Управление информационными потоками как средство повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия
|
Введение 3 Глава 1. Методологические основы системного подхода в управлении предприятием 7
1.1 Основные принципы
системного подхода в управлении предприятием ,7
1.2 Характеристика объекта исследования 24
1.3 Необходимость совершенствования управления. 33
Глава 2. Построение функциональной модели системы управления 45
2.1 Процедуры. Функции и информационные потоки системы
управления .45
2.2 Технологическая подсистема и делопроизводство. 61
2.3 Функции управления и
информационные потоки маркетинга. 78
2.4 Функции управления и информационные потоки логистической подсистемы 96
Глава 3. . Механизм эффективного размещения информационных потоков. 113
3.1 . Задача линейного программирования для размещения
информационных потоков. 113
3.2 Оценка результатов повышения эффективности функций системы управления. ,134
Заключение 147 Библиографический список использованной литературы 151 Приложения 156
1.1 Основные принципы
системного подхода в управлении предприятием ,7
1.2 Характеристика объекта исследования 24
1.3 Необходимость совершенствования управления. 33
Глава 2. Построение функциональной модели системы управления 45
2.1 Процедуры. Функции и информационные потоки системы
управления .45
2.2 Технологическая подсистема и делопроизводство. 61
2.3 Функции управления и
информационные потоки маркетинга. 78
2.4 Функции управления и информационные потоки логистической подсистемы 96
Глава 3. . Механизм эффективного размещения информационных потоков. 113
3.1 . Задача линейного программирования для размещения
информационных потоков. 113
3.2 Оценка результатов повышения эффективности функций системы управления. ,134
Заключение 147 Библиографический список использованной литературы 151 Приложения 156
Информация на современном этапе развития стала играть решающую роль при организации управления. Это связано как с развитием новых информационных технологий, так и с изменениями в технологии управления (процессы обоснования и принятия решений, а также организация их выполнения).
Соответственно, информационная составляющая затрат на осуществление управление стала более значительной. В связи с этим, возникает необходимость повышения эффективности системы управления в целом, и информационной составляющей этой системы в частности.
Проблемы эффективности и оптимизации информационных потоков рассматривали в своих работах Ефстафьев В.В., Ямбаева Р., Колосов Д.В., Голиков Е.А., Гаджинский А.М., Чудаков А.Д. Однако методы оптимизации, предложенные в этих работах не в полной мере позволяют решать проблемы, имеющиеся на предприятиях машиностроительной отрасли, так как недостаточно формализованы, предполагают участие привлеченных специалистов высокой квалификации или консалтинговых фирм, что слишком дорого для предприятий среднего масштаба.
Предложенная работа направлена на совершенствование системы управления, путем организации информационных потоков, которые обеспечивают горизонтальные и вертикальные связи системы, не нарушая основные принципы рационального управления, необходимые для эффективного функционирования предприятия.
В данном случае речь идет о снижении затрат на организацию информационных потоков. Предложенные автором методы позволяют силами собственных специалистов предприятия повысить эффективность системы управления.
Объект исследования: 4
ряд промышленных предприятий
машиностроительной Oipauin
Предмет исследования: система процедур и функций управления
предприятия и обеспечивающие ее информационные потоки
Целью диссертационной работы является разработка механизма, позволяющего повысить эффективность системы управления на промышленном предприятии машиностроительной отрасли, не изменяя структуры управления, при помощи управления информационными потоками.
Для достижения поставленной цели в диссертационной работе были сформулированы и решены следующие задачи:
• Проведен анализ существующего подхода к управлению на предприятиях машиностроительной отрасли,
• Выделены основные функциональные подсистемы предприятия (технологическая, делопроизводство, маркетинговая, логистическая),
• Проведено описание информационных потоков при помощи информационных матриц,
• Предложен механизм повышения эффективности функций системы управления предприятием
Методологической основой исследования информационных потоков и функций системы управления машиностроительным предприятием и дальнейшего ее совершенствования стали труды отечественных и зарубежных специалистов в области логистического, маркетингового и традиционного подхода к управлению предприятием, прикладной математики и информатики: Бфстафьева В.В., Ямбаевой Р., Колосова Д.В., Голикова Е.А., Гаджинского А.М., Чудакова А.Д., Песоцкой Е.В., Томилова В.В., Елисеевой И.И. , Юзбанова М.М, Кремера Н.Ш. и др.
