Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие гражданских качеств учащихся в процессе освоения религиоведческих знаний в курсах истории и обществознания

Работа №7160

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы158стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
793
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В КУРСАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ §1. Религиоведческие знания в гражданском воспитании
учащихся 15
§2. Развитие содержания религиоведческих знаний в школьных курсах истории и обществознания в 1991 - 2001 гг. 37
§3. Общие подходы к методике гражданского воспитания учащихся в процессе освоения религиоведческих знаний в курсах истории и обществознания 59
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В КУРСАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ §1. Формирование основ мировоззрения, мировоззренческой толерантности в гражданском обществе 73 §2. Воспитание уважения к семье 89 §3. Профилактика вовлечения учащихся в религиозные объединения и культы асоциальной и антигуманной направленности 117 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140 ЛИТЕРАТУРА 145


Актуальность исследования определяется необходимостью обновления содержания воспитания и обучения учащихся общеобразовательной средней школы в новых социальных условиях.
В течение десяти последних лет наша страна переживает кардинальные изменения, затрагивающие все сферы общественной жизни - экономику, политику, духовную жизнь общества. Эти изменения не могли не затронуть и общеобразовательную школу, содержание обучения и воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях. Процесс обновления содержания общего образования особенно активно идет в сфере социально-гуманитарных знаний и в области воспитания учащихся.
Одним из аспектов этого процесса является новая роль в обучении и воспитании школьников знаний о религии и религиозной культуре. В предшествующий период это были, в основном, идеологизированные знания, служащие цели формирования атеистического мировоззрения детей и молодежи. В новых социальных условиях это религиоведческие знания, - информативно-культурологические материалы о религии, религиозной культуре, направленные на выработку у школьников культурологической компетентности, познания истории и современного общества. Религия представлена в них как тип мировоззрения личности и одна из сфер жизни общества. В светской школе религиоведческие знания обеспечивают приобщение школьников к тем ценностям религиозной культуры, которые имеют значимость для всех граждан вне зависимости от их отношения к религии, составляя неотъемлемую часть российской и мировой культуры, отечественного исторического и культурного наследия.
Особое место в содержании религиоведческих знаний, изучаемых в общеобразовательной школе, принадлежит мировоззренческим знаниям - картинам мира, представлениям о человеке, семье, обществе, природе и т.д., выработанным в различных религиях. По данным социологов, сегодня в мировоззрении значительной части россиян, в том числе учащейся молодежи присутствуют религиозные представления. При этом, на фоне роста авторитета в обществе традиционных религиозных конфессий народов России, активизировалась деятельность множества новых религиозных объединений и культов, особенно иностранного происхождения. В обществе получили широкое распространение формы мировоззрения псевдонаучного и квазирели- гиозного, оккультно-религиозного типов, содержащие асоциальные и антигуманные воззрения, способствующие разрушению как духовно¬нравственной идентичности российского общества, так и научности образования, научных основ обучения в школе, «размыванию» границ науки и религии в общественном сознании.
Все эти обстоятельства обусловливают трудности научно¬педагогической и методической разработки содержания школьного религиоведческого образования. Одновременно они демонстрируют высокий воспитательный потенциал религиоведческих знаний, в связи с чем приобретают актуальность научно-педагогические исследования, направленные на позитивное использование этих знаний в учебно-воспитательной деятельности, интеграцию их общечеловеческого гуманитарного потенциала в обновляющуюся систему воспитательных воздействий современной светской школы. В этом русле лежит и данное диссертационное исследование.
В воспитании человека важное значение имеет процесс выработки им ценностных отношений к различным явлениям действительности, формирование иерархии ценностей личности, определяющих ее отношение к окружающему миру и поведение в обществе. Это длительный и сложный процесс, на который оказывают влияние семья, отдельные социальные институты и группы, средства массовой информации, общество в целом. Важную роль в этом процессе играет система образования, воспитание детей и молодежи в образовательных учреждениях, прежде всего - в средней школе. Задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы создать условия, в которых все позитивные ценности общества стали бы достоянием личности учащегося, его внутренними ориентирами деятельности.
