Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования временной перспективы и жизнестойкости руководителей общественных организаций в психологии 6
1.1 Определение понятий временная перспектива и жизнестойкость, подходы к исследованию 6
1.2 Роль временной перспективы и жизнестойкости в структуре личности руководителя общественной организации 16
2 Эмпирическое исследование особенностей временной перспективы и уровня жизнестойкости руководителей общественных организаций 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Психодиагностический инструментарий 26
2.3 Анализ полученных результатов исследования особенностей временной перспективы у руководителей общественных организаций с разным уровнем жизнестойкости 29
2.3.1 Анализ результатов исследования по опроснику «Временная перспектива» Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой, О. В. Митиной 30
2.3.2 Анализ результатов исследования по методике «Тест жизнестойкости»
С. Мадди в версии Д. А. Леонтьева - Е. И. Рассказовой 33
2.3.3 Анализ результатов исследования по методике «Мотивационная индукция»
Ж. Нюттена 36
2.3.4 Анализ значимости различий полученных результатов 38
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение А Опросник временной перспективы 53
Приложение Б Тест жизнестойкости 57
Приложение В Метод мотивационной индукции 60
Приложение Г Таблица корреляции 63
Приложение Д Таблица первичных данных
В современном обществе люди, в частности студенческая молодёжь большое внимание уделяют саморазвитию и построению карьеры. Всё большую популярность приобретают студенческие общественные объединения, которые позволяют молодым людям приобрести профессиональные навыки и развить компетенции на практике. Развитие и формирование социальной активности происходит в многообразной интегративной, общественно значимой деятельности, в результате которой обеспечивается глубокое и полное саморазвитие личности. В условиях учреждения образования таким видом деятельности является внеучебная работа, которая способна обеспечить положительную динамику личности, способствует выбору студентами адекватных целей и ориентиров, творческому отношению к выполняемым делам, а также помогает преодолению неудач и ошибок, продуктивному выходу из кризисных ситуаций .
Достижение профессиональных успехов, помимо прочего, несомненно, зависит от личностных и индивидуальных особенностей. Практическое использование психологии помогает выявить сильные и слабые черты личности; и сильные превратить в свои достоинства, преимущества в профессиональной деятельности. Руководители студенческих общественных организаций координируют объединения и принимают решения, иногда это сопряжено и с принятием риска. Вследствие этого становится интересно рассмотреть особенности временной перспективы, а также понятие «жизнестойкость» и её составляющие в деятельности указанной группы.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью определения адаптационных возможностей молодежи к условиям быстроменяющейся российской действительности.
Исследованию проблемы жизнестойкости посвящено немногочисленное количество работ зарубежных исследований. Например, в США показатель публикаций по данной теме за последние 5 лет составил всего 36 работ, несмотря на то, что это ведущая страна по теме исследования жизнестойкости. Феномен временной перспективы привлекает гораздо больше исследователей: так, например, в тех же Соединённых штатах за те же 5 лет данному феномену посвящено 1007 работ (из которых 91% составляют научные статьи и 8,5% обзоры).
Общетеоретические положения проблемы жизнестойкости обозначены в работах С. Мадди, разработавшего «концепт жизнестойкости» и опросник «Hardiness Survey», а в последствии и тренинг жизнестойкости. Понятие временной перспективы ввёл Курт Левин - выдающийся социальный психолог. Последователями в исследовании временной перспективы стали как зарубежные, так и отечественные исследователи: Ф. Зимбардо, Д.А. Леонтьев, А. Кроник.
Цель данной работы: изучить особенности временной перспективы у руководителей общественных организаций с разным уровнем жизнестойкости.
Теоретический объект: временная перспектива.
Эмпирический объект: руководители общественных организаций.
Предмет: различия временной перспективы у руководителей общественных организаций с разным уровнем жизнестойкости.
Гипотеза: существуют различия временной перспективы у руководителей общественных организаций с разным уровнем жизнестойкости.
Задачи:
1. Проанализировать литературу на тему основных понятий данного научного исследования (временная перспектива, жизнестойкость).
2. Теоретически рассмотреть «жизнестойкость» как характеристику личности и изучить её роль в системе работы общественных организаций.
3. Подобрать методики для проведения эмпирического исследования на основе анализа литературы.
4. Провести исследование и обработать данные.
5. Определить уровни жизнестойкости у руководителей общественных организаций.
6. Проанализировать данные с помощью математического критерия.
7. Провести психологический анализ полученных результатов.
8. Сделать заключительные выводы по научной работе.
Методы, использованные в работе: теоретический анализ литературы, анкетирование, метод экспертной оценки, герменевтический метод.