Научный анализ проведен на основе данных о деятельности предприятий машиностроительной отрасли, специализированной отечественной и зарубежной литературы, публикаций в периодических изданиях, отраслевых
5
стандартов, стандартов предприятий, планов информационных коммуникаций предприятий. В процессе работы автором использованы методы экспертных оценок и статистической обработки данных, применяются пакеты прикладных программ для математической оптимизации.
К новым научным результатам можно отнести следующее:
■ Выявлена зависимость экономической эффективности управления от организации информационных потоков.
■ Разработан механизм повышения эффективности функций системы управления предприятием.
■ Построена модель информационных потоков предприятия, в которой:
- выделены информационные потоки основных подсистем предприятия;
- описано размещение информационных потоков при помощи информационных матриц;
- определена стоимость маршрутов прохождения информационных потоков.
■ Определены критерии и ограничения задачи оптимизации (минимизация затрат, сохранение качества, пропускная способность каналов, источников, приемников).
■ Сформулированы условия транспортной задачи линейного программирования.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в возможности применения методов, предложенных в данной работе для повышения эффективности системы процедур и функций управления на предприятиях машиностроительной отрасли, а также в использовании предложенных методов для исследования системы информационных потоков.
Практическая значимость работы заключается в том, что предприятие получает возможность снизить расходы на осуществление процедур и функций управления, и перераспределить ресурсы для осуществления наиболее
6
значимых функций управления. Предприятие также получает возможность, выделить—информационную—составляющую функций “управления при нормировании затрат.
Апробация работы и разработанных методов оптимизации системы информационных потоков процедур и функций управления была осуществлена на научно-практической конференции МГАПИ по проблемам экономики и права, а также в результате внедрения ее результатов на предприятиях ОАО «СеАЗ» и ОАО СОИЗ «ТВИНТОС».
Соответственно, информационная составляющая затрат на осуществление управление стала более значительной. В связи с этим, возникает необходимость повышения эффективности системы управления в целом, и информационной составляющей этой системы в частности.
Проблемы эффективности и оптимизации информационных потоков рассматривали в своих работах Ефстафьев В.В., Ямбаева Р., Колосов Д.В., Голиков Е.А., Гаджинский А.М., Чудаков А.Д. Однако методы оптимизации, предложенные в этих работах не в полной мере позволяют решать проблемы, имеющиеся на предприятиях машиностроительной отрасли, так как недостаточно формализованы, предполагают участие привлеченных специалистов высокой квалификации или консалтинговых фирм, что слишком дорого для предприятий среднего масштаба.
Предложенная работа направлена на совершенствование системы управления, путем организации информационных потоков, которые обеспечивают горизонтальные и вертикальные связи системы, не нарушая основные принципы рационального управления, необходимые для эффективного функционирования предприятия.
В данном случае речь идет о снижении затрат на организацию информационных потоков. Предложенные автором методы позволяют силами собственных специалистов предприятия повысить эффективность системы управления.
Объект исследования: 4
ряд промышленных предприятий
машиностроительной Oipauin
Предмет исследования: система процедур и функций управления
предприятия и обеспечивающие ее информационные потоки
Целью диссертационной работы является разработка механизма, позволяющего повысить эффективность системы управления на промышленном предприятии машиностроительной отрасли, не изменяя структуры управления, при помощи управления информационными потоками.
Для достижения поставленной цели в диссертационной работе были сформулированы и решены следующие задачи:
• Проведен анализ существующего подхода к управлению на предприятиях машиностроительной отрасли,
• Выделены основные функциональные подсистемы предприятия (технологическая, делопроизводство, маркетинговая, логистическая),
• Проведено описание информационных потоков при помощи информационных матриц,
• Предложен механизм повышения эффективности функций системы управления предприятием
Методологической основой исследования информационных потоков и функций системы управления машиностроительным предприятием и дальнейшего ее совершенствования стали труды отечественных и зарубежных специалистов в области логистического, маркетингового и традиционного подхода к управлению предприятием, прикладной математики и информатики: Бфстафьева В.В., Ямбаевой Р., Колосова Д.В., Голикова Е.А., Гаджинского А.М., Чудакова А.Д., Песоцкой Е.В., Томилова В.В., Елисеевой И.И. , Юзбанова М.М, Кремера Н.Ш. и др.
Научный анализ проведен на основе данных о деятельности предприятий машиностроительной отрасли, специализированной отечественной и зарубежной литературы, публикаций в периодических изданиях, отраслевых
5
стандартов, стандартов предприятий, планов информационных коммуникаций предприятий. В процессе работы автором использованы методы экспертных оценок и статистической обработки данных, применяются пакеты прикладных программ для математической оптимизации.
