Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОТЕСТАНТСКИХ И МУСУЛЬМАНСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

Работа №71572

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
410
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Благотворительность в исламе 10
1.1 Духовные основы благотворительной деятельности в исламе 10
1.2 Особенности и новации социально-каритативной практики мусульман на
современном этапе (на примере республики Татарстан и страны Кыргызстан) 15
1.3 Особенности социально-каритативной практики мусульман 23
2. Социально-каритативная деятельность протестантских церквей России 26
2.1 Вероучительные основы мотивационной активности протестантов 26
2.2 Основные направления благотворительной деятельности протестантских
общин на территории РФ 32
2.3 Особенности социально-каритативной практики в протестантизме 37
3. Сравнительный анализ мусульманских и протестантских направлений
благотворительности 42
3.1 Анализ исследований социально -каритативной деятельности
мусульманских и протестантских организаций в мировой практике 42
3.2 Опыт изучения благотворительной деятельности мусульманских и
протестантских общин в РФ (на примере деятельности религиозных общин Приморского края) 46
3.3 Сравнительный анализ традиционных форм мусульманских и
протестантских направлений благотворительности 50
Заключение 55
Список использованных источников и литературы

Актуальность нашего исследования заключается в следующем: одним из
важнейших проявлений социальной ответственности в обществе, которое одновременно характеризует перспективы становления сознательного поведения субъектов, является наличие и развитость в нём благотворительности. Система помощи незащищенным слоям населения свидетельствует о ценностно¬мотивационной готовности общества к внедрению соответствующих механизмов поддержки граждан как на государственном, так и на региональном и местном уровнях. На данный момент существует потребность в усовершенствовании как существующих государственных систем призрения, необходимость в развертывании различных форм частной благотворительной деятельности, а также взаимодействие государства с религиозными институтами в сфере социального обеспечения. Однако, ряд факторов - неустойчивость экономической системы, несовершенство законодательной базы, а также недоверие населения благотворительным фондам значительно снижают показатели общественного благоустройства России. В то же время перед религиозными институтами, не встроенными в государственную социальную политику на территории РФ, встает ряд проблем, в том числе, духовного обмирщения. С возникновением протестантизма происходит трансформация содержания понятий «милосердие» и «благотворительная помощь» вследствие того, что в вероучении изменяется акцент с догматического на мирской. В сфере конкурирующих религиозных институтов протестантскими доктринами были четко обозначены реабилитационная и психотерапевтическая составляющие социально -каритативной практики, а также дано начало институционализации благотворительности. В исламе благотворительная деятельность с самого начала имела обязательный характер, что выразилось в одном из столпов религии, а также в определенные периоды времени приобретала институциональный характер (институт вакфов). На современном этапе мусульманская социально-каритативная деятельность ограничивается по ряду факторов, однако в республиках, для которых ислам является традиционной религией, активно действуют благотворительные фонды религиозного толка.
Новизна исследования состоит, во-первых, в том, что на основании подробного рассмотрения вероучительных основ ислама и протестантизма выявлены механизмы стимулирования в сфере социального служения, которые сопоставлены с современными светскими благотворительными мотивами, во- вторых, уточнены особенности и новации в моделях социально-каритативной помощи мусульман и протестантских течений, в-третьих, оценены перспективы развития религиозной благотворительности данных традиций на территории РФ.
Объект исследования: религиозные мотивы социально-каритативной деятельности в исламе и лютеранстве.
Предметом исследования является значение религиозно осмысленной благотворительной практики для современных мусульманских и лютеранских групп верующих на территории РФ.
Цель нашей исследовательской работы заключается в исследовании и сравнительном анализе приоритетных направлений социально-каритативной деятельности как форм социальной активности в жизни российских мусульман и протестантов.
Цель исследования может быть достигнута при помощи следующих задач:
1) рассмотреть законодательные проекты по осуществлению
благотворительной деятельности на территории Российской Федерации,
2) систематизировать духовные основы милосердия, представленные в священных текстах ислама (Коране и Сунне);
3) проанализировать отчетные документы крупных исламских благотворительных фондов;
4) выявить особенности и новации в благотворительной системе мусульман на современном этапе;
5) изучить толкование Библии в трудах классиков протестантизма (М. Лютера, Ф. Меланхтона) для осмысления основ милосердия;
6) определить роль добродетели милосердия в развитии практики социального служения протестантизма;
7) охарактеризовать особенности социально-каритативной практики в неопротестантских деноминациях в настоящее время;
8) произвести сравнительный анализ направлений благотворительной деятельности мусульман и протестантов в мировой практике и на территории Приморского края.
