Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ДЕЛА НА ТРАНСПОРТЕ: ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ, АВТОМОБИЛЬНОМ, МОРСКОМ, РЕЧНОМ, ТРУБОПРОВОДНОМ

Работа №71500

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы46
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБОВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ОТ
АНТИЧНОГО ДО НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 7
1.1 Способы передвижения в античное и первобытное время 7
1.2 История развития железнодорожного транспорта 10
1.3 История появления и развития автомобильного транспорта 15
1.4 Зарождение и развитие морского и речного транспорта 18
1.5 Появление и интенсивное развитие трубопроводного транспорта 26
ВЫВОДЫ 31
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА 33
2.1 Перспективные направления развития железнодорожного транспорта ... 33
2.2 Перспективы развития морского и речного транспорта 36
2.3 Тенденции развития автомобильного транспорта 37
2.4 Перспективы дальнейшего развития трубопроводного транспорта 38
ВЫВОДЫ 42
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы. Возникновение транспорта относится к древнейшим временам. В условиях первобытного хозяйства, когда появляются лишь зачатки общественного разделения труда, нужда в транспорте невелика. Средства транспорта примитивны - протоптанные тропы, вьючный транспорт, лодки-однодревки (в безлесных районах - тростниковые челны). Для перемещения тяжелых каменных плит в Египте (около 20 тыс. лет до н. э.) использовались деревянные катки, склизы, рычаги и блоки с канатами. Основным видом сухопутного транспорта являлись носилки и волокуши, представляющие шест с привязанным к нему грузом, один конец которого волочился по земле.
Коренным образом изменить способ передвижения по суше стало возможным благодаря изобретению колеса и повозки с колесами (4 тысячелетия до н. э. в Мохенджо-Даро, Индия). Оно сопровождалось постепенным изобретением многочисленных технических приспособлений и открытием новых путей использования вращательного движения.
С давних времён люди использовали реки и моря для передвижения. Гребные и парусные суда за тысячи лет до н. э. использовались в Месопотамии, Древнем Египте, Древнем Китае. Позднее стали использовать тягу при помощи шедших по берегу лошадей или людей (бурлаков). Также были суда, приводящиеся в движение лошадьми, которые находились на самом судне.
В эпоху рабовладельческого хозяйства, построенного на эксплуатации труда рабов, транспорт делает шаг вперед в своем развитии. Рабовладельческие государства вели многочисленные войны за покорение других стран, получение с них дани, захват рабов. Военные потребности и нужды управления требовали развитие транспорта.
В период рабовладельческого строя строительство дорог принимает большие размеры. Для преодоления естественных преград строили мосты через пропасти и реки. Первоначально люди передвигались по дорогам пешком, но, приручив животных, они стали использовать их для перевозки грузов, а позднее и для верховой езды.
В Китае, Персии, Римской империи было построено большое количество мощеных дорог для военных целей. Сеть римских военных дорог насчитывала десятки тысяч километров, остатки их сохранились и до настоящего времени. Постепенно росли обмен, торговля рабами, хлебом, тканями, пряностями.
Долгое время самыми распространенными видами транспорта оставался морской и вьючный. В Средневековье именно при помощи морского транспорта Европа налаживала свои связи с Востоком, Индией, Америкой. Резкий «подъём» водного транспорта произошел после появления каналов и расширения их сети.
В качестве движителя судна вплоть до конца XIX в. использовался парус. С появлением на судах паровых машин паруса постепенно теряют свое значение.
В начале XIX в. с появлением паровой машины начинает развиваться железнодорожный транспорт, а также «выходят на свет» первые паровые повозки Кюньо (прародители автомобильного транспорта). Также происходит переход с парусной оснастки судна на паровые двигатели. Стоит отметить, более интенсивное развитие получило паровое судоходство. Это было связано в первую очередь с меньшими капиталовложениями, так как вся инфраструктура, созданная для парусных судов, почти не требовала изменения.
Отдельно стоит отметить непрерывные виды транспорта, в частности трубопроводный транспорт. Впервые он появился в глубокой древности (примерно 7000 лет назад), в частности в Древнем Египте использовались гончарные, деревянные и даже металлические (медные и свинцовые) трубы для водоснабжения. По трубам вода текла под сильным давлением из резервуаров или водохранилищ, возвышавшихся над данной местностью. В XIX в. в США был построен первый нефтепровод, и с этого времени строительство трубопроводов идет интенсивными темпами.
