ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ВООРУЖЕННОСТИ 10
1.1. Особенности функционирования региональных экономических
систем 10
1.2. Анализ отечественных и зарубежных подходов к государственному
регулированию экономики в регионах 23
1.3. Роль инвестиций, как фактора развития технической базы 35
1.4. Методические подходы по оценке эффективности инструментов
региональной политики по модернизации основных средств 45
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ 54
2.1. Особенности формирования экономической политики в северном регионе 54
2.2. Анализ состояния основных производственных фондов и структуры
инвестиций в Мурманской области 66
2.3. Экономическое и финансовое обеспечение модернизации основных
фондов в северном регионе 77
2.4. Оценка направлений и эффективности производственной политики
хозяйствующих субъектов с государственным участием
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНЕ
3.1. Совершенствование финансового обеспечения процессов модернизации основных фондов: правовые стимулы и ограничения 93
3.2. Возможности согласования интересов региона и хозяйствующих
субъектов при формировании экономической политики 99
3.3. Развитие механизма и оценка эффективности обеспечения региональной политики по техническому перевооружению 112
3.4. Рекомендации по совершенствованию экономической политики в
рассматриваемой сфере северного региона 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 134
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ВООРУЖЕННОСТИ 10
1.1. Особенности функционирования региональных экономических
систем 10
1.2. Анализ отечественных и зарубежных подходов к государственному
регулированию экономики в регионах 23
1.3. Роль инвестиций, как фактора развития технической базы 35
1.4. Методические подходы по оценке эффективности инструментов
региональной политики по модернизации основных средств 45
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ 54
2.1. Особенности формирования экономической политики в северном регионе 54
2.2. Анализ состояния основных производственных фондов и структуры
инвестиций в Мурманской области 66
2.3. Экономическое и финансовое обеспечение модернизации основных
фондов в северном регионе 77
2.4. Оценка направлений и эффективности производственной политики
хозяйствующих субъектов с государственным участием
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНЕ
3.1. Совершенствование финансового обеспечения процессов модернизации основных фондов: правовые стимулы и ограничения 93
3.2. Возможности согласования интересов региона и хозяйствующих
субъектов при формировании экономической политики 99
3.3. Развитие механизма и оценка эффективности обеспечения региональной политики по техническому перевооружению 112
3.4. Рекомендации по совершенствованию экономической политики в
рассматриваемой сфере северного региона 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 134
Важнейшим элементом системы управления народным хозяйством является региональная экономическая политика. Основная цель этой политики - повышение конкурентоспособности регионов и уровня жизни населения, в том числе обеспечения эффективного территориального взаимодействия и государственно-частного партнерства. Для перехода Российской Федерации к устойчивому развитию необходимо обеспечение экономического роста всех ее регионов. При этом рациональное распределение ресурсов на уровне регионов возможно только при учете территориальной специфики, и соответственно формирования особой региональной экономической политики. Поэтому одна из важнейших задач - модернизация основных элементов экономики на уровне каждого региона, определяющих возможности, направления и темпы развития.
Базовым направлением в обеспечении учета региональных особенностей в теории и практике формирования региональной политики является исследование специфики групповых типологических факторов субъектов Севера РФ. Особенность экономики Севера и её регионов состоит в том, что основой являются природно-эксплуатирующие предприятия, отличающиеся высокой фондоёмкостью и трудоёмкостью, что должно учитываться и в региональной экономической политике. Ухудшение условий добычи, использование устаревших техники и технологий, слабая диверсификация производств северных регионов требуют совершенствования экономической политики, в том числе на основе государственно-частного партнерства и повышения инвестиционной активности.
Модернизация основных средств, техническое перевооружение выступают важнейшим элементом экономической политики, позволяющим решить целый ряд задач (повышение производительности труда, рост доходов, укрепление экологической нагрузки).
Именно эти обстоятельства определяют актуальность и востребованность избранной проблемы исследования.
Целью исследования является решение научной проблемы формирования и реализации региональной экономической политики северного субъекта РФ по повышению её эффективности и технической вооруженности производств.
