РАННЕВИЗАНТИЙСКАЯ КАРТИНА МИРА (ПО «ХРИСТИАНСКОЙ ТОПОГРАФИИ» КОСЬМЫ ИНДИКОПЛОВА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. «ХРИСТИАНСКАЯ ТОПОГРАФИЯ»: 12
ОБЪЯСНЕНИЕ МИРА ПО КОСЬМЕ ИНДИКОПЛОВУ
1.1. Сочинение Косьмы Индикоплова «Христианская
топография» и его структура 12
1.2. Космография Косьмы Индикоплова 22
1.3. Иллюстрации к сочинению Косьмы Индикоплова 31
ГЛАВА II. ВОСТОК ГЛАЗАМИ ВИЗАНТИЙСКОГО КУПЦА 37
2.1. Торговые пути на Восток. Аксум 37
2.2. Описание Индии византийскими купцами 47
2.3. Представления Косьмы Индикоплова о Китае 58
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ТЕОЛОГИИ КОСЬМЫ ИНДИКОПЛОВА 63
2.1. Влияние Феодора Мопсуэстийского (несторианство) на
взгляды Косьмы Индикоплова 63
2.2. Полемика Косьмы Индикоплова с Иоанном Филопоном
(монофизитство) 66
2.3. Христология и антропология Косьмы Индикоплова 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
ГЛАВА I. «ХРИСТИАНСКАЯ ТОПОГРАФИЯ»: 12
ОБЪЯСНЕНИЕ МИРА ПО КОСЬМЕ ИНДИКОПЛОВУ
1.1. Сочинение Косьмы Индикоплова «Христианская
топография» и его структура 12
1.2. Космография Косьмы Индикоплова 22
1.3. Иллюстрации к сочинению Косьмы Индикоплова 31
ГЛАВА II. ВОСТОК ГЛАЗАМИ ВИЗАНТИЙСКОГО КУПЦА 37
2.1. Торговые пути на Восток. Аксум 37
2.2. Описание Индии византийскими купцами 47
2.3. Представления Косьмы Индикоплова о Китае 58
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ТЕОЛОГИИ КОСЬМЫ ИНДИКОПЛОВА 63
2.1. Влияние Феодора Мопсуэстийского (несторианство) на
взгляды Косьмы Индикоплова 63
2.2. Полемика Косьмы Индикоплова с Иоанном Филопоном
(монофизитство) 66
2.3. Христология и антропология Косьмы Индикоплова 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Актуальность данной темы обусловлена вниманием современной науки к периоду поздней античности (IV - нач. УП вв.), первому переходному периоду в истории Европы. Этот пристальный интерес позволяет увидеть в событиях данного периода, медленное и постепенное «переформатирование», изменение как социально-политических институтов, так и картины мира человека того времени, мировоззрение и духовно-нравственные ценности.
Наряду с интересными, достоверными географическими и этнографическими данными, работа «Христианская топография» включала не только космогонические представления о вселенной, приспособленные к христианскому вероучению и богословско-философские суждения, которые он выражал в топографических очерках. В своей «Христианской топографии» Косьма Индикоплов пытается опровергнуть античную космогонию и заменить ее библейской концепцией вселенной. На основании Библии и трудов отцов церкви Косьма Индикоплов противопоставляет христианскую космографию системе Птолемея. Считая учение Птолемея не только неверным, но вредным и опасным. Косьма Индикоплов был уверен, что Земля имеет отнюдь не шаровидную форму, а представляет собой плоский четырехугольник, наподобие Ноева ковчега, окруженный океаном и покрытый небесным сводом, где находится «рай».
В гносеологических и философско-богословских взглядах Косьмы сказывалось влияние богослова IV— V вв. Феодора Мопсуэстийского, а также одного из ученых Нисибисской несторианской школы богословия — Мар-Абы (Патрикия). Основой мировоззрения Косьмы Индикоплова является учение о двух состояниях (хааотаоыд).
Космографические взгляды Косьмы Индикоплова встретили решительный отпор со стороны александрийского философа, современника Косьмы, Филопова, который отстаивал античные взгляды на вселенную, восходившие к Аристотелю. Острая полемика между Косьмой и Филопоном во многом отражает философско-богословскую борьбу в Александрии VI в.
