Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исторический опыт осуществления общественной помощи нуждающимся органами местного самоуправления России в 1864 - 1917г.г.

Работа №7165

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы259стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
943
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
4-36
РАЗДЕЛ I. Исторические предпосылки и основные этапы формирования элементов системы общественной помощи нуждающимся в
РАЗДЕЛ II. Принцип сословности в призрении и оформление нормативной базы организации социальной помощи нуждающимся по линии органов
РАЗДЕЛ III. Практическая деятельность органов местного самоуправления в сфере общественной помощи нуждающимся в 1864 - 1913г.г.
111.1. Финансовое обеспечение, материальная база и организационные основы земской помощи нуждающимся 87-105
111.2. Основные направления и формы работы земств в сфере общественного призрения в 1864 - 1913г.г 106-129
111.3. Городские общественные управления в организации социальной помощи нуждающимся в городах 129-172
РАЗДЕЛ IV. Работа органов местного самоуправления по пропаганде, организации и координации действий в области общественной помощи нуждающимся в начале XX века в России.
IV.1. Земства и городские общественные управления как инициаторы и участники Всероссийских съездов по общественному призрению и частной благотворительности 173-197
дореформенной России
37-58
местного самоуправления в России в 1864 - 1917г.г
59-86

IV. 2. Земская помощь нуждающимся в условиях Первой мировой войны 1914 - 1917 г.г. Всероссийский земский и городской
союзы 198-228
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 229-243
ПРИМЕЧАНИЯ 244-279
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 280-313
ПРИЛОЖЕНИЕ 314-320



Конституция Российской Федерации провозгласила движение страны к «субсидарному социальному государству»,1 невозможное без адекватной самоорганизации российского общества, в том числе и в сфере создания и организации эффективной деятельности соответствующих структур - единиц самоуправления.
Институт местного самоуправления как одна из основ конституционного строя РФ (статья 2 Закона РФ от 28 августа 1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления»2) - это наиболее оптимальная система организации таких единиц самоуправления по решению вопросов местного значения, исходя из интересов сообщества. Существующие правовые нормы организации и функционирования местного самоуправления в стране создают, в основном, реальную основу для самостоятельной деятельности населения, однако её осуществление осложняется рядом серьезных обстоятельств. Отсутствие достаточной экономической основы для деятельности органов местного самоуправления, должного взаимодействия и взаимопонимания с государственными органами, квалифицированных кадров для осуществления этой деятельности на фоне недостаточной вовлеченности граждан в процесс решения собственных проблем по причине отчуждения от любой власти а от муниципальной - тем более, как малопонятной и бессильной, по мнению населения) - таков круг проблем, эффективное решение которых невозможно без привлечения усилий ученых. Знание и учет исторического опыта введения и организации деятельности земского и городского самоуправления в пореформенной России - необходимое условие успешности реформы местного самоуправления в России современной.
Актуальность нашего исследования и в том, что анализу подвергнута сторона деятельности местного самоуправления, которая связана с социальной защитой тех категорий населения, которые в ней нуждаются. Этого требует, прежде всего, сложная современная ситуация, когда ряды социально недостаточных граждан растут, а государственная практика сложившейся социальной защиты затратна и неэффективна. Сегодня, когда социальные права граждан оказываются не менее важными, чем политические, а социальное взаимодействие носит повсеместный, всепроникающий характер, необходим переход к более гибкой, привязанной к местным особенностям и доступной населению системе социальной помощи.
Изучение различных сторон в истории деятельности органов местного самоуправления в Российской империи - необходимое и достаточно благодарное и интересное занятие для историка- исследователя и потому, что долгое отсутствие внимания к этим проблемам обусловило как наличие большого количества источников, не подвергнутых ранее обстоятельному изучению и анализу, так и отсутствие необходимого количества литературы, позволяющего заявлять об историографической разработанности проблемы в целом и её отдельных аспектов.
Степень научной разработанности проблемы.
Вся имеющаяся литература, обеспечивающая разработку проблемы исторического опыта земской и муниципальной помощи нуждающимся в России в 1864 - 1917гг., может быть систематизирована по проблемному и хронологическому принципам.
С точки зрения опоры на проблемный принцип для нас важна литература, посвященная исследованию истории становления и функционирования органов местного самоуправления в пореформенной России в целом и различных её аспектов, в масштабах всего государства и отдельных его регионов. Не менее важна литература и по проблемам истории российской благотворительности,

