СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОТЕСТАНТСКИХ И МУСУЛЬМАНСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН ПРИМОРСКОГО КРАЯ)
|
Введение 3
1. Благотворительность в исламе 10
1.1 Духовные основы благотворительной деятельности в исламе 10
1.2 Особенности и новации социально-каритативной практики мусульман на
современном этапе (на примере республики Татарстан и страны Кыргызстан) 15
1.3 Особенности социально-каритативной практики мусульман 23
2. Социально-каритативная деятельность протестантских церквей России 26
2.1 Вероучительные основы мотивационной активности протестантов 26
2.2 Основные направления благотворительной деятельности протестантских
общин на территории РФ 32
2.3 Особенности социально-каритативной практики в протестантизме 37
3. Сравнительный анализ мусульманских и протестантских направлений
благотворительности 42
3.1 Анализ исследований социально -каритативной деятельности
мусульманских и протестантских организаций в мировой практике 42
3.2 Опыт изучения благотворительной деятельности мусульманских и
протестантских общин в РФ (на примере деятельности религиозных общин Приморского края) 46
3.3 Сравнительный анализ традиционных форм мусульманских и
протестантских направлений благотворительности 50
Заключение 55
Список использованных источников и литературы
1. Благотворительность в исламе 10
1.1 Духовные основы благотворительной деятельности в исламе 10
1.2 Особенности и новации социально-каритативной практики мусульман на
современном этапе (на примере республики Татарстан и страны Кыргызстан) 15
1.3 Особенности социально-каритативной практики мусульман 23
2. Социально-каритативная деятельность протестантских церквей России 26
2.1 Вероучительные основы мотивационной активности протестантов 26
2.2 Основные направления благотворительной деятельности протестантских
общин на территории РФ 32
2.3 Особенности социально-каритативной практики в протестантизме 37
3. Сравнительный анализ мусульманских и протестантских направлений
благотворительности 42
3.1 Анализ исследований социально -каритативной деятельности
мусульманских и протестантских организаций в мировой практике 42
3.2 Опыт изучения благотворительной деятельности мусульманских и
протестантских общин в РФ (на примере деятельности религиозных общин Приморского края) 46
3.3 Сравнительный анализ традиционных форм мусульманских и
протестантских направлений благотворительности 50
Заключение 55
Список использованных источников и литературы
Актуальность нашего исследования заключается в следующем: одним из
важнейших проявлений социальной ответственности в обществе, которое одновременно характеризует перспективы становления сознательного поведения субъектов, является наличие и развитость в нём благотворительности. Система помощи незащищенным слоям населения свидетельствует о ценностно¬мотивационной готовности общества к внедрению соответствующих механизмов поддержки граждан как на государственном, так и на региональном и местном уровнях. На данный момент существует потребность в усовершенствовании как существующих государственных систем призрения, необходимость в развертывании различных форм частной благотворительной деятельности, а также взаимодействие государства с религиозными институтами в сфере социального обеспечения. Однако, ряд факторов - неустойчивость экономической системы, несовершенство законодательной базы, а также недоверие населения благотворительным фондам значительно снижают показатели общественного благоустройства России. В то же время перед религиозными институтами, не встроенными в государственную социальную политику на территории РФ, встает ряд проблем, в том числе, духовного обмирщения. С возникновением протестантизма происходит трансформация содержания понятий «милосердие» и «благотворительная помощь» вследствие того, что в вероучении изменяется акцент с догматического на мирской. В сфере конкурирующих религиозных институтов протестантскими доктринами были четко обозначены реабилитационная и психотерапевтическая составляющие социально -каритативной практики, а также дано начало институционализации благотворительности. В исламе благотворительная деятельность с самого начала имела обязательный характер, что выразилось в одном из столпов религии, а также в определенные периоды времени приобретала институциональный характер (институт вакфов). На современном этапе мусульманская социально-каритативная деятельность ограничивается по ряду факторов, однако в республиках, для которых ислам является традиционной религией, активно действуют благотворительные фонды религиозного толка.
Новизна исследования состоит, во-первых, в том, что на основании подробного рассмотрения вероучительных основ ислама и протестантизма выявлены механизмы стимулирования в сфере социального служения, которые сопоставлены с современными светскими благотворительными мотивами, во- вторых, уточнены особенности и новации в моделях социально-каритативной помощи мусульман и протестантских течений, в-третьих, оценены перспективы развития религиозной благотворительности данных традиций на территории РФ.
Объект исследования: религиозные мотивы социально-каритативной деятельности в исламе и лютеранстве.
Предметом исследования является значение религиозно осмысленной благотворительной практики для современных мусульманских и лютеранских групп верующих на территории РФ.
Цель нашей исследовательской работы заключается в исследовании и сравнительном анализе приоритетных направлений социально-каритативной деятельности как форм социальной активности в жизни российских мусульман и протестантов.
Цель исследования может быть достигнута при помощи следующих задач:
1) рассмотреть законодательные проекты по осуществлению
благотворительной деятельности на территории Российской Федерации,
2) систематизировать духовные основы милосердия, представленные в священных текстах ислама (Коране и Сунне);
3) проанализировать отчетные документы крупных исламских благотворительных фондов;
4) выявить особенности и новации в благотворительной системе мусульман на современном этапе;
5) изучить толкование Библии в трудах классиков протестантизма (М. Лютера, Ф. Меланхтона) для осмысления основ милосердия;
6) определить роль добродетели милосердия в развитии практики социального служения протестантизма;
7) охарактеризовать особенности социально-каритативной практики в неопротестантских деноминациях в настоящее время;
8) произвести сравнительный анализ направлений благотворительной деятельности мусульман и протестантов в мировой практике и на территории Приморского края.