Характерным для той переходной эпохи является и то, что Косьма Индикоплов, при всем его христианском мировозрении и невосприятии эллинской науки, сам не смог избежать воздействия аристотелевской философии и учения стоиков.
Сочинение Косьмы Индикоплова имело широкое распространение не только в Византии, но и на Западе, а так же в Древней Руси. Красочные рассказы Косьмы о различных странах мира делали его труд занимательным чтением. Популярности «Христианской топографии» во многом способствовали необычайно интересные, порою высокохудожественные иллюстрации — миниатюры и рисунки, украшавшие ее.
Кроме того, исследование сочинения Косьмы также имеет особое значение для отечественной науки в связи с важной ролью и местом данного произведения для древнерусской культуры и отсутствием современного научного комментированного перевода сочинения на русский язык.
Степень разработанности проблемы.
Существует несколько исследований о Косьме Индикоплове в современной отечественной исторической науке, но о его философско- богословских воззрениях фактически отсутствует.
Некоторые аспекты, связанные с сочинением Косьмы Индикоплова, затрагивал в некоторых работах выдающийся русский византинист, работавший в Харьковском университете, Е.К. Редин. Однако, его работы вышли почти сто лет назад и нуждаются в определенном уточнении. Кроме того, основная монография, первый том которой был посмертно опубликован в 1917 г., осталась, к большому сожалению, неоконченной.
После долгого перерыва выходит книга Н.В. Пигулевской о восточной торговле в ранневизантийское время, которая в значительной мере строится на сведениях Косьмы Индикоплова относительно восточных стран и торговли с ними.
Раздел о Косьме Индикоплове имеется в трехтомной академической «Культуре Византии», под редакцией З.В. Удальцовой, это - единственный специальный очерк, а так же ряд небольших упоминаний в некоторых других работах.
Отдельный частный и самостоятельный сюжет - рецепция и бытование сочинения Косьмы Индикоплова в древнерусской культуре и литературе - стал предметом внимания монографии Е.К. Пиотровской.
В зарубежной науке интерес к Косьме был проявлен несколько в большей степени. Однако, и здесь нельзя сказать, что тема хотя бы в относительной степени исчерпана.
Важное значение для рассматриваемого нами круга проблем имел выход в 1897 г. английского перевода изучаемого сочинения с комментариями. В 1968 г. вышел в свет французский перевод.
Александрийские истоки «Христианской топографии» попытался представить в своей аналитической статье Милтон Анастос.
Ванда Вольска-Конюс - наиболее авторитетный зарубежный исследователь сочинения Косьмы предприняла попытку исследовать соотношения теологических и научных представлений в трактате Косьмы «Христианская топография».
Христианская картина мира у Косьмы Индикоплова стала предметом рассмотрения Джеффри Рассела, однако, здесь проблема лишь поставлена, а это исследование в целом нельзя признать исчерпывающим в силу его небольшого объема.
В целом можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в современной науке нет исчерпывающего комплексного исследования сочинения Косьмы Индикоплова «Христианская топография» в контексте интересующей нас проблематики.
Источниковедческая база:
Источники, имеющиеся по данному исследованию - почти исключительно письменные. Их можно разделить на две категории. Первая - это собственно сочинение Косьмы Индикоплова «Христианская топография». Поскольку его характеристика будет подробно дана в основной части работы, здесь мы ограничимся лишь обозначением места и роли этого текста для нашего исследования: оно имеет решающее значение. Специально отметим лишь, что данное сочинение было одним из очень немногих, известных в переводе в Древней Руси. Тем более досадно, что полного современного русского научного перевода до сегодняшнего дня нет (за небольшим исключением).
Вторую группу составляют синхронные ранневизантийские сочинения, дополняющие тот образ мира, который создает Косьма Индикоплов. Это светские историки Прокопий Кесарийский, Агафий Миринейский, Феофилакт Симокатта, церковные историки Сократ Схоластик9, Ермий Созомен, Евагрий Схоластик, христианские ранневизантийские хроники Иоанна Малалы , Пасхальная хроника, сирийские (Захария Ритор) и коптские (Иоанн Никиусский) исторические сочинения.
