ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития у младших школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности
1.1. Регулятивные УУД: сущность, виды, значение в учебно-
познавательной деятельности младшего школьника 15
1.2. Понятие о текстовой деятельности
1.3. Методы и приемы работы по развитию регулятивных УУД на
уроках русского языка в текстовой деятельности
ГЛАВА 2. Состояние проблемы формирования и развития у младших школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности 37
2.1. Аспектный анализ программы и учебников по русскому языку
2.2. Состояние сформированности у младших школьников регулятивных УУД в текстовой деятельности 53
ГЛАВА 3. Методика развития у младших школьников
регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности 64
3.1. Организация и описание экспериментальной работы по проблеме
исследования 71
3.2. Анализ результатов экспериментальной работы 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема развития универсальных учебных действий (далее - УУД) у учащихся в современной методике приобретает все большую значимость, так как формирование и развитие УУД - одна из целей обучения в школе, обозначенных в системе нормативного сопровождения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения и на уроках русского языка требует специально организованной системы работы.
Развитие устной и письменной речи, формирование речевых и коммуникативных умений являются необходимым условием для успешной социальной адаптации учащихся. Поэтому первостепенной задачей уроков русского языка является развитие устной и письменной речи учащихся как средства общения.
Большое внимание на уроках русского языка должно уделяться работе с текстом, который является результатом речевой монологической деятельности.
При работе над текстом на уроках русского языка используются современные направления работы по речевому развитию школьников, методические рекомендации, авторами некоторых из них являются А.К. Аксёнова, Н.К. Галунчикова, С.Ю. Ильина, Э.В. Якубовская.
Развитие текстовой деятельности учащихся предполагает ознакомление с некоторыми знаниями о тексте и формирование на этой основе комплекса коммуникативно-речевых умений. Усвоение учащимися знаний, обеспечивающих реализацию целостности текста, предусматривает введение понятия «текст», изучение его существенных признаков: тема и основная мысль, знакомство с типами текстов (описание, повествование и рассуждение) и их структурой. На основе этой группы знаний у учеников формируются умения, необходимые для реализации целостности текста.
С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) младшие школьники обучаются конструировать разнообразные тексты.
Проблемами формирования и развития текстовой деятельности учащихся занимались многие учёные (Е.Д. Божович, Г.Г. Граник, О.В. Джежелей , И.А. Зимняя ,Т А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба и др.). Анализ методических разработок последних лет (С.Ю. Ильина, Т.В. Кошечкина, Н.Ш. Сайфутдинова, Л.С. Саломатина, И.В. Салосина, С.Г. Ясинская и др.) позволяет выявить приоритет методик развития устной и письменной речи школьников, тогда как изучению восприятия и понимания текста, а также работе над культурой чтения текста уделяется меньше внимания.
Таким образом, актуальность исследования уровня развития регулятивных УУД в текстовой деятельности младших школьников обусловлена значимостью сформированности регулятивных УУД в учебной деятельности учащихся, социальной потребностью в выпускниках школ со сформированными умениями.
Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устной и письменной речи, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи, учатся составлять предложения, тексты. Поэтому одним из приоритетных направлений изучения русского языка в начальной школе является развитие у младших школьников регулятивных УУД в текстовой деятельности, то есть формирование у них способности анализировать, прогнозировать, планировать, ставить перед собой цели при работе с текстом.
Действующие программы по русскому языку для начальных классов обязывают вести работу с текстами на протяжении всего начального этапа обучения. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для тестовой деятельности. Высокая языковая восприимчивость, большая склонность к подражанию способствуют успешной организации работы над речевым развитием в начальных классах.
Однако, несмотря на накопленный научно-методический опыт, а также очевидную нацеленность процесса модернизации российского образования на решение актуальных проблем развития регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности, анализ теории и практики показывает, что исследуемая проблема достаточно глубока и пути ее решения хоть и намечены, но еще далеки от успешной реализации.
Опираясь на анализ научных источников, мы пришли к убеждению, что обращение к проблеме развития речевой деятельности младших школьников является своевременным и необходимым. Проведенное нами исследование теории и практики развития регулятивных УУД и проблем, возникающих у них в текстовой деятельности, позволило выявить противоречие между растущей значимостью специально разработанной системы упражнений по развитию регулятивных УУД у учащихся начальных классов в текстовой деятельности и недостаточной ее разработанностью.
Таким образом, обращение к теме научного исследования объясняется ее актуальностью и перспективностью.
Поэтому мы решили остановить свой выбор на следующей теме научного исследования: «Развитие у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в текстовой деятельности».