В процессе работы использовались следующие методы:
• исторический анализ применялся при изучении канонических текстов, например, Корана и богословских трудов лидеров Реформации, с целью выяснить какую смысловую нагрузку вкладывали в понятие «милосердие» и «добрые дела» на начальном этапе истории ислама и протестантизма;
• анализ документов послужил использованию статистических данных и отчетных документов религиозных организаций для определения доли населения на территории Приморского края и других субъектах РФ, принимающей участие в благотворительной деятельности;
• сравнение произведено в отношении отдельных показателей социально- каритативной деятельности протестантских организаций и исламских общин в Приморском крае;
• контент-анализ помог в изучении проблемы в целом и публикационной активности, посвященной данной теме в средствах массовой информации, в частности, количеству статей соответствующей тематики в журналах и числу исследований отечественных и зарубежных авторов;
• синтез и обобщение позволили объединить большой объём информации и данных, полученных нами из различных источников, для обоснования гипотезы и выводов.
Для проведения исследования, представленного в практической части нами были выбраны следующие протестантские и исламские организации, осуществляющие деятельность в Приморском крае с 1992 по настоящее время: Лютеранская церковь Святого Павла г. Владивостока, Евангельско -Лютеранская община Святой Марии, Альянс Евангельских Церквей Приморского края, Церковь Христиан Веры Евангельской «Дом Жизни в г. Уссурийске, Ассоциация Церквей Евангельских Христиан и Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня в г. Арсеньев, религиозная организация мусульман г. Уссурийска, Находкинская городская мусульманская организация «Ислам» и местная мусульманская религиозная организация «Нур» в составе Центрального духовного управления мусульман России.
Цель и задачи определили структуру выпускной квалификационной работы:
Первая глава «Благотворительность в исламе» посвящена изучению формирования благотворительной системы на ранних этапах исламской истории как правового явления, выявление религиозных добродетелей, а также духовных основ понятия «благотворительность». Во втором параграфе мы осветили историю филантропии в России, а также ее влияние на развитие разных сфер жизни верующих. Третий параграф посвящен анализу состояния и уровня благотворительности мусульман на современном этапе на духовном и законодательном уровнях, в нем определены основные направления развития и масштабы социально-каритативной работы в пределах России, сравнены некоторые показатели со другими странами.
Во второй главе «Социально-каритативная деятельность протестантских церквей России» подробно рассмотрен феномен лютеранской и, в целом, протестантской благотворительной системы, изучены духовные основы милосердия у протестантов, отражены основные направления социально- каритативной деятельности протестантских общин на территории России, а также охарактеризованы особенности их благотворительной активности.
В третьей главе «Сравнительный анализ мусульманских и протестантских направлений благотворительности» произведен
сравнительный анализ протестантских и мусульманских направлений благотворительности в мировой практике на территории РФ, в Приморском крае.
Наш анализ предположил выдвижение гипотезы. Несмотря на то, что в вероучительных основах как исламской, так и протестантской благотворительности раскрываются различные духовные смыслы, общим является то, что обе модели формируются в одинаковых политических и социально¬экономических условиях современной России. Однако, мы считаем, что благотворительность в исламе носит частный характер, и таким видится ее дальнейшее развитие, в отличие от лютеранства, которое имеет организованную систему благотворительной деятельности.
Источниковую базу данного исследования составляют сакральные тексты рассматриваемых нами традиций, в-первую очередь, это Коран и Библия, в которых на догматическом уровне оформлено значение добродетели милосердия. Кроме этого, мы опирались на классические труды отцов Реформации, М. Лютера[17] и Ж. Кальвина[14], и теоретиков, оформивших отдельные ветви протестантизма в качестве догматической системы, таких как, например, Ф. Меланхтон[18]. Анализируя понятие «милосердия» в исламе, мы также отталкивались от высказываний пророка Мухаммеда, для чего прибегли к сборнику хадисов «Сборник хадисов: Сунан ат-Тирмизи», автор которого Абу иса Мухаммад ибн Иса Саура ат-Тирмизи [1]. Для исследования мотивов социального служения на современном этапе мы проанализировали социальные концепции ислама [21 ]и протестантских церквей [32]на территории РФ.
При написании нашего исследования использовались работы разных исторических периодов: вопрос о влиянии религии, в частности, ислама и протестантских течений, неоднократно рассматривался разными исследователями. Например, светские исследователи подробно в своих трудах изучают воздействие ислама на развитие благотворительной системы. М.П. Мчедлов [62], П.В. Шлыков [74, 75], А. Ковальчук[55], В. Якупов [76] стараются определить феномен
исламской благотворительности, ее историю и влияние на формирование мусульманского общества на социальном и экономическом уровнях, а также определить ее состояние в России на современном этапе. Этим же вопросом занимаются и исламские исследователи, такие как Р.И. Бекин [46], К. Маликов [60], 8
Ю. Кардави[15], которые больше стараются представить конфессиональный взгляд на явление мусульманской благотворительности и показать ее взаимосвязь с духовностью человека, сформированную Кораном.