В процессе работы использовались следующие методы:
• исторический анализ применялся при изучении канонических текстов, например, Корана и богословских трудов лидеров Реформации, с целью выяснить какую смысловую нагрузку вкладывали в понятие «милосердие» и «добрые дела» на начальном этапе истории ислама и протестантизма;
• анализ документов послужил использованию статистических данных и отчетных документов религиозных организаций для определения доли населения на территории Приморского края и других субъектах РФ, принимающей участие в благотворительной деятельности;
• сравнение произведено в отношении отдельных показателей социально- каритативной деятельности протестантских организаций и исламских общин в Приморском крае;
• контент-анализ помог в изучении проблемы в целом и публикационной активности, посвященной данной теме в средствах массовой информации, в частности, количеству статей соответствующей тематики в журналах и числу исследований отечественных и зарубежных авторов;
• синтез и обобщение позволили объединить большой объём информации и данных, полученных нами из различных источников, для обоснования гипотезы и выводов.
Для проведения исследования, представленного в практической части нами были выбраны следующие протестантские и исламские организации, осуществляющие деятельность в Приморском крае с 1992 по настоящее время: Лютеранская церковь Святого Павла г. Владивостока, Евангельско -Лютеранская община Святой Марии, Альянс Евангельских Церквей Приморского края, Церковь Христиан Веры Евангельской «Дом Жизни в г. Уссурийске, Ассоциация Церквей Евангельских Христиан и Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня в г. Арсеньев, религиозная организация мусульман г. Уссурийска, Находкинская городская мусульманская организация «Ислам» и местная мусульманская религиозная организация «Нур» в составе Центрального духовного управления мусульман России.
Цель и задачи определили структуру выпускной квалификационной работы:
Первая глава «Благотворительность в исламе» посвящена изучению формирования благотворительной системы на ранних этапах исламской истории как правового явления, выявление религиозных добродетелей, а также духовных основ понятия «благотворительность». Во втором параграфе мы осветили историю филантропии в России, а также ее влияние на развитие разных сфер жизни верующих. Третий параграф посвящен анализу состояния и уровня благотворительности мусульман на современном этапе на духовном и законодательном уровнях, в нем определены основные направления развития и масштабы социально-каритативной работы в пределах России, сравнены некоторые показатели со другими странами.
Во второй главе «Социально-каритативная деятельность протестантских церквей России» подробно рассмотрен феномен лютеранской и, в целом, протестантской благотворительной системы, изучены духовные основы милосердия у протестантов, отражены основные направления социально- каритативной деятельности протестантских общин на территории России, а также охарактеризованы особенности их благотворительной активности.
В третьей главе «Сравнительный анализ мусульманских и протестантских направлений благотворительности» произведен
сравнительный анализ протестантских и мусульманских направлений благотворительности в мировой практике на территории РФ, в Приморском крае.
Наш анализ предположил выдвижение гипотезы. Несмотря на то, что в вероучительных основах как исламской, так и протестантской благотворительности раскрываются различные духовные смыслы, общим является то, что обе модели формируются в одинаковых политических и социально¬экономических условиях современной России. Однако, мы считаем, что благотворительность в исламе носит частный характер, и таким видится ее дальнейшее развитие, в отличие от лютеранства, которое имеет организованную систему благотворительной деятельности.
Источниковую базу данного исследования составляют сакральные тексты рассматриваемых нами традиций, в-первую очередь, это Коран и Библия, в которых на догматическом уровне оформлено значение добродетели милосердия. Кроме этого, мы опирались на классические труды отцов Реформации, М. Лютера[17] и Ж. Кальвина[14], и теоретиков, оформивших отдельные ветви протестантизма в качестве догматической системы, таких как, например, Ф. Меланхтон[18]. Анализируя понятие «милосердия» в исламе, мы также отталкивались от высказываний пророка Мухаммеда, для чего прибегли к сборнику хадисов «Сборник хадисов: Сунан ат-Тирмизи», автор которого Абу иса Мухаммад ибн Иса Саура ат-Тирмизи [1]. Для исследования мотивов социального служения на современном этапе мы проанализировали социальные концепции ислама [21 ]и протестантских церквей [32]на территории РФ.
При написании нашего исследования использовались работы разных исторических периодов: вопрос о влиянии религии, в частности, ислама и протестантских течений, неоднократно рассматривался разными исследователями. Например, светские исследователи подробно в своих трудах изучают воздействие ислама на развитие благотворительной системы. М.П. Мчедлов [62], П.В. Шлыков [74, 75], А. Ковальчук[55], В. Якупов [76] стараются определить феномен
исламской благотворительности, ее историю и влияние на формирование мусульманского общества на социальном и экономическом уровнях, а также определить ее состояние в России на современном этапе. Этим же вопросом занимаются и исламские исследователи, такие как Р.И. Бекин [46], К. Маликов [60], 8
Ю. Кардави[15], которые больше стараются представить конфессиональный взгляд на явление мусульманской благотворительности и показать ее взаимосвязь с духовностью человека, сформированную Кораном.