особенно в той её части, которая посвящена деятельности земств и городских общественных управлений по заботе о социально недостаточном населении.
С учетом общих тенденций в развитии историографической разработки названных выше проблем, хронологический подход может быть реализован через следующие этапы: 1) литература второй половины Х1Хв. - 1917г.; 2) литература, создававшаяся в рамках советской исторической школы; 3) современные исследования. Границы периодов условны, но достаточно точно отражают последовательность накопления фактического материала и изменение принципов его научного анализа.
Изучив имеющийся историографический багаж и соотнося свою точку зрения с выводами Гармизы В.В.,3 Захаровой Л.Г.,4 Горнова В.А.,5 систематизировавшими отдельные результаты в изучении истории земства, выделим три направления в дореволюционной историографии: консервативное, представленное работами Платонова С.Ф., Татищева С. С., Витте С.Ю. и др.; либеральное - Головачева А.А., Джаншиева Г.А.., Кавелина К.Д., Веселевского Б.Б., Кизеветтера А.А. и др. и марксистское - Ленина В.И.
Представители первого направления, в целом, давали положительную оценку реформам, в которых Александр II выступает как «великий преобразователь, принесший русскому народу неведомые ему дотоле блага гражданственности».6 Однако, по мнению Платонова, чаяния общества шли дальше намерений правительства, что привело к умственному брожению радикально - политического характера.
Негативная оценка деятельности земств появляется в официальном направлении одновременно с началом контрреформ. По мнению государственных деятелей и публицистов, придерживавшихся этих взглядов, буржуазные реформы, в том числе, земская, повлекли за собой самые негативные последствия в виде революционного движения. Поэтому, чтобы стабилизировать положение в обществе, надо максимально ограничить элемент самоуправления, как «противоестественный и вредный в условиях
7
самодержавия».
Многих либералов, не только историков, но и юристов, публицистов, - Безобразова В.П., Васильчикова А.И., Гессена В.М., Градовского А.Д., Коркунова Н.М., Чичерина Б.Н., Шипова Д.Н.,8 - интересовал статус земских учреждений. Они старались определить оптимальную структуру органов самоуправления, обозначить пределы их власти и компетенции, предложить варианты взаимоотношений органов самоуправления и государственных структур. Достаточно четко обозначились две теории самоуправления - общественная и государственная.
Сторонники общественной теории местного самоуправления противопоставляли интересы государства и местности, отделяли административное управление хозяйством от политической формы правления. По их мнению, органы государственной власти и местного самоуправления имеют разные функции и должны сосуществовать параллельно и независимо друг от друга. Напротив, сторонники государственной теории считали органы местного самоуправления фундаментом общего государственного устройства, поэтому выступали за включение земских органов в систему государственных учреждений.
Либеральный историк Кавелин К.Д.9 подробно проанализировал правовую базу деятельности земств и на основе этого попытался спрогнозировать будущее этого института, определить дальнейшие направления деятельности и вероятные практические результаты. По его мнению, в Положении 1864 года было заложено прочное и надежное основание местного самоуправления, которое должно было сыграть важную роль в развитии России.
Первый критический анализ земской реформы с точки зрения либеральной оппозиции был дан известным земским деятелем и либеральным публицистом Головачевым А.А.10 Он считал, что реформа 1864 года внесла в российское законодательство и общественную жизнь такие великие начала, как самоуправление, всесословность. Однако, «Положение» давало преимущество в земских учреждениях

