ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УЧАЩИМСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (1-7 КЛАСС) 8
1.1. Особенности методики преподавания декоративного натюрморта в
младших классах общеобразовательной школы 8
1.2. Особенности методики преподавания декоративного натюрморта в
средних классах общеобразовательной школы 14
Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЮ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА
2.1. Выявление наиболее эффективных методов обучения приемам работы
над декоративным натюрмортом с учащимися младших классов на уроках изобразительного искусства 18
2.2. Выявление наиболее эффективных методов обучения приемам работы над декоративным натюрмортом с учащимися средних классов на уроках изобразительного искусства 28
Глава III ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ТВОРЧЕСКОЙ
ЧАСТЬЮ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 37
3.1 Обоснование выбора темы творческой работы 37
3.2 Этапы работы над декоративным натюрмортом «Атрибуты искусства» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЕ
Декоративное искусство обширный раздел изобразительного искусства, который обхватывает всевозможные ветви творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.
Собирательный термин, символически объединяет два широких рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений которые предназначены для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного искусства имеют практическое употребление в повседневной жизни. Произведения декоративно прикладного искусства отвечают несколькими чертами: владеют эстетическим качеством. Этими произведениями считаются: плательные и декоративные ткани, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
В литературе со второй половины 19 века утвердилась классификация отраслей декоративного искусства по материалу(керамика, металл, текстиль, дерево), по технике выполнения(роспись, вышивка, резьба, а также набойка, литьё и чеканка, и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета это могут быть мебель и игрушки. Данная классификация обоснована необходимым значением конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его конкретной связью с производством. [13, с. 24].
Значимость и актуальность: исследуемой темы заключается в популярности использования приемов декоративной живописи на уроках изобразительного искусства и противоположной тому недостаточной разработанности методики преподавания искусства декоративной живописи.
Проблема исследования: определение и применение изобразительных способностей в процессе работы над натюрмортом.
Цель исследования:-теоретическое обоснование и практическое подтверждение эффективности, а также овладения учащимися способами освоения изобразительных навыков в процессе выполнения декоративного натюрморта.
Объектом исследования: является особенности развития навыков выполнения декоративного натюрморта.
Предмет исследования: -способы формирования изобразительных навыков с учащимися в работе над натюрмортом.
Гипотеза исследования -процесс обучения приёмам работы над декоративным натюрмортом с учащимися младших и средних классов пройдёт с большей эффективностью, если мы будем применять следующее:
• в занятия по изобразительному искусству включить разработанное содержание блока урока на тему «Декоративный натюрморт»,
• применить наглядные пособия по теме «Композиция в декоративном натюрморте»,
• изучить с учащимися приёмы стилизации формы и работы цветом в декоративном натюрморте.
Задачи исследования
1. Изучить педагогическую литературу по теме дипломной работы;
2. Обобщить и классифицировать научные положения по теме исследования;
3. Провести опытно-поисковую работу, которая будет нацелена на развитие у учащихся композиционных умений при создании декоративного натюрморта на занятиях по изобразительному искусству;
4. Разработать диагностический инструментарий развития для того чтобы фиксировать композиционные умения у учащихся в работе над декоративным натюрмортом на занятиях по изобразительному искусству;
Методы исследования
• Изучение методической литературы
• Изучение учебных программ
• Наблюдение за формированием способностей изображения
декоративного натюрморта у учащихся общеобразовательной школы младшего и среднего возраста
• Анализ работы учащихся на уроках изобразительного искусства в итоге создания декоративного натюрморта.
Методология исследования:
В процессе исследования были изучены труды по методике следующих авторов: Т.Я. Шпикалова, Н.М. Конышева, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в процессе усовершенствования методики обучения приемам акварельной живописи.
Этапы исследования:
Экспериментальной базой была МБОУ «Гимназия №3» города Белгорода.
1. Этап:
- выбор темы исследования;
- формулирование научного аппарата исследования;
- анализ литературы согласно теме исследования.
2. Этап:
- проведение педагогического эксперимента;
- анализ полученных результатов в ходе эксперимента.
3. Этап:
- обобщение и формирование материалов исследования в текстовом варианте.
Структура выпускной квалификационной работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из теоретической и творческой части. Теоретическая часть представлена в виде текста (введения, трех глав, библиографического списка и приложения). Творческая часть работы состоит из одной работы в технике гуашь, «Атрибуты искусства», размер работы 79Х70.