Помимо транспортировки топлива, в конце XIX - начале XX в. в США и Японии зарождаются идеи использовать трубопроводный транспорт для транспортировки пассажиров. Впоследствии для обозначения подобного вида транспорта используют термины «метро» (metro)или «подземка» (underground),известные и по сей день.
Все эти постройки и изобретения были невозможны без инженеров. Однако безвестные изобретатели в древнее время не называли себя инженерами. Впервые инженерами стали называть группу людей, имеющих определенную квалификацию и находящихся на службе при армии с целью обеспечения различных технических работ, в Древнем Риме. В функции инженеров того времени входило строительство мостов, каналов, резервуаров, акведуков, дорог, туннелей, гаваней. Они конструировали большие дренажные системы, фортификационные сооружения, руководили созданием и эксплуатацией военных машин.
Труд инженеров уже тогда, несмотря на низкую степень разделения труда, должен был быть отнесен к преимущественно умственному: инженеры не строили сами, а руководили постройкой, проектировали сооружения. Вместе с тем их труд был далек от труда ученых, он практически не основывался на теоретических знаниях, а был продуктом интуиции и опыта. Инженеры этого периода занимали промежуточное положение между учеными и ремесленниками. Их главной миссией было использование известных приемов постройки и создания техники, а также технологический контроль процесса производства.
Прединдустриальная эпоха VI-XVIII вв. характеризуется зарождением технического знания (технических наук) и его использование в инженерной деятельности.
В XIX-середине XX в. инженерная деятельность основывается на базе фундаментальных научных теорий (индустриальная эпоха). Со второй половины XX в. до настоящего времени инженерная деятельность базируется на комплексном и системном подходе к решению стоящих задач (постиндустриальная эпоха).
Исходя из вышесказанного, в данной работе предпринимается попытка совершить исторический экскурс развития железнодорожного, автомобильного, морского, речного и трубопроводного транспорта. Описаны основные этапы развития каждого из видов транспорта; представлены изобретатели и инженеры, которые сделали наибольший вклад в развитие той или иной отрасли. Рассмотрены основные наиболее перспективные направления развития инновационного транспорта, которые активно разрабатываются и внедряются в настоящее время.
Достаточно большое число исследовательских работ акад. В. А. Кириллина, д.и.н. В. С. Виргинского и других известных ученых посвящено истории развития мировой и отечественной техники и связанных с ней отраслей науки с древнейших времен до конца 20 в. Однако хронологическое развитие транспорта представлено в небольшом количестве работ и требует обновления в связи с разработкой новых видов инновационного транспорта.
Объектом исследования в данной работе является транспорт, в частности развитие способов передвижения.
Целью данной работы является обобщение и анализ хронологии развития основных видов транспорта, начиная с античного времени до нашего времени.
Задачи исследования. Исходя из тематики исследования, в данной работе требуется решение следующих задач:
-проанализировать и оценить степень проработанности данной проблемы;
-исследовать технический прогресс в развитии железнодорожного, автомобильного, морского, речного и трубопроводного транспорта;
-изучить наиболее перспективные виды инновационного транспорта, которые разрабатываются в настоящее время.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Опыт прошлого в области техники нужно максимально использовать, заставляя работать на будущее. Исследуя развитие любого механизма или машины в исторической и хронологической последовательности, можно установить определенные закономерности и тенденцию развития.
Нужно помнить, что важнейшей задачей любого специалиста является овладение огромным запасом опыта и знаний, накопленных предыдущими поколениями, и их использование применительно к нуждам современной жизни.
Исторический опыт создания техники и технологий является базовым элементом для дальнейшего их совершенствования. Знание тенденций, общих закономерностей, последовательности и сущности этапов исторического развития конкретных видов техники позволяет специалистам прогнозировать и определять стратегию развития производства и повышать качество производимой продукции.
В данной работе описаны в хронологической последовательности основные этапы развития железнодорожного, автомобильного, морского, речного и трубопроводного транспорта. Рассмотрены основные наиболее перспективные направления развития инновационного транспорта, которые активно разрабатываются и внедряются в настоящее время.
Анализ литературы показал, что многие отечественные ученые изучали историю транспорта на одном из его видов, однако не нашлось ни одного источника, который наиболее полно рассказал бы о всех существующих видах транспорта в рамках одной книги.