Проблем, связанных с протестантской благотворительностью, касались отечественные исследователи, такие как Е.Ю. Костина [79], А.А. Родионов [64], Р.А. Лопаткин[58] и Р.Н. Лункин [59]. Российские изыскатели в своих работах больше внимание уделяют истории и анализу благотворительной деятельности протестантских общин на территории, во-первых, Российской империи, во-вторых, Российской Федерации. Из зарубежных исследователей мы прибегли к трудам М. Вебера [49], К. Армстронг [40]. Мы проследили, что в трудах перечисленных авторов акцент делается на раскрытии мотивов протестантской благотворительности, то есть выяснении того, что лежит в ее основе, а также изучение влияния на формирование мировой благотворительности как института общества.
Положения, выносимые на защиту:
1. В российском обществе с конца 80 -х годов XX века изменению подверглись политическая, экономическая, социальная и культурная сферы общества, что повлекло за собой ряд социальных проблем: безработицу, увеличение категорий нуждающегося населения и социально -незащищённых слоев, а также недостаточное финансирование со стороны государства социально¬значимых учреждений. В подобных ситуациях важную роль играют религиозные благотворительные организации, которые выполняют компенсаторную функцию, то есть способствуют реализации человеком духовной потребности в помощи ближнему.
2. Несмотря на увеличение роли религиозного фактора и устойчивого стремления религиозных организаций активно реализовывать программы по социальному служению, отношение государства в настоящее время неопределённо. Существует ряд внутренних причин: деятельность религиозных фондов, осуществляющих политику социальной помощи, отличается нестабильностью. Кризис социально-каритативной деятельности связан с проблемой текучести кадров, ограниченного бюджета на местах, региональными особенностями.
3. Государство старается поддерживать стабильный уровень
благотворительной активности в стране, поэтому ежегодно стимулирует развитие данной сферы грантовыми дотациями. Однако, существуют причины, по которым религиозным фондам не представляется возможным конкурировать со светскими благотворительными организациями, во-первых, сложность стабильного взаимодействия с потенциально заинтересованными спонсорами, во-вторых, наблюдаемое в последнее десятилетие снижение активности обеспеченных последователей и меценатов, чье финансирование осуществляется на добровольной основе.
4. Направления благотворительной практики в протестантизме и исламе во многом совпадают, кроме тех, которые имеют традиционное происхождение, но в тоже время, социальная значимость в целом по стране неодинакова. Исламская благотворительность на организационном уровне сосредоточена в центральном регионе России, где находятся религиозные и экономические центры. В других субъектах страны, включая Приморский край, практика оказания милости происходит на частном уровне, который не выходит дальше семейных и общинных связей, что наблюдается на всей территории РФ. Протестантские общины, при незначительном количестве адептов, организованно участвуют в социальной жизни общества в сотрудничестве с другими правительственными, светскими и религиозными структурами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ислам и протестантизм как религии представляют собой сообщества миллионов людей, которые связаны разного вида связями. Исторически активное взаимодействие между членами общины или уммы формирует необходимость регламентировать взаимоотношения на доктринальном уровне. Это привело к формированию понимания того, что истинно верующий должен иметь достойное поведение и сочетать в себе ряд качеств, которые включают в себя великодушие и сострадание. Однако, учитывая среду и условия, в которых возникли рассматриваемые нами религиозные традиции, очевидно, что для воспитания соответствующих черт характера и желания оказания милостыни на мотивационном уровне, необходимо было закрепить практику добротолюбия на вероучительном уровне.
Изучив Коран, мы обнаружили, что термин «милосердие» встречается неоднократно, рассматривается не просто как благожелательная линия поведения по отношению к окружающим людям, но как религиозный долг перед Аллахом. Практика оказания благотворительной помощи должна была оказать оздоровительный и смягчающий эффект на жестокий нрав арабов Аравийского полуострова. Несмотря на то, что филантропия должна осуществляться по велению сердца, бескорыстно, в исламской традиции произошло разделение на добровольную и обязательную виды оказания милостыни. В Шариате, своде предписаний, основанных на Коране, который долгое время носил правовой статус в исламском мире, и носит до сих пор в отдельных государствах, зафиксирована необходимость закята - религиозного налога, согласно которому необходимо жертвовать 2,5 % от своего дохода в пользу нуждающихся. Добровольная
благотворительность носила название садака и имела более высокий статус перед лицом Аллаха. Чистосердечное милосердие оказывало влияние на загробную жизнь верующего мусульманина, так как воспринималось как прощение грехов и, таким образом, открывала врата в райский сад, о чем говорится во второй суре 56
«Аль-Бакара» (Корова). Важную роль в развитии благотворительности в исламе играет личный пример, в данном случае, это жизненный путь Пророка Мухаммеда, который неоднократно подчеркивал важность добродетели милосердия и стал первым мусульманином, основавшим вакф, что является одной из форм организованной благотворительности, сохраняя свою функциональность. Впоследствии, многие эмиры, султаны и шахи, а также члены монарших семей вдохновляли состоятельную элиту государства на благотворительную работу. Наиболее яркий пример этого, времена Османской империи, когда жены и матери султанов активно занимались образованием и развитием вакфов, а также строительством мечетей и медресе. Кроме этого, деятельность вакфов находилась под надзором светских лиц - кадиев, которые следили за тем, чтобы собранные средства шли на помощь нуждающимся. Таким образом, практически с самого начала основания благотворительная деятельность охранялась и поддерживалась государственными структурами, поэтому имела распространённый характер, особенно в центрах.
