Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Польская католическая интеллигенция в 1945 - 1948 гг.: политическое и духовное самоопределение

Работа №71564

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы149
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
266
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Польская католическая интеллигенция в условиях послевоенного социально-политического развития 19
§1. Социально-политические процессы в послевоенной Польше 19
§ 2. Интеллектуальная среда и общественно-политическая роль польской католической интеллигенции 36
Глава 2. Политическое самоопределение польской католической интеллигенции 58
§1. Образ СССР в рефлексии польской католической интеллигенции 58
§2. Отношение польской католической интеллигенции к идеологии марксизма 71
§3. Польская католическая интеллигенция о «немецкой угрозе» и «возвращенных землях» 79
Глава 3. Политические и социальные идеалы польской католической интеллигенции 96
§ 1. Социально-политическая концепция группы «Дзись и Ютро» 96
§ 2. Социально-политическая концепция группы «Тыгодник Варшавский»... 109 § 3. Социально-политическая концепция группы «Тыгодник Повшехны» 120
Заключение 133
Список использованных источников и литературы

Актуальность исследования определяется тем вниманием, которое в современных социо-гуманитарных науках уделяется процессам, происходящим на территории Восточной Европы в середине ХХ столетия. Формирование в мире двух идеологически противостоящих друг другу «лагерей» создавало те условия, в которых интеллектуалам Европы необходимо было выбрать, на какой стороне «баррикад» они окажутся в надвигающемся противостоянии. Популярность в европейской интеллектуальной среде социалистических идей, определяла надежду многих интеллектуалов на возможность построения государственности на принципиально новых основах социальной справедливости. Именно поэтому понимание логики и анализ мотивов, которыми руководствовались интеллектуалы, формулируя свое отношение к новой политической реальности принципиально важны для изучения природы нарастающего мирового противостояния. Особое место на «интеллектуальной карте» Европы ХХ в. принадлежало христианской политической мысли, стремящейся увязать принципы социальной справедливости и демократии с нормами христианской морали и этики.
Изучение этих процессов на примере Польши имеет несколько важных специфических черт. В первые годы после войны, стране, понесшей тяжелые потери в годы войны, не удалось вернуться к полноценной мирной жизни. Та часть польского общества, воспитанного на идеалах свободы и независимости, которая видела в приходе Красной армии не освобождение, а новую оккупацию принялась с оружием в руках отстаивать свое представление о будущности польского государства. Между тем, становилось очевидным, что западные союзники признают состоявшийся в стране политический режим и не собираются способствовать приходу к власти в Польше «лондонского правительства». При этом, особую роль в польском государстве играла Католическая Церковь, имеющая широкую поддержку среди населения и ставшая значительной оппозиционной силой по отношению к новым властям. В условиях возрастающего доминирования в политической сфере коммунистической и социалистической партий, католическая интеллигенция оставалась наиболее значительной группой интеллектуалов, для которой марксистская идеология была принципиально неприемлема, что становилось идеологической преградой для включения католиков в процесс строительства в Польше новой государственности. Все это, указывая на специфику той ситуации, в которой оказались католические интеллектуалы, определяет особый интерес к процессу их самоопределения.
Целью настоящей работы является анализ рефлексии, политического и духовного самоопределения польской католической интеллигенции на фоне происходящих социально-политических процессов в послевоенной Польше.
В рамках исследования мы намерены разрешить следующие задачи: -охарактеризовать социально-политические процессы, происходящие в Польше в 1945 - 1948 гг.;
-рассмотреть процесс формирования интеллектуальной среды и общественно политическую роль формировавшихся групп католической интеллигенции;
-проанализировать сконструированный в ходе рефлексии католической интеллигенции образ Советского Союза;
-изучить полемику польской католической интеллигенции с идеологией марксизма;
-показать особенности самоопределения католической интеллигенции по вопросам «немецкой угрозы» и «возвращенных земель»;
-проанализировать социально-политические концепции различных групп католической интеллигенции.
Объектом нашего исследования является польская католическая интеллигенция в 1945-1948 гг.
Предметом исследования можно считать политическое и духовное самоопределение католической интеллигенции в новых социально-политических условиях послевоенной Польши.
Исследование охватывает следующие хронологические рамки: 1945 - 1948 гг., т.е. период от становления первых групп католической интеллигенции до закрытия варшавского еженедельника и репрессий в отношении интеллектуалов, собравшихся вокруг издания, что ознаменовало начало принципиально нового этапа в истории католической интеллигенции.
Методологические основы исследования: работа основана на принципе историзма и выполнена в жанре интеллектуальной истории, т.е. методологическом направлении в исторической науке, которое ставит целью проанализировать рефлексию той или иной группы интеллектуалов, вписав ее в социальный, культурный и политический контекст .
Обзор источников. Основным источником для нашего исследования стали статьи, опубликованные в печатных изданиях групп католической интеллигенции. Основным печатным органом того сообщества католических интеллектуалов, которое собрался вокруг фигуры Болеслава Пясецкого стал журнал «Дзись и Ютро» ("Dzis i Jutro"). Издание, первый выпуск которого появился 25 ноября 1945 года, выпускалось еженедельно. Как и другие «тыгодники», журнал имел газетный формат, поэтому при ссылке на него будет указываться год, номер выпуска и страница, при этом вполне объемная статья может располагаться на одной странице. Издание имело подзаголовок: «католический общественный еженедельник» ("Katolicki tygodnik spoleczny"). Как правило, в первой части располагались статьи постоянных авторов, а во второй части журнала помещался обзор культурных событий, происходивших в стране. Характеризуя еженедельник «Дзись и Ютро», как исторический источник стоит отметить, что публикуемые на его страницах статьи, посвященные политическим вопросам, нередко отличались наиболее, по сравнению с другими католическими еженедельниками, идеологизированным стилем повествования.
Тем не менее, на страницах еженедельника можно было встретить публикации не только на политические темы. Скорее, наоборот, их появлениесреди рассуждения о богословских и общекультурных проблемах, как правило, означало необходимость интеллигентов обратиться к обществу и властям, декларировать позицию по тому или иному социально-политическому вопросу. С 1947 года группа Пясецкого начала выпускать и ежедневную газету «Слово повшехне» ("Slowo Powszechne"), которое правительство разрешило издавать тиражом 40 тыс. экземпляров. Газета представляла собой обзор основных церковных, политических, культурных и даже спортивных событий, происходящих в Польше за минувшие сутки. При этом, более или менее содержательные статьи по социально-политической проблематике в «Слове повшехном» помещались редко, но и небольшие заметки авторов сообщества представляют интерес для исследователя.