Теоретические вопросы обновления содержания обучения и воспитания детей и молодежи в современных социальных условиях, формирования духовной культуры подрастающего поколения, приобщения учащихся к мировой и отечественной культуре рассматриваются в работах отечественных философов, педагогов, социологов Г.С. Батищева, Л.Н. Боголюбова, Л.П. Буевой, Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, Г.Н. Волкова, М.П. Журавлевой, И.Ф. Клименко, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, В.С. Нагаева, М.Г. Тайчинова, Н.Е. Щурковой. Проблемам педагогической аксиологиии и ценностных ориентаций учащейся молодежи посвящены работы Б.Н. Боден- ко, Л.П. Буевой, Л.Т. Демидовой, Н.С. Дежниковой, И.А. Зимней, Н.А. Моро¬зовой, Н.Д. Никандрова, Ч.А. Шакеевой, Р.Х. Шакурова и др. В исследованиях психологов К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божовича, В.В. Давыдова, В.С. Мерлина, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной, Д.И. Фельдштейна, В.А. Ядова и др. рассматриваются проблемы развития личности, возрастные особенности школьников, определяющие закономерности их воспитания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило положение о том, что религиоведческие знания в содержании историко-обществоведческого образования в общеобразовательной школе являются эффективным средством формирования социально ценных гражданских качеств в обучении. Воспитательный потенциал религиоведческих знаний в школьных курсах истории и обществознания проявляется в их способности влиять на формирование социально ценных гражданских качеств молодежи, активизировать их развитие. Религиоведческие знания являются важным компонентом в процессе мировоззренческого развития старших школьников, их освоение в учебном процессе облегчают процесс социализации личности в современных социальных условиях, характеризующихся открытостью, мировоззренческим разнообразием, нестабильностью этических ценностей и духовной культуры общества. Ценность религиоведческих знаний также заключается в том, что они позволяют полнее соотносить реалии истории и современности и их объяснения, помогают учащимся лучше понимать исторические причины многих современных социальных процессов и явлений.
Анализ учебных курсов, методических пособий, а также результатов современной практики преподавания истории и обществознания позволил сделать вывод о недостаточном использовании воспитательного потенциала религиоведческих знаний. Исследование показало, что основным условием, обеспечивающим эффективное использование религиоведческих знаний в процессе развития гражданских качеств школьников при изучении истории и обществознания является наличие комплекса специальных педагогически целесообразных методических средств, позволяющих выделить и акцентировать их воспитательный потенциал. Этот комплекс включает в себя:
- определенный отбор содержания и построения учебного материала;
- включение в систему осваиваемых знаний ранее не использовавшегося материала, который активизируют мышление учащихся, требуют само- рефлексии и личностного сопереживания;
- обращение к текстам оригинальных источников (современных и древних документов, мемуаров, архивных материалов и др.), в первую очередь к сокровищнице мировой и отечественной духовной культуры;
- активное использование жизненного опыта учащихся и формирование личностной заинтересованности обучаемых в получении новых знаний;
- интенсификация эмоционального компонента в обучении;
- активные методы освоения знания в сочетании репродуктивного, проблемного и эвристического методов обучения, использования средств графической наглядности, проблемных вопросов, бесед, дискуссий и др.
В формирующем эксперименте были разработаны специальные методики развитие комплекса гражданских качеств учащихся в учебной деятельности при освоении религиоведческих знаний в содержании базового историко-обществоведческого образования. Ограниченный масштаб нашего ис¬следования потребовал выявления основных “болевых точек” в современной практике гражданского воспитания, на которые был сделан акцент. Это ключевые проблемы гражданского воспитания, связанные с обеспечением безопасности российского общества и государства, сохранением самобытности и государственной независимости России - преодоление мировоззренческого кризиса, неуважения к институту власти и законности, кризиса семьи связан¬ной с этим проблемы сокращения рождаемости, депопуляции России, беззащитность молодежи перед агрессивной экспансией деструктивных сект и тоталитарных культов. Использованные методики позволяют при освоении школьниками знаний о религии и религиозной культуре в курсах истории и обществознания эффективнее формировать ценностное отношение учащихся к российскому обществу и государству, социальному институту семьи, отечественному историческому и культурному наследию.
Разработанная совокупность методических приемов и средств позволяет учащимся адекватно, на доступном для них уровне воспринимать спектр основных мировоззренческих идей и осознанно вырабатывать свою собственную позицию, гражданское отношение к ним. Изучение, осмысление учащимися гуманистической направленности религиозных представлений традиционных конфессий, народных традиций, национальной исторической памяти активизирует их восприимчивость к духовным ценностям, в первую очередь гражданско-патриотическим. Все это способствует гражданской и национальной идентификации школьников, осознанию ими своей принадлежности к российской нации на основе интегральной идентичности: культурно-этнической и государственно-гражданской. Данный воспитательный подход является важным условием движения России к гражданскому обществу и демократическому государству, в котором соблюдались бы права человека и сохранялось этническое своеобразие страны. Духовно-нравственное содержание разработанных методик благоприятно влияет на межличностные отношения учащихся в школе, с родителями и близкими в семье и в обществе в целом.
Проведенные в ходе формирующего эксперимента на протяжении 6 лет анкетирования и опросы учащихся экспериментальных и контрольных классов выявили качественно более высокие темпы развития гражданских качеств учащихся экспериментальных учебных групп. Не менее 80% учащихся- выпускников отмечали рост позитивной мотивации в отношении базовых гражданских ценностей по принятым в нашем исследовании параметрам - основным гражданским качествам личности, в то время как в контрольных учебных группах об этом заявили только 35-45% учащихся.


