Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОУ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №71680

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы127
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛЬЧИКОВОГО ТЕАТРА 10
1.1. Речевое развитие как предмет исследования в психологии 10
1.2. Психологические особенности детей младшего дошкольного
возраста 20
1.3. Возможности речевого развития детей младшего дошкольного
возраста средствами пальчикового театра 31
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ ПАЛЬЧИКОВОГО ТЕАТРА 45
2.1. Организация и методы исследования 45
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения уровня
сформированности мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста 47
2.3. Описание формирующего эксперимента по развитию речи детей
младшего дошкольного возраста средствами пальчикового театра 53
2.4. Результаты формирующего эксперимента 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ


В настоящее время проблема активизации словаря детей младшего дошкольного возраста становится всё актуальней. С каждым годом заметно возрастает количество детей дошкольного возраста с нарушением речи. Поэтому очень важно, как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в старшем дошкольном возрасте ребенок не испытывал трудности как в освоении программы, так и в общении со сверстниками.
В XX веке такие исследователи, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, М.Н. Щелованов, пришли к заключению, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития [20; 26; 41; 48; 61;102]. Они отмечают, что умственные способности и развитие речи ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей, двигательной и ручной.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Ф.А. Сохин) [29; 57; 79; 104; 41; 56; 10; 71; 33; 23; 95; 86].
В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания (ныне Исследовательский центр семьи и детства Российской Академии образования), выделяются три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников.
Проведенные исследования отечественных и зарубежных психологов, физиологов и педагогов показывают, что развитие рук находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка, оказывая большое влияние на функции нервной деятельности. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуют развитию речи детей дошкольного возраста. При этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольного образования не уделяют достаточно внимания развитию мелкой моторики, не в полной мере используют в своей работе различные пальчиковые игры, не владеют методикой проведения занятий. Пальчиковые игры в основном используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста, в то время как и в старшем дошкольном возрасте игры пальчиками не теряют своего развивающего потенциала. В работе со старшими дошкольниками можно
использовать игры, сочетающие элементы театрализации и пальчиковые игры (пальчиковый театр).
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развивать речь детей старшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр (пальчикового театра) и недостаточной теоретической и методической разработкой данной проблемы в практике дошкольного образования.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами младшего дошкольного возраста (Н.М. Аксарина, А.С. Галанов, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Павлова и др.) считают, что движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития речевой активности ребёнка [3; 31; 74; 70]. Они не только оказывают заметное влияние на общее психофизическое развитие, но и способствуют приобретению навыков невербального общения, обостряют тактильные возможности, тренируют мускульную память, то есть максимально способствуют речевому развитию.
Однако, несмотря на то, что дошкольные педагоги и психологи отмечают эффективность пальчикового театра в развитии мелкой моторики, лишь немногие из них сегодня применяются в современных программах в дошкольных образовательных учреждениях. Поэтому, работа в данном направлении будет эффективна только в том случае, если в ней примут активное участие воспитатель, воспитатель-логопед, психолог детского сада, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, родители. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. К одному из эффективных способов коррекции речи детей можно отнести пальчиковые игры и пальчиковый театр.
Проблема нашего исследования: каковы возможности развития речи в младшем дошкольном возрасте средствами пальчикового театра?
Цель: изучить особенности развития речи средствами пальчикового театра.
Объект исследования - развитие речи в младшем дошкольном возрасте.
Предмет - развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами пальчикового театра.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что пальчиковый театр позволяет создать необходимые и достаточные условия для развития речи младших дошкольников, так как специфика организации пальчиковых игр и инсценировок способствует развитию мелкой моторики, расширению словарного запаса, тренировке активного словаря, развитию логичности и связности речи, и снятию психологического напряжения и переживаний по поводу неправильного произношения через перенос внимания на персонажей пальчикового театра.
В связи с этим были поставлены задачи:
1. Провести анализ теоретических подходов к изучению проблемы развития речи в младшем дошкольном возрасте.
2. Изучить состояние развития речи младших дошкольников.
3. Разработать план и программу формирующего эксперимента и реализовать на практике.
4. Проанализировать опыт развития речи в младшем дошкольном возрасте средствами пальчикового театра.
