ХАРАКТЕРИСТИКИ УБЕЖДЕНИЙ О ТАБАКОКУРЕНИИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
|
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОРРЕЛЯТОВ УБЕЖДЕНИЙ О ТАБАКОКУРЕНИИ....
1.1. Психологическое содержание феномена убеждения
1.2. Подходы к изучению убеждений в психологии 22
1.3. Виды и характеристики убеждений 26
1.4. Общая характеристика табакокурения как привычки,
психологической аддикции и зависимости 33
1.5. Обзор исследований личностных особенностей лиц с различным
отношением к табакокурению 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК УБЕЖДЕНИЙ О ТАБАКОКУРЕНИИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ 43
2.1. Цель, предмет, задачи, объект и гипотезы исследования 43
2.2. Методы и процедура исследования 44
2.3. Сравнительный анализ характеристик убеждений о табакокурении
студентов с различным отношением к курению 51
2.4. Характеристики убеждений о табакокурении в связи с личностными
особенностями студентов 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 70
ЛИТЕРАТУРА. 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОРРЕЛЯТОВ УБЕЖДЕНИЙ О ТАБАКОКУРЕНИИ....
1.1. Психологическое содержание феномена убеждения
1.2. Подходы к изучению убеждений в психологии 22
1.3. Виды и характеристики убеждений 26
1.4. Общая характеристика табакокурения как привычки,
психологической аддикции и зависимости 33
1.5. Обзор исследований личностных особенностей лиц с различным
отношением к табакокурению 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК УБЕЖДЕНИЙ О ТАБАКОКУРЕНИИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ 43
2.1. Цель, предмет, задачи, объект и гипотезы исследования 43
2.2. Методы и процедура исследования 44
2.3. Сравнительный анализ характеристик убеждений о табакокурении
студентов с различным отношением к курению 51
2.4. Характеристики убеждений о табакокурении в связи с личностными
особенностями студентов 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 70
ЛИТЕРАТУРА. 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Актуальность исследования. Сегодня поддержание концепции здорового образа жизни и его практическое воплощение поддерживаются обществом и выдвинуты российским государством в качестве одной из приоритетных задач, является одной из важнейших форм защиты полноценного здоровья населения. Одним из векторов в рамках этой программы является табакокурение. Знаковым в этом отношении является тот факт, что Шестая сессия Конференции Сторон (КС6) Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ) проходила в Москве с 13 по 18 октября 2014 г. По данным ежегодного доклада Всемирной Организации Здравоохранения за 2015 год «World Health Statistic 2015» одним из двенадцати указанных факторов риска, влияющих на здоровье населения, является курение табака. В России, исходя из последних данных ВОЗ по состоянию на 2012 год, табак курят 60,3 % мужского населения и 22,5 % женского, что в целом составляет 42,8 % всего населения в возрасте 15 лет и старше [86].
Табакокурение как самоотравление табачными интоксикантами можно рассматривать как один из видов химической аддикции [1;3] и выделить необходимыми условиями перехода курящего субъекта к здоровому образу жизни осознание самоотравления табаком как проблемы, возникновение желания освободиться от табачной зависимости, подкрепленного готовностью взять на себя ответственность за собственную жизнь.
Сегодня накопилось достаточно теоретических и практических сведений в сферах психологии, психофизиологии, наркологии, свидетельствующих о том, что ведущую роль в приобщении к самоотравлению табаком и возникновении на это почве зависимости принадлежит не физиологическим механизмам, а именно психическим [76; 23]. Да и статистика мирового здравоохранения тому красноречивый показатель, поскольку демонстрирует низкий коэффициент эффективности широко применяемых сегодня методов, когда решение проблемы самоотравления от табачных интоксикантов осуществляется только на стадии возникновения физической зависимости. Еще в 80-х годах двадцатого века выдающимся русским психофизиологом Г.А. Шичко, занимавшимся изучением второй сигнальной системы, а также вопросами социального программирования и освобождения от различных зависимостей человека. Ученый эмпирическим путем обосновал гипотезу о том, что ведущую роль в этом отношении играют убеждения индивида о том или ином виде интоксиканта (в том числе и табака), которые он получает из внешней социальной среды [4; 73;78]. Норвежский нарколог Х.О. Фекьяер, опираясь на теоретические изыскания, свою практику и анализ исследований методами «слепых тестов» и анализируя психофизиологические механизмы влияния наркотиков, алкоголя и табака на организм человека отмечает, что: «интоксиканты сами по себе не влияют на агрессивность, расторможение, тревожность, уверенность в себе, а все наблюдаемые проявления этих чувств являются лишь усвоенными истолкованиями весьма слабого и обычно неприятного фармакологического действия интоксиканта» [74].
Такое понимание более широко трактует общепринятый наркологии подход о природе воздействия табака на индивида. В его рамках принято понимать, что табачная зависимость возникает на фундаменте табакокурения как одним из видов химической аддикции, под которой подразумевают пагубную привычку, одну из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности [1]. Табачная зависимость выявляется у 90% людей, курящих табак ежедневно, остальные 10% имеют привычку к курению [67]. Такая форма поведения предшествует стадии химической зависимости от табака и имеет ряд стадий. Для возникновения аддиктивного поведения играют ведущую роль как личностные особенности таки влияние среды [10].
