ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРИРОВАННОГО
ПОДХОДА 6
1.1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ
ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС 6
1.2. ПОНЯТИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В
СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ 10
1.3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 16
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В
ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ 22
1.2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ПО ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ 22
2.2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО
ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
ЛИТЕРАТУРА 41
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одной из актуальных проблем современной системы образования является поиск наиболее эффективных способов обучения и воспитания конкурентоспособной, компетентной и всесторонне развитой личности. Анализ современных образовательных запросов, а также научно-методических и учебно-исследовательских работ определяет возникшую потребность в повышении качества образования и внедрения современных инноваций в учебный процесс.
Современные тенденции в образовании направлены на интеграцию и взаимопроникновение идей, методов и структурных элементов друг в друга. В связи с этим, особую значимость приобретает интегрированный подход.
Интегрированное обучение - это не только интегрирование различных технологий, методов, форм обучения в пределах одного предмета, но и взаимосвязь знаний по различным предметам на одном уроке, с целью формирования единой целостной картины мира. Современные требования к предметным результатам обучения в соответствии с ФГОС заключаются не только в усвоении объема базовых знаний, но и в умении применять их в различных ситуациях, использовать в решении комплексных учебно-познавательных и учебно-практических задач. Интегрированные уроки позволяют в полной мере реализовывать требования стандарта в этом отношении, развивая потенциал учащихся, побуждая к активному познанию, к осмыслению информации и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики и критичного мышления.
Это обуславливает актуальность темы работы, направленную на обоснование эффективности интегрированных уроков по формированию предметных результатов обучения.
История и география - школьные предметы, которые изучают и общественные явления и природные, опираются на данные естественных и гуманитарных дисциплин и по широте межпредметных связей превосходят большинство других учебных предметов в школе. Цель географического образования в школе направлена на формирование у учащихся системы комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как о планете людей, а также четких представлений о связи природы и общества, история же - общественная наука, которая раскрывает особенности исторического развития, хронологию событий, роль личности в различные эпохи эволюции цивилизации человека. Эти учебные предметы имеют множественные точки соприкосновения в учебных программах, что определяет целесообразность их интеграции, направленной на достижение метапредметных и предметных результатов обучения. [ Актуальные вопросы.... с. 131]
Цель работы состоит в выявлении и экспериментальной проверке эффективности интегрированного подхода в формировании предметных результатов по географии и истории.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучение учебно-методического опыта в организации и проведении интегрированных уроков в средней школе;
2. Разработка и реализация ряда интегрированных уроков по истории и географии.
3. Анализ результатов педагогической апробации интегрированного подхода в формировании предметных достижений учащихся по истории и географии.
Объект исследования - предметные результаты обучения по истории и географии.
Предмет - эффективность интегрированного подхода в формировании предметных результатов в обучении истории и географии.
Методической основой учебной разработки является системно-деятельностный подход и компетентностно-ориентированные задания.
Научная новизна работы - авторская разработка учебно-методических материалов для проведения ряда интегрированных уроков по истории и географии.
Публикации - промежуточные результаты по изучению интегрированного урока были опубликованы в сборнике «Актуальные вопросы биологии, географии, химии, безопасности жизнедеятельности и методики их преподавания: материалы Всероссийской (с международным участием) научно - практической конференции», а также в МНПК «Козыбаевские чтения-2019».
Современный мир характеризуется информационной насыщенностью и динамизмом. С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает, увеличивается объем информации. Действующие программы по предметам естественнонаучного цикла предлагают учащимся усвоить большое количество понятий, которые в силу предметоцентризма нашего образования порой выступают как разрозненные элементы знаний. Это порождает трудности в формировании целостной картины мира, препятствуют органическому восприятию культуры, становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.
Изучение научно-методической литературы в рамках темы научного исследования показало, что интегрированный подход является одной из концептуальных идей современной школы и средством создания целостного и системного представления учащихся об окружающей действительности. Реализация педагогической апробации по вопросу формирования предметных результатов обучения по истории и географии позволили определить эффективность использования интегрированного подхода. На основе
теоретического анализа литературных данных и результатов педагогического опыта можно сформулировать следующие выводы:
Во-первых, учебно-методический опыт свидетельствует о широте взглядов, как в определении понятия интегрированного подхода, так и о значительных вариациях его использования в образовательной сфере.
Во-вторых, история и география - это дисциплины, имеющие множественные точки соприкосновения в учебных программах, а по широте межпредметных связей превосходят большинство других учебных предметов в школе, что говорит о возможности их эффективной интеграции, нацеленной на достижение метапредметных и предметных результатов обучения.
В-третьих, анализ результатов педагогической апробации
интегрированного подхода в изучении истории и географии показал в целом сравнительно одинаковые предметные результаты обучения по истории и географии у школьников как в традиционной предметной системе обучения, так и при использовании интегрированного подхода на уроках. Однако, высокая познавательная активность детей на интегрированных уроках и более прочное запоминание учебного материала (высокие показатели самостоятельных работ на проверку ранее изученного материала) свидетельствует о положительном эффекте интегрированного подхода в учебном процессе.
