Введение
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЕМ 9
1.1. Сущность и структура организационной культуры 9
1.2 Функции и признаки организационной культуры 22
1.3. Виды организационных культур 26
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО
«ТРАНСЛОГИСТИК» 31
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Транслогистик» 31
2.2 Анализ результатов деятельности предприятия ООО «Транслогистик» 46
2.3 Анализ структуры управления предприятием и кадрами 56
3. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «ТРАНСЛОГИСТИК» КАК
ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 63
3.1. Проблемы функционирования организационной культуры ООО «Транслогистик»...63
3.2 Мероприятия по совершенствованию организационной культуры 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
Приложение
Современный уровень развития предпринимательства в России характеризуется чрезвычайной изменчивостью внутренней и внешней среды, которая требует поиска новых способов выживания предприятия и осознания того, что процессы реформирования нужно усиливать на микроэкономическом уровне. Важным средством реформирования предприятий может стать механизм формирования и развития организационной культуры, позволяющий при существующих затратах ресурсов получить более высокий результат.
Как показывает практика, эффективность деятельности современных предприятий во многом определяются опытом, знаниями, навыками руководителей и менеджмента. Изменения в экономике в последние годы заставляют пересматривать принятые ранее формы и методы управления. Необходимость овладения инновационными методами ведения бизнеса настоятельно требует использования возможностей такого феномена, как организационная культура.
Многие зарубежные компании рассматривают организационную культуру в качестве мощного фактора, позволяющего объединять сотрудников вокруг общих целей компании и её ценностных установок, обеспечивать преданность общему делу. Однако в российском предпринимательстве организационно-культурный фактор используется в недостаточной степени, специфика управления им слабо изучена, а экономические возможности организационной культуры остаются нереализованными.
Пренебрежение культурой организации увеличивает затраты ресурсов предприятия на реализацию товаров, снижает ее конкурентоспособность. Огромная роль в снижении затрат принадлежит конструктивной организационной культуре, на основе которой формируется
исполнительская, личная и производственная дисциплина, культура поведения, делового общения.
Проблема формирования эффективной организационной культуры в настоящее время стало предметом научно-практического внимания экономистов. Значительная часть исследователей, занимающихся организационными проблемами, признает, что культура оказывает непосредственное влияние на производственные показатели и долгосрочную эффективность предприятий. Несмотря на очевидные успехи западных компаний в реализации возможностей организационной культуры в сфере реального производства, в России вопрос роли организационной культуры в повышении эффективности и развития организаций достаточной научной проработки не получил.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы вытекает из необходимости решения комплекса задач по формированию и развитию организационной культуры в торговом предприятии, осуществляющем свою деятельность в современных рыночных условиях, которые состоят в уточнении дефиниций, признаков, ролевых характеристик и функций организационной культуры, выработке форм организационной культуры, оценке эффективности влияния организационной культуры на деятельность предприятия, разработке моделей организационной культуры и подходов к управлению ее изменениями.
Значительный интерес представляют работы по исследованию организационной культуры таких зарубежных авторов, как Р. Акофф, М. Армстронг, Э.Браун, П. Вейлл, Э. Джакус, П. Друкер, Б. Карлофф, А. Кребер, А. Кромби, Л. Килманн, Н. Лемэтр, Р. Льюис, Майер, М. Мескон, Т. Питерс, Р. Рюттингер, Л. Смирсич, М. Тевене, К. Шольц, П. Штерн. В своих работах они рассматривают организационную культуру в виде инструмента, с помощью которого можно управлять персоналом любой организации, подчеркивая при этом, что культура может не только способствовать эффективной работе, но и быть серьезным препятствием в достижении организационных целей.
Вопросы, связанные с сущностью организационной культуры, закономерностями ее развития рассмотрены в работах Г. Багиева,
A. Галюка, И. Грошева, О. Родина, Ю. Семенова, Т. Соломандиной,
B. Стоянова, В. Спивака, М. Удальцовой, В. Юрьева.
Основной целью выпускной квалификационной работы является разработка и обоснование положений формирования и развития
организационной культуры торгового предприятия.
В соответствии с основной целью сформулированы и обоснованы следующие задачи:
1. Выявить сущность и структуру организационной культуры;
2. Обозначить функции и признаки организационной культуры, а так же рассмотреть ее виды;
3. Провести анализ и сделать оценку эффективности деятельности ООО «Транслогистик»;
4. Выявить развитие организационной культуры ООО
«Транслогистик» как фактов повышения эффективности предприятия.