К исследованию табакокурения существуют различные подходы. Наиболее изученным фактором развития и поддержания привычки табакокурения является социальная обусловленность [8]. Разрабатываются подходы изучения личностных особенностей лиц, для преодоления различного рода ненормативных кризисов, к которым можно отнести и аддиктивное поведение. Один из таких подходов отражает анализ личностных ресурсов и представлен в работе Л.В. Сенкевич, И.Н. Базаркина [9]. Эти исследователи, опираясь на концепцию смысла жизни Д.А. Леонтьева, говорят о возможности профилактики и преодоления аддиктивного поведения путем целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию человека, совладание с критическими ситуациями и ненормативными кризисами. Они рассматривают в качестве ресурса концепт жизнестойкость в качестве главного ресурса преодоления. Вслед за Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой называют жизнестойкостью развивающуюся систему убеждений, состоящую из трех относительно независимых компонентов: вовлеченность, контроль, принятие риска, готовностью взять на себя ответственность за собственную жизнь [9]. В то же время исследований, посвященных личностным особенностям, способствующим возникновению привычки табакокурения в динамике а также их трансформации в процессе избавления от этой привычки найти не удалось.
В связи с этим особого внимания заслуживает изучение внутриличностных ресурсов, способствующих освобождению от табачной зависимости, в частности - убеждений о табакокурении, являющихся одной из наиболее очевидных форм обобщения и выражения опыта человека.
Освобождение от табачной зависимости начинается с осознания данной привычки как проблемы. Человек привыкает к никотину сильнее, чем к героину, кокаину или марихуане [81]. «Безопасный порог» курения отсутствует. Существует единственный способ, позволяющий курящему человеку сохранить здоровье, - отказаться от курения. Непременное условие современных программ лечения табачной зависимости, ориентированных на полный отказ от курения - твердое решение пациента прекратить курение табака. Осознанное решение прекратить употреблять интоксиканты лишь один шаг в развитии личности. Но сделать этот шаг необходимо, ибо объективно интоксиканты ухудшают здоровье и способности личности и не дают ей полноценно развиваться.
Целью осуществляемого нами исследования выступило изучение характеристик убеждений о табакокурении студентов с различными личностными особенностями (локусом контроля, мотивационной направленностью, ценностными ориентациями и отношением к курению).
Предметом исследования являются характеристики убеждений о табакокурении студентов ВУЗа.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- теоретические:
1) осуществить анализ научных источников, посвященных убеждениям личности;
2) рассмотреть феномен убеждения, выступающий основанием для формирования психических механизмов зависимости;
3) проанализировать работы, посвященные изучению формирования представлений о психологической природе формирования табачной аддикции;
4) осуществить содержательный анализ понятий «аддикция», «зависимость», «привычка» и их соотношения;
- методические:
5) подобрать методический инструментарий, адекватный изучению поставленной цели;
6) разработать схему контент-аналитического исследования характеристик убеждений о табакокурении;
- эмпирические:
7) осуществить сравнительный анализ характеристик убеждений о табакокурении респондентов с различным отношением к курению;
8) исследовать взаимосвязь компонентов убеждений с личностными локусом контроля, мотивационной направленностью и ценностными ориентациями респондентов.
Объектом исследования выступили материалы анкетирования и тестирования студентов отделений «Практическая психология», «Психолог- тренер по обучению и развитию персонала» и «Психология управления человеческими ресурсами» Института психологии, управления и бизнеса ЮФУ, получающих второе высшее (психологическое) образование, в количестве 74 человек (из них 18 курящих, 24 бросивших курить, 32 некурящих).
Для проведения исследования было решено осуществить набор респондентов из среды студентов различных специальностей. Прежде всего, это решение продиктовано тем фактом, что формирование представления о здоровом образе жизни, модели поведения с учетом этих представлений начинает приобретать наиболее четкие формы именно в период обучения в ВУЗе. Об этом свидетельствуют и ряд исследований. Кроме того, развитие убеждений, способных помочь человеку преодолеть тягу к табакокурению или избавиться от этой привычки важны именно на таком этапе развития когда с одной стороны индивид уже имеет ряд предпосылок и навыков для самостоятельного критического мышления (а, следовательно, имеет возможности для переоценки своих убеждений и самостоятельной выработки или репликации уже имеющихся убеждений, способных повлиять на выбор модели поведения). И в то же время, именно на этом этапе выработка своей системы убеждений способна по нашему мнению помочь выбрать наилучшую модель поведения, когда уровень здоровья молодых людей еще в достаточной мере высок. Таким образом, такая модель убеждения способна помочь людям сохранить их ресурсы здоровья, когда они ими обладают в достаточной мере, избежать нанесения непоправимого ущерба здоровью от курения табака. Исходя из сказанного, важно понимать с какими моделями убеждений мы можем соприкоснуться на первом этапе, в каком состоянии находится эта система по умолчанию. Данные сведения могут быть полезны как в личной индивидуальной работе, так и в работе с терапевтом по профилактике и преодолению привычки табакокурения, так и в работе различных организаций, занимающихся профилактикой и оказанием помощи в преодолении химической аддикции от табакокурения и освобождении от привычки курения табака.
