Введение 3
Глава №1 Аналитический обзор литературы 4
Глава №2 Методы исследования 20
Глава №3 Анализ и интерпретация результатов исследования 23
Выводы 48
Заключение 49
Список литературы 50
Приложение
Современное общество имеет сложную структуру. И живя в таком обществе, женщина невольно сталкивается с такими компонентами окружающей действительности, как социальные институты, национальные движения и различного рода явления культуры, науки, религии. И хотя мы живем в обществе, где в основном приветствуется равенство полов, женщина все равно сталкивается с социальными стереотипами.
Ведь очень часто человек создает себе образы других людей, основываясь не на том, какие он на самом деле и что они делают, а на предположениях о том, какими эти люди должны быть и что должны делать, или на собственных желаниях видеть этого человека, таким каким хочется. В психологии за последнее время возрос интерес к подобным стереотипам, потому что стереотипы крайне условны и ущербны.
Особенно от стереотипов в обществе страдают женщины. Сколько раз мы слышали шутки об особенностях женской логики, сколько раз мы слышали, что женщина - это нежное и мягкое создание? Хочется подчеркнуть, что укреплению подобных стереотипов способствует и наше общество: телевидение, СМИ, а также религия, традиции и культурные особенности общества. И возможно, традиции и культура нашего общества влияют и на психологическое благополучие женщин. Возможно через одобрение тех или иных стереотипов общество способствует росту тревожности и нервозности у женщин.
Но в нашей многонациональной стране уживаются множество культур со своими обычаями и традициями. И я предположила, что в разных культурах социальные стереотипы о женщинах по-разному влияет на психологическое благополучие этих самых женщин.
Для этого я провела кросс-культурное исследование среди коренных жительниц Санкт-Петербурга - как оплота атеизма и прозападных ценностей и коренных жительниц Казани - где зарождались основы мусульманских традиций.
У меня было две главные задачи: узнать есть ли вообще разница в восприятии социальных стереотипов среди жительниц Санкт-Петербурга и Казани (и если есть, то в чем разница); и есть ли влияние культур обоих этих городов на психологическое благополучие женщин (и, если есть, в чем заключается это влияние).
В целом результаты исследования показали, что две гипотезы подтвердились по одной выборке, по другой же результаты оказались полностью противоположными. Это могло произойти по разным причинам:
• Разные религии по-разному могут влиять на человека и его психику. Разная степень открытость к изменениям, к нынешним течениям и т.д.
• Свою роль могла сыграть субъективная оценка влияния религии, так как испытуемых просили самих оценить силу влияния религии
• Кроме того, исследование проходило он-лайн, что также могло отразиться на результатах. Нельзя точно сказать в каком состоянии и настроении были испытуемые, в какое время они проходили методики, внимательно ли они их читали и т.д.
Как мне кажется, в дальнейшем стоит проводить исследование по каждой религии в отдельности, чтобы получить более точные результаты.
Подобное исследование может помочь в дальнейшем при работе с женщинами, может помочь при экстренной психологической помощи с клиентами.
1) Куницына, В. Н. Социальные стереотипы - условие и продукт социализации// Человек и общество. Л. 1971 №9 С. 184-194
2) Ильин Е.П. Пол и гендер. Спб. 2010. С. 70-77
3) Берн. Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. СПб. 2007. С. 45-48, 70-75
4) Williams J.E., Best D.L. Sex and psyche: Gender and self-viewed cross- culturally. Beverly Hills, Sage, 1990
5) Eccles J.S. Sex differences in mathematics participation// Women in science: Advances in motivation and achievement. Greenwich, CT, JAI Press, 1984. V.2
6) Bem S.L. The lenses of gender: Transforming the debate on sexual inequality. New Haven, CT: Yale University Press. 1993
7) Spence J., Helmrich R. Androgyny vs gender schema: A comment on Bem’s gender schema theory. Psychological Review, 88, 365-368. 1981
8) Schmitt M.T., Wirth J.H. Evidence that gender differences in social dominance orientation result from gendered self-stereotyping and group-interested responses to patriarchy.// Psychology of Women Quarterly, 33, 2009, 429-436.
9) Sidanius, J., & Pratto, F. Social dominance: An intergroup theory of social hierarchy and oppression. NewYork: Cambridge University Press. 1999
10) Huang, L-L., & Liu, J. H. Personality and social structure implications of the situational priming of social dominance orientation. Personality and Individual Differences, 38, 267-276. 2005
11) Turner, J. С., Hogg, M. A., Oakes, P. J., Reicher, S. D., & Wetherell, M. S. Rediscovering the social group: A self-categorization theory. Oxford, UK: Basil Blackwell. 1987
12) Schmitt, M. T., Branscombe, N. R., & Kappen, D. M. Attitudes toward group- based inequality: Social dominance or social identity? British Journal of Social Psychology, 42, 161-186. 2003
13) Hurt M. M., Nelson J. A., Turner D. L., Haines M. E., Ramsey L. R., Erchull M. J., Liss M. Feminism: What is it Good For? Feminine Norms and Objectification as the Link between Feminist Identity and Qinically Relevant Outcomes. // Sex Roles 57:355-363. 2007
14) Liss, M., Qawford, M., & Popp, D. Predictors and correlates of collective action. Sex Roles, 50, 771-779. 2004
15) McKinley, N. M., & Hyde, J. S. The objectified body consciousness scale: Development and validation. Psychology of Women Quarterly, 20, 181-215. 1996
16) Saunders K. J., Kashubeck-West S. The relations among feminist identity development, gender-role orientation, and psychological well-being in women// Psychology of Women Quarterly, 30, 199-211. Blackwell Publishing, Inc. 2006
17) Yakushko O. Do Feminist Women Feel Better About their Lives? Examining Patterns of Feminist Identity Development and Women’s Subjective Well-being // Sex Roles 57:223-234, 2007
18) Downing, N. E., & Roush, K. L. From passive acceptance to active commitment: A model of feminist identity for women. The Counseling Psychologist, 13, 695-709. 1985