В сравнительном аспекте в ряде мест используются сведения из «Церковной истории» арианина Филосторгия, сохранившиеся во фрагментах, а также латинское сочинение «Описание всего мира и народов» (сер. IV в.).
К этим же сочинениям примыкает позднеантичный «Перипл Эритрейского моря» неизвестного автора V в. Данное произведение является определенной параллелью к сведениям Косьмы Индикоплова о Египте, Аксуме, Красном (Эритрейском) море.
Кроме того, можно ретроспективно использовать более ранние античные географические сочинения об Индии (Псевдо-Арриан, Ктесий Книдскийи др.).
Все эти источники вызывают наш интерес лишь в общем контексте, позволяя создать лишь определенный фон ранневизантийской истории и мысли, на котором стало возможным появление такого сочинения как «Христианская топография».
Объектом исследования является ранневизантийская христианская картина мира.
Предмет исследования: теологическое мировосприятие ранневизантийской картины мира в работе «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова.
Цель работы - общая характеристика ранневизантийской картины мира на основе анализа сочинения Косьмы Индикоплова «Христианская топография».
Для осуществления поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- проанализировать становление мировоззрения Косьмы Индикоплова по сочинению «Христианская топография»;
- исследовать влияние изучения стран Востока на формирование картины мира
- выявить особенности формирования теологических и богословских взглядов Косьмы Индикеоплова (влияние несторианства, монофизитства, христология, антропология).
При подготовке исследования нами использовались следующие методы:
• сравнительно-исторический метод;
• метод системного анализа;
• структурно-диахронный метод;
• герменевтический метод;
• приём исторического описания.
Сравнительно-исторический метод был использован нами при разработке культурного процесса между античностью и Ранней Византией в наиболее важных формах их взаимодействия и позволил выявить основные черты этого сложного процесса, который затронул не одно десятилетие в культуре поздней античности (Ранней Византии).
Метод системного анализа выявил особенности эволюции системы взглядов Косьмы Индикоплова на поставленную проблему.
Структурно-диахронный метод использовался нами для изучения сущностно-временных изменений исторической реальности, так как он отличается от синхронного (то есть одновременного) анализа, который имеет целью раскрыть неизменные в определённом хронологическом отрезке свойства исторической действительности.
Герменевтический метод применялся для осуществления анализа труда Косьмы Индикоплова с целью выявления его отношения к христианству, окружающему миру, античному наследию.
Для раскрытия исторического контекста рассматриваемого времени мы использовали приём исторического описания.
Безусловно, критерием истины должен являться комплексный подход к источникам, учитывающий достижения всех отраслей источниковедения.
Научная новизна исследования:
1. проанализировано становление мировоззрения Косьмы Индикоплова по сочинению «Христианская топография»;
2. исследовано влияние изучения стран Востока на формирование картины мира;
3. выявлены особенности формирования теологических и богословских взглядов Косьмы Индикеоплова (влияние несторианства, монофизитства, христология, антропология).
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы религиоведами, историками и теологами для изучения рассматриваемой проблемы, теоретические обобщения и практические выводы, содержащиеся в исследовательской работе, применимы в научной сфере для дальнейших исследований по проблеме эволюции христианской культуры. Материалы работы могут быть использованы в преподавании таких курсов, как «Византинистика», «Христианская письменность и патристика», «История византийской культуры», «Культорология», «Наука и религия», «История и теория христианского искусства» для студентов направлений подготовки «Теология», а также в процессе преподавания таких курсов, как «Основы православной культуры».
Апробация диссертации.
Ключевые идеи диссертации освещались автором в докладах Международных научных конференций: Евангелие в контексте современной культуры (Белгород, 2016); на VII международной научной конференции молодых ученых «Белгородский диалог» (март 2014 г.) и публикации тезисов в сборнике материалов по ее итогам.
Структура диссертации обоснована темой, спецификой ее раскрытия и используемой методологией. Работа состоит из введения, трех глав по три параграфа, заключения и библиографического списка используемой литературы и источников.