В России с самого начала и по настоящее время мусульманская социально- каритативная деятельность имеет стихийный и периодический характер, что связано со множеством факторов. Внимательно проанализировав феномен исламской социально-каритативной практики на территории Российской Федерации и стран бывшего СССР, где ислам является традиционной религией, мы обнаружили, что становление мусульманской благотворительности связано с воспитанием национальной идентичности, которая формируется через религиозное самосознание. Милосердная практика органично вплетается в традиционный общинный уклад жизни мусульманских этносов, при этом игнорируя религиозные формы. Большую роль по-прежнему играют событийные мероприятия сакрального характера, такие как религиозные праздники, Ураза-Байрам и Курбан-Байрам. Социальная суть исламских торжеств заключается в том, что они позволяют почувствовать единение как в кругу семьи, так и духовную близость с каждым членом уммы. Мы выяснили, что частный уровень благотворительной деятельности строго регламентирован по половым и возрастным критериям, что выражается во время забоя и дальнейшем приготовлении жертвенного животного.
Ярко выраженная семейная ориентированность милосердной практики, которая периодически приобретает и общинный характер, демонстрирует, что благотворительность на большей части территории нашей страны не может стать значимым фактором социального капитала. Положение районных мечетей, которые теоретически должны быть двигателями развития организованных форм мусульманской филантропии посредством личного примера имамов и других представителей богословия, также не способствует этому. Несмотря на значение, которое имеет мечеть в организации ранее упоминаемых нами праздников, на практике небольшие мечети, наоборот, становятся объектами помощи со стороны верующих.
В религиозных центрах, как например г. Казань, благотворительность развивается на нескольких уровнях, в том числе и официальном, что выражается в активной роли крупных религиозных институтов, таких, например, как ДУМ (Духовное Управление Мусульман). Кроме этого, действуют крупные исламские филантропические фонды, которые направляют свою деятельность на решение основных социальных проблем общества. Мусульманские религиозные организации, имеющие исторически сложившийся опыт работы с населением и богатый духовный потенциал, берут на себя также функцию поддержки различных категорий нуждающихся, участвуют в духовно-нравственном воспитании молодёжи, в укреплении института семьи. Кроме финансовой и материальной поддержки, активно развивается волонтерское движение, которое нацелено на оказание психологической и духовной помощи. Оказывая благотворительное содействие тем, кто оказался в затруднительном положении, мусульманские благотворительные организации выходят за рамки предоставления помощи непосредственно в рамках мусульманских общин. Ими ведется обширная деятельность по оказанию помощи представителям других национальностей и приверженцам противоположных исламу традиций. Фонды и официальные лица
ислама подчеркивают, что благотворительность является одним из факторов, который способствует воспитанию межрелигиозной терпимости.
Протестантская модель благотворительной деятельности, появившаяся на девять веков позже исламской, на данный момент является одной из самых эффективных, охват направлений, по которому ведется социально-каритативная работа, в настоящее время увеличивается. Идея добрых дел отличается от концепции, рассмотренной нами в исламе, закономерно имеет некоторое сходство с католической системой, которая выделяет особую роль благих дел в спасении души человека. Протестантизм с момента своего возникновения критиковал подобное мышление, поэтому добрые деяния были полностью исключены из учения о спасении. Они стали трактоваться как внешние явления, следствия веры, которая, в свою очередь, спасает душу. Вера наиболее полно усваивает естественную любовь к Богу, что в земной жизни выражается в поведении человека, его практике оказания милости. Несмотря на то, что главным священным текстом для протестантов разных деноминаций является Библия, где были закреплены вероучительные основы, которые стали основой для формирования благотворительной модели, мотивационная часть была сформулирована в трудах основателей, таких как М. Лютер, Ж. Кальвин. Кроме этого, важную роль сыграли ценности, которые протестантизм воспитывал в своих последователях. Усердный труд, солидарность и взаимопомощь, которые оказались важным фактором для выживания и развития протестантизма в целом, а не только одной сферы социального служения. Финансовая и материальная помощь при этом рассматривается как второстепенная, потому что цель социально-каритативной практики в том, чтобы помочь нуждающемуся раскрыть потенциал, который был заложен в него Богом. Проанализировав деятельность религиозных организаций, например, по оказанию поддержки бездомным, мы отметили, что беды, которые привели человека к подобному состоянию, воспринимаются как болезненные состояния души. Следовательно, в