Печатным органом группы католической интеллигенции, сформировавшейся вокруг кс. З. Качинского, стал журнал «Тыгодник Варшавский» ("Tygodnik Warszawski"). Еженедельник, начавший свое издание с 11 ноября 1945 года, свой окончательный «образ» обрел только с возвращением в Польшу бывшего министра Лондонского правительства кс. Качинского. Еженедельник имел подзаголовок «католический журнал, посвященный вопросам жизни народа» ("Pismo katolickie poswi^cone zagadnieniom zycia narodowego"), что во многом определяло и характер тех публикаций, которые появлялись на их страницах. Многие статьи были посвящены именно проблемам социально-политического характера, наиболее четко выражая позицию сообщества по тем или иным актуальным вопросам. Специальная рубрика еженедельника была посвящена обзору событий, происходивших за предыдущую неделю в Польше и в мире. На страницах журнала можно встретить как дискуссию по церковным вопросам и проблеме самоопределения католической интеллигенции, так и специальные статьи, посвященные ответу на полемику с коммунистической и социалистической печатью, в рамках которой авторы стремились опровергнуть обвинения против Костела и католиков.
Краковский журнал «Тыгодник Повшехный» ("Tygodnik Powszechny") также стал одним из «бастионов» католической интеллигенции. Еженедельник, первый выпуск которого вышел 24 марта 1945 года, получил от своих создателей подзаголовок «католический общественно-культурный журнал» ("Katolickie pismo spoleczno-kulturalnie"), который во многом определил характер издание. Особое внимание на страницах «тыгодника» уделялось проблемам просвещения, образования и культуры. Между тем, несмотря на указание в подзаголовке на культурный характер издания, нередко на его страницах появлялись статьи, содержащие выражение позиции католических интеллигентов и по общественно-политическим вопросам. В журнале также можно найти специально отведенную для писателя С. Киселевского рубрика «Против шерсти» ("Pod wlos"), в которой автор помещал юмористические зарисовки, посвященные тем или иным событиям в социально-политической жизни страны. В рамках этой рубрики интеллектуалы нередко в шуточной форме доносили до читателей и до властей свою позицию по тем или иным общественно-политическим проблемам, подчеркивая тем не менее свою выключенность из политической борьбы и не оппозиционный характер издания. Вторым важным источником, отражающим политическое самоопределение краковской католической группы, стал ежемесячник «Знак» (Miesi^cznik "ZNAK"), первый выпуск которого появился в июле 1946 года. Этот журнал стал важной площадкой для выражения собственных идеалов молодыми интеллигентами краковской группы и местом оживленных дискуссий на богословские, философские, а иногда и социально - политические темы.
В ходе обзора мы специально не уделяли внимание тем авторам, которые публиковались на страницах журналов католических сообществ, специфическим чертам их рефлексии над общественно-политическими вопросами и изменениями, которые происходили в изданиях на протяжении исследуемого периода. Все это найдет свое отражение в основной части работы. Тем не менее, стоит отметить, что все приведенные исторические источники имеют общие черты, характерные для публицистики. В условиях цензуры всех легальных печатных изданий, проводимой Министерством информации и пропаганды, публикуемые на страницах журналов материалы тщательно отбирались редакционным советом. Это обстоятельство позволяет нам рассматривать позиции, представленные в еженедельниках, как, по крайней мере, не противоречащие идеалам католической группы, издающей журнал. При этом опубликованные материалы становились одновременно и обращением к читателю и декларацией собственной позиции перед властями. Все это делает журналы, издаваемые группами католической интеллигенции, ценным источником для изучения политического и духовного самоопределения католической интеллигенции.
По ряду причин, дневниковые записи и воспоминания основных деятелей католического движения исследуемого периода датируются более поздними годами. Тем не менее, характеристику происходящих процессов самоопределения можно найти в воспоминаниях Я. Заблоцкого, Е. Завейского, В. Аулентера, Р. Рейфа и других католических интеллектуалов. Также немало важных подробностей об особенностях самоопределения варшавской группы интеллигенции, собравшейся вокруг кс. З. Качинского можно найти в воспоминаниях эмигрировавшего из Польши бывшего лидера расколовшейся в 1946 году партии «Стороництво працы» К. Попеля. Важным, хоть и специфическим, источником для нашей работы послужили интервью, которые в посткоммунистический период давали дожившие до этого времени лидеры католических организаций. Особенно ценным источником такого рода можно назвать цикл интервью, данное журналисту Т. Красько, Е. Туровичем, лидером краковской католической группы. Источники, относящиеся к истории католической группы Б. Пясецкого, включающие материалы самого разного рода (интервью с современниками, записки, отрывки из воспоминаний) собраны воедино ветераном движения «светских католиков» В. Рейфом, что значительно облегчает работу исследователя этой проблематики. К сожалению, затраченного на его исследование времени не оправдал фонд ТАСС Государственного архива Российской Федерации, в котором мы обращали внимание на обзор прессы, выходящей в Польше в исследуемый период. Между тем, корреспонденты ТАСС основное внимание уделяли только основным коммунистическим и социалистическим изданиям, формируя представление о католической печати пересказывая тенденциозные «разоблачения» «католической реакции» коммунистов и социалистов. Тем не мене, сообщение корреспондента ТАСС «о планах создания католической партии в Польше», которое, впрочем, давно опубликовано, дает нам принципиально важные данные о роли образа СССР в самоопределении одной из групп католических интеллигентов .
Обзор историографии. Проблеме духовного и политического самоопределения польской католической интеллигенции в условиях становления новой политической системы в послевоенной Польше уделено исключительно мало внимания в современной российской историографии. На сегодняшний день, основной полноценной работой в новейшей отечественной исторической науке, посвященной польской интеллигенции в ХХ веке можно назвать две монографии историка Ривката Рашидовича Юсупова. Обе книги, будучи не самыми объемными, охватывают сравнительно продолжительный исторический период, что не могло не сказаться на характере и содержании монографических исследований. Перед автором стояла непростая задача представить взаимоотношения власти и различных групп интеллигенции, вписав их в исторических контекст, поэтому повествование в рамках проблемно сформулированного раздела или параграфа нередко переходило в изложение политической истории Польши, что несколько размывала «акцент» надеятельности интеллигенции.
Тем не менее, место на страницах исследований Юсупова находится и для католической интеллигенции, занимающей в первые послевоенные годы заметное место в политической и социальной жизни Польши. Сразу следует отметить, что тексты двух монографий Юсупова, вышедших с разницей в два года, во всяком случае, в той части работы, в которой речь идет о католической интеллигенции в 1945 - 1948 гг. практически дословно совпадают. Поэтому, рассматривая те или иные положения историка, мы будем указывать страницу и в первой, и во второй монографиях.
На страницах монографии Юсупова католическая интеллигенция предстает вполне однородной политической силой (фигуру Б. Пясецкого и «Дзись и Ютро» автор рассматривает отдельно) защищающей позиции церкви. Так, краковский еженедельник «Тыгодник Повшехны» автор называет «рупором общественно-политических взглядов Епископата и католической интеллигенции» , не проводя четких различий между деятельностью различных сообществ католических интеллектуалов. Такой подход, во многом обусловленный невозможностью в выбранном формате повествования уделить большее внимание католической интеллигенции, приводит к несколько упрощенному представлению полном «стратегическом» единстве варшавской и краковской групп католической интеллигенции.
