Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх 9
1.1. Сущность и содержание понятия «диалогическая речь» 9
1.2. Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии диалогической речи у детей
старшего дошкольного возраста 17
1.3. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего
дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх 26
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх 37
2.1. Диагностика уровня развития диалогической речи у детей старшего
дошкольного возраста 37
2.2. Содержание работы по развитию диалогической речи у детей старшего
дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх 52
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию диалогической
речи у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх 65
2.4. Методические рекомендации студентам среднего профессионального учебного заведения по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх 70
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение
Современная система дошкольного образования находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности. Важной задачей дошкольных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Речь как средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду, формирует первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Однако приходится констатировать, что сегодня телевизор, видео, компьютер прочно вошли не только в нашу жизнь, но и в воспитание детей. Как результат - дети начинают поздно говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и невыразительна. Дети, как губка, впитывают в себя речь окружающих их взрослых, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах и в современных мультфильмах.
И если работа над связной речью в детским саду всегда была самой сложной и длительной, то в настоящее время это направление стало еще более актуальным, т.к. встала проблема по преодолению последствий влияния технических средств на развитие связной речи дошкольников.
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не могут, по собственной инициативе обратится к другому человеку, поддержать и развить установившийся контакт, стесняются ответить, если к ним обращаются, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению.
Таким образом, в настоящее время нет необходимости доказывать, что целенаправленная работа по развитию речи необходима, так как речь самым тесным образом связана с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Полноценная речь ребёнка - это и средство повышения познавательной деятельности, уровня коммуникабельности и способ достижения наилучшей социальной адаптации, а в конечном итоге путь к развитию его как личности.
Формирование связной речи (диалогической и монологической) у детей и факторы ее развития изучались Э. П. Коротковой, О. И. Соловьевой (45), Е. И. Тихеевой (49) и другими отечественными учеными. Формирование диалогической речи реализуется в процессе разговоров воспитателя с детьми в повседневной жизни и в форме специально подготовленных бесед. О проявлении у дошкольников большой чуткости к слову говорят многочисленные исследования и высказывания лингвистов, психологов, писателей (А. А. Леонтьев (25), В. С. Мухина (33), Д. Б. Эльконин (59)).
По определению С. Л. Рубинштейна (42), связной называют такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. Диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь - это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль. Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность. Связная диалогическая речь, с точки зрения лингвистики, это смысловое, развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Т. А. Ладыженская отмечала, что связная диалогическая речь детей изучена недостаточно, не исследованы способы связи между самостоятельными предложениями, уместность употребления языковых средств в определенном виде высказывания. Несмотря на значительное число исследований, прямо или косвенно затрагивающих проблему обучения рассказыванию и развития связной монологической речи дошкольников, до настоящего времени не сложилось комплексного подхода к обучению связной диалогической речи в системе общей социализации ребёнка.
Однако, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития связной речи дошкольников, остается недостаточно разработанным один из аспектов этой проблемы - развитие связной диалогической речи дошкольников в сюжетно-ролевых играх.
Проблеме игры дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л. С. Выготский (11), А. Н. Леонтьев (25), С. Л. Рубинштейн (42), А. П. Усова, Ф. И. Фрадкина, Д. Б. Эльконин (59). В других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (В. Н. Аванесова, В. Р. Безпалова, М. Богусловская, Е. И. Радина, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова и др.).
Сюжетно-ролевые игры - это игры, которые придумывают сами дети. В них отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения между людьми.
Специфическое значение сюжетно-ролевой игры для развития ребенка заключается в следующем. В первую очередь игра требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, таким образом, формируется план представлений. Внешние действия замещения (игровые предметы-заместители, взятие на себя роли, обобщенные действия) выступают в качестве исходной материальной формы при образовании действий внутреннего плана.
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.
Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Языковая способность непременно должна включать в себя развитие чувства языка. Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Ситуации речевого общения в сюжетно-ролевой игре постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности.
