Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование гражданского общества в условиях российского региона

Работа №7158

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы230стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1290
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Содержание
Глава 1. Концептуально-теоретические основы формирования гражданского общества в России 17
Глава 2. Региональные аспекты формирования гражданского общества 1 58
Глава 3. Адаптивная готовность государственных и муниципальных служащих к работе в условиях формирования гражданского общества.... 93
Заключение 131
Библиографический список 141
Приложение 1. Программа социологического исследования 168
Приложение 2. Основные статистические данные социологического
исследования 188
Приложение 3. Сравнительные данные ответов государственных и
муниципальных служащих 201
Приложение 4. Графическая интерпретация эмпирических данных Сравнительного анализа адаптивной готовности государственных и муниципальных служащих к работе в условиях формирования
гражданского общества: руководители и подчиненные 219
Приложение 5. Схема факторов формирования гражданского общества 224



Развитие гражданского общества является важным национальным и международным приоритетом современной эпохи. Будущее России, ее место в мировом сообществе в значительной мере зависят от включенности в этот процесс, обеспечивающий возможность самореализации личности.
Президент РФ В.В. Путин подчеркивает важность формирования в стране пол-ноценного гражданского общества, способного стать партнером государства. Эта проблема нашла отражение в программных документах различных общественно- политических объединений, в выступлениях и публикациях их лидеров, теоретико-прикладных научных разработках.
Становление гражданского общества в России означает смену парадигм взаимоотношений между властью и обществом, гражданами и их организациями и, как следствие, формирование иных основ их взаимодействия, что подразумевает возникновение новых институтов, правового поля и соответствующего им типа личности. Этот процесс происходит в результате преобразований, начатых руководством страны по инициативе М.С. Горбачева, потом - радикальных перемен в ха-рактере власти и собственности при Б.Н. Ельцине. В первую очередь усилиями центральных властных структур была ликвидирована монополия КПСС, созданы условия для возникновения многопартийной системы, политических и гражданских свобод; проведена приватизация собственности, что открыло дорогу к многообразию ее форм и демократизации экономической жизни.
В странах с длительными демократическими традициями эти перемены явились результатом параллельного вызревания предпосылок как внутри гражданского общества, так и государства. В современной России радикальные преобразования стали в основном результатом импульсов «сверху», в то время как готовность граждан к их реализации недостаточна. Поэтому разрушение административных барьеров произошло достаточно легко, а создание новых социальных институтов идет трудно. С этим и связаны особенности становления в стране гражданского общества. В регионах оно является закономерным продолжением общероссийских тенденций. Но в каждом из них в связи с географическим, экономическим, социокультурным разнообразием оно приобретает специфические черты. Поэтому изучение факторов развития гражданского общества, его особенностей в регионе позволяет направленно воздействовать на этот процесс.
Таким образом, актуальность избранной темы диссертационного исследования обусловлена рядом обстоятельств:
- несоответствием темпов становления гражданского общества темпам государственного реформирования;
- возрастанием роли регионов в социально-экономическом развитии страны;
- важностью конструктивной позиции органов государственного и муниципального управления для формирования гражданского общества;
- недостаточной освещенностью особенностей становления гражданского общества в регионах, в том числе и в Белгородской области.
Степень разработанности темы.
Проблематика гражданского общества возникает в античности в связи с вопросами статуса человека и гражданина, роли собственности в сохранении стабильности общественных и государственных институтов, соотношения гражданских обязанностей и закона в учениях стоиков, софистов, Аристотеля, Платона. В эпоху Ренессанса, Нового времени это понятие претерпевает серьезные изменения. Г. Гроций рассматривает вопросы естественного права как основы права внутригосударственного и права народов, Т. Гоббс - индивидуализма как стержня гражданского общества1. В трудах Дж. Локка обосновываются правовые принципы его существования. Вопросы институционализации гражданских и политических свобод рассматриваются Ш. Монтескье. О всемирном гражданском обществе как перспективе идет речь у И. Канта4. Э. Дюркгейм разрабатывает вопросы солидарности, добровольных групп и организаций.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный в диссертационной работе теоретический и конкретно¬социологический анализ предпосылок, проблем, специфики, факторов, детерминирующих процесс формирования гражданского общества в условиях Российского региона, позволяет сформулировать основные выводы.
Гражданское общество - это совокупность социальных связей и институтов, действующих в демократическом обществе в рамках правового поля независимо от государства, но взаимодействующих с ним.
В своем исследовании мы разработали аналитическую модель формирования гражданского общества на основе выделения внутренних (личностного и структурно-функционального) и внешних (правового и позиционного) факторов его формирования. Она позволила проанализировать реальные процессы и сделать вывод о начавшемся становлении гражданского общества в России. Свое подтверждение нашла гипотеза о том, что оно стало результатом радикальных преобразований, начатых в основном «сверху». Готовность же граждан активно участвовать в его становлении является недостаточной. Это связано с прочными этатистскими традициями, низким уровнем гражданской культуры россиян, отсутствием у них опыта реального участия в общественно-политической жизни, длительным отчуждением народа от собственности и власти, психологией социального иждивенчества, патерналистской ориентацией.
Препятствием для формирования гражданского общества является также слабая структурированность социума, разнообразие темпов и содержания процесса в различных регионах страны, низкий уровень научной проработанности проводимых реформ, отсутствие российской модели гражданского общества, использование в целях его модернизации кадрового потенциала в большинстве своем не склонного содействовать его становлению.
Формирование гражданского общества в Белгородской области является закономерным продолжением общероссийских процессов. В регионе складываются его институциональные предпосылки: расширяется правовое поле, меняется парадигма взаимоотношений между властью и обществом, гражданами и их организациями, появляются условия для реализации политических и гражданских свобод, формируется новый тип личности, характеризующийся активностью, ответственностью и самостоятельностью. Все это находит выражение в возникновении многоукладной экономики, многопартийной системы, независимых самодеятельных ассоциаций населения, свободных средств массовой информации и т.д. Можно говорить о большей автономии общества от государства, появлении экономического, социального, политического и культурного плюрализма.