Образ Болеслава Пясецкого, основавшего со своими соратниками еженедельник «Дзись и Ютро», на страницах монографий явно сформирован автором под влиянием распространенных в польской публицистике, а иногда и историографии, идеологических подходов к осмыслению этой фигуры. Представляя читателю политика, Юсупов пишет: «Как позднее стало известно, Б. Пясецкий был завербован органами НКВД, а затем стал агентом VI (sic! - А.Л.) департамента Министерства общественной безопасности ПНР», добавляя, что «польские исследователи признают, что Пясецкий «всю жизнь был убежденным польским тоталитаристом»», а «коммунистическая идея диктатуры пролетариата удовлетворяла его стремлению к созданию тоталитарного государства, установлению твердого порядка в нем». Более того, по совсем безосновательному утверждению Юсупова, «проводимые с этой целью (т.е. для «установлению твердого порядка» - А.Л.) массовые репрессии нового режима отвечали его политической морали и антилиберализму в экономике, политике и идеологии».
Нет смысла в рамках историографического обзора разбирать, неточность и тенденциозность такого взгляда на деятельность Б. Пясецкого, этим мы займемся в основной части работы, анализируя взгляды и деятельность политика. Стоит, однако, обратить внимание на большое количество фактических ошибок, которые допускает Юсупов в сравнительно небольшой части книги, уделенной католической интеллигенции в исследуемый нами период. Так, например, автор пишет, что редактором «Тыгодника Повшехного» «был поставлен каноник Ян Пивоварчик», но «вскоре режим настоял на его отставке и главным редактором издания был назначен Ежи Турович», в то время, как официальным редактором Пивоварчик никогда не был и лишь после того, как власти потребовали указать официального редактора издания, редакторский совет решил заявить в министерство фамилию Е. Туровича.
Упоминая подразделение Министерства общественной безопасности, курирующее деятельность католической интеллигенции Юсупов все время называет VI департамент (см. выше) , в то время, как Юлия Брыстигер, курировавшая «церковное направление», возглавляла V Департамент МОБ. Кроме того, Юсупов, рассуждая о формировании групп католической интеллигенции пишет, что особое сообщество интеллигентов сложилось вокруг католического журнала «Знак», которое просуществовало «вплоть до его закрытия в сентябре 1948 г...». Между тем, ежемесячник «Знак», который издавался на базе краковской группы католической интеллигенции в 1948 закрыт не был и не представлял собой особого, самостоятельного от Тыгодника Повшехного сообщества католических интеллектуалов.
Все это, несмотря на то, что не все ошибки и неточности были нами приведены, конечно, не умаляет научной ценности работы уважаемого историка профессора Р. Юсупова, поставившего перед научным миром проблему изучения польской интеллигенции. Скорее, такое количество неточностей, в работах исследователя свидетельствует о недостаточной изученности в российской историографии феномена католической интеллигенции и ее самоопределения в новых исторических условиях.
В польской историографии ситуация несколько иная. Как не странно, наиболее глубокие и наименее идеологизированные попытки осмыслить роль католической интеллигенции в обществе приходится на социалистический период в истории Польши. Формирование оппозиционного движения, включавшего и католиков, и «ревизионистов» из правящей партии стали катализатором осмысления роли католической интеллигенции в послевоенном периоде. Тут, в первую очередь, стоит отметить известную книгу Адама Михника, вышедшую в Париже, в которой автор подробно рассматривает проблемы взаимоотношений «левых» и церкви . По мнению автора, социалисты, убежденные в потенциальной реакционности католической церкви, не усмотрели в ней возможного партнера в борьбе с тоталитаризмом. С «католической стороны» вопросам «становления диалога» между оппозиционными лагерями посвятил свою книгу известный польский философ и богослов кс. Ю. Тишнер. Интеллектуал в своей работе отмечает, что главная заслуга церкви и католической интеллигенции в первые послевоенные годы заключалась в том, что противостояние с властью по принципиальным вопросам помогло отстоять большую, нежели в других соцстранах, свободу для польского общества.
В период «Народной республики» вышло и несколько монографических исследований, посвящённых католической интеллигенции и ее самоопределению в новых условиях. Немалую научную ценность представляет работа партийного историка З. Капущчика. В своем исследовании, посвященном прежде всего товариществу ПАКС, автор, оперируя доступными ему архивными материалами и публицистикой, обращает внимание в основном на событийную канву взаимоотношений между католической церковью, интеллигенцией и государством, недостаточно внимания уделяя вопросом самоопределения католической интеллигенции. Другой автор, М. Ягелло, напротив, исследуя деятельность сообщество католических интеллектуалов, собравшихся вокруг краковского журнала «Тыгодник Повшехны», особое внимание уделяет их идейному становлению. Это обстоятельство, в сочетании со стремлением автора деидеологизировать проблематику, делает исследование историка особенно ценным для проблематики нашей работы. Также, говоря о историографии коммунистического периода в истории Польши, стоит отметить исследование католического интеллектуала и историка А. Мицевского. Его труд, посвящённый проблеме самоопределения католической интеллигенции, во многом основанный на его личных воспоминаниях. Мицевский, фигура во многом трагическая, в студенческие годы стал одним из соратников Б. Пясецкого, а потому его работа представляет особый интерес для исследователя.
После падения социалистической системы в Польше, на волне пересмотра «официальной историографии» особое внимание исследователей было обращено на фигуры или открыто сотрудничающие с режимом, или решительно ему противостоящие. При этом, внимание историков не могла не привлекать фигура Болеслава Пясецкого, снискавшего славу «советского агента». При этом, на фоне бескомпромиссных обвинений в публицистике и научно-популярной литературе, бывшие соратники скончавшегося в 1979 г. политика, предприняли попытку своего рода «реабилитации» политика в глазах польского общества. Так, если друг и соратник Пясецкого Р. Рейф занимался в основном собиранием архива и изданием наследия политика, то исследователь Я. Энгельгард стал автором монографических исследований, посвященных личности лидера «светских католиков» . Стоит, правда, отметить, что работы автора бесспорно, содержащие немало важных фактов, отличает выраженное стремление «оправдать» Б. Пясецкого перед польским обществом, прибегая зачастую к уходу от освещения «неоднозначных» моментов в биографии политика . Это обстоятельство заметно вредит научной ценности работы историка. Заметным вкладом в исследование политического самоопределения католиков, собравшихся вокруг журнала «Дзись и Ютро» можно считать магистерскую диссертацию С. Кабата, в которой автор проанализировал издательскую деятельность сообщества в первые послевоенные годы. Наиболее ценной, с научной точки зрения, на наш взгляд, можно назвать книгу историков А. Дудека и Г. Пытеля, которые исследуя личность и деятельность Болеслава Пясецкого, не представили политика в роли «агента» или «героя», а показали противоречивый характер этой исторической личности, центральным понятием для которой стало, по их мнению, метафизическое представление о собственной «миссии» . Важную лепту в исследование феномена Пясецкого внес и российский историк Н.В. Петров, который исследуя деятельность генерала И.А. Серова, консультирующего польские спецслужбы, на основании архивных материалов подробно изложил обстоятельства беседы Б.Пясецкого с Серовым и судьбу предложенного им «проекта», подробности которого будут рассмотрены в основной части работы.