К новым научным результатам можно отнести следующее:
■ Выявлена зависимость экономической эффективности управления от организации информационных потоков.
■ Разработан механизм повышения эффективности функций системы управления предприятием.
■ Построена модель информационных потоков предприятия, в которой:
- выделены информационные потоки основных подсистем предприятия;
- описано размещение информационных потоков при помощи информационных матриц;
- определена стоимость маршрутов прохождения информационных потоков.
■ Определены критерии и ограничения задачи оптимизации (минимизация затрат, сохранение качества, пропускная способность каналов, источников, приемников).
■ Сформулированы условия транспортной задачи линейного программирования.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в возможности применения методов, предложенных в данной работе для повышения эффективности системы процедур и функций управления на предприятиях машиностроительной отрасли, а также в использовании предложенных методов для исследования системы информационных потоков.
Практическая значимость работы заключается в том, что предприятие получает возможность снизить расходы на осуществление процедур и функций управления, и перераспределить ресурсы для осуществления наиболее
6
значимых функций управления. Предприятие также получает возможность, выделить—информационную—составляющую функций “управления при нормировании затрат.
Апробация работы и разработанных методов оптимизации системы информационных потоков процедур и функций управления была осуществлена на научно-практической конференции МГАПИ по проблемам экономики и права, а также в результате внедрения ее результатов на предприятиях ОАО «СеАЗ» и ОАО СОИЗ «ТВИНТОС».
В представленной работе было проведено исследование информационных потоков и функций системы управления машиностроительным предприятием на основе методов, предложенных в трудах отечественных и зарубежных специалистов в области логистического, маркетингового и традиционного подхода к управлению предприятием, прикладной математики и информатики: Ефстафьева В.В., Ямбаевой Р., Колосова Д.В., Голикова Е.А., Гаджинского А.М., Чудакова А.Д., Песоцкой Е.В., Томилова В.В., Елисеевой И.И. , Юзбанова М.М, Кремера Н.Ш. и др.
Однако, используемые ранее методы не позволили в полной степени отразить свойства информационных потоков системы управления, а методы оптимизации, предложенные в работах этих авторов, не в полной мере позволяют решать проблемы, имеющиеся на предприятиях машиностроительной отрасли, так как недостаточно формализованы, предполагают участие привлеченных специалистов высокой квалификации или консалтинговых фирм, что слишком дорого для предприятий среднего масштаба., либо предлагают оптимизацию информационных потоков по временным, а не материальным затратам
Предложенный автором механизм размещения информационных потоков позволяет снизить затраты системы управления, и соответственно повысить эффективность ее функционирования, силами подразделений самого предприятия.
Проведенные исследования показали, что, если общие суммы затрат на управление пропорциональны масштабам предприятия, то структура этих затрат варьируется, что отражает коэффициент затрат. Кроме того, показатели «значимость-затраты» [32] для некоторых функций основных подсистем исследуемых предприятий являются неудовлетворительными, что говорит о необходимости снижения затрат на управление.
Затраты на управление возможно снижать двумя способами:
148
• оптимизацией функционирования существующей структуры;
• построением более эффективной структуры.
Однако, любые изменения структуры управления должны быть объективно обоснованы, так как этот способ повышения эффективности более радикальный, более болезненный для предприятия и более дорогостоящий. Механизм, предложенный автором, хотя и имеет основной целью повышение эффективности существующей системы управления, но поскольку имеет своей основой процессный подход, позволяет выявить подсистемы, в которых необходима структурная перестройка.
Основным назначением разработанного метода является:
• Снижение затрат на осуществление функций управления;
• Более эффективное использование существующей структуры управления;
• Построение математической модели информационных потоков системы управления.
В процессе исследования предприятий:
• Был проведен анализ существующего подхода к управлению на предприятиях машиностроительной отрасли;
• Выделены основные функциональные подсистемы для исследуемых предприятий (технологическая, делопроизводство, маркетинговая, логистическая);
• Проведено описание информационных потоков при помощи информационных матриц.
В результате проведенных исследований был предложен механизм повышения эффективности функций системы управления предприятием, который состоит из следующих этапов:
1. Оценка эффективности функций управления основных подсистем предприятия, определение коэффициентов затрат.
2. Построение модели информационных потоков предприятия:
• Выделение информационных потоков основных подсистем предприятия;
• Описание размещения информационных потоков при помощи информационных матриц;
• Определение стоимости маршрутов прохождения информационных потоков.
3. Определение критериев и ограничений для задачи линейного программирования (минимизация затрат, сохранение качества, пропускная способность каналов, источников, приемников).
