ВВЕДЕНИЕ 10
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УМЕНИЙ ФОРМУЛИРОВАТЬ СУЖДЕНИЯ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 17
1.1. Характеристика мышления как психологического феномена 17
1.2. Особенности формирования у старших дошкольников
умений формулировать суждения и умозаключения 28
1.3. Характеристика интерактивной игры как средства
формирования умений формулировать суждения и умозаключения у старших дошкольников 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 47
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ФОРМУЛИРОВАТЬ СУЖДЕНИЯ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР 49
2.1. Организация и описание методов психологической
диагностики уровня сформированности умений
формулировать суждения и умозаключения у старших дошкольников 49
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования уровня
сформированности умений формулировать суждения и умозаключения у старших дошкольников на констатирующем этапе 56
2.3. Комплекс интерактивных игр, направленных на
формирование умений у детей старшего дошкольного возраста формулировать суждения и умозаключения 66
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования уровня сформированное™ умений формулировать суждения и умозаключения у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе 75
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Стимульный материал теста «Нелепицы»
(автор Р. С. Немов) 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Стимульный материал теста «Исключение
лишнего» 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Перечень дополнительного игрового
оборудования для игры с мини-роботом Bee-bot 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Наглядный материал для игр с использованием
интерактивной доски SMART Board. 95
Актуальность исследования. Современные требования к качеству образования в период дошкольного детства с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, сохраняющей элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Современный дошкольник должен иметь не только определенный запас знаний об окружающем мире, но и уметь использовать эти знания в конкретных жизненных ситуациях. Он должен быть любознательным и активным, иметь интерес к познанию нового и неизвестного [2].
Программы нового поколения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования учитывают изменения современного дошкольного образования, особенности нынешних дошкольников. В старшем дошкольном возрасте при ознакомлении с природой и социальной действительностью детей учат сравнивать, опираясь на анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, классифицировать, делать выводы и умозаключения, высказывать суждения. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством логического мышления.
Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе наглядно-образного мышления. Отечественные исследования Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, М. В. Кралиной, Л. Ф. Тихомировой, а также зарубежных авторов Дж. Брунера, П. Спенсера показали, что интеллектуальные возможности ребенка дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее, и в условиях организованного систематического обучения дети могут достигнуть такого уровня мыслительной деятельности, который позволяет обобщать предметы на основе их существенных признаков, понимать простые причинные и функциональные зависимости между объектами и явлениями. Поэтому дошкольное детство является сензитивным периодом для развития многих психических процессов [46, с. 23].
Для формирования основных мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста (анализа, синтеза, классификации, сравнения и т. д.) в условия дошкольной образовательной организации особую роль играет образовательная среда, которая включает в себя систему взаимодействия участников образовательных отношений, основные содержательные компоненты познавательного и личностного развития дошкольников и развивающую предметно-пространственную среду.
В настоящее время в дошкольных образовательных организациях появляются новые технические средства обучения: интерактивные доски с программным обеспечением, цифровые лаборатории, интерактивные игры и игрушки, направленные на развитие речевой, эмоционально-волевой, когнитивной и других сфер личности ребенка.
Использование интерактивных игр позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок активно взаимодействует со взрослыми, сверстниками и предметами. Именно это способствует осознанному усвоению новых знаний. Внедрение интерактивных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме помогает решать задачи речевого, познавательного, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.
В современных программах дошкольного образования предприняты попытки формирования у детей дошкольного возраста некоторых логических приемов путем включения специальных заданий, но при этом система заданий, направленная на формирование конкретных логических приемов, а также для формирования умений формулировать суждения и умозаключения, не всегда является полной и систематически организованной.
Несмотря на оснащенность детских садов современными средствами обучения, педагоги дошкольного образования предпочитают традиционные дидактические игры для формирования мыслительных операций старших дошкольников, включая интерактивные игры лишь ситуативно, механически используя их.
Значимость определенной нами проблемы объясняется важностью преодоления противоречия между необходимостью формирования умений формулировать суждения и умозаключения у старших дошкольников и отсутствием в практике организации образовательной деятельности методического обеспечения применения современных интерактивных средств обучения, направленных на формирование умений формулировать суждения и умозаключения у старших дошкольников.
