в меньшей степени, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей.
Таким образом, в ходе проведенного исследования все задачи решены, а гипотеза нашла свое подтверждение. Доказано, что низкий уровень саморегуляции у сотрудников полиции выступает фактором формирования их предрасположенности к эмоциональному выгоранию. Система мероприятий по формированию навыков саморегуляции способствует снижению склонности к эмоциональному выгоранию у сотрудников полиции.
1. Абрамова, Г.С. Психология в медицине: учебное пособие / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. - М.: ЛПА «Кафедра-М», 2014. -272 с.
2. Андреев, В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера / В.И. Андреев. - Казань: СКАМ, 2012. - 207 с.
3. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - №1.- С. 3-19.
4. Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека: Избранные психологические труды / В.М. Бехтерев - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 416 с.
5. Безносов, С.И. Профессиональная деформация личности / С.И. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 270 с.
6. Безносов, С.П. Профессиональные деформации личности / С.П. Безносов // Вестник Санкт - Петербургского университета МВД России. - 2012. - № 3 (55). - С. 167-171.
7. Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Спб.:2008. - 272 с.
8. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Наука, 2013. - 470 с.
9. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - 1997. - №5. - С.34-47.
10. Васильева, Н.Ю. Психологический портрет социального работника / Н.Ю. Васильева // Социальная работа. - 2012. - №5.-294 с.
11. Винер, Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. - М.: Изд-во иностр. лит., 2008. - 200 с.
12. Водопьянова, Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер. - 2013. - С. 27-34.
13. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Апрель
пресс, 2000. - 1006 с.
14. Гилинский, Я.И. Социальный контроль за девиантным поведением в современной России / Я.И. Гилинский. - М.: Наука,2015. - 179 с.
15. Грановская, Р.М. Практическая психология / Р.М. Грановская. - СПб., 2007. - 429 с.
16. Данакин, Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы / Н.С. Данакин // Российский журнал социальной работы.
- 2005. - №1. - С. 54.
17. Деркач, A.A. Профессиональная деятельность в особых и экстремальных условиях: (психолого-акмеологические основы) / А.А Деркач.
- М.: Изд-во РАГС, 2003. - 152 с.
18. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы. (Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза) / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Изд - во БГУ, 2008. - 320 с.
19. Ишков, А.Д. Взаимосвязь успешности учебной деятельности и структуры процесса самоорганизации / А.Д. Ишков // Третья Российская конференция по экологической психологии (Москва, 15-17 сентября 2013г.). Тезисы. - М.: Психологический институт РАО. - 2013. - С. 119-121.
20. Ишков, А.Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности: Дисс. ... канд. психол. наук. / А.Д. Ишков. - М., 2004. - 202 с.
21. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов - М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 400 с.
22. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно - функциональный аспект) / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. -1995. - № 1. - С. 5-12.
23. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. - М.: Наука, 2000. - 256 с.
24. Корнеева, Л.Н. Профессиональная психология личности/Л.Н. Корнеева // Хрестоматия. Сост. В.А. Бодров. - М.:ПЕР СЭ; Логос, 2007. - 855 с.
25. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология /Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева - Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2016. - 251 с.
26. Крылова, А.А. Психологические проблемы самореализации личности / А.А. Крылова, А.А. Коростылева. - СПб.: Изд. СПб ун-та, 2017.¬264 с.
27. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова - М.: Знание, 1996. - 308 с.
28. Моросанова, В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. - 2010. - №2. - С. 118-127.
29. Моросанова, В.И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В.И. Моросанова, Е.М. Коноз // Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С. 36-45.
30. Моросанова, В.И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев // Вопросы психологии. - 1994. - №5. - С. 134¬140.
31. Новый энциклопедический словарь / Отв. ред. А.П. Горкин. - Издательство: Большая Российская энциклопедия/ Рипол Классик, 2012. - 1455 с.
32. Ольшанникова, А.Е. Индивидуальные варианты эмоционального
реагирования в экстремальных условиях / А.Е. Ольшанникова. - М.:
Просвещение, 2011. - 122 с.
33. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический журнал. - 2001. - №1. - С.90-101.
34. Осницкий, А.К. Связь профессионального самоопределения учащихся ПТУ с особенностями самооценки / А.К. Осницкий, Н.О. Сипачев, Ю.С. Жуйков // Результаты психологических исследований - в практику обучения и воспитания. - М., 1985. - С. 32 - 44.
35. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъективной активности / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 2006. - №1. - С. 5-19.