Достижение вышеуказанной цели исследования предусматривает решение следующих задач:
- исследование теоретических аспектов формирования региональной экономической политики различного уровня и её основных направлений;
- оценка влияния специфики Севера на региональную экономическую политику и на эффективность функционирования хозяйствующих субъектов бизнеса;
- анализ особенностей финансово-экономического и организационно правового характера, определяющих формирование региональной экономической политики;
- разработка механизма согласования национальных, региональных и частных экономических интересов для стимулирования экономического развития на основе эффективного регулирования модернизации основных средств;
- обоснование системы мер экономической политики по развитию северного региона и оценка их эффективности.
Последовательность решения задач определила структуру работы.
Объектом исследования является экономическая система северного региона Российской Федерации, в части ее технической базы.
Предмет исследования: формирование региональной экономической политики и оценка ее эффективности при модернизации основных средств и повышении инвестиционной активности.
Исследование выполнено в соответствии с п. 3.16 Паспорта специальностей ВАК «Региональная социально -экономическая политика; анализ особенностей и оценка эффективности региональной экономической политики в Российской Федерации, федеральных округах, субъектах Федерации и муниципальных образованиях».
Методологическую основу работы составили разработки ученых и специалистов в области тенденций развития региональных социально-экономических систем; развития инвестиционной системы региона и повышения эффективности инвестиционной деятельности.
При проведении исследования были использованы методы экономического и статистического анализа, идеализации, аналогии, наблюдения, описания, прогнозирования и моделирования, а также методы графического и табличного представления информации, что позволило обеспечить необходимую достоверность результатов и обоснованность выводов.
Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные положения современной экономической теории, труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам регионального развития и инвестиционной деятельности в регионах.
Базис в области теории региональной экономической политики составляют труды А.Смита, А. Пигу, А. Маршалла, Дж. Кейнса, И.В. Арженовского, Б.А. Райзберга, И.И. Сигова, В.Н. Лексина.
Вопросы модернизации производства и повышения технической вооруженности в территориальных системах и различных сферах деятельности рассматривались такими учеными как С.И. Абрамов, B.C. Бард, И.А. Бланк, М.Д. Джонк, Л. Дж. Гитман, С.Г. Струмилин, и др.
Особенности региональной экономической политики, на региональном уровне, в том числе на Севере разрабатывались в трудах А.Г. Гранберга, О.П. Литовки, Г.П. Лузина, В.В. Климанова, Д.С. Львова, В.Н. Лаженцева, В.С. Селина, С.Ю. Козьменко, В.В. Кистанова, М.В. Ивановой, К.В. Павлова, Т.П. Скуфьиной, А.И. Кибиткина, Ф.Д. Ларичкина, В.С. Жарова, К.А. Гулина и др.
Однако наблюдается явная недостаточность комплексной проработки вопросов роли технической вооруженности и усиления взаимодействия властей и бизнеса как способов активизации роста экономики. Это инициирует целесообразность многостороннего рассмотрения вопросов формирования и функционирования экономической политики в северном регионе на основе обновления основных фондов.
Информационной базой исследования послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики, нормативные документы органов государственного управления Российской Федерации, законодательные и подзаконные акты, включая решения Верховного Суда РФ, материалы научных периодических изданий и другие достоверные источники информации.
К защите предлагаются следующие научные положения, составляющие стратегическую идею диссертации:
1. Современный механизм региональной политики не позволяет эффективно использовать экономический потенциал Северного региона, в частности в сфере модернизации основных средств, что определяет необходимость дополнительных системных организационно-правовых мер.
2. Повышение эффективности региональной экономической политики северного региона требует анализа и учета особых факторов «северности» - структурной (ресурсной) специфики, суровых природно- климатических условий и в силу этого необходимости в повышенной фондовооруженности регионального производства и усиления инновационной динамики и инвестиционной активности.
3. Формирование эффективной региональной политики должно осуществляться на основе согласования интересов государства, территориальных органов власти и хозяйствующих субъектов северного региона в сфере технического перевооружения с учетом современных тенденции в экономике.
