ВВЕДЕНИЕ О
шибка! Закладка не определена.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА 7
1.1 Понятие адаптации персонала и её роль в системе управления
организацией 7
1.2 Управление процессом адаптации персонала 17
1.3 Методика оценки эффективности системы адаптации 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ПП «БЕЛГОРОДСКАЯ ТЭЦ» ФИЛИАЛ ПАО «КВАДРА» - «ЮЖНАЯ ГЕНЕРАЦИЯ» 34
2.1 Организационно - экономическая характеристика организации ПП «Белгородская ТЭЦ» филиал ПАО «Квадра» - «Южная генерация» 34
2.2. Анализ системы управления персоналом в организации 45
2.3. Оценка эффективности системы адаптации персонала в ПП «Белгородская
ТЭЦ» филиал ПАО «Квадра» - «Южная генерация» 55
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА В ПП «БЕЛГОРОДСКАЯ ТЭЦ» ФИЛИАЛ ПАО «КВАДРА» - «ЮЖНАЯ
ГЕНЕРАЦИЯ» 62
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы управления адаптацией
персонала в организации 62
3.2 Оценка социально - экономической эффективности мероприятий по
совершенствованию системы управления адаптацией 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Актуальность темы исследования. В современных условиях очень большое значение приобретают вопросы по формированию кадровой среды в российских организациях. Особенно важным становится установление таких социальных пропорций в основных характеристиках персонала организации, которые будут способствовать её росту и развитию, в том числе и за счёт привлечения и закрепления в кадровом составе профессионально подготовленных и обученных специалистов. Это актуализирует проблему их адаптации в современной организации, поиска новых управленческих средств, методов и технологий её успешного осуществления.
Адаптация работника в организации — это управляемый процесс интеграции личности в профессиональную среду организации и в её основные функциональные, организационные и кадровые процессы. Адаптация считается одним из самых важных направлений практики в управлении персоналом в современной организации. Процесс адаптации является, с одной стороны, механизмом взаимодействия работника с организационным окружением, а с другой — одним из методов развития потенциала кадровых ресурсов организации. Но при этом следует учитывать то, что и личностные потребности молодых специалистов в профессиональной сфере, и ожидания современных организаций от новых, молодых работников, которые имеют профессиональное образование, постоянно изменяются. Это требует, в свою очередь, развития средств, методов и технологий адаптации как организационного процесса в целом, особенно — в отношении молодых специалистов.
С точки зрения оптимизации кадровых процессов в организации процесс адаптации молодых специалистов имеет особое значение. Адаптация даёт возможность молодому специалисту максимально достичь профессиональной компетентности в течение достаточно непродолжительного времени, а также интегрироваться в кадровую и социальную структуру организации.
Необходимо также отметить, что особая значимость адаптации молодых работников в нашей стране ещё очень слабо осознается руководством и работниками служб персонала многих государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений, где не применяются даже базовые программы по адаптации не только для молодых специалистов, но и для других категорий работников. Поэтому, актуальность научного анализа проблемы адаптации персонала в современных российских организациях сегодня в целом очень высока, и тем более целесообразно и необходимо изучать процессы адаптации молодых специалистов, разрабатывать применительно к этой категории работников специальные программы и технологии адаптации, учитывающие все современные требования, положительный отечественный и зарубежный опыт.
Степень научной разработанности темы. Научные основы адаптации персонала подробно освещены в монографиях, научных статьях и учебных пособиях таких авторов, как М.В. Артамонова, Т.Ю. Базаров, Е.А. Борисова, А.А. Брасс, Т.Н. Василюк, В.Р. Веснин, Б.Л. Еремин, П.В. Журавлев, А.Я. Кибанов, Р.П. Колосова, М.В. Луданик, Ю.Г. Одегов, П.В. Пугачев, Т.О. Разумова, Д. Торрингтон, С. Тэйлор, Л. Холл и др.
