Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности мотивационно-потребностной сферы детей и подростков с почечной недостаточностью разной степени тяжести

Работа №71597

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость5570 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
251
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Теоретический анализ исследований мотивационно-потребностной сферы детей и подростков с хроническими соматическими заболеваниями 10
1.1. Понятие, структура, функции и история исследования мотивационно-потребностной
сферы 10
1.1.1. Мотив и мотивация 10
1.1.2. Понятие потребности. Виды потребностей 16
1.2. Особенности формирования мотивационно-потребностной сферы в детском
возрасте 18
1.2.1. Формирование мотивационно-потребностной сферы в младшем школьном
возрасте 18
1.2.2. Формирования мотивационно-потребностной сферы в подростковом
возрасте 23
1.3. Особенности личностного развития при наличии хронического соматического
заболевания 26
1.3.1. Влияние наличия хронического соматического заболевания на личностное
развитие в детском возрасте 26
1.3.2. Особенности мотивационно-потребностной сферы лиц с хроническими
соматическими заболеваниями 28
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы детей и подростков с почечной недостаточностью разной степени тяжести 32
2.1. Организация исследования 32
2.2. Описание выборки 32
2.3. Материалы и методы исследования 34
2.4. Описание и анализ результатов исследования 36
Выводы 66
Заключение 68
Список литературы 69
Приложение


По статистике Организации Объединенных Наций, в современном мире насчитывается почти 450 миллионов человек с нарушениями развития - как физического, так и психического и примерно половину из них, то есть около двухсот миллионов, составляют дети. С каждым годом эта статистика увеличивается: растет число инвалидов среди детей и детей с хроническими соматическими заболеваниями.
Если здоровый человек здраво оценивает свои возможности, знает свои сильные и слабые стороны, умеет анализировать свои эмоции и обладает адекватной самооценкой, то ребенок с соматическим заболеванием подвержен переменам в поведении, перепадам настроения и изменениям в психике. Болезнь не лучшим образом сказывается на его жизни в целом: меняется ее качество, психическое развитие. Такие дети должны получать помощь, которая будет нацелена не только на преодоление болезни, но и на устранение последствий, связанных с ней.
Возможности медицины сегодня позволяют предупреждать и побеждать и многие отдельные недуги, и целые эпидемии, однако на уровне конкретной семьи и конкретного больного болезнь всегда оказывается испытанием и сопровождается страхом, отчаянием, ощущением беспомощности.
Учитывая такое психологическое отношение к болезни, приходится признать особенную на сегодняшний день актуальность проблемы изучения мотивационно-потребностной сферы детей с хроническими соматическими заболеваниями.
Актуальность проблемы. Негативные отклонения в личностном развитии, которые проявляются у детей при определенных заболеваниях, требуют определенной психологической коррекции. Необходимость этих знаний особенно актуальна в психологической практике и требует понимания как специфики заболеваний, так и особенностей мотивационно- потребностной сферы при этих заболеваниях. В настоящей работе будут исследованы особенности мотивационно-потребностной сферы детей и подростков с почечной недостаточностью
Во время пребывания в больнице ребенок испытывает не только физическую боль - он в этот период психологически, эмоционально нестабилен. Он оказывается вовлечен в иную социальную среду, у него меняется круг общения, меняется привычный распорядок дня и весь уклад жизни, он испытывает стресс. При этом все усилия лечащего персонала сконцентрированы исключительно на физическом излечении болезни. Психологическому же состоянию внимание либо не уделяется вообще, либо по остаточному принципу. В некоторых больницах иногда работают психологи, однако их работа не носит системный характер.
Между тем постоянная и систематическая терапия помогла бы ребенку быстрее восстановиться, вернуться к нормальному образу жизни, социализироваться. Более того, в некоторых случаях, она бы помогла преодолеть в том числе и физическую болезнь, поскольку одним из немаловажных условий полного излечения является психологическая стабильность и вера в благоприятный исход.
Целью данной работы является выявление особенностей мотивационно-потребностной сферы детей и подростков с почечной недостаточностью разной степени тяжести.
Объектом исследования является мотивационно-потребностная сфера детей и подростков с почечной недостаточностью.
Предмет исследования - особенности мотивационно-потребностной сферы детей и подростков с почечной недостаточностью разной степени тяжести.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме формирования мотивационно-потребностной сферы в детском и подростковом возрасте и рассмотреть основные закономерности ее развития.
2. Подобрать блок методик, направленный на исследование мотивационно-потребностной сферы детей и подростков.
3. Выявить возрастные особенности формирования мотивационно- потребностной сферы детей и подростков с почечной недостаточностью и без нее.
4. Выявить особенности мотивационно-потребностной сферы детей и подростков с почечной недостаточностью разной степени тяжести.
