Введение 4
Глава 1. КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МИРОВОЙ
АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ОТРАСЛИ 7
1.1. Обзор мировой пищевой индустрии и агропромышленности 7
1.2. Корпоративная социальная деятельность ведущих мировых агропромышленных компаний 13
1.2.1. Определение понятия корпоративной социальной деятельности и критериев выбора
компаний для рассмотрения 13
1.2.2. Обзор корпоративной социальной деятельности компаний 17
1.2.3. Систематизированное представление практик лидеров отрасли 42
1.2.4. Основные стейкхолдеры для компаний мировой агропромышленной отрасли 43
Выводы 47
Глава 2. КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
ХОЛДИНГА «МИРАТОРГ» 48
2.1. Российская агропромышленность 48
2.1.1. Обзор российской пищевой индустрии и агропромышленного комплекса 48
2.1.2. Корпоративная социальная деятельность в российском агропромышленном комплексе 53
2.2 Корпоративная социальная деятельность агропромышленного холдинга «Мираторг» .... 55
2.2.1. Общая информация о компании 55
2.2.2. Текущие практики компании в области КСД 59
2.3. Разработка портфеля корпоративной социальной деятельности АПХ «Мираторг» 60
2.3.1. Стратегическая корпоративная социальная ответственность и концепция создания разделяемой ценности 61
2.3.2. Стейкхолдеры для АПХ «Мираторг» 65
2.3.3. Рекомендации по формированию портфеля корпоративной социальной деятельности и его управлению 71
Выводы 84
Заключение 84
Список литературы
Теория корпоративной социальной деятельности в России применяется относительно недолго - ее история в стране насчитывает всего 15 лет практики. В то же время, в передовых странах данная концепция изучается уже полувека, а большинство крупных международных компаний так или иначе уделяют свое внимание социальным, экономическим и экологическим вопросам, выходящим за рамки финансовых и правовых обязательств компаний. Связано это в первую очередь с тем, что компании с годами все больше ощущают давление со стороны различных заинтересованных сторон, и чтобы иметь конкурентное преимущество уже недостаточно просто хорошо выполнять свою первичную экономическую функцию. Кроме того, сами тенденции и взгляды в обществе изменились: вопросы сохранения окружающей среды все чаще оказываются на первом плане; компании сталкиваются с ростом общественных ожиданий в отношении этической стороны ведения бизнеса; потребитель предъявляет более высокие требования к качеству и безопасности продукции. При этом агропромышленность как одна из основных производственных отраслей находится на передовой под пристальным взором защитников животных, экологов, местных сообществ, государства и потребителей. Иначе обстоит дело в России, где агропромышленность, как и соответствующая ей корпоративная социальная деятельность, находятся в стадии становления. Подобное положение дел, с одной стороны, мешает развитию страны и улучшению качества жизни ее населения, с другой, дает возможность первопроходцу, который раньше всех внедрит корпоративную социальную деятельность в свою стратегию, завоевать титул наиболее этичной компании в индустрии, улучшить свою репутацию на Российском и мировом уровнях, а также позволит внести значительный вклад в развитие общества. На данный же момент компании этой индустрии в рамках своей корпоративной социальной деятельности ограничиваются благотворительностью и некоторыми мерами в области защиты окружающей среды. Таким образом, актуальность проблемы проявляется сразу на нескольких уровнях. Для начала стоит сказать, что применение теории корпоративной социальной ответственности в национальном агропромышленном секторе находится на относительно низком уровне. Из этого следует, что с точки зрения экспорта российская агропромышленная индустрия не дотягивает до международных стандартов в области КСО, что лишает национальные компании конкурентного преимущества. Также стоит добавить, что на текущий момент агропромышленность в стране находится в стадии
активного становления, а значит есть необходимость в создании системного подхода к осуществлению корпоративной социальной деятельности в индустрии, внедрение которого позволит увеличить эффективность мер и практик компаний в данной области. Для того, чтобы найти решение описанных выше проблем, была поставлена цель разработать рекомендации по формированию портфеля корпоративной социальной деятельности для лидера отрасли - агропромышленного холдинга «Мираторг», который смог бы не только в наиболее полной мере реализовать новые идеи, но и стать флагманом, который подает пример другим игрокам в индустрии. Чтобы подойти непосредственно к достижению поставленной цели, были выделены следующие задачи:
■ Выделить и структурировать текущие практики мировых лидеров индустрии в области корпоративной социальной деятельности
■ Рассмотреть практики в области корпоративной социальной деятельности в российских компаниях агропромышленной индустрии, а также отдельно для АПХ «Мираторг»
■ Предложить рекомендации для оптимального формирования портфеля и модели управления корпоративной социальной деятельностью агропромышленного холдинга «Мираторг»
В целом же логика исследования строилась следующим образом: были рассмотрены в целом агропромышленная индустрия и пищевой рынок как в мировом масштабе, так и отдельно для России, что позволило как понять общую конъектуру этой отрасли, так и выделить основные заинтересованные стороны, их ожидания и проблемы, влияющие на корпоративную социальную деятельность компаний. При сложившейся картине индустрии следующим шагом было выделение лидеров отрасли, корпоративная социальная деятельность которых затем была изучена с целью выявить наиболее интересные и действенные практики, используемые компаниями, которые в силу масштабов своей деятельность несут наибольшую ответственность за этичность ведения бизнеса. Аналогично, была рассмотрена корпоративная социальная деятельность лидеров российского агропромышленного сектора. Следующим шагом стало изучение текущего положения лидера в отрасли, а также анализ его корпоративной социальной деятельности. Последним этапом стала собственно разработка рекомендаций по формированию для компании оптимального портфеля корпоративной социальной деятельности, что и явилось результатом достижения поставленной цели.