Декоративное искусство - одна из областей пластических искусств. Вместе с тем декоративное . искусство. — составляет особый род художественного творчества, который отличается по своим целям от станкового искусства и монументального искусства. Оно вместе с архитектурой формирует окружающую человека материальную предметно- пространственную среду, вносит эстетическое, образное начало. Также декоративное искусство . включает широкий круг художественных предметов, изображений, символов, которые вносят художественную организацию во все сферы жизни. Художественные качества произведений полнее раскрываются при восприятии их в совокупности для которого они предназначены. Искусство во многом связано с художественной промышленностью и имеет многие общие цели с дизайном, от которого отличается методикой, базирующейся на традиционных установках, на индивидуальности мастера и уникальности его произведений.
Роль уроков изобразительного искусства велика в развитии познавательного интереса школьников, потому что данные уроки несут элементы нового, изменяются внешние рамки, на них можно использовать внепрограммный материал, организовывать коллективную деятельность в сочетании с индивидуальной, а творчество учащихся направлено на их гармоническое развитие.
В ходе подготовки к экспериментальной части выпускной квалификационной работы мы изучили психолого-педагогические, искусствоведческие и методические материалы по проблеме исследования. В своей дипломной работе выявили наиболее эффективные методы обучения приёмам работы над декоративным натюрмортом с учащимися младших и средних классов. Цель исследования: развитие познавательного интереса у учащихся общеобразовательной школы. Мы создали цикл уроков на тему «Стилизация натюрморта» который стал основной частью экспериментальной части дипломной работы, был апробирован у учащихся младших и средних классов общеобразовательной школы. В эксперименте участвовали 4 группы: учащиеся 3 «А» класса, в котором проводился цикл уроков по формированию навыков изображения декоративного натюрморта (экспериментальная группа) и учащиеся 3 «Б» класса, которые обучались по программе школы (контрольная группа). А так же учащиеся 6 «А» класса(экспериментальная группа), и учащиеся 6 «Б» класса (контрольная группа)
На констатирующем этапе эксперимента в ходе анкетирования, наблюдения а также беседы .анализа творческих работ учащихся была нами проведена диагностика уровня владения приемами стилизации в процессе создания декоративного натюрморта. Мы обработали данные и выявили, что никто из учащихся младших и средних классов не обладает высоким уровнем развития приемов стилизации.30% школьников контрольной и 40% учащихся экспериментальной группы владеют навыками на среднем уровне и соответственно 70% и 60% на низком.
Во время контрольного эксперимента, наблюдая за практической работой учащихся младших и средних классов в процессе изобразительной деятельности, мы отметили, что многие дети контрольной группы стали значительно лучше владеть практическими умениями и навыками в процессе изобразительной деятельности, самостоятельно компонуют предметы на формате, умеют анализировать форму. Лишь некоторые школьники и контрольной, и экспериментальной группы, в ходе своей практической деятельности, умея анализировать форму предметов, без помощи педагога редко правильно располагают предметы на плоскости.
Разработав и проведя педагогический эксперимент, по выявлению эффективности использования различных форм урока у учащихся шестых классов общеобразовательной школы, с целью развития познавательного интереса, мы с помощью таких методов как педагогическое наблюдение, беседа, анализ продуктов творческой деятельности учащихся, педагогический эксперимент, можем подтвердить, что формы урока развивают у детей познавательный интерес к изобразительному искусству на высоком уровне, воспитывают активность и самостоятельность в процессе выполнения практической работы, вовлекают их в творческую деятельность, обучают умению использовать элементы фантазии и воображения в собственной деятельности.
1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1 - 4 классы. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004. - 122 с.
2. Андреев, А. Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. Методологические аспекты проблемы [Текст]: монография / А. Л. Андреев. - М.: Изд-во наука, 1981. - 192 с.
3. Андрияка, С. Н. Школа акварели Сергея Андрияки[Текст]: учеб. пособие / С. Н. Андрияка. -.М.: МГСША Сергея Андрияки, 2011 -.198 с., ил.
4. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. 2006. № 4. - С. 13 -14.
5. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание [Текст]: монография / А. В. Бакушинский. - М., 1925 - 160 с.