Психодиагностический инструментарий: «Тест жизнестойкости»
Сальваторе Мадди в версии Д. А. Леонтьева - Е. И. Рассказовой, «Опросник временной перспективы» Филипа Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой, О. В. Митиной; «Метод мотивационной индукции» Жозефа Нюттена в адаптации Н. Н. Толстых.
База исследования: эмпирическую базу исследования составили 51 руководитель студенческих общественных организаций г. Владивосток из ДВФУ и ВГУЭС в возрасте от 18 до 27 лет.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав - теоретической и эмпирической, заключения, списка литературы и приложений.
В данной работе были рассмотрены особенности временной перспективы у руководителей студенческих общественных организаций с разным уровнем жизнестойкости.
Результаты исследования показали, что во временной перспективе руководителей общественных организаций доминирует ориентация на будущее, а также компоненты позитивного прошлого и гедонистического настоящего.
Сама специфика работы руководителя студенческой общественной организации предполагает некоторую неопределённость, когда приходится подстраивать работу объединения под изменяющиеся требования администрации ВУЗа.
Временная перспектива — это динамичное и многофакторное явление. Со временем и сменой различных событий в жизни она претерпевает изменения и на этой базе функционирует личность. Но для более эффективной деятельности руководителю любого подразделения необходимо знать о своих личностных характеристиках, чтобы видеть какую работу и в каком направлении ему вести для улучшения собственных навыков.
Гипотеза исследования подтвердилась, действительно существуют значимые различия во временной перспективе у руководителей общественных организаций с разным уровнем жизнестойкости.
Студенческий возраст является оптимальным для развития лидерских качеств, навыков управления и характеризуется как завершающий этап подготовки к вступлению в самостоятельную профессиональную деятельность.
Практическая значимость результатов данного исследования состоит в том, что для эффективности работы каждый профессионал должен использовать свои сильные стороны, а для этого знать свои личностные характеристики. При высоком уровне жизнестойкости и протяжённой временной перспективе шансы достичь успеха выше.
Проведённое исследование может являться основой для разработки программы подготовки молодёжных лидеров, в этом я вижу направление для дальнейших исследований. Необходимо продолжать исследование не только темпоральной перспективы, но и других личностных особенностей руководителей общественных организаций.
1. Адаир, Д. Психология лидерства / Д. Адаир. - М.: Эскмо, 2008. - 352 с.
2. Александрова, Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов, Выпуск 2, 2010. - С. 82-90.
3. Богомаз, С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы научно-практических мероприятий V Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России» Т. 4, 2009. - С. 18-20.
4. Власенко, А. И. Временная перспектива как подструктура самосознания депривированной личности // Молодой ученый №8, 2014. - С. 921-924.
5. Врум, В. Работа и мотивация / В. Врум. - Альпина, 2011. - 404 с.
6. Головаха, Е. И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ / Е. И. Головаха. - Киев: Наукова думка, 2011. - 328 с.
7. Зимбардо, Ф. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд. - СПб.: Речь, 2010. - 352 с.
8. Иванова, Г. П. Социальная активность как интегративное качество личности студента/ Г. П. Иванова, Э. Ф. Шакирова // Психология индивидуальности - М.: Логос, 2012. - 354 с.
9. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
10. Иноземцева, Н. Н. Некоторые аспекты жизненного пути современного руководителя // Психология и психотехника, № 1, 2010. - 455 с.
11. Калита, В. В. Экспериментальный метод в психологии и психолого- педагогических исследованиях: Хрестоматия /. В. В. Калита. - Владивосток: МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2007. - 115 с.
12. Климов, А. Е. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений / Е. А. Климов. - 4-е изд., стер. - М. Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.
13. Котова, С. А. Исследование жизнестойкости студенческой молодёжи // Психология индивидуальности - М.: Логос, 2012. - 160 с.
14. Кричевский, Е. Л. Динамика группового лидерства / Е. Л. Кричевский. - М.: Наука, 2008. - 73 с.
15. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М.: Прогресс, 2009. - 310 с.
16. Леонтьев, Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Вып. 1. - М.: Смысл, 2006. - С. 56-65.
17. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. - М.: Смысл, 2008. - 63 с.
18. Лукьянов, О. В. Готовность быть: Введение в транстемпоральную психологию / О. В. Лукьянов. - М.: Смысл, 2009. - 231 с.
19. Мадди, С. Р. Теории личности: сравнительный анализ / С. Р. Мадди.
- СПб.: Речь, 2007. - 380 с.
20. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. - СПб.: Питер, 2008. - 672с.
21. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008.
- 590 с.
22. Минаева, Н. Л. Должностное лидерство в современных некоммерческих организациях - М.: МПСИ, 2009. - 178 с.
23. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспективы будущего / Ж. Нюттен. - М.: Смысл, 2008. - 608 с.
24. Остапенко, Р. И. Математические основы психологии: учебно-методическое пособие / Р. И. Остапенко. - Воронеж: ВГПУ, 2010. - 76 с.