Сюжетно-ролевая игра как специфическая форма самостоятельной деятельности в дошкольной педагогике и психологии исследуется как средство нравственного, физического, эстетического и умственного воспитания. Вместе с тем, она меньше изучена со стороны ее влияния на развитие диалогической речи ребенка по сравнению с широкой разработанностью вопросов нравственного воспитания и социально-личностного развития дошкольников. Поэтому тема
7 нашего исследования: «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх».
Проблема исследования: каковы педагогические условия, способствующие эффективному развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраст в сюжетно-ролевых играх. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх будет эффективным, если:
- использовать сюжетно-ролевые игры разнообразной тематики, способствующие развитию интереса к партнеру по общению; развитию умения входить в контакт, вести диалог и т.д.);
- обогащать предметно-речевую среду в группе для общения ребенка в сюжетно - ролевых играх;
- осуществлять квалифицированное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми детей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «диалогическая речь» и особенности ее развития у детей старшего дошкольного возраста
2. Определить роль сюжетно-ролевых игр в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить педагогические условия эффективного развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в сюжетно ролевых играх.
4. Определить уровень развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
5. Организовать экспериментальную работу по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
6. Разработать методические рекомендации студентам среднего профессионального учебного заведения по развитию связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
-наблюдение;
-беседа;
-тестирование;
-педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: МБДОУ Гора - Подольская средняя общеобразовательная школа, дошкольная группа «Непоседы».
Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Проблема развития связной диалогической речи находится в центре внимания российских педагогов в связи с ее значимостью и актуальностью. Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной диалогической речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.
Старший дошкольный возраст - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон речи. Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Обучение связной диалогической речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной диалогической речи старших дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.П. Усовой. Проблемы содержания и методов развития связной диалогической речи в детском саду плодотворно разрабатывались Н.Ф. Виноградовой, Е.А. Смирновой, О.С. Ушаковой и другими.
78 Проанализировав теоретическую и методическую литературу по данной проблеме, мы выявили, что развитие связной диалогической речи является центральной задачей речевого воспитания, так как овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.
Целью экспериментальной работы было разработать и апробировать на практике педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевых игр.
На констатирующем этапе эксперимента по результатам диагностики диалогической речи детей старшего дошкольного возраста нами были выявлены недостатки в развитии диалогической речи у старших дошкольников (недостаточный уровень развития диалогического общения в детском коллективе; недостаточный уровень развития речевых умений и навыков детей; низкий уровень речевого этикета).
В рамках программы формирующего этапа эксперимента нами были реализованы два блока работы (подготовительный и основной).
Цель: научить детей беседовать, т. е. выслушивать собеседника, не перебивать его речь, сдерживать себя, ожидая, когда вставить реплику, стараться говорить понятно для собеседника; формировать у детей способность коллективного рассказывания; развивать диалогическое общение; удовлетворять потребность детей в личностном общении, обогащать опыт детей как партнеров по общению.
В рамках данного блока нами были проведены: циклы занятий - активизирующего общения; дидактические игры парами. Словесная дидактическая игра с парным взаимодействием, как показала практика, является эффективным методом развития диалогической речи детей, формирования «диалогических отношений» между детьми, формирования умения строить свои высказывания, рассуждать. Эмоциональному комфорту детей способствовала дисциплинарная форма привлечения и удержания внимания: разнообразные сюрпризные моменты, элементы костюма педагога и детей, что в целом способствовало развитию связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
В рамках основного блока нами были выделены 3 направления работы: создание в группе положительного микроклимата, направленного на диалогическое общение детей, обогащение предметно-речевой среды в группе, организация грамотного руководства самостоятельной игровой деятельностью детей.