дворянству, как более образованному и материально обеспеченному сословию. Таким образом, впервые Головачевым А. А. была выдвинута версия о компенсационном характере реформы за потерю дворянами прав и привилегий. С точки зрения историка, один из главных недостатков закона в целом состоял в неправильном разграничении компетенции между центральной администрацией и органами местного самоуправления, что поставило земства в роль ответвления «центрального управления для заведования известной отраслью хозяйства, распорядиться которым они самостоятельно не могли».
Интересным исследованием по истории земств в первые годы их деятельности стал труд А.И. Васильчикова «О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений», вышедший в 1872 году в двух томах. В нем довольно широко освещены основные направления деятельности земств, в том числе в сфере общественного призрения. Весь материал работы дан в сравнении с опытом работы органов местного самоуправления западноевропейских стран. Автор труда, близкий к идеям славянофилов и разделявший их так называемую «теорию общественного самоуправления», в решении проблем призрения признавал приоритет земских органов управления перед государством и его учреждениями. Он обосновал свою позицию тем, что «правительственные агенты не принадлежат к местному населению, не могут вникать в народный быт так глубоко, чтобы определить степень их нужды, дряхлости, болезни, дающей право на пособие».11 Сделать это, по мнению автора, способны земские органы самоуправления. В этой работе поднимается важный во все времена вопрос о признании права бедного, немощного человека на призрение и впервые формулируется проблема организации адресной помощи нуждающимся. Васильчиков А. И. коснулся проблем предупреждения обеднения населения, предлагая в качестве превентивных мер принятие государством, по примеру ряда европейских стран, обязательного налога на помощь бедным, кредитование и страхование и др. Таким образом, автор сумел не только обобщить первый опыт деятельности земств, но и обозначить действительно важные проблемы общественного призрения и предложить вполне разумные пути их решения.
Определенные успехи дореволюционных историков были связанны с изучением хозяйственно - экономической практики российского земства. Подробная документация земских управ, доступность многочисленных томов земской статистики позволили им создать добротные труды о земском народном образовании, медицине, ветеринарии, продовольственной помощи, статистике и других отраслях народного хозяйства. Работы Григорьева В.В., Звягинацева Е.А., Фальборка Г.А., Чарнолусского В. И., Френкеля З.Г., Сазонова Г.П., Валецкого С.Н., Бажаева В.Г.12 носили описательный характер, местами напоминая сводные обзоры статистических данных.
Самым крупным и значимым исследованием по истории земств в дореволюционной историографии стала 4 - томная монография Б.Б. Веселовского «История земства за 40 лет».13 Это был настолько добротный и обширный труд, что все значимые периодические издания посчитали обязательным выступить с развернутыми рецензиями. Вот что говорится в одной из них: «... Автор широко охватывает весь круг земской деятельности, давая обильный цифровой и фактический материал читателю, не только имеющему поверхностное представление о земстве, но и специалистам. Перед читателем встает огромная, ясная картина той громадной общественно - культурной работы, которую совершило земство, рельефно выступают методы и ход развития этой работы.».14 Подробно проанализировав движение земских бюджетов, хозяйственно - культурную и политическую жизнь российского земства, историк в последнем томе попытался дать и «исторические обзоры отдельных земств». Для нас важна при этом и та часть исследования (т.1), которая посвящена анализу состояния и динамики развития земского общественного призрения.