В ходе теоретического анализа проблемы нами были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Вероятно, характеристики убеждений о табакокурении студентов с различным отношением к курению отличаются.
2. Характеристики убеждений студентов о табакокурении могут быть связаны с их личностными особенностями (локусом контроля, мотивационной направленностью и ценностными ориентациями).
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступили: представления В.М. Бехтерева о триаде «убеждение - внушение - самовнушение» (2014); теория установки Д.Н. Узнадзе (1996); диспозиционная концепция регуляции поведения личности (В.А. Ядов, 2013); гипотеза об иерархической уровневой структуре установки как механизма регуляции деятельности (А.Г. Асмолов, 1996); модель социального программирования на табакокурение Г.А. Шичко (1969; 1981); представления о рациональном и эмпирическом (поведенческом) компонентах убеждения (А.А. Радугин, 2006); модель нейрологических уровней субъективного опыта человека (Р. Дилтс, 2010; 2013).
В исследовании были использованы методы:
1) метод анкетирования;
2) метод психологического тестирования (методики «Семантический дифференциал» Ч.Осгуда, «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера, «Исследование ценностных ориентаций» М. Рокича, «Мотивация к успеху» и «Мотивация в избегании неудач» Т. Элерса);
3) метод контент-анализа;
4) методы математической статистики (ранговый коэффициент корреляции Спирмена; непараметрический анализ по Фридману; U- критерий сравнения двух выборок Манна-Уитни).
Статистические расчеты производились с помощью компьютерных программ: Excel, и SPSS 17.0.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в данном исследовании результаты расширяют имеющиеся в психологии представления о влиянии убеждений на поведение и отношение личности и могут быть востребованы в рамках индивидуального консультирования по вопросам освобождения от привычки к табакокурению.
Апробация работы. Материалы исследования представлены на XLIII научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов Академии психологии и педагогики ЮФУ «Неделя науки» (г. Ростов-на-Дону, 2015 г.), международной научной конференции «Ананьевские чтения - 2015: Фундаментальные проблемы психологии» (г. Санкт-Петербург, 2015 г.) , III всероссийской научно-практической конференции (г.Махачкала, 5 ноября 2015 г.), II международном научном форуме «Интегративный подход в профилактике зависимостей в молодежной среде» (г. Ростов-на-Дону, 2015 г)., XXII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (г. Москва, 2016 г.), на XLIV научной конференции Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, 2016 г.) [40;41;42].
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами научной работы, определена логикой исследуемой проблемы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список литературы насчитывает 91 наименование, 8 - на иностранном языке. Объем диссертации, включая приложение, составляет 91 страницу. Работа содержит 13 рисунков и 10 таблиц.
Табакокурение как самоотравление табачными интоксикантами можно рассматривать как один из видов химической аддикции [1;3] и выделить необходимыми условиями перехода курящего субъекта к здоровому образу жизни осознание самоотравления табаком как проблемы, возникновение желания освободиться от табачной зависимости, подкрепленного готовностью взять на себя ответственность за собственную жизнь.
Сегодня накопилось достаточно теоретических и практических сведений в сферах психологии, психофизиологии, наркологии, свидетельствующих о том, что ведущую роль в приобщении к самоотравлению табаком и возникновении на это почве зависимости принадлежит не физиологическим механизмам, а именно психическим [76; 23]. Да и статистика мирового здравоохранения тому красноречивый показатель, поскольку демонстрирует низкий коэффициент эффективности широко применяемых сегодня методов, когда решение проблемы самоотравления от табачных интоксикантов осуществляется только на стадии возникновения физической зависимости. Еще в 80-х годах двадцатого века выдающимся русским психофизиологом Г.А. Шичко, занимавшимся изучением второй сигнальной системы, а также вопросами социального программирования и освобождения от различных зависимостей человека. Ученый эмпирическим путем обосновал гипотезу о том, что ведущую роль в этом отношении играют убеждения индивида о том или ином виде интоксиканта (в том числе и табака), которые он получает из внешней социальной среды [4; 73;78]. Норвежский нарколог Х.О. Фекьяер, опираясь на теоретические изыскания, свою практику и анализ исследований методами «слепых тестов» и анализируя психофизиологические механизмы влияния наркотиков, алкоголя и табака на организм человека отмечает, что: «интоксиканты сами по себе не влияют на агрессивность, расторможение, тревожность, уверенность в себе, а все наблюдаемые проявления этих чувств являются лишь усвоенными истолкованиями весьма слабого и обычно неприятного фармакологического действия интоксиканта» [74].