Обнаруженное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: поиск возможностей интерактивных игр при формировании умений формулировать суждения и умозаключения у старших дошкольников.
Объект исследования: формирование умений формулировать суждения и умозаключения у старших дошкольников.
Предмет исследования: интерактивные игры как средство формирования умений формулировать суждения и умозаключения у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически и эмпирически обосновать возможность интерактивных игр в формировании умения строить суждения и умозаключения у старших дошкольников; разработать и реализовать комплекс интерактивных игр по формированию умений формулировать суждения и умозаключения у старших дошкольников.
Гипотеза: предполагаем, что интерактивные игры будут средством формирования умения строить суждения и умозаключения у старших дошкольников, поскольку:
— они способствуют формированию представлений о разных видах суждений (истинные, ложные, частные и т. д.) и умозаключений (правильные, индуктивные, дедуктивные и т. д.);
— позволяют совершенствовать умения формулировать суждения и умозаключения разного типа и вида в соответствии с этапами развития логических приемов (практический, зрительный, моделирующий, внешнеречевой, умственный).
Задачи:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования определить сущность мышления и выявить особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать возможности интерактивных игр как средства формирования умений формулировать суждения и умозаключения у старших дошкольников.
3. Выявить уровень сформированности умения формулировать
суждения и умозаключения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и реализовать комплекс интерактивных игр по формированию умений формулировать суждения и умозаключения у детей старшего дошкольного возраста.
5. Проверить в ходе опытно-поисковой работы эффективность комплекса интерактивных игр, направленного на формирование умений формулировать суждения и умозаключения у детей старшего дошкольного возраста.
Терминологический аппарат: словесно-логическое мышление, суждения и умозаключения, интерактивная игра, старший дошкольный возраст.
Теоретико-методологическая основа исследования: теория
деятельностного подхода в формировании личности (Л. С. Выготский, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.), психолого-педагогические теории развития мышления (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина), теоретические положения отечественной общепсихологической теории о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности, единстве мышления и речи, соотношении языка и речи (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия), теория речевой деятельности (Т. В. Ахутина, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и др.), теория о поэтапном формировании умственных действий и формировании семантических, речемыслительных и языковых операций (П. Я. Гальперин, Л. Н. Ефименкова, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова), принципы систематичности и последовательности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), концепция развивающего обучения (Н. Б. Истомина), концепция проблемного обучения (А. В. Брушлицкий).
Методы исследования:
— теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение;
— эмпирические методы: тестирование с использованием
стандартизированных психодиагностических методик:
1. «Невербальная классификация» (автор Т. Д. Марцинковская).
2. «Нелепицы» (автор Р. С. Немов).
3. «Исключение лишнего».
— методы математической статистики, обеспечивающие качественный и количественный анализ результатов исследования. Количественный анализ данных выполнен в программе IBM SPSS Statistics 19.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 «Сказка» посёлка Горноуральский Горноуральского городского округа Свердловской области. В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста. Общее количество участников исследования 48 воспитанников, из них 28 мальчиков, 20 девочек.
Основные этапы исследования. Настоящее исследование проводилось с 2017 по 2020 гг.
На первом теоретико-поисковом этапе (сентябрь 2017 — январь 2018 гг.) проводился анализ психолого-педагогической литературы, изучались
диссертационные материалы и научные труды, касающиеся проблем формирования умений формулировать суждения и умозаключения у детей старшего дошкольного возраста. На основании анализа данной проблемы мы определили методологическую основу исследования, понятийный аппарат, объект и предмет, сформулировали цель, задачи и рабочую гипотезу исследования.
На втором опытно-поисковом этапе (февраль 2018 — июнь 2019 гг.) проводилось уточнение рабочей гипотезы, цели и задач исследования, разрабатывался и реализовался в ходе опытно-поисковой работы психолого-педагогический проект, направленный на развитие умений формулировать суждения и умозаключения детей старшего дошкольного возраста.