5. Составить методические рекомендации педагогам ДОУ по развитию речи в младшем дошкольном возрасте.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений нами была использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы; наблюдение; аналитические беседы с воспитателями; беседы с детьми и их родителями; количественный и качественный анализ результатов исследования, математические методы (Параметрический t-критерий Стьюдента, Непараметрический критерий Вилкоксона).
Методики исследования: «Перебор пальцев» - Е.И. Рогов; Комплекс методик для изучения развития речи детей третьего года жизни Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной; «Одновременное и поочередное сжимание кистей» - Е.И. Рогов.
Теоретическая основа исследования. В основу исследования легли методические работы педагогов и психологов, занимающиеся проблемами развития речи детей младшего дошкольного возраста Н.М. Аксарина, А.С. Галанов, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Павлова; психологические исследования особенностей сенсомоторного развития Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, М.Н. Щелованов; кроме этого программа «От рождения до школы»: Н.А. Арапова-Пискарева, К.Ю. Белая, М.М. Борисова, и др. [3; 31; 74; 69; 20; 27; 41; 48; 61; 102; 75].
База исследования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №61 «Семицветик», г. Старый Оскол.
Выборку составили 23 дошкольника и 2 воспитателя.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основными условиями развития речи детей в младшем дошкольном возрасте выступают: достаточная речевая практика, адекватное речевое окружение, гармоничное воспитание и обучение. Пальчиковый театр, является одним из эффективных средств в развитии мелкой моторики и речи младших дошкольников.
2. Специально организованные занятия с дошкольниками средствами пальчикового театра, включающие развитие мелкой моторики, расширение словарного запаса, тренировку активного словаря, развитие логичности и связности речи, а так же снятие психологического напряжения и переживаний по поводу неправильного произношения через перенос внимания на персонажей пальчикового театра, способствуют развитию речи детей.
Теоретическая значимость состоит в описании возможности использования пальчикового театра как эффективного средства развития речи младших дошкольников, а также в формулировании методических рекомендаций для педагогов ДОУ по организации занятий развития речи детей младшего дошкольного возраста с использованием игр и сказок.
Практическая значимость: серии игр с использованием пальчикового театра могут быть использованы педагогами ДОУ и в центрах развития детей с целью развития речи детей 3-4 лет. А также разработанные нами методические рекомендации могут быть использованы в качестве руководства по использованию пальчикового театра как средства развития речи младших дошкольников педагогами ДОУ и родителями детей 3-4 лет.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, методы, методологическая и практическая база исследования; дана структура выпускной квалификационной работы.
В первой главе «Теоретические основы изучения проблемы развития речи в младшем дошкольном возрасте посредством использования пальчикового театра» проанализированы психологические особенности детей младшего дошкольного возраста; выделены психолого-педагогические условия развития речи младших дошкольников; описаны возможности речевого развития детей младшего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» с использованием пальчикового театра.
Во второй главе «Эмпирическое исследование развития речи в младшем дошкольном возрасте средствами пальчикового театра» описан ход, этапы и содержание эмпирического исследования; проведён анализ развития мелкой моторики и речи младших дошкольников; представлено описание процесса психологического сопровождения педагогов ДОУ при организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчикового театра с целью развития их речи; представлено описание и интерпретация результатов формирующего эксперимента; сформулированы методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчикового театра.
В заключении сделаны выводы по результатам исследования и выдвинуты предположения о дальнейших действиях в контексте проблемы исследования.
Структура работы обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение и список использованных источников, а также приложения. Объем работы составляет 126 страниц. Список использованных источников состоит из 105 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив и обобщив данные психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, можно прийти к выводу, что в последние годы активизировался интерес к данной теме. Всё больше публикаций теоретических и практических материалов посвящено вопросам активизации словаря детей и развитию мелкой моторики кисти рук у детей младшего дошкольного возраста.
Сопоставляя данные многих экспериментальных исследований, указывающих на тесную связь функции руки и речи известно, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от мускулатуры рук. Влияние импульсации мышц руки наиболее ощутимо в детском возрасте, когда идет формирование речевой моторной области. Систематические упражнения по тренировке пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Работу по развитию мелкой моторики у детей второй группы младшего дошкольного возраста желательно проводить ежедневно, уделяя ей хотя бы по 3 - 5 минут в день. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, которые способствуют повышению внимания и работоспособности детей.