При подготовке были использованы следующие источники:
■ Нефинансовые отчеты и отчеты компаний по корпоративной социальной деятельности
■ Научная литература по теме
■ Аналитические базы данных MarketLine, Financial Times
■ Статистические доклады ООН и World Bank
■ Новостные и деловые СМИ
■ Интернет-порталы различных некоммерческих организаций
В работе была рассмотрена мировая агропромышленная отрасль как одна из важнейших производственных отраслей. В дополнение к этому в качестве сопутствующего был в общих чертах проведен обзор пищевого рынка. Такой подход позволил составить обобщенное представление о текущем положении в отрасли, в рамках которой были изучены практики корпоративной социальной деятельности. Для выделения лидеров отрасли были использованы следующие критерии: выручка, вертикальная интегрированность производства, применение практик КСД, животноводство и производство мясной продукции как основной вид деятельности. Опыт лидеров послужил основой для составления систематизированного списка практик в области корпоративной социальной деятельности, которые были использованы для разработки рекомендаций для АПХ «Мираторг» и обоснования их предполагаемой выгоды для компании. Чтобы корректно структурировать данные практики, была использована модель портфеля КСД, согласно которой всю деятельность компании в этой области можно разделить на благотворительность, КО-интеграцию и КО-инновацию. Кроме того, концепция портфеля КСД также легла в основу составления предложенных в работе рекомендаций. Вдобавок к перечисленным промежуточным итогам работы были выявлены и проанализированы основные стейкхолдеры и их ожидания для компаний агропромышленной отрасли в целом. Для этого была составлена матрица власть/ожидания, наглядно демонстрирующая важность тех или иных заинтересованных сторон для компании. Таким образом, первая глава работы использовалась в качестве источника идей для разработки собственных рекомендаций, а также доказательством важности внедрения портфеля КСД как такового в компании. Аналогичная работа была также проведена и для отдельно взятой российской агропромышленности. Обзор проблем и трендов, присущих этой отрасли в России позволил сформировать понимание индустрии, необходимое для корректной оценки релевантности тех или иных мировых инициатив в области КСД для российских компаний. Следующим шагом стало выявление текущего положения КСД и актуальных практик в отечественной отрасли с целью понять, в каких направлениях возможно и/или необходимо внести корректировки, предложить иной вариант составления портфеля или внедрение ранее неиспользуемых, но потенциально выгодных практик. Особое внимание при этом было сфокусировано на самом агропромышленном холдинге «Мираторг». Сперва были изучены основные показатели его деятельности, которые позволили создать общую картину и понять, в каких направлениях возможны инновации с точки зрения корпоративной социальной деятельности. Следующим шагом стало детальное рассмотрение текущих практик компании в области КСД, ее принципов корпоративной социальной ответственности, конкретных социальных и экологических результатов и эффектов деятельности компании. Также, были выделены основные заинтересованные в деятельности компании стороны и специфицированы их ожидания, а также составлена матрица власть/ожидания. В итоге удалось составить портрет компании и сравнить его с передовыми образцами лидеров отрасли, на основании чего, при учете различия в особенностях отрасли и уровня КСД на российском и мировом уровнях, и были разработаны итоговые рекомендации по формированию портфеля корпоративной социальной деятельности и его управлению. Отдельно стоит добавить, что при разработке рекомендаций помимо концепции портфеля КСД были использованы и другие теории. Одна из них рассматривает корпоративную социальную ответственность как элемент стратегии для компании, другая предполагает, что создание ценности в компании может одновременно создавать ценность с точки зрения решения социальных, экономических и экологических проблем. Предложенные в работе рекомендации могут быть рассмотрены в качестве беспроигрышных для всех сторон. Так, сама компания, во-первых, сможет извлечь материальную выгоду от внедрения инициатив в долгосрочной перспективе, во- вторых, получит инструменты для корректного анализа появляющихся тенденций с целью последующего использования их в пользу компании или, как минимум, минимизации их негативных последствий. Кроме того, репутация АПХ «Мираторг» в глазах основных стейкхолдеров значительно улучшится, что также положительно скажется на успехах компании. Отдельно стоит сказать, что с точки зрения экспортной деятельности компания также получит преимущество, так как ее портфель корпоративной социальной деятельности будет соответствовать передовым международным стандартам. В то же время, внедрение предлагаемых практик положительно скажется на решении социальных проблем некоторых групп населения, окажет благоприятное воздействие на экономику страны и позволит снизить вредное воздействие на окружающую среду. Напоследок, внедрение предлагаемого портфеля в текущей ситуации, когда практикам КСД уделяется мало внимания в российской агропромышленной отрасли, позволит компании получить преимущество первопроходца, а также послужит примером для других компаний, что в целом окажет позитивное влияние на российскую агропромышленную отрасль.