Проблема исследования: каковы возможности развития регулятивных УУД у младших школьников на уроках русского языка в текстовой деятельности. Решение этой проблемы составило цель настоящего исследования.
Объект: текстовая деятельность младших школьников на уроках русского языка.
Предмет: процесс развития регулятивных УУД у младших школьников в текстовой деятельности.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой развитие у младших школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности будет успешным, если:
1) обучение будет организовано в два этапа: 1 этап - формирование
знаний о регулятивных УУД; 2. этап - развитие регулятивных УУД:
целеполагания, планирования, самооценки, самокоррекции у младших школьников текстовой деятельности;
2) будет разработана программа развития у младших школьников регулятивных УУД в текстовой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую, дидактическую и психологическую литературу по данной проблеме и выявить степень ее теоретической разработанности.
2. Рассмотреть и проанализировать методический аппарат учебников «Русский язык» под общей редакцией Н.А. Чураковой, по которому занимаются учащиеся, участвующие в опытном обучении, и выявить, насколько имеющиеся там упражнения содержат задания на развитие действий целеполагания, планирования, самооценки, самокоррекции и, как следствие, в целом направлены на развитие у школьников регулятивных УУД в текстовой деятельности.
3. Провести проверочную работу для выявления состояния сформированности у школьников регулятивных УУД в текстовой деятельности.
4. Разработать программу, направленную на развитие у школьников регулятивных УУД в текстовой деятельности.
5. Провести опытное обучение, проверить гипотезу исследования и установить эффективность разработанной методики.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: анализ продуктовречевой деятельности детей, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Практическая значимость определяется тем, что предложенные задания и упражнения могут быть рекомендованы учителям начальных классов в целях совершенствования работы по развитию регулятивных УУД у младших школьников в текстовой деятельности.
Апробация материалов исследования осуществлялась в ходе выступлений на заседаниях методического объединения учителей начальных классов Дмитриевской средней школы Яковлевского района Белгородской области и в публикации статьи по теме: «Развитие регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в текстовой деятельности» (г.Чебоксары, 2017 г.).
Эксперимент проходил в течение 2016 - 2017 учебного года, опытно-экспериментальная база исследования - учащиеся 3 класса Дмитриевской средней школы Яковлевского района Белгородской области.
Экспериментальное исследование проблемы развития регулятивных УУД в текстовой деятельности младших школьников проводилось в несколько этапов.
Первый этап - изучение литературы по проблеме исследования, выделение исходных теоретических положений, определение целей и задач исследования, анализ программы и учебников по заданной теме, наблюдение за учебным процессом, подготовка и проведение констатирующего этапа эксперимента. На данном этапе была проведена диагностика уровня сформированности регулятивных УУД в текстовой деятельности учащихся начальной школы.
Второй этап - проведение формирующего этапа эксперимента, разработка программы обучения, направленные на развитие регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности.
Структура и основное содержание научного исследования. Магистерская диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обосновывается выбор и актуальность темы; формулируются цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза; дается описание методов и этапов проведения экспериментального исследования; раскрывается практическая значимость работы.
В первой главе дается теоретическое обоснование развития регулятивных УУД у младших школьников текстовой деятельности. В первом параграфе раскрывается понятие о регулятивных УУД: их сущность, виды, значение в учебно-познавательной деятельности младшего школьника. Во втором параграфе рассматривается понятие о текстовой деятельности. В третьем параграфе описываются существующие приемы и методы работы по развитию регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности.
Во второй главе диссертационной работы представлен анализ состояния проблемы формирования и развития у младших школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности . В первом параграфе анализируются программа и учебники под редакцией Н.А. Чураковой по проблеме исследования, во втором параграфе описывается состояние сформированности у младших школьников регулятивных УУД в текстовой деятельности.
В третьей главе представлена разработанная программа развития у младших школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности. В первом параграфе описаны организация и проведение экспериментальной работы. Во втором параграфе проводится анализ результатов экспериментальной работы.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список включает 62 источника.
В приложениях представлена программа развития, конспекты уроков, разработанные в рамках экспериментальной работы по проблеме исследования.
Магистерская диссертационная работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы.
Высокий уровень регулятивных УУД невозможен без овладения учениками определенных умений. Поэтому развитие регулятивных УУД надо начинать уже в начальных классах в текстовой деятельности.
Развитие у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка должно строиться в два этапа: 1 этап - формирование знаний о регулятивных УУД; 2. этап - развитие регулятивных УУД: целеполагания, планирования, самооценки, самокоррекции у младших школьников текстовой деятельности;
Важным фактором, который обусловливает успех развития регулятивных УУД в начальных классах на уроках русского языка, является наиболее полное использование материала программы по русскому языку, школьных учебников русского языка в целях повышения уровня данных УУД у младших школьников.
