ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 8
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДСКОМ ПОСЕЛЕНИИ «ГОРОД ШЕБЕКИНО» 29
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретического обоснования и методического обеспечения построения системы инновационного развития муниципальных образований, оценки их инновационного потенциала, формирования конкурентных преимуществ территорий в условиях продвижения экономики к более высоким технологическим укладам, а также сложностью поднимаемой проблематики и разнообразием теоретических подходов к определению влияния инноваций на территориальное развитие. Положение усугубляется отсутствием общей концептуальной основы использования интеллектуального потенциала для перехода к экономике инновационного типа.
Более того, в рамках существующей концепции совершенствования системы публичной власти, основанной на разграничении полномочий, проблема перехода к экономике инновационного типа в полном объеме решена быть не может.
В настоящее время регулирование инновационной политики в муниципальном образовании выступает основополагающим звеном устойчивого развития территории. Так как именно муниципалитет, выступая субъектом регулирования, создает реальные возможности и условия для инвестирования.
Учитывая современные условия глобализации и региональной интеграции, муниципальные образования, которые способны наиболее эффективно интегрировать ресурсы как на своих, так и на сопредельных территориях, в результате динамичнее развиваются.
В большинстве муниципальных образований пока не создана целостная инфраструктура инновационного развития. Основным источником финансирования инноваций являются собственные средства предприятий. Роль бюджетов и частных инвестиций крайне мала, что тормозит рост конкурентоспособности территории.
Вместе с тем, практическая адаптация муниципальной экономики к новым рыночным условиям и перспектива активной интеграции в систему межрегиональных хозяйственных связей заставляет рассматривать дальнейшее развитие территории с точки зрения усиления управляемости, конкурентоспособности и структурно-технологической модернизации.
Таким образом, актуальность темы исследования объективно обусловлена:
- во-первых, необходимостью реализации инновационной
политики в муниципальном образовании;
- во-вторых, необходимостью уточнения теоретико¬
методологических и методических основ процессов реализации инновационной политики в муниципальном образовании;
- в-третьих, практическими запросами органов муниципального образования для принятия, сбалансированных и эффективных управленческих решений.
Степень изученности темы дипломного исследования. Роли инновационной политики в муниципальном образовании и способам повышения эффективности его регулирования уделяется большое внимание в зарубежной и отечественной литературе.
Вопросам управления инвестиционной деятельностью в муниципалитетах посвящены работы следующих ученых: О.Ф. Быстров, В.Н. Лексин, И.Е. Рисин, С.В. Харитон .
Вопросам управления инновационной деятельностью в
муниципалитетах посвящены работы следующих ученых: М. Н. Зайцевой, Е. В.Иоды, И.В. Крючкова, Н. В. Золотаревой, Н.С. Мезениной,
П. И. Огородникова .
В работах О.В Алёшиной, Е.В. Горгола, Г.А. Батищевой, Г.М. Друбецкой, Е.М. Каратаевой, Н.И. Роговой, Ю.С. Токтамышевой можно ознакомиться с вопросами управления иннновациями, формирования инвестиционного климата, оценкой эффективности инвестиционной деятельности в инновационных проектах .
Несмотря на широкий спектр уже имеющихся трудов и исследований в области инновационной политики в муниципальном образовании освещено недостаточно подробно.
С учетом изложенного, проблема исследования заключается в наличии противоречия между необходимостью разработки новых рекомендаций по привлечению инвестиций в инновационную сферу муниципалитета и недостаточной теоретической разработанностью данных процессов.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что благоприятный инвестиционный климат формирует инновационную среду в муниципальном образовании.
Объектом исследования является реализация инновационной политики в муниципальном образовании.
Предметом исследования выступает реализация инновационной политики в городском поселении «Город Шебекино».
Цель исследования - на основе всестороннего анализа выработать практические рекомендации по реализации инновационной политики в городском поселении «Город Шебекино».
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1) рассмотреть теоретические основы реализации инновационной политики в муниципальном образовании;
2) проанализировать практику реализации инновационной политики в городском поселении «Город Шебекино»;
3) предложить направления совершенствования при реализации инновационной политики в муниципальном образовании.
Теоретико-методологической основой проведенного исследования послужили положения системного подхода отечественных и зарубежных ученых в области инновационной политики в муниципальном образовании, инвестиций в венчурный капитал муниципального образования (А.А. Бурков, М.В. Гневко) .
К числу основных методов исследования относятся методы социологического, сравнительного анализа, теоретического и эмпирического обобщения.