Заметим, что активно сотрудничая с редакцией журнала «Земское дело», Б.Б. Веселовский через отдельные публикации продолжает исследование земской практики, подвергая её тщательному анализу. Вместе с ним печатались Френкель З.Г., Львов Г., Полнер Т. и другие.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ исторического опыта работы российских органов местного самоуправления, - земств и городских общественных управлений, - в сфере общественной помощи различным категориям нуждающегося населения в России в период 1864 - 1917 годов в рамках поставленных в исследовании задач позволил нам прийти к следующим выводам:
1. Изучение исторических предпосылок и выявление основных этапов в процессе формирования элементов системы общественной помощи нуждающимся в дореформенной России, равно как и основных традиций, сложившихся в результате эволюции названного социального феномена, позволяет констатировать наличие в стране в преддверии буржуазных реформ во-первых, достаточно развитых и специфичных мировоззренческих основ в понимании необходимости и смысла социальной помощи нуждающимся в российском обществе. Формировавшаяся в X-XVII в.в., на этапе собственно¬церковного благотворения и практического руководства русской православной церковью частной и церковно-государственной помощью нуждающимся, идеология помощи слабому подверглась влиянию ряда факторов, определивших ее специфику. Среди них - абсолютизация древнерусскими теологами и проповедниками, в условиях двоеверного синкретизма и адоптионизма, спасающей роли милостыни, что сформировало устойчивую традицию к длительному и значительному преобладанию данной формы социальной помощи нуждающимся на Руси - в России, заложив основу специфики этого процесса. Более того, лежавший в основе монополии церкви на древнерусскую благотворительность тезис «церкви богатство - нищих богатство», трансформировавшись в условиях внутрицерковной борьбы и борьбы государства с церковью за собственность и власть в идеологию нищелюбия, укрепил надолго в общественном сознании патриархальную мысль о богоугодности бедности. Возникшая же и реализуемая, с эпохи Петра I, государственная идея создания организованной и регулируемой системы социальной помощи характеризовались монополией государства на идею и практику в этой сфере при игнорировании частного и общественного элемента на фоне значительной длительности процесса секуляризации идеи милосердия.
2. С учетом вышеобозначенного, в условиях наличия различных форм оказания помощи социально недостаточному населению при несомненном преобладании «ручной» милостыни в период до XVII века в России, единственной формой, имевшей перспективы в условиях церковной монополии на благотворение с точки зрения эффективности и предупредительности, была церковно-приходская благотворительность. Именно «в мирской церкви» объединялись функции гражданские с функциями религиозными, но адаптированными к насущным запросам и интересам общественно-экономической, правовой, семейно-бытовой жизни. Помощь страждущим в рамках прихода, в котором переплетались функции земского самоуправления и удовлетворения религиозных потребностей, опиралась на общественные усилия в границах крестьянского мира, что придавало ей характер наибольшей разумности, организованности и эффективности. Тем не менее, в условиях специфического подхода к пониманию сущности и целей практического милосердия русской православной церковью, а именно - трактовки и использования неконтролируемой «ручной» милостыни как самой богоугодной формы помощи нуждающимся, и в связи с процессами трансформации государственного устройства и власти, исключавшими участие земского элемента в управлении общественной жизнью, церковноприходская форма помощи нуждающимся пришла в упадок.
Более того, традиции церковной благотворительности вкупе со спецификой процесса оформления полицейского государства в России послужили основными причинами того, что столь необходимые в условиях катастрофически распространенного профессионального нищенства к началу модернизационных процессов в петровской России попытки законодательного оформления