Среди огромного потока исторической литературы, изданной в новом столетии, обращение к проблемам политического и духовного самоопределения католической интеллигенции в первые послевоенные годы, в первую очередь в контексте их взаимоотношений с Епископатом, можно найти и на страницах монографий, посвященных истории Католической церкви в «Народной Польше». Среди них, прежде всего, следует выделить работы историков Я. Жарыня, А. Дудека и Р. Грызы. Судьбе части католической интеллигенции, сформировавшейся вокруг фигуры З. Качинского посвящена работа историков Т. Сикорского и М. Кулеши. Большую часть более, чем тысячи страничной книги занимает выборка из послевоенных публикаций «Тыгодника Варшавского». Стоит отметить, что текст, написанный самими исследователями не лишен идеологического подхода. Авторы, пытаясь показать, что только окружение З. Качинского до конца боролось с коммунизмом, в то время, как остальные сообщества чуть ли не предали католические идеалы, допускают немало тезисов, согласиться с которыми довольно трудно.
Большое «наследие» краковского еженедельника, авторитет, который заслужил в польском обществе недавно скончавшийся редактор журнала Е. Турович, стали основанием для создания, своего рода «корпоративной биографии», выполненной редакцией современного «Тыгодника Повшехного». Издание, имеющее внушительные размеры, выполнено в публицистическом стиле, тем не менее, имеет немало интересных подробностей и сюжетов, которые сохранились в коллективах изданий с первых годов его существования, что делает ее небезынтересной для историка. Также события, разворачивавшиеся в католической интеллигентской среде первых послевоенных лет, затронуты в биографии первого премьер-министра посткоммунистической Польши Т. Мазовецкого, написанной журналистом А. Бжечецким. Правда, объемный труд автора, к сожалению, не снабжен научно-справочным аппаратом, что заметно усложняет проверку приводимых в книге цитат и фактов.
Наиболее важной для нас работой стало исследование известного польского историка академика ПАН А. Фришке . В своем труде автор впервые ввел в научный оборот документы польских спецслужб, контролирующих деятельность сообществ католических интеллектуалов, что заметно расширяет наше представление о деятельности католических интеллигентов в первые послевоенные годы. Профессор Фришке зачастую практически целиком цитирует протоколы допросов и доносы сотрудничающих с Управлением безопасности агентов, что позволяет использовать его работу в качестве хрестоматии по взаимоотношениям католических интеллигентов и спецслужб. При этом, концептуальная часть книги все же носит, на наш взгляд отпечаток проблемы презентизма. Автор, стремящийся «оправдать» католических интеллектуалов перед «национальным историческим нарративом», нередко несколько искажает позицию интеллектуалов по тем или иным общественно-политическим вопросам. Вопросы, связанные с самоопределением католической интеллигенции, прежде всего с точки зрения политической философии интеллектуалов, рассматривает и американский исследователь польского происхождения П. Косицкий.
Научная новизна исследования определяется отсутствием в российской историографии работ, посвященных самоопределению польской католической интеллигенции; использованием в исследовании оригинальной источниковой базы на польском языке; перспективным методологическим направлением работы и рассмотрением в рамках исследования тех аспектов проблематики (роль образа Советского Союза в самоопределении католической интеллигенции), которым не уделялось достаточно внимания в польской историографии.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования материалов исследования в преподавании новейшей истории зарубежных стран в рамках образовательных программ и специализированных курсов бакалавриата и магистратуры, в качестве вспомогательного материала при подготовке к проведению уроков в общеобразовательных школах, а также может быть использована для подготовки бакалаврских работ по актуальной проблематике новейшей истории.
Научная апробация:
- редакционной коллегией сборника «Россия и мир глазами друг друга», издаваемого на базе семинара, проходящего в ИРИ РАН, принята для печати в 2016 (2017 г.) статья, посвященная восприятию образа Советского Союза в рефлексии польской католической интеллигенции.
- в декабре 2015 года на конференции «I Студенческие научно-практические чтения: Молодые исследователи и современная историческая наука» прочитан доклад «Польская католическая интеллигенция на фоне социальных процессов послевоенной Польши (1945 - 1948)» .
- статья, посвященная проблемам взаимоотношения польской католической интеллигенции и идеологии марксизма посвящена статья, принятая редакционным советом сборника «Clio-science. Проблемы истории и междисциплинарного синтеза» для печати в 2016 г.
- в апреле 2016 года в рамках «XXIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Ломоносов- 2016» в секции «История и история искусства», подсекции «История южных и западных славян» прочитан доклад, посвященный политическому и духовному самоопределению польской католической интеллигенции . Выступление было отмечено грамотой «За лучший доклад».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследуя в рамках Выпускной квалификационной работы социально-политические процессы, происходящие в Польше в 1945 - 1948 гг. мы пришли к выводу, что первые послевоенные годы стали принципиальным этапом в становлении польской государственности. Для польского общества этот период стал временем больших надежд на мирное будущее для своей страны, напряженных идеологических споров и ожесточенной политической борьбы. Все это, на фоне продолжавшейся борьбы властей с подпольем, определяло заметную нестабильность в польском обществе. Многих привлекала возможность строительства в Польше принципиально нового, справедливого государства. Тем не менее, та пропасть, которая разделяла противоборствующие идеологические лагеря, на наш взгляд, ясно свидетельствовала о том, что «победа» в этой борьбе должна была остаться за одной из сторон. Со временем становилось все более очевидным, что полный противоречий проект строительства в Польше «Народной демократии» так и не будет реализован на практике. Советское правительство, заинтересованное в стабильности региона, некоторое время сдерживало напор коммунистов, призывая их к диалогу с политическими оппонентами. Явно фальсифицированные результаты референдума и выборов стали важными этапами в формировании нового политического облика польского государства послевоенного периода. Усиливающееся напряжение в международных отношениях и нарастающие опасения начала Третей мировой войны возводили политическое и идеологическое противостояние в статус борьбы за выживание. Такое изменение ситуации, потребовало от государства жесткой борьбы с «антинародными элементами», представляющими реальную угрозу режиму. Особые полномочия по «стабилизации» режима все больше стали переходить в ведение спецслужб. На смену относительно самостоятельному харизматическому лидеру Гомулке пришел лояльный и «сговорчивый» Берут. Все это означало начало нового этапа в истории польского государства.
Рассмотрев процесс формирования интеллектуальной среды и общественно-политическую роль формировавшихся групп католической интеллигенции, мы пришли к выводу, что католическая интеллигенция в первые послевоенные годы оказалась в принципиально новой для себя ситуации. С одной стороны, католики, бывшие оппозиционерами «режима санации» Юзефа Пилсудского и его сторонников, чувствовали возможность принципиально изменить устоявшиеся в Польше социальные и политические порядки. С другой, католическим интеллигентам приходилось действовать в тех политических условиях, которые сложились в послевоенной Польше. Несмотря на активное сотрудничество первых лет между католиками, уже с самого начала формирования центров католической интеллигенции проявлялось три основных направления, которые определят дальнейшую судьбу коллективов католических интеллектуалов.
