Оценка ледовых условий на Северном морском пути по данным спутниковых наблюдении
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ИССЛЕДУЕМОГО
РАЙОНА 6
1.1 Климат Арктического региона 7
1.2 Моря Северного морского пути 8
1.3 Влияющие факторы на выбор маршрута плавания 13
2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1 Исходные данные 17
2.2 Методы 18
3 ОЦЕНКА ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЙ В ПЕРИОД МИНИМАЛЬНОЙ И
МАКСИМАЛЬНОЙ ЛЕДОВИТОСТИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ИССЛЕДУЕМОГО
РАЙОНА 6
1.1 Климат Арктического региона 7
1.2 Моря Северного морского пути 8
1.3 Влияющие факторы на выбор маршрута плавания 13
2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1 Исходные данные 17
2.2 Методы 18
3 ОЦЕНКА ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЙ В ПЕРИОД МИНИМАЛЬНОЙ И
МАКСИМАЛЬНОЙ ЛЕДОВИТОСТИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Арктический регион - особая область Российской Федерации, с одной стороны, весьма важная с точки зрения потенциальных запасов углеводородов, минерального сырья и других полезных ископаемых, а, с другой стороны, труднодоступная из-за малой развитости транспортных сетей. Освоение природных запасов, занимающих значимое место в перспективной структуре экономики государства, напрямую связано с уровнем использования Северного морского пути (СМП или Севморпуть), проходящего через моря Российской Арктики [1].
В последние годы Северный морской путь становится всё более востребованным, наблюдается рост интенсивности судоходства в его акватории.
Не подлежит сомнению важность Севморпути, которая возрастает с продолжающимся освоением месторождений нефти и газа, расположенным на Севере России и шельфах арктических морей. Также в акватории СМП появляются новые объекты: подводные трубопроводы, кабели, стационарные и плавучие нефтегазовые установки. Модернизируются существующие и строятся новые порты. Поэтому задача развития судоходных трасс акватории Северного морского пути является актуальной.
Севморпуть интересен для многих судоходных компаний и грузовладельцев возможностью сокращения дистанции и времени доставки, а сокращение расстояния в свою очередь позволяет существенно экономить на топливе. В том числе СМП считается альтернативой транспортным артериям, проходящим через Суэцкий и Панамский каналы, прохождение через которые занимает почти вдвое больше времени. К примеру, от Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути расстояние около 14 тыс. км, через Суэцкий канал - 23 тыс. км, вокруг Африки - примерно 30 тыс. км.
Несмотря на огромный потенциал развития судоходной магистрали и её востребованность, главной сложностью осуществления навигации по СМП являются тяжёлые ледовые условия арктического региона. Ледяной покров практически в течение всего года сохраняется в акватории, поэтому круглогодичная навигация возможна при обеспечении её атомными ледоколами. И именно изменение ледовой обстановки играет ключевую роль при планировании маршрута плавания.
Целью работы является исследование ледовых условий на трассе Северного морского пути в год с минимальной ледовитостью за последние 5 лет - 2016, и в год с максимальной ледовитостью - 2009.
В задачи работы входит:
- описание физико-географических и климатических особенностей района исследования;
- описание факторов, оказывающих влияние на выбор маршрута плавания по трассе Севморпути;
- описание используемых исходных данных и методов исследования;
- оценка ледовых условий в период максимальной и минимальной ледовитости акватории.
Объектом данного исследования является акватория Северного морского пути бассейна Северного Ледовитого океана (СЛО).
Предмет исследования - сплочённость морского льда по трассе СМП.
В последние годы Северный морской путь становится всё более востребованным, наблюдается рост интенсивности судоходства в его акватории.
Не подлежит сомнению важность Севморпути, которая возрастает с продолжающимся освоением месторождений нефти и газа, расположенным на Севере России и шельфах арктических морей. Также в акватории СМП появляются новые объекты: подводные трубопроводы, кабели, стационарные и плавучие нефтегазовые установки. Модернизируются существующие и строятся новые порты. Поэтому задача развития судоходных трасс акватории Северного морского пути является актуальной.
Севморпуть интересен для многих судоходных компаний и грузовладельцев возможностью сокращения дистанции и времени доставки, а сокращение расстояния в свою очередь позволяет существенно экономить на топливе. В том числе СМП считается альтернативой транспортным артериям, проходящим через Суэцкий и Панамский каналы, прохождение через которые занимает почти вдвое больше времени. К примеру, от Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути расстояние около 14 тыс. км, через Суэцкий канал - 23 тыс. км, вокруг Африки - примерно 30 тыс. км.
Несмотря на огромный потенциал развития судоходной магистрали и её востребованность, главной сложностью осуществления навигации по СМП являются тяжёлые ледовые условия арктического региона. Ледяной покров практически в течение всего года сохраняется в акватории, поэтому круглогодичная навигация возможна при обеспечении её атомными ледоколами. И именно изменение ледовой обстановки играет ключевую роль при планировании маршрута плавания.
Целью работы является исследование ледовых условий на трассе Северного морского пути в год с минимальной ледовитостью за последние 5 лет - 2016, и в год с максимальной ледовитостью - 2009.
В задачи работы входит:
- описание физико-географических и климатических особенностей района исследования;
- описание факторов, оказывающих влияние на выбор маршрута плавания по трассе Севморпути;
- описание используемых исходных данных и методов исследования;
- оценка ледовых условий в период максимальной и минимальной ледовитости акватории.
Объектом данного исследования является акватория Северного морского пути бассейна Северного Ледовитого океана (СЛО).