первую очередь, внимание нужно обратить на духовное оздоровление, спасти его душу (так как лидеры Реформации считали, что бедность - это показатель неугодности Богу), и помочь найти свое истинное 59 призвание, которое будет нести пользу обществу. Также мы выяснили, что протестантская концепция филантропии сочетает в себе помимо идей, усвоенных из Священного Писания, демократические ценности, поэтому напрямую связана с представлениями о социальной справедливости. Утверждается мысль о том, что все благо идет от Бога, поэтому немыслимо, что оно может принадлежать одному человеку, так как считается, что смысл жизни христианина заключен в служении другим людям. Либеральная теология оформила концепцию, согласно которой активная благотворительная деятельность способствует установлению Царства Божьего на земле, на основе предположения о том, что доброта и забота друг о друге приведут к процветанию всего человечества. Протестантизм первым провозгласил, что ответственность за благотворительность несет не только община, но государство, так как забота о гражданах, находящихся в бедственном положении, является одной из его обязанностей. На этом пути протестантские конфессии одни из первых стали открыто сотрудничать с государственными структурами, чтобы найти решение для важных социальных проблем современного общества. Мы выдели подобную открытость как одну из важных черт, присущую рассматриваемой нами религии. Это касается не только партнерских отношений с правительственными органами. Мы выяснили, что несмотря на большое количество деноминаций внутри традиции, в вопросах социального служения все течения действуют достаточно консолидировано не только между собой, но и с представителями других исповеданий. Следующая отличительная черта, присущая протестантизму, которая влияет на практику благотворительной помощи, это динамичность. Смысл ее заключается в том, что протестантские церкви постоянно ищут новые вызовы, оперативно формируя свою позицию на появляющиеся в современном мире проблемы. Однако, любая благотворительная деятельность, выходящая за рамки общины, носит ярко выраженный проповеднический характер. Социально-каритативная практика создает положительный социальный облик в глазах государства и простых граждан. Поэтому, социальная подвижность является одной из форм адаптации не только к конкретному обществу, но и к реалиям современного мира. В своей практике социального служения протестантские 60
церкви, как и рассмотренные нами исламские благотворительные фонды, осуществляют традиционные формы помощи, также уделяя внимание социально незащищенной категории населения. Кроме этого, их деятельность носит профилактический характер, что является особенностью социально-каритативной практики протестантизма в целом. Несмотря на то, что некоторые протестантские деноминации, например, менонниты, ограничивают практику взаимопомощи в рамках своей общины, в основном мы наблюдаем тенденцию того, что благотворительность как институт в протестантизме, в том числе, в лютеранстве, сохранится и в дальнейшем будет развиваться на общественном организационном уровне. Таким образом, мы считаем гипотезу, которая была сформулирована нами в самом начале, подтвержденной.



1. Абу иса Мухаммад ибн Иса Саура ат-Тирмизи. Сборник хадисов: Сунан ат-Тирмизи [пер. с арабского: Мирзо Кенджабек (пер. с узбекского: Гиндуллина Р.Р., Кадырова Я.А,)] [Электронный ресурс.]. - Режим доступа: http://hadis.info/sunan-at-tirmizi-xadis-2688/34771/ (дата обращения: 19.06.2017)
2. Библия. - М.: Российское Библейское общество, 2008. - 928 c.
3. Благотворительный концерт в пользу беженцев из Украины// Новости
союза ЕЛЦ- 2015 [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http ://www.elkras.ru/arhiv/ arhiv_novostei/2013 god/ iiun/blagotvoritelnyikoncertvpolzub ejencevizukrainy.jdx (дата обращения: 23.04.2018)
4. Вакф - как основа благотворительности в Исламе [Электронный ресурс] // Islam.ru (Исламский информационный портал).- 2015. - Режим доступа: http://www.islam.ru/content/economica/30960, (дата обращения: 20.02.2017)
5. Внутрицерковный устав организации «Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии»-Принят Генеральным Синодом 28 мая 1999 года.- СПб.: Б.и., 1999. - 49 с.
6. Воспитание детей в мусульманской семье. Матери правоверных //
Алиф.ТВ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=boi8niaoDYc&list=LL_u3OE1BLqci9AGxlrh1aeQ &index=68 (дата обращения: 4.02.2017)
7. Встреча по вопросам реставрации и строительства комплекса
церковных зданий в Уфе// Информационная служба Благотворительного фонда «УРАЛ».- 2014 [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.elkras.ru/arhiv/arhiv_novostei/2013god/noyabr/vstrechapovoprosamrestavra ciiistroitelstvakompleksacerkovnyhzdaniivufe.jdx (дата обращения: 22.04.2018)
8. Горбунов, А.Л. Сводный годовой доклад о деятельности религиозных групп и организаций, действующих в Арсеньевском городском округе за 2006 год 62
// Архив Департамента внутренней политики по Приморскому краю,- Д. 19/292.-Л. 5-7.
