Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ- ПЕРВОКУРСНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Работа №71492

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
285
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретический анализ стратегий самопредъявления и личностных особенностей студентов-первокурсников высших учебных заведений
1.1. Понятие самопредъявления, стратегии и тактики в зарубежных
и отечественных исследованиях
1.2. Основные подходы к изучению личности 18
1.3. Характеристика личностных особенностей студентов-первокурсников
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стратегий самопредъявления и личностных особенностей студентов-первокурсников высших учебных заведений 2.1. Организация и методы эмпирического исследования 29
2.2. Методы и методики исследования 30
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 33
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Приложение № 1 Опросник «Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратовой
Приложение № 2 16-ти факторный опросник Р. Кеттелла (16-PF-105-C). Стимульный материал и бланк
Приложение №3 Таблица «первичных данных» Приложение № 4 Гистограммы распределения частот переменных Приложение №5 Результаты корреляционного анализа Спримена Приложение № 6 Результаты факторного анализа


Актуальность темы. В современном мире постоянно происходят изменения, которые затрагивают те или иные стороны человеческой жизнедеятельности. Так, отмечается усиление межличностного общения и взаимодействия людей. Все чаще возникают ситуации, требующие от человека умения ладить с окружающими и быстро входить в коммуникативный процесс. Любые отношения начинаются с первого впечатления, на основе которого они и будут строиться в дальнейшем. В связи с этим человеку, необходимо представить себя должным образом. Процесс, направленный на создание определенного впечатления о себе называется самопрезентацией или самопредъявлением. Самопредъявление реализуется с помощью различных действий (тактик), которые в совокупности образуют стратегии. Следует заметить, что в данной работе мы будем пользоваться термином «самопредъявление», поскольку оно является более понятным.
Самопредъявление начало изучаться сравнительно недавно, а именно в конце XX века. Впервые его изучали такие зарубежные исследователи, как: Дж. Мид, Ч. Кули и И. Гоффман, М. Лири, Р.Ковальски, Э.Джонс, Т. Питтман и многие другие. Вышеназванных ученых интересовали различные аспекты самопредъявления- его сущность, особенности, определение стратегий и тактик, создание их классификаций, разработка психодиагностических методик и многое другое.
В нашей стране самопредъявление также активно изучается И.П.Шкуратовой, Ю.А. Гоцевой, Ю.А. Жуковым, Г.В. Бороздиной и др. Они исследуют его в рамках межличностного общения, считая данный феномен обязательным компонентом коммуникативного процесса. В последнее время появилось множество практико-ориентированных исследований, направленных на составление рекомендаций по адекватному самопредъявлению в профессиональной деятельности и в повседневной жизни (Е.Петрова). Также создаются социальные тренинги по обучению успешному самопредъявлению (Е.В.Михайлова).
Изучение стратегий самопредъявления в их взаимосвязи с личностными особенностями студентов первокурсников высших учебных заведений представляется нам актуальным. Студенты первокурсники попадают в совершенно новую среду, где их ждет другой коллектив, другие преподаватели, другое окружение. Вчерашнему школьнику необходимо адаптироваться и принять новые условия социальной среды, найти свое место в студенческой группе и стать ее полноправным членом, влиться в нее. Поэтому для первокурсника с самого начала важно произвести благоприятное впечатление на окружающих людей и выбрать адекватную стратегию поведения в межличностном взаимодействии. Впечатление, произведенное им на окружающих, определит дальнейшее отношение новых членов общества к нему, что, в конечном счете, может сказаться на его самореализации. В связи с этим необходимо исследовать какие стратегии самопредъявления применяют современные студенты первокурсники, чтобы представить желаемый образ в глазах окружающих, произвести впечатление на них и от каких личностных особенностей зависит выбор. Это и определяет актуальность нашего исследования.
Цель: изучить специфику стратегий самопредъявления студентов первокурсников вуза с различными личностными особенностями.
Объект исследования: стратегии самопредъявления студентов
Предмет исследования: взаимосвязь стратегий самопредъявления студентов первокурсников вуза с различными личностными особенностями.
Гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между личностными особенностями студентов- первокурсников и выбираемыми стратегиями самопредъявления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать и систематизировать подходы к изучению самопредъявления и личностных особенностей;
2. провести эмпирическое исследование взаимосвязи стратегий самопредъявления и личностных особенностей студентов- первокурсников высших учебных заведений;
3. определить у студентов-первокурсников личностные особенности, в частности, коммуникативные и межличностного взаимодействия и изучить специфику стратегий самопредъявления;
4. выявить взаимосвязь стратегий самопредъявления студентов первокурсников вуза с различными личностными особенностями;
5. проанализировать и проинтерпретировать полученные результаты.