Пальчиковый театр решает следующие задачи: стимулирует развитие речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Пальчиковый театр обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом.
В первой главе «Теоретические основы изучения проблемы развития речи в младшем дошкольном возрасте посредством использования пальчикового театра» выявили лингвистические основы методики формирования развития речи детей младшего дошкольного возраста; изучили психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста к использованию пальчикового театра и формированию развития речи детей младшего дошкольного возраста; рассмотрели возможности речевого развития речи детей младшего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» с использованием пальчикового театра. Как показывает анализ информации, представленный в первой главе, пальчиковый театр, является одним из наиболее успешных средств в развитии мелкой моторики с широко проработанной теоретической базой и богатой исторической подоплекой. Особенно это важно в связи с тем, что в настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности - кисти руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками.
Мы выделили множество положительных функций пальчикового театра, не только как средства развития мелкой моторики, но и творчества, памяти и пространственного мышления, что показывает исключительную пользу и универсальность, данной технологии в воспитании дошкольников.
Таким образом, о пальчиковом театре, можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл его состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики.
В своей работе мы опирались на основные психолого-диагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Н.М. Аксарина, Э.Р Пилюгина, М.М. Кольцова и др.
Изучив и обобщив данные психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что в последние годы активизировался интерес к данной теме. Всё больше публикаций теоретических и практических материалов посвящено вопросам развития мелкой моторики кисти рук у детей младшего дошкольного возраста. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка.
Пальчиковый театр - хороший помощник для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию.
Вторая глава «Эмпирическое исследование развития речи в младшем дошкольном возрасте средствами пальчикового театра» состояла из трех этапов. На первом этапе (констатирующем) мы провели диагностическое обследование каждого ребёнка (индивидуально), выявили уровень развития мелкой моторики и активности словаря детей. Мы выяснили, что исходный уровень мелкой моторики у детей 3-4 лет недостаточен. На основе полученных данных разработали и провели коррекционно-развивающую программу. На втором этапе (формирующем) подобрали серия из 15-ти пальчиковых игр и 10 пальчиковых спектаклей по мотивам детских сказок для активизации словаря и развитию мелкой моторики у испытуемых, провели коррекционно-развивающая работа. На третьем этапе (контрольном) выявили итоговый уровень развития мелкой моторики и активизации словаря у детей 3-4 лет, который после проведенной развивающей работы существенно повысился.
Полученные нами результаты педагогического наблюдения свидетельствуют об улучшении понимания речи (дети показывают нужный предмет, часть тела, способны найти аналогичные части тела у себя); дети способны различать знакомые предметы, классифицировать предметы по видовым признакам, способны работать по сюжетной картинке (отвечать на вопросы, с использованием простых и сложных предложений); кроме этого в результате применения пальчиковых игр и пальчикового театра нужно отметить достаточный уровень развитии мелкой моторики испытуемых.
После проведенного педагогического наблюдения нами были составлены методические рекомендации для работника ДОУ и родителей по формированию развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчикового театра. А также для родителей были проведены консультации по данной теме.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза (предположение о том, что специально организованные занятия с дошкольниками на основе пальчикового театра, включающие развитие мелкой моторики, расширение словарного запаса, тренировку активного словаря, развитие логичности и связности речи и снятие психологического напряжения и переживаний по поводу неправильного произношения через перенос внимания на персонажей пальчикового театра, способствуют развитию речи детей) доказана.
Дальнейшие перспективы исследования данной темы заключаются в разработке дополнительных сценариев пальчиковых игр и инсценировок, направленных на развитие всех компонентов речи младших дошкольников.



1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М.: Просвещение, 2005. - 176с.
2. Авдеева Н.Н. Вы и младенец. - М.: Просвещение, 2001. - 213с.
3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.- М.: Медицина 2007. - 304с.
4. Акулова О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Воспитание дошкольников. М. - 2000. - №7. - С. 56-63.
5. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников.- М.: Академия, 2000. - 159 с.
6. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучение родному языку. - М., 2007. - 345 с.
7. Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 159с.
8. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы.- М.: Просвещение, 2003.¬235с.