9. Дарить праздник другим: благотворительные ярмарки в общинах
[Электронный ресурс]// Новости союза ЕЛЦ.- 2013.- Режим доступа:
http://www.elkras.ru/arhiv/arhiv novostei/2013/dekabr/blagotvoritelnyeyarmarki.jdx (дата обращения: 23.04.2018)
10. Диаконический Отдел //Сайт Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии [Электронный рессурс]- Режим доступа: http://elci.ru/diakoniya/ (дата обращения: 229.04.2018)
11. Женская Работа // Сайт централизованной религиозной организации «Евангелическо-лютеранская церковь России» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.elkras.ru (дата обращения: 18.04.2018)
12. Жирова, А. Люди помогают людям// Der Bote/Вестник.- 2005.-№1
[Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.elkras.ru/diakonia/liudi_pomogaiut_liudyam.jd х, (дата обращения:
23.04.2018)
13. Конференция Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви
Германии (По материалам Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви) [Электронный ресурс]// Новости союза ЕЛЦ.- 2015. - Режим доступа:
http ://www.elkras.ru/arhiv/ arhiv_novostei/2015 god/ dekabr/konferenciyarusskoipravosla vnoicerkviievangelicheskoicerkvivgermaniijdx (дата обращения: 23.04.2018)
14. Кальвин Ж. Наставления в христианской вере [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.jeancalvin.ru/institution/ (дата обращения: 10.01.2018).
15. Кардави, Ю. Дозволенное и запретное в исламе / Ю. Кардави - М.: Умма, 2005. - 352 с.
16. Коран [перевод: Крачковский Ю.И] / Под ред. Морозовой О. - Р/н Дону.: Феникс, 2008. - 543 с.
17. Лютер, М. Свобода христианина //Избранные произведения [Перевод: К. С. Комаров, Ю. А. Голубкин, Ю. М. Каган] / Под ред. Андрюшкина А.П.- СПб.: Андреев и согласие, 1997.- 433 с., С. 16-55.
18. Меланхтон, Ф. Аугсбургское вероисповедание [Электронный ресурс].-
Режим доступа: http://illuminats.ru/component/content/article/32 —xvi--xvii-/2451-
augsburg-confession (дата обращения: 10.01.2018)
19. Наши проекты// Сайт Благотворительного фонда «Мял» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://myal.ru/index/informacija_o_fonde/0-10 (дата обращения: 20.02.2017)
20. НЕЛЦУ приняла участие в создании центра паллиативной помощи//
Новости союза ЕЛЦ- 2016 [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http ://www.elkras.ru/arhiv/ arhiv_novostei/2016god/ mai/nelcuprinyalauchastievsozdanii diakonicheskogocentra.jdx (дата обращения: 23.04.2018)
21. Основные положения социальной программы российских мусульман [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.muslim.ru/articles/280/8471/ (дата обращения: 13.05.2017)
22. Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://soteria.ru/s887/ (дата обращения 01.04.2018)
23. Пензенские протестанты отправили гуманитарную помощь на Донбасс
// Живая Вера Медиа // Afmedia.ru (Информационно-аналитический портал) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://afmedia.ru/node/3066 (дата
обращения: 23.04.2018)
24. Положения о Церкви Централизованной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская церковь Ингрии на территории России».-одобрено Синодом на заседании 14.10.2016.-СПб.: 2016.- 42 с.
25. Программы // ЗАКЯТ Благотворительный фонд. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-islam.ru/zakyat/ (дата обращения: 20.02.2017)
26. Программы //Национальный исламский благотворительный ФОНД
«Ярдэм» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.yardemfond.ru/#programs, (дата обращения: 20.02.2017)
27. Рудин, С.П. О деятельности религиозных организаций на территории муниципального образования г. Уссурийска от 28.10.2005 // Архив Департамента внутренней политики по Приморскому краю.- Д. 2259.-Л. 27-28.
28. Рудин, С.П. О деятельности религиозных организаций на территории муниципального образования г. Уссурийска от 28.10. 2005 // Архив Департамента внутренней политики по Приморскому краю.- д. 2259.-Л. 37-38.
29. Служебная записка от 21.10.08 // Архив Департамента внутренней политики по Приморскому краю.- Д. 12-19/2906.-Л. 3.
30. Солдатов, А. 500-летие Реформации наша страна встречает в условиях, чем-то схожих с Европой XVI века// Новая газета.-2017. -№1- С. 20-22.
31. Социальная концепция Российского Союза Евангельских Христиан-
Баптистов [Электронный ресурс].- Режим доступа:
https://baptist.org.ru/read/article/98887 (дата обращения 17.05.2018).