Проблем, связанных с протестантской благотворительностью, касались отечественные исследователи, такие как Е.Ю. Костина [79], А.А. Родионов [64], Р.А. Лопаткин[58] и Р.Н. Лункин [59]. Российские изыскатели в своих работах больше внимание уделяют истории и анализу благотворительной деятельности протестантских общин на территории, во-первых, Российской империи, во-вторых, Российской Федерации. Из зарубежных исследователей мы прибегли к трудам М. Вебера [49], К. Армстронг [40]. Мы проследили, что в трудах перечисленных авторов акцент делается на раскрытии мотивов протестантской благотворительности, то есть выяснении того, что лежит в ее основе, а также изучение влияния на формирование мировой благотворительности как института общества.
Положения, выносимые на защиту:
1. В российском обществе с конца 80 -х годов XX века изменению подверглись политическая, экономическая, социальная и культурная сферы общества, что повлекло за собой ряд социальных проблем: безработицу, увеличение категорий нуждающегося населения и социально -незащищённых слоев, а также недостаточное финансирование со стороны государства социально¬значимых учреждений. В подобных ситуациях важную роль играют религиозные благотворительные организации, которые выполняют компенсаторную функцию, то есть способствуют реализации человеком духовной потребности в помощи ближнему.
2. Несмотря на увеличение роли религиозного фактора и устойчивого стремления религиозных организаций активно реализовывать программы по социальному служению, отношение государства в настоящее время неопределённо. Существует ряд внутренних причин: деятельность религиозных фондов, осуществляющих политику социальной помощи, отличается нестабильностью. Кризис социально-каритативной деятельности связан с проблемой текучести кадров, ограниченного бюджета на местах, региональными особенностями.
3. Государство старается поддерживать стабильный уровень
благотворительной активности в стране, поэтому ежегодно стимулирует развитие данной сферы грантовыми дотациями. Однако, существуют причины, по которым религиозным фондам не представляется возможным конкурировать со светскими благотворительными организациями, во-первых, сложность стабильного взаимодействия с потенциально заинтересованными спонсорами, во-вторых, наблюдаемое в последнее десятилетие снижение активности обеспеченных последователей и меценатов, чье финансирование осуществляется на добровольной основе.
4. Направления благотворительной практики в протестантизме и исламе во многом совпадают, кроме тех, которые имеют традиционное происхождение, но в тоже время, социальная значимость в целом по стране неодинакова. Исламская благотворительность на организационном уровне сосредоточена в центральном регионе России, где находятся религиозные и экономические центры. В других субъектах страны, включая Приморский край, практика оказания милости происходит на частном уровне, который не выходит дальше семейных и общинных связей, что наблюдается на всей территории РФ. Протестантские общины, при незначительном количестве адептов, организованно участвуют в социальной жизни общества в сотрудничестве с другими правительственными, светскими и религиозными структурами.
важнейших проявлений социальной ответственности в обществе, которое одновременно характеризует перспективы становления сознательного поведения субъектов, является наличие и развитость в нём благотворительности. Система помощи незащищенным слоям населения свидетельствует о ценностно¬мотивационной готовности общества к внедрению соответствующих механизмов поддержки граждан как на государственном, так и на региональном и местном уровнях. На данный момент существует потребность в усовершенствовании как существующих государственных систем призрения, необходимость в развертывании различных форм частной благотворительной деятельности, а также взаимодействие государства с религиозными институтами в сфере социального обеспечения. Однако, ряд факторов - неустойчивость экономической системы, несовершенство законодательной базы, а также недоверие населения благотворительным фондам значительно снижают показатели общественного благоустройства России. В то же время перед религиозными институтами, не встроенными в государственную социальную политику на территории РФ, встает ряд проблем, в том числе, духовного обмирщения. С возникновением протестантизма происходит трансформация содержания понятий «милосердие» и «благотворительная помощь» вследствие того, что в вероучении изменяется акцент с догматического на мирской. В сфере конкурирующих религиозных институтов протестантскими доктринами были четко обозначены реабилитационная и психотерапевтическая составляющие социально -каритативной практики, а также дано начало институционализации благотворительности. В исламе благотворительная деятельность с самого начала имела обязательный характер, что выразилось в одном из столпов религии, а также в определенные периоды времени приобретала институциональный характер (институт вакфов). На современном этапе мусульманская социально-каритативная деятельность ограничивается по ряду факторов, однако в республиках, для которых ислам является традиционной религией, активно действуют благотворительные фонды религиозного толка.
Новизна исследования состоит, во-первых, в том, что на основании подробного рассмотрения вероучительных основ ислама и протестантизма выявлены механизмы стимулирования в сфере социального служения, которые сопоставлены с современными светскими благотворительными мотивами, во- вторых, уточнены особенности и новации в моделях социально-каритативной помощи мусульман и протестантских течений, в-третьих, оценены перспективы развития религиозной благотворительности данных традиций на территории РФ.
Объект исследования: религиозные мотивы социально-каритативной деятельности в исламе и лютеранстве.
Предметом исследования является значение религиозно осмысленной благотворительной практики для современных мусульманских и лютеранских групп верующих на территории РФ.
Цель нашей исследовательской работы заключается в исследовании и сравнительном анализе приоритетных направлений социально-каритативной деятельности как форм социальной активности в жизни российских мусульман и протестантов.