Нам удалось показать, что значительную роль в развитии интеллектуальных групп католической интеллигенции сыграли те взаимоотношения, которые сложились у интеллектуалов с властями. Так, Болеслав Пясецкий, на «реакционность» которого не раз указывали спецслужбы, смог за счет личного контакта с коммунистическими лидерами и спецслужбами добиться легальной деятельности своей организации и развития издательской и интеллектуальной деятельности молодых интеллектуалов. Тем не менее, Пясецкому не удалось добиться главной своей цели, стать связующим звеном между властью и церковью. Епископат не готов был делегировать кому-либо, а уж тем более человеку с репутацией Пясецкого, представительство интересов Церкви. Политик стоял перед выбором: или отказаться от роли лидера и выступать под руководством Епископата и быть в конце концов отстраненным от любой политической деятельности, или продолжать начатую им «игру» самостоятельно, отдельно от церковной иерархии. Пясецкий выбрал последнее.
Также нами было отмечено, что бывший министр эмигрантского правительства Зигмунд Качинский, приехавший в Польшу, осознавая себя крупным политическим деятелем, был уверен в том, что в его деятельности заинтересован Советский Союз. Россия, по его убеждению, должна была«защитить» польских католиков от наступления коммунистов, чтобы показать западным странам «демократический характер» польского государства. Качинский, собравший вокруг себя видных «ветеранов» христианской демократии, был уверен в широкой поддержке польским народом церкви. Он настойчиво стремился влиять на политическую жизнь Польши и вел активную социальную работу. При этом, лидер варшавских католиков не мог серьезно относиться к инициативам молодого выходца из националистического движения Пясецкого и его попытке возглавить светское католическое движение, отдельное от Епископата, сотрудничающее с властями, а значит рассчитывал самостоятельно, открыто отстаивать свои политические идеалы. Качинский, как и до войны вел открытый бой и потерпел поражение.
Тем временем, интеллектуалы, собравшиеся вокруг журнала «Тыгодник Повшехны», определили для своей деятельности, во многом под влиянием молодых членов редакционного совета, «культурную сферу». Декларированный интеллектуалами отказ от политических амбиций стали тем «редутом», в котором молодым интеллектуалам, изначально активно участвующим во многих политических инициативах других организаций, удалось укрыться в те годы, когда политическая атмосфера заметно изменилась.
Анализируя сконструированный католическими интеллектуалами образ СССР, мы пришли к выводу, что создание интеллектуалами на страницах своих печатных изданий образа Советского Союза, стал важным показателем самоопределения католической интеллигенции в новых политических условиях. Симпатизирующие справедливым «социальным реформам» католики обращались к нему очень осторожно и осмотрительно. Всячески подчеркивалось принципиальное отличие «Советской России» от рухнувшего «царизма». По мнению интеллектуалов, СССР стал символом государственной заботы о культуре, справедливого социального порядка и эффективной национальной политики, «великого духа» русского народа и «доблести» советской армии. В то же время, интеллектуалы признавали, что Советский Союз выступил надежным гарантом безопасности новой западной границы польского государства. При этом, апеллируя к «принципиальным отличиям» Польши от СССР, католическая интеллигенция стремилась отстоять суверенитет польского государства, права на католическое мировоззрение и возможность культурных, экономических и политических контактов с Западными странами. Помимо этого, обращаясь к рефлексии католической интеллигенции 1945 - 1948 гг. мы отметили, что формирование на страницах издания образа Советского Союза, помимо прочего, стало примером попытки интеллектуального преодоления «негативной исторической традиции» во взаимовосприятии двух народов.
Рассматривая полемику польской католической интеллигенции с идеологией марксизма, мы также отметили ее большое значение для самоопределения католической интеллигенции. С философской точки зрения, католическим интеллектуалам казалась безосновательной претензия марксизма на «научную объективность», а, значит, особую роль в строящемся государстве. Католики рассматривали марксистскую идеологию, как «псевдорелигиозную» картину мира и стремятся добиться «лояльной идейной борьбы» между двумя идеологиями и равного участия в строительстве «Новой Польши».
Нам удалось показать, что группы католической интеллигенции, стремящиеся к защите социального учения Католической церкви, основанного на папских энцикликах, сформулировали ряд неприемлемых, с их точки зрения, положений марксистской доктрины. Католическая интеллигенция, за исключением «группы Пясецкого», ограничившейся идеологическим противостоянием с марксизмом, не могли согласиться на полное уничтожение частной и средней собственности, необходимой, согласно католической доктрине, для защиты прав личности. Христианским принципам также, по мнению интеллектуалов, не соответствовала и идея классовой борьбы. Между тем, с точки зрения католических интеллигентов, сама идея «справедливого государства», основанного на социальной справедливости, близка христианству, а, значит, в стремлении к нему возможно сотрудничество с марксизмом.
В своем исследовании мы отметили, что к таким взглядам католическая интеллигенция пришла в тот момент, когда необходимо было искать точки соприкосновения со становящейся официальной марксистской доктриной. Сформулированные католиками положения станут неизменными для польской католической интеллигенции в отношениях с коммунистическими властями ПНР во второй половине ХХ века. Основа этих принципов на социальном учении церкви обнаруживает специфику католической интеллигенции. Отказ от сформулированных положений означал бы для интеллектуалов отказ от ее «католичности», что давало католическим интеллигентам некий каркас, определяло грань «non possumus» в отношениях с властями «Народной Польши».
Рассматривая особенности самоопределения католической интеллигенции по вопросам «немецкой угрозы» и «возвращенных земель», мы пришли к выводу, что католические интеллектуалы в ходе собственной рефлексии по этой проблеме, отстаивали необходимость сдерживания «немецкого экспанизма», путем создания из Польши сильного, независимого и основанного на «тысячелетних традициях» государства. Вина за преступления Третьего Рейха, по их мнению, лежала на всем немецком народе и имела, в том числе и религиозные корни. Отступление от Католической церкви и, следовательно, отказ от принципа неразрывности политики и этики казались католикам теми явлениями, которые привели к формированию нацистской идеологии. Католические интеллигенты готовы были активно участвовать в «просвещении» польского народа в вопросе о возвращенных землях, тем самым напрямую предлагая помощь властям в защите «национальных интересов» польского государства. Интеллектуалы, собравшиеся вокруг католических печатных изданий, активно показывали свою поддержку установленной границы по Одеру и Нейсе Лужицкой, при этом стараясь противостоять попыткам коммунистической и социалистической печати вбить клин между населением и церковью, обвинив ее в «непатриотичности» и пособничеству «немецкому реваншизму». Так, вопрос о Западных землях стал еще одной возможностью для католической интеллигенции обозначить свою лояльность правительству и оспорить тезис о «реакционности» католического лагеря.