государственной системы попечения о больных и нетрудоспособных значительно затягиваются (по сравнению с аналогичными в странах Западной Европы). Да и обществу и общественной самодеятельности не отводится никакой сколько-нибудь активной роли в делах государства в сфере помощи нуждающимся, им в удел остается одно пассивное усвоение «идущих сверху попечительных мероприятий.»
В нашем случае особенно важным становится тот факт, что одним из основных признаков оформившейся уже при Екатерине II государственной системы призрения, в центре которой стояли Приказы общественного призрения, оставалось определение обязанностей по заботе о наиболее незащищенной части общества в сельской местности и городах на основании принципа сословности.
3. Введение земств и реформирование системы городского самоуправления в России во второй половине XIX в. сопровождалось нормативным оформлением идеи привлечения общественной инициативы и гражданских усилий в дело организации помощи нуждающимся в стране, что означало признание государством обязанностей и права общества через органы его самоуправления заботиться о социальнонедостаточных его членах. Это отвечало самым прогрессивным тенденциям в организации адекватной системы помощи нуждающимся в ней. Но сохранение принципа сословности в призрении в условиях законодательного оформления всесословных органов местного самоуправления изначально предопределяло относительность формулировок по поводу обязательности организации системы общественной помощи нуждающимся и в отношении четкого перечня обязанностей органов местного самоуправления в связи с этим. Более того, в условиях самодержавной власти, стремившейся даже в период организованной сверху капиталистической модернизации экономики и общества сохранить абсолютный политический контроль, степень власти, финансовые возможности и способы действий создаваемых органов местного самоуправления, в том числе и в сфере социальной помощи, были законодательно регламентированы, что закономерно снижало и ограничивало в перспективе эффективность общественных усилий в сфере заботы о нуждающихся.
4. Проведенный нами анализ содержания и особенностей финансового обеспечения, состояния материальной базы и организационных основ земской помощи нуждающимся в России показал резкое сужение той доходной базы, которая сложилась в период действия Приказов общественного призрения .Причиной тому - законодательная (по положению о земствах 1864 г. и, тем более, - 1890 г.) ограниченность круга источников формирования бюджета земств. Этот факт, наряду с наличием значительного количества жизненно важных статей расхода, а также случайный, бессистемный характер дотационной политики государства в условиях существования огромного количества людей, нуждавшихся в помощи, во многом предупредили недостаточность результатов деятельности земств в сфере общественной заботы о нуждающихся и, прежде всего, в области организации качественного и эффективного общественного призрения. Непригодность, ветхость и недостаточность оставшейся от Приказов общественного призрения материальной базы в большинстве земских губерний заставили земства обратиться к поиску и привлечению внебюджетных средств. Но принцип сословности в призрении в российском законодательстве при этом значительно усложнял ситуацию : сельские общества - основные поставщики нуждавшихся в помощи - были не в состоянии платить за содержание и лечение своих неимущих членов.
Отсутствие мелкой земской единицы, основной задачей которой стало бы приближение земских учреждений к населению, что особенно важно в практике предоставления социальной помощи (индивидуализация помощи, активизация самодеятельности населения, привлечение средств, шедших на «ручную» милостыню и др.) также серьезно тормозило работу земств в изучаемой сфере. Добиваясь реформы местного самоуправления в части создания волостных земств, земские деятели параллельно инициировали и добились создания, сначала и больше всего в рамках Московского губернского земства

