КОМПЛИМЕНТ КАК ЭТИКЕТНЫЙ РЕЧЕВОЙ ЖАНР НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Комплимент как этикетный речевой жанр 9
1.1 Особенности комплимента как этикетного речевого жанра 9
1.2 Комплимент как способ реализации стратегии гармонизации
общения 18
1.3 Особенности построения комплимента 22
2 Комплимент в речи студентов-иностранцев 27
2.1 Вопрос об определении уровня владения РКИ 27
2.2 Анализ уровня владения комплиментом
студентами-иностранцами 32
3 Работа с комплиментом на занятиях по РКИ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Комплимент как этикетный речевой жанр 9
1.1 Особенности комплимента как этикетного речевого жанра 9
1.2 Комплимент как способ реализации стратегии гармонизации
общения 18
1.3 Особенности построения комплимента 22
2 Комплимент в речи студентов-иностранцев 27
2.1 Вопрос об определении уровня владения РКИ 27
2.2 Анализ уровня владения комплиментом
студентами-иностранцами 32
3 Работа с комплиментом на занятиях по РКИ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Сегодня для лингвистики одной из первоочередных задач является изучение факторов, влияющих на эффективность межличностного и межкультурного общения. В речевом поведении коммуникативной личности особое место занимает такой этикетный речевой жанр как комплимент. Комплимент - одно из действенных средств установления контакта между людьми. Данный жанр речевого этикета может играть не меньшую роль в процессе коммуникации, чем, например, приветствие, прощание или поздравление, а во множестве ситуаций является более уместным и эффективным средством общения. Изучением комплимента в методике РКИ занимался ряд ученых. Среди них: Л. А. Введенская, Г. С. Двиняновой, А. В. Колегаева, В. П. Москвин, Е. В. Мудрова, Н. Н. Романова, И. А. Стернин, А. В. Филиппов, Н. И. Формановская и другие.
Попытка внедрения системы упражнений по комплименту на начальном уровне обучения РКИ в данной работе предпринимается впервые. В этом заключается новизна исследования.
Объектом данного исследования является комплимент как этикетный речевой жанр на начальном этапе обучения РКИ.
Предметом - методика обучения комплименту на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному.
Цель работы - интегрировать комплимент в процесс обучения иностранной аудитории русскому языку как иностранному и сформировать первоначальные умения использования комплимента у студентов, находящихся на начальном этапе освоения русского языка.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать комплимент как жанр речевого этикета.
2. Проанализировать функции и типологию комплимента.
3. Проследить роль комплимента в рамках стратегии гармонизации общения.
4. Исследовать тактики и стратегии, речевые ходы этикетного жанра «комплимент», подобрать подходящие из них для обучения студентов- иностранцев, находящихся на начальном этапе обучения РКИ.
5. Проанализировать использование комплимента в иностранной аудитории.
6. Выяснить, как студенты на начальном уровне обучения понимают жанр комплимента.
7. Разработать систему упражнений, направленную на формирование умения правильного использования комплимента на практике.
Актуальность исследования заключается в том, что такой жанр как этикет «комплимент» практически отсутствует в речевом инструментарии студента- иностранца, находящегося на начальном уровне изучения русского языка. В научной литературе данная тема освещена достаточно слабо (акцент в основном сделан на продвинутом этапе), однако мы предполагаем, что студенты начального уровня обучения РКИ (А1-А2) вполне способны овладеть простейшими тактиками и стратегиями комплимента (прямая номинация, сравнение).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты внесут определенный вклад в разработку проблемы формирования языковой компетенции студентов-иностранцев, предоставят практический материал для развития коммуникативно-речевых умений использования комплиментов.
Практическая значимость состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике преподавания РКИ.
Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены на следующих конференциях:
- XLVI Огаревские чтения, г. Саранск, 2017 г.;
- XXII научно-практическая конференция молодых учёных, аспирантов и студентов Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, Саранск 2018 год;
- VII Международная научно-практической конференция, 2019 год.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, её актуальность, определяются цель и задачи исследования. В первой главе представлен краткий обзор трудов, составляющих теоретическую основу разработки проблемы выделения комплиментов, их узкого и широкого понимания, основ классификации. Во второй главе выясняется уровень владения комплиментом иностранных студентов. Третья глава посвящена разработке системы упражнений, направленных на развитие коммуникативно-речевых умений студентов при изучении комплимента на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному. В заключении подводятся итоги исследования. Список использованных источников насчитывает 49 наименований.
Попытка внедрения системы упражнений по комплименту на начальном уровне обучения РКИ в данной работе предпринимается впервые. В этом заключается новизна исследования.