Анализируя социально-политические концепции различных групп католической интеллигенции, мы пришли к выводу, что политические и социальные идеалы интеллигентов, собравшихся вокруг фигуры Болеслава Пясецкого, заметно отличались от тех, которые будут сформулированы другими сообществами католической интеллигенции. Как это не удивительно, в условиях государственной борьбы с «фашистской эндецией», «Дзись и Ютро» и его лидеру в некоторой степени удалось сохранить преемственность в отношении идеологического творчества национал-демократов межвоенного периода. Свойственная националистическим организациям радикальность доктрины, особое внимание к понятиям «долг» и «служение народу» стали основой для переработки концепции под современные реалии. Как и остальные группы католической интеллигенции, сторонники Пясецкого активно оспаривали тезис о потенциальной реакционности католиков, стараясь отстоять право верующих на участие в политической жизни страны. При этом, уход от следования «социальному учению Католической церкви», давал возможность католикам выступить противниками в той или иной мере отстаиваемого другими сообществами положения о «третьем пути». По мере ужесточения режима, интеллигенты все больше отрицали альтернативность собственной политической программы, выступая союзниками властей в борьбе за социализм. Основной целью Пясецкого и его окружению в новых условиях стало сохранение своего издания и созданного им сообщества. Можно предположить, что талантливый политик, по складу своего характера стремившийся, по выражению польского историка, вести «великую игру», пытался воплотить свои политические идеалы, не реализованные в общегосударственном масштабе, в рамках своего сообщества. Так или иначе, организации ПАКС, созданной Б. Пясецким, поплатившейся за сотрудничество с властями славой «агентов коммунизма», удастся просуществовать, хоть и не без происшествий, на протяжении всей истории «Народной Польши», издавая в условиях социализма качественную философскую и богословскую литературу, предоставляя площадку для общения на философские темы молодым польским интеллектуалам.
Тем временем, католические интеллектуалы, собравшиеся вокруг еженедельника «Тыгодник Вршавский», изначально выбрали активную социальную и политическую деятельность. Бескомпромиссность и готовность бороться за свое мнение, как в формате просветительских лекций и образовательных мероприятий, так и с политическими проектами на страницах своего издания определили специфику варшавской католической организации. При этом, издание отличалось особой «католичностью» в формулировании собственных взглядов. Любые рассуждения на тему политических и социальных идеалов должны были опираться, если не на богословские рассуждения, то на католическое «доктринальное творчество». Именно энциклики стали тем авторитетом, ссылка на который подтверждала обоснованность тех или иных политических или социальных суждений.
При этом, католические интеллектуалы сформулировали вполне конкретные социально-политические принципы. Католики признавали институт государства и власти, готовы были сотрудничать (в рамках христианских убеждений) с властями; отношения между церковью и государством, по их мнению, должны были строиться на взаимном «согласии и сотрудничестве», при этом за собой католики оставляли «свободу в исполнении своей миссии»; в экономике, по их мнению, допустима частичное огосударствление предприятий и плановое хозяйствование, в случае, если это не угрожает частной и средней собственности, которые, по мнению католиков, призваны охранять права личности; капитал может иметь только экономическое, но никак не политическое значение, при этом, и государство не должно превращаться в самого крупного (или единственного) капиталиста; всячески подчеркивалась суверенность польского государства и необходимость поддерживать экономические отношения с другими странами; важное место в рефлексии интеллигентов занимает вопрос самоуправления и общественного контроля, которые, по убеждению католиков, помогут избежать социальной несправедливости.
Стремление отстаивать свои принципы на политической арене, нежелание быть запертыми в «католическом гетто», готовность «сотрудничать», а не подчиняться, активная социальная деятельность, стали теми особенностями варшавского католического коллектива, которые определили неминуемый конфликт с перешедшей после событий 1948 года в активное наступление системой.
Между тем, католические интеллектуалы, собравшиеся вокруг «Тыгодника Повшехного» стали тем сообществом, которое в новых политических условиях в ходе формирования своих политических и социальных идеалов пытались наиболее полно сформулировать возможности компромисса между противоборствующими идеологиями. В культурной сфере интеллигенты пытались согласовать «эстетское» и «всеобщее», а в политике примирить социалистическое и католическое. Между тем, не связывающие себя напрямую ни с какой из политических партий интеллектуалы, в целом мыслили в категориях «католического социального учения», представляя, при этом собственный вариант его интерпретации. В отличии, от позиции Болеслава Пясецкого и его окружения, авторы, на тот момент куриального, издания напрямую соотносили себя с католической церковью и ее иерархией. В случае необходимости высказать суждение на политическую или социальную тему, католики обращались к интерпретации доктринальных документов церкви, ссылка на которые должна была подтвердить их аргументацию и добавить авторитетности суждению. Высказывая самостоятельное суждение, интеллектуалам необходимо показать отсутствие противоречий с официальной церковной позицией. Нам важно отметить, что их «католичность», в отличии от позиции «Дзищь и Ютро», заключалась не только в подчинении «в вопросах морали нравственности» папе и иерархам, а в соотнесении себя с церковной иерархией.
Рассуждения краковских интеллектуалов на политические темы, в отличии, скажем от риторики «Тыгодника Варшавского» все же носили общетеоретический, можно сказать философский характер. На страницах краковских католических изданий, в отличии от настроенных на активную политическую борьбу варшавских католиков, нет конкретных политических проектов, экономических стратегий. Авторы скорее обозначают те принципы, от которых, не смотря ни на какие обстоятельства, католики не могут отступить. Тем не менее, тот идеал политического устройства, который формулируют интеллектуалы, вполне схож с положениями варшавского еженедельника: частная собственность, «общественный арбитраж», «справедливые реформы». Интеллигенты также готовы были признать необходимость плановой экономики и перераспределения сельскохозяйственной земли. Тем не менее, основной специфической чертой рефлексии карковских католиков стала концепция «выживания с наименьшими потерями», готовность приспосабливаться к любой ситуации и призыв не растрачивать силы на споры по «неглавным» вопросам. Готовность придерживаться такой тактики, пожалуй, определила тот факт, что издание и его авторы пережили первый этап (до 1953 года), резко увеличившегося после событий 1948 года, наступления системы, которая не терпит конкурентов на политической арене.
Польской католической интеллигенции, стремившейся участвовать в строительстве «Новой Польши», не удалось добиться реализации своих идеалов на практике. Тем не менее, сформулированные католическими интеллектуалами в первые послевоенные годы принципы станут основой для формирования идентичности католиков в новой политической системе. Интеллектуальная среда, созданная католиками, станут важной особенностью культурного развития Польши во второй половине ХХ века.



1. "Dzis i Jutro"за 1945 - 1948 гг.
2. "Slowo Powszechne"за 1947 - 1948 гг.
3. "Tygodnik Powszechny"за 1945 - 1948 гг.