Методы и методики исследования. В данной работе используются:
-методы сбора информации (измерение посредством психодиагностических методик):
1) опросник «Стратегии самопредъявления» Шкуратовой И.П., направленный на изучение стратегий самопредъявления;
2) 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 PF- 105-С) в адаптации Чугуновой Э.С., Капустиной А.С. и др., направленный на изучение личностных особенностей;
- методы количественной (математической) и качественной обработки: проверка нормальности
распределения по критерию Шапиро-Уилка, описательная статистика, корреляционный анализ Спирмена, факторный анализ, сравнительный анализ по критерию U -Манна-Уитни;
- качественный анализ данных. При расчете данных применялись компьютерные программы StatSoft STATISTICA 10 и Excel пакета Microsoft Office.
Эмпирическая база: ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет.
Структура работы. Выпускная квалификационной работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов по каждой главе, заключения, списка литературы из 46 источников и приложений. Работа изложена на 54 страницах и включает 6 таблиц, 6 рисунков, 6 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Самопредъявление является неотъемлемым компонентом межличностного взаимодействия. Находясь в окружении людей, нам все чаще приходится представлять себя им с целью произвести на них определенное впечатление и наладить взаимоотношения.
Самопредъявление начало изучаться сравнительно недавно лишь в конце ХХ в. Впервые проблемами самопредъявления заинтересовались представители интеракционистского подхода Ч.Кули, Дж.Мид, Г.Блумер и И.Гоффман. Дальнейшие теоретические подходы основывались именно на их работах. Мы рассмотрели различные концепции и подходы, проанализировали определения и пришли к выводу, что самопредъявление -это процесс, нацеленный на создание определенного впечатления и его контроль. Самопредъявление осуществляется с помощью различных тактик и стратегий. Тактиками называют определенные приемы, которые в совокупности образуют стратегию самопредъявления. Стратегии - это определенные поведенческие акты (или любые действия), направленные на создание определенного впечатления. Существование огромных количеств тактик и стратегий привело к созданию различных классификаций. Наиболее удачной, на наш взгляд, является классификация Э.Джонса и Т.Питтмана. Они выделяли 5 стратегий: стремление понравиться, самопродвижение, примерность, запугивание и мольба. Первые 3 являются социально-желательными.
Уметь предъявлять собственный образ нужно каждому человеку независимо от возраста, социального статуса профессии и т.д. Особенно необходимо это студентам- первокурсникам, которые в силу своего положения должны каким-то образом показать и проявить себя в вузовских условиях, чтобы быть принятыми одногруппниками и преподавателями. Это совершенно незнакомые люди, поэтому студент может вести себя совершенно иначе, чем в школе. Будет ли он пытаться привлечь к себе внимание или, наоборот, предпочтет остаться тихоней, зависит от самого человека его личностных особенностей, целей мотивов и т.д.
Целью нашего исследования было изучение специфики стратегий самопредъявления студентов первокурсников вуза с различными личностными особенностями.
В результате теоретическое и эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:
Студенческий возраст(18-25) - это особый период в жизни, когда происходит становление личности, поэтому индивидуально-психологические особенности молодых людей обладают своей спецификой. Они довольно противоречивы: ярко выраженная общительность, открытость, смелость сочетаются с робостью, стеснительностью; независимость, жесткость с неуверенностью, неустойчивой самооценкой.
Стратегии самопредъявления взаимосвязаны с такими личностными особенностями как самооценка, смелость, беспечность, тревожность, эмоциональная стабильность, напряженность, о чем свидетельствуют данные корреляционного и факторного анализов. Можно сказать, что эмоциональные состояния, отношение к себе, к действительности могут сказаться на выборе той или иной стратегии;
Стратегия мольбы чаще всего используется студентами, обладающими невыраженным уровнем самооценки, эмоциональной нестабильностью, высокой степенью тревожности и эмоционального напряжения. К тому же у этих студентов обнаружился высокий уровень отслеживания впечатления и вариативность поведения;
Обнаружены значимые различия по вариативности поведения и отслеживания впечатления между юношами и девушками. Последние более склонны демонстрировать различное поведение и контролировать процесс производимого впечатления.