1.1. Конституция Российской Федерации: Официальный текст на 19 декабря 1993 г. - М.: Известия, 1993. - 59 с.
1.2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ, 28.08.1995 г., №154 // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №35. - Ст. 3506.
1.3. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ, 25.09.1997г., №126 // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №39. - Ст. 4464.
1.4. О средствах массовой информации: Федеральный закон РФ, 27.12.1991г., № 2124-1 //Российская газета. - 1992. - 8 февр.
1.5. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон РФ, 26.06.1997 г., №125 // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №39. - Ст. 4465.
1.6. О политических партиях: Федеральный закон РФ, 11.07.2001 г., №95 // Собрание законодательства РФ. - 2001. -№29. - Ст. 2950.
1.7. Об общественных объединениях: Федеральный закон РФ, 19.05.1995 г., №82 // Собрание законодательства РФ. -1995. - №21. - Ст. 1930.
1.8. О некоммерческих организациях: Федеральный закон РФ, 12.01.1996 г., №7 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3. - Ст. 145.
1.9. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе¬рендуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон, 12.06.2002 г., №67 // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №24. - Ст. 2253.
1.10. Устав (Основной закон) Белгородской области: Официальный текст на
20 апреля 1995 г. - Белгород: Белгородская областная Дума, 2001. - 38 с.
1.11. О государственной службе в Белгородской области: Закон Белгород¬ской области, 21.06.1996г., № 60 // Государственная и муниципальная служба в Белгородской области: Сб. нормативных правовых актов. - 2002. - С. 12-28.
1.12. О социальном партнерстве: Закон Белгородской области, 28.02.02 г., №

