Введение 4
Глава I. Направления и пути совершенствования методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов высших учебных заведений 9
1.1. Основные направления перестройки высшего профессионального образования в современных условиях
развития страны 9
1.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка
Ь студентов высших учебных заведений технического профиля 11
1.3. Перспективные пути совершенствования методики профессионально-прикладной подготовки студентов технических высших учебных заведений 22
1.4. Резюме 33
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 36
2.1. Задачи исследования 36
2.2. Методы исследования 36
^ 2.3. Организация исследования 37
Глава 3. Методика профессионально прикладной физической подготовки студентов инженерно-строительного института 42
3.1. Содержание профессионально-прикладной физической подготовки инженеров-строителей 42
3.2. Целесообразность использования игровой формы организации занятий ППФП 48
3.3. ППФП в учебной программе по физической культуре для студентов инженерных специальностей 66
?
3.4. Резюме 77
ё.
Глава 4. Экспериментальное обоснование методики ППФП на
физкультурных занятиях в вузе 80
4.1. План педагогического эксперимента 80
Ф 4.2. Результаты педагогического эксперимента и их
обсуждение 83
4.3. Резюме 99
Выводы 102
Практические рекомендации 105
Список литературы 108
Приложения 128
Актуальность. Высокий уровень современной техники и технологии, постоянное повышение интенсивности человеческой деятельности предполагают соответствующую подготовленность и самого человека. Многими отечественными учеными и специалистами [9, 24, 26, 29, 67, 90, 92, 93, 99, 156 и другие] поднимается вопрос о необходимости принятия мер для роста не только профессиональных знаний, но и физической культуры человека труда.
С учетом этого заблаговременная подготовка молодежи (и не толь¬ко ее) к избранной профессиональной деятельности, к отдельным видам профессиональных работ ныне стала предметом пристального внимания как специалистов физического воспитания, так и организаторов производства, работников народного образования [1, 31, 46, 59, 152]. Причем, при¬знание важности и необходимости профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в системе специального образования накладывает еще большую ответственность на теоретиков и практиков физического воспитания за качество изысканий, проводимых в области многогранных проблем ППФП [29, 30, 37, 50, 66, 131].
За последние 10 лет на научно-методических конференциях различного уровня, в периодической печати, в диссертационных работах, много¬численных методических рекомендациях отмечается значительное увеличение количества материалов по различным аспектам ППФП. Однако в большинстве публикаций в основе построения процесса профессионально¬прикладной физической подготовки остаются положения и принципы, ориентирующие его только на физическую и психофизическую тренировку будущих специалистов. Практически отсутствуют работы, где ППФП была бы органично связана с формированием физической культуры студентов технических вузов, что создает определенные трудности в достижении цели физического воспитания, обозначенного в его Концепции [66, 128, 156]. Причем, в современных представлениях профессионально¬прикладной физической подготовки абсолютно исключена её ориентация на ведущую деятельность, свойственную данному студенческому возрасту,
- выбор профессии, профессиональное самоопределение. Поэтому поиск новых направлений улучшения качества процесса ППФП на основе технологий личностной педагогики и сейчас остается значимым для теории и методики физического воспитания студенческой молодежи. Это и определяет актуальность диссертационного исследования.
Объект исследования: процесс физического воспитания в высших учебных заведениях инженерного профиля.
Предмет исследования: организационные формы построения процесса профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов.
Цель исследования: совершенствование методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов высших учебных заведений инженерных специальностей.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что качество процесса физического воспитания в конечном итоге повысится, если профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов будет разработана на основе игровой формы обучения, где будут реализованы рациональные пути создания педагогических ситуаций личностного развития: вхождение предлагаемого игрового опыта в контекст жизненной и профессиональной сферы учащихся.
1. Приоритетную направленность профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов определяет формирование физической культуры личности, что создает благоприятные условия, как для физического развития, так и для совершенствования профессионально важных качеств будущих инженеров. Перспективным направлением совершенствования методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов высших учебных заведений является личностно ориентированное образование, которое предполагает построение такого педагогического процесса, где учащимся создаются определенные условия деятельности, в которых личность через собственный опыт познает ценности и значимость физической культуры для освоения будущей профессии.
2. Условия личностного развития студентов характеризуются следующими чертами: нелинейность образовательного процесса; незавершенность и открытость информации о физической культуре; субъективность неустойчивость и нестабильность знаний о физической культуре; определение целей физического воспитания не ограничивается государственным заказом, а расширяется потребностями личности; ориентация физического воспитания на разностороннее, а не всестороннее развитие личности; свойства личности не формируются учителем в соответствии с нормативами, а создаются условия для их развития; личности учителя и ученика являются субъектами педагогического взаимодействия; ученик - цель, а не средство образовательного процесса; логика познания дополняется ассоциативными и интуитивными открытиями в процессе занятий; ориентация не только на конечный результат, но и на процесс приобретения знаний и опыта физ¬культурного поведения посредством специально организованного их проживания и переживания в учебно-воспитательной деятельности. Перечисленные условия личностного развития в концентрированном виде создает игровая деятельность, так как востребование личностных качеств студен¬тов полнее всего проявляется именно в игре, когда ее участники начинают общаться на личностно-смысловом уровне.