С началом 90-х годов XX столетия целенаправленно ведутся исследования адаптации молодых специалистов как процесса, изучаются его социальные факторы, а также социально-психологические аспекты и стороны (ценности, мотивация). Особую значимость в последние годы приобрели исследования социальных проблем молодёжи, её социально-профессиональной адаптации, закрепления молодых специалистов в кадровой среде организаций. В научной литературе эти вопросы рассмотрены в работах Г.М. Андреевой, Е.А. Ануфриева, И.М. Ильинского, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, А.В. Мудрика, В.В. Павловского, С.С. Фролова, Г.А. Чередниченко, А.И. Шендрика, С.Н. Школьниковой, Б.Г. Юдина, В.А. Ядова и др.
Также открытыми для научного анализа остаются проблемы формирования управленческих механизмов и технологий процесса адаптации молодых специалистов в современных российских условиях, создание условий и факторов их дальнейшего профессионального и должностного развития, поиска путей решения перспективных задач создания инновационно - ориентированного кадрового потенциала российского общества в целом и отдельных организаций, в том числе.
Профессиональная адаптация имеет недостаточно развитую нормативно-правовую базу и нуждается в конкретизации проводимых процедур на местах. Локальные источники трудового права должны содержать конкретные мероприятия и предложения по адаптации персонала.
Таким образом, проблема адаптации специалистов в современных российских организациях относится к числу недостаточно разработанных и изученных в научно - исследовательской литературе.
Объектом исследования является ИП «Белгородская ТЭЦ» филиал ПАО «Квадра» - «Южная генерация».
Предметом исследования выступает система управления адаптацией персонала в организации.
Целью дипломной работы является разработка проекта мероприятий и предложений по совершенствованию системы управления адаптацией персонала в ИП «Белгородская ТЭЦ» филиал ПАО «Квадра» - «Южная генерация».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи :
1) определить место и роль процесса адаптации персонала
организации в системе управления;
2) рассмотреть методы оценки системы адаптации персонала в организации;
3) дать организационно - экономическую характеристику ПП «Белгородская ТЭЦ» филиал ПАО «Квадра» - «Южная генерация»;
4) провести анализ системы управления персоналом организации;
5) оценить существующую систему управления адаптацией персонала в ПИ. «Белгородская ТЭЦ» филиал ПАО «Квадра» - «Южная генерация»;
6) разработать проект мероприятий по совершенствованию системы управлением адаптацией персонала в НП «Белгородская ТЭЦ» филиал ПАО «Квадра» - «Южная генерация»;
7) обосновать эффективность разработанных мероприятий.
Информационную базу исследования составляют Трудовой Кодекс РФ, Конституция РФ, законодательные и нормативно - правовые акты о труде, учебная литература, научные труды, статьи в профессиональных журналах, плановые и нормативные документы организации по данному вопросу.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Изучение и рассмотрение процесса адаптации, как отдельно взятого структурного элемента в организациях, помогло нам понять, что представляет собой адаптация, какие этапы и стадии она включает в себя и в какой степени правильное формирование системы адаптации приносит эффект работе организации.
Начиная производственную деятельность в организации, новичок лишь приблизительно может представить себе, какие качества ценит организация в своих работниках и чего ожидает от них. У кандидата на должность заранее формируются определённые ожидания и представления о его будущей работе. Если они окажутся необоснованными или вдруг обманут его ожидания, сотрудник будет чувствовать неудовлетворённость, разочарование и в конце концов уволится. Чувство ненужности и потерянности, которое испытывает большинство людей в первые недели на новом рабочем месте, в новом коллективе, а также объективные сложности, связанные с организацией работы невозможно компенсировать никакими финансовыми условиями и льготами.
При решении данной проблемы весьма актуально использовать и развивать такой механизм, как адаптация персонала.
Целью дипломной работы является разработка проекта мероприятий по совершенствованию системы управления адаптацией персонала в организации.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы управления адаптацией персонала;
- дана краткая организационно-экономическая характеристика ПП «Белгородская ТЭЦ» филиал ПАО «Квадра» - «Южная генерация»;
- проанализирована система управления адаптацией персонала в ПАО «Квадра»;
- разработан проект мероприятий по совершенствованию системы управления адаптацией персонала в ПАО «Квадра»;
- рассчитана экономическая эффективность предложенных мероприятий.
