НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Содержание имущественно-земельного комплекса муниципального образования как объекта собственности и хозяйствования 8
1.2. Правовые основы и практика формирования и управления
имущественно-земельными комплексами сельских поселений 12
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕССОНОВСКОГО
СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ 16
2.1. Положение и состав сельского поселения 16
2.2. Факторы развития и территориальная организация 20
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННО-
ЗЕМЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА БЕССОНОВСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ 27
3.1. Специфика функционального зонирования
территории поселения 27
3.2. Характеристика имущественно-земельного комплекса
поселения 32
3.3. Экономические аспекты современного использования имущественно-земельного комплекса поселения 37
ГЛАВА 4. ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ БЕССОНОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ 51
4.1. Выявление недостатков используемых механизмов управления
4.2. Совершенствование системы управления земельно- 51
имущественным комплексом Бессоновского сельского поселения 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Ключевым направлением государственной социально-экономической политики в условиях рыночной трансформации России является реформирование земельно-имущественных отношений.
В современных условиях трансформации аграрного сектора экономики страны одним из важнейших направлений, способствующих устойчивому экономическому развитию сельских территорий, является эффективное использование земель и объектов недвижимости, которое позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние сельских граждан.
Развитие земельно-имущественных отношений и формирование земельно-имущественного комплекса сельский поселений Белгородского района - это сложная многоаспектная проблема, которая включает в себя большой круг вопросов: формы собственности и хозяйствования, функционирование рынка земли и недвижимости, земельный налог и налог на имущество, землепользование, структура и органы управления земельно-имущественным комплексом и т.д.
В настоящее время в регионах складывается не совсем верное понятие об использовании земельно-имущественного комплекса сельских территорий, в том числе земель сельскохозяйственного назначения. С одной стороны, эти земли в соответствии с действующим законодательством постоянно меняют свой статус, с другой стороны - они граничат с постоянно развивающимися поселениями, предприятиями и другими объектами, которые представляют собой потенциальную угрозу их поглощения.
Однако до настоящего времени не достигнута цель по вовлечению земли и расположенных на ней объектов недвижимости в экономический оборот, земельные ресурсы регионов не превратились в высокодоходный производственный ресурс, определяющий экономический потенциал территории, земельно-имущественный комплекс не стал целостным объектом управления.
Позитивная динамика имущественно - земельного комплекса сельских поселений, его эффективное структурирование в контексте рыночного ре-формирования, глобализации и регионализации, во многом сопряжено с рациональным использованием имеющегося ресурсного потенциала и, в первую очередь, с решением проблем городского землепользования. Это объясняется той особенной ролью, которую недвижимость играет в хозяйственной жизни людей и деятельности всех хозяйствующих субъектов, являясь базисом всеобщего развития.
В настоящее время одним из немногих источников дополнительных финансовых ресурсов может стать имущественный комплекс сельских муниципальных образований. Правильно распорядиться этим имуществом - одна из важнейших задач местных администраций. В связи с этим возрастает значимость разработки теоретических и методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности использования имущественного комплекса сельских муниципальных образований.
Вопросы взаимосвязи использования земельно-ресурсного потенциала и развития экономики, приоритеты и механизмы структуризации муниципальной экономики в контексте совершенствования землепользования сельских муниципальных образований, в значительно мере остаются малоизученными, особенно на уровне конкретного муниципального образования Белгородского района. Эти обстоятельства инициируют данное исследование, предопределяют его актуальность.
Объектом исследования является имущественно - земельный комплекс Бессоновского сельского поселения, выступающий основой социально-экономического развития муниципального образования.
Предметом исследования выступают современные формы использования и оценка эффективности управления, функционирования и развития объектов имущественно - земельного комплекса сельского поселения.
Целью данной ВКР является исследование структуры, механизмов функционирования и управления имущественно - земельного комплекса Бессоновского сельского поселения.
Такая постановка цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
• изучить теоретические аспекты структуры, формирования и управления имущественно - земельного комплекса муниципального образования;
• проанализировать правовую основу функционирования и управления имущественно - земельных комплексов сельских поселений Белгород¬ской области;
• определить структуру и специфику современного использования имущественно - земельного комплекса Бессоновского сельского поселения;
• выявить спектр проблем и обосновать систему мер по повышению эффективности использования и управления имущественно - земельным комплексом поселения.