Органы местной власти способны повлиять на инновационное развитие территории, а использование инноваций в различных сферах жизнедеятельности муниципального образования позволит повысить качество обслуживания населения, комфортность его проживания на территории муниципального образования, улучшить экологическую ситуацию в муниципальном образовании, создать развитую инфраструктуру, необходимую для функционирования предприятий.
Инновационную политику муниципального образования как деятельность местного самоуправления по формированию и достижению перспективных целей социально-экономического развития муниципального образования посредством использования инновационных форм и методов воздействия на социально-экономическую систему муниципального образования.
Тактической целью инновационной политики муниципального образования является определение и формирование условий для устойчивого роста промышленного производства и стабилизации социально¬экономического положения в муниципальном образовании, на основе эффективного использования местных ресурсов, активного внедрения инновационных проектов и программ, согласования интересов и координации деятельности структурных подразделений администрации, предприятий всех форм собственности и общественных организаций.
Инновационная политика города Шебекино основывается на следующих основополагающих документах: муниципальной программы городского поселения «Город Шебекино» «Социально-экономическое развитие города Шебекино на 2014-2020 годы», «Концепции создания Белгородской интеллектуально-инновационной системы».
Внедрение инноваций в основном осуществляется в работе частных предприятий, основными из них являются ООО «Агроакадемия», ООО «Биохим-Сервис» и ООО «БЗС «Монокристалл», которые формируют венчурную повестку муниципального образования.
Одним из инновационных проектов, который реально даст возможность активизировать инновационное развитие городского поселения является проект индустриального парка типа «браунфилд» на базе недействующих предприятий «Шебекинский цементный завод».
Для дальнейшего развития городского поселения «Город Шебекино» необходимо необходима реализация комплекса мер для формирования креативной среды и информационного сопровождения инвестиционной деятельности.
Одним из направлений совершенствования реализация инновационной политики в муниципальном образовании является интеграция различных инновационных проектов в единый информационный центр, который позволит объединить усилия бизнеса, местного сообщества и власти, а также привлечь значительное количество средств, инвесторов и финансовых организаций для реализации крупномасштабных, долгосрочных, дорогостоящих проектов.
Создание нового организационного формата в виде проекта «Портал инвестиционного и инновационного развития города Шебекино» позволит муниципальному образованию привлечь инвестиции в инновационную сферу, используя современный Интернет-технологии.
Реализация проекта «Портал инвестиционного и инновационного развития города Шебекино» даст возможность сформировать благоприятный инвестиционный и инновационный климат городского поселения г. Шебекино.
В заключении необходимо предложить ряд научно-практических рекомендация для совершенствования:
- необходима разработка и утверждение Положения «Об инновационной и инвестиционной политики муниципального образования»;
- утверждение перечня приоритетных направлений промышленной деятельности города с целью эффективного расходования средств бюджета развития, предназначенных для обеспечения поддержки на конкурсной основе;
- необходим отбор перспективных направлений развития производства и малого предпринимательства;
- целесообразно принятие Положения «О порядке регистрации инновационных проектов» с переходом на единую унифицированную систему регистрационных документов;
- интеграция различных инновационных проектов муниципального образования в единый, структурный список с учетом формы участия города в осуществлении инвестиций и поддержки инновационной деятельности;
- переход всех участников на использование единого программного продукта с целью повышения качества разработок бизнес - планов и создания унифицированных документов, соответствующих международным стандартам по предлагаемым инновационным проектам для обеспечения единой методологической базы экономического анализа и мониторинга инновационной деятельности;
- продвижение информации об инвестиционном потенциале города путем проведения презентаций, выставок.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, с изменениями от 21 июля 2014 года [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс] : федер.закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Об инвестиционной деятельности в Белгородской области [Электронный ресурс] : Закон Белгородской области от 1 июля 2014 г. № 284 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
4. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014- 2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 г. № 522-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
5. Алёшина, О.В. Комплексная оценка крупных региональных проектов [Текст] / О. В. Алёшина // Регион: экономика и социология. - 2012. - № 1. - С. 25- 28.
6. Алимов, В.В. Влияние государственной инвестиционной политики на формирование инвестиционного климата страны [Текст] / В.В. Алимов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2010. - № 3. - С. 247- 250.
7. Аникеева, А. Актуальные проблемы инвестиционных рейтингов регионов России [Текст] / А. Аникеева / Инвестиции в России. - 2012. - № 5. - С. 3- 8.
8. Борисовская, В.В. Инвестиционный климат Белгородской области [Текст] / В.В. Борисовская, И.Н. Титова // Экономика и социум. -
2013. - № 3. - С. 130- 132.
9. Бородина, С.В. Инвестиции в странах БРИК [Текст] / С.В. Бородина. - М. : Альпина Паблишера, 2010. - 356 с.