Созданное нами игровое пространство не ограничивало, а наоборот, способствовало диалогическому общению в сюжетно-ролевых играх детей. Наши предположения о том, что создание предметно-речевой среды, представление детям времени для самостоятельной игровой деятельности, грамотное руководство игровой деятельностью, налаживание доверительных отношений взрослого с ребенком (создание благоприятного микроклимата), отсутствие критики деятельности ребенка отразилось на результатах игровой деятельности детей, что в свою очередь способствовало эффективному развитию речевого общения у дошкольников. Появился более глубокий интерес детей к сюжетно- ролевой игре, была отмечена общая активность в общении детей, стремление к сотрудничеству и взаимодействию.
Анализ полученных результатов контрольного эксперимента позволил отметить положительную динамику уровня развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Поставленные в работе задачи в основном решены, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Авдулова, Т. Игра: ее развитие на современном этапе / Т. Авдулова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С. 29-33.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
3. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2009. - 160 с.
4. Арушанова, А. Истоки диалога / А. Арушанова, Н. Дурова, Е. Рычагова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - С. 33-39.
5. Бахтин, М.М. Методика развития речи детей / А.М. Бахтин - М.: Просвещение, 2001. - 255 с.
6. Белошистая, А. Развиваем связную речь / А. Белошистая, А. Смага // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 20-25.
7. Бизикова, О. Игра как фактор развития диалога / О. Бизикова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 9-18.
8. Бородин, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородин. - М.:
Просвещение, 2001. - 225 с.
10. Ворошина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста / Л.В. Ворошина. - Пермь, 2005. - 132 с.
11. Выготский, Л.С. Развитие устной речи / Л.С. Выготский. - М., 2002. - 142 с.
12. Двинянинова, Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте / Ю.А. Двинянинова // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47.
13. Гвоздев, А.Н, Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.,2008. - 129 с.
14. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду /
В.И. Логинова и др. - М.: Просвещение, 2009. - Режим доступа:
http: //www.babylessons. ru/prgramma-detstvo/
15. Ерастов, Н.П. Культура связной речи / Н.П. Ерастов. - Ярославль, 2009. - 142 с.
16. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи // в защиту живого слова / Н.И.Жинкин. - М., 2006. - 163 с.
17. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. - М.: АПН РСФСР, 2004. - 319 с.
18. Зырянова, Л.11. Занятия по развитию речи в ДОУ / Л.11. Зырянова, Т.В. Лужбина. - М.: Феникс, 2012. - 271 с.
19. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
20. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/511630/
21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
22. Козырева, Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет / Л.М. Козырева. - М.: Академия развития, 1997. - 158 с.
23. Красильникова, Л. Осознанная речевая деятельность детей / Л. Красильникова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 79-84.
24. Курганская, Л.М. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.М. Курганская, Л.В. Серых. - Белгород: Константа, 2006. - 263 с.
25. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 2004. - 167 с.
26. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина. -М.:
Педагогика, 1986. - 144 с.
27. Лосева, И.И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста :
Учебно-методическое пособие / И.И. Лосева. - Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ
ЮФУ, 2009. - 85 с.
28. Лямина, Г.М. Формирование речевой деятельности / Г.М. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 49-55.
29. Макарова, В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста / В.Н. Макарова. - М., 2006. - 234 с.
30. Максаков, А.И. Речь воспитателя // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. - М., 2006. - 123 с.
31. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А.И.Максаков. - М.: Просвещение, 2003. - 159 с.
32. Миронова, Н. Как учить дошкольников связной монологической речи // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С. 111-116.
33. Мухина, В.С. Ребенок и его речь / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2006. - 196 с.
34. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей / Н.В. Новоторцева. - Ярославль: ТОО «Гринго», 2005. - 240 с.
35. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1986. - 797 с.
36. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
37. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред.М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - Режим доступа:http://www.proshkolu.ru/lib/id/680/
38. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 2004. - 336 с
39. Развитие: программа нового поколения для дошкольных
общеобразовательных учреждений / под ред. О.М. Дьяченко. - М.: ГНОМ и Д.