(с 1908 г.), особых попечительств, результаты работы которых в сфере оказания общественной помощи социально недостаточному населению в наибольшей мере отвечали требуемым. Земские попечительства создавались и работали в опоре на опыт европейского местного самоуправления в организации т. н. Эльберфельдской системы помощи нуждающимся и с учетом традиций российской благотворительности.
5.Основным направлением в работе российских земств по оказанию помощи страждущим в 1864-1913 гг. стала организация и осуществление общественного призрения. Организация заботы о покинутых детях через приюты, колонии для сирот и малолетних преступников, через систему патронажа; оказание помощи нетрудоспособным старикам, неизлечимо больным через помещение их в богаделенные заведения, совершенствование качества предоставляемых им услуг и строительство новых богаделен и инвалидных домов; призрение душевнобольных через специализированные приюты, создание психиатрических отделений при земских больницах и организация патронажа душевнобольных составляли основное содержание этой работы земств.
Наиболее успешным и эффективным в деле земского призрения стало призрение душевнобольных. Строительство современных зданий, привлечение к работе врачей - психиатров, широкое использование фельдшерского труда, создание специализированных колоний на базе благоустроенных усадеб, децентрализация помощи в соответствии с местными нуждами значительно улучшили постановку дела призрения психически больных людей в России.
Но улучшение условий призрения и качества предлагаемых услуг в учреждениях земского призрения вызывало, в большинстве случаев, их переполнение, что приводило к повышению детской смертности в приютах, сокращению сроков жизни стариков и хроников, призреваемых в богадельнях. Это, в свою очередь заставляло земских деятелей искать и использовать, в условиях скудного финансирования и недостаточности материальной базы, новые формы в организации помощи нуждающимся категориям населения. К 1912-1913 гг. в большинстве земских губерний наблюдается переход к сочетанию земского призрения с трудовой помощью и профилактикой бедности со все большим привлечением преимуществ и сил городских общественных управлений.
6. При этом содержание и масштабы деятельности самих городских общественных управлений в сфере организации и предоставления социальной помощи городскому населению в Российской империи в 1870-1913 гг. определились, в первую очередь, расплывчатостью формулировок российского законодательства по целям и нормам обязательного к осуществлению городского благотворения, что позволяло рассматривать его как факультативное и необязательное. Более того, - финансовое положение подавляющего большинства городов, определявшееся ограничениями в обложении и бюджетных правах, отсутствием кредита и обязательностью расходов на общегосударственные нужды, а также - для большинства городов - больших размеров земским обложением, не способствовало как развитию материальной базы общественного призрения, так и не обеспечивало достаточных средств для осуществления мер из области открытой формы призрения.
Высокий избирательный ценз, определивший недостаток практически работоспособных деятелей на фоне низкого уровня развития, «третьего элемента» в городах вкупе с тесной опекой администрации во многом укрепляли отношение большинства городских общественных управлений к организации социальной заботы о нуждающихся как к делу второстепенной важности, основную нагрузку по которой законодательно обязаны нести земства.



1. См.: Конституция РФ.М.,1993.
2. См.: Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995г.
3. Гармиза В.В. Земская реформа и земства в исторической литературе // История СССР - 1960 - №5 - с.82-107.
4. Захарова Л.Г. Земский вопрос в русской периодической печати эпохи контрреформы // Вестник МГУ. Серия 9. История - 1966 - №2 - с. 57¬
58.
5. Горнов В. А. История земства России второй половины XIX - начала XX века и её отражение в отечественной исторической науке (1946 - 1995). Дисс...канд. ист. наук. М.,1996.
6. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993, с.719.
7. Витте С.Ю. Самодержавие и земство. СПб, 1908, с.89
8. Безобразов В.П. Земские учреждения и самоуправление. М., 1874; Васильчиков А.И. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. В 2т. СПб., 1870; Гессен В.М. Вопросы местного самоуправления. СПб, 1904; Градовский А. Д. История местного самоуправления. Собр. соч.: в 4т. М., 1964 - 1996. Т.2; Коркунов Н.М. Русское государственное право.
В 2 т. СПб., 1903; Чичерин Б.Н. Вопросы политики. М., 1903; Шипов Д.Н. К вопросу о взаимных отношениях губернских и уездных земств. М., 1899.
9. Кавелин К. Д. По поводу губернских и уездных земских учреждений. Собр. соч. СПб., 1898, Т.2.
10. Головачёв А.А. Десять лет реформ. М., 1874
11. Васильчиков А.И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. Т.2. СПб., 1872, с.201.
12. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. М., 1910; Звягинцев Е.А. Народное образование в земствах. М., 1914; Фальборк