10. Быстров, О.Ф. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации [Текст] / О.Ф. Быстров. - М. : ИНФРА-М,
2011. - 358 с.
11. Бурков, А.А. Государственное регулирование инвестиционного климата в условиях глобализации [Текст] : дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.01 / А.А. Бурков. - М., 2012. - 157 с.
12. Артюх, О.В. О некоторых проблемах государственного регулирования инвестиционных процессов в российской экономике [Текст] / О.В. Артюх // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 1 - С. 21-24.
13. Асаул, А. Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций [Текст] / А.Н. Асаул. - СПб. : АНО ИПЭВ, 2008. - 606 с.
14. Зайцева, М.Н. Формирование инновационной промышленной политики муниципального образования [Текст] / М.Н. Зайцева // Науковедение. - 2010. - № 2. - С. 2- 13.
15. Иода, Е.В., Золотарева Н.В. Инновационная политика на уровне муниципального образования [Текст] / Е.В. Иода, Н.В. Золотарева // Социально-экономические явления и процессы. - 2009. - № 4. - С. 56- 57.
16. Мезенина, Н.С. Инновационная деятельность муниципального образования [Текст] / Н.С. Мезенина // Вестник БГУ. - 2012. - № 2. - С. 86- 89.
17. Огородников, П.И., Крючкова И.В. Инновационная политика: вчера, сегодня и завтра [Текст] / П.И. Огородников, И.В. Крючкова // Известия ОГАУ. - 2015. - № 2. - С. 196- 199.
18. Подолякин, О.В., Маковеев В.Н. Методы и инструменты активизации инвестиционных процессов в муниципальном образовании [Текст] / О.В. Подолякин, В.Н. Маковеев // СИСП. - 2012. - № 1. - С. 309-328.
19. Маркина, Ю.В. Особенности инновационного развития на региональном уровне [Текст] / Ю.В. Маркина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. - С. 303- 310.
20. Домбровская, И.А., Чернышева В.М. Применение программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании в муниципальном образовании [Текст] / И.А. Домбровская // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12. - С. 1017- 1021.
21. Подолякин, О.В., Маковеев В.Н. Методы и инструменты активизации инвестиционных процессов в муниципальном образовании [Текст] / О.В. Подолякин, В.Н. Маковеев // СИСП. - 2012 - №1. - С. 309¬328.
22. Гимадиева, Л.Ш. Стратегия и методы привлечения инвестиционных ресурсов на муниципальном уровне [Текст] / Л.Ш. Гимадиева // Научный журнал КубГАУ. - 2011. - № 74. - С. 378- 387.
23. Горгола, Е.В., Рогов Н.И. Инвестиционные проекты в
инновационной деятельности [Текст] / Е.В. Горгола // Экономика и социум.
- 2015. - № 1. - С. 913-917.
24. Токтамышева, Ю.С. Индикаторы инновационного развития регионов Российской Федерации в анализе потенциала их экономического роста [Текст] / Ю.С. Токтамышева // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. - 2015.
- № 3. - С. 153- 158.
25. Зверев, А.В. Прогнозные сценарии и модели инновационного развития России [Текст] / А.В. Зверев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 1. - С. 5- 9.
26. Тарасенко, С.С. Стратегия и модели инноватизации региональной экономики [Текст] / С.С. Тарасенко, А.А. Степанов, А.Ф. Золотарева. - М. : 11 формат, 2013. - 207 с.
27. Гохберг, Л.М., Кузнецова, Т.Е. Стратегия 2020: новые контуры российской инновационной политики [Текст] / Л.М. Гохберг, Т.Е. Кузнецова // Форсайт. - 2011. - № 4. - С. 8- 30.
28. Аралбаева, Ф.З., Ахмадулина А.Т. Условия формирования инвестиционной привлекательности муниципального образования «Город Оренбург» [Текст] / Ф.З. Аралбаева, А.Т. Ахмадулина // Вестник ОГУ. - 2015. - № 1. - С. 71-77.
29. Бойкова, М.В. Будущее городов: города как агенты глобализации и инноваций [Текст] / М.В. Бойкова, И.Н. Ильина, М.Г. Салазкин // Форсайт. - 2011. - № 4. - С .32- 48.
30. Гун, Г.Е. Динамика городов и городской культуры [Текст] / Г.Е. Гун // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 377- 381.
31. Мальцева, А.А. Феномен Финляндии: развитие инфраструктуры генерации и трансфера инноваций как фактор экономического роста [Текст] /
А.А. Мальцева // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2012. - № 6. - С.108- 122.
32. Берман, С.С. Подходы к формированию региональной инновационной политики [Текст] / С.С. Берман // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 8. - С. 269- 273.