Предмет исследования - сплочённость морского льда по трассе СМП.
В данной работе производилась оценка ледовых условий на Северном морском пути в год с максимальной ледовитостью (2009 г.) и в год с минимальной ледовитостью (2016 г.) по спутниковым данным.
Средняя сплочённость на СМП за сезон 2008/2009 гг. составляет 65 %, максимальная - 81 %, в основном максимумы значений средней сплочённости достигаются во вторую половину рассматриваемого зимнего периода. Минимальное значение сплочённости на пути равно 2 %.
Средняя сплочённость на СМП за сезон 2015/2016 гг. составляет 60 %, минимальная - 1 %, что говорит о практически полном отсутствии льдов по маршруту плавания, максимальная - 79 %.
Некоторые локальные понижения средней сплочённость на СМП объясняются заприпайными полыньями, которые создают возможность легкого и менее опасного прохода судам.
В целом отмечается невысокая изменчивость сплоченности льда на разных участках СМП. Однако, достаточно высокая изменчивость величины льда в Карском море объясняется новоземельской полыньёй, которая то открывается, то затягивается в море. За весь период с октября по май наиболее свободным ото льда в год минимальной и максимальной ледовитости было Баренцево море. Наибольшая сплоченность льда в этот период наблюдалась в морях Лаптевых и Восточно-Сибирском, а также на юго-западе Чукотского моря.
Изменение площади льда S на всём маршруте Севморпути схоже с изменчивостью средней сплочённости C. Максимальная площадь льда приходится на переход от интенсивного льдообразования к установившемуся ледяному покрову в год максимальной сплочённости и соответствует периоду незначительного зимнего нарастания площади в год с минимальной сплочённостью.
Также отмечается следующая особенность: длина пути в более сплоченных льдах короче, чем в менее сплочённых льдах. Но следует понимать, что при движении во льдах самый короткий путь не всегда является самым быстрым. При навигации следует избегать ледовых повреждений судна.
В результате проделанной работы выполнены все поставленные задачи исследования, на основе этого можно сказать, что цель данной работы выполнена.
Практическое применение работы. Результаты исследования могут быть использованы при поиске оптимальных маршрутов плавания судов в различных ледовых условиях, а также в развитии перспективной сети судоходных маршрутов в арктических морях.
Средняя сплочённость на СМП за сезон 2008/2009 гг. составляет 65 %, максимальная - 81 %, в основном максимумы значений средней сплочённости достигаются во вторую половину рассматриваемого зимнего периода. Минимальное значение сплочённости на пути равно 2 %.
Средняя сплочённость на СМП за сезон 2015/2016 гг. составляет 60 %, минимальная - 1 %, что говорит о практически полном отсутствии льдов по маршруту плавания, максимальная - 79 %.
Некоторые локальные понижения средней сплочённость на СМП объясняются заприпайными полыньями, которые создают возможность легкого и менее опасного прохода судам.
В целом отмечается невысокая изменчивость сплоченности льда на разных участках СМП. Однако, достаточно высокая изменчивость величины льда в Карском море объясняется новоземельской полыньёй, которая то открывается, то затягивается в море. За весь период с октября по май наиболее свободным ото льда в год минимальной и максимальной ледовитости было Баренцево море. Наибольшая сплоченность льда в этот период наблюдалась в морях Лаптевых и Восточно-Сибирском, а также на юго-западе Чукотского моря.
Изменение площади льда S на всём маршруте Севморпути схоже с изменчивостью средней сплочённости C. Максимальная площадь льда приходится на переход от интенсивного льдообразования к установившемуся ледяному покрову в год максимальной сплочённости и соответствует периоду незначительного зимнего нарастания площади в год с минимальной сплочённостью.
Также отмечается следующая особенность: длина пути в более сплоченных льдах короче, чем в менее сплочённых льдах. Но следует понимать, что при движении во льдах самый короткий путь не всегда является самым быстрым. При навигации следует избегать ледовых повреждений судна.
В результате проделанной работы выполнены все поставленные задачи исследования, на основе этого можно сказать, что цель данной работы выполнена.
Практическое применение работы. Результаты исследования могут быть использованы при поиске оптимальных маршрутов плавания судов в различных ледовых условиях, а также в развитии перспективной сети судоходных маршрутов в арктических морях.
Подобные работы
- Перспективы увеличения перевозок по Северному морскому пути и риски загрязнения окружающей среды
Бакалаврская работа, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ ПО ТРАССЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В КАРСКОМ МОРЕ И МОРЕ ЛАПТЕВЫХ ПО МНОГОЗОНАЛЬНЫМ СПУТНИКОВЫМ ДАННЫМ
Дипломные работы, ВКР, гидрология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Экологические риски транспортировки международных транзитных грузов Северным морским путём
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ КОРОТКОПЕРИОДНЫХ ВНУТРЕННИХ ВОЛН В ПРИПОЛЯРНЫХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ МОРЯХ ПО ДАННЫМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Магистерская диссертация, геология и минералогия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Анализ распределения стамух в Обской губе по данным дистанционного зондирования
Бакалаврская работа, картография. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - Особенности современных изменений ледовитости в Западном секторе Арктики
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2021 - Исследование дрейфа ледяного покрова в Северном Ледовитом океане по данным спутниковой информации
Бакалаврская работа, гидрология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА БЕРИНГОВА МОРЯ ПО СПУТНИКОВЫМ ДАННЫМ
Бакалаврская работа, гидрология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2022 - Оценка изменения площади ледового покрова территории Североземельского природного заказника по данным дистанционного зондирования
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022