Гипотезы исследования:
1. У детей с почечной недостаточностью отмечаются особенности мотивационно-потребностной сферы, в отличие от их здоровых сверстников.
2. Отмечаются межвозрастные различия в формировании мотивационно-потребностной сферы здоровых детей и подростков и их сверстников с почечной недостаточностью.
3. Ведущие потребности детей и подростков с хроническими соматическими заболеваниями при разной степени заболевания имеют свою специфику.
Описание выборки:
В исследовании приняли участие 51 ребенок.
1. Контрольную группу составили 17 детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет, без соматической патологии. В исследовании задействованы учащиеся с 1 по 11 класс гимназии № 1569.
2. Первую экспериментальную группу составили 17 детей и подростков отделения нефрологии НИКИ педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова в возрасте от 7 до 17 лет.
3. Вторую экспериментальную группу составили 17 детей и подростков от 7 до 17 лет с хронической почечной недостаточностью. В исследовании приняли участие пациенты отделения пересадки почки Российской детской клинической больницы (РДКБ), находящиеся на длительном стационарном лечении.
Методики, используемые в работе:
- Метод «незаконченных предложений» Д. Сакса и С. Леви. В данной работе использовался модифицированный вариант методики.
- Рисунок счастья.
- Дверь.
- Методика М.Р. Гинзбурга «Изучение мотивации обучения».
- Методика И.М. Витковской «Цветик-семицветик».
- «Два домика» И. Вандвика и П. Экблада.
Научная новизна исследования состоит в получении новых данных об особенностях мотивационно-потребностной сферы детей с почечной недостаточностью в зависимости от тяжести заболевания. Вопрос мотивации в целом и мотивации разных групп людей рассматривался в трудах А.Н. Леонтьева и В.Г. Леонтьева, В.Г. Асеева, В. Грабала, Р.И. Цветковой, Л.И. Божович, М.Л. Кубыпжиной, В.К. Вилюнаса, Маслоу и других. Однако работ, посвященных мотивации детей с почечной недостаточностью, практически не встречается в психологической литературе.
А между тем исследования именно в этом направлении позволили ли бы на практике решить проблемы реабилитации и последующего психологического восстановления после болезни. Понимание нюансов мотивационно-потребностной сферы детей с почечными заболеваниями позволило бы наметить психологам основные направления помощи детям, а также более эффективно проводить диагностику и коррекцию личностной сферы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе были изучены особенности мотивационно-потребностная сфера детей с почечной недостаточностью и их здоровыми сверстниками. В исследовании принимали участие дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет, которые были разбиты на три равные группы по 17 человек - одну контрольную и две экспериментальных. Различие между группами было установлено по результатам шести методик, которые в комплексе позволили составить картину особенностей их мотивационно-потребностной сферы.
Три заявленные в работе гипотезы подтвердились.
Проведенное исследование выявило, что у детей с почечной недостаточностью разной степени тяжести существуют различия в потребностях и мотивации по сравнению со здоровыми детьми их возраста. При этом между экспериментальными группами различия в потребностях не столь очевидны, как между контрольной и экспериментальными.
Результаты методик также показали, что в формировании мотивационно-потребностной сферы у здоровых детей и детей с почечной недостаточностью отмечаются межвозрастные различия.
Наконец, в работе было выявлено, что ведущие потребности детей и подростков с почечной недостаточностью имеют свою специфику при разной степени заболевания.



1. Алмазов, Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних [Текст]. - Свердловск, 1986. - 152 с.
2. Антропова, М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1978, 251 с.
3. Аргайл, М. Мотивы и цели / М. Аргайл, А. Фернхем, Дж. Грахам // Психология социальных ситуаций: хрестоматия: [виды и характеристики ситуаций. Восприятие ситуаций. Социальная ситуация развития. Ситуация конфликта. Психологическая защита. Ситуации риска. Психология среды] / сост. Н.В. Гришина. - Санкт-Петербург. Питер, 2001.
4. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и Формирования личности. М., 1986, 158 с.
5. Бибрих, Р.Р., Орлов А.Б. Мотивация и целеобразованиев поведении с закономерным и случайным исходом. //Психологический журнал, 1985, № 1, с. 9-18.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - М., 2008.
7. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные
психологические труды. - Москва-Воронеж: МПСИ. НПО «МОДЭК», 2001.
9. Брентано, Л. Опыт теории потребностей / Л. Брентано. Казань: Гос. изд-во, 1921. - 263 с.
10. Буровихина, И.А. Представления о прошлом в субъективной картине жизненного пути современных подростков [Текст]: мат. конференции «На пороге взросления» / И.А. Буровихина, А.Г. Лидере. - 2011- С. 176-185.
11. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 288с.
12. Власова, Н.Н. Особенности формирования мотивов у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. .канд. Психол. Наук. - М., 1977. - С. 11.