Такое понимание более широко трактует общепринятый наркологии подход о природе воздействия табака на индивида. В его рамках принято понимать, что табачная зависимость возникает на фундаменте табакокурения как одним из видов химической аддикции, под которой подразумевают пагубную привычку, одну из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности [1]. Табачная зависимость выявляется у 90% людей, курящих табак ежедневно, остальные 10% имеют привычку к курению [67]. Такая форма поведения предшествует стадии химической зависимости от табака и имеет ряд стадий. Для возникновения аддиктивного поведения играют ведущую роль как личностные особенности таки влияние среды [10].
К исследованию табакокурения существуют различные подходы. Наиболее изученным фактором развития и поддержания привычки табакокурения является социальная обусловленность [8]. Разрабатываются подходы изучения личностных особенностей лиц, для преодоления различного рода ненормативных кризисов, к которым можно отнести и аддиктивное поведение. Один из таких подходов отражает анализ личностных ресурсов и представлен в работе Л.В. Сенкевич, И.Н. Базаркина [9]. Эти исследователи, опираясь на концепцию смысла жизни Д.А. Леонтьева, говорят о возможности профилактики и преодоления аддиктивного поведения путем целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию человека, совладание с критическими ситуациями и ненормативными кризисами. Они рассматривают в качестве ресурса концепт жизнестойкость в качестве главного ресурса преодоления. Вслед за Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой называют жизнестойкостью развивающуюся систему убеждений, состоящую из трех относительно независимых компонентов: вовлеченность, контроль, принятие риска, готовностью взять на себя ответственность за собственную жизнь [9]. В то же время исследований, посвященных личностным особенностям, способствующим возникновению привычки табакокурения в динамике а также их трансформации в процессе избавления от этой привычки найти не удалось.
В связи с этим особого внимания заслуживает изучение внутриличностных ресурсов, способствующих освобождению от табачной зависимости, в частности - убеждений о табакокурении, являющихся одной из наиболее очевидных форм обобщения и выражения опыта человека.
Освобождение от табачной зависимости начинается с осознания данной привычки как проблемы. Человек привыкает к никотину сильнее, чем к героину, кокаину или марихуане [81]. «Безопасный порог» курения отсутствует. Существует единственный способ, позволяющий курящему человеку сохранить здоровье, - отказаться от курения. Непременное условие современных программ лечения табачной зависимости, ориентированных на полный отказ от курения - твердое решение пациента прекратить курение табака. Осознанное решение прекратить употреблять интоксиканты лишь один шаг в развитии личности. Но сделать этот шаг необходимо, ибо объективно интоксиканты ухудшают здоровье и способности личности и не дают ей полноценно развиваться.
Целью осуществляемого нами исследования выступило изучение характеристик убеждений о табакокурении студентов с различными личностными особенностями (локусом контроля, мотивационной направленностью, ценностными ориентациями и отношением к курению).
Предметом исследования являются характеристики убеждений о табакокурении студентов ВУЗа.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- теоретические:
1) осуществить анализ научных источников, посвященных убеждениям личности;
2) рассмотреть феномен убеждения, выступающий основанием для формирования психических механизмов зависимости;
3) проанализировать работы, посвященные изучению формирования представлений о психологической природе формирования табачной аддикции;
4) осуществить содержательный анализ понятий «аддикция», «зависимость», «привычка» и их соотношения;
- методические:
5) подобрать методический инструментарий, адекватный изучению поставленной цели;
6) разработать схему контент-аналитического исследования характеристик убеждений о табакокурении;
- эмпирические:
7) осуществить сравнительный анализ характеристик убеждений о табакокурении респондентов с различным отношением к курению;
8) исследовать взаимосвязь компонентов убеждений с личностными локусом контроля, мотивационной направленностью и ценностными ориентациями респондентов.
Объектом исследования выступили материалы анкетирования и тестирования студентов отделений «Практическая психология», «Психолог- тренер по обучению и развитию персонала» и «Психология управления человеческими ресурсами» Института психологии, управления и бизнеса ЮФУ, получающих второе высшее (психологическое) образование, в количестве 74 человек (из них 18 курящих, 24 бросивших курить, 32 некурящих).
Для проведения исследования было решено осуществить набор респондентов из среды студентов различных специальностей. Прежде всего, это решение продиктовано тем фактом, что формирование представления о здоровом образе жизни, модели поведения с учетом этих представлений начинает приобретать наиболее четкие формы именно в период обучения в ВУЗе. Об этом свидетельствуют и ряд исследований. Кроме того, развитие убеждений, способных помочь человеку преодолеть тягу к табакокурению или избавиться от этой привычки важны именно на таком этапе развития когда с одной стороны индивид уже имеет ряд предпосылок и навыков для самостоятельного критического мышления (а, следовательно, имеет возможности для переоценки своих убеждений и самостоятельной выработки или репликации уже имеющихся убеждений, способных повлиять на выбор модели поведения). И в то же время, именно на этом этапе выработка своей системы убеждений способна по нашему мнению помочь выбрать наилучшую модель поведения, когда уровень здоровья молодых людей еще в достаточной мере высок. Таким образом, такая модель убеждения способна помочь людям сохранить их ресурсы здоровья, когда они ими обладают в достаточной мере, избежать нанесения непоправимого ущерба здоровью от курения табака. Исходя из сказанного, важно понимать с какими моделями убеждений мы можем соприкоснуться на первом этапе, в каком состоянии находится эта система по умолчанию. Данные сведения могут быть полезны как в личной индивидуальной работе, так и в работе с терапевтом по профилактике и преодолению привычки табакокурения, так и в работе различных организаций, занимающихся профилактикой и оказанием помощи в преодолении химической аддикции от табакокурения и освобождении от привычки курения табака.