Материалами исследования являются: данные Росстата, Управления архитектуры и градостроительства Белгородского района, Белгородского районного комитета государственной статистики, материалы, Росреестра, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Администрации Белгородской области, а также Администрации Бессоновского сельского поселения, данные и сведения, опубликованные в научной литературе и периодической печати.
Методы исследования: статистический; метод аналогий, сравнительного и экспертного, анализа, экстраполяции тенденций, картографический и другие.
Практическая значимость состоит в возможности применения администрацией с. Бессоновки полученных результатов экономической оценки имущественно-земельного комплекса поселения при разработке стратегии развития поселения до 2025 года
Одним из наиболее актуальных направлений в области развития сельских территорий и АПК является совершенствование процессов управления земельно - имущественным комплексом сельских территорий, представленным земельными участками и связанными с ними объектами недвижимого имущества и инфраструктуры.
Сегодня местные органы власти придают огромное значение возрастающей роли земельно-имущественных отношений в общем комплексе экономических реформ. Наделенные определенными полномочиями в области земельных отношений, органы местного самоуправления планируют использование земли и недвижимости, организуют проведение работ по землеустройству, оформляют права собственности на землю, участвуют в осуществлении контроля, а также взимают плату за землю.
Бессоновское сельское поселение располагается на площади 16430 га. Поселение состоит из многоэтажной застройки 18 домов и частных домовладений -1519 единиц.
Территория поселения в существующих границах частично благоприятна для строительства. Овражно-балочная система, рассекающая территорию поселения, имеет уклон поверхности 10-20% и до 40% и оценивается как территория ограниченно благоприятная и неблагоприятная для строительства. Протяженная овражно-балочная сеть примыкает к индивидуальной жилой застройки. Сложный, изрезанный рельеф накладывает ограничения на строительную деятельность и расширение территории поселка в этих направлениях. Однако овражно-балочную систему можно использовать как территории рекреации при озеленении склонов и их благоустройстве. Это позволит задержать рост оврагов и создать дополнительные зоны отдыха населения.
На планировочную организацию с. Бессоновка значительное влияние оказали условия его расположения в системе развивающихся населенных мест. Инвестиционную привлекательность Бессоновскому поселению придает уникальное сочетание следующих факторов:
• расположение вблизи крупного административного, культурного и промышленного центра - г. Белгорода;
• наличие обширных сельскохозяйственных угодий, развитой агропромышленный комплекс
• наличие свободных земель, пригодных для размещения жилья;
• развитая транспортная и инженерная инфраструктура
• наличие развитой социальной и культурно-бытовой инфраструктуры
• благоприятная природно-экологическая обстановка, наличие мощного рекреационного потенциала (лесные массивы, водные объекты, интересные ландшафты).
Застройка поселения преимущественно малоэтажная усадебного типа (2,5% от общей площади). Весьма высокий процент территории занимают коллективные сады (дачные строения). В связи развитием ИЖС удельный вес этого показателя будет снижаться в связи с включением этих земель в состав земель населенных пунктов.
Обеспеченность жилой площадью жителя Бессоновского сельского поселения в 2016 году составила 19,1 кв. м на жителя. Общая площадь жилищного фонда поселения в этот же период составила 90,2 тыс. кв. м. Ведомственный жилищный фонд составляет 32,9 тыс. кв. м, а в частной собственности граждан - 57,3 тыс. кв. м. В настоящее время сокращается ведомственный жилищный фонд за счет интенсивной приватизации ведомственного жилья работниками колхоза им. Горина. Более 60 процентов муниципального жилья имеет высокий износ - более 75%.
Кадастровая стоимость земельных участков поселения на сегодняшний день используется исключительно для целей налогообложения и определения размеров арендной платы. В Белгородском районе в 2016 году была проведена новая кадастровая оценка земель населённых пунктов. В результате стоимость земель в Бессоновском сельском поселении возросла более, чем на 35%, а по землям отдельных функциональных зон в 2 и более раза. Средний показатель кадастровой стоимости земли поселения составил 119 руб. за кв.м. (среднее по Белгородском району - 378 руб.). Рост стоимости приведет к значительному увеличению налоговых поступлений в бюджет поселения 2017 и последующих годах, но явится дополнительной фискальной нагрузкой для жителей поселения.
Анализ свидетельствует о том, что кадастровая стоимость и жилой и нежилой недвижимости в Бессоновском поселении значительно выше средних показателей по муниципальному Белгородскому району. К примеру, 1 кв.м. жилой недвижимости был оценен в 7884 рубля (среднее по Белгородскому району - 1194 руб.).