1. Алексеев А.В. Научное мировоззрение. Политиздат. М., 1983. -
367 с.
2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII веков./ АПН СССР - М., Педагогика, 1985. - 367 с.
3. Антология педагогической мысли России XVIII века. М., Педагогика, 1986. - 286 с.

144
4. Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В двух томах. М., 1994. Т. 1 - 399 с., Т. 2 - 351 с.
5. Атеизм и религия. М., 1988. - 314 с.
6. Атеизм, религия, культура. Сб. ст. (Отв. ред. В.И. Гараджа). - М.:
- Мысль. - 1972. - 207 с.
7. Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов./ Семья на пороге третьего тысячелетия. Институт социологии РАН, Центр общечеловеческих ценностей. М. 1995. - с. 197.
8. Бароненко А. С. Формирование обществоведческой культуры старшеклассников средствами гуманитарного образования (теория и практи¬ка). - Челябинск, “Факел”, 1996. - 218 с.
9. Бабушкин В.У. О природе философского знания. - М., Наука, 1978. - 207 с.
10. Беляев А. В. “Социально - педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи”. Ставрополь, 1997.
11. Бесова А.К. Духовно-нравственное воспитание личности в про¬цессе литературного образования учащихся старших классов. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2000. - 18 с.
12. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. М., Просвещение, 1988. - 204 с.
13. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., МГУ, 1982. - 199 с.
14. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971.
15. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических ис-следований. М., 1981. - 43 с.
16. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., Мысль, 1978. -
216 с.
17. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, че¬ловека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспи¬

145
тания в изменяющихся социальных условиях)/Научно-методический сбор¬ник. - Ростов на Дону, РГПУ, 1995. - С. 8 - 9.
18. Борлакова Б.М. Формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Карачаевск, 1999. - 19 с.
19. Валеев И. И., Тайчинов М. Г., Хамитов Э. Ш. Традиционная ду¬ховная культура в современной педагогической системе. // Современная школа: опыт, проблемы, поиски. М., 1997. - С. 13 - 38.
20. Васильев Н.И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников (на материалах внеклассной работы по истории и политологии). Автореф. дис. канд. пед. наук. - Якутск, 1995. -
18 с.
21. Васильев И.А., Полужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мыш¬ление. М., МГУ, 1980. - 192 с.
22. Власова Т. И. Воспитание духовности школьников в пространст¬ве русской культуры. // Инновационная школа. - 1997. - № 4. - С. 45 - 51.
23. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этиче¬ские ценности культуры и морали. М., МГУ, 1992. - 119 с.
24. Вульфов Б. З. Цель и сущность гражданского воспитания. // Вос-питание гражданина в советской школе. / Под ред. Г.Н. Филонова. - М., 1990.
- С. 29 - 35.
25. Высшие ценности. М., Молодая гвардия, 1991. - 101 с.
26. Гавриленко Н.В. Духовная культура личности в системе гумани-тарного образования. Автореф. дис. канд. фил. наук. - Красноярск, 2000. -
22 с.
27. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребен¬ка. М., МГУ, 1985. - 45 с.
28. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2000. - 18 с.

146
29. Гаязов А. С. Формирование гражданина: теория, практика, про¬блемы: Монография. Челябинск, “Факел”, 1995. - 238 с.
30. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее (кризис образо¬вания в России на пороге XXI века). Челябинск, 1993. - 240 с.
31. Головатенко А.Ю. Эпизоды истории русской Церкви. XIII -
XVIII столетия: Материалы к урокам истории в старших классах (пособие для учителя). М., Аркти, 1997. - 180 с.
32. Гордиенко Н.С. Вопросы религиоведческого образования в шко¬ле и вузе. // Непрерывное педагогическое образование. - СПб., 1994. - с. 78
- 83.
33. Горский Д.П. Обобщение и познание. М., Мысль, 1985. - 208 с.
34. Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассни¬ков средствами общественных дисциплин. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 1998. - 25 с.
35. Громыко М.М. “Мир русской деревни”. М., “Молодая гвардия”, 1991. - 446 с.
36. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М., Педагогика, 1988. - 134 с.
37. Гурин В.Е. Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника. Автореф. дис. докт. пед. наук. - М.,
1987. - 33 с.
38. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М., Педаго¬гика, 1981. - 176 с.
39. Давлетшин К. Д. Религия как учебный предмет. // Современная школа: опыт, проблемы, поиски. М., 1997. - С. 111 - 118.
40. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., ИНТОР, 1996.
- 511 с.
41. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов Рос¬сии. ХХ век. Учебник для 9 класса общеобразовательных заведений. М., АО “Московские учебники”, 2001. - с. 446.