4. "Tygodnik Warszawski"за 1945 - 1948 гг.
5. Archiwum Stowarzyszenia PAX. T. 1. Warszawa: Wydawnictwo Komandor,
2006.
6. Auleytner W. Spotkania - rozstania - powroty. Katowice., 2010.
7. Krasko T. Wiernosc. Rozmowy z Jerzym Turowiczem. Poznan: SAWW, 1995.
8. Listy pasterskie Episkopatu Polski 1945 - 1974. Pariz. 1975.
9. Miesi^cznik "ZNAK"за 1946 - 1948 гг.
10. Piasecki B. Kierunki 1945 - 1960. Warszawa: Institut wydawniczy PAX, 1981.
11. Piasecki B. Duch czasow nowych a Ruch Mlodych. Warszawa. 1935.
12. Popiel K. Od Brzescia do "Polonii". Londyn. 1967.
13. Reiff R. Gra o zycie. Warszawa., 1993.
14. Zablocki J. Dzienniki 1956 - 1965. T. 1. Warszawa: Instytut pami^ci narodowej, 2008.
15. Zasady narodowego ustroju politycznego // Akademik Polski., 1934. nr. 12.
16. Zwieyski J. Dzienniki 1955 - 1959. T. 1. Warszawa: Osrodek Karta, 2011.
17. Восточная Европа в документах российских архивов 1944 - 1953 гг. Том
I. 1944 - 1948 гг. М. 1997.
18. Документы Армии Крайовой, опубликованные на русском языке http://militera.lib.ru/docs/da/terra poland/06.htmlдата обращения: 23.02.16
19. Манифест Польского Комитета Национального Освобождения (https://pl .wikisource.org/wiki/Manifest Polskiego Komitetu Wyzwolenia Narodowego( 1944)дата обращения: 23.02.16.)
20. Советский фактор в Восточной Европе. 1944—1953 гг. В 2-х тт. Документы. Т. 1. 1944—1948 гг. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.
21. Совещания Коминформа 1947, 1948, 1949. Документы и материалы. М.: РОСПЭН. 1998.
22. СССР - Польша. Механизмы подчинения. М.: «Аиро-ХХ», 1995.
23. Текст речи Дж. Бирнса в Штутгарте 6 сентября 1946 года (http://usa.usembassy.de/etexts/ga4-460906.htmдата обращения: 26.03.2016.)
24. Центрально-Восточная Европа во второй половине ХХ в. М.: «Наука»,
2000. Т.1.
25. Черчилль У. Вторая мировая война. М.: Воениздат, 1991. Гл. ХХ:
http://militera.lib.ru/memo/english/churchill/6 39.htmlдата обращения: 23. 04. 2016.
Литература
26. Albert A. Najnowsza historia Polski 1918 - 1980. Londyn.: Wydawnictwo Puls, 1991.
27. Applebaum A. Za zelazn^ kurtyn^. Warszawa.: Swiat Ksi^zki, 2013.
28. Beres W., Burnetko K., Podsadecka J. Kr^g Turowicza. Tygodnik, czasy, ludzie. 1945 - 1999. Krakow.: "Swiat Ma Sens", 2012.
29. Bielaszko M."Nie dam si? zlamac"// Nasz dziennik. nr. 110 (2823) z dnia 12¬13 maja 2007 r.
(http: //mtroj nar.rzeszow.opoka. org.pl/ksieza niezlomni/zygmunt kaczynski/дата обращения: 14.01.16)
30. Bielaszko M. „Tygodnik Warszawski ” i jego srodowisko (1945-1948) // Biuletyn IPN, nr 4 (75). kwiecien 2007.
31. Braun J., Popiel K., Sieniewicz K. Czlowiek ze spizu. Londyn. 1981.
32. Brzeziecki A. Tadeusz Mazowiecki. Biografia naszego premiera. Warszawa: Wydawnictwo "ZNAK", 2015.
33. Bujak W. Historia Storonnictwa Pracy 1937 - 1946 - 1950.Warszawa: ODiSS, 1988.
(http: //kedyw.info/wiki/Waldemar Buj ak,Historia Stronnictwa Pracy 1937-1946-1950дата обращения: 14.05.16.)
34. Cywinski B.Ogniem probowane. Rzym. 1990.
35. Czaczkowska Ewa K. Kardynal Wyszynski. Biografia. Krakow: Wydawnictwo Znak, 2013.
36. Dudek A., Gryz R. Komunisci i Kosciol w Polsce (1945- 1989). Krakow: Znak, 2003.
37. Dudek A., Pytel G. Boleslaw Piasecki. Proba biografii politycznej. Londyn.
1990.
38. Engelgard J. Boleslaw Piasecki. 1939 - 1956. Warszawa.: Mysl Polska, 2015.
39. Engelgard J. Wielka gra Boleslawa Piaseckiego. Warszawa.: Wydawnictwo Prasy Lokalnej, 2008.
40. Friszke A. Mi^dzy wojn^ a wi^zieniem. 1945 - 1953. Mloda inteligencja katolicka. Warszawa: Instytut Studiow Politycznych PAN, 2015.
41. Friszke A. Opozycja polityczna w PRL. 1945 - 1980. Londyn: "AN EKS", 1994.
42. Jagiello M."Tygodnik Powszechny" i komunizm (1945 - 1953). Warszawa: Niezalezna Oficyna Wydawnicza, 1988.
43. Jagiello M. Proba rozmowy. Szkice o katolicyzmie odrodzeniowym i "Tygodniku Powszechnym" 1945 - 1953. Warszawa., 2000.
44. Jaspers K. Die Schuldfrage. Zur politischen Haftung Deutschlands. Munchen.: Piper, 2012.
45. JaszczukA. Ewolucja ideowa Boleslawa Piaseckiego 1932 - 1956. Warszawa.
2005.
46. Kabat S. Od pierwszego numeru do perwszych wyborow. Srodowisko "Dzis i Jutro" w latach 1945 - 1947. Warszawa. 2014. maszynopis pracy magisterskiej.
47. Kapuscik Z. Stowarzyszenie PAX na tle stosunkow wyzniowych. 1945 - 1970. Warszawa: Akademia nauk spolecznych PZPR, 1987.
48. Kersten K. Narodziny systemu wladzy. Polska 1943 - 1948. Lublin. 1989.
49. Korkuc M. Wybory 1947 - mit zalozycielski komunizmu //„Biuletynie Instytutu Pami^ci Narodowej”. 2007. nr 1-2.
50. Kosicki P.H. Masters in Their Own Home or defenders of human person? Wojciech Korfanty, Anti-Semitism, and Polish Christian Democracy's illiberal rights-talk // Modern Intellectual History. January. 2015.
51. Kosicki P.H. Polskie personalizmy 1918 - 1948. Cz^sc 2: Rewolucyjny Mounier i jego polscy nasladowcy // Wi?z. Wiosna. 2015.
52. Kosicki P.H. The Soviet Union Answer to European integration: Catholic Anti-Germanism and the Polish projekt of "Catholic-Socialist" International // Contemporary European History. Volume 24. Issue 01. February 2015.