9. Артемова Л.В. Формирование общественной направленности ребенка в дошкольной игре.- Киев. 2007. - 480с.
10. Бабаева Т.И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. Издание: Детство - Пресс. - 2012. -128с.
11. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 2003. - 423 с.
12. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.- Воронеж: Учитель, 2006. - 236с.
13. Белоус Е.К. Развитие речи и фонематического слуха в театрально¬игровой деятельности. Дошкольное воспитание.- М. - 2009. - №7. - С. 66-70.
14. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов.- М.: Академический проект, - 2005.
15. Браткова Т.М. О психолого-педагогической помощи семьям, воспитавающим детей раннего возраста с проблемами в развитии. Дошкольное воспитание.- М. - 2010. - № 2. - С.55-60.
16. Бубнова Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера.2007.- 89с.
17. Брунер Дж. О познавательном развитии. Исследования развития познавательной деятельности. - М.: Педагогика, 1971. - С. 25-98.
18. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка.-М. -1999. - 221с.
19. Васильева М.А. Основы культуры речи. Издательство «Русский язык».- М.- 1990.- 248с.
20. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе. - М.: Знание, 1994.- 192с.
21. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.
22. Ветчинкина Т.К. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника. Учитель. - М.- 2009. - №3. - С. 14-15.
23. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография: избранные труды.- М.: Наука, 1997. - 310с.
24. Виноградова А.Д. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.- СПб.: Питер, 1997, С.5-10.
25. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте.- М.: Педобщество, 2003. - 240с.
26. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования.- М.: Лабиринт, 1996. - 416с.
27. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.¬125с.
28. Выготский Л.С. Проблемы психологического развития ребёнка. Избранные психологические исследования.- М.: Просвещение, 1956.- 210с.
29. Выготский Л.С. Детская речь.- М.: Педагогика, 2006 - 420 с.
30. Вяткин Б.А. Структура индивидуального стиля педагогических воздействий воспитателя и его системообразующая функция.- Пермь: Академия, 2008. - 154 с.
31. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей.- М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.
32. Гальперин П.Я. Введение в психологию.- Ростов-на-Дону, 1999. - 345 с.
33. Гвоздев Н.А Вопросы изучения детской речи.- СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
34. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 241 с.
35. Горохова И.А. Развитие речи: Динамика формирования речи в онтогенезе. [Электронный ресурс]. URL: http://mosmama.ru. Дата обращения 22.11.2016.
36. Григорьева Г.Г. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. - метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания.- М.: Просвещение, 2003. - 253 с.
37. Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных. Собр. соч. Т. 2. - М., 1993. -49с.
38. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М.: Просвещение, 2004. - 98с.
39. Журба Л.Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М., 1981. -С.150-198.
40. Журнал «Дошкольное воспитание» [Электронный ресурс].
URL:http://dovosp.ru/j dv/about/.Дата обращения 15.06.2017.
41. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком - дошкольником литературного произведения. Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию.- М.,1949. - 247с.
42. Зубарева Н.С. Коммуникативные навыки как основа оптимального педагогического общения. Теория и практика развивающего обучения. - М.: Гном, 2001. - 354с.
43. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М.: Педагогика, 2002. - 187с.
44. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада.- М.: Знание, 2009. - 96 с.
45. Кабанова Т.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет. -М.-2008. - 104с.
46. Кан-Калик В.А. Воспитателю о педагогическом общении. -М.:
Просвещение, 1997. - 168 с.
47. Кистяковская М.Ю. и др. Физическое воспитание детей дошкольного возраста.- М., 1978. -С. 48-74.
48. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.- Екатеринбург: У - Фактория, 2006. - 224 с.
49. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования.- М., 2005.- С.121-176.
50. Комина Е. В. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi.Дата обращения 14.02.2016.
51. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник. ИНФРА - М.- 2008. -400с.
52. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 251 с.
53. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 412 с.
54. Лангеймейер В.Й. Психическая депривация в дошкольном возрасте.- М.: Просвещение, 1984, С.5-19, 26-40.
55. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. Избранные психологические произведения.- М.: Педагогика, 1983. -Т.1.
56. Леонтьев А.Н. Психология общения.- М.: Тарту, 2002.- С. 59-101.
57. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. -М.- 1985. - 214 с.