В ходе экспериментального исследования на констатирующем этапе было установлено, что к третьему классу у учащихся уже накопился небольшой опыт, который позволяет провести обобщение, систематизацию и углубление ранее усвоенного с тем, чтобы наиболее эффективно подготовить детей к повышению уровня регулятивных УУД. Однако для многих учащихся характерны проблемы с планирование, контролем своих действий и неумением оценить свои результаты при работе с текстом.
На формирующем этапе исследования работа по развитию регулятивных УУД у младших школьников в текстовой деятельности велась на основе применения разработанной нами программы, обеспечивающей актуализацию опорных речеведческих понятий и формирование представлений учащихся о регулятивных УУД - о постановке цели, составлении плана, проведении самооценки и самокоррекции (создание понятийной базы); вопросы и задания, направленные на формирование и развитие данных регулятивных умений посредством беседы и постановки рефлексивной задачи и рефлексивного вопроса.
Подведение итогов работы на контрольном этапе эксперимента показало, что в процессе специально организованной работы по развитию регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности, младшие школьники улучшили свои результаты. При работе с текстами учащиеся в той или иной мере стали планировать свою деятельность, ставить перед собой цели, корректировать свою работу, контролировать процесс выполнения заданий, давать оценку своей деятельности.
Проведенная экспериментальная работа позволила убедиться в правильности выдвинутых положений гипотезы.
Мы считаем, что решили поставленные задачи и достигли цели исследования. Наша работа не претендует на окончательное решение проблемы эффективного развития регулятивных УУД у младших школьников на уроках русского языка в текстовой деятельности.
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы учителями в учебно-воспитательном процессе, что доказывает практическую значимость проведенного исследования.
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка:
коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие./ Е.С. Антонова.- М.: КНОРУС, 2007.- 464 с.
2. Антошкина А.А. Проблема развития у школьников регулятивных УУД: состояние, перспективы решения / А.А. Антошкина // Ученые записки ЗабГУ.- 2016. - № 6.- С. 100-106.
3. Антошкина А.А. Развитие у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка в текстовой деятельности: автореф. магистра пед. образования./ А.А. Антошкина.- Чита, 2014. - 10 с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов и др. - М.:Просвещение,2010.-152 с.
5. Баранов М.Т. Методика формирования русского языка в школе: учебник для студ. выс. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов / под ред. М.Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
6. Бахтин М.М. Записи лекций по истории русской литературы. Достоевский / М.М. Бахтин; собр. соч.: В 7 т. - М.: Русские словари, 2 т. - 2000. - 604 с.
7. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка / Е.А. Быстрова // Русский язык в школе. - 1996. - № 6. - С. 3-8.
8. Валгина Н.С. Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И. Фомина. - М.: Просвещение, 2002. - 350с.
9. Вершинина Т.С. Стандартизация образования / Т.С. Вершинина // Справочник заместителя директора школы. - 2008. - № 8. - С. 4 - 9.
10. Власенков А.И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для
общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков,
Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009. — 287 с.
11. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Филол. Образование» и специальности «Рус. яз. и лит.» / Т.М. Воиелева. - М.: Дрофа, 2006. - 319 с.
12. Воробьёва Т.А. Формируем универсальные учебные действия / Т.А. Воробьёва //Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. — 2014. — С. 170-175.
13. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М: КомКнига, 2006. — 144 с.
14. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов./П.Я. Гальперин. - М: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. - 400 с.
15. Дроздова О.Е. Проблемные ситуации на уроках русского языка / О.Е. Дроздова // Русский язык в школе. - 2013. - № 1. - С. 3-7.
16. Дунев А.И. Русский язык и культура речи / А.И. Дунев. - М.: Форум, 2004 - 368 с.
17. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя./ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
18. Замжицкая А.А. Развитие у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в текстовой деятельности / А.А. Замжицкая, О.И. Ерёменко // II Международная научно - практическая конференция «Педагогическая наука современные методики, инновации и опыт применения» - Чебоксары, 2017 - С. 56-58.
19. Золотова Г.А. Роль ремы в организации и типологии текста / Г.А. Золотова // Синтаксис текста. - М., 1979.- С. 113-133.
20. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. / Н.А. Ипполитова. - М.: Флинта: Наука, 1998. -176 с.
21. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред.
А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
22. Каленчук М.Л. Русский язык 2 класс: учебник. В 3 ч. Часть 2. / М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова - М: Академкнига /Учебник. - 2012.
23. Каленчук М.Л. Русский язык 3 класс: учебник. В 3 ч. Часть 2. / М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова - М: Академкнига /Учебник. - 2012.