Здесь рассмотрены только важнейшие изобретения и этапы исторического развития техники и технологии. Далеко не все, что имеет отношение к транспорту, отражено в этой работе. Дополнительную интересующую информацию можно получить из книг, статей, сборников, электронных данных, указанных в списке используемой литературы.



1. Боголюбов А. Н. Теория механизмов и машин в историческом развитии ее идей. - М. : Наука, 1976. - 465 с.
2. Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники XVI-XIX веков. - М. : Просвещение, 1984. - 287 с.
3. Горохова Н. В. Исторические предпосылки появления и формирования терминов трубопроводного транспорта // Вестник Башкирского университета. - 2013. - Т. 18, № 1. - C. 114-120.
4. Грошев С. Н. История развития железнодорожного транспорта в Соединенных Штатах Америки // Транспортное право и безопасность.
- 2016. - № 10(10). - С. 1-5.
5. Дятчин Н. И. История развития техники. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 320 с.
6. Зайцев Г. Н., Федюкин В. К., Атрошенко С. А. История техники и технологий ; под ред. проф. Федюкина В. К. - СПб. : Политехника, 2007. - 416 с.
7. Зворыкин А. А., Осьмова Н. И., Чернышев В. И. [и др.] История техники. - М. : Наука, 1962. - 772 с.
8. Кадыров А. С., Аманжол Ж. И., Жумабаев Б. С. История развития железнодорожного транспорта // Современные наукоемкие технологии.
- 2015. - № 1. - С. 31-35.
9. Казанская Л. Ф., Савицкая Н. В., Камзол П. П. Перспективы развития беспилотного транспорта в России // Бюллетень результатов научных исследований. - 2018. - № 2. - С. 18-28.
10. Кириллин В. А. Страницы истории науки и техники. - М. : Наука, 1986.
- 512 с.
11. Киселев И. П. Высокоскоростной сухопутный транспорт: состояние и перспективы // Транспорт Российской Федерации. - 2010. - № 6(31). -С.60-66.
12. Корнилов И. К. Основы инженерного искусства : монография ; Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. - М. : МГУП имени Ивана Федорова, 2014. - 372 с.
13. Малых Г. И. Краткая история развития транспортной техники // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2009. - № 1. - С. 169-172.
14. Мацкевич К. П., Мельникова В. М., Филанова Т. В., Корякина П. Ю., Никонов К. Е. Тольятти: перспективы развития. Результаты научно-исследовательской работы «Социологические исследования» / ГУП СО институт «ТеррНИИгражданпроект». - Самара : ООО «Печатный дом «ДСМ», 2016. - 68 с.
15. Подоляну М. Т. Особенности исторического развития железнодорожного транспорта // История науки и техники глазами молодых исследователей : международная научная конференция, посвященная 130-летию испытания первого российского самолета А. Можайского, (Ульяновск, 20-22 ноября 2012 года) : сборник статей. - Ульяновск : УлГТУ, 2012. - С. 114-117.
16. Техника в ее историческом развитии (70-е годы XIX - начало XX в.) ; под ред. С. В. Шухардина, Н. К. Ламана, А. С. Федорова. - М. : Наука,
1982. - 509 с.
17. Филанова Т. В. Предложения по внедрению инновационных транспортных технологий в развитие транспортно-промышленного каркаса Самарско-Тольяттинской агломерации // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. - 2014. - № 4. - C. 34-39.
18. Филанова Т. В., Резунова В. В. Актуальность и предпосылки развития инновационных видов транспорта // Устойчивое развитие городской среды : сборник статей. - Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2016. - С. 231-236.
19. Юницкий А. Э. Транспортная система Юницкого (ТСЮ) в вопросах и ответах. 100 вопросов - 100 ответов : монография. - М. : Транснет, 2012. - 80 с.
20. Ярошевич В. П., Шкурин М. И. Транспорт. Общий курс. - Гомель : Белорус. гос. ун-т трансп., 2001. - 389 с.
21. High speed rail. Fast track to sustainable mobility [Электронный ресурс]. -
Paris : UIC, 2010. - P. 3. - Режим доступа:
https: //uic. org/IMG/pdf/2010_high_speed_brochure_2010 .pdf.
22. URL : http://tek360.rbc.ru/articles/99/(датаобращения: 22.12.2018 г.).
23. URL : https://studbooks.net/2455742/tehnika/vodnyy_transport (дата
обращения: 16.12.2018 г.).
24. URL :https://studfiles.net/preview/4553259/page:4/ (дата обращения: 16.12.2018 г.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