Наряду с интересными, достоверными географическими и этнографическими данными, работа «Христианская топография» включала не только космогонические представления о вселенной, приспособленные к христианскому вероучению и богословско-философские суждения, которые он выражал в топографических очерках. В своей «Христианской топографии» Косьма Индикоплов пытается опровергнуть античную космогонию и заменить ее библейской концепцией вселенной. На основании Библии и трудов отцов церкви Косьма Индикоплов противопоставляет христианскую космографию системе Птолемея. Считая учение Птолемея не только неверным, но вредным и опасным. Косьма Индикоплов был уверен, что Земля имеет отнюдь не шаровидную форму, а представляет собой плоский четырехугольник, наподобие Ноева ковчега, окруженный океаном и покрытый небесным сводом, где находится «рай».
В гносеологических и философско-богословских взглядах Косьмы сказывалось влияние богослова IV— V вв. Феодора Мопсуэстийского, а также одного из ученых Нисибисской несторианской школы богословия — Мар-Абы (Патрикия). Основой мировоззрения Косьмы Индикоплова является учение о двух состояниях (хааотаоыд).
Космографические взгляды Косьмы Индикоплова встретили решительный отпор со стороны александрийского философа, современника Косьмы, Филопова, который отстаивал античные взгляды на вселенную, восходившие к Аристотелю. Острая полемика между Косьмой и Филопоном во многом отражает философско-богословскую борьбу в Александрии VI в.
Характерным для той переходной эпохи является и то, что Косьма Индикоплов, при всем его христианском мировозрении и невосприятии эллинской науки, сам не смог избежать воздействия аристотелевской философии и учения стоиков.
Сочинение Косьмы Индикоплова имело широкое распространение не только в Византии, но и на Западе, а так же в Древней Руси. Красочные рассказы Косьмы о различных странах мира делали его труд занимательным чтением. Популярности «Христианской топографии» во многом способствовали необычайно интересные, порою высокохудожественные иллюстрации — миниатюры и рисунки, украшавшие ее.
Кроме того, исследование сочинения Косьмы также имеет особое значение для отечественной науки в связи с важной ролью и местом данного произведения для древнерусской культуры и отсутствием современного научного комментированного перевода сочинения на русский язык.
Степень разработанности проблемы.
Существует несколько исследований о Косьме Индикоплове в современной отечественной исторической науке, но о его философско- богословских воззрениях фактически отсутствует.
Некоторые аспекты, связанные с сочинением Косьмы Индикоплова, затрагивал в некоторых работах выдающийся русский византинист, работавший в Харьковском университете, Е.К. Редин. Однако, его работы вышли почти сто лет назад и нуждаются в определенном уточнении. Кроме того, основная монография, первый том которой был посмертно опубликован в 1917 г., осталась, к большому сожалению, неоконченной.
После долгого перерыва выходит книга Н.В. Пигулевской о восточной торговле в ранневизантийское время, которая в значительной мере строится на сведениях Косьмы Индикоплова относительно восточных стран и торговли с ними.
Раздел о Косьме Индикоплове имеется в трехтомной академической «Культуре Византии», под редакцией З.В. Удальцовой, это - единственный специальный очерк, а так же ряд небольших упоминаний в некоторых других работах.
Отдельный частный и самостоятельный сюжет - рецепция и бытование сочинения Косьмы Индикоплова в древнерусской культуре и литературе - стал предметом внимания монографии Е.К. Пиотровской.
В зарубежной науке интерес к Косьме был проявлен несколько в большей степени. Однако, и здесь нельзя сказать, что тема хотя бы в относительной степени исчерпана.
Важное значение для рассматриваемого нами круга проблем имел выход в 1897 г. английского перевода изучаемого сочинения с комментариями. В 1968 г. вышел в свет французский перевод.
Александрийские истоки «Христианской топографии» попытался представить в своей аналитической статье Милтон Анастос.
Ванда Вольска-Конюс - наиболее авторитетный зарубежный исследователь сочинения Косьмы предприняла попытку исследовать соотношения теологических и научных представлений в трактате Косьмы «Христианская топография».
Христианская картина мира у Косьмы Индикоплова стала предметом рассмотрения Джеффри Рассела, однако, здесь проблема лишь поставлена, а это исследование в целом нельзя признать исчерпывающим в силу его небольшого объема.
В целом можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в современной науке нет исчерпывающего комплексного исследования сочинения Косьмы Индикоплова «Христианская топография» в контексте интересующей нас проблематики.