- 2002. - Режим доступа: http://www.psyparents.ru/courses/dou/9988/
40. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1995. - 224 с.
41. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / В.И. Рождественская, Е.И. Радина - М.: Просвещение, 2002. - 432 с.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009. - 713 с.
43. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева. -2-е
изд.,стереотип. // - М.: Академия, 2008. - 384 с. С.6.
44. Сафонова, О. Активизация речевого общения старших дошкольников / О. Сафонова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1. - С. 50-57.
45. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О.И. Соловьева. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.
46. Сохин, Ф.А. Осознание речевой деятельности детьми дошкольного возраста // Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М., 2002.
- 223 с.
47. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи детей / Н.А. Стародубова. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
48. Сохин, Ф.А. О психологическом и лингвистическом анализе детской речи. - М., 2009.
49. Тихеева, Е.И. Основные положения методики развития речи детей /
Е.И. Тихеева // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 6-9.
50. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2005.
- 159 с.
51. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой. - М., 1989. - 156 с.
52. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2010.
- 368 с.
53. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 1995. - 288 с.
54. Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание.
- 2004. - № 11. - С. 8-12.
55. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника /
О.С. Ушакова. - М.: Сфера, 2008. - 240 с.
56. Ушинский, К.Д. О первоначальном преподавании русского языка //
Избранные педагогические произведения. - М., 2008. - 136 с.
57. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 2004. - 323 с.
58. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры / Д.Б. Эльконин // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 3. -С. 5-19.
59. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2000. - 248 с.
60. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2001. - 234 с.
61. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина. - М.: Академия, 2007. - 192 с.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во:
«Наука», 2000. - 351 с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. - М.: Изд-во:
«Просвещение», 1987. - 144 с.
3. Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова Е. С. Истоки диалога / А.Г. Арушанова. - М.: Изд-во: «Мозаика - Синтез», 2005. - 216 с.
4. Арушанова А. Сверстники: обучение диалогу // Дошкольное воспитание. -
1999. - №11. - С.68-77.
5. Арушанова А., Дурова Н., Рычагова Е. Истоки диалога: сценарии активизирующего общения // Дошкольное воспитание. - 2003. - №10. - С. 73¬80.
6. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. - М.: Изд-во: «Академия», 1999. - 272 с.
7. Бодалев А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 320 с.
8. Бойченко Н.К. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников / Н.К.
Бойченко - Киев, 1982. - 121 с.
9. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре / А.К.
Бондаренко. - М.: Изд-во: «Просвещение», 1979.- 175 с.
10. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности: Монография / Л.П. Буева // Под ред. В.С. Маркова. - М.: Изд-во: Московский университет, 1968. - 267 с.
11. Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер. -М.: Изд-во: «Просвещение», 1988. - 336 с.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Изд-во: «Союз», 1999.- 224 с.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1996. - №6.- С.15-18.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во:
«Педагогика», 1991. - 480 с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинение / Л.С. Выготский. Т.4. - М.: Изд-во: «Педагогика», 1982. - 488 с.
16. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И.
Бабаева, В.И. Логинова, Н.А. Ноткина - М.: Изд-во: «Детство-пресс», 2006. - 243 с.
17. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М.: Изд-во: «Педагогика», 1994. -127 с.
18. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. - М.: Изд-во: «Просвещение», 1991. - 145 с.
19.Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2т. Т.1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. - М.: Изд-во: «Педагогика», 1986. - 318 с.
20. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. - 1965. - №10. - С.24-27.
21.Зворыгина Е., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. - 1989. - №5. - С. 31-40.
22.Золотнякова А.С. Любимова Е.Д. Курсовые работы по детской психологии / А.С. Золотнякова. - М.: Изд-во: «Просвещение», 1980. - 72 с.
23. Ивакина И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми
дошкольников / И.А. Ивакина. - Пенза, 1995.- 225 с.