Цель исследования может быть достигнута при помощи следующих задач:
1) рассмотреть законодательные проекты по осуществлению
благотворительной деятельности на территории Российской Федерации,
2) систематизировать духовные основы милосердия, представленные в священных текстах ислама (Коране и Сунне);
3) проанализировать отчетные документы крупных исламских благотворительных фондов;
4) выявить особенности и новации в благотворительной системе мусульман на современном этапе;
5) изучить толкование Библии в трудах классиков протестантизма (М. Лютера, Ф. Меланхтона) для осмысления основ милосердия;
6) определить роль добродетели милосердия в развитии практики социального служения протестантизма;
7) охарактеризовать особенности социально-каритативной практики в неопротестантских деноминациях в настоящее время;
8) произвести сравнительный анализ направлений благотворительной деятельности мусульман и протестантов в мировой практике и на территории Приморского края.
В процессе работы использовались следующие методы:
• исторический анализ применялся при изучении канонических текстов, например, Корана и богословских трудов лидеров Реформации, с целью выяснить какую смысловую нагрузку вкладывали в понятие «милосердие» и «добрые дела» на начальном этапе истории ислама и протестантизма;
• анализ документов послужил использованию статистических данных и отчетных документов религиозных организаций для определения доли населения на территории Приморского края и других субъектах РФ, принимающей участие в благотворительной деятельности;
• сравнение произведено в отношении отдельных показателей социально- каритативной деятельности протестантских организаций и исламских общин в Приморском крае;
• контент-анализ помог в изучении проблемы в целом и публикационной активности, посвященной данной теме в средствах массовой информации, в частности, количеству статей соответствующей тематики в журналах и числу исследований отечественных и зарубежных авторов;
• синтез и обобщение позволили объединить большой объём информации и данных, полученных нами из различных источников, для обоснования гипотезы и выводов.
Для проведения исследования, представленного в практической части нами были выбраны следующие протестантские и исламские организации, осуществляющие деятельность в Приморском крае с 1992 по настоящее время: Лютеранская церковь Святого Павла г. Владивостока, Евангельско -Лютеранская община Святой Марии, Альянс Евангельских Церквей Приморского края, Церковь Христиан Веры Евангельской «Дом Жизни в г. Уссурийске, Ассоциация Церквей Евангельских Христиан и Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня в г. Арсеньев, религиозная организация мусульман г. Уссурийска, Находкинская городская мусульманская организация «Ислам» и местная мусульманская религиозная организация «Нур» в составе Центрального духовного управления мусульман России.
Цель и задачи определили структуру выпускной квалификационной работы:
Первая глава «Благотворительность в исламе» посвящена изучению формирования благотворительной системы на ранних этапах исламской истории как правового явления, выявление религиозных добродетелей, а также духовных основ понятия «благотворительность». Во втором параграфе мы осветили историю филантропии в России, а также ее влияние на развитие разных сфер жизни верующих. Третий параграф посвящен анализу состояния и уровня благотворительности мусульман на современном этапе на духовном и законодательном уровнях, в нем определены основные направления развития и масштабы социально-каритативной работы в пределах России, сравнены некоторые показатели со другими странами.
Во второй главе «Социально-каритативная деятельность протестантских церквей России» подробно рассмотрен феномен лютеранской и, в целом, протестантской благотворительной системы, изучены духовные основы милосердия у протестантов, отражены основные направления социально- каритативной деятельности протестантских общин на территории России, а также охарактеризованы особенности их благотворительной активности.
В третьей главе «Сравнительный анализ мусульманских и протестантских направлений благотворительности» произведен
сравнительный анализ протестантских и мусульманских направлений благотворительности в мировой практике на территории РФ, в Приморском крае.
Наш анализ предположил выдвижение гипотезы. Несмотря на то, что в вероучительных основах как исламской, так и протестантской благотворительности раскрываются различные духовные смыслы, общим является то, что обе модели формируются в одинаковых политических и социально¬экономических условиях современной России. Однако, мы считаем, что благотворительность в исламе носит частный характер, и таким видится ее дальнейшее развитие, в отличие от лютеранства, которое имеет организованную систему благотворительной деятельности.
Источниковую базу данного исследования составляют сакральные тексты рассматриваемых нами традиций, в-первую очередь, это Коран и Библия, в которых на догматическом уровне оформлено значение добродетели милосердия. Кроме этого, мы опирались на классические труды отцов Реформации, М. Лютера[17] и Ж. Кальвина[14], и теоретиков, оформивших отдельные ветви протестантизма в качестве догматической системы, таких как, например, Ф. Меланхтон[18]. Анализируя понятие «милосердия» в исламе, мы также отталкивались от высказываний пророка Мухаммеда, для чего прибегли к сборнику хадисов «Сборник хадисов: Сунан ат-Тирмизи», автор которого Абу иса Мухаммад ибн Иса Саура ат-Тирмизи [1]. Для исследования мотивов социального служения на современном этапе мы проанализировали социальные концепции ислама [21 ]и протестантских церквей [32]на территории РФ.
При написании нашего исследования использовались работы разных исторических периодов: вопрос о влиянии религии, в частности, ислама и протестантских течений, неоднократно рассматривался разными исследователями. Например, светские исследователи подробно в своих трудах изучают воздействие ислама на развитие благотворительной системы. М.П. Мчедлов [62], П.В. Шлыков [74, 75], А. Ковальчук[55], В. Якупов [76] стараются определить феномен
исламской благотворительности, ее историю и влияние на формирование мусульманского общества на социальном и экономическом уровнях, а также определить ее состояние в России на современном этапе. Этим же вопросом занимаются и исламские исследователи, такие как Р.И. Бекин [46], К. Маликов [60], 8
Ю. Кардави[15], которые больше стараются представить конфессиональный взгляд на явление мусульманской благотворительности и показать ее взаимосвязь с духовностью человека, сформированную Кораном.