Г.А., Чарнолусский В.И. Земство и народное образование. СПб., 1910¬1911; Френкель З.Г. Очерки земского врачебно - санитарного дела. СПб., 1913; Сазонов Г.П. Обзор деятельности земств по народному продовольствию (1865-1892гг.). СПб., 1893; Валецкий С.Н. Земская статистика. М. 1899; Бажаев В.Г. О правительственной и земской агрономии. М., 1897.
13. Веселовский Б.Б. История земства за 40 лет. В 4 т. СПб.,1909 - 1911.
14. См: Слово - 1908 - №632.
15. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. ПСС. Т.3; Рабочая партия и крестьянство. Т.4, с.429 - 437; Пересмотр аграрной программы рабочей партии. Т.12; Пятидесятилетие падения крепостного права. Т.20; По поводу юбилея. Т.20; Земские съезды. Т.5.
16. Ленин В.И. Гонители земства и Аннибалы либерализма. Т.5
17. Ленин В.И. Т.20. С.165.
18. Ленин В.И. Т5. С.33.
19. Там же. С.35
20. Градовский А. Д. История местного самоуправления в России. СПб., 1868; Джаншиев Г. А. Эпоха Великих реформ. СПб., 1892; Свешников М.И. Основы и пределы самоуправления в России. СПб., 1892; Гессен В.М. Городское самоуправление в России. Доп. к курсу Русского права. СПб., 1912 и др.
21. Данилов Ф.А. Государственная власть и местное (городское и земское) самоуправление. М., 1907; Пажитнов К.Л. Городское и земское самоуправление // Великие реформы 60-х в их прошлом и настоящем. - Спб.,1913; Вернер И.А. Городское самоуправление в России. М., 1906; Михайловский А. Реформа городского самоуправления в России. М.,1908 и др.
22. Новиков А.А. Записки о городском самоуправлении. СПб., 1904; Семёнов Д. Д. Городское самоуправление. Очерк и опыты. СПб., 1901; Фесенко И.О. К вопросу о реформе городского общественного управления. В 2-х ч. Харьков, 1890; Шрейдер Г.И. Наше городское

общественное управление. Этюды, очерки и заметки. Т.1. Спб.,1902 и др.
23. Покровский М. Н. Русская история в самом сжатом очерке. М., 1933; Русская история с древнейших времен. Т.4. М., 1934.
24. Покровский М.Н. Избранные произведения. В 4-х т. М., 1965, с.397.
25. Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864г. М., 1957.
26. История СССР / под ред. Рыбакова Б.А. Т.5. М., 1968.
27. Ленин В.И. П.С.С. Т.5, с.65.
28. Захарова Л.Г. Земская контрреформа 1890г. М., 1968.
29. Пирумова Н.М. Земское либеральное движение: эволюция до начала XX века. М., 1977; Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе до начала XX века. М., 1986.
30. Пирумова Н.М. Земство и политика. // Родина - 1993 - №5-6 - с.104.
31. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива? М.: Политиздат, 1991; Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989; Захарова Л.Г. Россия на переломе (самодержавие и реформы 1861 - 1874гг) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX вв. М., 1991; Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х XIX века. Л., 1978.
32. Рындзюнский П.Г. Городское гражданство дореформенной России. - М., 1958; Ерошкин Н.П. и др. История государственных учреждений России до Великой Октябрьской революции. М., 1965; Его же. Местные государственные учреждения дореформенной России (1800
- 1860 гг.). М., 1985; Писарькова А.Ф. Городовое положение 1870 года и социальный состав городского общественного управления в губерниях центрально - черноземного региона. // Буржуазные реформы в России второй половины XIX в.: Межвуз. сб. научных трудов. Воронеж, 1988; Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870 - 1880-х гг. М., 1964; Его же. Российское самодержавие в конце XIX столетия (Политическая реакция 80-х начала 90-х гг.). М., 1970.