36. Осницкий, А.К. Регуляция деятельности и направленность
личности. Монография /А.К.Осницкий. - М.:НОУ МЭЛИ, 2007. - 203 с.
37. Осницкий, А.К. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления / А.К. Осницкий, Н.В. Бякова, С.В. Истомина // Вопросы психологии. - 2009. - №1. - С.3-12.
38. Пейсахов, Н.М. Практическая психология (научные основы): Учеб. пособие / Н.М. Пейсахов, М.Н. Шевцов. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2011. - 122 с.
39. Попова, Н.П. Саморегуляция профессиональной деятельности / Н.П. Попова. - 2009. - 228 с.
40. Психодиагностика мотивации и саморегуляции: Практикум по психодиагностике. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 127 с.
41. Психология. Словарь / Петровский А.В. Ярошевский М.Г. 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: Политиздат, 2009. -158с.
42. Психотерапевтическая энциклопедия // под ред. Б.Д.
Карвасарского. - СПб.: Питер, 1998. - 752 с.
самоорганизации / В.Г. Пушкин // Самоорганизация в природе и обществе. Тезисы докладов. - Спб.: ЛГПИ им. А. Герцена, 2017. - С. 116-118.
44. Пушкин, В.Г. Кибернетические принципы самоорганизации / В.Г. Пушкин. - СПб.: ЛГПИ им. А. Герцена, 2014. - 180 с.
45. Робертс, Г.А. Профилактика выгорания / Г.А. Робертс // Обзор современной психиатрии. - М. -2008. - № 1. - С. 44.
46. Рузавин, Г.И. Организация, самоорганизация и кооперация в развитии системы / Г.И. Рузавин // Самоорганизация: кооперативные процессы в природе и обществе. - М., 2015. - Ч. 1. - С. 7-26.
47. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 2008. - 608 с.
48. Сорокин, В.И. Морально-психологическая подготовка основная функциональная часть системы морально-психологического обеспечения деятельности МЧС России / В.И. Сорокин, А.А. Грищенко // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2014. - №1. - С. 465-486.
49. Сухинин, А.В. Суицидальное поведение сотрудников полиции: проблемы причинности и доказывания / А.В. Сухинин // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер.5. - 2011. - № 1 (14). - С. 181-185.
50. Трунов, Д.Г. Еще раз о профессиональной деформации / Д.Г. Трунов // Психологическая газета. - 2014. - № 6. - С. 32-34.
51. Филонов, Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением / Л.Б. Филонов // Психология формирования и развития личности / отв. ред. Л.И. Анцыферова. - М.: Изд-во «Наука». - 2004. - С.34-36.
52. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя / Т.В. Фурманюк // Вопросы психологии. -1994. - №6. - С. 54-67.
53. Цагарелли, Ю.А. Процессы самоорганизации, самоуправления и саморегуляции в музыкальной деятельности / Ю.А. Цагарелли // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции: Тезисы докладов научной конференции. - Казань: КГУ, 2012. - С. 11-13.
54. Харламенкова, Н.Е. Психология личности / Н.Е. Харламенкова. Режим доступа: http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/index.html
55. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура,
генезис и условия становления / Л.Б. Шнейдер: Автореф. дисс. ... д-ра
психол. наук. - М., 2001. - 46 с.
56. Шульц, Д. Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц - СПб.:Питер, 2013. - 457 с.
57. Эшби, У.Р. Принципы самоорганизации / У.Р. Эшби // Принципы самоорганизации: Сб. докладов / Под ред. А.Я. Лернера. - М.: Мир, 2016. - С. 314 - 343.
58. Юдин, Б.Г. Методологические проблемы исследования самоорганизующихся систем / Б.Г. Юдин // Проблемы методологии системного исследования. - М.: Мысль, 2000. - С. 359 - 392.
59. Greenberger, R.S.: Job hazard—how "burnout" affects corporate managers and their performance, The Wall Street Journal, April 23, 2011, p. 1.
60. Maslach, C. & Jenkins, S. R., (1994). Psychological health and involvement in interpersonally demanding occupations: A longitudinal perspective. Journal of Organizational Behavior, 15, 101-127.
61. Maslach, C. & Jenkins, S. R., (2014). Psychological health and involvement in interpersonally demanding occupations: A longitudinal perspective. Journal of Organizational Behavior, 15, 101-127.
62. Perlman, B.& Hartman, E. Burnout: summary and future
research//Human relation. - 1992. - Vol. 35 (4). - PP. 283-305.