33. Казаков, В.В. Организационно-финансовый механизм формирования и реализации инновационной политики экономических систем [Текст] / В.В. Казаков // Вестник Томского государственного университета. -
2012. - № 3. - С. 157- 164.
34. Гасанов, М.А. Структурные сдвиги мировой и российской экономики на основе инноваций [Текст] / М.А. Гасанов // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 135- 139.
35. Гороховицкая, Ю.О., Тойшева О.А. Развитие инновационной деятельности промышленных предприятиях в малых и средних городах [Текст] / Ю.О. Гороховицкая, О.А. Тойшева // Концепт. - 2014. - № 4. - С. 51- 55.
36. Лисичкина, Н.В. Формирование инвестиционной политики предприятий на основе синергетико-институционального подхода [Текст] / Н.В. Лисичкина // ТДР. - 2013. - № 4. - С. 16- 17.
37. Марьяненко, В.П. О проблеме «системности» современной национальной инновационной системы России [Текст] / В.П. Марьяненко // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 64. - С. 114- 127.
38. Реймер, В.В., Бреусов А.В. Теоретические и практические аспекты исследования национальных инновационных систем [Текст] /
В.В. Реймер, А.В. Бреусов // Дальневосточный аграрный вестник. - 2012. - № 2. - С. 25- 30.
39. Хогоева, Т.В. Инновационная модель развития экономики региона [Текст] / Т.В. Хогоева // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 3. - С.197- 199.
40. Павликова, О.В. Оценка производственно-экономического потенциала региона как фактор повышения его инвестиционной привлекательности (на примере Белгородской области) [Текст] / О.В. Павликова // Вестник Кемеровского государственного университета. -
2014. - № 2. - С. 258- 263.
41. Павликова, О.В. Индикаторы устойчивого развития региона [Текст] / О.В. Павликова // Казанская наука. - 2012. - №1. - С. 124- 132.
42. Парфёнова, Е.Н. Регулирование инвестиционных процессов в регионе: проблемы и перспективы [Текст] / Е.Н. Парфёнова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2014. - № 8. -
С. 18- 25.
43. Борисова, О.М. Маркетинговое планирование городского развития [Текст] / О.М. Борисова // Вестник ОмГУ. - 2011. - № 2. - С.214-218.
44. Белкина, Т.М. Стратегические планы городского развития и инструменты их реализации [Текст] / Т.М. Белкина // Проблемы прогнозирования. - 2010. - № 3. - С. 55- 72.
45. Ройзман, И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей [Текст] / И. Ройзман // Инвестиции в России. - 2011. - № 4. - С. 7- 12.
46. Серов, В.М. Инвестиционный менеджмент [Текст] / В.М. Серов.
- М. : Инфра-М, 2013. - 213 с.
47. Шин, Н. Особенности регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне [Текст] / Н. Шин // Инвестиции в России. - 2012. - № 5. - С. 31-33.
48. Метелева, Е.Р. Совершенствование методического
инструментария стратегического планирования городского развития в условиях глобализации [Текст] / Е.Р. Метелева // Известия ИГЭА. - 2008. - № 2. - С. 79- 82.
49. Бойкова, М.В. Будущее городов: города как агенты глобализации и инноваций [Текст] / М.В. Бойкова, И.Н. Ильина, М.Г. Салазкин // Форсайт.
- 2011. - № 4. - С. 32- 48.
50. Крымова, Э.И., Желтов В.В. Форсайт как технология политики городского развития [Текст] / Э.И. Крымова, В.В. Желтов // Вестник КемГУ.
- 2011. - № 2. - С. 117- 120.
51. Савченко, А.Б. Региональное и городское развитие: ситуационный подход к стратегическому управлению и мониторингу [Текст] / А.Б. Савченко // Балтийский регион. - 2013. - № 1. - С. 78-98.
52. Бриллиант, Е.В., Ветвицкая С.М. Инновационное развитие городской среды [Текст] / Е.В. Бриллиант, С.М. Ветвицкая // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 5. - С. 184- 185.
53. Гонтарева, Д.Н. Современные тенденции развития городской экономики: отечественная и зарубежная практика [Текст] / Д.Н. Гонтарева // Пространство экономики. - 2008. - № 1. - С. 94- 97.
54. Зыкова, Н.В., Хозяинова С.В. Малые города в системе социально¬экономического развития региона: современные тенденции и проблемы [Текст] / Н.В. Зыкова, С.В. Хозяинова // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 4. - С. 264- 266.
55. Охотникова, Т.В. Основы формирования механизма самоорганизации субъектов инвестиционной деятельности [Текст] / Т.В. Охотникова // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2014. - №1. - С. 271-275.