Объектом данного исследования является комплимент как этикетный речевой жанр на начальном этапе обучения РКИ.
Предметом - методика обучения комплименту на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному.
Цель работы - интегрировать комплимент в процесс обучения иностранной аудитории русскому языку как иностранному и сформировать первоначальные умения использования комплимента у студентов, находящихся на начальном этапе освоения русского языка.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать комплимент как жанр речевого этикета.
2. Проанализировать функции и типологию комплимента.
3. Проследить роль комплимента в рамках стратегии гармонизации общения.
4. Исследовать тактики и стратегии, речевые ходы этикетного жанра «комплимент», подобрать подходящие из них для обучения студентов- иностранцев, находящихся на начальном этапе обучения РКИ.
5. Проанализировать использование комплимента в иностранной аудитории.
6. Выяснить, как студенты на начальном уровне обучения понимают жанр комплимента.
7. Разработать систему упражнений, направленную на формирование умения правильного использования комплимента на практике.
Актуальность исследования заключается в том, что такой жанр как этикет «комплимент» практически отсутствует в речевом инструментарии студента- иностранца, находящегося на начальном уровне изучения русского языка. В научной литературе данная тема освещена достаточно слабо (акцент в основном сделан на продвинутом этапе), однако мы предполагаем, что студенты начального уровня обучения РКИ (А1-А2) вполне способны овладеть простейшими тактиками и стратегиями комплимента (прямая номинация, сравнение).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты внесут определенный вклад в разработку проблемы формирования языковой компетенции студентов-иностранцев, предоставят практический материал для развития коммуникативно-речевых умений использования комплиментов.
Практическая значимость состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике преподавания РКИ.
Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены на следующих конференциях:
- XLVI Огаревские чтения, г. Саранск, 2017 г.;
- XXII научно-практическая конференция молодых учёных, аспирантов и студентов Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, Саранск 2018 год;
- VII Международная научно-практической конференция, 2019 год.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, её актуальность, определяются цель и задачи исследования. В первой главе представлен краткий обзор трудов, составляющих теоретическую основу разработки проблемы выделения комплиментов, их узкого и широкого понимания, основ классификации. Во второй главе выясняется уровень владения комплиментом иностранных студентов. Третья глава посвящена разработке системы упражнений, направленных на развитие коммуникативно-речевых умений студентов при изучении комплимента на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному. В заключении подводятся итоги исследования. Список использованных источников насчитывает 49 наименований.
В данной магистерской работе рассмотрено содержание понятия «комплемент» с лингвистической, когнитивной, социолингвистической, лингвокультурологической точек зрения, вслед за авторами, описаны типы комплимента, обозначены характерные черты данного явления.
Думаем, под комплиментом целесообразно понимать положительное коммуникативное явление, тонкую, приятную похвалу, нередко с оттенком лести.
Комплимент как жанр речевого этикета - одно из средств гармонизации общения. Главная функция комплимента - установить контакт и поддерживать добрый, позитивный фон диалога. Стратегической задачей комплимента является стремление расположить собеседника к себе и пробудить в нем чувство симпатии к говорящему.
Мы рассмотрели типологию комплимента, дали перечень самых используемых речевых ходов, среди которых были определены актуальные для внедрения в процесс обучения РКИ. Тактики прямой номинации и сравнения, на наш взгляд, - наиболее приемлемые для начального уровня обучения РКИ.
С помощью метода анкетирования мы получили представление о понимании жанра русского комплимента студентами-иностранцами. Мы заметили, что ребята, находясь на начальном уровне обучения РКИ, могут схематично описать комплимент, в том числе благодаря анкете, так как выбранный перечень вопросов заставил кого-то актуализировать знания о речевом этикете, а для кого-то явился стартовым этапом знакомства с изучаемым нами понятием. Однако, следует признать, что картина под названием «комплимент» в сознании большинства студентов, прошедших опрос, довольно смутная и неопределенная: где-то возникает разделение комплимента на положительный и отрицательный, что противоречит природе жанра, где-то заявляется о недоверии к комплиментам со стороны незнакомых людей, не родных и не друзей. В данном случае комплимент лишается одной из главных его функций: становится невозможным установление контакта, сигнал к общению, посылаемый автором комплимента, блокируется.