Источниковедческая база:
Источники, имеющиеся по данному исследованию - почти исключительно письменные. Их можно разделить на две категории. Первая - это собственно сочинение Косьмы Индикоплова «Христианская топография». Поскольку его характеристика будет подробно дана в основной части работы, здесь мы ограничимся лишь обозначением места и роли этого текста для нашего исследования: оно имеет решающее значение. Специально отметим лишь, что данное сочинение было одним из очень немногих, известных в переводе в Древней Руси. Тем более досадно, что полного современного русского научного перевода до сегодняшнего дня нет (за небольшим исключением).
Вторую группу составляют синхронные ранневизантийские сочинения, дополняющие тот образ мира, который создает Косьма Индикоплов. Это светские историки Прокопий Кесарийский, Агафий Миринейский, Феофилакт Симокатта, церковные историки Сократ Схоластик9, Ермий Созомен, Евагрий Схоластик, христианские ранневизантийские хроники Иоанна Малалы , Пасхальная хроника, сирийские (Захария Ритор) и коптские (Иоанн Никиусский) исторические сочинения.
В сравнительном аспекте в ряде мест используются сведения из «Церковной истории» арианина Филосторгия, сохранившиеся во фрагментах, а также латинское сочинение «Описание всего мира и народов» (сер. IV в.).
К этим же сочинениям примыкает позднеантичный «Перипл Эритрейского моря» неизвестного автора V в. Данное произведение является определенной параллелью к сведениям Косьмы Индикоплова о Египте, Аксуме, Красном (Эритрейском) море.
Кроме того, можно ретроспективно использовать более ранние античные географические сочинения об Индии (Псевдо-Арриан, Ктесий Книдскийи др.).
Все эти источники вызывают наш интерес лишь в общем контексте, позволяя создать лишь определенный фон ранневизантийской истории и мысли, на котором стало возможным появление такого сочинения как «Христианская топография».
Объектом исследования является ранневизантийская христианская картина мира.
Предмет исследования: теологическое мировосприятие ранневизантийской картины мира в работе «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова.
Цель работы - общая характеристика ранневизантийской картины мира на основе анализа сочинения Косьмы Индикоплова «Христианская топография».
Для осуществления поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- проанализировать становление мировоззрения Косьмы Индикоплова по сочинению «Христианская топография»;
- исследовать влияние изучения стран Востока на формирование картины мира
- выявить особенности формирования теологических и богословских взглядов Косьмы Индикеоплова (влияние несторианства, монофизитства, христология, антропология).
При подготовке исследования нами использовались следующие методы:
• сравнительно-исторический метод;
• метод системного анализа;
• структурно-диахронный метод;
• герменевтический метод;
• приём исторического описания.
Сравнительно-исторический метод был использован нами при разработке культурного процесса между античностью и Ранней Византией в наиболее важных формах их взаимодействия и позволил выявить основные черты этого сложного процесса, который затронул не одно десятилетие в культуре поздней античности (Ранней Византии).
Метод системного анализа выявил особенности эволюции системы взглядов Косьмы Индикоплова на поставленную проблему.
Структурно-диахронный метод использовался нами для изучения сущностно-временных изменений исторической реальности, так как он отличается от синхронного (то есть одновременного) анализа, который имеет целью раскрыть неизменные в определённом хронологическом отрезке свойства исторической действительности.
Герменевтический метод применялся для осуществления анализа труда Косьмы Индикоплова с целью выявления его отношения к христианству, окружающему миру, античному наследию.
Для раскрытия исторического контекста рассматриваемого времени мы использовали приём исторического описания.
Безусловно, критерием истины должен являться комплексный подход к источникам, учитывающий достижения всех отраслей источниковедения.
Научная новизна исследования:
1. проанализировано становление мировоззрения Косьмы Индикоплова по сочинению «Христианская топография»;
2. исследовано влияние изучения стран Востока на формирование картины мира;
3. выявлены особенности формирования теологических и богословских взглядов Косьмы Индикеоплова (влияние несторианства, монофизитства, христология, антропология).
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы религиоведами, историками и теологами для изучения рассматриваемой проблемы, теоретические обобщения и практические выводы, содержащиеся в исследовательской работе, применимы в научной сфере для дальнейших исследований по проблеме эволюции христианской культуры. Материалы работы могут быть использованы в преподавании таких курсов, как «Византинистика», «Христианская письменность и патристика», «История византийской культуры», «Культорология», «Наука и религия», «История и теория христианского искусства» для студентов направлений подготовки «Теология», а также в процессе преподавания таких курсов, как «Основы православной культуры».