58. Леушина А.М. О своеобразии образов в речи маленьких детей. - М.¬1946.- С.17 - 27.
59. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов.- Москва: Институт практической психологии, 2000. - 304 с.
60. Лурия А.Р. Письмо и речь.- М.: Академия, 2008. - 352с.
61. Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М.: Просвещение, 2006. - 315 с.
62. Мастюкова Е.М., Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционнои педагогики и специальной психологии. Под общей ред. проф. В.И. Селиверстова и проф. Б.П. Пузанова. М.,2003.
63. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Педагогика, 2004. - 300с.
64. Материалы интернет - портала «Психология от А до Я» [Электронный ресурс] URL:http://azps.ru/articles/.Дата обращения 10.09.2016.
65. Миронова Е.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.- М.: Педагогика, 2001.- 254 с.
66. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа. Вопросы психологии. -2009. - N1. С.15-19.
67. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Владос, 2000. - 345 с.
68. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М.- 2009.- 640 с.
69. Павлова Л.Д. Малыш учится говорить. Дошкольное воспитание.- 2008.
- №8. - С.84 - 86.
70. Павлова Л.Д. Раннее детство: развитие речи и мышления. - М.: Просвещение, 2000. - 208 с.
71. Пешковский А.М. Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы. - М.: Гос. Акад. Худ. Наук, 1997. - 312 с.
72. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 2006. - 144 с. л.
73. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка.- М., 1998. - 347 с.
74. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1983.С.87-102.
75. Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ,2010.- 304 с.
76. Попов М.И. Развитие речи у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. -223с.
77. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. Система работы психолога с детьми разного возраста. -2001.- 384с: ил.
78. Розенгарт - Пупко, Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста.- М.: Смысл, 2003. - 178 с.
79. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
80. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2001. - 433с.
81. Рузская А.Г. Влияние эмоционального контакта со взрослым на появление первых слов у детей конца первого - начала второго года жизни. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М., 1974. -С.78¬103.
82. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО
«Издательство АСТ», 2004. - 44с.
83. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.- М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 272с.
84. Светлова И.Е. Сенсомоторное развитие дошкольников. Пособие для педагогов дошк. учреждений.- М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224с.
85. Смирнова Е.О. Первые шаги.- М: Мозаика-Синтез, 2007. - 160 с.
86. Сохин Ф.А. Основные задачи развития и речи, психолого - педагогические основы развития речи.- М., 2002. - 223 с.
87. Соссюр Ф. Труды по языкознанию.- М.: Прогресс, 1977.-80с.
88. Тарасов Е.Ф. Речевое общение как воздействие. Актуальные проблемы. Тезисы докладов Всерос. научн. конфер. Челябинск: ЮурГУ, 2009, С.98 - 105.
89. Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в детском саду.- М.: Мозаика- Синтез, 2007. - 112 с.
90. Тихеева Е.И. Влияние пословиц и поговорок на развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1981 - 195 с.
91. Узнадзе Д.Н. Мотивация - период, предшествующий волевому акту Психология личности.- М., 1982.
92. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.-2-е изд. - М.:ТЦ Сфера, - 2008.- 96с.
93. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет. Дошкольное воспитание.- М - 2006. - №1. - С. 59-66.
94. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
95. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собрание сочинений в 11-ти томах. Т. 2. - М., 1948. -120с.
96. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155).
97. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ.- М., «Просвещение», 2000.
98. Фигурин Н.Л. Этапы поведения детей в возрасте от рождения до одного года.- М., 1949, -С.105-180.
99. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М.: Владос 2012.- 186 с.
100. Цветкова Л.С. «Нейропсихология счета, письма и чтения. Нарушение и восстановление».Изд-во МПСИ, Модэк.-М. 2005.- С.95-120.
101. Штерн В. Психология раннего детства.- СПб.: Стиль, 2005. - 230 с.
102. Щелованов Н.М. Диагностика развития детей раннего возраста. - М.: Эксмо, 2005. - С.15-19.
103. Щерба Л.В. Языковая система и речевая -Л., 1974. - C.78-98.
104. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 2000. - 267 с.
105. Яшина В.И. Методические принципы развития речи детей. Вопросы речевого развития дошкольников. - М.,1998. №5. С.14-20.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