Наиболее высокая стоимость недвижимости отмечена в селах: Бессоновка, Ближнее, Николаевка. При исчислении налога от кадастровой стоимости в Белгородском районе будет применяться ставка - 0,3.
Основные меридиональные направления и основные широтные направления имеют внешние выходы, вдоль которых исторически разместилась одноэтажная застройка, ранее вошедшая в территорию поселка. Вектор развития поселения - север и северо-восток. Максимальная же площадь селитебной зоны самая значительная кадастровая стоимость была отмечена нами в селе Ближнем.
К основным отрицательным тенденциям развития территории относятся: не полностью упорядоченное размещение жилого и производственно-коммунального строительства в условиях разобщения отдельных территорий поселения; недостаточная развитость дорожно-транспортной сети, дефицит инженерного обеспечения. Градостроительная структура характеризуется преобладанием малоэтажной застройки с приусадебными участками, наличием агропромышленной и коммунальной зон.
Для Бессоновского поселения предусматривается преобразование системы центров, благоустройство существующих жилых кварталов, развитие рекреационных зон, увеличение площади озеленения, что позволяет улучшить микроклимат и санитарно-гигиенические условия жизни населения. Необходимо также улучшить санитарно-экологические условия проживания населения, особенно расположенных в пределах санитарно-защитных зон агропромышленных и коммунально-складских предприятий, автомагистралей.
Развитие поселения планируется осуществлять за счет внешних резервов. Новое жилищное строительство на первую очередь будет осуществляться на 2 участках, расположенных в непосредственной близости от с. Бессоновка и с. Ближнее.
Развитие общественно-деловых зон предусматривает: формирование пространственно развитой полицентричной системы центров; развитие общественных функций на территориях, образующих фронт застройки главных улиц и площадей; формирование общественно-деловых центров в транспортных узлах. Существующий центр обеспечивает все необходимые функции, однако, в дальнейшем есть необходимость в его расширении и размещении новых общественных подцентров.
Необходимый объем жилищного фонда на перспективу до 2030 года составит 151,5 тыс. кв.м., необходимое новое жилищное строительство составит 60,2 тыс. кв. м.
В районах нового комплексного жилищного строительства необходимо создание общественных центров и зон первичного обслуживания. Подобные центры необходимо создавать и на свободных территориях существующей жилой застройки, в т.ч. и в отдаленных от центральной усадьбы населенных пунктах.
По нашему мнению, эффективное управление земельно-имущественным комплексом Бессоновского сельского поселения должно способствовать развитию его территории, эффективному использованию ресурсов поселения, защите прав и соблюдению интересов субъектов земельно - имущественных отношений, решению экономических, социальных и экологических проблем сельского поселения.
1. Варламов, А. А. Научные основы земельного кадастра/ А. А. Варламов, П. Ф. Лойко, Г.В. Ломакин, Н. Е. Петров, С. А. Гальченко. Под ред. А. А. Варламова. Учебное пособие ГУЗ - М., 1995. - 144 с.
2. Варламов, А. А. Земельный кадастр субъекта Федерации/ А. А. Варламов, О. Т. Хисматулов, Б. Г. Левин. Пермь: «Денор», 1997. - 272 с.
3. Варламов, А.А. Государственное регулирование земельных отношений в России (учебное пособие) // А. А. Варламов, Н. В. Комов. - М.:ГУЗ, 1997. - 111 с.
4. Власова, Н. Ю. Земельно-имущественный комплекс как значимый фактор поступательного развития крупнейшего города/ Н. Ю. Власова // Известия Уральского гос. эконом. ун-та. - 2009. - № 1. - С. 67-73.
5. Греф, Г.О. О мерах по реализации земельной реформы и развитию рынка недвижимости / Г.О. Греф // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.- 2005.- №2 (23). Режим доступа: www.dpr.ru
6. Доклад о состоянии и использовании земель Белгородской области за 2013 год / Белгород. Управление Росреестра по Белгородской области. Режим доступа: www.dpr.ru
7. Доклад о состоянии и использовании земель Белгородской области за 2014 год / Белгород. Управление Росреестра по Белгородской области. Режим доступа: www.dpr.ru
8. Игнатов, В. Г. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт/ В. Г. Игнатов, В. И. Бутов. Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. - 352 с.