В ходе теоретического анализа проблемы нами были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Вероятно, характеристики убеждений о табакокурении студентов с различным отношением к курению отличаются.
2. Характеристики убеждений студентов о табакокурении могут быть связаны с их личностными особенностями (локусом контроля, мотивационной направленностью и ценностными ориентациями).
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступили: представления В.М. Бехтерева о триаде «убеждение - внушение - самовнушение» (2014); теория установки Д.Н. Узнадзе (1996); диспозиционная концепция регуляции поведения личности (В.А. Ядов, 2013); гипотеза об иерархической уровневой структуре установки как механизма регуляции деятельности (А.Г. Асмолов, 1996); модель социального программирования на табакокурение Г.А. Шичко (1969; 1981); представления о рациональном и эмпирическом (поведенческом) компонентах убеждения (А.А. Радугин, 2006); модель нейрологических уровней субъективного опыта человека (Р. Дилтс, 2010; 2013).
В исследовании были использованы методы:
1) метод анкетирования;
2) метод психологического тестирования (методики «Семантический дифференциал» Ч.Осгуда, «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера, «Исследование ценностных ориентаций» М. Рокича, «Мотивация к успеху» и «Мотивация в избегании неудач» Т. Элерса);
3) метод контент-анализа;
4) методы математической статистики (ранговый коэффициент корреляции Спирмена; непараметрический анализ по Фридману; U- критерий сравнения двух выборок Манна-Уитни).
Статистические расчеты производились с помощью компьютерных программ: Excel, и SPSS 17.0.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в данном исследовании результаты расширяют имеющиеся в психологии представления о влиянии убеждений на поведение и отношение личности и могут быть востребованы в рамках индивидуального консультирования по вопросам освобождения от привычки к табакокурению.
Апробация работы. Материалы исследования представлены на XLIII научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов Академии психологии и педагогики ЮФУ «Неделя науки» (г. Ростов-на-Дону, 2015 г.), международной научной конференции «Ананьевские чтения - 2015: Фундаментальные проблемы психологии» (г. Санкт-Петербург, 2015 г.) , III всероссийской научно-практической конференции (г.Махачкала, 5 ноября 2015 г.), II международном научном форуме «Интегративный подход в профилактике зависимостей в молодежной среде» (г. Ростов-на-Дону, 2015 г)., XXII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (г. Москва, 2016 г.), на XLIV научной конференции Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, 2016 г.) [40;41;42].
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами научной работы, определена логикой исследуемой проблемы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список литературы насчитывает 91 наименование, 8 - на иностранном языке. Объем диссертации, включая приложение, составляет 91 страницу. Работа содержит 13 рисунков и 10 таблиц.
Целью настоящей работы являлось изучение характеристик убеждений о табакокурении студентов с различными личностными особенностями (локусом контроля, мотивационной направленностью, ценностными ориентациями и отношением к курению).
В ходе работы осуществлен анализ научных источников, посвященных убеждениям личности; рассмотрены феномены, имеющие общее семантическое поле с убеждениями - аттитюды, установки, диспозиции; раскрыто значение убеждений как основания для формирования психических механизмов зависимости; проанализировать работы, посвященные изучению формирования табачной аддикции; осуществлен содержательный анализ понятий «аддикция», «зависимость», «привычка»; разработан методический инструментарий, адекватный изучению поставленной цели; разработана схема контент-аналитического исследования характеристик убеждений о табакокурении; осуществлен сравнительный анализ характеристик убеждений о табакокурении респондентов с различным отношением к курению; исследована взаимосвязь характеристик убеждений с локусом контроля, мотивационной направленностью и ценностными ориентациями респондентов.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Полученные результаты подтверждают выдвинутые гипотезы и позволяют сделать ряд выводов.
1. Убеждения являются важнейшим компонентом внутреннего опыта человека, существенным образом влияющего на его поведение. Изучение психологической сущности убеждений осуществлялось в рамках социально-психологического подхода (убеждения понимаются как социальные установки, характеризующие готовность человека определенным образом реагировать на актуальную для него потребность и ситуацию), общепсихологического подхода (убеждения ставятся в соответствие с мотивами личности, побуждающими ее поступать в соответствии со своим мировоззрением), когнитивистского подхода (базисные убеждения составляют имплицитную личностную теорию реальности), в рамках нейролингвистического программирования.