4. Совершенствование экономической политики северного региона по модернизации основных фондов требует изменения финансового и нормативно-правового обеспечения, включающего модификацию налогового законодательства, формирование новых нормативных положений федерального и регионального уровня в сфере регулирования воспроизводственной деятельности, создание условий для взаимодействия государства и бизнеса при формировании корпоративной экономической стратегии.
Научная новизна работы выражается в следующем:
- систематизированы факторы совершенствования механизма региональной политики в субъекте Севера РФ включающие создание благоприятной институциональной среды для модернизации техники и технологических процессов, привлечения инвестиций и улучшения инвестиционного климата в регионе, развитие диверсифицированной экономики в регионе, определена значимость их применения в практике повышения использования экономического потенциала;
- на основе анализа нормативно -правовых аспектов выявлены
возможности повышения экономического роста в северном регионе, в том числе за счет нивелирования эффектов «северного удорожания» производства и ухудшения условий добычи полезных ископаемых с течением времени, на основе региональной поддержки инновационных и инвестиционных мероприятий;
- выявлены возможности и особенности формирования региональной экономической политики по модернизации основных средств на основе сопряжения формальных индикаторов региональной экономической политики и экономических стратегий бизнеса, заключающиеся в установлении взаимовыгодного взаимодействия между участниками экономического процесса, с учетом возможных кризисных явлений;
- для совершенствования экономической политики предложена схема проектного инвестирования на основе согласования экономических интересов и разработан комплекс рекомендации, предусматривающий увеличение государственного контроля над формированием корпоративных стратегий компаний с государственным участием; устранений противоречий федерального и регионального финансово-правового законодательства; внесение поправок в региональное законодательство с целью повышения технической вооруженности предприятий региона;
- разработаны инструменты региональной поддержки процесса технического перевооружения на предприятиях такие как адаптированные налоговые стимулы, поддержка целевых амортизационных мер, а также адаптированный методический подход к оценке сравнительной экономической эффективности данных мероприятий.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в обобщении теоретико-методологических аспектов разработки экономической политики России и её регионов. Результаты позволяют использовать предложенные автором рекомендации для активизации процессов повышения экономической активности в северном регионе.
Степень достоверности и апробация результатов. Результаты исследования были представлены на VI и VII международных научно-практических конференциях «Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения.» в 2012 и 2014 гг., региональной научно-практическая конференция «Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы» в 2012 и 2013 гг. и нашли поддержку научной общественности.
Разработанные рекомендации, выводы и положения диссертационного исследования используются государственными органами власти Мурманской области в их практической деятельности при разработке региональных целевых программ, направленных на стимулирование инвестиционной активности в регионе и модернизации воспроизводственных систем. Они применялись также при разработке инвестиционных планов муниципального образования Апатиты.
По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ с авторским участием 5,52 п.л., в том числе шесть работ опубликованы в журналах, рекомендуемых ВАК РФ.
Объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 146 наименований, содержит 148 страниц, в том числе 4 рисунка и 18 таблиц.
Базовым направлением в обеспечении учета региональных особенностей в теории и практике формирования региональной политики является исследование специфики групповых типологических факторов субъектов Севера РФ. Особенность экономики Севера и её регионов состоит в том, что основой являются природно-эксплуатирующие предприятия, отличающиеся высокой фондоёмкостью и трудоёмкостью, что должно учитываться и в региональной экономической политике. Ухудшение условий добычи, использование устаревших техники и технологий, слабая диверсификация производств северных регионов требуют совершенствования экономической политики, в том числе на основе государственно-частного партнерства и повышения инвестиционной активности.
Модернизация основных средств, техническое перевооружение выступают важнейшим элементом экономической политики, позволяющим решить целый ряд задач (повышение производительности труда, рост доходов, укрепление экологической нагрузки).
Именно эти обстоятельства определяют актуальность и востребованность избранной проблемы исследования.