Объектом исследования выступает ООО «Транслогистик»,
занимающееся транспортно-логистической деятельностью и оптово-розничной реализацией продовольственных и непродовольственных товаров, осуществляющая свою деятельность в городе Минеральные Воды, а также организационная культура данного предприятия.
Предметом исследования являются проблемы формирования и развития организационной культуры данного предприятия.
Методологической основой выпускной квалификационной работы явились российские и зарубежные научные работы в области теории управления, маркетинга, экономики и организации торговли.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования в системах управления торговым предприятием теоретиче-ских и практических разработок в области формирования и развития организационной культуры.
Следует отметить, что в современных условиях развития экономики России при надлежащем внимании руководителей к вопросам управления организационной культурой можно использовать значительные резервы роста производства и повышения результативности труда. В этом случае организационная культура становится важным фактором роста производства, прибыльности компании и роста оплаты занятого труда.
Учет и развитие социокультурных основ управления, присущих современному менеджменту, оказывает мощное влияние на развитие цивилизованных форм деловых отношений, создает предпосылки устойчивого развития национальных экономик. Интенции, лежащие в основе стремления к успешной и стабильной деятельности хозяйствующих субъектов, достаточно понятны. Однако возникают вопросы эффективного управления, обеспечивающего высокую трудовую и творческую активность, духовность и комфортность среды обитания с ориентацией на будущее.
Современные торговые предприятия являясь социальными
институтами, под воздействием внешних факторов, по-разному расставляют приоритеты в позициях внутреннего управления. Менеджеры организаций должны строить новую систему управления, ориентированную на использование приоритетных ключевых компетенций в повышении конкурентоспособности продукции и активизации управленческой политики, одной из которых является организационная культура.
Обращение к этому явлению означает стремление предприятий использовать в своей деятельности потенциал организационной культуры с целью создания эффективного производства, повышения
производительности труда и гармонизации социально-трудовых отношений.
Вместе с тем культурологическая работа еще не до конца освоена и не решена как проблема регулирования жизнедеятельности той или иной организации.
Несмотря на то, что организационная культура как составляющая системы управления современной организации приобретает все большую значимость для ее эффективного функционирования, текущий уровень культуры зачастую не только не способствует реализации поставленных целей и достижению максимально возможных финансовых результатов, но и еще находится под влиянием противоречивых отношений к ней. Таким образом, можно утверждать, что проблемы управления в контексте регулирования организационной культуры как стратегической доминанты, являющейся не только системообразующей, но и социально значимой в обеспечении нормального рыночного функционирования предприятий в жестких условиях конкуренции.
В дипломной работе были исследованы теоретические аспекты формирования организационной культуры предприятия, определены основные направления совершенствования механизма формирования и даны рекомендации по совершенствованию культуры организации.
При изучении теоретических аспектов формирования культурной составляющей организации, автором выделены различные трактовки понятия «организационная культура», в которые вкладывается тот или иной набор важнейших элементов, соответствующих пониманию культуры в узком и широком смысле слова.
В результате исследования автором выявлены ряд проблем, негативно влияющих на процесс развития организационной культуры, для устранения которых требуются изменения, культивирующие инновационное
культурное поле с элементами демократизма.
Проведенные исследования позволили автору разработать ряд рекомендаций, направленных на совершенствование механизма
формирования организационной культуры ООО «Транслогистик», а также, на основании изложенного материала, разработать Корпоративный кодекс (Негласный закон) для ООО «Транслогистик».
Проведенное исследование и анализ места и роли организационной культуры торгового предприятия позволяет сформулировать выводы и практические рекомендации:
1. Современные руководители торговых организаций не уделяют должного внимания вопросам управления организационной культурой. Это происходит по разным причинам: нехватка времени, преимущественный акцент на производственных целях, отсутствие необходимых знаний, непонимание и недооценка важности культуры как результативного фактора производства.
2. Одним из препятствий на пути развития эффективной организационной культуры является отсутствие четких стратегических целей, системы стимулирования, общих ценностей.