4. Составление условия транспортной задачи линейного программирования.
5. Решение задачи при помощи вычислительной техники.
6. Повторная оценка эффективности функций управления основных подсистем предприятия.
7. Анализ смещения коэффициента затрат, и на его основе определение подсистем, нуждающихся в структурной перестройке.
Применение методов эффективного размещения информационных потоков на исследуемых предприятиях дало следующие результаты:
совокупный экономический эффект от применения механизма эффективного размещения информационных потоков на ОАО «СеАЗ» составил
131545,2 рубля ; на ОАО «ТВИНТОС» составил 68908,18 рубля; для подсистемы делопроизводства ОАО «ТВИНТОС» даны рекомендации о необходимости структурных изменений.
В результате, снизились затраты на осуществление управленческих функций (их информационная составляющая, которая включает в себя затраты на поддержание информационных каналов, амортизация информационной техники, расходные материалы, зарплата обслуживающего персонала).
Однако, используемые ранее методы не позволили в полной степени отразить свойства информационных потоков системы управления, а методы оптимизации, предложенные в работах этих авторов, не в полной мере позволяют решать проблемы, имеющиеся на предприятиях машиностроительной отрасли, так как недостаточно формализованы, предполагают участие привлеченных специалистов высокой квалификации или консалтинговых фирм, что слишком дорого для предприятий среднего масштаба., либо предлагают оптимизацию информационных потоков по временным, а не материальным затратам
Предложенный автором механизм размещения информационных потоков позволяет снизить затраты системы управления, и соответственно повысить эффективность ее функционирования, силами подразделений самого предприятия.
Проведенные исследования показали, что, если общие суммы затрат на управление пропорциональны масштабам предприятия, то структура этих затрат варьируется, что отражает коэффициент затрат. Кроме того, показатели «значимость-затраты» [32] для некоторых функций основных подсистем исследуемых предприятий являются неудовлетворительными, что говорит о необходимости снижения затрат на управление.
Затраты на управление возможно снижать двумя способами:
148
• оптимизацией функционирования существующей структуры;
• построением более эффективной структуры.
Однако, любые изменения структуры управления должны быть объективно обоснованы, так как этот способ повышения эффективности более радикальный, более болезненный для предприятия и более дорогостоящий. Механизм, предложенный автором, хотя и имеет основной целью повышение эффективности существующей системы управления, но поскольку имеет своей основой процессный подход, позволяет выявить подсистемы, в которых необходима структурная перестройка.
Основным назначением разработанного метода является:
• Снижение затрат на осуществление функций управления;
• Более эффективное использование существующей структуры управления;
• Построение математической модели информационных потоков системы управления.
В процессе исследования предприятий:
• Был проведен анализ существующего подхода к управлению на предприятиях машиностроительной отрасли;
• Выделены основные функциональные подсистемы для исследуемых предприятий (технологическая, делопроизводство, маркетинговая, логистическая);
• Проведено описание информационных потоков при помощи информационных матриц.
В результате проведенных исследований был предложен механизм повышения эффективности функций системы управления предприятием, который состоит из следующих этапов:
1. Оценка эффективности функций управления основных подсистем предприятия, определение коэффициентов затрат.
2. Построение модели информационных потоков предприятия:
• Выделение информационных потоков основных подсистем предприятия;
• Описание размещения информационных потоков при помощи информационных матриц;
• Определение стоимости маршрутов прохождения информационных потоков.
3. Определение критериев и ограничений для задачи линейного программирования (минимизация затрат, сохранение качества, пропускная способность каналов, источников, приемников).
4. Составление условия транспортной задачи линейного программирования.
5. Решение задачи при помощи вычислительной техники.
6. Повторная оценка эффективности функций управления основных подсистем предприятия.
7. Анализ смещения коэффициента затрат, и на его основе определение подсистем, нуждающихся в структурной перестройке.
Применение методов эффективного размещения информационных потоков на исследуемых предприятиях дало следующие результаты:
совокупный экономический эффект от применения механизма эффективного размещения информационных потоков на ОАО «СеАЗ» составил
131545,2 рубля ; на ОАО «ТВИНТОС» составил 68908,18 рубля; для подсистемы делопроизводства ОАО «ТВИНТОС» даны рекомендации о необходимости структурных изменений.
В результате, снизились затраты на осуществление управленческих функций (их информационная составляющая, которая включает в себя затраты на поддержание информационных каналов, амортизация информационной техники, расходные материалы, зарплата обслуживающего персонала).