Целью исследования является решение научной проблемы формирования и реализации региональной экономической политики северного субъекта РФ по повышению её эффективности и технической вооруженности производств.
Достижение вышеуказанной цели исследования предусматривает решение следующих задач:
- исследование теоретических аспектов формирования региональной экономической политики различного уровня и её основных направлений;
- оценка влияния специфики Севера на региональную экономическую политику и на эффективность функционирования хозяйствующих субъектов бизнеса;
- анализ особенностей финансово-экономического и организационно правового характера, определяющих формирование региональной экономической политики;
- разработка механизма согласования национальных, региональных и частных экономических интересов для стимулирования экономического развития на основе эффективного регулирования модернизации основных средств;
- обоснование системы мер экономической политики по развитию северного региона и оценка их эффективности.
Последовательность решения задач определила структуру работы.
Объектом исследования является экономическая система северного региона Российской Федерации, в части ее технической базы.
Предмет исследования: формирование региональной экономической политики и оценка ее эффективности при модернизации основных средств и повышении инвестиционной активности.
Исследование выполнено в соответствии с п. 3.16 Паспорта специальностей ВАК «Региональная социально -экономическая политика; анализ особенностей и оценка эффективности региональной экономической политики в Российской Федерации, федеральных округах, субъектах Федерации и муниципальных образованиях».
Методологическую основу работы составили разработки ученых и специалистов в области тенденций развития региональных социально-экономических систем; развития инвестиционной системы региона и повышения эффективности инвестиционной деятельности.
При проведении исследования были использованы методы экономического и статистического анализа, идеализации, аналогии, наблюдения, описания, прогнозирования и моделирования, а также методы графического и табличного представления информации, что позволило обеспечить необходимую достоверность результатов и обоснованность выводов.
Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные положения современной экономической теории, труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам регионального развития и инвестиционной деятельности в регионах.
Базис в области теории региональной экономической политики составляют труды А.Смита, А. Пигу, А. Маршалла, Дж. Кейнса, И.В. Арженовского, Б.А. Райзберга, И.И. Сигова, В.Н. Лексина.
Вопросы модернизации производства и повышения технической вооруженности в территориальных системах и различных сферах деятельности рассматривались такими учеными как С.И. Абрамов, B.C. Бард, И.А. Бланк, М.Д. Джонк, Л. Дж. Гитман, С.Г. Струмилин, и др.
Особенности региональной экономической политики, на региональном уровне, в том числе на Севере разрабатывались в трудах А.Г. Гранберга, О.П. Литовки, Г.П. Лузина, В.В. Климанова, Д.С. Львова, В.Н. Лаженцева, В.С. Селина, С.Ю. Козьменко, В.В. Кистанова, М.В. Ивановой, К.В. Павлова, Т.П. Скуфьиной, А.И. Кибиткина, Ф.Д. Ларичкина, В.С. Жарова, К.А. Гулина и др.
Однако наблюдается явная недостаточность комплексной проработки вопросов роли технической вооруженности и усиления взаимодействия властей и бизнеса как способов активизации роста экономики. Это инициирует целесообразность многостороннего рассмотрения вопросов формирования и функционирования экономической политики в северном регионе на основе обновления основных фондов.
Информационной базой исследования послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики, нормативные документы органов государственного управления Российской Федерации, законодательные и подзаконные акты, включая решения Верховного Суда РФ, материалы научных периодических изданий и другие достоверные источники информации.
К защите предлагаются следующие научные положения, составляющие стратегическую идею диссертации:
1. Современный механизм региональной политики не позволяет эффективно использовать экономический потенциал Северного региона, в частности в сфере модернизации основных средств, что определяет необходимость дополнительных системных организационно-правовых мер.
2. Повышение эффективности региональной экономической политики северного региона требует анализа и учета особых факторов «северности» - структурной (ресурсной) специфики, суровых природно- климатических условий и в силу этого необходимости в повышенной фондовооруженности регионального производства и усиления инновационной динамики и инвестиционной активности.