9. Засядь-Волк, В. В. Концепция эффективного привлечения инвестиций в земельно-имущественный комплекс крупного города/ В. В. Засядь- Волк, // Управленческое консультирование. - 2005. - № 2. - С. 137-143.
10. Кириллов, С. Н. К формированию комплексной модели эколого-экономического механизма городского землепользования/ С.Н. Кириллов// Проблемы современной экономики. 2010. №1 (13). С. 21-28.
11. Комов, Н. В. Методология управления земельными ресурсами на региональном уровне./ Н. В. Комов, Д. Б Аратский. Нижний Новгород: Издательсво Волго-вятской академии государственной службы, 2000. - 246 с.
12. Крюков, В.А. Проблемы государственного управления в имущественно-земельном комплексе / В.А.Крюков // Экономист. - 1998. - № 8. - С. 62-68.
13. Кухтин, П. В. Маркетинг и экономическая оценка земельно-имущественного комплекса городов (населенных пунктов) : учеб.-метод. пособие / П. В. Кухтин, А. А. Левов ; Рос. науч. центр гос. и муницип. упр. - М.,2003.- 259 с.
14. Кухтин, П. В. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие. 2-е изд. / П.В. Кухтин - СПб.: Питер, 2006. - 448 с.
15. Парамонов, А.В. К вопросу повышения эффективности использования земель поселений / А.В. Парамонов // Земельный вестник России. -2004.- № 4. - С. 17-20.
16. Панасенкова,Т.В. Концепция эволюции региональной системы земельно-имущественных отношений современной России. / Т. В. Панасенкова. - Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета. -2009.- 300 с.
17. Панасенкова, Т. В. Роль государственных институтов в управлении сферой земельно-имущественных отношений / Т. В. Панасенкова // Вестн. Ростовского гос. эконом. ун-та (РИНХ). - 2009. - № 1. - С. 28-33.
18. Прока, Н.И. Социально-экономическая эффективность реализации потенциала сельских территорий / Н.И. Прока // Вестник Орел ГАУ. - 2011. - № 5.
19. Пчелинцев, О.С. Региональная инфраструктура как условие экономического роста / О.С. Пчелинцев, М.М. Минченко // Проблемы прогнозирования.- 2004.- № 6 (87). - С. 3 -14.
20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2010г. Ио2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. Доступ из справ. - правовой системы КонсультантПлюс»
21. Регулирование земельных отношений на муниципальном уровне. Часть 1: Методические указания / С. А. Шемаев, Т. Н. Флиглинских. Белгород: Белгородский институт государственного и муниципального управления (филиал) ОРАГС, 2006. - 64 с.
22. Регулирование земельных отношений на муниципальном уровне. Часть 2: Методические указания / С. А. Шамаев, Т. Н. Флиглинских. Белгород: Белгородский институт государственного и муниципального управления (филиал) ОРАГС, 2006. - 64 с.
23. Сай, С.И. Методы и модели управления земельно-имущественным комплексом крупного города /С.И. Сай. М.: Фонд развития отечественного книгоиздания им. И. Д. Сытина, РАГС, 2001. - 192 с.
24. Сай, С.И. Земельно-имущественный комплекс России как объект регулирования / С.И. Сай // Общество и экономика.- 2001.- № 7-8. - С. 170¬182
25. Сайт Белгородстата [Электронный ресурс].-URL
http//www. oblstat.belnet.ru
26. Теория и методы управления земельными ресурсами: Сборник научных трудов / Под ред. А. А. Варламова. - М.: ГУЗ, 2001. - 180 с.
27. Трещевский, Ю. И. Экономическая и социальная эффективность создания имущественно-земельных комплексов в крупном городе / Ю. И. Трещевский // Регион. экономика : теория и практика. - 2008. - № 3. - С. 55¬61.
28. Управление имущественным комплексом города Екатеринбурга. сб. действующих нормативно-правовых актов органов местного самоупр. г. Екатеринбурга - Екатеринбург : Б. и. , 2001 - 352 с.
29. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Официальный сайт [электронный ресурс] // Режим доступа: URL:http://www.kadastr.ru.
30. Хаметов, Т.И. Основы формирования объектов земельно-имущественного комплекса и их эффективного использования. Монография. / Т.И. Хаметов. - Пенза: ПГУАС, 2008. - 159 с.
31. Харитонова Н. Ю. Развитие земельно-имущественных отношений в городе // Проблемы регион. экономики. - 2007. - № 1/2. - С. 163-168.