24. Каленчук М.Л. Русский язык 4 класс: учебник. В 3 ч. Часть 2. / М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова - М: Академкнига /Учебник. -
2016.
25. Клубков П.А. Говорите пожалуйста правильно /П.А. Клубков. - СПБ.: Норит, 2001. - 112 с.
26. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего
образования / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова; под общ. ред. Г.С. Ковалевой. -
М.: Просвещение, 2009. - 120 с.
27. Коконова Е.А. Проблема формирования регулятивных
универсальных учебных действий у младших школьников / Е.А. Коконова // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 716-719.
28. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1991.- 240 с.
29. Лекант П.А. Современный русский литературный язык / П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков. - М.: Просвещение, 1999. - 462 с
30. Лосева Л.М. Как строится текст / Л.М. Лосева. - М.: Просвещение, 1980.- 96 с.
31. Лукина Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий / Е.А. Лукина// Наука и образование: современные тренды. — 2013. — № 2 (2). — С. 46-102.
32. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Наука, 2000 . - 215 с.
33. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
34. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59-63.
35. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская и др./ под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. -
М.: Просвещение, 1991. - 239 с.
36. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория / А.К. Михальская.— М.: Академия, 1998. — 432 с.
37. Музыка Л.А. Интерес к чтению: как его пробудить? / Л.А. Музыка // Начальная школа № 6. - 2007. - С.35.
38. Нечаева О.Л. Интерес к чтению: как его пробудить? /
О.Л. Нечаева // Начальная школа № 6. - 2007. - С. 15.
39. Обучение текстовой деятельности в русле деятельностного и
текстоцентрического подходов: материалы междунар. науч. конф./
Л.В. Черепанова. - Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита, 2009. С. 249-253.
40. Огурцова М.Э. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе / М.Э. Огурцова // сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Изд-во Сибак, 2015.¬448 с.
41. Осмоловская И.М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6.
42. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы./ Т.М. Пахнова - М.: Айрис-пресс, 2006.- 240 с.
43. Петрова И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника / И.В. Петрова // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - С. 151-155.
44. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте / В.В. Репкин // Начальная школа. - 2009. - №7- С. 38-43.
45. Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - М.: Айрис-Пресс, - 2002. - 251 с.
46. Романова О.Н. Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки / О.Н. Романова// Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 12 - С.38.
47. Салмина Н.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника / Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова - М.: МГППУ, 2006. - 210 с.
48. Свиридова Л.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий - контроля и коррекции у учащихся начальной и средней школы / Л.А. Свиридова , Е.А. Белогородцева // Эксперимент и инновации в шк. - 2014. - № 1. - С. 5-8.
49. Селевко Г.И. Современные образовательные технологии: учеб. Пособие/ Г.И. Селевко.- М: Народное образование, 1998. - 256 с.
50. Сидорова М.Ю.. Русский язык и культура речи / М.Ю. Сидорова,
B. С. Савельев. - М.: Проспект, 2008. - 208 с.
51. Словарь лингвистических терминов [Электронный ресурс]: / под ред. Т.В. Жеребило // Изд. 5-е, испр. и доп. Назрань: Пилигрим, 2010. - Режим доступа: http://lingvistics_dictionary.academic. ru/4255/
52. Степанова Л. С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебно-методическое пособие для учителей и студентов педвузов./ Л.С. Степанова.- М.: Вербум, 2005. - 319 с.
53. Тарасов С.В. Школьник в современной образовательной среде /
C. В. Тарасов. - СПб.: Образование-Культура, 2001. - 151 с.
54. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/
В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.- Саратов, 2013. - 120 с.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Стандарты второго поколения) / М-во образования и наук Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.
56. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. /
Л.П. Федоренко. — М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
57. Федосова Н.А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения / Н.А. Федосова// Управление начальной школой. - 2008. - октябрь.
58. Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс]/ А.В. Федотова: ГИМЦ г. Комсомольск-на-Амуре. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2010 - Режим доступа:https://idfedorov.ru/print/article=1866
59. Черепанова Л.В. Инновационные подходы в обучении русскому родному языку. / Л.В. Черепанова - Чита: ЗабГГПУ, 2012.- 145 с.
60. Черепанова Л.В. Магистерская диссертация как средство формирования профессиональных компетенций магистров педагогического образования / Л.В. Черепанова// Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения - 2014. -№6. - С. 38-47.
61. Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник./ Н.А. Чуракова — М.: Академкнига/Учебник.- 2011.
62. Шмелев Д.П. Русский язык в его функциональных разновидностях: К постановке проблемы / Д.П. Шмелев. - М.: Наука, 1977. - 180 с.