3. Формирование эффективной региональной политики должно осуществляться на основе согласования интересов государства, территориальных органов власти и хозяйствующих субъектов северного региона в сфере технического перевооружения с учетом современных тенденции в экономике.
4. Совершенствование экономической политики северного региона по модернизации основных фондов требует изменения финансового и нормативно-правового обеспечения, включающего модификацию налогового законодательства, формирование новых нормативных положений федерального и регионального уровня в сфере регулирования воспроизводственной деятельности, создание условий для взаимодействия государства и бизнеса при формировании корпоративной экономической стратегии.
Научная новизна работы выражается в следующем:
- систематизированы факторы совершенствования механизма региональной политики в субъекте Севера РФ включающие создание благоприятной институциональной среды для модернизации техники и технологических процессов, привлечения инвестиций и улучшения инвестиционного климата в регионе, развитие диверсифицированной экономики в регионе, определена значимость их применения в практике повышения использования экономического потенциала;
- на основе анализа нормативно -правовых аспектов выявлены
возможности повышения экономического роста в северном регионе, в том числе за счет нивелирования эффектов «северного удорожания» производства и ухудшения условий добычи полезных ископаемых с течением времени, на основе региональной поддержки инновационных и инвестиционных мероприятий;
- выявлены возможности и особенности формирования региональной экономической политики по модернизации основных средств на основе сопряжения формальных индикаторов региональной экономической политики и экономических стратегий бизнеса, заключающиеся в установлении взаимовыгодного взаимодействия между участниками экономического процесса, с учетом возможных кризисных явлений;
- для совершенствования экономической политики предложена схема проектного инвестирования на основе согласования экономических интересов и разработан комплекс рекомендации, предусматривающий увеличение государственного контроля над формированием корпоративных стратегий компаний с государственным участием; устранений противоречий федерального и регионального финансово-правового законодательства; внесение поправок в региональное законодательство с целью повышения технической вооруженности предприятий региона;
- разработаны инструменты региональной поддержки процесса технического перевооружения на предприятиях такие как адаптированные налоговые стимулы, поддержка целевых амортизационных мер, а также адаптированный методический подход к оценке сравнительной экономической эффективности данных мероприятий.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в обобщении теоретико-методологических аспектов разработки экономической политики России и её регионов. Результаты позволяют использовать предложенные автором рекомендации для активизации процессов повышения экономической активности в северном регионе.
Степень достоверности и апробация результатов. Результаты исследования были представлены на VI и VII международных научно-практических конференциях «Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения.» в 2012 и 2014 гг., региональной научно-практическая конференция «Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы» в 2012 и 2013 гг. и нашли поддержку научной общественности.
Разработанные рекомендации, выводы и положения диссертационного исследования используются государственными органами власти Мурманской области в их практической деятельности при разработке региональных целевых программ, направленных на стимулирование инвестиционной активности в регионе и модернизации воспроизводственных систем. Они применялись также при разработке инвестиционных планов муниципального образования Апатиты.
По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ с авторским участием 5,52 п.л., в том числе шесть работ опубликованы в журналах, рекомендуемых ВАК РФ.
Объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 146 наименований, содержит 148 страниц, в том числе 4 рисунка и 18 таблиц.
1. В результате исследования теоретических аспектов организации экономической политики региона, установлено, действующая региональная экономическая политика находится на стадии формирования и не полностью учитывает ряд факторов, таких как изменившиеся со временем приоритеты, планы и позиции федеральных органов власти, местного самоуправления, общества, бизнеса и науки, что отрицательно сказалось на текущем состоянии северного региона.
Мурманская область обладает большим накопленным потенциалом развития экономики, предполагающего мощный приток инвестиций посредством привлечения ресурсов отечественных и иностранных корпоративных инвесторов, также среди возможных источников крупных российских инвестиций необходимо отметить средства государственных институтов развития, финансовых и страховых структур. Тем не менее близкий к критическому износ основных фондов на предприятиях региона, слабая диверсификация экономики, слабая развитость инфраструктуры свидетельствуют о том, что имеющиеся преимущества если и задействованы, то не в полной мере. Что существенно тормозит создание благоприятной институциональной среды, опережающее развитие элементов сервисной экономики, транспортной, информационно-телекоммуникационной, энергетической инфраструктур, производств глубокой переработки природных ресурсов, нацеленных на получение продукции с высокой добавленной стоимостью, активное внедрение технологических, организационных и институциональных инноваций.