Таким образом, выдвинутые нами гипотезы подтвердились, и мы можем сказать, что выбор стратегий обусловлен личностными особенностями студентов- первокурсников.
Знание этого факта позволит определить трудности, существующие в межличностном взаимодействии у студентов-первокурсников, и дать соответствующие рекомендации по успешному самопредъявлению, что несколько облегчит процесс вхождения первокурсников в новый коллектив.



1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные проблемы высшей школы. Л.,1974. 280 с.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
3. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. - М., 2012. - 526 с.
4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 224 с.
5. Блумер Г. Общество как символическая интеракция./Современная зарубежная социальная психология/Под ред.Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. - М.,1984. - 255 с.
6. Вахштайн В.С. Драматургическая теория Ирвинга Гоффмана: 2 прочтения. // Социологическое обозрение. 2003. Том 3. №4. С.1-15.
7. Выбойщик И.В., Шакурова З.А. Личностный многофакторный опросник Р. Кеттелла: Учебное пособие. - Челябинск, 2000. - 54 с.
9. Гоффман И.Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: Канон-Пресс-Ц, 2000. — 304 с.
10. Гоцева Ю.А. Особенности самопредъявления подростков в семейной, учебной и дружеской сферах общения:автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01/ Гоцева Юлия Александровна. - Ростов-на-Дону, 2008. - 25 с.
11. Ермолаев - Томин О.Ю. Математические методы в психологии. - М.: Изд-во Юрайт, 2014. - 511 с.
12. Ждан А.Н. Становление традиций отечественной психологии: Петербургские (Ленинградские) и Московские научные школы // Вестник СПбГУ. 2015. № 1. С. 74-80.
13. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. - М., 1988. - 64 с.
14. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.,1982. - 128 с.
15. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. - СПб.: Питер,2010. - 336 с.
16. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттелла.- СПб.: 2001.-112 с.
17. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла: Уч. мет. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 104 с.
18. Комиссарова Л.Г., Миронова Т.Л. Психологические особенности студента колледжа. //Вестник Бурятского государственного университета. 2011. №5. С.15-23.
19. Кузьминский А.И. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. -Харьков, 2005. - 486 с.
20. Кули Ч. Социальная самость /Американская социологическая мысль: Тексты / Под В. И. Добренькова.—М.: Изд-во МГУ, 1994.—496 с.
21. Куницына В.Н,, Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 130 с.
23. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. - Л.,1974. - 184 с.
24. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: «Наука», 1984. - 444 с.
25. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997. - 688 с.
26. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2014. - 583 с.
27. Малютина Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте. // Омский научный вестник. 2014. №2. С.129-133.
28. Мид Дж. От жеста к символу [Электронный ресурс] URL: https://www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/Article/Mid GestSimv.php
29. Михайлова Е.В. Обучение самопрезентации. Учебное пособие. - М., 2006. - 167 с.
30. Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории исследования, тренинг. - СПб.: Речь, 2007. - 224 с.
31. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: МПСИ, 2005.— 158 с.
32. Пикулева О.А. Классификация самопрезентации личности: теоретические основания и проблемные аспекты. // Вестник ЛГУ. 2013. №5. С.63-70.
33. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов- на- Дону: Феникс, 1998. - 544 с.
34. Первин Л., Джон О. Психология личности: теории и исследования/Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна . - М., 2001. - 607 с.
35. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов -на Д: Феникс, 2016. - 375 с.
36. Психология личности. Тексты. / Под.ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М., 1989. - 288 с.
37. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л.В.Куликов. - СПб.: Питер, 2009.-300 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2013. - 713 с.
39. Сидоренко Е.В Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2003. 350 с.
40. Слотина Т.В. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.
41. Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте. // Мир психологии. 1999. №3. С. 132 - 139.
42. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2014.- 490 с.
43.Чалдини Р. Психология влияния. - М., 2017. - 352 с.
44. Шкуратова И.П. Самовыражение личности / Психология личности / Под. ред. Ермакова П.Н. и Лабунской В.А. - М.: Эксмо,2007. - 653 с.
45. Шкуратова И.П. Диагностика самовыражения личности в общении с помощью техники репертуарных решеток. Учебное пособие. - Ростов -на- Дону, 2008. - 112 с.
46. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении. - Ростов-на-Дону, 2009. - 192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