На третьем итогово-обобщающем этапе (июль 2019 — январь 2020 г.) осуществлялась систематизация и обобщение полученных материалов, обрабатывались и анализировались результаты опытно-поисковой работы, проводилась работа по текстовому оформлению диссертации.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и расширении психолого-педагогических представлений о возможностях интерактивной игры как средства формирования умений строить суждения и умозаключения у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса интерактивных игр и методических рекомендаций для педагогов по формированию умений строить суждения и умозаключения в процессе использования интерактивных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы в практике деятельности специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Апробация результатов исследования:
Основные результаты и выводы магистерского исследования были представлены на заседании кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», в электронных научных журналах «Аллея науки», «Личность и общество».
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений.
В рамках исследуемой проблемы нами было проведено исследование, которое включало в себя три основных этапа поисково-исследовательской деятельности: констатирующий, формирующий и контрольный. Теоретическое изучение и анализ проблемы исследования по формированию умений у старших дошкольников формулировать суждения и умозаключения позволили сделать следующие выводы:
1. По мнению А. В. Брушлицкого, мышление — «психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового, т. е. процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникший на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы» [11, с. 56].
2. В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, А. А. Люблинская и некоторые другие авторы рассматривают «логическое мышление как способность и умение ребенка самостоятельно производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение» [6, с. 28]. Е. В. Бурмистрова определяет «логическое мышление как умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей» [4, с. 12.].
3. К концу старшего дошкольного возраста у детей формируются основы логического мышления и связанные с ним мыслительные операции. На протекание этого процесса влияют и созданные условия, способствующие формированию данных операций. В исследовании М. Л. Кусовой и Л. В. Ворониной были выделены психолого-педагогические условия, способствующие развитию у детей умений строить суждения и умозаключения: личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, организация разнообразной деятельности, создание у детей внутренней (познавательной) положительной мотивации, целенаправленность, систематичность, поэтапность формирования логических приемов. [64, с. 130].
4. Нами были определены возможности интерактивных игр как средства формирования умений у старших дошкольников формулировать суждения и умозаключения. В процессе взаимодействия с интерактивными играми дети усваивают понятия о суждениях и их возможных значениях истинности, учатся выражать причинно-следственные отношения в форме условных суждений, формулировать суждения разного рода и типа. В игровой форме у детей старшего дошкольного возраста формируется умение решать логические задачи, они учатся видеть ошибки в умозаключениях, формулировать и доказывать собственные умозаключения.
5. На констатирующем этапе результаты исследования показали, что у всех воспитанников невысокий уровень сформированности умений формулировать суждения и умозаключения, т. к. показатели уровня словесно-логического мышления, уровня способности к абстрагированию и обобщению находятся на среднем и низком уровнях.
6. Для формирования умений у детей старшего дошкольного возраста умений формулировать суждения и умозаключения нами был разработан и реализован комплекс интерактивных игр. Данный комплекс включает в себя игры с использованием программируемых мини-роботов Bee-bot, цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» (8 модулей), интерактивной доски SMART Board функцией мультитач.
7. По результатам исследования на контрольном этапе опытно - поисковой работы мы отметили положительную динамику и повышение уровня сформированности умений формулировать суждения и умозаключения у детей старшего дошкольного возраста. На основании этого можно сделать вывод, что применении комплекса интерактивных игр в ходе организации непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов и в индивидуальной работе с детьми старшего дошкольного возраста является эффективным.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» [Электронный ресурс]. —
URL :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения : 07.06.2019).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 115517 [Электронный ресурс]. — URL: https://fgos.ru (дата обращения: 07.06.2019).
Литература:
3. Агаева, Е Формирование элементов логического мышления
[Текст] / Е. Агаева // Дошкольное воспитание. — № 1. — 2009. — С. 15-18.
4. Азарова, А. Метод ролевой игры [Текст] / А. Азарова. — Спб. : Речь, 2011. — 352с.
5. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш. А. Амонашвили. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 469 с.
6. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А. С. Белкин.
— М : Академия, 2000 — 192 с.
7. Белошистая, А. В. Развиваем логику [Текст] / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание.— 2002. — № 6. — С. 33-35.
8. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров [Текст] / В. П. Беспалько. — М. : Бином, 2005. — 349 с.
9. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В. П. Беспалько. — М., 2002. — 215 с.
10. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] / А. В. Брушлицкий. — М. : Знание, 1983. — 411 с.
11. Брушлицкий, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] / А. В. Брушлицкий. — М. : Институт практической психологии, 1996.
— 392 с.
12. Воронина, Л. В., Карпова М. В. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений строить суждения и умозаключения [Текст] / Л. В. Воронина, М. В. Карпова // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 4. — С. 37-43.
13. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии
[Текст] / Л. С. Выготсткий // Собр. соч. : В 6 т. — М., 1982. — Т. 2.
14. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч. : В 6 т. — М., 1984. — Т. 4
15. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка [Текст] // Вопросы психологии. — 1969. — № 1. — С. 36-52.
16. Гальперин, П. Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». [Текст] / П. Я Гальперин. — М., 1965. — 429 с.
17. Гаязов, А. С. Образование и образованность гражданина в современном мире [Текст]: учебник / А. С. Гаязов. — М. : Наука, 2003. — 276 с.
18. Гоголева, В. Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет [Текст] / В. Г. Гоголева. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2014. — 56 с.
19. Горячев, А. В. О понятии Информационная грамотность: Информатика и образование [Текст] / А. В. Горячев. — М., 2001. — 369 с.
20. Гурова, Л. Л. Психология мышления [Текст] / Л. Л. Гурова. — М. : Пер Сэ, 2005. — 136 с.
21. Демина, Е. С. Диагностика развития математических способностей детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов дошкольного образования и студентов, обучающихся по специальности «дошкольная педагогика и психология» [Текст] / Е. С. Демина. — Барнаул : Изд-во БГПУ, 2012. — 119 с.
22. Зак, А. З. Как определить различия в мышлении детей 6-10 лет [Текст] / А. З. Зак. — М .: НПО «Модэк», 2009. — 144 с.
23. Зак, А. З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6-15 лет [Текст] / А. З. Зак. — М. : АРКТИ, 2013. — 143 с.
24. Иванов, В. Л. Электронный учебник: системы контроля знаний. Информатика и образование [Текст] / В. Л. Иванов. — М., 2002. — 375 с.
25. Иванова, О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр [Текст] / О. В. Иванова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа : Лето, 2013. — С. 48-52.
26. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения: учеб.-метод. пособие [Текст] / С. С. Кашлев. — 2-е изд. — Минск : ТетраСистемс, — 2013.
— 224 с.
27. Клейман, Г. М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения [Текст]: Пер. с англ. / Г. М Клейман. — М. : Радио и связь, — 2004. — 347 с.
28. Леонтьев, А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А. Н. Леонтьев, А. , В. Запорожец. — М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2009. — 144с.
29. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое
пособие [Текст] / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2008. — 76 с.
30. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология: учебник [Текст] / Т. Д. Марцинковская. -- М. : Гардарики, — 2000. —255 с.
31. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред.В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой М. : Мозаика- Синтез, 2005. — 67 с.
32. Михайленко, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания [Текст] / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 5. — 25 с.
33. Михайлова, З. А. Освоение исследовательских действий детьми старшего дошкольного возраста в логико-математических играх [Текст] // Методические советы к программе «Детство». — СПб. : Детство-Пресс, 2008.
— С. 128-146.
34. Молоков, Ю. Г. Актуальные вопросы информатизации образования: Сб. науч. тр [Текст] / Ю. Г. Молоков. — Новосибирск, 2002. — 376 с.
35. Мясоед, Т. А. Интерактивные технологии обучения [Текст]: Спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. — М., 2004. — 346 с.
36. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. КН. 1. Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Р. С. Немов. — М. : ВЛАДОС, 2009. — 687 с.
37. Нижегородцева, Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н., В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков — М. : Владос, 2008. — 219 с.
38. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция [Текст] / Т. Н. Овчинникова. — М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010. — 208 с.
39. Огерчук, Л. Ю. Изучение «Технологии» как средство развития логического мышления младших школьников: [Текст] / Л. Ю. Огерчук. Автореф. дис...канд.пед.наук. М. : КДУ (МГУ им. М. В. Ломоносова), 2008. — 190 с.