25. Сырцова, А. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо / А. Сырцова, Е. Т. Соколова, О. В. Митина // Психологический журнал Т. 29, № 3, 2008. - 144 с.
26. Тетерский, С. В. Социальное служение: участие молодежи в общественно полезной деятельности - Нижний Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2009. - 146 с.
27. Толстых, Н. Н. Использование метода мотивационной индукции для изучения мотивации и временной перспективы будущего // Психол. диагностика. № 3, 2007. - 110 с.
28. Толстых, Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез / Н. Н. Толстых. - М.: Наука, 2010. - 94 с.
29. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития
личности и малых групп / Н. П. Фетискин. - М.: Изд-во института
психотерапии, 2009. - 489 с.
30. Фоминова, А. Н. Проявление жизнестойкости личности в условиях социальной стратификации общества // Современные проблемы науки и образования. № 5, 2012. - 268 с.
31. Хачатурова, М. Р. Временные аспекты поведения в трудных ситуациях взаимодействия // Психология индивидуальности - М.: Логос, 2012. - 354 с.
32. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хукхаузен. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2005. — 860 с.
33. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. - СПб.: Речь, 2007. - 256 с.
34. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / Э. Шейн. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
35. Boberg, J. The effects of integrated transformational leadership on achievement / J. Boberg, S. Bourgeois // Journal of Educational Administration. -
2016. Vol. 54, No. 3. - P.584.
36. Boniwell, I. Balancing time perspective in pursuit of optimal functioning / I. Boniwell, P. Zimbardo // Positive Psychology in Practice. - 2008. Vol. 35, No. 2. - P 382.
37. Gilbert, S. The motivation for transformational leadership scale / S. Gilbert, P. Horsman, E. Kelloway // Leadership & Organization Development Journal. - 2016. Vol. 37, No. 2. - 747 p.
38. Gjesme, Т. Is There in Future in Achievement Motivation? // Motivation and Emotion. - 2011. № 2. - P. 115-138.
39. Han, S. Transformational leadership and knowledge sharing / S. Han, G. Seo, S. Yoon // Journal of Business Ethics Journal of Workplace Learning. - 2016. Vol. 28, No. 3 - 674 p.
40. Lennings, С. J. Profiles of time perspective and personality: Developmental considerations // Journal of Psychology - 2010. № 132. - P. 629-641.
41. Maddi, S. R. The Story of Hardiness: Twenty Years of Theorizing, Research, and Practice // Consulting Psychology Journal. - 2002. Vol. 54, No. 3. - P. 175-185.
42. Mello, Z. R. The relationship of time perspective to age, gender and academic achievement among academically talented adolescents // Journal for the Education of the Gifted. - 2012. Vol. 29, No. 3. - P 271.
43. Sanders, S. On Ethically Solvent Leaders: The Roles of Pride and Moral Identity in Predicting Leader Ethical Behavior / S. Sanders, B. Wisse, N. Van Yperen // D Journal of Business Ethics. - 2016. - 368 p.
44. Scopus - Научная база данных - Режим доступа:
https://www.scopus.com/results/results.uri?sort=plf-f&src=s&st1=hardiness&nlo=&nlr=&nls=&sid=8223b26ef850ebedefba0efabb1c6a6c&sot=b&sdt=cl&cluster=scosubjabbr%2c%22PSYC%22%2ct&sl=24&s=TITLE-ABS-KEYo%o28hardinesso%o29&origin=resultslist&zone=leftSideBar&editSaveSearch=&txGid=59a9107727f03fec6f391dee7e2ac6c0
https://www.scopus.com/results/results.uri?sort=plf-f&src=s&st1=time+perspective&nlo=&nlr=&nls=&sid=40133420fb0dd7fe5ef01478b1242bd2&sot=b&sdt=cl&cluster=scosubjabbr%2c%22SOCI%22%2ct&sl=31&s=TITLE-ABS-
KEY%28time+perspective%29&origin=resultslist&zone=leftSideBar&editSaveSearch=&txGid=a41d53820ce377d243ba14a0eb1c8583
46. Silver, L. S. Salesperson Failure and Future Time Perspective: A Research Proposal / L. S. Silver, S. Dwyer // Conference, St. Louis, March. 2012. - P. 672-678.
47. Tu, Y. Do Ethical Leaders Give Followers the Confidence to Go the Extra Mile? The Moderating Role of Intrinsic Motivation / Y. Tu, X. Lu // Journal of Business Ethics. - 2014. Vol. 135, No. 1 - 681 p.
48. Zimbardo, P. G. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric / P. G. Zimbardo, J. N. Boyd // Journal of Personality and Social Psychology. - 2009. No. 77. - P. 1271-1288.