Проведённые нами исследования показали, что в организации практически игнорируется система адаптации персонала, отсутствует документация по процессу адаптации, нет специалиста, в должностные обязанности которого входили бы функции по адаптации новых сотрудников, совершенно отсутствует система наставничества. Обучение нового персонала в организации не проработано должным образом, что влечёт за собой высокую текучесть кадров.
Для решения данных проблем нами был разработан проект мероприятий по совершенствованию системы управления адаптацией, который включает в себя:
- подготовку специалиста по адаптации. Целью данного мероприятия является ускорение вхождения в должность новыми сотрудниками, оказание им своевременной помощи и поддержки;
- введение системы наставничества. Цель - ускорение социально-психологической адаптации сотрудника в новом для него коллективе, помощь в раскрытии потенциала;
- разработку программы по адаптации. Цель - максимально подготовить сотрудника к работе, дать ему всю необходимую информацию об организации, утвердить его в желании работать именно здесь.
Предложенные нами мероприятия позволят организации ПАО «Квадра» улучшить систему адаптации, а также получить от этого организационный и экономический эффект - улучшение и облегчение условий труда, улучшение социально-психологического климата в коллективе, удовлетворённость сотрудников работой, уменьшение текучести кадров, снижение финансовых расходов на постоянный поиск новых сотрудников и выплату заработной платы.
После разработки мероприятий, был произведён расчёт их социально-экономической эффективности, который показал, что проект экономически эффективен, что является основанием для его принятия и реализации.
1. Ананьева Т. Как привлечь и удержать талантливых сотрудников // Менеджмент сегодня. - 2005.
2. Амиров Д. П. Управление персоналом: учеб.пособие. - М: Проспект, 2005.
3. Анисимов В. М. Кадровая служба и управление персоналом: Практическое пособие кадровика. - М.: Экономика, 2008.
4. Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л., Аксенова и др. Управление персоналом. - М: ЮНИТИ, 2008.
5. Батышев С. Я. Подготовка рабочих кадров. - М.: Экономика, 2008.
6. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учебник / Н.П. Беляцкий.- Мн.: ИП "Экоперспектива", 2000. - 319 с.
7. Бойдаченко П. Г. Служба управления персоналом предприятия, - М: 2009.
8. Васенина А. Карьера в кризис: истории успешных HR-ов// Кадровое дело.
- 2010. - № 11.
9. Веснин В. Р. Основы менеджмента. - М.: Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 2008.
10. Вирский Е.А. Управление персоналом: учебник / Е.А. Вирский. - Мн.: Веды, 2003.
11. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2003.
12. Волина В. Адаптация нового персонала к организационной культуре // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2009. - №5.
13. Герасимов Б.Н. Менеджмент персонала. - М.: Феникс, 2007.
14. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, 2007.
15. Давыдова, Л.А. Экономика и управление предприятием. / Л.А.Давыдова. - М.: Финансы и статистика, 2010.
16. Дмитренко Г. А. Стратегический менеджмент: Целевое управление персоналом организаций: Учебное пособие. - К.: МАУП, 2006.
17. Дуракова, И.Б. Управление персоналом: учебник / И.Б. Дуракова. - М.: Проспект, 2010.
18. Егоршин А. П. Основы управления персоналом: учеб. пособие для вузов.
- 2-е изд., перераб и доп. - М: ИНФРА-М, 2006.
19. Журавлев П. В., Карташов С. А. и др. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. М.: "Экзамен", 2007.
20. Зайцев, Л.Г., Соколова, М.И. Экономика персонала: учебник / Л.Г.Зайцев, М.И.Соколова. - М.: Эристь, 2009.
21. Кайнова С. В. Модульная система обучения // Человек и труд. - 2007.
22. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. - М.: Юнити, 2008.
23. Кибанов А.Я., Федорова Н.В. Управление персоналом: Учебно¬практическое пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008.