40. Панфилова, А. П. Мозговые штурмы [Текст] / А. П. Панфилова. — Спб. : Питер, 2005. — 316 с.
41. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: учебное пособие для студ. учреждений высш. Проф. образования / А. П. Панфилова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 192 с.
42. Пасяева, К. З. Развитие внимания и логического мышления [Текст] / К. З. Пасяева // Начальная школа. — 2008. — № 7. — С. 38-40.
43. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; под ред. С. А. Смирнова. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 512 с.
44. Петровский, А. В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., доп. и перераб. [Текст] / А. В. Петровский. — М. : Академия, 2011. — 512 с.
45. Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания [Текст] / П. И. Пидкасистый. — М. : «Рос. пед. агентство», 2003. — 184 с.
46. Поддьяков, Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. [Текст]/ под ред. И. И. Ильясова,
B. Я. Ляудис. — М. : Изд-во Моск. ун-та., 2008. — 211 с.
47. Поддьяков, Н. Н. Мышление детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Поддьяков. — М. : Педагогика, 1977. — 272 с.
48. Попова, Н. Е. Условия использования мультимедийных средств обучения в образовательном процессе [Текст]: коллективная монография / Профессиональное образование: модернизационные аспекты. Т.4. — Ростов-на- Дону : Научное сотрудничество, 2014. — С. 204-229.
49. Попова, Н. Е., Рожкова, О. В. Подходы к использованию интерактивных технологий в дошкольных образовательных организациях [Текст] / Н. Е. Попова, О. В. Рожкова // Fundamentals scientiam, Madrid, Spain. — 2018. — С. 35-40.
50. Психологический словарь [Текст] /под ред. А. В. Петровского. — М. : Политиздат, 2010. — 494 с.
51. Роберт, И. В. Информационные технологии в науке и образовании [Текст] / И. В. Роберт. — М. : Школа-Пресс, 2002. — 429 с.
52. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании [Текст] / И. В. Роберт. — М. : Школа-Пресс, 2005. — 367 с.
53. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /
C. Л. Рубинштейн. — СПб. : «Питер», 2010 — 712 с.
54. Сорина, Г. В. Критическое мышление: история и современный статус [Текст] / Г. В. Сорина // Вестник Московского университета. —. № 6. — 2003. —С. 97-110.
55. Словарь иностранных слов [Текст] / под ред. Н. Г. Комлева. — М. : Новая школа, 2006. — 379 с.
56. Столяренко, Л. Д. Педагогические технологии. — В 2 кн. : Педагогика и психология высшей школы [Текст] / Л. Д. Столяренко. — Ростов- на-Дону : Феникс, 2001. — 269 с.
57. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей [Текст] / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. — Ярославль : ТОО «Гринго», 2005. — 369 с.
58. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология
[Текст] / Г. А. Урантаева. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 336 с.
59. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский. — М. : Просвещение, 2008. — 557с.
60. Цукерман, Г. А. Инновации в мировой педагогике [Текст] /
Г. А. Цукерман.— Рига : Эксперимент, — 2005. — 180 с.
61. Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая
лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов [Текст] / Е. А. Шутяева. — М. : «Ювента», 2016. — 76 с.
62. Щуркова, Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса [Текст] / Н. Е. Щуркова. — М., 2005. — 365 с.
Источники из Интернета:
63. Григорьева, И. А., Грузинцева Т. А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр [Электронный ресурс] / И. А. Григорьева, Т. А. Грузинцева // Молодой ученый. — 2016. — № 12. — С. 28-31. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/116/31985/ (дата обращения: 05.02.2019).
64. Кусова, М. Л., Воронина, Л. В. Использование логических операций в процессе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте [Электронный ресурс] / М. Л. Кусова, Л. В. Воронина. — Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28363424 (дата обращения: 19.12.2017).
65. Шипилина, Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] / Л. А. Шипилина. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 204 с. — Режим доступа:http:ZZe.lanbook.com/book/86005— ЭБС Лань (дата обращения 09.12.2019)