2. Специфические особенности, такие как суровые климатически условия и преобладание добывающих производств, присущие северным регионам, слабо отражены в концепции текущей экономической политики.
Ряд проблем Мурманской области сопряжен с высокими рисками хозяйственной деятельности и дискомфортностью условий проживания за линией Полярного круга. При этом они обуславливают объективно низкий уровень конкурентоспособности региональной экономики в сравнении с другими регионами, с более благоприятными климатическими условиями и более развитой инфраструктурой. Большинство из этих проблем могут быть решены только на федеральном уровне, в русле реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, предусматривающей меры государственной поддержки и стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Арктической зоне Российской Федерации. Тем не менее, региональные власти зачастую чересчур надеются на федеральный бюджет, либо несколько ограничены в принятии решений. Поэтому необходим пересмотр в сторону формирования более результативной экономической политики с учетом всех особенностей условий хозяйствования в регионе.
3. Анализ нормативно-правовых и финансово-правовых актов позволил выявить проблемы, сдерживающие процесс привлечения ресурсов в регион, а именно: периодические непоследовательные изменения законодательства в сфере предоставления преференций и недостатки регионального законодательства в части особенностей функционирования экономики в северном регионе, отсутствие проработанности системы стимулирования, слабая координация между властями и хозяйствующими субъектами.
Высокая частота изменения законодательства негативно сказывается, с одной стороны, на потенциальных инвесторах, которые теряют уверенность в эффективности регулирования, с другой - на действующих предприятиях и организациях, которые могут просто запутаться при поиске применимой нормы. При этом отсутствие проработанной системы стимулирования в законодательстве, также с одной стороны ограничивает создание новых производств и предприятий на территории региона, а с другой не поощряет желание предприятий обновления и технического перевооружения уже имеющихся основных средств, что перерастает в увеличивающийся их износ. Соответственно для обеспечения должного уровня обновления основных фондов в Мурманской области и создания инновационной экономики очень важным является появление мер стимулирования и льготирования в законодательстве. Кроме того, крайне рекомендуется создание концепции развития государственно-частного партнерства в Мурманской области и плана ее реализации.
4. Разработан механизм, предоставляющий возможность для стимулирования регионального экономического развития, в том числе через техническое и технологическое перевооружение. Он включает решение проблем отсутствия единой системы правового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов в регионах, повышение согласованности интересов региональных властей, федеральных властей, компаний осуществляющих свою деятельность на территории региона, и населения.
Как отмечалось ранее, регион обладает широкими возможностями для роста, при грамотном позиционировании перспективных инфраструктурных проектов для частного инвестора, что актуализирует необходимость совершенствования региональной законодательной и нормативной правовой базы в направлении расширения форм, механизмов и моделей согласования интересов участников процесса. Активизация региональных властей, как арбитра, обеспечивающего такое взаимодействие имеет повышенное значение для экономики Мурманской области. Создание унифицированной методики разработки документов регламентирующих деятельность, в том числе по техническому перевооружению и модернизации основных фондов, предприятиях и их дочерних структур, присутствующих в регионе, окажет положительное влияние как на деятельность данных предприятий, так и на рост экономики северного региона .
5. Предложен методический подход по оценке эффективности технического перевооружения, модернизации или создания новых основных фондов. Позволяющий максимизировать положительный эффект от проводимых мероприятий и сочетающий в себе как элементы, учитывающие изменение различных показателей производительности, так и возможность альтернативного использования средств в качестве банковского вклада.