Проблем, связанных с протестантской благотворительностью, касались отечественные исследователи, такие как Е.Ю. Костина [79], А.А. Родионов [64], Р.А. Лопаткин[58] и Р.Н. Лункин [59]. Российские изыскатели в своих работах больше внимание уделяют истории и анализу благотворительной деятельности протестантских общин на территории, во-первых, Российской империи, во-вторых, Российской Федерации. Из зарубежных исследователей мы прибегли к трудам М. Вебера [49], К. Армстронг [40]. Мы проследили, что в трудах перечисленных авторов акцент делается на раскрытии мотивов протестантской благотворительности, то есть выяснении того, что лежит в ее основе, а также изучение влияния на формирование мировой благотворительности как института общества.
Положения, выносимые на защиту:
1. В российском обществе с конца 80 -х годов XX века изменению подверглись политическая, экономическая, социальная и культурная сферы общества, что повлекло за собой ряд социальных проблем: безработицу, увеличение категорий нуждающегося населения и социально -незащищённых слоев, а также недостаточное финансирование со стороны государства социально¬значимых учреждений. В подобных ситуациях важную роль играют религиозные благотворительные организации, которые выполняют компенсаторную функцию, то есть способствуют реализации человеком духовной потребности в помощи ближнему.
2. Несмотря на увеличение роли религиозного фактора и устойчивого стремления религиозных организаций активно реализовывать программы по социальному служению, отношение государства в настоящее время неопределённо. Существует ряд внутренних причин: деятельность религиозных фондов, осуществляющих политику социальной помощи, отличается нестабильностью. Кризис социально-каритативной деятельности связан с проблемой текучести кадров, ограниченного бюджета на местах, региональными особенностями.
3. Государство старается поддерживать стабильный уровень
благотворительной активности в стране, поэтому ежегодно стимулирует развитие данной сферы грантовыми дотациями. Однако, существуют причины, по которым религиозным фондам не представляется возможным конкурировать со светскими благотворительными организациями, во-первых, сложность стабильного взаимодействия с потенциально заинтересованными спонсорами, во-вторых, наблюдаемое в последнее десятилетие снижение активности обеспеченных последователей и меценатов, чье финансирование осуществляется на добровольной основе.
4. Направления благотворительной практики в протестантизме и исламе во многом совпадают, кроме тех, которые имеют традиционное происхождение, но в тоже время, социальная значимость в целом по стране неодинакова. Исламская благотворительность на организационном уровне сосредоточена в центральном регионе России, где находятся религиозные и экономические центры. В других субъектах страны, включая Приморский край, практика оказания милости происходит на частном уровне, который не выходит дальше семейных и общинных связей, что наблюдается на всей территории РФ. Протестантские общины, при незначительном количестве адептов, организованно участвуют в социальной жизни общества в сотрудничестве с другими правительственными, светскими и религиозными структурами.
Ислам и протестантизм как религии представляют собой сообщества миллионов людей, которые связаны разного вида связями. Исторически активное взаимодействие между членами общины или уммы формирует необходимость регламентировать взаимоотношения на доктринальном уровне. Это привело к формированию понимания того, что истинно верующий должен иметь достойное поведение и сочетать в себе ряд качеств, которые включают в себя великодушие и сострадание. Однако, учитывая среду и условия, в которых возникли рассматриваемые нами религиозные традиции, очевидно, что для воспитания соответствующих черт характера и желания оказания милостыни на мотивационном уровне, необходимо было закрепить практику добротолюбия на вероучительном уровне.
Изучив Коран, мы обнаружили, что термин «милосердие» встречается неоднократно, рассматривается не просто как благожелательная линия поведения по отношению к окружающим людям, но как религиозный долг перед Аллахом. Практика оказания благотворительной помощи должна была оказать оздоровительный и смягчающий эффект на жестокий нрав арабов Аравийского полуострова. Несмотря на то, что филантропия должна осуществляться по велению сердца, бескорыстно, в исламской традиции произошло разделение на добровольную и обязательную виды оказания милостыни. В Шариате, своде предписаний, основанных на Коране, который долгое время носил правовой статус в исламском мире, и носит до сих пор в отдельных государствах, зафиксирована необходимость закята - религиозного налога, согласно которому необходимо жертвовать 2,5 % от своего дохода в пользу нуждающихся. Добровольная
благотворительность носила название садака и имела более высокий статус перед лицом Аллаха. Чистосердечное милосердие оказывало влияние на загробную жизнь верующего мусульманина, так как воспринималось как прощение грехов и, таким образом, открывала врата в райский сад, о чем говорится во второй суре 56
«Аль-Бакара» (Корова). Важную роль в развитии благотворительности в исламе играет личный пример, в данном случае, это жизненный путь Пророка Мухаммеда, который неоднократно подчеркивал важность добродетели милосердия и стал первым мусульманином, основавшим вакф, что является одной из форм организованной благотворительности, сохраняя свою функциональность. Впоследствии, многие эмиры, султаны и шахи, а также члены монарших семей вдохновляли состоятельную элиту государства на благотворительную работу. Наиболее яркий пример этого, времена Османской империи, когда жены и матери султанов активно занимались образованием и развитием вакфов, а также строительством мечетей и медресе. Кроме этого, деятельность вакфов находилась под надзором светских лиц - кадиев, которые следили за тем, чтобы собранные средства шли на помощь нуждающимся. Таким образом, практически с самого начала основания благотворительная деятельность охранялась и поддерживалась государственными структурами, поэтому имела распространённый характер, особенно в центрах.