Таким образом, не стоит забывать о том, что формирование предметных результатов в данном формате урока возможно при условии: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам, совпадение или близость объекта изучения, наличии общих методов и теоретических концепций построения.
Целостно-ориентированный подход к образовательному процессу позволяет сформировать у детей целостную картину мира, обобщенные умения, системные знания, усилить мировоззренческую направленность интересов, более эффективно сформировать их убежденность и достичь всестороннего развития личности.
1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Ленинград: Издательство ЛГУ,
1961. С. 456.
2. Арисова. И. В. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5-11 классы. Москва: Учитель, 2016. С. 138.
3. Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я. История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. Москва: Просвещение, 2016. С. 111
4. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. Москва: Высшая школа, 1976. С. 198.
5. Бабанский Ю. К. Педагогика. Москва: Просвещение, 1983 г. С. 385.
6. Баринова И. И. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. Москва: Дрофа, 2011. С. 303.
7. Дорожкина Н. И. Современный урок истории 5-11 классы. Москва: ВАКО, 2017. С. 288.
8. Занков Л.В. Избранные педагогические сочинения. Москва: Просвещение, 2004. С. 150.
9. Зверев Д.И. Взаимная связь учебных предметов. Москва: Знание, 1977. С. 213.
10. Киямова А. Г., Зарипова Р.С. Формирование предметных результатов в шкльных курсах географии. // Современные исследования социальных проблем. Красноярск: ООО «Научно - инновационный центр». 2018. № 2-2. С. 106-112.
11. Корнеева А. О. Интегрированный урок по истории и технологии «Быт и культура Древней Руси» в 6-м классе //Концепт. 2015. № 03. С. 156-160.
12. Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного уроке // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2015. - С. 113-115.
13. Мальцева Л.В. Творческие способности и интегрированные уроки. // Международный научный журнал «Символ науки». 2018. № 1 -2. С. 8-12
14. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ:
от 29 дек. 2012 г.: с изм. 2020 г. Москва: Эксмо, 2019. 143 с. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки РФ № 1897: от 17 дек. 2010 г. (ред. от 31.12.2015) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ. URL:
https ://legalacts.ru/ doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot- 17122010-П-1897/ (дата
обращения: 23.01.2020).
15. Оганнисян Л.А., Мусливец С.А. Интеграционные процессы в региональной
системе среднего профессионального образования. // Таврический научный обозреватель. Ялта: ООО «Межрегиональный институт развития
территорий». 2015. № 1. С. 53-55.
16. Омельченко С.В. Исторические аспекты развития интегрированного обучения в России // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 3(28). Часть II. Новосибирск: СибАК, 2014. С. 158-161
17. Омельченко С.В. Понятие интеграции в педагогическом процессе // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2007. № 1. С. 33.
18. Петунин О.В. Способы межпредметной интеграции школьных естественнонаучных дисциплин. // Вестник КемГУ. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. №2. С. 32-35.
19. Пискунов А. И. История педагогики. Часть I. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Учебное пособие для педагогических университетов [Текст]: // Москва: Под ред. академика РАО, ТЦ «Сфера», 1997. с. 192.
20. Поспелова А.А. Русский язык. 5, 6, 8, 9, 10 классы: интегрированные уроки (литература, математика, ИЗО, география, история, биология, английский язык). Москва: Учитель. 2016. с. 99
21. Пятунин В. Б. Оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов обучения географии (на примере курса «География России 8 класс» // География в школе. 2017. №4. С. 59 -64.
22. Суппес Н.Е., Кармачева И.А. К вопросу об интегрированном подходе в изучении школьных курсов истории и географии // Актуальные вопросы биологии, географии, химии, безопасности жизнедеятельности и методики их преподавания: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Ишим: ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2020. - 1 электронный оптический диск. С. 130-134.
23. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / 2-е изд. Ростов на Дону: РПИ, 2007. С. 165-173.
24. Трунцева Т. Н., Романова В. Н. Интегрированный урок в системе
формирования целостной картины мира школьника. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 5(71): в 3-х ч. Ч. 3. C. 213-216.
25. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного
Общего Образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ. URL:
https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya- shkola/russkij-yazyk/fgos/fgos-ooo.html (дата обращения 24. 12. 2019 )
26. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Л.,1983. С.83.
27. Чилингарова Д. Н. Интеграция истории и искусств в обучении старших подростков. // Педагогические науки : Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). 2016. № 6 (27). С. 60-63.
28. Чилингарова Д. Н., Оганнисян Л.А Интегрированные уроки, как средство повышения эффективности обучения в современной школе. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С.281-284.
29. Шимберев П. Н., Огородников И.Т. Педагогика. Москва: Учпедиздат, 1954. С. 430.