2. Вслед за Р.Дилтсом под убеждением мы понимаем вынесенное субъектом из индивидуального личного опыта правило (ментальное обобщение), имеющее для самого субъекта характер объективной закономерности (о самом себе, о других людях, об окружающем мире).
3. Табакокурение является одним из видов химической аддикции. Аддикция рассматривается как одна из форм деструктивного поведения, причиняющего вред человеку и окружению, как одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Современные исследования в сфере аддиктивного поведения особое внимание уделяют рассмотрению психологических особенностей, обуславливающих такое поведение человека.
4. Характеристиками убеждений о табакокурении выступают «Преобладающий тип убеждения» (отношение поддерживающих и ограничивающих убеждений к общему количеству убеждений субъекта) и «Локализация убеждений в структуре субъективного опыта» (отношение выраженности каждого из уровней субъективного опыта, диагностированного в контексте курения, к общему количеству выраженных субъектом убеждений.
5. Характеристики убеждений о табакокурении студентов с различным отношением к курению отличаются:
- с повышением доли ограничивающих убеждений о табакокурении возрастает уровень возбуждения респондентов по отношению к курению. Это может выражается в повышении готовности к действию, например, как желание скорее удовлетворить свою привычку. Наличие же поддерживающих убеждений у человека способствует более спокойному отношению субъекта к курению: такой человек относится к курению более эмоционально сдержанно, не испытывает напряжения при встрече с ним;
- чем сильнее локализованы убеждения студентов на уровне окружения, тем выше их готовность к действиям при встрече с объектом, уровень эмоционального возбуждения в связи с курением. Уровень окружения отражает восприятие субъектом внешних объектов - окружающих людей, вещей и обстоятельств жизни, - причем независимо от того, ресурсом для здорового образа жизни или для поддержания зависимости это окружение является.
6. Характеристики убеждений о табакокурении в группах студентов, по- разному практически реализующих своё отношение к курению (имеют / не имеют опыт курения), различаются:
- наличие ограничивающих убеждений в большей мере сказывается на поддержании привычки табакокурения, чем доминирование поддерживающих. Явные различия обнаружились в выраженности ограничивающих убеждений никогда не куривших и бросивших курить студентов, с одной стороны, и убежденных курильщиков, с другой (в обоих случаях более выражены ограничивающие убеждения у убежденных курильщиков). Это дает основание утверждать, что ограничивающие убеждения снижают мотивацию к тому, чтобы бросить курить, блокируют волевые усилия к освобождению от зависимости и, вполне вероятно, создают «мировоззренческий фундамент» для того, чтобы отказаться от попыток бросить курить и стать «поборником» курения, рассматривая его, например, как проявление свободы личности;
- в группе бросивших курить студентов наблюдается большая выраженность поддерживающих убеждений и меньшая - ограничивающих, что может свидетельствовать как о том, что опыт конкретных усилий по освобождению от привычки послужили причиной укрепления у них поддерживающих убеждений, так и о том, что наличие у них поддерживающих убеждений изначально выступало мощным ресурсом для того, чтобы их обладатели смогли окончательно справиться с курением;
- в опыте бросивших курить студентов курение соотносится, прежде всего, с уровнем способностей, затем - с уровнями поведения и окружения опыта респондентов. Это свидетельствует о том, что убежденность в своих способностях, навыках, ресурсах естественно связывается с представлениями о способах собственного поведения и конкретных действиях, реализующихся во взаимодействии с социальным окружением и обстоятельствами жизни студентов данной группы. Другими словами, для них характерна эффективная стратегия совладания с вредной привычкой, когда разнообразные внутренние ресурсы субъекта выражаются в его активности сообразно обстоятельствам жизни;
- в убеждениях желающих бросить курить студентов курение в первую очередь соотносится с их ценностями, которые, очевидно, рождают и поддерживают мотивацию к освобождению от вредной привычки и побуждают их предпринимать все новые попытки справиться с ней (уровень поведения занимает второе место в иерархии). Однако в отличие от бросивших курить студентов, уровень способностей, отражающий представления респондентов о навыках, собственных качествах, опыте, способствующих преодолению зависимости, представлен в убеждениях слабо;
- уровни опыта, являющиеся ресурсом для активной реализации содержания убеждений - способности и основанное на них поведение - практически не представлены в убеждениях «убежденных курильщиков» (они локализованы преимущественно на уровнях окружения и идентичности, что может быть выражено принципом «В данном окружении я - таков»).