6. Бусаргина, Т. Г. Художественный анализ детского рисунка [Текст]: метод.рекомендации / Т. Г. Бусаргина. - Иркутск: Изд-во Иркутского гос. пед. ун-та, 1986. - 34 с.
7. Ветошкина Ю.А. Предметно-тематические карты к урокам - новый вид методической документации // Начальная школа. — № 2. - С. 44 - 48
8. Выготский, JI. C. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психологический очерк / JI. C. Выготский. - М.: Просвещение, 1967. - 80 с.
9.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии. 1986. № 6. - С. 6 - 7.
10. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М., 2012. - 304 с.
11. Волков, Н. Н. Мысли об искусстве [Текст]: монография / Н. Н. Волков,
С. Г. Капланова. - Москва, 1973. - 358 с.
12. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1990. - 297 с. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
13. Грибанова М.В. Психолого-педагогические условия обогащения
художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста. -Пермь, 2003. - 97 с.
14. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М., 2007. - 69 с.
15. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества [Текст]: учеб.пособие для вузов / Л. Б. Ермолаева-Томина. - 2-е изд. - М.: 2005. - 246 с.
16. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика [Текст]:
учеб.-метод. пособие / В. В. Краевский, A.B. Хуторской. - М.:
Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.
17. Кашелев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. - Минск, 2002. - 95 с.
18. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2002. - 149 с.
19. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 2005. - 53 с.
20. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебное пособие. - М.: АГАР, 2008. - 334 с.
21. Кузин, B. C. Основы обучения изобразительному искусству в школе
[Текст]: учеб.-метод. пособие / В. С. Кузин. — М.: Просвещение,
1977. - 52 с.: ил., табл.
24.
22. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. - Ростов н/Д: «Феникс», 2013. С. 81 - 96.
23. Мухина В.С. Детская психология. - М., 2013. - С. 46 - 47.
24. Неменский, Б. М.Изобразительное искусство [Текст]: учеб.пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский, Н. А Горяева, А. С. Питерских. - М.: Просвещение, 2011. - 129 с.: табл.
28.
25. Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с. Новоселова В.П. Учим видеть и рисовать на уроках изобразительного искусства. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2009. - 48 с.
26. Попова О. В. Введение в методику обучения мировой художественной культуре - Белгород: НИУ «БелГУ», 2017.
27. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006. - 238 с.
28. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст]: учеб.метод. пособие / Н. Н. Ростовцев. - М.: Агар, 2000. — 251 с.: ил., табл.
29. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М., 2007. - 173 с.
30. Русакова Т.Г. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом /Учебно-методический комплекс. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. - 352 с.
31. Начальная методика: Учебное пособие. - Ижевск, 2012. - 310 с.
32. Савельева О.П. Игровые методы и приемы в художественном
образовании детей. - Магнитогорск, 2001. - 214 с.
33. Савельева О.П. Игровые методы и приемы в художественном
образовании детей. Магнитогорск, 2001. - 86 с.
34. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство [Текст]: учеб.пособие для общеобразовательных школ / Е. А. Ермолинская, Ю. Н. Протопопов - М.: Вентана-Граф, 2009. - 80 с.
35. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]:Учеб.пособие для студ. педвузов / Н. М. Сокольникова. - М.: Академия, 1999. - 64 с.
36. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - С. 14 - 15, С. 50 - 60.
37. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. М.: «Просвещение», 2007. - 73 с.
38. Художественно-педагогический словарь [Текст]: словарь / сост. Шабанов Н. К., Шабанова О. П., М. С. Тарасова, Т. Д. Пронина. - М.: Академический проект: Трикста, 2005. - 480 с.
39. Шорохов, Е. В. Композиция [Текст]: Учебник / Е. В. Шорохов. - М., 1988. - 285 c., ил.
40. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство [Текст]: Рабочие
программы. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 5-8 классы / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Покровская. - М.: Просвещение, 2012.-15 с.: табл.
41. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство [Текст]: учеб.-метод. пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, Л. В. Неретина. - М.: Просвещение, 2008. - 350с.: табл.
47.Чадина Т.А. Как говорит искусство. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - 299 с.
48.Чен Н. В. Дидактическая игра - основа развития воображения и фантазии: методическая копилка. Искусство. Все для учителя!
Пилотный выпуск. - 2011. С. 6 - 10.