147
42. Демидова Л.Т. Социокультурные ценности содержания гуманитарных дисциплин - фактор социализации личности учащегося гимназии. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Казань, 1998. - 19 с.
43. Дмитриева М.А. Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону,
1999. - 19 с.
44. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене обще¬ния. М., Просвещение, 1987. - 205 с.
45. Домострой. М., Советская Россия, 1990. - 304 с.
46. Духовные ценности как предмет научного анализа. М., Мысль,
1985. - 169 с.
47. Журавлева М. П., Клименко И. Ф. Генезис нравственных ориен¬таций в дошкольном, школьном и юношеском возрасте. //Проблема форми¬рования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Сб. на¬уч. тр. /Под ред. В.С. Мухиной. - М.,1981. - С. 112 - 124.
48. Закон Российской Федерации “Об образовании”. // Учительская газета. - 1992. - 4 августа. - С. 10-15.
49. Закон Российской Федерации “О свободе совести и о религиоз¬ных объединениях”. // Российская газета. - 1997. - 1 октября. - с .3 - 4.
50. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., Педагогика, 1981. - 160 с.
51. Закон Российской Федерации “О свободе совести и о религиоз¬ных объединениях”. // Российская газета. - 1997, 1 октября. - с.3 - 4.
52. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений лично¬сти. М., МГУ, 1994. - 138 с.
53. Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагоги¬ческое исследование) // Избр. пед. труды. М., Педагогика, 1990. - 424 с.
54. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.. Полит¬издат, 1986. - 223 с.

148
55. Здравомыслов А.Г. и др. Функциональная структура зрительной памяти. М., МГУ, 1980. - 271 с.
56. Зинченко В.П. Образ и деятельность. Воронеж, МОДЭК, 1997. -
608 с.
57. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - про¬блема современного образования в России (состояние, пути решения). - М., 1998. - 81 с.
58. Золотарев А.В. Взаимодействие религиозного и правового созна¬ния. Автореф. дис. канд. фил. наук. - Брянск, 1997.
59. Ивашкевич Е.Ф. Формирование гражданского достоинства уча¬щихся 8 - 11 классов при изучении истории и культуры белорусского народа. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Витебск, 1998. - 17 с.
60. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. М., 1977. - 218 с.
61. Кабардин О.Ф., Земляков А.И. Тестирование знаний и умений учащихся. // Советская педагогика. - 1991. - № 12. - с. 74 - 77.
62. Каптан Т. П. Формирование духовных потребностей старше¬классников в процессе урочной и внеурочной деятельности (на опыте изуче¬ния литературы). Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. - М., 1995. - 18 с.
63. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., Педагогика, 1982. - 670 с.
64. Ковалев А.Г. О проблеме восприимчивости личности к воспита-тельным воздействиям. // Советская педагогика, 1980. - N 6. - с. 49 - 54.
65. Колодин А.В. Поиск взаимных компромиссов. // Высшее образо¬вание в России. - 2000. - № 2. - с. 66 -74.
66. Колодин А. В. Первые шаги. Опыт преподавания основ право¬славной культуры в школах Курской области. // Школа. - 1999. - № 2. - С. 43 - 47.
67. Коменский Я.А. Избр. пед. соч., в 2-х т., М., Педагогика, 1994. - Т. 1. - 665 с.

149
68. Кондратенко И.Н. Профилактика вовлечения школьников в рели-гиозные деструктивные объединения и культы // И.А. Галицкая, И.В. Метлик. Новые религиозные культы и школа. Пособие для руководителей образова¬ния и учителей. М., “Сентябрь”, 2001. - С.104 - 119 (в соавторстве).
69. Кондратенко И.Н. Традиционные и нетрадиционные религии и проблема формирования гражданских качеств молодежи // Научная сессия МИФИ-2001: Сб. науч. трудов. Т.6. - Москва, 2001. - С. 216 - 217.
70. Кондратенко И.Н. О потенциале религиоведческих знаний в со-вершенствовании содержания гражданского воспитания учащейся молодежи // Проблемы социально-политического развития российского общества: Межвузовский сб. науч. трудов. Выпуск 8. - Воронеж, 2001. - С. 52-56.
71. Кондратенко И.Н. О некоторых проблемах духовного и нравст¬венного воспитания студентов технических университетов // Научная сессия МИФИ-2002: Сб. науч. трудов. Т.6. - Москва, 2002. - С. 60-61.
72. Кондратенко И.Н. Религиоведческие знания в содержании обще¬го образования по истории и обществознанию. // Проблемы социально¬политического развития российского общества: Межвузовский сб. науч. тру¬дов. Выпуск 11. - Воронеж, 2002. - С. 43 - 46.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