7. С личностными особенностями респондентов связана только характеристика «Локализация убеждений в структуре субъективного опыта»:
- чем более выражена интернальность в семейной сфере, тем в большей степени убеждения о табакокурении респондентов локализованы на уровне способностей: человек, берущий ответственность за семейную сферу сконцентрирован на способах решения тех или иных задач вместо того, чтобы искать причины проблем и ресурсы для достижения целей во внешнем окружении. Убеждения студентов с выраженной экстернальностью в области семейных отношений в большей мере локализованы на более низком уровне субъективного опыта - поведении;
- респонденты, в убеждениях о табакокурении которых доминирует уровень способностей, характеризуются выраженной мотивацией стремления к успеху. Очевидно, именно интенсивная устремленность к успеху побуждает субъекта искать способы его достижения, что и составляет содержание уровня способностей в субъективном опыте человека;
- убеждения студентов, высоко ценящих здоровье и красоту природы и искусства и низко оценивших ценность свободы, локализованы преимущественно на уровне идентичности. Личность тем сильнее осознает себя, свою уникальность, неповторимость, сущностное своеобразие в отношении к курению, чем сильнее развито понимания ценности здоровья, естественности, места природы в жизни человека, чем выше положение красоты и гармонии. Их убеждения о табакокурении также в большей, чем у других респондентов степени, локализованы на уровне окружения;
- в убеждениях о табакокурении студентов, невысоко оценивших ценность свободы, также хорошо выражен ценностный уровень: в них большое место занимает убежденность в том, что важно и неважно, ценно и не имеет значения;
- в убеждениях студентов, признающих первостепенную важность самоконтроля, образованности, независимости и низко оценивших ценность смелости в отстаивании мнения, в большей степени выражен уровень идентичности;
- в убеждениях студентов, высоко ценящих твердую волю, эффективность в делах и невысоко - аккуратность, практически не представлен уровень способностей;
- предпочтение ценности «Жизнерадостность» характерно для респондентов, убеждения о табакокурении которых локализованы преимущественно на уровне поведения, а ценности терпимости - для респондентов с убеждениями, локализованными на уровне окружения.
Перспективы дальнейшего исследования мы связываем с изучением убеждений о табакокурении в связи с отношением к здоровому образу жизни у разных категорий населения.
В ходе работы осуществлен анализ научных источников, посвященных убеждениям личности; рассмотрены феномены, имеющие общее семантическое поле с убеждениями - аттитюды, установки, диспозиции; раскрыто значение убеждений как основания для формирования психических механизмов зависимости; проанализировать работы, посвященные изучению формирования табачной аддикции; осуществлен содержательный анализ понятий «аддикция», «зависимость», «привычка»; разработан методический инструментарий, адекватный изучению поставленной цели; разработана схема контент-аналитического исследования характеристик убеждений о табакокурении; осуществлен сравнительный анализ характеристик убеждений о табакокурении респондентов с различным отношением к курению; исследована взаимосвязь характеристик убеждений с локусом контроля, мотивационной направленностью и ценностными ориентациями респондентов.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Полученные результаты подтверждают выдвинутые гипотезы и позволяют сделать ряд выводов.
1. Убеждения являются важнейшим компонентом внутреннего опыта человека, существенным образом влияющего на его поведение. Изучение психологической сущности убеждений осуществлялось в рамках социально-психологического подхода (убеждения понимаются как социальные установки, характеризующие готовность человека определенным образом реагировать на актуальную для него потребность и ситуацию), общепсихологического подхода (убеждения ставятся в соответствие с мотивами личности, побуждающими ее поступать в соответствии со своим мировоззрением), когнитивистского подхода (базисные убеждения составляют имплицитную личностную теорию реальности), в рамках нейролингвистического программирования.
2. Вслед за Р.Дилтсом под убеждением мы понимаем вынесенное субъектом из индивидуального личного опыта правило (ментальное обобщение), имеющее для самого субъекта характер объективной закономерности (о самом себе, о других людях, об окружающем мире).
3. Табакокурение является одним из видов химической аддикции. Аддикция рассматривается как одна из форм деструктивного поведения, причиняющего вред человеку и окружению, как одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Современные исследования в сфере аддиктивного поведения особое внимание уделяют рассмотрению психологических особенностей, обуславливающих такое поведение человека.
4. Характеристиками убеждений о табакокурении выступают «Преобладающий тип убеждения» (отношение поддерживающих и ограничивающих убеждений к общему количеству убеждений субъекта) и «Локализация убеждений в структуре субъективного опыта» (отношение выраженности каждого из уровней субъективного опыта, диагностированного в контексте курения, к общему количеству выраженных субъектом убеждений.
5. Характеристики убеждений о табакокурении студентов с различным отношением к курению отличаются:
- с повышением доли ограничивающих убеждений о табакокурении возрастает уровень возбуждения респондентов по отношению к курению. Это может выражается в повышении готовности к действию, например, как желание скорее удовлетворить свою привычку. Наличие же поддерживающих убеждений у человека способствует более спокойному отношению субъекта к курению: такой человек относится к курению более эмоционально сдержанно, не испытывает напряжения при встрече с ним;
- чем сильнее локализованы убеждения студентов на уровне окружения, тем выше их готовность к действиям при встрече с объектом, уровень эмоционального возбуждения в связи с курением. Уровень окружения отражает восприятие субъектом внешних объектов - окружающих людей, вещей и обстоятельств жизни, - причем независимо от того, ресурсом для здорового образа жизни или для поддержания зависимости это окружение является.