В России с самого начала и по настоящее время мусульманская социально- каритативная деятельность имеет стихийный и периодический характер, что связано со множеством факторов. Внимательно проанализировав феномен исламской социально-каритативной практики на территории Российской Федерации и стран бывшего СССР, где ислам является традиционной религией, мы обнаружили, что становление мусульманской благотворительности связано с воспитанием национальной идентичности, которая формируется через религиозное самосознание. Милосердная практика органично вплетается в традиционный общинный уклад жизни мусульманских этносов, при этом игнорируя религиозные формы. Большую роль по-прежнему играют событийные мероприятия сакрального характера, такие как религиозные праздники, Ураза-Байрам и Курбан-Байрам. Социальная суть исламских торжеств заключается в том, что они позволяют почувствовать единение как в кругу семьи, так и духовную близость с каждым членом уммы. Мы выяснили, что частный уровень благотворительной деятельности строго регламентирован по половым и возрастным критериям, что выражается во время забоя и дальнейшем приготовлении жертвенного животного.
Ярко выраженная семейная ориентированность милосердной практики, которая периодически приобретает и общинный характер, демонстрирует, что благотворительность на большей части территории нашей страны не может стать значимым фактором социального капитала. Положение районных мечетей, которые теоретически должны быть двигателями развития организованных форм мусульманской филантропии посредством личного примера имамов и других представителей богословия, также не способствует этому. Несмотря на значение, которое имеет мечеть в организации ранее упоминаемых нами праздников, на практике небольшие мечети, наоборот, становятся объектами помощи со стороны верующих.
В религиозных центрах, как например г. Казань, благотворительность развивается на нескольких уровнях, в том числе и официальном, что выражается в активной роли крупных религиозных институтов, таких, например, как ДУМ (Духовное Управление Мусульман). Кроме этого, действуют крупные исламские филантропические фонды, которые направляют свою деятельность на решение основных социальных проблем общества. Мусульманские религиозные организации, имеющие исторически сложившийся опыт работы с населением и богатый духовный потенциал, берут на себя также функцию поддержки различных категорий нуждающихся, участвуют в духовно-нравственном воспитании молодёжи, в укреплении института семьи. Кроме финансовой и материальной поддержки, активно развивается волонтерское движение, которое нацелено на оказание психологической и духовной помощи. Оказывая благотворительное содействие тем, кто оказался в затруднительном положении, мусульманские благотворительные организации выходят за рамки предоставления помощи непосредственно в рамках мусульманских общин. Ими ведется обширная деятельность по оказанию помощи представителям других национальностей и приверженцам противоположных исламу традиций. Фонды и официальные лица
ислама подчеркивают, что благотворительность является одним из факторов, который способствует воспитанию межрелигиозной терпимости.
Протестантская модель благотворительной деятельности, появившаяся на девять веков позже исламской, на данный момент является одной из самых эффективных, охват направлений, по которому ведется социально-каритативная работа, в настоящее время увеличивается. Идея добрых дел отличается от концепции, рассмотренной нами в исламе, закономерно имеет некоторое сходство с католической системой, которая выделяет особую роль благих дел в спасении души человека. Протестантизм с момента своего возникновения критиковал подобное мышление, поэтому добрые деяния были полностью исключены из учения о спасении. Они стали трактоваться как внешние явления, следствия веры, которая, в свою очередь, спасает душу. Вера наиболее полно усваивает естественную любовь к Богу, что в земной жизни выражается в поведении человека, его практике оказания милости. Несмотря на то, что главным священным текстом для протестантов разных деноминаций является Библия, где были закреплены вероучительные основы, которые стали основой для формирования благотворительной модели, мотивационная часть была сформулирована в трудах основателей, таких как М. Лютер, Ж. Кальвин. Кроме этого, важную роль сыграли ценности, которые протестантизм воспитывал в своих последователях. Усердный труд, солидарность и взаимопомощь, которые оказались важным фактором для выживания и развития протестантизма в целом, а не только одной сферы социального служения. Финансовая и материальная помощь при этом рассматривается как второстепенная, потому что цель социально-каритативной практики в том, чтобы помочь нуждающемуся раскрыть потенциал, который был заложен в него Богом. Проанализировав деятельность религиозных организаций, например, по оказанию поддержки бездомным, мы отметили, что беды, которые привели человека к подобному состоянию, воспринимаются как болезненные состояния души. Следовательно, в первую очередь, внимание нужно обратить на духовное оздоровление, спасти его душу (так как лидеры Реформации считали, что бедность - это показатель неугодности Богу), и помочь найти свое истинное 59 призвание, которое будет нести пользу обществу. Также мы выяснили, что протестантская концепция филантропии сочетает в себе помимо идей, усвоенных из Священного Писания, демократические ценности, поэтому напрямую связана с представлениями о социальной справедливости. Утверждается мысль о том, что все благо идет от Бога, поэтому немыслимо, что оно может принадлежать одному человеку, так как считается, что смысл жизни христианина заключен в служении другим людям. Либеральная теология оформила концепцию, согласно которой активная благотворительная деятельность способствует установлению Царства Божьего на земле, на основе предположения о том, что доброта и забота друг о друге приведут к процветанию всего человечества. Протестантизм первым провозгласил, что ответственность за благотворительность несет не только община, но государство, так как забота о гражданах, находящихся в бедственном