Апробация диссертации.
Ключевые идеи диссертации освещались автором в докладах Международных научных конференций: Евангелие в контексте современной культуры (Белгород, 2016); на VII международной научной конференции молодых ученых «Белгородский диалог» (март 2014 г.) и публикации тезисов в сборнике материалов по ее итогам.
Структура диссертации обоснована темой, спецификой ее раскрытия и используемой методологией. Работа состоит из введения, трех глав по три параграфа, заключения и библиографического списка используемой литературы и источников.
По своему стилю и художественным особенностям «Христианская топография» Косьмы Индикоплова производит двойственное впечатление. Она как бы распадается на неравноценные части. В описании дальних путешествий и опасных приключений автор - талантливый рассказчик, язык его повествований яркий, сочный, народный; в философско-богословских рассуждениях, напротив, писатель теряет свой блеск, язык его становится туманным, сухим и порою даже малопонятным. В сочинении Косьмы отсутствует ясный план, композиция его расплывчата, встречаются утомительные повторения.
Полемика против языческой науки, цитаты из Библии, теологические рассуждения, астрономические теории перемешаны с историческими сюжетами, географическими наблюдениями, увлекательными легендами. И подчас трудно проследите внутреннюю связь между отдельными частями этого труда.
Произведение Косьмы Индикоплова носит печать двойственности и противоречивости мировоззрения его автора. Эта противоречивость проявляется прежде всего в соединении, казалось бы, несоединимых элементов: точных, естественнонаучных и географических данных, почерпнутых из личного опыта писателя, и наивно-спиритуалистических, порой даже фантастических, оторванных от реальной действительности библейских представлений о природе вещей и строении вселенной.
В «Христианской топографии» Косьмы сочетаются трезвый прагматизм расчетливого купца и любознательного путешественника со слепым провиденциализмом и преклонением перед авторитетом Священного писания монаха-христианина, безоговорочно принявшего библейскую концепцию мироздания. Стихийный эмпиризм в описании неведомых стран и народов как бы окутан спиритуалистической завесой библейских сказаний, а жизненно-правдивые наблюдения переплетаются с книжными, иногда весьма туманными философскими рассуждениями в несторианском духе.
Второе противоречие, которое бросается в глаза при изучении «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова, - это сохранение некоторых элементов античных знаний и античных философских идей, в частности идей Аристотеля, в труде, казалось бы, предназначенном для ниспровержения всей языческой и потому ненавистной благочестивому автору античной философии и космогонии . Выступая против языческой эллинской науки, Косьма невольно сам обращается к этому источнику знаний и черпает оттуда аргументы в пользу своих теоретических построений. Но в этом отношении он не одинок - почти все византийские писатели, современники Косьмы, в той или иной степени в своих произведениях опирались на античную культуру. Косьму Индикоплова скорее отличает от них ярко выраженный христианский прозелитизм, искреннее благочестие и непримиримость к язычникам.
«Христианская топография», несмотря на заимствования из эллинской науки, отнюдь не была детищем античного миросозерцания, а скорее знамением рождения новой средневековой христианской литературы, хотя и не свободной от родимых пятен античности. Кроме того, «Христианская топография» была создана в Египте и во многом под воздействием идей, порожденных персидско-несторианской культурной средой и привнесенных в империю с Востока.
Этот восточный колорит отличает ее от многих других памятников византийской литературы того времени.
Космографические представления Косьмы, ставившего своей целью на основании изложенной им системы мироздания доказать истинность Священного писания и христианского вероучения, бесспорно были шагом назад по сравнению с системой Птолемея и принесли вред развитию науки о вселенной. «Христианская топография» Косьмы во многом затормозила прогресс науки о мироздании в средние века. Противоречия же в «Христианской топографии», естественно, были порождены той противоречивой переходной эпохой, в которую жил автор, - эпохой гибели античной цивилизации и становления новой культуры средневекового общества.