32. Социальная позиция протестантских церквей в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.g-protestant.com/documents/docs/article/81397 (дата обращения: 10.01.2018).
33. Стейси, А. Щедрость и ее важное место в исламе [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.islamrehgion.com/ru/articles/1668//
свободный. Загл. с экрана (дата обращения: 02.04.2017).
34. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495 (дата обращения: 14.04.2017)
35. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января
1995 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102039064 (дата обращения:
14.04.2017)
36. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных
объединениях» от 26 сентябрь 1997 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102049359 (дата обращения:
15.03.2017)
37. Gonzalea, D. U.S. Aids Conversion-Minded Quake Relief in El Salvador [Электронный ресурс] // The New York Times, March 5, 2001 -Режим доступа: https://www.nytimes.com/2001/03/05/world/us-aids-conversion-minded-quake-relief- in-el-salvador.html (дата обращения: 20.05.2018)
Исследования:
38. Агапов, Е.П. Социальная работа как феномен культуры: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Ростов н/Дону, 1999. - 40 с.
39. Айдагулов, М. Институт вакфов в пространстве мусульманского мира вовне России [Электронный ресурс] // Ислам в современном мире. - 2010. - №1-2 (17-28). -Режим доступа: http://idmedina.ru/books/islamic/?2024 (дата обращения: 20.02.2017)
40. Армстронг, К. Битва за Бога. История фундаментализма / К. Армстронг. - М.: Альпина нон-фикшн, 2013. - 502 с.
41. Ахмутханова, З.А. Проблемы благотворительности и спонсорства в современной России // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 4 (10). - С. 45-48.
42. Ашкеров, А. Ю. Экономическая и антропологическая интерпретации социального обмена // Социологический журнал. - 2001. - №3. - С. 71-87.
43. Багдасарян, А. Четыре вида благотворительности в исламе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://islamreview.ru/economy/cetyre-vida- blagotvoritelnosti-v-islame (дата обращения: 20.02.2017)
44. Барбур, И. Этика в век технологий / И. Барбур.-М.: Библейско- богословский институт св. апостола Андрея, 2001.-403 с.
45. Баязитов, И. Вакфы и история благотворительности у мусульманских
народов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.yardem.ru/publ/stati/vakfy_i_istorija_blagotvoritelnosti_u_musulmanskikh_ narodov/22-1-0-60 (дата обращения: 20.02.2017)
46. Бекин, Р.И. Институт вакфа в социально -экономической и политической жизни мусульманских стран // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. - 2008. - №3. - С. 105-114.
47. Буга Е.В. Особенности социального служения протестантских общин в современном обществе // Гуманитарные научные исследования.- 2013.- № 8 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2 013/08/3686, (дата обращения: 12.01.2018)
48. Ваннах, М. Армия Спасения - полтора века борьбы за человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gosvopros.ru/nko/salvation-army/ (дата обращения: 23.05.2018)
49. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма/ М.Вебер.-М.: Ист¬Вью, 2002. - 352 с.
50. Горюнов, Д.В. Социально-гуманитарная деятельность протестантских деноминаций // Материалы научно-практической конференции «Протестантизм в современной России. Вклад в развитие общества, религии, истории и культуры», посвященной 495-летию мировой реформации (16 ноября 2012 года).-Пермь: Книжная площадь, 2012. - С. 95-96.
51. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры/ А.Я. Гуревич.- М.: Искусство, 1984.-350 с.
52. Егупов, А.В. Организационный потенциал и современные инструменты воздействия исламских организаций на социально-политические процессы в мире // Человек. Сообщество. Управление.-2012. -№1- С. 133-142.
53. Журавлева, Т.Б. Благотворительность как социальный институт гражданского общества / [Т.Б. Журавлева, Ф.Ш. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова, А.Ю. Шакирова]/ Под редакцией Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: АСО (КСЮИ),2008. -204 с.
54. Ковалев, И.В. Проблемы благотворительных фондов России. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2015. - №12/7. - С. 105¬110.
55. Ковальчук, А. Исламская благотворительность [Электронный ресурс] // Отечественные записки. -2003. -№ 5 (14). -Режим доступа: http://www.strana- oz.ru/2003/5/islamskaya-blagotvoritelnost (дата обращения: 13.05.2017)
56. Крафес, Д. Ислам и гуманитарная помощь / Под ред. В. Бернара // Международный журнал Красного Креста. - 2005. - Т. 87, № 858. - С. 121-140.
57. Кузнецова-Моренко, И. Дар и благотворительность в мусульманских измерениях повседневности и официальных практик в Республике Татрстан // Социальная политика в современной России: реформы и повседневность. Сборник научных трудов / Под ред. проф. П.В. Романова и проф. Е.Р. Ярской-Смирновой. - М.: ООО «Вариант», ЦСПИГИ, 2008. - С. 391-421.