3. Отсутствие в организациях четко налаженной внутренней коммуникационной связи, практически полное отсутствие обратной связи. Это приводит к тому, что руководители плохо знают, как сотрудники реагируют на их приказы и распоряжения, какие проблемы преобладают в коллективе, что волнует работников. Работники мало осведомлены о своих компаниях, их планах, ориентации и положении во внешней среде, что отрицательно сказывается на процессах интеграции, точном выполнении распоряжений руководства и т.д.
4. В современных компаниях отсутствует экономически
обоснованная система мотивации и стимулирования организационного поведения, не везде рационально организована система обучения, переподготовки, повышения квалификации.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что решить проблемы в ближайшие сроки возможно. При надлежащем внимании руководителей к вопросам управления организационной культурой можно использовать значительные резервы роста производства и повышения результативности труда. В этом случае организационная культура становится важным фактором роста производства, прибыльности компании и роста оплаты занятого труда.
Организационная культура в современных экономических условиях выступает флагманом эффективного развития деятельности предприятия.
1. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие.
- М.: ИНФРА-М, 2018. - 190 с.
2. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга. Учебное пособие. М.: Фолиум, 2012. - 132 с.
3. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы. Учебник. М.: Издательский центр «Книга», 2014. - 304 с.
4. Багиев Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии. Учебник. СПб.: Питер, 2015. - 658 с.
5. Березин И. Л. Маркетинг сегодня. Учебник. М.: Менеджер, 2014.
- 328 с.
6. Васильев Г.А. Основы маркетинга. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 202 с.
7. Винокуров Л.В., Скрипюк И.И. Организационная психология. Учебник. - СПб.: Нева,2009. - 512с.
8. Гембл П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителем. Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2016. - 100 с.
9. Голубков Е.П. Основы маркетинга. Учебник. М.: Финпресс, 2015.
- 342 с.
10. Данько Т.П. Управление маркетингом. Учебник. - М. ИНФРА - М, 2013. - 234 с.
11. Дедюлина А.М., Муртазалиева М.Р. Мотивация труда: российский и зарубежный опыт // Сборник статей Международной конференции «Наукоемкие исследования как основа инновационного развития» (11 июня 2019 г, г. Самара). - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2020. - с. 157-159.
12. Дихтль, Е. Практический маркетинг. Учебник. М.: Высшая школа, 2014.- 420 с.
13. Елисеев, А. С.Экономика: бизнес-курс МВА / А.С. Елисеев. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2012. - 498 с.: ил.
- Библиогр.: с. 497-497.- ISBN 978-5-394-01927-2.
14. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2016. - 328 с.
15. Званковский А.Н. Организационная психология. Учебник. - М.: Флинта: МПСИ, 2009. - 648с.
16. Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности : учеб. пособие / [М.В. Друцкая, Т.И. Рощина, М.И. Сулимов и др.] ; под ред. М.А. Вахрушиной. - М.: Вузовский учебник, 2012. - 463 с.: ил.
- (Вузовский учебник). - На учебнике гриф: Рек.УМО.
17. Котлер Ф. Управление маркетингом: анализ, планирование и контроль. Учебник. М.: Инфра-М, 2014. - 434 с.
18. Лазурко Н.В. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии. Учебное пособие. М.: Владос, 2016. - 172 с.
19. Ноздрева Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2016. - 328 с.
20. О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. Учебник. СПб.: Питер, 2014. - 760 с.
21. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. Учебник. М.: Гардарика, 2016. - 468 с.
22. Соловьев Б.А. Маркетинг. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2016. - 382 с.
23. Соловьев Б.А. Маркетинговые стратегии: разработка и
применение. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2014. - 382 с.
24. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг. Учебник. М.: Инфра-М, 2014. - 436 с.
25. Шведенко В.В. Маркетинговая концепция: в системе понятий и категорий, в схемах, графиках, тестах, задачах и упражнениях. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2014. - 200 с.
26. Groonroos, C. Strategic Marketing in the Service Sector / C. Groonroos // Journal of Marketing. 2011. -№ 8. P. 72-81.
27. Goodman P.S., Kurke L.B. Studies of Change in Organizations: A Status Report // Change in Organizations: New Perspectives on Theory Reserch and Practice / Goodman P.S. (ed.). 2017.
28. Устав ООО «Транслогистик»
29. http://www.biblioclub.ru («Университетская библиотека online»).
30. http://www.consultant.ru/ (Официальный сайт компании «КонсультантПлюс»)