24. Игра как средство развития личности детей группы педагогического риска / А.М. Харисова // Начальная школа: плюс До и После. - 2006. - №1.-С. 19-22.
25. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений / М.С. Каган. - М.: Изд-во: «Политиздат», 1988. - 319 с.
26. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Изд-во: «Академия», 2002. - 416 с.
27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - 4-е изд.. - М.:
Изд-во: МГУ, 1981. - 584 с.
28. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н.
Леонтьев Избранные психологические произведения. В 2 т. - Т.1. - М.: Изд- во: «Просвещение», 1983. -525 с.
29. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 1990. - №7. - С. 19-21.
30. Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Изд-во: «Просвещение», 1985. - 221 с.
31. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка: Избранные
психологические труды / М.И. Лисина. - М.: Изд-во: Институт практической психологии, 1997. - 383 с.
32. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Изд-во: «Педагогика», 1986. - 143 с.
33. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. - М.: Изд-во: «Просвещение», 1992. -175 с.
34. Михайленко Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой // Дошкольное воспитание. - 1983. - №12.- С. 36-40.
35. Михайленко Н.Я., Короткова Н. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. -1998. - №4.- С. 31-35.
36. Михайленко Н.Я., Короткова Н. Формирование сюжетной игры у детей 6 года жизни // Дошкольное воспитание. - 1999. - №8.- С. 41-44.
37. Мухина В.С. Детская психология / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Изд-во: «Просвещение», 1985. - 272 с.
38. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 456 с.
39. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов: Учебник для студентов высших
педагогических учебных заведений: В 3кн. - 4е. издание - М.: Изд-во
«Гуманитарный издательский центр Владос», 2001. - Кн. 1,2. - 631 с.
40. Новиков В.В. Социальная психология / В.В. Новиков. - М.: Изд-во института психиатрии, 2003. - 344 с.
41. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.- С. 43-46.
42. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 1983. - №10.- С. 38
43. Парыгин Б.Д. Анатомия общения / Б.Д. Парыгин. - СПб.: Изд-во: Михайлова В.А., 1999 - 301с.
44. Панферов В.Н. Психология человека: Душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики / В.Н. Панферов. - СПб.: Михайлов В.А., 2002. - 253 с.
45. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера.- М.: Изд-во: «ПЕР
СЭ» , 2006. - 325 с.
46. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.
Рузской.- М.: Изд-во: « Педагогика», 1988.- 232 с.
47. Развитие речи и речевого общения дошкольников /Под ред. О.С.
Ушаковой. - М.: Изд-во: «Просвещение»,1995. -268 с.
48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн . - СПб.: Изд- во: «Питер-Ком», 1998. - 712 с.
49. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / Под ред. М.А.Васильевой. - М.: Изд-во: «Просвещение», 1986.- 279 с.
50. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
51. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет /
Смирнова. - М.: Изд-во: «Школа-Пресс», 1997. - 384 с.
52. Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. -2004. - №3 - С.34¬36.
53. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т.. Т. 3 [Текст] / В.А. Сухомлинский - М.: Изд-во: «Педагогика», 1981. - 640 с.
54. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника / Г.А. Урунтаева. - 2-е изд.. - М.: Изд-во: «Академия», 1997. - 94 с.
55. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Изд-во: «Академия», 1996. - 336 с.
56. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина // Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Изд-во: «Просвещение», 1995. - 288 с.
57. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей // Под ред. А.В.Запорожца. -М.:
Изд-во: «Просвещение», 1976.
58. Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп.. - М.: Изд-во: «Политиздат», 199. - 560 с.
59. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре / Е.И. Щербакова. - М.: Изд-во: «Просвещение», 1984. - 80 с.
60.Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Изд-во: «Академия», 2004. - 384 с.
61. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. - 1976. - №5. - С.41-46.
62.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин // Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1995. - 414 с.
63.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд.. - М.: Изд-во: ВЛАДОС, 1999. - 360 с.