Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников средствами народных игр 8
1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания личности 8
1.2. Особенности нравственного воспитания младших школьников 17
1.3. Народные игры как средство нравственного воспитания
младших школьников 29
Глава 2. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию младших школьников средствами народных игр 37
2.1. Диагностика нравственной воспитанности младших школьников 37
2.2. Содержание работы по нравственному воспитанию младших
школьников средствами народных игр 46
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложение
Современное общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи напрямую зависит от сформированности устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности младших школьников.
Вопросами нравственного воспитания занимались такие видные ученые, как А.М. Архангельский, Н.И. Болдырев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Н.М. Трофимова, Я.И. Колдунов, И.Ф. Харламов. Они выявляли сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указывали способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов. Они исследовали нравственное воспитание и рассматривали его в разных аспектах.
Формирование нравственности - важное условие всестороннего воспитания личности младших школьников. От того, как будет воспитан ребенок в нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Одним из важнейших принципов отечественной педагогики начальной школы является воспитание младших школьников в различных видах деятельности - игровой, трудовой, учебной и других. Особо важное значение для всестороннего воспитания, особенно нравственного, придается игре, в процессе которой ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.
На протяжении всего человеческого развития в жизни, как ребенка, так и взрослого игра использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения. Существуют различные виды игр, способствующие воспитанию и развитию детей младшего школьного возраста. Широко применяются игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности младших школьников. Большую ценность в нравственном воспитании личности имеют народные игры. У каждого народа существуют свои игры, отражающие особенности его национальной культуры, традиции конкретного этноса, но, поскольку в нашей стране и в нашем, белгородском, регионе доминирующим, титульным является русский этнос, то особое внимание мы будем уделять русским народным играм.
Решением проблем нравственного воспитания школьников посредством игры занимались такие мыслители и педагоги как К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.
Педагоги отмечают, что игра воспитывает различные черты характера, такие как ловкость, наблюдательность и др. В процессе игры ребенок учится устанавливать перед собой определенные цели, преодолевать трудности, владеть собой, приобретает организаторские способности, а также умение наблюдать, уважительно относиться к товарищам, своей Родине, труду.
Вышесказанное позволяет выделить проблему исследования: каковы педагогические условия нравственного воспитания младших школьников средствами игры.
Решение обозначенной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: нравственное воспитание младших школьников средствами народной культуры.
Предмет исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников средствами народных игр.
Гипотеза исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников средствами народных игр будет более эффективным, если:
- стимулировать интерес учащихся к народным играм;
- осуществлять в игровой деятельности учет всех компонентов нравственной воспитанности младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы исследуемой проблемы с целью выяснения степени ее разработанности в психологической и педагогической литературе.
2. Охарактеризовать особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
3. Охарактеризовать различные виды народных игр как средства нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
4. Осуществить диагностику нравственной воспитанности младших школьников экспериментального класса.
5. Разработать комплекс народных игр, направленных на нравственное воспитание младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы и результатов экспериментальных исследований; диагностические (наблюдение, анкетирование, специальное диагностическое задание); педагогический эксперимент, математические методы обработки данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Белгорода, 3 «В» класс.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность и степень разработанности исследуемой проблемы, приведена аргументация необходимости ее исследования, указан аппарат исследования, определены методы исследования, указана база исследования.
В первой главе раскрываются теоретические основы нравственного воспитания младших школьников средствами народных игр: описаны сущностные характеристики нравственного воспитания личности; выявлены особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте; обосновывается эффективность народных игр как средства нравственного воспитания младших школьников.
Во второй главе описывается экспериментальная работа по нравственному воспитанию младших школьников средствами народных игр: диагностика уровня нравственной воспитанности младших школьников ;содержание работы по нравственному воспитанию младших школьников средствами народных игр.
В заключении представлены результаты проделанной работы, сформулированы окончательные выводы.
Библиографический список составляет 59 источников.
В приложении представлены диагностические и методические материалы исследования.
Нравственное воспитание занимает одно из основных и важных мест в развитии и становлении личности. Оно предполагает становление отношений младших школьников к обществу, окружающим, самому себе. Патриотизм, коллективизм и трудолюбие - необходимые компоненты нравственного воспитания. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитанности младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Существует множество средств и путей нравственного воспитания младших школьников. Один из основных и важных - приобщение детей к русским народным традициям. Народные игры играют важную роль в воспитании у детей воли, сознательной дисциплины, настойчивости и упорства в решении проблем, учат младших школьников говорить правду и способствуют формированию любви к своей стране, приучают к трудолюбию и коллективизму
Для подтверждения теоретических положений мы провели экспериментальную работу. На констатирующем этапе нами была осуществлена диагностическая методика, анкета для определения уровня нравственной воспитанности, а также метод наблюдения.
В соответствии с полученными данными можно сказать, что по результатам диагностической методики, анкеты для определения уровня нравственной воспитанности и метода наблюдения у основной части класса низкий уровень нравственной воспитанности по следующим качествам: патриотизм, коллективизм, трудолюбие - 10 обучающихся (50 %), со средним уровнем нравственной воспитанности 7 обучающихся (35 %) и с высоким - 3 обучающихся (15 %).
На формирующем этапе нами были проведены экспериментальные внеклассные занятия, которые включали в себя народные игры. Можно утверждать, что народная игра оказывает положительное влияние на нравственное воспитание младших школьников. Гипотеза нашла свое подтверждение, мы можем судить это по тому, что обучающиеся, играя в такие игры, моделировали определенные жизненные ситуации, учились мыслить, действовать сообща, находить правильный выход из сложных обстоятельств и, по большому счету, овладевали искусством общения друг с другом, а также навыком трудолюбия.
Таким образом, мы можем утверждать, что все задачи исследования решены, исследование дало положительный результат.