положении, является одной из его обязанностей. На этом пути протестантские конфессии одни из первых стали открыто сотрудничать с государственными структурами, чтобы найти решение для важных социальных проблем современного общества. Мы выдели подобную открытость как одну из важных черт, присущую рассматриваемой нами религии. Это касается не только партнерских отношений с правительственными органами. Мы выяснили, что несмотря на большое количество деноминаций внутри традиции, в вопросах социального служения все течения действуют достаточно консолидировано не только между собой, но и с представителями других исповеданий. Следующая отличительная черта, присущая протестантизму, которая влияет на практику благотворительной помощи, это динамичность. Смысл ее заключается в том, что протестантские церкви постоянно ищут новые вызовы, оперативно формируя свою позицию на появляющиеся в современном мире проблемы. Однако, любая благотворительная деятельность, выходящая за рамки общины, носит ярко выраженный проповеднический характер. Социально-каритативная практика создает положительный социальный облик в глазах государства и простых граждан. Поэтому, социальная подвижность является одной из форм адаптации не только к конкретному обществу, но и к реалиям современного мира. В своей практике социального служения протестантские 60
церкви, как и рассмотренные нами исламские благотворительные фонды, осуществляют традиционные формы помощи, также уделяя внимание социально незащищенной категории населения. Кроме этого, их деятельность носит профилактический характер, что является особенностью социально-каритативной практики протестантизма в целом. Несмотря на то, что некоторые протестантские деноминации, например, менонниты, ограничивают практику взаимопомощи в рамках своей общины, в основном мы наблюдаем тенденцию того, что благотворительность как институт в протестантизме, в том числе, в лютеранстве, сохранится и в дальнейшем будет развиваться на общественном организационном уровне. Таким образом, мы считаем гипотезу, которая была сформулирована нами в самом начале, подтвержденной.
Изучив Коран, мы обнаружили, что термин «милосердие» встречается неоднократно, рассматривается не просто как благожелательная линия поведения по отношению к окружающим людям, но как религиозный долг перед Аллахом. Практика оказания благотворительной помощи должна была оказать оздоровительный и смягчающий эффект на жестокий нрав арабов Аравийского полуострова. Несмотря на то, что филантропия должна осуществляться по велению сердца, бескорыстно, в исламской традиции произошло разделение на добровольную и обязательную виды оказания милостыни. В Шариате, своде предписаний, основанных на Коране, который долгое время носил правовой статус в исламском мире, и носит до сих пор в отдельных государствах, зафиксирована необходимость закята - религиозного налога, согласно которому необходимо жертвовать 2,5 % от своего дохода в пользу нуждающихся. Добровольная
благотворительность носила название садака и имела более высокий статус перед лицом Аллаха. Чистосердечное милосердие оказывало влияние на загробную жизнь верующего мусульманина, так как воспринималось как прощение грехов и, таким образом, открывала врата в райский сад, о чем говорится во второй суре 56
«Аль-Бакара» (Корова). Важную роль в развитии благотворительности в исламе играет личный пример, в данном случае, это жизненный путь Пророка Мухаммеда, который неоднократно подчеркивал важность добродетели милосердия и стал первым мусульманином, основавшим вакф, что является одной из форм организованной благотворительности, сохраняя свою функциональность. Впоследствии, многие эмиры, султаны и шахи, а также члены монарших семей вдохновляли состоятельную элиту государства на благотворительную работу. Наиболее яркий пример этого, времена Османской империи, когда жены и матери султанов активно занимались образованием и развитием вакфов, а также строительством мечетей и медресе. Кроме этого, деятельность вакфов находилась под надзором светских лиц - кадиев, которые следили за тем, чтобы собранные средства шли на помощь нуждающимся. Таким образом, практически с самого начала основания благотворительная деятельность охранялась и поддерживалась государственными структурами, поэтому имела распространённый характер, особенно в центрах.
В России с самого начала и по настоящее время мусульманская социально- каритативная деятельность имеет стихийный и периодический характер, что связано со множеством факторов. Внимательно проанализировав феномен исламской социально-каритативной практики на территории Российской Федерации и стран бывшего СССР, где ислам является традиционной религией, мы обнаружили, что становление мусульманской благотворительности связано с воспитанием национальной идентичности, которая формируется через религиозное самосознание. Милосердная практика органично вплетается в традиционный общинный уклад жизни мусульманских этносов, при этом игнорируя религиозные формы. Большую роль по-прежнему играют событийные мероприятия сакрального характера, такие как религиозные праздники, Ураза-Байрам и Курбан-Байрам. Социальная суть исламских торжеств заключается в том, что они позволяют почувствовать единение как в кругу семьи, так и духовную близость с каждым членом уммы. Мы выяснили, что частный уровень благотворительной деятельности строго регламентирован по половым и возрастным критериям, что выражается во время забоя и дальнейшем приготовлении жертвенного животного.
Ярко выраженная семейная ориентированность милосердной практики, которая периодически приобретает и общинный характер, демонстрирует, что благотворительность на большей части территории нашей страны не может стать значимым фактором социального капитала. Положение районных мечетей, которые теоретически должны быть двигателями развития организованных форм мусульманской филантропии посредством личного примера имамов и других представителей богословия, также не способствует этому. Несмотря на значение, которое имеет мечеть в организации ранее упоминаемых нами праздников, на практике небольшие мечети, наоборот, становятся объектами помощи со стороны верующих.