6. Характеристики убеждений о табакокурении в группах студентов, по- разному практически реализующих своё отношение к курению (имеют / не имеют опыт курения), различаются:
- наличие ограничивающих убеждений в большей мере сказывается на поддержании привычки табакокурения, чем доминирование поддерживающих. Явные различия обнаружились в выраженности ограничивающих убеждений никогда не куривших и бросивших курить студентов, с одной стороны, и убежденных курильщиков, с другой (в обоих случаях более выражены ограничивающие убеждения у убежденных курильщиков). Это дает основание утверждать, что ограничивающие убеждения снижают мотивацию к тому, чтобы бросить курить, блокируют волевые усилия к освобождению от зависимости и, вполне вероятно, создают «мировоззренческий фундамент» для того, чтобы отказаться от попыток бросить курить и стать «поборником» курения, рассматривая его, например, как проявление свободы личности;
- в группе бросивших курить студентов наблюдается большая выраженность поддерживающих убеждений и меньшая - ограничивающих, что может свидетельствовать как о том, что опыт конкретных усилий по освобождению от привычки послужили причиной укрепления у них поддерживающих убеждений, так и о том, что наличие у них поддерживающих убеждений изначально выступало мощным ресурсом для того, чтобы их обладатели смогли окончательно справиться с курением;
- в опыте бросивших курить студентов курение соотносится, прежде всего, с уровнем способностей, затем - с уровнями поведения и окружения опыта респондентов. Это свидетельствует о том, что убежденность в своих способностях, навыках, ресурсах естественно связывается с представлениями о способах собственного поведения и конкретных действиях, реализующихся во взаимодействии с социальным окружением и обстоятельствами жизни студентов данной группы. Другими словами, для них характерна эффективная стратегия совладания с вредной привычкой, когда разнообразные внутренние ресурсы субъекта выражаются в его активности сообразно обстоятельствам жизни;
- в убеждениях желающих бросить курить студентов курение в первую очередь соотносится с их ценностями, которые, очевидно, рождают и поддерживают мотивацию к освобождению от вредной привычки и побуждают их предпринимать все новые попытки справиться с ней (уровень поведения занимает второе место в иерархии). Однако в отличие от бросивших курить студентов, уровень способностей, отражающий представления респондентов о навыках, собственных качествах, опыте, способствующих преодолению зависимости, представлен в убеждениях слабо;
- уровни опыта, являющиеся ресурсом для активной реализации содержания убеждений - способности и основанное на них поведение - практически не представлены в убеждениях «убежденных курильщиков» (они локализованы преимущественно на уровнях окружения и идентичности, что может быть выражено принципом «В данном окружении я - таков»).
7. С личностными особенностями респондентов связана только характеристика «Локализация убеждений в структуре субъективного опыта»:
- чем более выражена интернальность в семейной сфере, тем в большей степени убеждения о табакокурении респондентов локализованы на уровне способностей: человек, берущий ответственность за семейную сферу сконцентрирован на способах решения тех или иных задач вместо того, чтобы искать причины проблем и ресурсы для достижения целей во внешнем окружении. Убеждения студентов с выраженной экстернальностью в области семейных отношений в большей мере локализованы на более низком уровне субъективного опыта - поведении;
- респонденты, в убеждениях о табакокурении которых доминирует уровень способностей, характеризуются выраженной мотивацией стремления к успеху. Очевидно, именно интенсивная устремленность к успеху побуждает субъекта искать способы его достижения, что и составляет содержание уровня способностей в субъективном опыте человека;
- убеждения студентов, высоко ценящих здоровье и красоту природы и искусства и низко оценивших ценность свободы, локализованы преимущественно на уровне идентичности. Личность тем сильнее осознает себя, свою уникальность, неповторимость, сущностное своеобразие в отношении к курению, чем сильнее развито понимания ценности здоровья, естественности, места природы в жизни человека, чем выше положение красоты и гармонии. Их убеждения о табакокурении также в большей, чем у других респондентов степени, локализованы на уровне окружения;
- в убеждениях о табакокурении студентов, невысоко оценивших ценность свободы, также хорошо выражен ценностный уровень: в них большое место занимает убежденность в том, что важно и неважно, ценно и не имеет значения;
- в убеждениях студентов, признающих первостепенную важность самоконтроля, образованности, независимости и низко оценивших ценность смелости в отстаивании мнения, в большей степени выражен уровень идентичности;
- в убеждениях студентов, высоко ценящих твердую волю, эффективность в делах и невысоко - аккуратность, практически не представлен уровень способностей;
- предпочтение ценности «Жизнерадостность» характерно для респондентов, убеждения о табакокурении которых локализованы преимущественно на уровне поведения, а ценности терпимости - для респондентов с убеждениями, локализованными на уровне окружения.
Перспективы дальнейшего исследования мы связываем с изучением убеждений о табакокурении в связи с отношением к здоровому образу жизни у разных категорий населения.
Подобные работы
- Социально-педагогическая работа по профилактике употребления психоактивных веществ учащимися подросткового возраста
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023