Несмотря на широкую начитанность Косьмы, его личные соображения и выводы были примитивны и носили наивный характер. Знаменитые греки, имена которых он упоминает, как Платон, Аристотель, Берос, Манефон, Клавдий Птолемей, не убедили его в правоте своих воззрений, он берется за перо, чтобы спорить с ними. Обаяние «божественного мужа», как он называет Мар Абу, заставило его примкнуть в вопросе о строении вселенной к развиваемым Мар Абой взглядам, ведущим свое начало от Федора Мопсуэстийского и его последователей - несториан.
Представления о земле как о плоскости, окруженной океаном, о солнце, которое восходит и заходит за большую гору на севере, и т.д., были отсталыми и для его времени, на это указывает полемический трактат Иоанна Филопона.
Не желая признавать системы Птолемея и сферической формы земли, Косьма не допускал существования антиподов и считал это абсурдом. Одна из миниатюр «Топографии» изображает крохотный земной шар и четырех огромных антиподов, иллюстрируя, по мнению Косьмы, тем самым нелепость этих «языческих» взглядов.
Отрицательную характеристику сочинению Косьмы дает и выдающийся энциклопедист IX в., константинопольский патриарх Фотий . Не упоминая имени автора, он говорил о «Христианской топографии» и излагал ее теорию строения вселенной, которую сам считал ложной. Образованный человек своего времени, Фотий не мог согласиться с тем, «что ни небо, ни земля не сферичны», и что они являются плоскостями, противолежащими друг другу. К этому Фотий пренебрежительно добавляет: «высказывает он и всякие другие странности», т.е. необычные, неприемлемые взгляды.
Таким образом, ни для современников Косьмы Индикоплова, ни для позднейших византийских писателей его взгляды не представлялись правильными, но, несмотря на это редкая греческая книга пользовалась такой популярностью, столько раз переписывалась и так часто переводилась. Причину ее широкого распространения надо искать в том, на что указал первый издатель «Христианской топографии» Монфокон. По его мнению, «дополнения лучше основного».
Основой и сутью своего труда сам Косьма считал изложение несторианской теории мироздания. Но эта главная мысль и приводимые для ее подкрепления тексты не представляли большого интереса и в далеком прошлом, к тому же самые представления Косьмы были недостаточно отчетливы, вызывали недоуменные вопросы и споры, которые, по всей вероятности, и побудили его возвратиться к выяснению некоторых своих положений в дополнительных книгах «Топографии».
В целом «Христианская топография» Косьмы Индикоплова - уникальный памятник ранневизантийской культуры , нуждающийся в глубоком осмыслении и современном исследовании. Насколько картина мира Косьмы Индикоплова является общей картиной мира раннего византийца - вопрос открытый, но необходимо сделать вывод, что для большинства простых людей, христиан, не получивших классического античного образования, данная картина мира была практически тождественной.
Полемика против языческой науки, цитаты из Библии, теологические рассуждения, астрономические теории перемешаны с историческими сюжетами, географическими наблюдениями, увлекательными легендами. И подчас трудно проследите внутреннюю связь между отдельными частями этого труда.
Произведение Косьмы Индикоплова носит печать двойственности и противоречивости мировоззрения его автора. Эта противоречивость проявляется прежде всего в соединении, казалось бы, несоединимых элементов: точных, естественнонаучных и географических данных, почерпнутых из личного опыта писателя, и наивно-спиритуалистических, порой даже фантастических, оторванных от реальной действительности библейских представлений о природе вещей и строении вселенной.
В «Христианской топографии» Косьмы сочетаются трезвый прагматизм расчетливого купца и любознательного путешественника со слепым провиденциализмом и преклонением перед авторитетом Священного писания монаха-христианина, безоговорочно принявшего библейскую концепцию мироздания. Стихийный эмпиризм в описании неведомых стран и народов как бы окутан спиритуалистической завесой библейских сказаний, а жизненно-правдивые наблюдения переплетаются с книжными, иногда весьма туманными философскими рассуждениями в несторианском духе.