53. Ksi?ga Sapiezynska. Krakow., 1986. T. II.
54. Lisicka H. Pluralizm swiatopogl^dowy w koncepcjach politycznych PAX, ChSS, PZKS. 1991.
55. Ludzie Znaku. Krakow: Wydawnictwo Znak, 2015.
56. Micewski A. Wspolrzadzic czy nie klamac? PAX i Znak w Polsce 1945 - 1976. Paryz.1978.
57. MichnikA. Kosciol - lewica - dialog. Paris.: Institut Litteraire, 1977.
58. Nawrocki Z. Struktura aparatu bezpieczenstwa // Aparat bezpieczenstwa w Polsce. Kadra kierownicza.1944-1956. T. 1. Warszawa: Instytut pamicci narodowej, 2005.
59. Os^kowski C. Referendum 30 czerwca 1946 roku w Polsce. Warszawa: Wydawnictwo Sejmowe, 2000.
60. Paczkowski A. Pol wieku dziejow Polski. Warszawa.: Wydawnictwo naukowe PWN, 2007.
61. Piasecka J. Stosunki micdzy Kosciolem rzymskokatolickim i panstwem w Polsce w latach 1944-1953 // Stosunki micdzy panstwem a Kosciolem rzymskokatolickim w czasach PRL. Warszawa., 1998.
62. Pietrow N. Stalinowski kat Polski Iwan Sierow. Warszawa: "Demart", 2013.
63. Pietrzak J. Pelnia prymasostwa. Ostatnie lata prymasa Polski kardynala Augusta Hlonda 1945 - 1948. Poznan. 2009.
64. Sikorski T. Kulesza M. Niezlomni w epoce falszywych prorokow. Srodowisko "Tygodnika Warszawskiego" (1945 - 1948). Warszawa: Wydawnictwo von Bonowiecky, 2013.
65. StrachnikP. Ksiqdz Jan Piwowarczyk, ojciec "Tygodnika Powszechnego"(http://www.dziennikpolski24.pl/artykul/3232284,ksiadz-jan-piwowarczyk-ojciec-tygodnika-powszechnego,1,id,t,sa.htmlдата обращения: 18.01.16.)
66. Szwagrzyk K. Aparat bezpieczenstwa w latach 1944 - 1956 // Aparat bezpieczenstwa w Polsce. Kadra kierownicza.1944-1956. T. 1. Warszawa: Instytut pami^ci narodowej, 2005.
67. Tischner J. Polski ksztalt dialogu. Warszawa: wydawnictwo Krqg, 1981.
68. Toranska T. Oni. Londyn.: Agencja Omnipress, 1989.
69. Whatmore R. What is Intellectual History? Cambridge.: Polity Press, 2016.
70. Wokol pogromu kieleckiego. Warszawa: Instytut pami^ci narodowej, 2006.
71. Wozniakowski J. Ze wspomnien szcz^sciarza. Krakow.: Wydawnictwo Znak.,
2008.
72. Zaremba M. Wielka trwoga: Polska, 1944-1947: ludowa reakcja na kryzys. Krakow: Wydawnictwo "ZNAK", 2012.
73. Zaryn J. Dzieje Kosciola katolickiego w Polsce (1944- 1989). Warszawa.: Instytut Historii PAN, 2003.
74. Адибеков Г.М. Как готовилось первое совещание Коминформа // Совещания Коминформа 1947, 1948, 1949. Документы и материалы. М.: РОСПЭН. 1998.
75. Бухарин Н.И. Интеллигенция Польской Народной Республики. М.: «Наука», 1977.
76. ВдовинаИ.С. Французский персонализм: 1932-1982. М.: «Высшая школа», 1990.
77. Волокитина Т.В., Мурашко Г.П., Носкова А.Ф. Народная демократия: миф или реальность? Общественно-политические процессы в Восточной Европе 1944 - 1948 гг. М.: «Наука», 1993.
78. Волокитина Т.В., Мурашко Г.П., Носкова А.Ф., Покивайлова Т.А. Москва и Восточная Европа. Становление политических режимов советского типа: 1949 - 1953: Очерки истории. М.: РОСПЭН, 2002.
79. Лохматов А.М. Образ СССР в рефлексии Польской католической интеллигенции (1945 - 1948) // Россия и мир глазами друг друга. М.: ИРИ РАН, 2016 (в печати).
80. Лохматов А.М. Польская католическая интеллигенция в 1945 - 1948. Политическое и духовное самоопределение // XXIII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых Ломоносов-2016 (доклад) (https://lomonosov- msu.ru/archive/Lomonosov 2016/data/8428/uid99192 report.pdfдата обращения: 13.05.2016.)
81. Лохматов А.М. Польская католическая интеллигенция и идеология марксизма: становление «отношений» (1945 - 1948) // Clio-science. Проблему истории и междисциплинарного синтеза. Сборник научных трудов. Выпуск VII. М.: МП!'У, 2016. (в печати).
82. Лохматов А.М. Польская католическая интеллигенция на фоне социальных процессов послевоенной Польши (1945 - 1948) // I Студенческие научно-практические чтения: Молодые исследователи и современная историческая наука (материалы конференции). М.: МН! У,
2016. (готовится к изданию).
83. Михник А. Погром в Кельцах. Два размышления о своих грехах. Пер. Филиппова Б.А. (http://magazines.russ.ru/continent/2010/145/mi 14.htmlдата обращения: 14.05.16)
84. Михник А. Польский Диалог: Церковь - Левые. Лондон. 1980.
85. Мунье Э. Персонализм. М.: Искусство, 1992.
86. Мунье Э. Что такое персонализм? М.: Издательство гуманитарной литературы, 1994.
87. Петров Н. В. Первый председатель КГБ Иван Серов. М.: Материк, 2005.
88. Пихоя Р. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны.1945 - 1985.
М: АСТ, 2007.
89. Польша в ХХ веке: очерки политической истории. М: Индрик, 2012.
90. Репина Л. П. Интеллектуальная история сегодня: проблемы и перспективы // Диалог со временем. Вып. 2. 2000.
91. Репина Л. П. Опыт междисциплинарного взаимодействия и задачи интеллектуальной истории // Диалог со временем. Вып. 15. 2005.
92. Репина Л. П. Что такое интеллектуальная история? // Диалог со временем. Вып. 1. 1999.
93. Сенявский А.С., Сенявская Е.С., Сдвижков О.В. Освободительная миссия Красной Армии в 1944 - 1945 гг.: гуманитарные и социально-психологические аспекты. Исторические очерки и документы. М. - СПб.:
ИРИ РАН - Центр гуманитарных инициатив, 2015.
94. Юсупов Р.Р. Власть и интеллигенция. Из истории Польши ХХ столетия (1918 - 1945). Казань. 1996.
95. Юсупов Р.Р. Польская интеллигенция в период народной демократии (1944 - 1980 гг.). Казань. 1998.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