Техническое перевооружение и модернизация являются важными для любого предприятия и экономики региона, где оно осуществляет свою деятельность, но при этом возникает опасность возникновения дополнительных растрат, угрожающих финансовой стабильности производства. Поэтому использование методики, для предварительных расчетов эффективности для определения наилучшего из всех возможных альтернативных вариантов проведения подобных мероприятий, является ключевым звеном всего процесса.
6. Также предложены мероприятия направленные на активизацию экономических процессов в сфере модернизации основных средств в северном регионе, основанные на внесении дополнений и уточнений в существующие законы и подзаконные акты регионального и федерального законодательства, затрагивающих региональную экономическую политику. Наиболее результативным представляется пересмотр налогового законодательства в области создания и использования амортизационных фондов на предприятиях и возможность предоставления льгот по налогам на прибыль, имущество и землю организаций.
Основной проблемой экономики региона на сегодняшний день является сильная изношенность основных фондов на предприятиях региона и использование устаревших технологий в производстве. Одной из причин такого положения дел является отсутствие положительной мотивации на осуществление действий по техническому перевооружению. Появление в налоговом законодательстве возможности получать льготы и преференции окажет стимулирующее воздействие на производителей и поможет снизить затраты на обновление действующих производственных мощностей или создание новых. Также пробелом является отсутствие конкретики относительно амортизационного фонда создаваемого на предприятии. Закрепление целевого назначения средств этого фонда позволит активизировать внутренние источники финансирования технического перевооружения и модернизации, ранее практически не использующиеся.
Мурманская область обладает большим накопленным потенциалом развития экономики, предполагающего мощный приток инвестиций посредством привлечения ресурсов отечественных и иностранных корпоративных инвесторов, также среди возможных источников крупных российских инвестиций необходимо отметить средства государственных институтов развития, финансовых и страховых структур. Тем не менее близкий к критическому износ основных фондов на предприятиях региона, слабая диверсификация экономики, слабая развитость инфраструктуры свидетельствуют о том, что имеющиеся преимущества если и задействованы, то не в полной мере. Что существенно тормозит создание благоприятной институциональной среды, опережающее развитие элементов сервисной экономики, транспортной, информационно-телекоммуникационной, энергетической инфраструктур, производств глубокой переработки природных ресурсов, нацеленных на получение продукции с высокой добавленной стоимостью, активное внедрение технологических, организационных и институциональных инноваций.
2. Специфические особенности, такие как суровые климатически условия и преобладание добывающих производств, присущие северным регионам, слабо отражены в концепции текущей экономической политики.
Ряд проблем Мурманской области сопряжен с высокими рисками хозяйственной деятельности и дискомфортностью условий проживания за линией Полярного круга. При этом они обуславливают объективно низкий уровень конкурентоспособности региональной экономики в сравнении с другими регионами, с более благоприятными климатическими условиями и более развитой инфраструктурой. Большинство из этих проблем могут быть решены только на федеральном уровне, в русле реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, предусматривающей меры государственной поддержки и стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Арктической зоне Российской Федерации. Тем не менее, региональные власти зачастую чересчур надеются на федеральный бюджет, либо несколько ограничены в принятии решений. Поэтому необходим пересмотр в сторону формирования более результативной экономической политики с учетом всех особенностей условий хозяйствования в регионе.
3. Анализ нормативно-правовых и финансово-правовых актов позволил выявить проблемы, сдерживающие процесс привлечения ресурсов в регион, а именно: периодические непоследовательные изменения законодательства в сфере предоставления преференций и недостатки регионального законодательства в части особенностей функционирования экономики в северном регионе, отсутствие проработанности системы стимулирования, слабая координация между властями и хозяйствующими субъектами.
Высокая частота изменения законодательства негативно сказывается, с одной стороны, на потенциальных инвесторах, которые теряют уверенность в эффективности регулирования, с другой - на действующих предприятиях и организациях, которые могут просто запутаться при поиске применимой нормы. При этом отсутствие проработанной системы стимулирования в законодательстве, также с одной стороны ограничивает создание новых производств и предприятий на территории региона, а с другой не поощряет желание предприятий обновления и технического перевооружения уже имеющихся основных средств, что перерастает в увеличивающийся их износ. Соответственно для обеспечения должного уровня обновления основных фондов в Мурманской области и создания инновационной экономики очень важным является появление мер стимулирования и льготирования в законодательстве. Кроме того, крайне рекомендуется создание концепции развития государственно-частного партнерства в Мурманской области и плана ее реализации.