13. Возрастная и педагогическая психология// Под ред. А. В. Петровского. - М., 2010.
14. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. М.: Педагогика, 1986, 239 с.
15. Давыдов, В.В. Л.С. Выготский и современная психология / Л. С. Выготский Педагогическая психология. М., 1991, 141 с.
16. Додонов, Б.Н. Потребности; отношения и направленность личности / Б. Н: Додонов // Вопросы психологии. 1973. - № 5. - С. 39.
17. Ермолаева, М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, 2009.
18. Ерошина, Н.Р: Социологический аспект теории-мотивации: Молодежь, образование, воспитание, профессиональная деятельность / Н. Р. Ерошина. Л: Наука; 1973. - 188 с.
19. Занковский, А.Н. Организационная психология: Учебное пособие. - М.: Флинта; МПСИ, 2000.
20. Зайцев, А.П. Особенности мотивационной сферы подростков // Молодой
ученый. - 2016. - №18. - С. 182-184. -
URL https://moluch.ru/archive/122/33787/ (дата обращения: 14.10.2018).
21. Исаев, Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. - СПб.: 1996.
22. Исаев, Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. - СПб.: Питер, 2000.
23. Исаев, Д.Н. Детская медицинская психология. - СПб.: Речь, 2004.
24. Ковалев, В.В. Личность и ее нарушения при соматической болезни // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. - М., 1972.
25. Коченов, М.М. Судебно-психологическая экспертиза. М., 2001.
26. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989, 254 с.
27. Кулагина, И.Ю. Личность школьника. - М., 2012.
28. Куртанова, Ю.Е. Личностные особенности детей с различными хроническими соматическими заболеваниями. Москва, 2004.
29. Лебедев, М.А. Психологические аспекты адаптации личности в социальной среде в период ранней взрослости [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.А. Лебедев. - М., 2013 - 27 с.
30. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
31. Леонтьев, Д. А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал, 1992, № 2, с. 7 22.
32. Леонтьев, Д.А. Общее представление о мотивации человека // Психология в вузе. 2004. № 1.
33. Леонтьев, Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2007. 18 с.
34. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации. // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. - 2016. - №2
35. Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации / НГПИ. - Новосибирск, 2003. - 216 с.
36. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2 доп. и перераб. - Л.: Медицина, 1983.
37. Лопаткин, Н.А., Коркина М. В., Цивилько М. А. Психические нарушения у больных с хронической почечной недостаточностью // Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова. - 1971. - №12.
38. Лурия, Р.А. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания. - Изд. 2-е. - М., 1977.
39. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя - М.: Просвещение, 1983.
40. Маркова, А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 2009. 192 с.
41. Маслоу, А. Мотивация и личность. - М.: Едиториал УРСС, 2011.
42. Матюхина, М.В., Спиридонова С.Б. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: Учебное пособие. - Волгоград: Перемена, 2005.
43. Муладжанова, Т.Н. Психологический анализ изменений личности у больных хронической почечной недостаточностью, находящихся на лечении гемодиализом: автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1983.
44. Николаева, В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М.: МГУ, 1987.
45. Нюттен Жозеф. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл.2004. 1984.
46. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: межкультурные и междисциплинарные аспекты на примере 40 историй болезни. - М.: Медицина, 1996.
47. Попов, В. А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социологические исследования, 2009. - № 6.
48. Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. - М.: 2007.
49. Раттер, М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А.С. Спиваковской; Предисл. О.В. Баженовой и А.Я. Варга - М.: Прогресс, 1987.
50. Розин, В.М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. - 2013. - № 5.
51. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000.
52. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2001. Исследование учебной мотивации школьников по методике М. Р. Гинзбурга //
53. Сайт практического психолога Ивановой Елены Михайловны. - URL: http://iemcko.narod.ru/4332.html.
54. Фридман, Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 2007. - 288 с.
55. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. - М., 1986.
56. Шац, И. К. Психологическая поддержка тяжелобольного ребенка. Монография. - СПб., 2010.
57. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; под. ред. Д.И. Фельдштейна. - М„ 1994. С. 169-176.
58. Alschuler, A., Tabor D. ,Mclntyre G. Teaching Achievement Motivation. Middletown /Conn./: Education Ventures, 1992, 276 p.
59. Clarke, S. PR:EPARe: A Game-Based Approach to Relationship Guidance for Adolescents [Электронный ресурс] / S. Clarke, S, Arnab, I. Dunwell, K. Brown // Procedia computer science. - 2012. - №15. - Режим доступа: http://www.sciencedirect.eom/science/article/pii/S 1877050912008186
60. Heckhausen, H. Intervening cognitions in motivation // Pleasure, reward, preference/ Eds. D.E. Berlyne, K. B.Madsen. N.J. - L.: Academie-Press, 1993, 357 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