33. Нардова В.А. Городское самоуправление в журналистике 70-х - 80-х гг. XIX века // Общественная мысль в России XIX века. Л., 1986; Её же. Городское самоуправление в России в 60-х - начале 90-х гг. XIX века: правительственная политика. Л., 1984; Её же. Нарастание оппозиционности органов самоуправления в канун первой российской революции 1905-1907гг. // Новое о революции 1905-1907гг. в России. Л., 1989. - с.99 - 112; Её же. Первые выборы в городские думы по избирательному закону 1892 г. / В кн.: проблемы социально - экономической истории России. СПб., 1991.
34. Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-х - начале 90-х гг. XIX века: правительственная политика. Л., 1984, с.255.
35. Там же, с.8.
36. Там же, с. 155.
37. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию. Посильные соображения // Комсомольская правда. 1990. 18 сентября.
38. Там же.
39. Местное самоуправление: проблемы и решения: Материалы международного симпозиума, Москва, 1995. М., 1996; Местное самоуправление: российский путь. Саратов, 1999; Местное самоуправление на Юге России и в республиках Северного Кавказа. Ростов-на-Дону,1997.
40. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика. Москва - Ростов,1999.
41. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990.
42. Там же, с.44.
43. Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура. М., 1996.
44. Жукова Л.А. Земское самоуправление и бюрократия в России: конфликты и сотрудничество, 1864 - 1917гг. М.,1998.
45. Шутов А. Ю. Земские выборы в истории России (1864 - 1917гг). М.,1999.

46. Еремян В.В., Федоров М.В. Местное самоуправление в России (XII - середине XXвв.). Учебное пособие. М.,1998.
47. Лаптева Л.Е. Региональное и местное самоуправление в России (вторая половина XIX в.). М.,1998.
48. Судавцов Н. Д. Земское и городское самоуправление в России в годы Первой мировой войны. Москва-Ставрополь, 2001.; Его же. Земское и городское самоуправление в годы Первой мировой войны.
Дисс...доктора ист. наук. М., 2002.
49. См., например: Фирсов М.В. Социальная в России: теория, история, общественная практика // Автореф. дисс.. докт.истор.наук. М., 1995; Ульянова Г.Н. Новейшая американская историография российской благотворительности (обзор) // Отечественная история - 1995 - №1 - с.108-118; Покотилова Т.Е. Теоретико - методологический и историографический аспекты феномена российской благотворительности. Ставрополь,1998; Прохоров В.Л. Предпринимательство и благотворительность в России: теория, технология, образование. - 1997 - №2 (0,35 п.л.); Белоножко Е.П. Историография российской благотворительности // Сб. научных трудов преподавателей и аспирантов БГУ. - Вып.2. Белгород, 1996 и др.
50. См.: Воскобойников н.я. Материалы по истории призрения бедных и неимущих в России. СПб., 1894; Георгиевский П.И. Призрение бедных и благотворительность в России: история, настоящее положение и задачи. СПб., 1908; Кафтанов Н.Н. Общественная благотворительность в России в 1888г. М., 1889; Никольский Н.А. Об общественной благотворительности и её организаторах - приходских попечительствах. М., 1876; Якоби А. Благотворительность. СПб.,
1899.
51. Общественное и частное призрение в России. СПб.,1907.
52. См.: Максимов Е.Д. Историческое развитие общественного призрения в России // Антология социальной работы. Т.1. М., 1995; Его же. Статистические и финансовые вопросы общественного призрения.

СПб., 1895; Его же. Очерк исторического развития и современного положения общественного призрения в России. Б. м., 1900; Его же . происхождение нищенства и меры борьбы с ними. СПб., 1901 и др.
53. См.: Максимов Е.Д. Очерк земской деятельности в общественном призрении. СПб., 1895.
54. Максимов Е.Д. Практическая и законодательная постановка мер общественного призрения // Русское богатство - 1896 - №10 - с.19-50.
55. См.: Максимов Е.Д. Очерк земской деятельности в области общественного призрения. СПб., 1895.
56. Из истории и опыта земских учреждений в России. Очерки М. Слобожанина. СПб., 1913.
57. Цит. по: Земское дело - 1914 - №6 - с.1475.
58. См.: Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. М., 1897.
59. См., например: Обзор деятельности Санкт - Петербургского городского управления за десятилетие 1891 - 1900гг. Спб., 1902; Максимов Е.Д. Городские общественные управления в деле помощи бедным. СПб.,1905; Вернер И.А. Деятельность Московской Городской Думы в 1909 - 1912гг. М., 1912 и др.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