58. Лопаткин, Р.А. Социально-экономический потенциал российского протестантизма // Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом. - 2010- №4.- 278-282 с.
59. Лункин, Р.Н. Евангельские церкви России и общество: реформация для «малой родины» // Современная Европа.-2014. -№ 4.-С. 136-148.
60. Маликов, К. Социальная активность мусульманского сообщества Кыргызстана на современном этапе/ К. Маликов. - Бишкек, 2010. - 20 с.
61. Милюков, И. Проповедники милосердия/ И. Милюков. - Казань: Отечество, 2009. - 130 с.
62. Мчедлов, М.П. Милосердие / М.П Мчедлов - М: РНИСиНП, 1996. - 217 с.
63. Разъяснение о ростовщичестве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://islamdag.ru/verouchenie/23143 (дата обращения: 23.09.2017)
64. Родионов, А.А. Роль протестантизма в развитии российского общества. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология.- 2015. -№3. -С. 209-221.
65. Салахутдинова, Л. Социально-культурные векторы работы
мусульманских религиозных деятелей республики Татарстан с современной молодежью // Исламоведческие исследования в современной России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы: материалы I международного научно-практического симпозиума (19-20 февраля 2009 г.): в 2 томах. - Т.2. - Казань: Intelpress+, 2009. - С. 182-188.
66. Сиффиулин, М.Р. Благотворительность и религиозность мусульман: к вопросу о формировании социального капитала // Исламоведческие исследования в современной России и СНГ: достижения, проблемы и перспективы». Материалы Международного научно-практического симпозиума 19-20 февраля 2009 г. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2009. - С. 132-143.
67. Сулакшин, С.С. Благотворительность в России и государственная политика / С.С. Сулакшин, Д.В. Бачурина, М.В. Вилисов, Г.Г. Каримова, И.Р. Киш, О.В. Куропаткина, Л.А. Макурина, А.С. Сулакшина.-М.: Научный эксперт, 2013.¬204 с.
68. Сулейманов, Р. Арабские благотворительные фонды в Татарстане и их влияние на мусульманскую общину региона в 1990-е годы // Евразийские исследования.- Центр евразийских и международных исследований Института непрерывного образования Казанского (Приволжского) федерального университета.- 2010. -№4(12).- С. 93-98.
69. Тетерятников, К. Как повлияла протестантская трудовая этика на западную экономику и благотворительность? - [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://obodrenie.info/social-impact-of-the-believers/how-protestant-ethics-has- changed-western-economy/ (дата обращения: 10.01.2018).
70. Тихоненко, О.О. Социальные учения протестантских объединений в России// Социология власти. - 2012. - № 1. - С. 187-193.
71. Устиненко, В.Б. Социальное служение религиозных организаций в контексте социальной политики современной России (на примере Санкт- Петербурга): Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 2008. - 27 с.
72. Усупова, М.М. Мотивы формирования социально -каритативной
деятельности в исламе // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук- Владивосток: Изд-во Дальневост. Федерал. Ун-та, 2017.- С. 319-325.
73. Хлякин, О.С. Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты:- Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 2004. - 129 с.
74. Шлыков, П.В. Вакфы в социально-политической истории Турции (1923-2008 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М, 2010. - 27 с.
75. Шлыков, П.В. Вакфы в Турции: трансформация традиционного института / П.В. Шлыков. - М: Марджани, 2011 - 560 с.
76. Якупов, В.М. Тенденции этнизации и модернизации религиозной жизни татар на рубеже XIX-XX вв. // Исламоведческие исследования в современной России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы: материалы I международного научно-практического симпозиума (19-20 февраля 2009 г.): в 2 томах. - Т.2/ под ред. Б.М. Ягудина. - Казань: Intelpress+, 2009. - С. 121-129.
77. Ярская-Смирнова, Е. Р., Романов, П.В. Новая идеология и практика оказания социальных услуг: оценка эффективности в контексте либерализации социальной политики // Журнал исследований социальной политики. - 2005. - Т. 3, № 4. - С. 497-522.
Учебная литература:
78. Донцов, В. Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений: учебное пособие / В.Е. Донцов. - М., 2001- 212 с.
79. Костина, Е. Ю. История социальной работы: учебное пособие/ Е.Ю. Костина. -Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 110 с.
Справочная литература:
80. Гогеберидзе, Г. М. Вакф // Исламский толковый словарь. -Р/н Дону: Феникс, 2009. - 206 с., С. 37.
81. Остапенко, Г.С. Армия Спасения / Г.С. Остапенко, О.В. Чернышев // Православная энциклопедия, Т.3.-М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. - 716 с., С. 324-325.
82. Пудовкина, Е.О. «Диакония» Благотворительный фонд содействия
межцерковной христианской диаконии // Энциклопедия благотворительности Санкт-Петербурга [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2822555387 (дата обращения: 19.05.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