Опираясь на результаты анкетирования, мы разработали систему упражнений по теме «Комплимент» для студентов-иностранцев с начальным уровнем владения РКИ (А1-А2). Мы применили ее на практике, предложив составленные задания двум группам иностранных студентов филологического факультета первого и второго курсов. Результаты во многом оказались ожидаемыми. Серди многообразия тактик и активных речевых ходов комплимента, выделяемых учеными, упор был сделан на тактике прямой номинации, также весьма успешно себя зарекомендовала как пригодная для учебного материала тактика сравнения - самые элементарные приемы. Часто комплимент в речи иностранцев терялся в других жанрах речевого этикета и очень часто сопровождался благодарностью или поздравлением уже знакомого человека, что, наверное, объяснимо: знакомому человеку доверия больше.
Вышеизложенные теоретические и практические результаты исследования могут обогатить методику преподавания РКИ, преподнести новые способы подачи языкового материала. Дальнейшая работа над комплексом предложенных упражнений, его усовершенствование может открыть новые перспективы обучении РКИ.
Комплимент - средство, способное стать для человека, окунувшегося в новую среду, орудием адаптации к новым реалиям жизни, наладить контакты с другими людьми, повысить положительный эмоциональный фон вокруг собственной личности. Мы считаем, что постепенное и аккуратное внедрение данного жанра в обучение РКИ уже в самом его начале может принести учащемуся ощутимую пользу. Знание этикета в принципе не может нанести вред, а изучение комплимента и дальнейшее его воспитание в учениках может обернуться приобретением ценного навыка для жизни.
Это важно не только для межкультурной коммуникации.
Думаем, под комплиментом целесообразно понимать положительное коммуникативное явление, тонкую, приятную похвалу, нередко с оттенком лести.
Комплимент как жанр речевого этикета - одно из средств гармонизации общения. Главная функция комплимента - установить контакт и поддерживать добрый, позитивный фон диалога. Стратегической задачей комплимента является стремление расположить собеседника к себе и пробудить в нем чувство симпатии к говорящему.
Мы рассмотрели типологию комплимента, дали перечень самых используемых речевых ходов, среди которых были определены актуальные для внедрения в процесс обучения РКИ. Тактики прямой номинации и сравнения, на наш взгляд, - наиболее приемлемые для начального уровня обучения РКИ.
С помощью метода анкетирования мы получили представление о понимании жанра русского комплимента студентами-иностранцами. Мы заметили, что ребята, находясь на начальном уровне обучения РКИ, могут схематично описать комплимент, в том числе благодаря анкете, так как выбранный перечень вопросов заставил кого-то актуализировать знания о речевом этикете, а для кого-то явился стартовым этапом знакомства с изучаемым нами понятием. Однако, следует признать, что картина под названием «комплимент» в сознании большинства студентов, прошедших опрос, довольно смутная и неопределенная: где-то возникает разделение комплимента на положительный и отрицательный, что противоречит природе жанра, где-то заявляется о недоверии к комплиментам со стороны незнакомых людей, не родных и не друзей. В данном случае комплимент лишается одной из главных его функций: становится невозможным установление контакта, сигнал к общению, посылаемый автором комплимента, блокируется.
Опираясь на результаты анкетирования, мы разработали систему упражнений по теме «Комплимент» для студентов-иностранцев с начальным уровнем владения РКИ (А1-А2). Мы применили ее на практике, предложив составленные задания двум группам иностранных студентов филологического факультета первого и второго курсов. Результаты во многом оказались ожидаемыми. Серди многообразия тактик и активных речевых ходов комплимента, выделяемых учеными, упор был сделан на тактике прямой номинации, также весьма успешно себя зарекомендовала как пригодная для учебного материала тактика сравнения - самые элементарные приемы. Часто комплимент в речи иностранцев терялся в других жанрах речевого этикета и очень часто сопровождался благодарностью или поздравлением уже знакомого человека, что, наверное, объяснимо: знакомому человеку доверия больше.
Вышеизложенные теоретические и практические результаты исследования могут обогатить методику преподавания РКИ, преподнести новые способы подачи языкового материала. Дальнейшая работа над комплексом предложенных упражнений, его усовершенствование может открыть новые перспективы обучении РКИ.
Комплимент - средство, способное стать для человека, окунувшегося в новую среду, орудием адаптации к новым реалиям жизни, наладить контакты с другими людьми, повысить положительный эмоциональный фон вокруг собственной личности. Мы считаем, что постепенное и аккуратное внедрение данного жанра в обучение РКИ уже в самом его начале может принести учащемуся ощутимую пользу. Знание этикета в принципе не может нанести вред, а изучение комплимента и дальнейшее его воспитание в учениках может обернуться приобретением ценного навыка для жизни.
Это важно не только для межкультурной коммуникации.