24. Куликова З.В. О принципах эффективного управления лояльностью // Маркетинг и маркетинговые исследования, 2009. - №2.
25. Коробейников, О.П. Адаптация как важнейший элемент управления персоналом / О.П.Коробейников // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012 г. - №3
26. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Адаптация в коллективе или как грамотно себя зарекомендовать // Альфа-Пресс. - 2006. - №12.
27. Мильнер Б. З. Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 2008.
28. Одегов Ю. Г., Карташова Л. В. Управление персоналом, оценка эффективности. Учеб.пособие для вузов. - М: Экзамен, 2008.
29. Пилипенко Н. М. Формирование квалифицированных рабочих кадров. - М.: Экономика, 2008.
30. Плотникова Е.А. Программа лояльности - дань моде или эффективный маркетинговый инструмент? // Маркетинговые коммуникации. - 2006. - №12.
31. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учебник для студентов вузов. -М.: 2009.
32. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации: учебник / В.П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2008.
33. Разжигаев А.Ф. Экономичексие проблемы становления рынка труда. - СПб: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008.
34. Сербиновский Б. Ю., Самыгин С. М. Управление персоналом (учебное пособие). - М.: Издательство "Приор", 2008
35. Серых О. Обзор современных методов обучения сотрудников. // Управление персоналом. - 2008. - № 10.
36. Соколова Г.Н. Социология труда: учебник / Г.Н. Соколова. - Мн., 2000.
37. Спивак В.А. Управление персоналом: практикум по курсу / В.А. Спивак. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007.
38. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. Учебное пособие для вузов. - СПб, 2007.
39. Спивак В. А. Личность и предприятие: факторы успешного
взаимодействия (поведенческие основы управления персоналом). - СПб, 2008.
40. Торкал А. Воздействие технологических изменений на характер и организацию подготовки работников // Человек и труд. - 2008. - № 2.
41. Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 2008.
42. Трегубенко Е. Внутреннее обучение: в поисках «своего» тренера// Менеджер по персоналу. - 2010. - № 11.
43. Трунин П. В., Божечкова А. В., Толстова Э. В., Экономический портал, статья «Проблемы достижения целей в сфере адаптации» от 02.11.13г.
44. Узаева А. А., Международный научно-исследовательский журнал, №2(9)/2013
45. Ускова Г. Изменились требования к профессии? Пересмотрите компетенции// Кадровое дело. - 2010. - № 7.
46. Ускова Г. Работаем с кадровым резервом// Кадровое дело. 2010. - № 5.
47. Управление персоналом и занятостью. - СПб: Издательство С.-П. Университета экономики и финансов, 2008.
48. Уткин Э. А. Мотивационный менеджмент. - М.: Изд-во "ЭКМОС", 2007.
49. Уточкина Е. Кадровый резерв своими силами// Справочник по работе с персоналом. - 2010. - № 9.
50. Фатхудинов Р. А. Стратегический менеджмент. - М.: Дело, 2007.
51. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера. 17¬модульная программа для менеджеров. Модуль 9. М., 2009.
52. Черкасов В. В., журнал «Российское предпринимательство» №13(259)/2014, с. 5
53. Чернышева Л. Как разбудить пассивных и контролировать активных сотрудников?// Кадровое дело. - 2010. - № 11.
54. Чернышева Л. Рокировка кадров: что изменилось за полгода? // Кадровое дело. - 2010. - № 11.
55. Цветаев В. М. Управление персоналом. - СПб.: "Питер", 2007.
56. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: учебник / В.М. Цветаев. -М.: Проспект, 2004.
57. Шапхаев Б. С., Серебряник И. А., журнал «Научная среда», №3(24)/2012
58. Шафранова О.С. Формирование профессионально-квалификационного состава предприятия // Справочник по работе с персоналом. - 2008. - № 4.
59. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практич. пособие. - М.: Бизнес - школа "Интел-синтез", 2008.
60. Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: НОРМА, 2008.
61. Энциклопедический словарь работника кадровой службы, под ред. Анисимова В. М. - М.: 2008.