Второе противоречие, которое бросается в глаза при изучении «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова, - это сохранение некоторых элементов античных знаний и античных философских идей, в частности идей Аристотеля, в труде, казалось бы, предназначенном для ниспровержения всей языческой и потому ненавистной благочестивому автору античной философии и космогонии . Выступая против языческой эллинской науки, Косьма невольно сам обращается к этому источнику знаний и черпает оттуда аргументы в пользу своих теоретических построений. Но в этом отношении он не одинок - почти все византийские писатели, современники Косьмы, в той или иной степени в своих произведениях опирались на античную культуру. Косьму Индикоплова скорее отличает от них ярко выраженный христианский прозелитизм, искреннее благочестие и непримиримость к язычникам.
«Христианская топография», несмотря на заимствования из эллинской науки, отнюдь не была детищем античного миросозерцания, а скорее знамением рождения новой средневековой христианской литературы, хотя и не свободной от родимых пятен античности. Кроме того, «Христианская топография» была создана в Египте и во многом под воздействием идей, порожденных персидско-несторианской культурной средой и привнесенных в империю с Востока.
Этот восточный колорит отличает ее от многих других памятников византийской литературы того времени.
Космографические представления Косьмы, ставившего своей целью на основании изложенной им системы мироздания доказать истинность Священного писания и христианского вероучения, бесспорно были шагом назад по сравнению с системой Птолемея и принесли вред развитию науки о вселенной. «Христианская топография» Косьмы во многом затормозила прогресс науки о мироздании в средние века. Противоречия же в «Христианской топографии», естественно, были порождены той противоречивой переходной эпохой, в которую жил автор, - эпохой гибели античной цивилизации и становления новой культуры средневекового общества.
Несмотря на широкую начитанность Косьмы, его личные соображения и выводы были примитивны и носили наивный характер. Знаменитые греки, имена которых он упоминает, как Платон, Аристотель, Берос, Манефон, Клавдий Птолемей, не убедили его в правоте своих воззрений, он берется за перо, чтобы спорить с ними. Обаяние «божественного мужа», как он называет Мар Абу, заставило его примкнуть в вопросе о строении вселенной к развиваемым Мар Абой взглядам, ведущим свое начало от Федора Мопсуэстийского и его последователей - несториан.
Представления о земле как о плоскости, окруженной океаном, о солнце, которое восходит и заходит за большую гору на севере, и т.д., были отсталыми и для его времени, на это указывает полемический трактат Иоанна Филопона.
Не желая признавать системы Птолемея и сферической формы земли, Косьма не допускал существования антиподов и считал это абсурдом. Одна из миниатюр «Топографии» изображает крохотный земной шар и четырех огромных антиподов, иллюстрируя, по мнению Косьмы, тем самым нелепость этих «языческих» взглядов.
Отрицательную характеристику сочинению Косьмы дает и выдающийся энциклопедист IX в., константинопольский патриарх Фотий . Не упоминая имени автора, он говорил о «Христианской топографии» и излагал ее теорию строения вселенной, которую сам считал ложной. Образованный человек своего времени, Фотий не мог согласиться с тем, «что ни небо, ни земля не сферичны», и что они являются плоскостями, противолежащими друг другу. К этому Фотий пренебрежительно добавляет: «высказывает он и всякие другие странности», т.е. необычные, неприемлемые взгляды.
Таким образом, ни для современников Косьмы Индикоплова, ни для позднейших византийских писателей его взгляды не представлялись правильными, но, несмотря на это редкая греческая книга пользовалась такой популярностью, столько раз переписывалась и так часто переводилась. Причину ее широкого распространения надо искать в том, на что указал первый издатель «Христианской топографии» Монфокон. По его мнению, «дополнения лучше основного».
Основой и сутью своего труда сам Косьма считал изложение несторианской теории мироздания. Но эта главная мысль и приводимые для ее подкрепления тексты не представляли большого интереса и в далеком прошлом, к тому же самые представления Косьмы были недостаточно отчетливы, вызывали недоуменные вопросы и споры, которые, по всей вероятности, и побудили его возвратиться к выяснению некоторых своих положений в дополнительных книгах «Топографии».
В целом «Христианская топография» Косьмы Индикоплова - уникальный памятник ранневизантийской культуры , нуждающийся в глубоком осмыслении и современном исследовании. Насколько картина мира Косьмы Индикоплова является общей картиной мира раннего византийца - вопрос открытый, но необходимо сделать вывод, что для большинства простых людей, христиан, не получивших классического античного образования, данная картина мира была практически тождественной.