24 // Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. - 2002. - №
37.-С.5-19.
1.13. О местном самоуправлении: Закон Белгородской области, 5.05.1995 г., №14 // Белгородская правда. - 1995.-20 мая.
1.14. О муниципальной службе в Белгородской области: Закон Белгород¬ской области, 11.10.1996 г., № 81 // Государственная и муниципальная служба в Белгородской области: Сборник нормативных правовых актов. - 2002. - С. 86 - 99.
1.15. О выборах в представительные органы местного самоуправления Бел¬городской области: Закон Белгородской области, 5.05.1995 г., №1.5 // Белгород¬ская правда. - 1995. - 17 июня.
1.16. О муниципальных образованиях в Белгородской области: Закон Белго¬родской области, 21.06.1996., №59 // Бюллетень Белгородской областной Думы. -1996. -№ 14.
1.17. О выборах глав местного самоуправления Белгородской области: За¬кон Белгородской области, 5.05.1995 г., №16 // Бюллетень Белгородской обла¬стной Думы. - 1995. - №6.
1.18. О собраниях (сходах) граждан: Закон Белгородской области,
11. 10.1996г., №83 // Бюллетень Белгородской областной Думы. - 1996. -№16.
1.19. О благотворительной деятельности и благотворительных организаци¬ях: Закон Белгородской области, 15.07.1999 г., № 70 // Белгородские известия. - 1999. - 23 июля.
1.20. О декларации прав и свобод человека и гражданина: Постановление ВС РФ от 22.11.91 г., №1920 1 // Ведомости СНД РСФСР. - 1991. - 26 дек. - №52.-Ст. 1865.
1.21. О дополнительных мерах по совершенствованию работы единых Цен¬тров обслуживания граждан и юридических лиц по принципу «Одно окно»: По¬становление главы администрации области, 22.04.2002 г., №202 // Белгородские известия. - 2002. - 30 апр.- 5 мая.

143
1.22. Об укреплении финансовых основ общественного самоуправления: Постановлением главы администрации Белгородской области, 2.03.1999 г., №119 // КонсультантПлюс: ВерсияПроф. - Версия: 7.00(02), 32-разрядная вер¬сия. - 1992-2001 КонсультантПлюс.
II. Документы
2.1. Послание Президента РФ Федеральному собранию. - М., 1999. - 96 с.
2.2. Послание Президента РФ. Федеральному собранию. - М., 2000. - 32 с.
2.3. Послание Президента РФ. Федеральному собранию. - М., 2001. - 48 с.
2.4. Послание Президента РФ Федеральному собранию. - Парламентская га¬зета. - 2002,- №75.
2.5. Ельцин Б.Н. Россия: человек, семья, общество, государство: Программа действий на 1996-2000. - М., 1996. - 41 с.
2.6. О работе исполнительной власти по социально-экономическому разви¬тию области в 1999г.: Выступление главы администрации области Е.С. Савчен¬ко на сессии областной Думы, 5.04.2000 // Белгородские известия. - 1999. - 11 апр.
2.7. О работе исполнительной власти по социально-экономическому разви¬тию области в 2000 г.: Выступление главы администрации области Е.С. Сав¬ченко на сессии областной Думы, 29.03.2001 //Белгородские известия - 2001. - 4 апр.
2.8. О работе исполнительной власти по социально- экономическому разви¬тию области в 2001 г.: Выступление главы администрации области Е.С Савчен¬ко на сессии областной Думы, 29.04.2002. // Белгородские известия. - 2002. - 7 мая.
2.9. Главная задача - улучшение качества жизни Белгородцев: Доклад главы администрации области Е.С. Савченко на .восьмой сессии областной думы третьего созыва 29 апреля 2002 года - Белгород: Администрация Белгородской области, 2002. - 50 с.
2.10. О целях и задачах Гражданского Форума: Заявление Оргкомитета Гражданского Форума // Белгородские известия. - 2001. - 23 августа.