В религиозных центрах, как например г. Казань, благотворительность развивается на нескольких уровнях, в том числе и официальном, что выражается в активной роли крупных религиозных институтов, таких, например, как ДУМ (Духовное Управление Мусульман). Кроме этого, действуют крупные исламские филантропические фонды, которые направляют свою деятельность на решение основных социальных проблем общества. Мусульманские религиозные организации, имеющие исторически сложившийся опыт работы с населением и богатый духовный потенциал, берут на себя также функцию поддержки различных категорий нуждающихся, участвуют в духовно-нравственном воспитании молодёжи, в укреплении института семьи. Кроме финансовой и материальной поддержки, активно развивается волонтерское движение, которое нацелено на оказание психологической и духовной помощи. Оказывая благотворительное содействие тем, кто оказался в затруднительном положении, мусульманские благотворительные организации выходят за рамки предоставления помощи непосредственно в рамках мусульманских общин. Ими ведется обширная деятельность по оказанию помощи представителям других национальностей и приверженцам противоположных исламу традиций. Фонды и официальные лица
ислама подчеркивают, что благотворительность является одним из факторов, который способствует воспитанию межрелигиозной терпимости.
Протестантская модель благотворительной деятельности, появившаяся на девять веков позже исламской, на данный момент является одной из самых эффективных, охват направлений, по которому ведется социально-каритативная работа, в настоящее время увеличивается. Идея добрых дел отличается от концепции, рассмотренной нами в исламе, закономерно имеет некоторое сходство с католической системой, которая выделяет особую роль благих дел в спасении души человека. Протестантизм с момента своего возникновения критиковал подобное мышление, поэтому добрые деяния были полностью исключены из учения о спасении. Они стали трактоваться как внешние явления, следствия веры, которая, в свою очередь, спасает душу. Вера наиболее полно усваивает естественную любовь к Богу, что в земной жизни выражается в поведении человека, его практике оказания милости. Несмотря на то, что главным священным текстом для протестантов разных деноминаций является Библия, где были закреплены вероучительные основы, которые стали основой для формирования благотворительной модели, мотивационная часть была сформулирована в трудах основателей, таких как М. Лютер, Ж. Кальвин. Кроме этого, важную роль сыграли ценности, которые протестантизм воспитывал в своих последователях. Усердный труд, солидарность и взаимопомощь, которые оказались важным фактором для выживания и развития протестантизма в целом, а не только одной сферы социального служения. Финансовая и материальная помощь при этом рассматривается как второстепенная, потому что цель социально-каритативной практики в том, чтобы помочь нуждающемуся раскрыть потенциал, который был заложен в него Богом. Проанализировав деятельность религиозных организаций, например, по оказанию поддержки бездомным, мы отметили, что беды, которые привели человека к подобному состоянию, воспринимаются как болезненные состояния души. Следовательно, в первую очередь, внимание нужно обратить на духовное оздоровление, спасти его душу (так как лидеры Реформации считали, что бедность - это показатель неугодности Богу), и помочь найти свое истинное 59 призвание, которое будет нести пользу обществу. Также мы выяснили, что протестантская концепция филантропии сочетает в себе помимо идей, усвоенных из Священного Писания, демократические ценности, поэтому напрямую связана с представлениями о социальной справедливости. Утверждается мысль о том, что все благо идет от Бога, поэтому немыслимо, что оно может принадлежать одному человеку, так как считается, что смысл жизни христианина заключен в служении другим людям. Либеральная теология оформила концепцию, согласно которой активная благотворительная деятельность способствует установлению Царства Божьего на земле, на основе предположения о том, что доброта и забота друг о друге приведут к процветанию всего человечества. Протестантизм первым провозгласил, что ответственность за благотворительность несет не только община, но государство, так как забота о гражданах, находящихся в бедственном положении, является одной из его обязанностей. На этом пути протестантские конфессии одни из первых стали открыто сотрудничать с государственными структурами, чтобы найти решение для важных социальных проблем современного общества. Мы выдели подобную открытость как одну из важных черт, присущую рассматриваемой нами религии. Это касается не только партнерских отношений с правительственными органами. Мы выяснили, что несмотря на большое количество деноминаций внутри традиции, в вопросах социального служения все течения действуют достаточно консолидировано не только между собой, но и с представителями других исповеданий. Следующая отличительная черта, присущая протестантизму, которая влияет на практику благотворительной помощи, это динамичность. Смысл ее заключается в том, что протестантские церкви постоянно ищут новые вызовы, оперативно формируя свою позицию на появляющиеся в современном мире проблемы. Однако, любая благотворительная деятельность, выходящая за рамки общины, носит ярко выраженный проповеднический характер. Социально-каритативная практика создает положительный социальный облик в глазах государства и простых граждан. Поэтому, социальная подвижность является одной из форм адаптации не только к конкретному обществу, но и к реалиям современного мира. В своей практике социального служения протестантские 60
церкви, как и рассмотренные нами исламские благотворительные фонды, осуществляют традиционные формы помощи, также уделяя внимание социально незащищенной категории населения. Кроме этого, их деятельность носит профилактический характер, что является особенностью социально-каритативной практики протестантизма в целом. Несмотря на то, что некоторые протестантские деноминации, например, менонниты, ограничивают практику взаимопомощи в рамках своей общины, в основном мы наблюдаем тенденцию того, что благотворительность как институт в протестантизме, в том числе, в лютеранстве, сохранится и в дальнейшем будет развиваться на общественном организационном уровне. Таким образом, мы считаем гипотезу, которая была сформулирована нами в самом начале, подтвержденной.