4. Разработан механизм, предоставляющий возможность для стимулирования регионального экономического развития, в том числе через техническое и технологическое перевооружение. Он включает решение проблем отсутствия единой системы правового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов в регионах, повышение согласованности интересов региональных властей, федеральных властей, компаний осуществляющих свою деятельность на территории региона, и населения.
Как отмечалось ранее, регион обладает широкими возможностями для роста, при грамотном позиционировании перспективных инфраструктурных проектов для частного инвестора, что актуализирует необходимость совершенствования региональной законодательной и нормативной правовой базы в направлении расширения форм, механизмов и моделей согласования интересов участников процесса. Активизация региональных властей, как арбитра, обеспечивающего такое взаимодействие имеет повышенное значение для экономики Мурманской области. Создание унифицированной методики разработки документов регламентирующих деятельность, в том числе по техническому перевооружению и модернизации основных фондов, предприятиях и их дочерних структур, присутствующих в регионе, окажет положительное влияние как на деятельность данных предприятий, так и на рост экономики северного региона .
5. Предложен методический подход по оценке эффективности технического перевооружения, модернизации или создания новых основных фондов. Позволяющий максимизировать положительный эффект от проводимых мероприятий и сочетающий в себе как элементы, учитывающие изменение различных показателей производительности, так и возможность альтернативного использования средств в качестве банковского вклада.
Техническое перевооружение и модернизация являются важными для любого предприятия и экономики региона, где оно осуществляет свою деятельность, но при этом возникает опасность возникновения дополнительных растрат, угрожающих финансовой стабильности производства. Поэтому использование методики, для предварительных расчетов эффективности для определения наилучшего из всех возможных альтернативных вариантов проведения подобных мероприятий, является ключевым звеном всего процесса.
6. Также предложены мероприятия направленные на активизацию экономических процессов в сфере модернизации основных средств в северном регионе, основанные на внесении дополнений и уточнений в существующие законы и подзаконные акты регионального и федерального законодательства, затрагивающих региональную экономическую политику. Наиболее результативным представляется пересмотр налогового законодательства в области создания и использования амортизационных фондов на предприятиях и возможность предоставления льгот по налогам на прибыль, имущество и землю организаций.
Основной проблемой экономики региона на сегодняшний день является сильная изношенность основных фондов на предприятиях региона и использование устаревших технологий в производстве. Одной из причин такого положения дел является отсутствие положительной мотивации на осуществление действий по техническому перевооружению. Появление в налоговом законодательстве возможности получать льготы и преференции окажет стимулирующее воздействие на производителей и поможет снизить затраты на обновление действующих производственных мощностей или создание новых. Также пробелом является отсутствие конкретики относительно амортизационного фонда создаваемого на предприятии. Закрепление целевого назначения средств этого фонда позволит активизировать внутренние источники финансирования технического перевооружения и модернизации, ранее практически не использующиеся.
Подобные работы
- Разработка мероприятий по обеспечению устойчивого развития моногородов Красноярского края
Бакалаврская работа, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Оценка эффективности мероприятий по развитию системы предоставления услуг пассажирам на примере ООО «Аэропорт Емельяново»
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Имиджевая политика Финляндии в России
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - Экономические аспекты энергетического сотрудничества России и стран Каспийского региона (Мировая Экономика в топливной энергетике, Московский Государственный Институт Международных Отношений)
Магистерская диссертация, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2019 - Экономические аспекты энергетического сотрудничества России и стран Каспийского региона (Мировая Экономика в топливной энергетике, Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС))
Дипломные работы, ВКР, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - PR – технологии в межгосударственной политике развития Арктической зоны Российской Федерации»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019