2.11. Приветственное слово главы администрации области Е.С. Савченко на съезде представителей малых предприятий 15 октября 1999 // Белгородские из¬вестия. - 1999. - 18 окт.
2.12. Боцманов Г.Н. Достойно ответить на вызов времени: Доклад председа¬теля областного объединения профсоюзов на внеочередной профсоюзной кон¬ференции // Единство. - 2001. - 7 июля.
2.13. Общие итоги выборов депутатов Белгородской областной Думы третьего созыва // Белгородские известия. - 2001. - 23 окт.
2.14. Протокол Белгородской городской избирательной комиссии // Наш Белгород. - 2002. - 29 марта.
2.15. Трехсторонне соглашение между областным советом профсоюзов, объединениями работодателей и администрацией Белгородской области на 2000-2001 г.г. - Белгород, 2000. - 32 с.
2.16. Трехсторонне соглашение между областным советом профсоюзов, объединениями работодателей и администрацией Белгородской области на 2002-2004 гг. - Белгород, 2002. - 34 с.
2.17. Положение об Общественной палате при администрации белгородской области // Распоряжение главы администрации белгородской области. -1996. - 28 марта. - №169 - р.
2.18. Общие итоги выборов депутатов Белгородской областной Думы третьего созыва // Белгородские известия. - 2001. - 23 октября.
2.19. Постановление территориальной избирательной комиссии г. Белго¬рода // Наш Белгород. - 2002. - 29 марта.
2.20. Программа Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом - Россия». - М., 1995. - 2 сент. - 54 с.
2.21. Устав и программа Всероссийской лартии «Единство и Отечество» - Единая Россия. - М., 2001. - 48 с.
2.22. Предвыборная платформа избирательного объединения- общероссийской политической общественной организации «Отечество». - М.,

2.23. Декларация принципов терпимости. - Париж, 1995.
2.24. Программа улучшения качества жизни населения Белгородской облас¬ти. - Белгород: Администрация Белгородской области, 2003. - 110 с.
III. Монографии и публикации
3.1. Авраамова, Е.М. Первый раз в средний класс / Е.М. Авраамова // Труд.
- 2002. - 18 апр.
3.2. Аг, А. Гражданское общество. Системный анализ современного обще¬ства / А. Аг // Политология вчера и'сегодня. - Вып. 3. - М., 1991. - С. 36-48; Самоуправляемое общество / А. Аг // Гражданское общество: реферативный сборник- М.: РАУ, 1994. - С. 35-53.
3.3. Агапонов, А.К. Регионы и муниципальное самоуправление: вопросы от-ветственности / А.К. Агапонов // Социологические исследования. - 2002. - №2. -С. 42-43.
3.4. Алмонд, Г.А. Гражданская культура и стабильность демократии / Г.А. Алмонд, С. Верба // Политические исследования. - 1992. - №4. - С. 122-135.
3.5. Арато, А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание - и направления для дальнейших исследований / А. Арато // Поли¬тические исследования. - 1995. - №3. - С. 48-58.
3.6. Амелин, В.Н. От диктатуры бюрократии к политическому рынку /В.Н. Амелин // Социально-политические науки. - 1991. -№2. - С. 3-15.
3.7. Аринин, А.Н. Зрелость гражданского общества - основа устойчивого развития и безопасности России / А.Н. Аринин. - М., 2000. - Кя.1. - 233 с; К новой стратегии развития России (федерализм и гражданское общество) / А.Н. Аринин. - М.: Соверо - Принт, 2000. - 283 с.
3.8. Аристотель. Никомахова этика: Соч..в 4 т./ Аристотель. - М.; Мысль, 1984.-Т.4.-С. 53-594.
3.9. Афанасьев, Ю.Н. Между прозрением и тьмой / Ю.Н. Афанасьев // Об¬щая газета. - 2001. - № 40.
3.10. Бакштановский, В.И. Игра по правилам. (Полит, этика в гражданском

146
обществе): Подписная научно-популярная серия “Этика”/ В.И. Бакпггановский, Ю.В Соломонов. - М.: Знание, 1991. -№12. - 164 с.
3.11. Бентам, И. Введение в основания нравственности и законодательства / И. Бентам. - М.: Роспэн, 1998. - 415 с.
3.12. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. - Екатеринбург: ЛИ- ТУР, 2000. - 575 с.
3.13. Бойков, В.Э. Государственные служащие: штрихи коллективного портрета / В.Э Бойков // Социологические исследования. - 1997. - №6. - С. 99- 108; Профессиональная культура государственной службы /В.Э. Бойков// Со¬циологические исследования. - 1999. - №2. - С. 34-39.
3.14. Боднар, А. Гражданское общество: проблемы интерпретации / А. Бод¬нар // Политология вчера и сегодня. - 1991. - Вып. 3. - С. 49-61.
3.15. Бурганов, А.Х. Гражданское общество в России как сособственничест- во граждан / А.Х. Бурганов // Социологические исследования. - 2000. - №1. -
С. 99-105.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