3. Содержание профессионально-прикладной физической подготовки составляют, прежде всего, дидактические и ролевые игры (имитационные, символические и исследовательские и их разновидности), а также подвижные и спортивные игры, в которых акцентируется внимание на ценность и значимость двигательных действий и возможности их реализации в жизненном и профессиональном опыте.
1. Акимов М.В. Индивидуальный стиль здорового образа жизни студентов
- цель обучения в системе образования // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 9 -10. - С. 10 -12.
2. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. - Тюмень, 1997. - 103 с.
3. Алексеев Н.А. Педагогические основы проектирования личностно ори-ентированного обучения: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тюмень, 1997.-49 с.
4. Амоношвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического про¬цесса. - Мн.: Университетское, 1990. - 560 с.
5. Арбиб М. Метафорический мозг. - М.: Мир, 1976. - 296 с.
6. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. - 2-е изд. - М.: Медицина, 1990. - 191 с.
7. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека.
- Киев: Здоровье, 1987. - 226 с.
8. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физ¬культура и спорт, 1988. - 208 с.
9. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. - 1990. - №1. - С. 22 - 27.
10. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И.. Физическая культура: молодежь и со¬временность // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №4. - С. 2-8.
11. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физичес¬кого воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 23-25.
12. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пос. для инженерно-педагогических и индустриально-педагогических технику¬мов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.
13. Белов В.И. Энциклопедия здоровья: Молодость до ста лет. - М.: Хи¬мия, 1993. - 400 с.
14. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учеб¬но-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М., 1989. - 141 с.
15. Бишаева А.А., Горяная Г.А. Модель занятия по профессионально¬прикладной физической подготовке студентов-геологов // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 11. - С. 30-33.
16. Богенкова Е.В. Физические упражнения и развитие человека как лич¬ности // Ананьевские чтения - 2000: Тезисы научно-практической кон¬ференции (25-27 октября 2000 года). - СПб.: Изд-во С. - Петербургско¬го университета, 2000. - С. 12-14.
17. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманисти¬ческих теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - Ростов - на Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
18. Бондаревский Е.Я., Ханкельдиев Ш.Х. Физическая подготовленность учащейся молодежи. - Ташкент: Медицина, 1986. - 208 с.
19. Бондаренко С.М., Ротенберг B.C. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.: Изд- во МОКБ «МАРС», 1999. - 200 с.
20. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные пространство и время человека // Вопросы философии.
- 1978.- №3. - С. 146.
21. Булавкина Т.А. и др. Использование метода репертуарных решеток в целях коррекции технических вузов средствами физического воспита¬
ния // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 41-
45.
22. Валеева Г.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка ин- женеров-технологов и механиков нефтяного производства // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1. - С. 56.
23. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
24. Визитей Н.Н. Физическая культура личности / проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогиче¬ские аспекты. / Отв. ред. В.И.Столяров. - Кишинев: Штиинца, 1989. - 110с.
25. Виленский М.Я., Минаев Б.Н. Пути компнсации дефецита двигатель¬ной активности и повышения физической работоспособности студентов // Теория и практика физической культуры. - 1975. - № 4. - С.54-58.
26. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умст¬венного труда. - М.: Знание, 1987. - 96 с.
27. Виленский М. Я. Педагогические отношения в теории и практике фи¬зического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 8. - С.9 -11.
28. Виленский М.Я. Физическое воспитание в целостной системе профес¬сиональной готовности выпускника высшей школы // Здоровый образ жизни и физическая культура студентов: Социологические аспекты. - Харьков, 1990. - С. 65-70.
29. Виленский М.Я. Физическая культура в профессонально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования: методология и тео¬рия // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 11. - С. 27-
Ill
30. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образователь¬ном пространстве ВУЗа // Физическая культура: воспитание, образова¬ние, тренировка. - 1996. -№1. - С. 27-32.
^ 31. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и
практика физической культуры. - 1999. - №10. - С.2-6.
32. Виноградов П. А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно¬спортивной работы среди учащейся молодежи // Теория и практика фи¬зической культуры. - 1998. - № 7. - С.24-26.
33. Выдрин В. М. Перестройка в области физической культуры (проблемы и пути) // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 8. - С.22
*
i -24.
34. Выдрин В.М., Б.К. Зыков, А.В. Лотоненко. Физическая культура сту¬дентов вузов / Под ред. В.И. Жолдака. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун¬та, 1991.- 127 с.
35. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилиза¬цию XXI века // Новые ценности образования. - М., 1991. - выпуск 6. - С. 34.
36. Геодакян В.А. Системно-эволюционная трактовка асимметрии мозга // Системные исследования. - М.: Наука, 1986. - 216 с.
37. Гончаров В.Д. и др. Профессионально-прикладная физическая подго¬товка студентов вузов: реальность и перспективы // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 7. - С. 12-13.
38. Государственный образовательный стандарт высшего профессиональ¬ного образования. - М., 1995. - 384 с.
39. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1987. - 286 с.
k 40. Гульянц А.Е. Методика круговой тренировки силовой направленности
в системе физического воспитания студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1988. - 27 с.
112
41. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогика, 1972. - 423 с.
42. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. - М.: Медицина, 1988. - 378 с.
43. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 63 с.
44. Динейка К.В. 10 уроков психофизической тренировки. - М.: Физ¬культура и спорт, 1987. - 63 с.
45. Душанин С.А., Пирогова О.Я., Иващенко Л.Я. Самоконтроль физиче¬ского состояния. - К.: Здоровье, 1980. - 26 с.